Реферат: ИГЛОРЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ

ПЛАН:
1.История акупунктуры 2
2. Система китайской классической чжень-цзю терапии 6
3. Механизмы акупунктуры 16
Список рекомендуемой литературы 27

Дата добавления на сайт: 24 июня 2024


Скачать работу 'ИГЛОРЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ':


ИГЛОРЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ
ПЛАН:
TOC \o "1-1" \h \z \u 1.История акупунктуры PAGEREF _Toc20228641 \h 22. Система китайской классической чжень-цзю терапии PAGEREF _Toc20228642 \h 63. Механизмы акупунктуры PAGEREF _Toc20228643 \h 16Список рекомендуемой литературы PAGEREF _Toc20228644 \h 27
1.История акупунктурыГде, когда и как возникли методы рефлексотерапии - иглоукалывание (иглотерапия, иглорефлексотерапия, акупунктура - от лат. acus - игла, punctio - колоть) и прижигание - пока точно не установлено. По-видимому, истоки их можно отнести к наиболее древним методам врачевания. Стремясь избавить себя от боли или уменьшить ее, человек инстинктивно растирал ушибленные или другие болезненные места. При этом выявлялись болезненные точки (пункты), на которые человек воздействовал. Вероятно, это был самый первый период рефлексотерапии, когда воздействие производилось только на болезненные точки. Добыча огня первобытным человеком, возможно, послужила толчком для развития метода прижигания. Чтобы выжить в тех условиях, первобытные люди должны были быть здоровыми и сильными. Вероятно, поэтому они, веруя в могущественную силу огня, начали прижигать раны, укусы или болезненные места, чтобы быстрее выздороветь. (Подобные методы лечения при ранах, кровотечениях, язвах некоторые народы применяют в настоящее время.) Однако сильное прижигание, так же как и массирование болезненных точек, сопровождалось болью, и, зная о том, что боль в момент прижигания способствует в дальнейшем уменьшению боли от раны или ушиба, люди, по-видимому, нашли другой, почти аналогичный способ уменьшения страданий. Они наносили болевое раздражение любым предметом, который попадался им под руку (камень, палка и т.д.), лишь бы уменьшить свои страдания. Об этом свидетельствуют и историко-археологические находки каменных (из кремния, яшмы, кварца), костяных и бамбуковых игл различной формы и величины. Длительное применение прижигания (в древности использовались комочки тлеющей полыни) и иглоукалывания позволило выявить определенные закономерности при воздействии на ту или иную точку. Воздействие на одни точки было эффективным при одном заболевании, на другие - при другом. Точки получали свои названия и топографическое описание. Когда накопился значительный фактический материал, было установлено, что воздействие на разные точки может одинаково влиять на один и тот же орган. При этом "точки одинаковой направленности" начали группировать по определенным линиям, получившим в дальнейшем название каналов. Это был период систематизации точек.
Родиной метода иглотерапии принято считать Китай, однако он не был "исключительной собственностью" китайцев. Есть достоверные факты, свидетельствующие о том, что в древние времена иглотерапия существовала и у других народов. Так, в одном из музеев Лондона хранится египетский папирус с обозначением точек для иглоукалывания, датированный 1550 г. до н.э. Возможно, иглотерапия и прижигание появились раньше на Тибете, в Непале или Индии, где наука была более развитой. Следует все же отметить, что наиболее широкое распространение иглотерапия и прижигание получили в странах Востока, в первую очередь в Китае, и поэтому данный метод лечения получил название китайского метода лечения или чжень-цзю терапии. Врачеватели Китая путем проб и ошибок из поколения в поколение передавали накопленный опыт, преумножая и развивая его. Одним из первых письменных документов, посвященных иглоукалыванию и дошедших до нас, была книга "Хуанди нэй-цзин" ("Трактат о внутреннем, или О природе жизни"), написанная в Китае примерно в 221 г. до н.э. В ней отражены вопросы иглотерапии и прижигания, описаны девять форм металлических игл, топография 295 точек (135 парных и 25 непарных), изложены основные показания и противопоказания, а также правила проведения иглотерапии, основанные на более чем 2000-летнем опыте применения иглотерапии и прижигания. Следует отметить, что развитие чжень-цзю терапии происходило не изолированно от общего развития китайской медицины. Высокого развития в этот период достигла хирургия благодаря применению обезболивающих средств (препараты опия, алкоголь, корень аконита). Начала внедряться пульсовая диагностика Бянь-Цяо (500 лет до н.э.), была составлена первая китайская фармакопея (I в. до н.э.). Своим развитием китайская хирургия обязана Хуа То (220-230 гг. н.э.), уделявшему внимание не только хирургии, но и внедрившему также систему гимнастических упражнений на основе естественных движений пяти животных ("игра пяти зверей"). Он же описал и дал конкретные практические рекомендации по иглотерапии (например, для получения эффекта необходимо проводить уколы в небольшое число точек (1-2), а извлекать иглу следует только после появления у больного предусмотренных ощущений). Несколько позже Хуан Фуми (215-282 гг. н.э.) написал книгу "Цзя-и-Цзин", посвященную только чжень-цзю терапии, где описал 649 точек (300 парных и 49 непарных) на человеческом теле и впервые применил термин "чжень-цзю" (от кит. чжень - иглоукалывание, дословно укол золотой иглой; цзю - прижигание). В этот период иглоукалывание и прижигание достигают небывалой популярности среди населения Китая. Делаются первые попытки схематически изобразить точку для чжень-цзю терапии. В 265 г. книга "Цзя-и-Цзин", а несколько позже (562 г.н.э.) и китайский атлас линий и точек попали в Японию, где наряду с иглоукалыванием широкое распространение получило прижигание (травой мокса). Из Китая и Японии метод иглоукалывания быстро распространился в другие страны Востока (Корею, Монголию, Индию). Значительным шагом в дальнейшем развитии иглоукалывания и прижигания явилось создание в Китае первых медицинских школ и высшей медицинской школы (1076 г.), готовивших специалистов по чжень-цзю терапии. (До этого подготовка специалистов была строго семейной.) Создание школ стало возможным после изготовления Ван Вейи (1027 г.) двух бронзовых манекенов с отверстиями для введения игл. Исходя из учения древних о двенадцати "жизненных сосудах", "каналах", "линиях", якобы соединяющих периферию тела с внутренними органами, он расположил известные тогда 657 точек (303 парные и 51 непарную) на этих линиях. Для удобства использования манекена и изучения топографии жизненных линий и точек он же составил атлас "Правила к иголкам, мокса и точкам бронзового человека". С этого времени чжень-цзю терапия в Китае стала самостоятельной медицинской специальностью. Лечение иглоукалыванием и прижиганием продолжало развиваться. В 1903 г. Ху Тэпин к двенадцати линиям Ван Вейи добавил еще две линии и около 40 точек. Всего уже в это время на 14 линиях насчитывалось около 700 точек. С тех пор топография линий и точек практически не изменяется, добавляются лишь новые точки. Со времени образования Китайской Народной Республики (1949 г.) был принят ряд решений по развитию метода чжэнь-цзю терапии. В 1951 году в Пекине был создан Экспериментальный институт по методам чжэнь-цзю терапии, реорганизованный в 1955 г. в научно-исследовательский. В настоящее время самые интенсивные исследования по акупунктуре ведутся в трёх крупных городах КНР: Пекине, Шанхае и Ухане, соответственно в Академии китайской медицины, Институте физиологии и Китайской академии. С конца 50-х годов акупунктура в КНР рассматривается как необходимый дополнительный метод, который применяется во всех больницах страны не только при функциональных заболеваниях, но и при многих органических, в том числе инфекционных (дизентерия, вирусный гепатит и т.д.).
В Европу первые сведения о лечебном иглоукалывании и прижигании начали проникать в XIII в. через миссионеров, купцов и путешественников. Однако первая специальная книга была опубликована намного позже - в 1671 г. миссионером Harvieu. До конца XYII в. было опубликовано ещё шесть работ по проблемам иглотерапии. В XYIII в. число публикаций увеличилось (известно 18 работ). Интерес европейцев к китайскому методу лечения значительно возрос в XIX в. благодаря французским авторам, опубликовавшим 142 работы на эту тему. В "Записках о хронических заболеваниях, кровопусканиях и акупунктуре" L.Berlios (1816) сообщал о положительных результатах лечения иглотерапией многих больных хроническими заболеваниями. У L.Berlios нашлось много последователей как во Франции, так и в Италии, Англии, Германии. Особенно широко применял метод иглотерапии профессор J.Cloquet в госпитале Сен-Луи (Париж). Этот метод казался ему столь же оригинальным, сколь и эффективным. В 1826 г. он опубликовал учебную книгу по иглоукалыванию. После опубликования работ J.Cloquet начинается настоящее увлечение иглоукалыванием. Знаменитый клиницист A.Trouseau (1858 г.) посвятил акупунктуре специальную главу своего руководства по внутренним болезням.
Разработка и практическое использование иглоукалывания европейскими врачами получило новый импульс в 50-е годы XX в. Большая заслуга в этом принадлежит S.Morant, широко пропагандировавшему это врачебное искусство в своих работах и переводах (1955, 1957). К настоящему времени в странах Западной Европы выпущены руководства, монографии и учебные пособия по иглоукалыванию. Среди них ниаболее известны работы F.Mann (1962, 1971, 1974), G.Bachmann (1959, 1964, 1967), L.Roccia (1978), L.Roccia, M.Panichi (1978), R.Voll (1978), J.Bischko (1977), G.Konig, J.Wancura (1977), J.Niboyet (1973), C.C.Schnorrenberger (1979), Nguyen Van Nghi (1980), J.Bossy (1983), I.Gleditsch (1986). Особого упоминания заслуживает P.Nogier, занимающийся проблемами аурикулотерапии. Он, по сути, возродил этот метод не только для терапии, но и для диагностики.
В России первые сведения об иглоукалывании появились благодаря работам профессора Медико-хирургической академии П.А.Чаруковского, отметившего "явственную от него пользу". В 1845 г. А.А.Татаринов, долгое время работавший в Духовной миссии в Пекине, подробно описал метод иглоукалывания, показания к его применению и получаемые результаты. В работах П.Л.Кориневского (1863-1876), П.Пясецкого (1882), А.Я.Виолина (1903) также упоминается об этом виде лечения. В советский период иглоукалыванием занимались такие видные учёные, как В.В.Корсаков (1928) и Э.С.Вязьменский (1945-1947), однако в практику отечественной медицины этот метод так и небыл внедрён. В середине 50-х годов в Китай для изучения данного метода лечения в двухгодичную командировку были направлены профессора И.И.Русецкий и В.Г.Вогралик, Э.Д.Тыкочинская, М.К.Усова, Н.Н.Осипова. После их возвращения метод иглоукалывания был внедрен в лечебную практику. В июне 1957 г. были утверждены "Временные методические указания по применению иглоукалывания и прижигания", в 1959 г. МЗ СССР издана "Инструкция по применению метода иглотерапии". Под руководством профессоров Н.И.Гращенкова, Э.Д.Тыкочинской, В.Г.Вогралика и И.И.Русецкого проводилось клинико-физиологическое изучение метода. На кафедрах физиотерапии и неврологии началась подготовка соответствующих специалистов. В 1960 г. при ЦОЛИУВ впервые был организован курс иглотерапии. В это же время функционировали курсы иглотерапии в Казани, Горьком и Ленинграде. Затем отмечался десятилетний спад в применении метода иглотерапии. После приказа МЗ СССР "О дальнейшей разработке метода иглотерапии и внедрении его в практику" (1971) подготовка врачей по иглотерапии вновь активизировалась. В 1978 г. была создана, а в 1985 и 1991 г.г. пересмотрена с учётом накопившегося опыта унифицированная программа по рефлексотерапии для институтов усовершенствования врачей. Программа предусматривает общую подготовку специалистов разных профилей по рефлексотерапии, рассчитанную на трёхмесячный период обучения. Параллельно предусматривается проведение тематических циклов усовершенствования для лиц, прошедших общую подготовку по рефлексотерапии.
2. Система китайской классической чжень-цзю терапииВ настоящее время интерес к альтернативным медицинским системам и оздоровительным практикам чрезвычайно высок. Особое место в их ряду занимает феномен традиционной китайской медицины, многие методики и теоретические постулаты которой уже широко применяются в мировой клинической практике. Время возникновения метода чжень-цзю (иглоукалывания и прижигания) точно не установлено, хотя археологические данные свидетельствуют, что этот вид лечения применялся на территории современного Китая ещё в каменном веке [Гаваа Лувсан, 1986]. Трактат Жёлтого Императора о внутреннем [Хуан-Ди ней-цзин, предположительно III в. до н.э.], самая ранняя из дошедших до нас чисто медицинских книг, является каноном китайской медицины и помимо основных теоретических положений чжень-цзю содержит первые систематизированные сведения о сущности биологически активных точек и объединяющих их меридианов. Полулегендарный император Хуан-Ди говорит: "Я слышал, что во времена высокой древности совершенномудрые имели теорию, объясняющую устройство человеческого тела. Они выделяли органы чжан (плотные) и фу (полые), различали каналы цзин (меридианов) и ло (ответвлений), понимали места соединения цзин, знали последовательность циркуляции ци (дыхания) по меридианам, знали в каких точках проходит ци и в какой последовательности, и для каждого места имелось своё обозначение. Для каждого меридиана определялось начало. Были известны прямая и обратная последовательность движения /ци/ для каждого участка, и во всех случаях знали чёткие закономерности развития событий, знали их соответствие субстанциям инь и ян, так как существовали законы соответствия внутреннего и внешнего, и для любого явления существовал бяо (поверхностный) и ли (глубинный) уровни рассмотрения. Разумеется, суждения автора или авторов древнего трактата глубоко метафизичны и соответствуют онтологическим и культурным воззрениям своего времени. Так Небесный Наставник Ци Бо, отвечая на вопрос Желтого Императора о природе духа (шэнь), поясняет: "В состоянии ясного сосредоточения можно прозреть его сущность, однако словами её передать нельзя". Кровь (сюэ) и энергетическая субстанция (ци) человека и составляют его дух (шэнь). "На земле существуют водные каналы, а в человеческом организме существуют меридианы", по которым непрестанно циркулируют сюэ и ци. "Если правильно определить местоположение, тогда соответственно можно применять иглы или камни для воздействия на точки" при лечении заболеваний. С помощью иглоукалывания можно выпустить из меридиана (цзин) избыточные кровь (сюэ) и дыхание (ци), в результате чего исчезает причина болезни.
Таким образом, несмотря на чёткую субстанциональную дифференцировку понятий сюэ и ци (кровь является одновременно и порождением и вместилищем ци), чёткой морфологической границы между кровеносными сосудами и энергетическими меридианами древнейшие авторы не проводили, впрочем априорно считая их отнюдь не тождественными (кровь наполняет все меридианы и кровеносные сосуды, но дыхание ци, циркулируя в разной концентрации по всем меридианам, не наполняет в чистом виде ни один из кровеносных сосудов). Наличие в организме человека системы каналов цзин-ло (меридианов и ответвлений), представляющих собой "потоки", наряду с существованием сердца и крови считалось проявлением стихии огня, однако с оговоркой, что жар и порождаемая им горечь разрушают ци так же, как порождаемая жаром радость разрушает сердце. Подобная классификация по пяти стихиям (огонь, земля, металл, вода, дерево), символизирующим пять энергетических состояний материи, приложима к определению взаимодействия сил в любой вероятно возможной ситуации, системе, структуре и является неотъемлемой частью общей концепции систематизации в ситуативной аналитике традиционной китайской онтологии, поляризованной понятиями инь и ян. Основной принцип терапевтического воздействия на биологически активные точки и меридианы как раз и состоит в восстановлении динамически гармоничного равновесия между этими субстанциями. Каналы известных в древности двенадцати меридианов (цзин) и соответствующих пятнадцати ответвлений (ло), по которым движется ци внутренних органов на поверхности тела, в зависимости от их топографии и полярности так же подразделяются на иньские и янские. Циркуляция ци по системе цзин-ло постоянно регулируется специальными шу (точками), и таким образом поддерживается равновесие между субстанциями инь и ян. В разделе "Су-вень" трактата "Хуан-Ди ней-цзин" говорится: "Инь связывается с ян, и их соединение происходит в особых точках. Субстанция ян вливается внутрь субстанции инь, а субстанция инь заполняет внешние пространства. Инь и ян таким образом распределяются ровно, заполняют телесную форму. Такое состояние называется ровным (здоровьем)". Так сформировалось представление о биологически активной точке как о специфической области, как бы отверстии тела, через которое органы чжан-фу обмениваются энергией с окружающим организм пространством.
Трактат "Хуан-Ди ней-цзин" оказал основополагающее влияние на последующее развитие китайской медицины, поскольку послужил источником всех дальнейших исследований, и подавляющее большинство классических текстов представляют собой компиляции постулатов "Ней-цзин" с авторскими комментариями [Y.Manaka,1972]. Так более половины глав второго по значимости в системе канонических сочинений китайской медицины трактата "Трудные вопросы" [Нань-цзин, предположительно II в. до н. э.] посвящены объяснению и развитию концепций "Ней-цзин". В этих канонах структурно-морфологические характеристики биологически активных точек чрезвычайно поэтичны, но их образные описания, вероятно исчерпывающие для восточного сознания, современными западными исследователями никак не могут быть признаны таковыми. Например, на каждом из двенадцати основных меридианов выделяются по пять точек, расположенных ниже локтей и коленей, объединённых собирательным термином у-шу (пять точек шу). Их морфофункциональные характеристики сводятся к утверждению, что "там, где в теле возникает ци, образуется точка колодец-цзин; там, где ци сочится, возникает точка ручей-жун; там, где ци течёт, образуется точка речушка-шу; там, где ци движется подобно потоку, образуется точка река-цзин; а там, где ци входит внутрь организма, двигаясь к органам чжан-фу, образуется точка море-хэ". Все точки (шу) подразделяются по первоэлементам, и трактат "Нань-цзин", не опровергая этого ортодоксального утверждения, однако, выдвигает своё оригинальное суждение, что точки-колодцы органов и чжан и фу соответствуют первоэлементу Дерево. Это важное теоретическое положение ещё раз подчёркивает первостепенное значение плотных органов чжан в физиологии организма. Та же идея подкрепляется разделением области шу по глубине на три зоны: верхняя (кожа и подкожная клетчатка) соответствует сердцу и лёгким, средняя (мышцы) соответствует селезёнке, нижняя (связки и кости) соответствует печени и почкам. В каждом конкретном случае в зависимости от сезона и фазы луны при чжень следует вводить иглу на строго определённую глубину. Эти предписания позволяют сделать вывод о том, что древние медики не предполагали у биологически активных точек собственной уникальной структуры, а считали их образованиями, состоящими на разных уровнях из морфологически гетерогенных элементов, в известных ситуациях объединяющихся в качественно новое целое - точку шу, способную проявлять уникальные свойства, - такие как отличные от окружающих тканей плотность и болезненность при пальпации и возникновение специфических, позднее названных "предусмотренными", ощущений (тхи) при укалывании и прессуре.
В дальнейшем учение о точках и меридианах развивалось в направлении уточнения их топографии. Так в трактате Ван Вэй-и "Тун-жень-шу-сюэ-чжень-цзю-ту-цзин" [1026]...