Реферат: Эстетические проблемы эвтаназии
Проблема эвтаназии ( греч. – “хорошая смерть” ) была и по сей день остается одной из актуальных. Здесь есть сторонники и противники. Критерий жизни и смерти – не только медицинский, но и философский вопрос. И вот, сейчас, на пороге третьего тысячелетия, данная тема горячо обсуждается многими людьми.
Дата добавления на сайт: 10 августа 2024
Скачать работу 'Эстетические проблемы эвтаназии':
Государственная Академия Сферы Быта и Услуг
Поволжский Технологический Институт Сервиса
РЕФЕРАТ
По дисциплине: ”Этика и эстетика”
На тему : “ Эстетические проблемы эвтаназии”
Работу выполнил: Пономарев В.А.,И-501
Работу проверила: Соколова Н.Л.
ТОЛЬЯТТИ 1999
Проблема эвтаназии ( греч. – “хорошая смерть” ) была и по сей день остается одной из актуальных. Здесь есть сторонники и противники. Критерий жизни и смерти – не только медицинский, но и философский вопрос. И вот, сейчас, на пороге третьего тысячелетия, данная тема горячо обсуждается многими людьми.
Обратимся к истории данной проблемы. В прошлом недееспособных солдат приканчивали после сражения специально обученные этому делу команды. “ В средние века,- пишет академик Б. Петровский, - во время войн на поле боя оставались сотни тяжелораненых, которые в силу разных причин не были эвакуированы. Их ждала мучительная смерть на поле боя , но с помощью кортика с крестообразной ручкой специально выделенные люди умертвляли раненых. Смерть была мгновенной. Кортик назывался “мизерикордия” , что в переводе означает “милосердие”. В России, при царском режиме создавались тайные общества эвтаназии, которые назывались “Утоли мои печали”. История медицины знает случаи, когда врачи прибегали к эвтаназии. Они помогли уйти в мир иной Николаю 1, З. Фрейду, Г. Герингу, А. Онассису и другим.
Различают эвтаназию пассивную и активную, добрвольную и недобровольную. Пассивная эвтоназия означает, что врач, устраняясь, не совершая действий, которые могли бы поддержать жизнь, пассивно санкционирует умирание ( нередко мучительное) больного. В случае активной эвтаназии врачом целенаправленно, по заранее принятому решению предпринимаются специальные действия, ускоряющие смерть. Добровольной называется эвтаназия, которая осуществляется по недвусмысленной просьбе больного или с предварительного выраженного его согласия с заранее и в юридической достоверной форме выражают волю на случай необратимой комы. Недобровольная эвтаназия осуществляется без непосредственного согласия больного, хотя это не значит , что она в этом случае противоречит его воле – просто он из-за болезни не может выразит свою волю и не сделал это заранее, при этом те, кто принимает решение об эвтаназии предполагает что, если бы больной мог б выразить свою волю, он бы пожелал этого. Комбинируя эти формы эвтаназии, мы получаем четыре ситуации эвтаназии: добровольная и активная, добровольная и пассивная, недобровольная и активная, недобровольная и пассивная.
Во многом оставаясь этической проблемой , эвтаназия меж тем остается связана и с социально – экономической стороной функционирования государства. В этом смысле проблема эвтаназии заключается в том, что в наше время человек настолько обесценился в глазах общества и государства в целом, что не только не вызывает сострадания к себе, но и лишен элементарного внимания. Если бы государство обеспечило своим гражданам ( здоровым, больным и престарелым) надлежащий образ жизни ( жилищные условия , пенсию, социальную защиту в виде самых необходимых услуг) ,.то , наверное, желающих покончить с собой было бы куда меньше. Многие люди предпочитают умереть , чем влачить скотский образ жизни , нищенствовать. Роль государства в решении данной проблемы заключается в создании условий для неизлечимых больных – хосписы, тому явный пример, наладить патронажную службу, привлечь армию добровольцев и т.п.
Для решения поставленной проблемы необходимо привлекать и законодательные органы, обязанные законами и правилами регламентировать спорные вопросы, связанные с эвтаназией. Не случайно на международных конгрессах и конференциях по вопросам биоэтики эта тема является одной из центральных. В то время, как медики и философы обсуждают эту проблему, правительства многих стран занимают наблюдательную позицию. Возникает вопрос : не противоречит ли отказ в праве человека на смерть основным правам человека. Почему государство вольно располагать жизнью своих сограждан в политических целях ( войны, экстремальные условия труда, борьба со стихийными бедствиями, эпидемиями) и в то же время отказывает людям самим распоряжаться своим будущим и личной жизнью. Ответ прост: государству люди нужны для эксплуатации в целях стабилизации существующего строя. Что же касается законодательства по вопросам эвтаназии Гос. Дума и другие органы власти не проявляют инициативы. Что же касается опыта зарубежных стран, то, например, в некоторых штатах США принят закон о достойной смерти. В Голландии существует общество сторонников эвтаназии, к которой ежегодно прибегают от 5 до 10 тыс. человек.
Свое мнение на проблему эвтаназии имеет церковь. Являясь противником эвтаназии она мотивирует это прежде всего священнописанием. Вспомните те заветы, которые дал Господь Моисею, после того , как Бог вывел евреев из земли Египетской. Первая заповедь : НЕ УБИВАЙ . ( Ветхий Завет, Исход, гл. 20 ст. 13). И у этой заповеди нет ни исключений, ни комментариев. Заповедь звучит коротко и ясно, без всякого двухмыслия. Господь даровал нам жизнь и лишь Господь вправе решать когда нам покидать сей мир. Милосердие может проявляться в смягчении боли и страданий несчастного человека, и конечно же, молитва. Телесные страдания не самые тяжелые страдания, которым может быть подвергнут человек. Тело, как и вся боль уйдет после смерти в землю, а душа наша вознесется к Господу Богу, и там ей страдать или пребывать в мире и в спокойствии.
Каждый человек вправе иметь свою точку зрения на данную проблему. И каждый из нас отталкивается из своего мироощущения и из своего понимания сущности человека. По моему глубокому убеждению необходимо дать человеку право на выбор жизни или смерти в ту минуту, когда его существование приносит ему только боль и ничего более. Ни вправе человек осуждать того человека, оказавшегося в такой ситуации, который сделал тот или иной выбор. И все потому, человеку практически трудно представит себя в такой ситуации, когда жизнь становится не мила, и потому, что человек – существо далеко не совершенное, не способное представить себя вне своей плоти и возвыситься над телесной болью . Я уверен , что многие противники эвтаназии, когда окажутся в этой ситуации предпочтут избавиться от мучений и решат свою судьбу сами, выбрав легкий путь решения проблемы – смерть.
Роль государства и общества состоит в том, чтобы помочь людям, оказавшимся в трудной ситуации. Всем людям , и тем, кто решит уйти из этого мира, и тем, кто решил положиться на волю Божью. Для первых необходимо представить помощь в лице специальных врачей ( так называемых парамедиков, в чьи обязанности входило бы оказании помощи безнадежным больным, путем навечного избавления их от боли ), а для вторых, пожелавших жить предоставить всевозможные сносные условия жизни ( здесь применение сильнодействующих наркотических средств, помощь родных и близких, милосердных людей, и конечно же государственная поддержка).
В том же случае, когда разрешить проблему эвтаназии берется государство или отдельное лицо, то в данном случае необходимо осознавать всю ответственность за принимаемые решения. Слишком уж трудное это решение – оставлять жизнь, пусть даже в муках, или забрать ее, и таким образом решить все проблемы. И в этом плане дай Бог нам не переусердствовать в решении этой задачи.
Итак, проблема эвтаназии остается во многом проблемой каждого человека, его личного отношения. Лишь сам человек вправе решать вопрос своей , именно своей жизни и смерти. Но для решения поставленной проблемы необходимо активное участии всего общества, культурных деятелей, богословов, ученых и конечно же самого государства. И главной задачей общества, по-моему, заключается в том, что создать человеку такие условия, что он всегда выбирал самое дорогое и ценное что у него есть – ЖИЗНЬ. В конце хочется привести стихотворение В. Пономарева:
Никто из нас не вечен, на грешной Земле,
Наступит наш час, мы вернемся к Тебе,
Подарившему счастье родиться и жить,
И имеющему право к себе нас возвратить.
Никто из нас не в праве за Господа решать,
Когда нам рождаться, а когда нам умирать,
И даже в муках адских дай Бог не согрешить,
Судьбу, Тобою данную самим нам не решить.
И коль в последний час нам предстоят мученья,
Не дай же оказаться во власти искушенья,
Ведь наше тело с болью останутся в земле,
Ну а души вечные вернуться все к Тебе!
В. Пономарев
Список использованной литературы:
А. Петров, Эвтаназия: проблема с неизвестными решениями // Медицинская газета, 14 августа 1998 г № 65, стр. 12
Гусейнов А.А., Апресян Р.Г , Этика: Учебник- М.: Гардарика, 1998г.
Нежная смерть // Собеседник , 1995 г. № 6, стр. 26
Кутепов С. , Врач-терминатор // Химия и жизнь , 1994, № 2, стр. 54-56
Шишкин Г. , Дело об эвтаназии // Эхо планеты, 1993, №19-20, стр. 36-41
В. Пономарев, сочинения.
Похожие материалы:
Реферат: Правовые и этические проблемы эвтаназииРеферат: Этические проблемы эвтаназии
Реферат: Термодинамика и проблемы охраны окружающей среды
Реферат: Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человечества. Биоэтика
Реферат: Проблемы движущих сил поведения