Реферат: Малые предприятия. Регистрация организаций и индивидуальных предпринимателей
Индивидуальным предпринимателем (ИП) - является физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без создания для своего предприятия юридического лица.
Дата добавления на сайт: 29 октября 2024
Скачать работу 'Малые предприятия. Регистрация организаций и индивидуальных предпринимателей':
Малые предприятия. Регистрация организаций и индивидуальных предпринимателей
Индивидуальным предпринимателем (ИП) - является физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без создания для своего предприятия юридического лица.
Индивидуальные предприниматели – это дееспособные граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ст. 18,23 ГК).
Индивидуальный предприниматель (ИП) или «трейдер» – это лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением и несет личную ответственность за обеспечение бизнеса необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его вознаграждением являются прибыль и чувство «удовлетворения», которое он испытывает от занятия бизнесом; выживания фирмы; общественного положения. Но наряду с этим он должен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства предприятия (в случае образования долга расплачивается всем своим имуществом).
ИП лично ведет дело от своего имени, за свой счет и на свой риск, несет полную личную ответственность за результаты своей деятельности.
Правовой статус ИП приравнивается к статусу юридического лица и он, являясь самостоятельным хозяйствующим субъектом, может иметь печать, расчетный счет в банке, товарный знак, имеет право заключать договора, включая трудовые при найме работников.
К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила Гражданского Кодекса РФ, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.
Индивидуальный предприниматель при осуществлении предпринимательской деятельности может:
использовать собственное имущество и имущество других лиц,
может взять деньги взаймы, получить кредит у банков, других организаций или частных лиц.
Единоличные предприятия есть первичная форма любого хозяйствования. Это простейший и самый «безрасходный» тип предприятия, поскольку отпадает необходимость в соблюдении формальностей, связанных с учреждением фирмы.
Преимуществом индивидуального предпринимательства является и то, что зачастую контрагенты (клиенты) лично известны, и ИП может незамедлительно реагировать на изменения их потребностей.
Недостатки индивидуального предпринимательства – ограниченность финансовых ресурсов, поскольку предпринимательский капитал лимитирован, в первую очередь, личными средствами и возможностями получения займов. Этим предопределяются такие неблагоприятные моменты, как:
ограниченность масштабов бизнеса рамками имеющегося капитала;
слабые надежды по поводу достижения крупномасштабного производства;
невозможность осуществления крупных поставок товаров, а отсюда достижение состояния, когда товар продается по более низким ценам;
слабая конкурентоспособность, ограниченная человеческими способностями.
Кроме того, независимо от степени предприимчивости, предпринимателю может не хватать некоторых знаний и навыков. Например, возможно, ИП удается хорошо реализовывать товар, но приходится встречаться с трудностями в решении финансовых проблем. Все это может потребовать обращения за консультацией, профессиональным советом, что является дорогим удовольствием.
Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве ИП.
Государственная регистрация ИП
Государственная регистрация индивидуального предпринимателя – акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти (МНС РФ), осуществляемый путем внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений о приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя или о прекращении предпринимательской деятельности, а также иных сведений об индивидуальном предпринимателе.
Государственная регистрация ИП осуществляется в соответствии с ФЗ РФ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [4].
Государственная регистрация утрачивает силу в основных случаях:
– принятия индивидуальным предпринимателем решения о прекращении предпринимательской деятельности с момента внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;
– принятия судом решения о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) или решения о прекращении деятельности в принудительном порядке;
– аннулирования документа, подтверждающего право индивидуального предпринимателя проживать в РФ;
– прекращения деятельности в связи со смертью индивидуального предпринимателя.
Не допускается государственная регистрация физического лица в качестве ИПБОЮЛ, если:
лицо является ИПБОЮЛ;
не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности;
не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.
ИП основано на частной собственности и носит характер малого бизнеса. Оно способствует демонополизации экономики, также отличается высоким уровнем риска и недостатком специализированного менеджмента.
Индивидуальное предпринимательство требует более существенной и реальной поддержки со стороны государства.
Совместное предпринимательство.
Совместным предприятием (СП) называется такое предприятие, уставный фонд которого образован на основе внесения паевых взносов двумя или более учредителями, один из которых – иностранное физическое или юридическое лицо.
Приняв решение об образовании СП, предприниматель вырабатывает план действий, который включает:
- определение профиля будущего СП;
- поиск партнера, готового к сотрудничеству в создании СП;
- подписание протокола о намерениях;
- подготовка вариантов возможных путей получения иностранным партнером своей доли прибыли СП;
- предварительное формирование пая, вносимого при учреждении СП;
- назначение директора или лица, ответственного за подготовку к учреждению СП;
- подготовка проектов всех документов, необходимых для
учреждения и регистрации СП;
- подписание договора о создании СП;
- государственная регистрация СП;
- реализация договоренностей по созданию СП на практике.
Протокол о намерениях не имеет правовой силы и лишь свидетельствует о желании сторон продолжить свои взаимные контакты в будущем.
Пай российского учредителя, вносимый в уставный фонд СП, может включать:
- стоимость (остаточную стоимость) зданий, сооружений, коммуникаций и т.д., передаваемых СП;
- кадастровую оценку земли (или стоимость земельного участка), передаваемой в пользование СП (при условии, что арендные платежи за землю вносит российский учредитель);
- денежную оценку передаваемой СП технологии, научных
разработок, интеллектуальной собственности и т.д.
Кадастр – это реестр, содержащий сведения об оценке и средней доходности объектов (земли, домов), налогах.
Денежная оценка объектов интеллектуальной собственности представляет достаточную сложность. Она производится с учетом издержек, связанных с разработкой предмета интеллектуальной собственности; редкости или уникальности предмета; эффекта, приносимого его использованием в производстве.
Деятельность СП в России регламентируется Федеральным Законом от 09.07.1999 г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
Сегодня организационно-правовой формы «совместное предприятие» не существует. Официально такое предприятие регистрируется в России (на основании Федерального Закона от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») в одной из перечисленных в законе организационно-правовых форм, но с указанием, что оно создается с участием иностранного лица – учредителя.
Как установлено Законом, совместное предприятие должно иметь устав, утверждаемый его участниками. Устав определяет предмет и цели деятельности предприятия, его местонахождение, состав участников, порядок формирования уставного фонда (в том числе в иностранной валюте), структуру, состав и компетенцию органов управления предприятием, порядок принятия решений и круг вопросов, решение которых требует единогласия, а также порядок ликвидации предприятия.
Малый бизнес и его роль в развитии предпринимательства
В данной теме мы обозначим основные критерии определения малого и среднего предпринимательства, изложим основные цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, а также основные элементы инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. Мы уделим внимание недостаткам, проблемам и преимуществам малого предпринимательства.
Сущность и критерии определения малого предпринимательства
Малое предпринимательство – это вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками. Малый бизнес может функционировать в тех сферах экономики, где его небольшие размеры вполне достаточны для гибкости и мобильности его развития.
В настоящее время развитие малого и среднего бизнеса регулируется ФЗ РФ N 209-ФЗ от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
Малые и средние предприятия не являются особым видом предпринимательства, они могут относиться к любой организационно-правовой форме предприятий (ИП, ООО, ЗАО, ОДО и пр.). Термин МП определяет лишь количественные параметры коммерческих организаций. Причем, в уставе предприятия не обязательно фиксировать статус малого предприятия.
Стратегия малого бизнеса – постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное к ним приспособление.
Несмотря на существенный постоянный интерес к форме предпринимательства «малый бизнес», она является самой неустойчивой и незащищенной в правовом экономическом аспекте.
Категории субъектов малого и среднего предпринимательства
К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся
Внесенные в единый государственный реестр юридических лиц коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий),
а также Физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее – индивидуальные предприниматели).
Перечисленные организации, индивидуальные предприниматели и фермерские хозяйства должны удовлетворять следующим ограничительным требованиям.
1) Размеры долевого участия.
а) для юридических лиц – суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций, фондов в уставном (складочном) капитале не должна превышать 25%.
б) доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%. Данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается во внедрении результатов интеллектуальной деятельности: программ, баз данных, изобретений, исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) – бюджетным научным и образовательным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям.
2) Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать:
а) для средних 101-250;
б) для малых до 100 включительно; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до 15 человек;
Важно заметить, что средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени.
3) Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ в 2008 г. было принято Постановление «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства». В соответствии с постановлением были установлены следующие критерии по выручке
а) для микропредприятий – 60 млн. рублей;
б) для малых предприятий – 400 млн. рублей;
в) для средних предприятий – 1000 млн. рублей.
Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.
Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием.
В законе о развитии малого и среднего предпринимательства указано, что вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели доли, численности, выручки и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают установленные предельные значения.
Регистрация малого предприятия и ИП
Ниже в таблице приведены перечни документов, необходимых для регистрации организации и индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации и перечень документов установлен Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 г. №129-ФЗ (ред. от 27.10.2008 г.).
Перечень документов, необходимых для регистрации
Организация Индивидуальный предприниматель
1) Заявление установленного образца о государственной регистрации (нотариально заверенное) 1) Заявление установленного образца о государственной регистрации (нотариально заверенное)
Учредительные документы 2) Устав (2 экз.) 2) копия основного документа физического лица – паспорта (нотариально заверенная)
3) Учредительный договор
(2 экз.) 3) Квитанция об уплате государственной пошлины за регистрацию
4) Протокол собрания учредителей, содержащий решение о создании юридического лица 4) Справка об отсутствии судимости (если планируется деятельность в сферах образования, воспитания, детского-юношеского спорта, отдыха детей)
5) Квитанция об уплате государственной пошлины за регистрацию Из таблицы видно, что при регистрации индивидуального предпринимателя отсутствуют учредительные документы, необходимые для юридического лица.
Регистрация в налоговых органах производится в течение 5 рабочих дней.
Некоторые особенности регистрации юридических лиц:
юридический адрес может быть выбран любым – по решению учредителей. К нему нет никаких требований. Юридический адрес впоследствии повлияет на районную инспекцию федеральной налоговой службы, перед которой будет обязано отчитываться юридическое лицо (ежеквартальная сдача отчетности);
организация должна иметь круглую печать, на которой должны быть указаны: название (полное, либо сокращенное), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), код причины постановки на учет (КПП);
если регистрируется ООО, для которого установлен порядок оплаты не менее 50% уставного капитала на момент создания организации, и уставный капитал будет оплачен деньгами, то необходимо после подготовки учредительных документов открыть в банке временный расчетный счет и положить на него 50% уставного капитала. Этот временный расчетный счет после регистрации станет постоянным;
организация может как иметь офисное помещение, так и не иметь – в зависимости от необходимости.
Некоторые особенности регистрации ИП:
адрес регистрации должен соответствовать адресу постоянной регистрации (прописки) физического лица;
ИПБОЮЛ не обязан иметь печать – лишь может ее приобрести при необходимости;
ИПБОЮЛ может как иметь офисное помещение, так и не иметь – в зависимости от необходимости;
когда регистрируемому предпринимателю меньше 18 лет – необходимо нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя; либо копия свидетельства о заключении брака;
официально не установлено, что ИПБОЮЛ может иметь какое-либо иное название, кроме ФИО предпринимателя. Однако, иметь название не запрещено, поэтому предприниматель может давать названия своим магазинам, предприятиям, эти названия не будут иметь самостоятельной юридической силы при заключении любых договоров.
Основные цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства
Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных ФЗ № 209-ФЗ.
Основные цели государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства включают:
развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике РФ;
обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок страны и рынки иностранных государств;
увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;
увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах бюджета.
Поддержка субъектов малого предпринимательства
Основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются:
заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки;
доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства;
равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в...