Реферат: Перспективы экономического сотрудничества России африканскими странами

Российско-африканские отношения сравнительно молодые. Они насчитывают немногим более ста лет. Взаимные контакты долгое время носили ограниченный, зачастую эпизодический характер, дипломатические отношения поддерживались с небольшой группой стран: с Эфиопией (с 1898 г.), Египтом (с 1943 г.), ЮАР (консульские отношения с 1943 г.).


Дата добавления на сайт: 04 марта 2024
Перспективы экономического сотрудничества России африканскими странами
Российско-африканские отношения сравнительно молодые. Они насчитывают немногим более ста лет. Взаимные контакты долгое время носили ограниченный, зачастую эпизодический характер, дипломатические отношения поддерживались с небольшой группой стран: с Эфиопией (с 1898 г.), Египтом (с 1943 г.), ЮАР (консульские отношения с 1943 г.).
Предпосылки для установления партнерских отношений России со странами Африки сформировались в первое десятилетие после Второй мировой войны, когда в результате успехов национально-освободительного движения появились независимые государства Африканского континента. Так, в 1948 г. было заключено первое соглашение о торговле с Египтом, далее подобные соглашения заключались в 1957 г. – с Тунисом, в 1958 г. – с Марокко, в 1959 г. – с Ганой, Эфиопией, Гвинейской Республикой. В начале 60-х годов, когда на карте появилось 17 независимых африканских государств, Советский Союз одним из первых установил с ними дипломатические отношения. К концу 80-х гг. у Советского Союза насчитывалось более 40 государств-партнеров, с которыми были подписаны долгосрочные межправительственные соглашения о торговле, со многими странами – соглашения об экономическом и техническом сотрудничестве. В целом, технико-экономическое сотрудничество России с африканским регионом составляло 18% общего объема советского сотрудничества с зарубежными странами (с Азией – 22%).
Российско-африканские контакты стали заметно активизироваться лишь с конца 90-х годов. В 1997 г. Москву посетил президент Египта Х. Мубарак, в 1998 г. – президент Намибии С. Нуйома, президенты Анголы Ж.Э.душ Сантош, тогда вице-президент ЮАР Т. Мбеки. Начало нового тысячелетия ознаменовалось целой серией визитов в нашу страну лидеров африканских стран, среди них – в 2001 г. президента Нигерии О.Обасанджо, президента Алжира А.Бутефлика, президента Гвинеи Л.Конте и др. Россия стала искать с Африкой новые связи, основанные не на идеологии, а на взаимовыгодных отношениях, прежде всего экономических. Своего рода прорывом в российской внешней политике на Африканском континенте стали визиты в Африку В.В.Путина в 2005 г. в Египет, – в Марокко и ЮАР в 2006 г.
 
Весомое политическое значение имели переговоры в Москве в апреле 2009 г. мининдел РФ С.В.Лаврова с его коллегой из ДРКонго А.Т.Муамбой, в мае того же года с мининдел Анголы А. душ Анжушем и Мали – М.Уаном. В ходе «министерской недели» на 64-й сессии Генассамблеи ООН прошли встречи С.В.Лаврова с президентом Сомали, мининдел ДРК, Нигерии и ЮАР. В июне 2009 г. состоялся визит Президента РФ А.Д.Медведева в Египет, Нигерию, Анголу и Намибию. В ходе этой поездки по Африке Президент РФ озвучил стратегический курс России в отношении Африки. Так, выступая в столице Намибии Виндхуке 25 июня 2009 г., он сказал: «Мы без ревности смотрим за тем, как в Африке бывают наши партнеры, но в то же время мы хотели бы проводить здесь свои интересы, продвигать российские компании. Это нормально для любого государства». Д.А.Медведев заметил, что Россия чуть не опоздала с развитием отношений с Африкой. «Нужно было раньше начинать работу с нашими африканскими партнерами, тем более со многими из них у нас связи и не прерывались, они насчитывают десятилетия развития отношений дружбы». Во время визитов подписан значительный пакет межправительственных и межведомственных документов, а также контрактов по линии российских и африканских компаний. Среди них особенно выделяются: Соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений со всеми тремя странами, Среднесрочная программа экономического, научно-технического и торгового сотрудничества на 2009 -2013 гг. с Анголой, документы об образовании совместного предприятия между ОАО «Газпром» и Нигерийской нефтяной корпорацией и о создании ангольской национальной системы космической связи и вещания «АНГОСАТ».
 
Сейчас Россия активно участвует в международных шагах по оказанию комплексного содействия Африке. Особое значение придается сфере укрепления безопасности на континенте, налаживанию практического взаимодействия ООН, сложившихся там региональных и субрегиональных структур, включая Совет мира и безопасности Африканского Союза, а также отдельных государств. Россия выступает за оперативную и адекватную реакцию международного сообщества на вызовы, связанные с неблагополучной ситуацией в Африке.
 
В соответствии со статусом постоянного члена СБ ООН Россия вносит весомый вклад в миротворчество на континенте, в т.ч. в выработку в рамках Совета Безопасности стратегии урегулирования вооруженных конфликтов и определение мандатов соответствующих миротворческих операций. Российские военнослужащие и сотрудники органов внутренних дел – в настоящее время около 370 человек - задействованы во всех операциях ООН по поддержанию мира в Африке – в ДРК, Западной Сахаре, Сьерра-Леоне, Кот-д’Ивуаре, Либерии, Судане. Российские вертолетные группы выполняют задачи в составе Миссии ООН в Судане и Миссии в Чаде и ЦАР.
 
Россия готова помочь Африке в защите ее территориальных вод и охране ее морских ресурсов. Об этом заявил генеральный директор компании \"Рособоронэкспорт\" Анатолий Исайкин в сентябре 2008 г. в Кейптауне (ЮАР), где он находился по случаю проведения международной выставки вооружений \"Африка аэроспейс Вэнд дифенс-2008\". \"Африканские государства, которые ведут нефтяные разработки на океанском шельфе, остро нуждаются в военной технике для патрулирования своей экономической зоны. В такой технике испытывают потребность и государства, страдающие от пиратства и браконьерского вылова рыбы, - отметил Исайкин. Можно уже привести конкретные примеры сотрудничества в этой области. Так, в связи с событиями в 2009 г. по захвату иностранных судов пиратами в Аденском заливе, Военно-морской флот (ВМФ) России не оказался в стороне. В этой географической точке земного шара было организовано сопровождение кораблями ВМФ России российских и иностранных судов. Всего сопровождено более 130 судов, предотвращено 8 попыток их захвата, задержано 4 пиратских корабля. Действия российских моряков заслужили высокую оценку в мире. ВМФ России налаживает сотрудничество с Евросоюзом по борьбе с пиратством у берегов Сомали. В этом районе дислоцируется БПК «Адмирал Чабаненко», имеющий необходимые средства связи с западными партнерами.
 
Как показывают международные прогнозы и оценки африканских экспертов, большинство стран Африки не смогут достичь основных Целей развития тысячелетия к 2015 г. Главное препятствие – нерешенность многих региональных конфликтов, а также общий низкий уровень социально-экономического развития. В связи с этим Россия активно участвует в международной помощи Африке в рамках «Группы восьми». В ходе саммита «Группы восьми», прошедшего в Мускоке (Канада) в июне 2010 г., Россия заявила о готовности выделить в ближайшие три года до 75 млн. долл. США на реализацию инициативы по борьбе с материнской и детской смертностью. В 2008-2010 гг. Россия участвует в Программе Всемирного банка по противодействию глобальному продовольственному кризису и внесет в многосторонний трастовый фонд этой программы 15 млн. долл.
 
Одним из важнейших направлений нашего содействия Африке остается облегчение долгового бремени государств региона в рамках Инициативы по беднейшим странам с большой задолженностью (БСБЗ/HIPC). К настоящему времени Россия списала задолженность африканских стран на сумму 20 млрд. долл. В целях выработки механизма проведения конверсионно-обменных операций «долг в обмен на помощь» ведутся консультации с Бенином, Замбией, Мадагаскаром, Мозамбиком, Танзанией и Эфиопией. Общая предполагаемая сумма списания задолженности составляет порядка 547 млн.долл. США. С Замбией и Мадагаскаром завершается подготовка соответствующих межправительственных соглашений, в продвинутой стадии переговоры с Мозамбиком и Танзанией.
 
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2009 года № 1320-р об оказании поддержки беднейшим странам, пострадавшим в результате мирового финансово-экономического кризиса в 2009-2011 годах в траст-фонд Всемирного банка по поддержке уязвимых стран, прежде всего государств Африки к югу от Сахары, предусматривается внесение российского взноса в размере 50 млн.долл. США.
 
Странам африканского региона оказывается российская гуманитарная помощь, в том числе на двусторонней основе. Донорский взнос России во Всемирную продовольственную программу ООН (ВПП) за 2009 год использован на оказание содействия Гвинее (1 млн. долл. США), Зимбабве (2 млн. долл. США), Эфиопии (2 млн. долл. США) и Сомали (1 млн. долл. США). Населению Намибии, пострадавшему от наводнения, силами МЧС России была оказана гуманитарная помощь на сумму более полумиллиона долларов. По линии Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) предоставлена дополнительная гуманитарная помощь ДР Конго (2 млн. долл. США). Наша страна участвует в 13-м пополнении капитала Международной ассоциации развития - МАР в 2003-2011 гг. (30 млн. долл.), 14-м пополнение (60 млн. долл.) и в период 2009-2017 гг. - в 15-м пополнении – порядка 110 млн. долл.
 
Существенную помощь африканским государствам Россия продолжает оказывать в области подготовки кадров. В настоящее время в российских вузах обучаются свыше 4,5 тыс. африканцев, из которых примерно 50% - за счет средств федерального бюджета.
 
Россия участвует в Инициативе ускоренного финансирования программы «Образование для всех». Реализуется решение о выделении Всемирному банку в 2008-2012 гг. 42,9 млн долл. на Программу повышения качества базового образования в развивающихся, в т.ч. африканских странах.
 
На фоне политического и гуманитарного взаимодействия России с Африкой торгово-экономические связи развиваются медленными темпами. Специалисты в области экономических отношений считают, что хотя в этом плане и наметилась положительная динамика, она явно нуждается в дополнительном импульсе. Тем не менее, государствам Африканского континента предоставляются широкие торговые преференции. Товары традиционного экспорта наименее развитых стран, большая часть которых находится в Африке, не облагаются в России импортными таможенными пошлинами. По объему торговли со странами континента (3 млрд.долл.) Россию пока трудно сравнивать с Китаем. Однако российский бизнес уже занимает определенные позиции в освоении африканского рынка. За последние годы четыре ведущие российские компании – «Норильский никель», «РУСАЛ», «Ренова» и «АЛРОСА» потратили на приобретение африканских активов более 5 млрд.долл., а «Лукойл», «Роснефть» и «Стройтрансгаз» подписали контракты стоимостью более 3 млрд.долл. на разработку нефтяных месторождений в Алжире, Анголе, Нигерии и Египте.
 
Успешно продвигается сотрудничество африканских стран с регионами России. Налажено сотрудничество и успешно развивается с такими субъектами РФ, как Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Калужская и Ульяновская области, Краснодарский край. В феврале 2010 г. состоялся визит африканских послов, аккредитованных в Москве, входящих в группу Сообщества развития Юга Африки (САДК), в один из богатейших природными ресурсами район России – Свердловскую область с целью ознакомления с уральской промышленностью. Уровень встреч и контактов продемонстрировал взаимную заинтересованность и большие потенциальные возможности обеих сторон.
 
Дальнейшее развитие российско-африканских отношений во многом будет зависеть от внешнеполитических ориентиров России. В настоящее время приоритетными для африканской политики России остаются страны Северной Африки: Ливия, Алжир, Марокко, Тунис, Египет. К югу от Сахары делается акцент на сотрудничестве с наиболее экономически развитыми странами, включая ЮАР, Нигерию и Анголу.
В на ши дни Аф ри ка иг ра ет все бо лее ак тив ную
и ве со мую роль вме ж ду на род ной по ли ти ке. Соз да ние це -
ло ст ной и ста биль ной ми ро вой си с те мы, ком п лекс ное ре -
ше ние гло баль ных про б лем, раз ви тие все объ е м лю ще го
по ли ти че ско го, тор го во го и гу ма ни тар но го со т руд ни че ст -
ва не воз мож но без уча стия аф ри кан ских стран.
Рос сия име ет на этом кон ти нен те ре аль ные ин те -
ре сы дол гос роч но го, стра те ги че ско го ха ра к те ра, свя зан -
ные как с по ли ти че ским ве сом Аф ри ки вми ре, так и с ее
эко но ми че ским по тен ци а лом, пер спе к ти ва ми раз ви тия
вза и мо вы год ных дву сто рон них свя зей в этой сфе ре.
Тор го во-эко но ми че ские от но ше ния Рос сии со стра-
на ми Аф ри ки име ют мно го лет ний опыт со т руд ни че ст ва,
ро с та его объ е мов па де ния и оп ре де лен ной стаг на ции.
Стра нам кон ти нен та бы ли пре до с та в ле ны круп ные
кре ди ты, на ос но ве ко то рых сло жи лось тор го во-эко но ми -
че ское иво ен но-тех ни че ское со т руд ни че ст во.
При тех ни че ском со дей ст вии быв ше го СССР иРос-
сий ской Фе де ра ции в стра нах Аф ри ки со ору же но 359 объ -
е к тов, в том чис ле 132– про мыш лен ных. Они ох ва ты ва ют
энер ге ти ку, чер ную ицвет ную ме тал лур гию, гор но до бы ва -
ю щую, неф те пе ре ра ба ты ва ю щую про мыш лен ность, строй -
ин ду ст рию, сель ское хо зяй ст во, транс порт исвязь.
Для аф ри кан ских стран под го то в лен мно го ты-
сяч ный кон тин гент на ци о наль ных кад ров, со з да ны на -
ци о наль ные цен т ры их под го тов ки. В те че ние не сколь -
ких де ся ти ле тий ока зы ва лась зна чи тель ная
ме ди цин ская по мощь, со з да ва лась си с те ма ме ди цин -
ских уч ре ж де ний и здра во ох ра не ния.
С на ча ла 90-х го дов в ус ло ви ях ре фор ми ро ва ния
эко но ми ки Рос сии, пра к ти че ски пол но го пре кра ще ния
пре до с та в ле ния кре ди тов и сво ра чи ва ния эко но ми че -
ско го и тех ни че ско го со т руд ни че ст ва объ е мы рос сий -
ско-аф ри кан ских свя зей су ще ст вен но со кра ти лись по
всем на пра в ле ни ям. То ва ро обо рот, до с ти гав ший объ е -
ма 2,7 млрд. долл.США, со кра тил ся в 1995 го ду до уров-
ня 938,8 млн.долл.США. В по с ле ду ю щие го ды на ме ти-
лась оп ре де лен ная тен ден ция его ро с та, что по з во ли ло
вый ти в 1999 го ду на уро вень 1581,7 млн. долл.США (1
п/г 2000 г. – 795,3 млн. долл. США).
На ши ми ос нов ны ми тор го вы ми парт не ра ми на
кон ти нен те ос та ют ся: Еги пет, Ал жир, ЮАР, Ма рок ко, Кот-
д’Иву ар, Эфи о пия, Гви нея, Ту нис, Ни ге рия. Вме сте с тем
в си лу це ло го ря да фа к то ров име ю щий ся по тен ци ал Рос -
сии и стран Аф ри ки в тор го во-эко но ми че ском со т руд ни -
че ст ве ис поль зу ет ся да ле ко не пол но стью.
Ны неш няя си ту а ция в стра нах Аф ри ки ха ра к те ри зу -
ет ся но вы ми яв ле ни я ми, из ко то рых сле ду ет от ме тить пе ре -
ход к мно го пар тий но сти впо ли ти че ской си с те ме иис поль -
зо ва ние ры ноч ных прин ци пов име ха низ мов в эко но ми ке.
Од но род ность про яв ля ет ся в за ко но да тель ст ве– ва лют ном,
та мо жен ном, на ло го вом, в ак ти ви за ции ча ст но го пред при-
ни ма тель ст ва, в вы бо ре ино стран ных ин ве сти ци он ных
парт не ров че рез си с те му ме ж ду на род ных тор гов ит.д.
Дан ное об сто я тель ст во тре бу ет но вых под хо дов
к про ник но ве нию и за кре п ле нию на рын ках аф ри кан -
ских стран. Пре ж де все го не сни ма ет ся с по ве ст ки дня
во п рос рас ши ре ния до го вор но-пра во вой ба зы тор го во-
эко но ми че ско го со т руд ни че ст ва и вклю че ния в нее
прин ци пи аль но но вых эле мен тов до го во рен но стей.
Так, впо с лед ние го ды бы ли под пи са ны меж пра ви -
тель ст вен ные со г ла ше ния о тор го во-эко но ми че ском ина-
уч но-тех ни че ском со т руд ни че ст ве с Ту ни сом (1993 г.),
Егип том (1994 г.), Ли ви ей (1995 г.), ЮАР (1993 г.), На ми би ей
(1997 г.), Ан го лой (1998 г.), Эфи о пи ей (1999 г.).
Вста дии под го тов ки исо г ла со ва ния на хо дят ся Со -
гла ше ния о тор го во-эко но ми че ском со т руд ни че ст ве сКот-
д’Иву ар, Ма ли, Де мо кра ти че ской Рес пуб ли кой Кон го, Се не -
га лом, Ке ни ей, Уган дой, Мо зам би ком идру ги ми стра на ми.
Кро ме это го, важ ным ша гом ста ла ра бо та по рас -
ши ре нию ди а па зо на до го вор но-пра во вой ба зы эко но -
ми че ских от но ше ний Рос сии со стра на ми Аф ри ки.
В по с лед ний пе ри од под пи са ны со г ла ше ния об из бе жа-
нии двой но го на ло го об ло же ния с Мав ри ки ем (1994 г.),
ЮАР (1995 г.), Ма ли (1996 г.), Егип том (1997 г.), На ми би-
ей (1998 г.), Эфи о пи ей (1999 г.). Про ра бот ка ана ло гич -
ных со г ла ше ний ве дет ся с ря дом дру гих стран.
Од нов ре мен но с этим пред при ни ма ют ся ша ги
по под пи са нию со гла ше ний о вза им ном по ощ ре нии
и за щи те ин ве сти ций.
Вос ста но в ле ние в пол ном объ е ме и даль ней шее
рас ши ре ние тор го во-эко но ми че ских свя зей со стра на -
ми Аф ри кан ско го кон ти нен та от ве ча ет глу бин ным ин -
те ре сам со в ре мен но го эта па раз ви тия рос сий ско го го -
су дар ст ва и его гео по ли ти че ским ин те ре сам.
Рос сия пред при ни ма ет ша ги те ку ще го идол го сроч -
но го ха ра к те ра по раз ви тию все го ком п ле к са эко но ми че -
ских свя зей со стра на ми Аф ри кан ско го кон ти нен та.
Раз ви тию со т руд ни че ст ва со стра на ми Аф ри ки при -
да ет боль шое зна че ние вы с шее ру ко вод ст во Рос сии. Кон та к -
ты ли де ров аф ри кан ских стран сру ко вод ст вом на ше го го су -
дар ст ва спо соб ст ву ют как ко ор ди на ции дей ст вий вме ж ду на-
род ных де лах, так исо з да нию дол го сроч ных по ли ти че ских
за де лов дляраз ви тия вза и мо вы год но го со т руд ни че ст ва.
Со с то яв ши е ся в по с лед нее вре мя встре чи вМо ск ве
на вы с шем уров не по ка за ли, ка кое зна чи тель ное вни ма-
ние уде ля ет ся во п ро сам ак ти ви за ции де я тель но сти меж -
пра ви тель ст вен ных ко мис сий по тор го во-эко но ми че ско -
му и на уч но-тех ни че ско му со т руд ни че ст ву Рос сии со
стра на ми Аф ри ки (На ми би ей, ЮАР, Ни ге ри ей, Ан го лой,
Эфи о пи ей, Ал жи ром, Ту ни сом, Егип том, Ли ви ей).
Пра к ти че ская де я тель ность меж пра ви тель ст вен ных
ко мис сий по з во лит ско ор ди ни ро вать всю ра бо ту по дву сто -
рон не му сбли же нию Рос сии иаф ри кан ских стран в си с те -
ме раз ви тия эко но ми че ских свя зей, оп ре де ле нию пер спе к -
тив ных на пра в ле ний, ме ха низ мов, ус ло вий, кон крет ных
про ек тов со т руд ни че ст ва, вы хо ду на но вые уров ни парт нер -
ских от но ше ний, со з да нию не об хо ди мой до го вор но-пра во -
вой ба зы иее эф фе к тив но му ис поль зо ва нию Сто ро на ми.
Весь ком п лекс со т руд ни че ст ва на пря мую свя -
зан с про цес сом ожи в ле ния рос сий ско го про из вод ст-
ва, ис поль зо ван ия и раз ра бот ки тех но ло гий, в том
чис ле в зна чи тель ной ме ре на ос но ве бо лее ши ро ко-
го ис поль зо ва ния при этом рос сий ски ми про из во ди -
те ля ми фа к то ра са мо фи нан си ро ва ния.
Аф ри канс кий ры нок ос та ет ся на пер спе к ти ву од ним
из са мых бла го при ят ных для Рос сии с со хра ня ю щим ся вы -
со ким спро сом на рос сий скую про дук цию гра ж дан ско го
иобо рон но го ком п ле к сов, ус лу ги итех но ло гии.
Стра ны Аф ри ки яв ля ют ся ус той чи вы ми и дол го -
сроч ны ми по тре би те ля ми рос сий ско го обо ру до ва ния,
тех но ло гий и ус луг в энер ге ти ке, гор но-до бы ва ю щей
про мыш лен но сти, в неф те га зо вом ком п ле к се, транс пор те
(вклю чая тру бо про вод ный), стро и тель ст ве, ры бо лов ст ве,
в по лу че нии и ис поль зо ва нии вод ных ре сур сов, ир ри га -
ции, в стро и тель ст ве имо дер ни за ции пор тов, в гео ло го -
раз вед ке, здра во ох ра не нии и под го тов ке кад ров.
При этом не об хо ди мо иметь в ви ду, что Аф ри-
ка яв ля ет ся хра ни те лем та ких то ва ров, как хром, ко -
бальт, медь, оло во, сви нец, цинк, кварц, гра фит, пла -
ви ко вый шпат, хло пок, ко фе, ка као-бо бы, чай, си заль,
тро пи че ские куль ту ры, рас ти тель ное сы рье и т.д.
В стра нах Аф ри ки со сре до то че ны зна чи-
тель ные за па сы ал ма зов, зо ло та, ме тал лов пла ти -
но вой груп пы, ура на, неф ти и при род но го га за,
бо к си тов, фо с фа тов, уг ля, мо ре про ду к тов.
При пе ре хо де к бо лее ак тив но му раз ви тию тор го -
во-эко но ми че ских от но ше ний со стра на ми Аф ри ки не -
об хо ди мо пред при нять ком п лекс пра к ти че ских ша гов
по бо лее рав но мер ной гео гра фии эко но ми че ских от ноше ний Рос сии по все му кон ти нен ту с се ве ра до юга. Их
ре а ли за цию не об хо ди мо осу ще ст в лять ис хо дя из при -
ори тет ных ин те ре сов Рос сии как в от но ше нии кон крет -
ных стран, так и от дель ных суб ре ги о нов кон ти нен та.
Ве ду ща я ся на со в ре мен ном эта пе пра к ти че ская
ра бо та по раз ви тию тор го во-эко но ми че ско го со т руд ни -
че ст ва с аф ри кан ски ми стра на ми во мно гом ре ша ет эти
про б ле мы и за кла ды ва ет ос но вы гео гра фи че ско го вы -
рав ни ва ния объ е мов со т руд ни че ст ва как по кон ти нен ту
в це лом, так и в от но ше нии Се вер–Юг Аф ри ки.
Се вер ные стра ны Африки традиционно за ни ма ют
ве ду щее ме с то в тор го во-эко но ми че ской де я тель но сти Рос -
сии. Вот но ше нии юж ных стран Аф ри ки ве ду щую роль бу -
дут иг рать та кие фа к то ры, как ак ти ви за ция от но ше ний Рос -
сий ской Фе де ра ции сОр га ни за ци ей эко но ми че ско го
раз ви тия стран Юга Аф ри ки (в ко то рую вхо дит 12 стран);
раз ви тие осо бых от но ше ний со стра на ми этой ор га ни за -
ции, ко ор ди ни ру ю щи ми от дель ные от рас ли эко но ми ки
в ре ги о не вце лом; вос ста но в ле ние де я тель но сти су до ход-
ных ли ний вдоль за пад но го иво с точ но го по бе ре жий Аф -
ри ки с за хо дом впор ты ЮАР; раз ви тие вза и мо дей ст вия
Рос сии на ми ро вых рын ках ал ма зов, зо ло та, ме тал лов пла -
ти но вой груп пы спро из во ди те ля ми этих ме тал лов (ЮАР,
На ми бия, Бот сва на, Ан го ла идр.); при вле че ние ин ве сти ци -
он ных ре сур сов ЮАР на ры нок Рос сии идр.
Вце лом ре ше ние про б ле мы ак ти ви за ции тор го во-
эко но ми че ских от но ше ний со стра на ми Аф ри ки, до с ту па
ких то ва рам ибо лее ши ро ко го вы хо да на аф ри кан ский
ин ве сти ци он ный ры нок ле жит в оп ре де лен ной ме ре че рез
всту п ле ние Рос сии вАф ри кан ский банк раз ви тия иАф ри -
кан ский фонд раз ви тия. Ак ту аль ность вхо ж де ния Рос сии
в эти вли я тель ные на кон ти нен те стру к ту ры до воль на вы со -
ка имо жет иметь да ле ко иду щие по зи тив ные по с лед ст вия.
Не об хо ди мо так же со з да ние ус ло вий для раз ви тия
но вых форм свя зей, бо лее ак тив но го вы хо да на аф ри -
кан ские рын ки на ших пред при ни ма тель ских стру к тур
с це лью при да ния боль ше го ди на миз ма и гиб ко сти их
раз ви тию. При этом осо бое вни ма ние сле ду ет уде лить
ак ти ви за ции де ло вых кон та к тов ме ж ду ре ги о на ми Рос -
сии и пред при ни ма тель ски ми стру к ту ра ми аф ри кан ских
стран на ос но ве ре а ли за ции си с те мы по с ле до ва тель ных
ша гов в сфе ре рас ши ре ния ком мер че ских опе ра ций.
Важ ное зна че ние для ожи в ле ния и даль ней ше го
раз ви тия рос сий ско-аф ри кан ских тор го во-эко но ми -
че ских от но ше ний име ет со в ме ст ное с аф ри кан ски ми
стра на ми ре ше ние про б ле мы их за дол жен но сти Рос-
сии на вза и мо при е м ле мой ос но ве.
Пра к ти че ская ре а ли за ция име ю щих ся пер спе к тив
раз ви тия тор го во-эко но ми че ско го со т руд ни че ст ва Рос -
сии со стра на ми Аф ри ки, ма к си маль ное ис поль зо ва ние
от ве ча ю щим со в ре мен ным ре а ли ям на пра в ле ний по з во -
лят не толь ко со хра нить, но и при дать ка че ст вен но но -
вый уро вень дву сто рон ним свя зям. С уче том дол го сроч -
ных стра те ги че ских ин те ре сов Рос сии со т руд ни че ст во
с го су дар ст ва ми Аф ри ки ло ги че ски впи сы ва ет ся в про-
цесс осу ще ст в ля е мых в на шей стра не ре форм и бу дет
спо соб ст во вать их ско рей ше му про дви же нию.


В последние три года, после периода потери интереса к Африканскому континенту, Россия вновь активизирует африканское направление своей глобальной политики. Главными сдвигами здесь стали успешные пилотные проекты российского бизнеса и целый пакет торгово-экономических межгосударственных соглашений. Но налаживание нового формата взаимодействия между Россией и Африкой - процесс медленный и непростой...
Экономизация отношений. 2006-2007 гг.
В рамках исследовательского проекта «Восприятие Африки в России. Эволюция образа Африки в средства массовой информации» в 2006 г. было подготовлено обзорное исследование выступлений российских политических и общественных деятелей, касавшихся состояния российско-африканских отношений после длительного периода их пребывания в латентном состоянии. Тогда российское общество, занятое решением своих внутренних проблем, не проявляло к Африканскому континенту заметного интереса. Восприятие Африки в России меняется в первые годы XXI века, когда руководствуясь новыми ценностями и новой концепцией национальных приоритетов, она стремится внести коррективы в свою позицию по африканской проблематике.  произошло несколько событий, позволяющих составить представление о направлении изменений в развитии наших отношений с Африкой. Среди них визит президента Путина в ЮАР и Марокко (сентябрь 2006 г.), посещение премьер-министром Фрадковым Анголы, Намибии и ЮАР (март 2007 г.), саммит «восьмерки» в Хайлигендамме (Германия, июнь 2007 г.) [1] и создание Центра по научно-техническому, промышленному и информационному сотрудничеству со странами Азии и Африки, который можно рассматривать как первый шаг к подключению общественности к развитию российско-африканских отношений.
Визит В.В. Путина в ЮАР и Марокко, равно как и его Послание главам государств и правительств стран Африки в мае 2007 г. по случаю Дня Африки, отразили факт позитивного восприятия в России возрастающей роли Африки в современном мире, ее участия в решении ключевых международных проблем, в формировании справедливого многополярного миропорядка. Эти оценки нашли отражение в Договоре о дружбе и партнерстве с ЮАР. В нем подчеркивалось также равноправие сторон, невмешательство во внутренние дела друг друга, взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности государств, признавалась центральная роль ООН в международных делах. Это был сигнал и другим государствам Африки, сообщавший о том, на каких принципах готова сотрудничать с ними Россия.
Помимо Договора о дружбе и партнерстве во время визита российского президента в ЮАР было подписано несколько межправительственных соглашений и ряд соглашений между конкретными российскими и южноафриканскими компаниями. Важное значение для их реализации придавалось создаваемому Российско-южноафриканскому деловому совету. Его участниками стали Российский союз предпринимателей и промышленников, Торгово-промышленные палаты двух стран и Союз предпринимателей ЮАР.
Несмотря на значимость подписанных документов, реальный уровень достигнутого торгово-промышленного сотрудничества Путин назвал неудовлетворительным, заметно отстающим от уровня политических контактов. Министр природных ресурсов Ю.Трутнев уточнил, что товарооборот между ЮАР и Россией не превышает 200 млн.долл., а российский экспорт равен 20 млн.долл. и Россия занимает 148 место среди торговых партнеров ЮАР. В качестве возможных перспективных сфер дальнейшего торгово-промышленного взаимодействия российский президент предложил обдумать проекты в области атомной энергетики, совместного исследования космического пространства и космических технологий, в области биотехнологий и медицины. Призывая к расширению взаимного вложения капиталов, он пригласил бизнесменов ЮАР смелее действовать на российском рынке. (По данным на май 2007 г., в России уже присутствовали 23 южноафриканские компании, участвовавшие в добыче золота на Чукотке («Хармония»), имеющие акции целлюлозно-бумажного комбината в г.Сыктывкаре и пивоваренного завода в Калуге и интересующиеся организацией туризма в Подмосковье).
 ЮАР становится страной важнейших пилотных проектов российского бизнес-сообщества, нацеленного на укрепление своих позиций в Африке. При этом учитывается, что ЮАР – самая развитая в экономическом отношении страна континента, имеющая разветвленную сеть сотрудничества в разных сферах со многими африканскими странами. В ЮАР работают промышленные корпорации «АЛРОСА», «Ренова», хорошие перспективы у «РУСАЛ\"а»; налаживают отношения с местной банковской системой Внешэкономбанк (с июня 2007 г. Банк развития и внешнеэкономической деятельности) и Внешторгбанк. Был подписан протокол о создании Координационного комитета по сотрудничеству в области атомной энергетики и программа строительства 20 энергоблоков и сдачи их в эксплуатацию к 2030 г. (стоимость 120 млрд.долл.). В начале 2007 г. успешно завершились начатые в августе 2006 г. переговоры о приобретении российской компанией «ЕВРАЗ» пакета акций южноафриканской компании «Хайфелд стил энд вэнэдиум» стоимостью 700 млн.долл.
Особого внимания заслуживает успешная деятельность в 2006-2007 гг. компании «Ренова» (руководитель, ставший экономсоветником при президенте ЮАР, В.Вексельберг), которая создала совместное предприятие с южноафриканской компанией «Юнайтед мэнгэниз оф Калахари» и по полученной в 2006 г. лицензии провела геологоразведку залежей марганцевой руды в пустыне Калахари. Демонстрируя долговременность своих интересов к ЮАР, компания открыла Центр технической подготовки, готовя для себя местные кадры.
ЮАР, согласно многим показателям, станет плацдармом для освоения Африки российским бизнесом. Это мнение опирается не только на масштаб планируемых двусторонних торгово-экономических связей, но и на политическую составляющую российско-юаровских отношений: Россия признала ЮАР страной с развивающейся экономикой и потому пользующейся преференциальным режимом; поддержала ее кандидатуру в качестве непостоянного члена СБ ООН. О внимательном отношении России к потребностям ЮАР свидетельствует запуск с российской атомной подводной лодки (март 2007 г.) южноафриканского космического аппарата, предназначенного для организации космической связи и зондирования Земли.
«Экономизация» отношений с Африкой проходит на фоне существенного содействия со стороны России государствам Африки путем списания долгов (уже списаны на сумму 11,3 млрд.долл.
Во время визита М.Фрадкова были подписаны протоколы о сотрудничестве в области сельского хозяйства, телекоммуникаций (Ангола создает национальную систему связи), об участии России в области модернизации транспортных сетей. Особое внимание было уделено диверсификации деятельности «АЛРОСы», которая с начала 90-х годов прошлого столетия занимается в Анголе добычей алмазов и теперь проявляет интерес к другим областям сотрудничества: добыче золота, нефти, газа и к продолжению строительства ГЭС.
Визит российского премьер-министра в Намибию подтвердил стремление РФ активизировать торгово-экономические отношения с этой страной, в которой в отличие от многих других африканских стран, где присутствует российский бизнес, существует для его развития подготовленная договорная база. У России с Намибией заключены соглашения об избегании двойного обложения, действуют упрощенные бюрократические процедуры, существуют договоренности о взаимном признании документов о высшем образовании, безвизовый режим. . предложил развивать сотрудничество в области рыболовства и сельского хозяйства, поскольку эти сферы деятельности помогут добиться быстрых результатов, а в качестве перспективных направлений взаимодействия назвал геологоразведку месторождений нефти, газа, алмазов, меди и золота. В сфере алмазного бизнеса уже действует «АЛРОСА», а с начала 2007 г. «Ренова» и «Техснабэкспорт» подписали соглашения о конкретных инвестиционных проектах с золотодобывающей компанией «Хармани». Важной сферой российско-намибийского сотрудничества может стать атомная энергетика.
По сравнению с активностью на юге Африки заметно отстает активность бизнес-сообщества в других регионах континента, на севере которого главным объектом его интересов пока остается только Арабская республика Египет. Отношения России с Египтом выгодно отличаются тем, что они имеют солидный и политический, и экономический задел, хотя Россия все еще занимает 45-е место в списке его инвесторов.
Рассматриваемый период – вторая половина 2006 г. – 2007 год был отмечен переговорами о налаживании сотрудничества в области совместной разработки газовых месторождений, для чего российской стороне необходимо выиграть тендер, дающий право на их освоение. Меморандум о сотрудничестве в этой сфере был подписан в конце 2006 г., а в марте 2007 г. заместитель правления Газпрома А.Медведев обсуждал в Египте возможности содействия становлению в стране национальной газовой промышленности с помощью создания современной системы переработки газа и его доставки до конечного потребителя. Российская сторона готова передавать египетской современные технологии в этой области и поставлять соответствующее оборудование. В эти же годы проходило обсуждение предложения египетской стороны об освоении свободной промышленной зоны в районе Бург аль Араб. В феврале 2007 г. министр промышленности В.Христенко подписал с египетской стороной меморандум, предусматривающий создание в этой зоне промышленных предприятий (со 100% российским капиталом), которые будут заниматься поставкой комплектующих для строящихся в Египте предприятий и передавать им опыт освоения передовых технологий. Предполагается, что эта территория должна привлечь от 60 до 80 российских компаний, а ее освоение – способствовать привлечению инвестиций порядка 1 млрд. долл.
Среди других стран Северной Африки можно отметить заметное продвижение сотрудничества в нефтегазовой сфере и военно-технической области с Алжиром, в области морского рыболовства и туризма – с Марокко, после снятия международных санкций с Ливии – возобновление интереса к ней нефтедобывающих компаний. Тропическая Африка в целом, может быть, только за исключением Нигерии, остается лишь в политическом поле зрения России, систематическое торгово-экономическое взаимодействие фактически отсутствует. По ряду причин, главным образом, потому что в Аддис-Абебе базируется Африканский союз (АС), особое внимание уделяется Эфиопии, а в 2007 г. в центре политического внимания оказалась Гана, которая отметила 50-летие своей независимости и президент которой Д.Кофуор стал председателем АС.
 Можно констатировать, что есть признаки постепенного «ухода» Африки с периферии российской внешней политики. Этот процесс стал приобретать реальные очертания совсем недавно и, как можно было предвидеть, развивается он очень медленно и с большими сложностями. Важным продвижением, вместе с тем, можно считать тот факт, что в отличие от прежних лет конкретными результатами стал завершаться значительно больший процент принимаемых решений и подписанных соглашений.
 
Некоторые дополнительные замечания
Оставляя без рассмотрения объективные трудности российско-африканского сотрудничества, связанные со спецификой африканских партнеров, было бы неправильно пройти мимо очевидных недоработок, допускаемых российской стороной. Нельзя, как представляется, не обратить внимания на недостаточное использование таких важных рычагов внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, как сотрудничество в образовательной сфере и сфере культурных контактов. Вне рамок российской политики в Африке остается фактор языковой общности и пропаганды русского языка. Проведенные в 2006-2007 гг. разовые мероприятия культурного характера в Египте, Марокко, Тунисе совершенно недостаточны – им на смену должна придти планомерная деятельность. Англия, Франция и Португалия, используя далеко неоднозначное историческое наследие, создали организации (Франкофония, Содружество наций, лузофония), использующие языковую общность, и они стали дополнительным свидетельством их присутствия и влияния на мировой арене. Для улучшения в современном мире имиджа России было бы полезно изучить их опыт и активно пропагандировать русский язык и нашу культуру, опираясь на многочисленную диаспору и бывших выпускников российских вузов, помнящих русский язык и нередко занимающих влиятельные посты в африканских государствах.
Критикуя то, что полезно было бы исправить в ближайшем будущем, следует обратить внимание на положительный опыт, накопленный в процессе развития российско-африканских отношений. При общении с африканскими партнерами российские внешнеэкономические ведомства и бизнесмены учли ошибки, которые присутствовали в советско-африканских отношениях. Они усвоили целый ряд положений, необходимых для их успешной деятельности в Африке. Это своеобразный свод правил, которые следует соблюдать при общении с африканскими партнерами: на Африку, несмотря на ее отсталость и зависимость от внешнего мира, должны распространяться общепринятые правила ведения бизнеса; только сбалансированная структура экономических связей, учитывающая национальные интересы африканских государств, может сделать сотрудничество успешным в долгосрочной перспективе; в Африку нельзя идти с «пустыми руками» – нужны конкретные проекты и их ясное финансовое обеспечение; для африканцев может быть привлекательной гибкая система взаиморасчетов, например, с привлечением товаров традиционного африканского экспорта; не следует преувеличивать значение заделов, оставшихся со времен Советского Союза и, наконец, для ведения успешного бизнеса необходимо знание, учет и уважение культуры и традиций африканских народов, особенных в каждой африканской стране. Следование российского бизнес-сообщества этим правилам может стать важным дополнительным фактором их успешной деятельности на Африканском континенте.
 
Примечания:
 
 [1] На этом саммите участники «восьмерки» решили не брать на себя дополнительных финансовых обязательств в отношении африканских стран, считая более важным добиться их выполнения . При обсуждении африканской темы В.В.Путин предложил в развитие решений, принятых в Санкт-Петербурге, акцентировать внимание на борьбе с энергетической бедностью на континенте, что позволит, по его мнению, запустить механизм развития африканских стран.
 
Полную версию см.: сайт Института Африки РАН
 
 Развитие сотрудничества в 2008 году
В 2008 г. особое внимание, как и в 2006-2007 гг., уделялось развитию с Африкой торгово-экономических отношений с учетом потребностей растущей экономики Российской Федерации.
В Послании главам государств и правительства африканских стран по случаю Дня Африки (25 мая 2008 г.) президент РФ Д.А.Медведев обратил внимание на значительные перспективы, открывающиеся при налаживании между Россией и Африкой взаимовыгодного сотрудничества в торгово-экономической, научно-технической и культурной областях. В этом направлении в 2008 г. партнерство с африканскими странами развивалось как через наполнение конкретным содержанием уже имеющихся российско-африканских соглашений, так и путем установления отношений с новыми странами и в новых областях сотрудничества.
Так, в Анголе утвердившаяся там в 90-х годах прошлого века российская алмазодобывающая компания «АЛРОСА» [1] в 2008 г. заметно диверсифицировала свою деятельность: помимо добычи алмазов компания занималась строительством электростанций, добилась права на разработку нефтегазовых месторождений на шельфе, ведет поиск нефти и газа в районах Нижнее Конго и Верхняя Кванза согласно лицензии, полученной в конце 2007 г. Ее успехам способствует тот факт, что она действует в консорциуме с Национальной топливной компанией Республики Ангола «СОНАНГОЛ» и получает поддержку банка «ВТБ-Африка», созданного в 2004 г. Внешторгбанком и Национальным банком Анголы.
В Анголе в 2008 г. расширила свою деятельность компания «Технопромэкспорт» [2]. Возглавляющий ее С.Моложавый заявил, что, закончив строительство ГЭС Капанда, компания будет участвовать в тендере на строительство еще двух электростанций по 500 МВт каждая на реке Кванза.
В странах, расположенных на юге Африканского континента, действуют такие крупные российские компании, как «РУСАЛ», «АЛРОСА» и «Ренова», а также представители российского банковского сообщества.
Созданное в конце 2007 г. по инициативе Внешторгбанка отделение «ВТБ-Капитал /Намибия/» в апреле 2008 г. подписало соглашение с компаниями «Фактор Лтд.» и «Эском» для совместной деятельности в сфере организации различных проектов на юге Африки и для привлечения финансирования под них.
Намибия занимает 5 место в мире по поставкам урана на мировой рынок и при этом испытывает энергетический голод – энергию закупает в ЮАР. Учитывая потребность страны в развитии атомной энергетики, Росатом еще в 2007 г. предлагал создать предприятие для совместного поиска и разработки урановых месторождений. В 2008 г. переговоры завершились созданием уранового СП в составе холдинга «Атомредметзолото», «ВТБ-Капитал /Намибия/» и инвестиционной компании «Арлан» для ведения поисковых работ на юго-западе Намибии. Первоначальные инвестиции в проект составляют 4,5 млн.долл.
Многообещающей представляется достигнутая между Россией и Намибией договоренность (ноябрь 2007 г.) о совместном выпуске самолетов, для чего, согласно подписанному меморандуму, планируется строительство в Окаханье (Намибия) сборочного завода СП «Намибия–Раша эйркрафт мэньюфекчерез» по выпуску легких самолетов и обслуживанию этих самолетов и вертолетов российских марок. Рассматривается вопрос об участии в этом проекте американских и чешских фирм и выходе с полученной продукцией на рынки Латинской Америки, Австралии и Новой Зеландии.
На юге континента наибольший привлекательностью у российского бизнеса пользуется Южно-Африканская Республика . Однако в марте 2008 г. правительство ЮАР приостановило реализацию двух самых крупных из намеченных проектов двустороннего экономического сотрудничества. Российская компания «Атомстройэкспорт» была фактически отстранена от обещанного ей правительством ЮАР участия в тендере на строительство атомных реакторов для южноафриканской компании «Эскон». Не состоялось также соглашение с Роскосмосом о запуске южноафриканских космических спутников – гражданского «Сумбандола» и спутников военной связи и разведки. Срочно предпринятые российско-юаровские переговоры по этому вопросу принятого решения не изменили. Комментируя сложившуюся ситуацию, южноафриканская пресса, близкая к деловым кругам страны, сообщила, что, по имеющимся конфиденциальным данным, ее причиной стал нажим на власти ЮАР президента Франции Н.Саркози, который сумел добиться преимущественного участия в упомянутом тендере французской компании «Арева». Что касается несостоявшегося соглашения с Росатомом, то согласно осведомленным юаровским источникам, инцидент стал следствием тайного лоббирования со стороны США и Франции, добившихся от юаровских властей выведения России из этих проектов. В целом же можно считать, что ущемление интересов России стало следствием острой конкурентной борьбы, разворачивающейся на рынках африканских стран.
Не лучшим образом происходила в 2008 г. реализация проекта «Марганец Калахари», который уже несколько лет осуществляет российская компания «Ренова» [3] совместно с двумя южноафриканскими партнерами. По мнению совладельца группы «Ренова» В.Вексельберга, компания уже инвестировала в проект 300 млн.долл. и готова в ближайшие пять лет инвестировать еще 1 млрд.долл. Вместе с тем он выразил обеспокоенность тем, что, несмотря на имеющиеся договоренности, южноафриканская сторона не реагирует ни на одну из предложенных ей схем финансирования строительства рудника, при том, что «Ренова» заявила о готовности полностью финансировать начальную фазу проекта.
2008 год показал, что Россию и Нигерию связывает обоюдный интерес к ряду перспективных проектов. В феврале 2008 г. состоялся приход на рынок нигерийских углеводородов российской компании «Газпром», начавшей переговоры с правительством Нигерии о заключении контракта о разработке на газ на шельфе страны. «Газпром» включился в группу иностранных компаний, решивших оспаривать право на замещение англо-голландской компании «Шелл», с которой правительство Нигерии по ряду причин разорвало деловые отношения. Хотя «Шелл» оспаривает это решение в суде, передача «Газпрому» принадлежащего ей месторождения, которое она не разрабатывает последние 15 лет, считается решенным.
В Нигерии «Газпрому» для совместного освоения месторождений предложила свое сотрудничество французская компания «Тоталь» при условии осуществления ею руководящей роли в технической части проекта и соответствующем разделе прибылей. А российская компания «Стройтрансгаз», если «Газпром» утвердится на нигерийском рынке, готова предложить Нигерии свои услуги по утилизации и транспортировке попутного нефтяного газа и связанного с этим обустройством необходимых объектов.
Более определенно, чем планы «Газпрома» в Нигерии выглядят проекты, реализуемые «РУСАЛом», который в 2007 г. за 250 млн.долл. приобрел 77% акций государственного нигерийского предприятия «АЛСКОН» и сумел успешно справиться со всеми оговоренными с нигерийской стороной требованиями по модернизации и переоснащению предприятия. Кроме того, компания способствует решению важных для нигерийского правительства социальных вопросов – увеличению занятости местной рабочей силы и предоставляет возможность для обучения в России соответствующего технического персонала.
В 2008 г. продолжало успешно развиваться сотрудничество между Нигерией и Татарстаном: в 2007 г. «КАМАЗ» заключил соглашение о поставке в страну партии тяжелых грузовиков и о строительстве автосборочных предприятий, а также о создании центров техобслуживания.
В Тропической Африке в 2008 г. Нигерия оставалась единственным значимым объектом притяжения новых российских капиталовложений. Среди других стран этого региона можно назвать Кот-д\"Ивуар, где «Лукойл Оверсиз» приобрел долю в соглашении о геологоразведке на шельфе, и Кению, где ведутся переговоры о продолжении геологоразведочных работ.
На севере Африканского континента старейшим торгово-экономическим партнером России является Египет, с которым сложился активный политический диалог и медленно, но уверенно развиваются экономические связи. В 2008 г. промышленными и торговыми компаниями России продолжалось освоение выделенной для них правительством Египта свободной торгово-промышленной зоны Бугр аль Араб близ Александрии.
Арабская республика Египет занимает третье место в Африке после Алжира и Нигерии по разведанным запасам нефти и газа. В 2008 г. к ним проявила интерес российская компания «НОВАТЭК». Председатель правления компании и одновременно сопредседатель Российско-египетского делового совета Л.Михельсон подписал договор о приобретении у компании «Сарва-Петролеум» 50% доли участия в концессионном соглашении о разведке и разработке нефтяного месторождения Эль-Ариш на Синайском полуострове.
В связи с тем, что в 2007 г. в Египте была принята программа строительства нескольких атомных электростанций, посетивший страну в марте 2008 г. министр промышленности и энергетики РФ В.Христенко сообщил, что Россия и Египет подготовили соглашение о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергетики. Речь идет о строительстве конкретных объектов и подготовке кадров на территории Египта.
В стадии обсуждения остаются начатые в декабре 2007 г. министром торговли и промышленности Татарстана А.Когогиным переговоры о строительстве в Египте завода по сборке грузовиков «КАМАЗа».
Среди стран Магриба у представителей российского бизнеса наиболее устойчивые и активно развивающиеся отношения сложились с Алжиром [5]. У России с этой страной установился углубленный политический диалог, что важно, так как Алжир пользуется авторитетом и влиянием в арабо-исламском мире и Средиземноморье. Кроме того, Алжир и Россия входят в Группу стратегического вúдения «Россия – Исламский мир». Обе страны действуют с общих позиций в деле налаживания межцивилизационного диалога, предотвращения расовой и религиозной нетерпимости.
Состоявшийся в феврале 2008 г. официальный визит в РФ президента Алжира Абельазиза Бутефлики дал новый импульс деятельности Российско-алжирского делового совета. Во время визита обсуждались вопросы возобновления контрактов на закупку Алжиром российской военной техники, в том числе новых боевых самолетов, а также проект создания аналогичной ОПЕК организации стран, производителей газа. Министр энергетики и шахт Алжира Шакиб Хелиль заявил, что Алжир готов заключить с Россией соглашение о сотрудничестве в области атомной энергетики и пояснил, что в стране создана база для использования атомной энергии в мирных целях. В планах страны строительство атомной электростанции, ведущая роль в котором отводится государственной нефтяной компании «СОНАТРАК» – с ней у «Газпрома» в 2006 г. подписано соглашение о взаимопонимании. Для его укрепления и развития дальнейших контактов в июне 2008 г. «Газпром» открыл в Алжире свое официальное представительство.
Отношения России с Тунисом и Марокко, торгово-экономические связи которых в основном ориентированы на ЕС, в 2008 г. заметного развития не получили, хотя у них есть положительный задел и, по оценке специалистов, неплохие перспективы. Можно ответить лишь оживление культурных контактов и переговоры о совместной деятельности в области туризма; что касается Туниса, то на встрече российских и тунисских предпринимателей было принято решение о создании в стране Российско-тунисской торговой палаты.
Как важный шаг в направлении расширения российского присутствия в Северной Африке можно расценить произошедшее в 2008 г. после длительного перерыва возобновление торгово-экономических отношений нашей страны с Ливией. После снятия эмбарго ООН с Ливии, учитывая развернувшуюся в стране активную деятельность западных компаний и стремление лидера страны диверсифицировать торгово-экономических партнеров, уже в конце 2007 г. министром иностранных дел С.Лавровым и председателем Российско-ливийского делового совета Арой Абрамяном были проведены интенсивные политические и экономические переговоры с ответственными представителями Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирией. Их результатом стало подписание Меморандума о взаимопонимании по вопросу о политических консультациях между внешнеполитическими ведомствами двух стран. После этой подготовки в апреле 2008 г. состоялся визит в Ливию президента РФ В.Путина, по завершении которого он объявил о достигнутых договоренностях и назревших шагах в политике и экономике для налаживания взаимодействия. Это заявление последовало в результате подписания 10 соглашений, в том числе соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений, контракта о строительстве 500 км участка дороги Сирт-Бенгази (оценивается в 2 млрд.долл.), соглашения между «Газпромом» и «Татнефтью», уже осваивающего в Ливии нефтегазовые месторождения, с одной стороны, и ливийской Национальной нефтяной компанией –с другой, о создании СП для совместной деятельности в газовой и нефтяной отраслях, а также в области энергетики. Речь может также идти о переговорах СП с итальянской компанией ENI [6], в частности для обсуждения возможности участия в проекте строительства газопровода Ливия – Италия по дну Средиземного моря.
По словам министра финансов А.Кудрина, количество и характер подписанных российско-ливийских соглашений и само укрепление российских позиций в Ливии во многом стало следствием урегулирования долговых обязательств Ливии перед Россией. Ливийский долг в размере 4,5 млрд.долл. был списан в обмен на миллиардные контракты для российских компаний, оговоренные Межправительственным соглашением о торгово-экономических и финансовых соглашениях.
Кроме активизации всесторонних партнерских отношений с африканскими странами, свидетельством растущей заинтересованности нашей страны в торгово-экономическом сотрудничестве с Африкой стало проведение в мае 2008 г. в Москве конференции «Углеводородные и твердые полезные ископаемые Африки: возможности участия российского бизнеса в их освоении». Конференция состоялась по инициативе Института Африки РАН, Торгово-промышленной палата (ТПП) и ОАО «Внешзарубежгеология». В обсуждении заявленной темы приняли участие представители Федерального Собрания РФ, МИД и Минприроды, представители российских и африканских деловых структур, послы ряда африканских стран. Работа конференции завершилась предложением создать Деловой совет «Россия-Африка» – координирующий центр для развития связей деловых кругов России и Африканского континента. Для его реализации было решено сформировать рабочую группу.
 
Некоторые выводы из российско-африканского сотрудничества в 2001-2008 годах
В перестроечный период и вплоть до начала XXI века в политических отношениях между Россией и Африкой, хотя они и продолжались, наблюдался определенный застой, по крайней мере по сравнению с их состоянием в советский период. Что касается торгово-экономического взаимодействия между ними, то оно приближалось к нулевой отметке. Налаживание контактов с Африкой не входило тогда в круг первоочередных задач нашего государства. Интерес России к Африке начал возрождаться в первые годы XXI века и постепенно нарастал по мере решения ею внутренних проблем и стабилизации экономики, за которыми последовало вовлечение страны в международные политические проекты и меняющиеся мирохозяйственные связи.
Последние три года российско-африканского партнерства как на политическом, так и на экономическом направлении свидетельствуют о том, что между Россией и Африкой происходит достаточно успешное налаживание взаимодействия. Однако, констатируя его положительную динамику, большинство исследователей и самих непосредственных участников этого процесса сходятся в том, что темпы и реальный уровень его развития не отвечают ни интересам задействованных сторон, ни их потенциалу и все еще сохраняющему свою значимость накопленному историческому заделу.
У подобного состояния дел есть свои объективные причины: руководству России, решавшему сложные государственные проблемы, понадобилось время, чтобы обеспечить минимальную политическую и ресурсную поддержку отечественному бизнесу для его выхода на рынки африканских стран. Сам российский бизнес, заинтересовавшись возможностями Африканского континента, имел весьма смутное представление о специфике предстоящего взаимодействия. Да и теперь он только набирается опыта, сталкиваясь с конкуренцией западных и азиатских тяжеловесов и особенностями ведения деловых отношений с африканскими партнерами. Российскому менталитету нелегко приспосабливаться к экзотике местной культуры, оказывающей влияние на все аспекты делового сотрудничества.
По мнению многих специалистов, и с ними можно согласиться, российскому бизнес-сообществу было бы легче закрепиться в Африке, если бы наличие политической воли, давшее толчок возобновлению российско-африканских отношений, было дополнено более активной государственной поддержкой. Вместе с тем, надо отметить, что такая финансовая и дипломатическая поддержка уже оказывается. На деятельность бизнес-сообщества в Африке положительно влияет государственная политика в области списания задолженности африканских стран. Частично эта политика осуществляется в рамках «восьмерки» и в сотрудничестве с МВФ и ВБ. В отличие от некоторых западных стран Россия не подписывала соглашения с ВБ о списании долгов в обмен на инвестиции, но такой механизм, использованный в 2008 г. в отношении ливийской задолженности, заметно способствовал укреплению российских позиций в Ливийской Джамахирии.
Положительное влияние на развитие торговых отношений с африканскими странами и общий климат сотрудничества должны оказать предпринятые в 2007 г. российской стороной инициативы, связанные с соглашениями о преференциях, согласно которым товары из ряда африканских стран теперь могут поставляться по льготным тарифам, а часть из них будет освобождаться от импортных пошлин.
Развитию российского бизнеса на Африканском континенте способствует расширяющаяся практика его сотрудничества с местными компаниями. Создание подобных СП благоприятствует продвижению российских проектов. Очевидно успешный пример в этой области – деятельность дочерних отделений Внешторгбанка и Внешэкономбанка в Анголе, Намибии, ЮАР: «ВТБ-Африка»; «ВТБ-Капитал/Намибия/» и сотрудничество Внешэкономбанка с южноафриканским «Нэдбанком». В свою очередь подобное партнерство становится привлекательным для компаний из третьих стран и позволяет российскому бизнесу расширять сферы деятельности. Такое взаимодействие в Африке намечается у «Газпрома» с французской «Тоталь» в Нигерии и итальянской ENI в Ливии.
Накопленный российскими компаниями опыт показал, что в Африке придается большое значение атмосфере сотрудничества и положительно воспринимается не только сама собой подразумеваемая готовность учитывать интересы партнера, но и содействие решению других его проблем, скажем, в социальной сфере. Можно отметить благоприятно воспринятую в ЮАР деятельность «Реновы», связанную с организацией обучения местных рабочих и будущих управленцев для проекта «Марганец Калахари», или РУСАЛа в Нигерии, где параллельно с модернизацией предприятия «АЛСКОМ», само по себе способствовавшее увеличению занятости, осуществляется также подготовка технического персонала в России.
Тормозом для развития деловых отношений с Африкой в ряде случаев является неопределенность договорно-правовой базы, разработка которой находится в компетенции двусторонних межправительственных комиссий. В условиях частого возникновения на континенте кризисных ситуаций типа этнических войн и государственных переворотов российских бизнесменов беспокоит проблема страхования рисков, которая усугубляется отсутствием в Африке отечественных страховщиков.
Российскому бизнесу в Африке предстоит действовать в условиях все более жесткой конкуренции. Обосновавшиеся на континенте западные компании имеют прочные исторические корни, традиционно налаженные деловые связи, а через свои правительства они располагают рычагами воздействия на зависимые от Запада африканские режимы. Что касается сравнительно новых, заметно активизировавшихся игроков на рынке африканских стран (Китай, Индия, Япония), то Китай, к примеру, пользуется мощной финансовой поддержкой государства и в ряде африканских стран уже сумел завоевать позиции, предоставляя льготные займы, безвозмездную помощь и осуществляя важные для них инфраструктурные проекты.
Еще одна проблема, с которой российский бизнес может столкнуться в Африке, это попытки использования африканцами фактора обостряющейся конкуренции, спекулируя на которой некоторые африканские правительства настаивают на пересмотре ранее заключенных соглашений. Подобная опасность требует от российского бизнеса досконального знания всех тонкостей африканского законодательства, а от российского правительства – способности защищать и лоббировать его интересы.


 
Примечания:
 
[1] На долю компании приходится 23% мировой добычи алмазов.
 
[2] Компания создана в 1955 г. и в настоящее время занимается строительством энергетических объектов в 25 странах мира.
 
[3] «Ренова» – частная диверсифицированная бизнес-группа, активы которой превышают 15 млрд.долл.
 
[4] Группа «Стэндарт бэнк» – компания со 145-летней историей в настоящее время представлена в 18 странах Африки и 20 странах на других континентах, ее рыночная капитализация достигла 20 млрд.долл.
 
[5] Российско-алжирские отношения имеют 45-летнюю историю и в 2001 г. достигли уровня стратегического партнерства.
 
[6] ENI – крупная интегрированная итальянская компания и крупнейший иностранный оператор на ливийском рынке углеводородов, а Италия важнейший импортер ливийской нефти.
 

Список литературы

http://federalbook.ru/files/FS/Soderjanie/FS-8/V/Romanov.pdf
В.С. РОМАНОВ,
НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ДЕПАРТАМЕНТА СТРАН АЗИИ,
АФРИКИ И АВСТРАЛИИ МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ

http://mir-politika.ru/256-rossiya-i-afrika-etapy-sotrudnichestva-i-perspektivy.html
СИДОРОВА Г.М.

Кандидат исторических наук. Заведующая Центром научной информации и Международных связей Института Африки РАН

http://www.perspektivy.info/rus/desk/rossija__afrika_2009-05-14.htm
Высоцкая Наталья Ивановна – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра политологических и социологических исследований Института Африки РАН.

http://www.inafran.ru/ru/content/view/114/51/


Комментарии:

Вы не можете оставлять комментарии. Пожалуйста, зарегистрируйтесь.