Реферат: Свобода и ответственности в профессиональной деятельности провизора

Среди проблем теоретической медицины и практического здравоохранения, связанных с профессиональной деятельностью провизоров и других медицинских работников, этико-деонтологические вопросы до настоящего времени не заняли надлежащего места и не пользуются престижностью, оказались как бы второстепенными.

Дата добавления на сайт: 14 ноября 2024


Скачать работу 'Свобода и ответственности в профессиональной деятельности провизора':


Министерство охраны здоровья Украины
Луганский государственный медицинский университет
кафедры технологии лекарств,
организации и экономики фармации
Реферат
На тему: «Свобода и ответственности в профессиональной деятельности провизора»
Выполнил: студентка 3 курса
фармацевтического фак-та 54 гр.
Люблинский Олег
Проверил:
Луганск
2006
План
Введение.
Основная часть:
Медицинский долг.
Фармацевтическая ответственность.
Правонарушения.
Неоказание помощи больному.
Нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил.
-182880092646500Противозаконные составление и выдача подложных медицинских документов.
Незаконное экспериментирование
Нарушение правил производства, хранения, отпуска, учета, перевозки, пересылки наркотических веществ.
Вывод.
ВВЕДЕНИЕ.
Среди проблем теоретической медицины и практического здравоохранения, связанных с профессиональной деятельностью провизоров и других медицинских работников, этико-деонтологические вопросы до настоящего времени не заняли надлежащего места и не пользуются престижностью, оказались как бы второстепенными. В связи с этим отмечается большое количество жалоб от населения на недостатки в работе медиков, на нарушения медицинской этики и деонтологии.
Если недостаточная профессиональная квалификация медицинского работника не всегда может быть распознана больным или его близкими, то его нравственный облик обнажается без труда и может получать, к сожалению, отрицательную оценку населения. Это не способствует успешному решению тех ответственных социальных задач, которые стоят перед здравоохранением.
Перспективы сплошной диспансеризации, которая охватит не только больных, но и огромный контингент практически здоровых людей, во много раз увеличивают контакты населения с медицинскими работниками. Следовательно, вопросы этико-деонтологического плана, в том числе вопросы общения, становятся особенно актуальными и социально значимыми, что обусловливает необходимость поиска путей повышения действенности и эффективности воспитания медицинских работников.
Проблема приобретает особое значение в условиях курса на перестройку и ускорение социально-экономического развития страны, что, в свою очередь, по-новому выявило роль человеческого, личностного фактора. Уместно вспомнить, что еще на заре Советской власти В. И. Ленин писал: «Надо, чтобы все дело воспитания, образования и обучения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали ».
В постановлении ЦК КПСС «Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране» перед медиками в качестве одной из главных задач поставлена задача воспитания высоких нравственных, гражданских качеств, милосердия .
Однако в деле воспитания указанных качеств было немало недостатков и поэтому возникает необходимость в научном социально-психологическом анализе. Требуется также учитывать общественно-исторические условия эпохи научно-технической революции.
Научно-техническая революция, повышая уровень производства материальных ценностей общества, облегчая условия труда и быта людей, особенно и преимущественно в социалистическом обществе, оказывает большое воздействие на социально-психологическую, эмоционально-нравственную сферу человека. Урбанизация, машинизация, компьютеризация, развитие технических средств коммуникации и многое другое изменили и усложнили возможности и условия прямых межличностных контактов людей, их непосредственного общения. Человек отдаляется от природы, от живого окружающего его мира, имеет место разобщение вне производственных процессов.
Приходится сталкиваться с проблемой нравственной неустойчивости, стихийного возникновения различных неофициальных молодежных групп и течений, часть из которых далека от принципов коммунистической морали. У некоторых молодых людей бедность духовной жизни и эмоционально-нравственной среды проявляется такими негативными явлениями как вещизм, иждивенчество, общественный инфантилизм, необоснованный нигилизм и т. п. Не всегда удается преодолеть эти явления при существующей постановке воспитательной работы и в медицинских учебных заведениях.
Так, в учебных планах вузов мало уделяется внимания психологии, будущие медики не получают необходимых им знаний в этой области и часто не понимают сложную духовную жизнь и поступки человека, тем более больного. Программа по медицинской этике и деонтологии предусматривает изучение предмета через разные учебные дисциплины. Слабый интерес кафедр к этому разделу медицинского образования, и поэтому часто формальный подход и дидактически недостаточные методы обучения не приводят к желаемым результатам.
Мало помогает студентам и учебно-методическая литература, в которой преобладают общие положения, нравоучения и моральные сентенции.
Эмоционально-нравственное и деонтологическое воспитание в средней специальной и высшей медицинской школе должно опираться на активные методы воспитательного обучения, которые давали бы эмоциональный заряд, побуждали к самостоятельным ответственным творческим решениям, т. е. учебно-производственным действиям, открывающим возможности самовыражения. К таким методам относятся разного типа обучающие задачи, игровой метод, учебно-исследовательская работа студентов и др. Они позволяют моделировать жизненные ситуации профессиональной деятельности будущего специалиста, требующие нравственной зрелости, моральной стойкости, мужества, готовности пожертвовать личными интересами во благо страждущего.
Этико-деонтологическое воспитание молодой смены медицинских работников — выпускников медицинских училищ и медицинских вузов, или практикующих специалистов — исключительно сложно.
Сложилось представление, что профессионализм медицинского работника, его политическая грамотность уже сами по себе включают деонтологию и этику. Это не всегда так. У ряда медиков оказываются утраченными чувство собственного достоинства, угрызений совести, чести, которые отличали некогда отечественных интеллигентов-врачей. Нравственные качества, необходимые медицинскому работнику, должны формироваться под влиянием литературы, искусства. К. сожалению, сегодня такие общечеловеческие, гуманистические ценности в определенной степени утратили свое значение, что привело к известному дефициту общей культуры также и у представителей медицинской профессии.
В отечественной и зарубежной литературе появилось немало публикаций, свидетельствующих о возникших противоречиях между целью и сутью медицины и их практической реализацией в конкретных условиях. В антагонистическом западном обществе это проявляется в недоступности медицинских услуг из-за их дороговизны социальным низам, избирательном отношении к больным (вплоть до принятия врачом решения продолжать или приостанавливать борьбу за жизнь пациента), превращении медицинской помощи в предмет купли-продажи, а то и просто в глумление над человеком.
В условиях социализма также существуют свои проблемы. Но получают они чаще одностороннюю интерпретацию. Иногда говорят о технизации медицины в ущерб ее адекватности миру чувств и переживаний больного, о том, что существующая ведомственность противоречит конституционным гарантам, а платность — принципу социализма, что наблюдается неодинаковое отношение медицинского персонала к дееспособной и недееспособной части населения и т. д. Все это — недоработки теоретического характера, результат пренебрежения науковедением в медицине.
Научно обоснованный путь совершенствования этико-деонтологического воспитания медицинских работников открывает понимание разработанной советской психологической школой роли мотивационно-потребностной сферы в регулировании поведения, чувств, воли человека, т. е. как инициатора его активности и деятельности. Потребности человека развиваются в процессе общественно-производственной деятельности, в свою очередь способствуют совершенствованию производительных сил и производственных отношений. Они отражают социально-исторический опыт в его индивидуальном преломлении. Среди различных потребностей особое значение имеют общественно-духовные как удовлетворение стремления к познанию нового, культурно-эстетическому развитию, самовыражению через общение и выражение чувства доброты, сострадания и т. д.
Социально-психологической основой эффективного этико-деонтологического воспитания должно быть формирование и развитие соответствующей моти-вационно-потребностной сферы у медицинских работников.
Это значит, что такие необходимые им нравственные качества, как сопереживание и милосердие, должны привноситься не извне, а стать внутренним духовным содержанием, моральным кредо, стержнем человека, который не может не выражать эту потребность всеми своими поступками и повседневным поведением. Формирование указанных потребностей — дело трудное и долгое, требующее такта, умения, терпения, индивидуального подхода. Эпоха НТР еще больше усложнила этот процесс, повысила роль и определило место человеческого фактора в социально-экономическом развитии страны на данном историческом этапе. Задача его активизации во всех сферах человеческой деятельности требует улучшения этико-деонтологического воспитания и среди тех, кто сегодня работает в лечебно-профилактических учреждениях, во всей системе здравоохранения. Это взрослые люди с иной, нежели молодежь, социально-психологической характеристикой. У многих сложились свои понятия, привычки, новые представления и убеждения воспринимаются ими не сразу. Призывы, лозунги, наставления, морализирование, особенно преподносимые не в лучших формах, как это нередко бывает, оказываются малорезультативными, а подчас дают обратный эффект.
Формирование деонтологических принципов и этических норм поведения у медицинских работников невозможно без воспитания соответствующих убеждений. Доказано, что убеждения, как отражение потребностей личности, не перенимаются, не заучиваются, а вырабатываются путем самостоятельных размышлений, самоосмысливания собственной социально-значимой трудовой деятельности. При этом формирование убеждений, по сути, становится самовоспитанием, индивидуально неповторимым как по способам, так и по содержанию, раскрывая психические особенности личности. Это углубленный, скрытый от других самоанализ у натур интравертивного склада и эмоционально насыщенные внешние проявления внутренней, духовной работы мысли и чувств у экстра-вертивных натур.
Самовоспитание вообще, и этико-деонтологических принципов и убеждений в частности,— особый вид мыслительной и эмоциональной деятельности человека, требующий хотя бы представления об элементарных психологических ее основах. Прежде всего необходимо четко и конкретно поставить цель работы над собой — сделать доброту, сострадание к другим, нуждающимся в твоей помощи, в милосердии своей осознанной, социально и профессионально значимой нравственной потребностью.
Сделать это окажется нетрудно, если, увидев благодарную улыбку больного, медицинский работник не подавит в себе чувство удовлетворения собой, радости достигнутым. Значимым при этом будет и психологический эффект эмоционального подкрепления.
Этико-деонтологические убеждения, нравственный облик медика в повседневной работе находят выражение, прежде всего, через общение с пациентами, больными, близкими больных, коллегами, сослуживцами.
Проблемы общения — сложный многоплановый процесс установления контактов между людьми, включающий обмен информацией, восприятие и понимание, а часто и оценку другого человека. Общение — важная психологическая категория со своими зависимостями.
Межличностное общение, чаще всего диалоговое, непременный компонент профессиональной медицинской деятельности. Оно во многом определяет те отношения, которые с самого начала складываются между врачом и его пациентом, способствуют установлению так необходимых доверительных отношений между ними. Н. И. Пирогов вспоминал, какое неизгладимое впечатление произвел на него облик, авторитет и манера общения выдающегося терапевта Е. О. Мухина.
Важным аспектом психолого-педагогического содержания является поведение провизора. Интеллигентность, чувство такта, умение слушать и направлять ход мысли пациента по нужному руслу — эти и другие качества всегда были присущи лучшей части отечественных врачей.
Провизора нередко и по праву называют педагогом и воспитателем. Ни одна профессия не имеет столько сторон соприкосновения с человеческой судьбой, как медицинская. Очевидно, эту специфику нужно учитывать, а культуру поведения формировать в до- и последипломный период становления провизора как специалиста. Между тем, до настоящего времени не преодолена недостаточная связь воспитания с обучением в современных вузах при довольно низкой степени побуждения к самовоспитанию и самообразованию как студентов, так и провизоров. Конечно, это замечание не распространяется на всех медицинских работников, поскольку из их среды каждой эпохой выдвигались неординарные личности, зарекомендовавшие себя в различных областях деятельности, включая мир литературы и искусства. И все же существующий метод подготовки врачей, экстенсивное развитие всей системы здравоохранения сыграли свою отрицательную роль в этом вопросе. Что же касается вузовской среды, то здесь до сих пор нередко воспитание учащейся молодежи через учебную дисциплину (предмет), мастерство педагогов и прежде всего клиницистов, не обрели еще должного уровня. Студенты медицинских вузов и аспиранты не владеют психологией, культурой общения, хотя профессиональная деятельность провизора начинается именно с общения с пациентом. От искусства общения во многом зависят результаты лечения.
Общение мало знакомых людей вначале предполагает межличностное восприятие одного другим, в котором проявляются как познавательные, так и эмоциональные компоненты. Поскольку первое впечатление о человеке складывается нередко на основе ограниченной информации о нем, то существенное значение имеет интерпретация другого отождествлением или сопоставлением с собой (идентификация), размышлением за другого (социально-психологическая рефлексия), стремлением воспроизвести эмоциональный мир его переживаний (эмпатия), распространением на другого известных характеристик какой-либо социальной группы (стереотипизация).
В одних случаях общение между людьми регла ментируется по форме и по содержанию социальными ролями и функциями — руководителя и подчиненного, родителей и детей, врача и медицинской сестры и т. д. Это так называемый формальный вид общения. Но общение бывает и неформальным, т. е. определяемым личными отношениями людей: их симпатиями, привязанностями, уважением, дружбой и т. п.
При любом виде общения многое зависит от культуры и нравственного облика людей: одни вежливы и стараются понять и помочь другим, иные грубы, нетактичны, стремятся отделаться от собеседника, относятся к нему неуважительно и даже оскорбительно.
Важна техника общения: умение войти и установить контакт, понять и наладить отношения, проникнуть во внутренний мир другого. Известны различные средства коммуникативного процесса: жесты, мимика, интонации, система «контакта глазами» и т. д., но прежде всего и важнее — это речь.
Известно, что лечить надо не болезнь, а больного, и дело не только в неповторимых индивидуальных особенностях организма разных людей, но и в том, что это разные личности. Следовательно, и подходы в общении с ними не могут быть одинаковыми.
Медицинский долг
Медицинский долг предусматривает квалифицированное и беззаветное выполнение каждым медиком своих профессиональных обязанностей, предусмотренных нормами морально-этического и правового регулирования медицинской деятельности. Это отражено в Конституции Украины, украинском законодательстве о здравоохранении, ведомственных инструкциях, положениях и правилах.
Это право обеспечивается бесплатной квалифицированной медицинской помощью, оказываемой государственными учреждениями здравоохранения; расширением сети учреждений для лечения и укрепления здоровья граждан; развитием и совершенствованием техники безопасности и производственной санитарии; проведением широких профилактических мероприятий; мерами по оздоровлению окружающей среды; особой заботой о здоровье подрастающего поколения, включая запрещение детского труда, не связанного с обучением и трудовым воспитанием; развертыванием научных исследований, направленных на предупреждение и снижение заболеваемости, на обеспечение долголетней активной жизни граждан».
6972300-762000Право на охрану здоровья зафиксировано в Конституции СССР 1977 г. впервые, так как только к этому времени получили широкое развитие перечисленные выше гарантии права на охрану здоровья 842772069215000всего населения. Большинство этих гарантий должно обеспечиваться органами здравоохранения, т. е. медицинскими работниками. Следовательно, претворение в жизнь права людей на охрану здоровья в соответствии Конституцией зависит в первую очередь от деятельности органов здравоохранения и всех медицинских работников, требует постоянного повышения качества и культуры медицинской помощи, т. е. выполнения каждым врачом своего профессионального долга, обусловленного не только морально-этическими нормами, но и законом.
Необходимо подчеркнуть, что в нашей стране существует неразрывная связь между морально-этическим и правовым регулированием деятельности медицинских работников. Это связано с тем, что советские законы имеют глубокую нравственную основу и поэтому нельзя отрывать правовое воспитание медицинских работников от воспитания нравственного. Нравственное воспитание создает необходимую предпосылку для формирования глубокого уважения к авторитету закона, а правовое — способствует утверждению принципов коммунистической морали. При этом нужно учитывать, что некоторые нравственные нормы врачебной деятельности получили силу закона (присяга врача, врачебная тайна).
Неразрывная связь морально-этического и правового регулирования деятельности медицинских работников подтверждается практикой работы органов здравоохранения. Анализ жалоб населения на те или иные недостатки при оказании медицинской помощи показывает, что большинство их связано с несоблюдением правил врачебной этики и деонтологии.
Охрана здоровья населения является обязанностью не только медицинских работников, но и всех государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, при наличии общедоступной, бесплатной и квалифицированной медицинской помощи, оказываемой за счет государства.
Обеспечение бесплатной, общедоступной и квалифицированной медицинской помощи гражданам нашей страны является осуществлением принципов коммунизма в области здравоохранения. Отсюда охрана здоровья народа — одна из важнейших задач Советского государства. Вот почему к врачебной деятельности допускаются только лица, получившие специальное образование в высших медицинских учебных заведениях, по окончании...

Похожие материалы:

Реферат: Взаимосвязь смысложизненных ориентаций и мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов-психологов

Диссертация: Невербальные коммуникации мужчин и женщин в профессиональной деятельности. Сравнительный анализ

Реферат: Особенности возникновения внутриличностных конфликтов в различных видах профессиональной деятельности

Курсовая работа: Акцентуация характера в профессиональной деятельности менеджера

Курсовая работа: Применение методов психофизиологических исследований в психофизиологии профессиональной деятельности