Самостоятельная работа: Философия XX века - изменение стиля мышления медицины в XX веке

Средние века обыкновенно рассматривают как мрачную эпоху полневежества или совершенного варварства, как период истории, который характеризуется в двух словах: невежество и суеверие.

Дата добавления на сайт: 18 июня 2024


Скачать работу 'Философия XX века - изменение стиля мышления медицины в XX веке':


Казахстанско-Российский медицинский университет
Кафедра общественных дисциплин
СРС
На тему: Философия XX века- изменение стиля мышления медицины в XX веке
Выполнила: Садырова Рузанна
Группа 203 А стом. факультет
Проверила: Бекбосынова Ж.Б.
Алматы 2013Содержание:
Введение

Введение
Средние века обыкновенно рассматривают как мрачную эпоху полневежества
или совершенного варварства, как период истории, который характеризуется в
двух словах: невежество и суеверие.
В доказательство этого приводят, что для философов и врачей в течении
всего средневекового периода природа оставалась закрытой книгой, причем
указывают на преобладающее господство в это время астрологии, алхимии,
магии, колдовства, чудес, схоластики и легковерного невежества.
Как доказательство ничтожности средневековой медицины приводят
совершенное отсутствие в средние века гигиены, как в частных жилищах, так и
вообще в городах, а так же свирепствования в течение всего этого периода
убийственных эпидемии чумы, проказы, различного рода кожных заболеваний и
т.д.
В противоположность этому взгляду существует мнение, что средние века
потому выше древности, что они за нею следуют. Ничего доказывать, что и то,
и другое лишено основания; по крайне мере, что касается медицины, уже один
здравый смысл говорит в пользу того, что не было и не могло быть перерыва в
медицинском предании, и подобно тому, как история всех других областях
культуры покажет, что варвары были не посредственными преемниками римлян,
точно так же и медицина не может, и не могла составить в этом отношении
исключения.
Известно, с одной стороны, что в Римской Империи и, в особенности в
Италии преобладала греческая медицина, так что греческие сочинения служили
настоящими руководствами для наставников и учеников, и с другой стороны,
что нашествие варваров вовсе не имели на западе таких всесокрушающих
последствий для науки и искусств, как обычно полагалось.
Мне показалась интересная эта тема тем, что эпоха средних веков
является промежуточным звеном между античным и новым временем, когда наука
стала бурно развиваться, стали делаться открытия, в том числе и в медицин.
Но ничего не бывает и не происходит на пустом месте…
В своем реферате я показал в первой главе общую картину этой эпохи,
так как нельзя рассматривать по отдельности любые отрасли, будь то
искусство, экономика или как в нашем случае медицина, так как для создания
объективности надо рассматривать данный раздел науки относительно своего
периода времени, учитывая всю его специфику и рассматривая с этой позиции
различные проблемы.
Мне было интересно рассмотреть во второй главе более конкретно тему
истории средневекового госпиталя, его путь становления от простой обители
призрения бедных и места каратативной деятельности церкви до формирования
социального института медицинской помощи, хотя даже подобие современной
больницы с врачами, медицинскими медсестрами, палатами и некоторой
специализацией госпиталь начинает походить только что с XV века.
Интересна и клиническая подготовка врачей в период средневековья,
которой посвящена третья глава, их процесс обучения на медицинских
факультетах университетов того времени, так как в основном образование было
теоретическим, более того, схоластическим, когда студентам приходилось
просто переписывать на лекциях труды древних, причем даже не сами
произведения античных ученых, а комментарии к ним святых отцов. Сама наука
была в жестких рамках, диктуемых церковью, ведущий лозунг, который дал
доминиканец Фома Аквинский, (1224—1274): «Всякое познание— грех, если оно
не имеет целью познание Бога» и поэтому любое свободомыслие, отступления,
иная точка зрения - рассматривалось как ересь, и быстро и беспощадно
наказывалось «святой» инквизицией.
В качестве справочной литературы в реферате были использованы
следующие источники, такие как – большая медицинская энциклопедия,
справочное пособие, составившие основу данной работы. И которое, наверное,
наиболее полно освещает самые актуальные моменты, связанные с медициной и,
интересное, как и для студентов, так уже и для практикующих врачей любых
специальностей.
В качестве периодической литературы я взял журналы: «Проблемы
социальной гигиены и истории медицины», где по его тематике размещены
статьи многих известных авторов, которыми я воспользовался; журнал
«Клиническая медицина» и «Российский медицинский журнал», в которых есть
рубрика, посвященная истории медицине.
Немаловажным подспорьем оказались и книги «История медицины» Л. Менье,
«История средневековой медицины» Ковнер, «История медицины. Избранные
лекции» Ф.Б. Бородулин, где подробно описан весь период истории медицины,
начиная с первобытного общества и завершая уже началом и серединой
двадцатого века.
Научная медицина в Средние века была развита слабо. Медицинский опыт перекрещивался с магией, религией. Значительная роль в средневековой медицине отводилась магическим обрядам, воздействию на болезнь посредством символических жестов, «особых» слов, предметов. С XI—XII вв. в целительных магических обрядах появились предметы христианского культа, христианская символика, языческие заклинания перелагались на христианский лад, появились новые христианские формулы, расцвёл культ святых и их мощей. 
Самым характерным для Средневековья феноменом целительной практики являлись святые и их реликвии. Расцвет культа святых приходится на Высокое и Позднее Средневековье. В Европе насчитывалось более десяти наиболее популярных мест погребения святых, куда стекались тысячи паломников, желающих вернуть себе здоровье. Святым жертвовали дары, страждущие молили святого о помощи, стремились прикоснуться к какой-либо вещи, принадлежавшей святому, соскабливали каменную крошку с надгробий и т. д. С XIII в. оформилась «специализация» святых; примерно половина всего пантеона святых считались патронами определённых болезней.

Что касается болезней, то это были туберкулёз, малярия, дизентерия, оспа, коклюш, чесотка, различные уродства, нервные  болезни. Но бичом Средневековья была бубонная чума. Впервые она появилась в Европе в VIII в. В 1347 г. чума была завезена генуэзскими моряками с Востока и в течение трёх лет распространилась по всему континенту. Незатронутыми остались Нидерланды, чешские, польские, венгерские земли и Русь. Распознавать чуму, как, впрочем, и другие болезни, средневековые врачи не могли, болезнь фиксировалась слишком поздно. Единственный рецепт, использовавшийся населением до XVII в., сводился к латинскому совету cito, longe, targe, то есть бежать из заражённой местности скорее, дальше и возвращаться позже.
Другим бичом Средневековья была лепра (проказа). Появилась болезнь, вероятно, в эпоху Раннего Cредневековья, но пик заболеваемости приходится на XII—XIII вв., совпадая с усилением контактов Европы с Востоком. Больным проказой запрещалось появляться в обществе. пользоваться общественными банями. Для прокажённых существовали специальные больницы — лепрозории, которые строили за городской чертой, вдоль важных дорог, чтобы больные могли просить милостыню — единственный источник их существования. Латеранский собор (1214) разрешил строить на территории лепрозориев часовни и кладбища для создания замкнутого мира, откуда больной мог выйти только с трещоткой, предупреждая, таким образом, о своём появлении. В конце XV в. в Европе появился сифилис.

    Под влиянием арабской учености, начавшей проникать в Европу в 11—12 вв., появился первый робкий интерес к опытному знанию. Так. Р. Гроссетест (около 1168—1253) опытным путем проверил рефракцию линз, ему же наряду с Ибн аль-Хайсамом (965—1039) приписывают внедрение в практику линз для коррекции зрения; Р. Луллий (около 1235—1315) — один из создателей алхимии — занимался поисками «эликсира жизни». Споры и труды средневековых схоластов способствовали развитию логики, алхимия подготовила возникновение научной химии и т.д. Вместе с тем интеллектуальная жизнь средневековой Европы ничего не дала для развития кардинальных проблем естествознания и даже способствовала некоторому регрессу в сфере естественнонаучных знаний. Р. Бэкон (около 1214—1292) был, пожалуй, первым европейским средневековым мыслителем, призвавшим науку служить человечеству и предсказавшим завоевание природы путем ее познания. Однако понадобилось почти два века интеллектуального развития, прежде чем «титаны Возрождения» вывели естествознание из забвения и оно оказалось в центре интересов образованных кругов европейского общества.
    Господство теологического мировоззрения, традиционного мышления и застой в естествознании сильно сковывали прогресс в области М. Однако развитие М. не остановилось. В период становления феодализма наиболее благоприятные условия для развития М. сложились в восточных регионах.
Медицина и образование в арабских государствах средневековья - Хирургия и анатомия - Выдающиеся личности арабской медицины - Больницы и лечебницы государств арабского мира
В VII в., когда арабы захватили Иран, Сирию и Египет, в научных центрах этих стран развивались греческая наука и греческая философия. Самыми знаменитыми в то время были Александрийская школа в Египте и христианская несторианская школа вГундишапуре (Джунди-Шапур) на юге Ирана. Из этой школы вышел придворный врач халифа ал-Мансура (754-776) Джурджус ибн Бахтишу - основатель династии придворных врачей-христиан, которые в течение двух с половиной столетий безупречно служили при дворе багдадских халифов. Осознавая значение античной науки, халифы и другие вожди мусульман содействовали переводу на арабский язык важнейших греческих сочинений.
Начало этой деятельности было положено в конце VIII в., однако основная работа переводчиков развернулась в правление халифа ал-Мамуна (813-833), который специально для этого организовал в Багдаде "Дом мудрости" (араб, bait al-hikma). В течение IX и X вв. на арабский язык была переведена практически вся доступная литература, представлявшая интерес для арабов.Со временем переводы на арабский стали делать непосредственно с греческого. Большинство исследователей связывают этот переход с деятельностью самого известного переводчика эпохи халифатов - христианина-несторианца Хунайна ибн Исхака (809-873) из Хиры. Он переводил Платона и Аристотеля, Сорана и Орибасия, Руфа из Эфеса и Павла с о. Эгина. В то время на арабском языке еще не существовало оригинальных текстов на темы переводимых им сочинений, и Хунайн ибн Исхак освоил медицинскую терминологию, ввел ее в арабский язык и заложил драгоценный лексический фундамент медицинских текстов на арабском языке.Много текстов было переведено также и с персидского языка. Через персов арабы познакомились с достижениями индийской цивилизации, в особенности в области астрономии, медицины, математики. От индийцев они заимствовали и цифры, которые европейцы назвали "арабскими".Переводческая деятельность арабов сыграла неоценимую роль в сохранении наследия предшествовавших им цивилизаций - многие древние труды дошли до средневековой Европы -только в арабских переводах. Однако до наших дней, как полагают ученые, дошло не более 1% средневековых арабских рукописей.Образование в Халифате в значительной степени испытало влияние ислама. В средневековом мусульманском мире все знания делились на две области: "арабские"(или традиционные, в основе своей связанные с исламом) и "иноземные" (или древние, общие всем народам и всем религиям)."Арабские" гуманитарные науки (грамматика, лексикография и др.) формировались в связи с изучением хадисов (предания о высказываниях и деяниях Мухаммеда) и "Корана", знание которого для мусульман чрезвычайно важно.Изучение "иноземных" наук диктовалось потребностями развивающегося общества и отражало его интересы: география была необходима для точного описания подвластных земель, история служила основой для изучения жизни Пророка, астрономия и математика уточняли священный календарь. Возрос интерес и к медицине, которая со временем стала определяться как профессия, достойная похвалы и благословенная Аллахом: согласно исламской традиции, Аллах не допустит болезни, пока не создаст средство ее лечения, задача врача - найти это средство.
Медицина и образование в арабских государствах средневековьяПо мере того, как основные научные рукописи переводились на арабский язык, христиане утрачивали свою монополию на медицину, а центры науки и высшего образования постепенно перемещались в Багдад, Басру, Каир, Дамаск, Кордову, Толедо, Бухару, Самарканд. Библиотека г. Кордовы насчитывала более 250 тыс. томов. Крупные библиотеки были в Багдаде, Бухаре, Дамаске, Каире. Некоторые правители и богатые люди имели собственные библиотеки. Так, в библиотеке главы дамасских врачей Ибн ал-Мутрана (Ibn al-Mutran, XIII в.), лечившего халифа Салах ад-Дина, было около 10 тыс. книг. Глава багдадских врачей Ибн ал-Талмид (Ibn al-Talmld, XII в.) - автор лучшей фармакопеи своего времени - собрал более 20 тыс. томов, многие из которых были переписаны лично им. В XII в., когда в Западной Европе было лишь два университета (в Салерно и Болонье), в одной только мусульманской Испании (Кордовском : халифате) функционировало 70 библиотек и 17 высших школ, в которых среди других дисциплин преподавалась и медицина.Арабоязычная медицина в течение восьми веков занимала ведущее место в регионе Средиземноморья. Она сохранила, дополнила и возвратила в Европу в усовершенствованном виде все важнейшие знания, накопленные в регионе к периоду раннего средневековья.В области теории болезни арабы восприняли древнегреческие учения о четырех стихиях и четырех телесных соках (араб. ahlat), изложенные в "Гиппократовом сборнике" и работах Аристотеля, а затем прокомментированные в трудах Галена. Согласно представлениям арабов, каждая из стихий и жидкостей участвует (в различных пропорциях) в создании четырех качеств: тепло, холод, сухость и влажность, которые определяют мизадж (араб, mizag - темперамент) каждого человека. Он может быть нормальным, в случае сбалансированности всех составляющих, или "неуравновешенным" (различных степеней сложности). Когда равновесие нарушено, задача врача - восстановить первоначальное состояние. Мизадж не является чем-то постоянным и изменяется с возрастом я под влиянием окружающей природы.При лечении внутренних болезней первейшее внимание уделялось установлению правильного режима и только потом применялись лекарства, простые и сложные, в приготовлении которых арабы достигли высокого совершенства.В значительной степени это связано с развитием алхимии. Заимствовав у сирийцев идею использования алхимии в области медицины, арабы сыграли важную роль в становлении и развитии фармации и создании фармакопеи. В городах стали открываться аптеки для приготовления и продажиАлхимики средневекового арабо-язычного Востока изобрели водяную баню и перегонный куб, применили .фильтрование, получили азотную и соляную кислоты, хлорную известь и спирт (которому дали название алко-холь). Завоевав Пиренейский полуостров, они принесли эти знания в Западную Европу.
Ар-Рази (850- 923), выдающийся философ, врач и химик раннего средневековья составил первый в арабской литературе энциклопедический труд по медицине"Всеобъемлющая книга по медицине" ("Kitab al-Hawi") в 25 томах. Описывая каждую болезнь, он анализировал ее с позиций греческих, сирийских, индийских, персидских и арабских авторов, после чего излагал свои наблюдения и выводы. В XIII в. "Kitab al-Hawi" была переведена на латинский язык, а затем на многие европейские языки, постоянно переиздавалась в средневековой Европе и вместе с "Каноном медицины" Ибн Сины в течение нескольких столетий была одним из основных источников медицинских знаний.Другой энциклопедический труд Ар-Рази "Медицинская книга" в 10 томах ("Al-Kitab al-Mansuri"), посвященная правителю Хорасана Абу Са-лиху Мансуру ибн Исхаку, обобщила знания того времени в области теории медицины, патологии, лекарственного врачевания, диететики, гигиены и косметики, хирургии, токсикологии и инфекционных заболеваний. В XII в.. она была переведена на латинский язык, а в 1497 г. издана в Венеции.Сред и многочисленных сочинений Ар-Рази особую ценность представляет небольшой трактат "Об оспе и кори", который признается многими авторами самым оригинальным трудом средневековой арабоязычной медицинской литературы. По существу, это первое обстоятельное изложение клиники и лечения двух опасных инфекционных заболеваний, уносивших в, то время немало человеческих жизней. Даже сегодня он мог бы быть великолепным учебным пособием для студентов!
Хирургия и анатомияХирургия в средневековом арабоязычном мире была скорее ремеслом, чем наукой, в отличии от древнего мира. Объяснялось это мусульманской традицией, которая запрещала как вскрытие трупов, так и вивисекции. Понятно, что в халифатах хирургия развивалась в меньшей степени, чем лекарственное врачевание.Тем не менее врачи-мусульмане внесли существенный вклад в развитие отдельных областей анатомии и хирургии. Особенно ярко это проявилось в офтальмологии.
Исследуя строение глаза животных, известный египетский астроном и врач Ибн ал-Хайсам (965-1039, известный в Европе как Alhazen) первым объяснил преломление лучей в средах глаза и дал названия его частям (роговица, хрусталик, стекловидное тело и т.д.). Изготовив модели хрусталика из хрусталя и стекла, он выдвинул идею коррекции зрения при помощи двояковыпуклых линз и предложил использовать их при чтении в пожилом возрасте. Капитальный труд Ибн ал-Хайсама "Трактат по оптике" ("Kitab al-Manazir") прославил его имя в странах Востока и Западной Европы. К сожалению, арабский оригинал этой книги не сохранился. Она дошла до наших дней в латинском переводе - "Opticae thesaurus Alhazeni arabis" ("Сокровища оптики араба Альхазена").К плеяде замечательных арабских окулистов принадлежит и Аммар ибн Али ал-Маусили (Ammar ihn Ali al-Mausili, X в.), один из известнейших глазных врачей Каира. Разработанная им операция удаления катаракты путем отсасывания хрусталика при помощи изобретенной им полой иглы имела большой успех и получила название "операция Аммара".Лечение глазных болезней явилось той областью медицины, в которой влияние арабской школы ощущалось в Западной Европе вплоть до XVII в.К выдающимся достижениям арабов в области анатомии относится описание легочного кровообращения, которое сделал в XIII в. сирийский врач из Дамаска Ибн ан-Нафйс (Ibn an Nafis), т.е. на три столетия раньше Мигеля Сервета. Ибн ан-Нафис почитался как великий ученый своего времени, прославившийся комментариями к разделу анатомии в "Каноне" Ибн Сины.Самым выдающимся хирургом средневекового арабоязычного мира считается Абул-Касим Халаф ибн Аббас аз-Захрави (лат. Abulcasis ок. 936-1013). Родился он близ Кордовы в мусульманской Испании и таким образом принадлежит к арабо-испанской культуре. Аз-Захрави жил в "золотой период" ее развития (вторая половина X в.), когда арабо-испанская культура была самой передовой в Западной Европе, а наряду с византийской - и во всей Европе в целом. Основными научными центрами мусульманской...

Похожие материалы:

Учебно-исследовательская работа студента (УИРС): НАРКОМАНИЯ – ЧУМА XX ВЕКА

Реферат: История развития сестринского дела в России (X – начало XX века)

Эссе: Психология - наука XX века

Курсовая работа: История применения лекарственных растений с начала веков до XX века

Реферат: Достижение в хирургии XX века: трансплантация органов