Лекция: ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЗДОРОВЬЯ

Гигиена детей и подростков представляет отрасль гигиенической науки, и поэтому ее определение основывается на общем понятии гигиены.

Дата добавления на сайт: 24 апреля 2024


Скачать работу 'ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЗДОРОВЬЯ':


ЛЕКЦИЯ №11.
ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЗДОРОВЬЯ.
Гигиена детей и подростков представляет отрасль гигиенической науки, и поэтому ее определение основывается на общем понятии гигиены.
Гигиена — наука, изучающая влияние факторов окружающей среды (природных и социальных) на организм человека и разрабатывающая научно обоснованные нормативы и рекомендации, направленные на сохранение и укрепление здоровья человека.
Однако сохранение и укрепление здоровья, несмотря на их большое значение, недостаточны для детей и подростков. Для них самое главное — благоприятное развитие. Поэтому в гигиене детей и подростков любой фактор среды оценивается по его влиянию на развитие ребенка.
Гигиена детей и подростков — профилактическая медицина, изучающая условия среды обитания и деятельности детей, а также влияние этих условий на здоровье и функциональное состояние растущего организма и разрабатывающая научные основы и практические меры, направленные на сохранение и укрепление здоровья, поддержку оптимального уровня функций и благоприятного развития организма детей и подростков.
Ее задачи: 1) изучение влияния природных и социальных факторов, оценка и прогнозирование их воздействия на растущий организм;
2) разработка гигиенических нормативов и санитарно-эпидемиоло-гических правил и требований;
3) контроль санитарного состояния детских и подростковых учреждений;
4) обоснование оздоровительных мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, совершенствование функциональных возможностей и гармоничного развития детей и молодежи.
Задачи гигиены детей и подростков, как и гигиены вообще, в конечном счете сводятся к нормированию внешней среды, т.е. к установлению норм и их последующему осуществлению, а значит: не нарушая естественного хода процессов развития организма ребенка, целенаправленно воздействовать средой и воспитанием на формирование здорового человека, совершенствовать его функциональные и физические возможности.
Физическое развитие является одним из ведущих признаков здоровья. От уровня физического развития зависят другие показатели здоровья.
Под термином «физическое развитие» детей и подростков понимают состояние морфологических и функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического развития — биологический возраст.
Физическое развитие ребенка в каждый период жизни — это комплекс морфофункциональных свойств, характеризующих возраст достигнутого биологического развития и физическую дееспособность (работоспособность) детского организма.
Термин «физическое развитие» отражает не моментальную характеристику состояния (развития), а динамику процесса. С этих позиций физическое развитие понимается как процесс обусловленных возрастом изменений размеров тела, телосложения, внешнего облика, мышечной силы и работоспособности детского организма.
Физическое развитие детей и подростков характеризуется сложным и многообразным комплексом признаков. При изучении физического развития наиболее часто используют только основные соматометрические показатели — длину и массу тела, окружность грудной клетки. Форма грудной клетки, спины, стоп, осанка, состояние мускулатуры, жироотложение, эластичность кожи, половое созревание относятся к соматоскопическим показателям. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ), сила сжатия кисти рук — функциональные, физиометрические, показатели.
Все эти показатели учитываются при оценке физического развития детей и подростков, которая должна проводиться комплексно.
Врач должен знать и уметь определить уровень биологического развития ребенка, степень соответствия его биологического возраста паспортному. При этом следует учитывать длину тела и ее погодовые прибавки, число постоянных зубов, степень полового созревания. Однако недостаточно определить лишь соответствие или несоответствие уровня биологического развития возрасту. Необходимо дать оценку морфофункционального состояния. По показателям массы тела, окружности грудной клетки, ЖЕЛ, мышечной силы можно установить, является ли морфофункциональное состояние гармоничным, дисгармоничным или резко дисгармоничным.
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ,
ИХ ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Закономерности роста и развития организма являются теоретической основой гигиенического нормирования факторов окружающей среды для детей и подростков. Знание этих закономерностей позволяет врачу по гигиене детей и подростков понять и объяснить деятельность отдельных органов и систем, их взаимосвязь, функционирование целостного организма ребенка в разные возрастные периоды и его единство с внешней средой.
Жизненный цикл человека условно делится на три этапа: созревание, зрелый возраст и старение. Провести хронологическую границу перехода организма от одного этапа к другому можно на основе изучения особенностей его роста и развития, взаимодействия с окружающей (в том числе и социальной) средой.
Этап созревания характеризуется прежде всего достижением половой зрелости, способностью организма и возможностью выполнения детородной функции, что обеспечивает сохранение вида. Главной особенностью детского организма в этот период является состояние непрерывного роста и развития. Под «ростом» понимают количественное увеличение массы тканей и органов, образовавние новых соединений за счет поступления в организм питательных веществ. «Развитие» - это качественное изменение, дефференцировка органов и тканей, их функциональное совершествование, появление новых функций. Количественные изменения постепенно переходят в качественные. В этом заключается единство и взаимосвязь роста и развития. Переход из одной стадии к другой называется возрастным периодом. Возрастной период это время, которое необходимо для завершения определенного этапа морфо-функционального развития организма (слайд №1 и №2).
Хронологической границей полного созревания организма и наступления зрелости следует считать 20-21 год. Именно к этому возрасту завершается не только процесс полного созревания и роста, но и накапливаются необходимые знания, формируются нравственные устои, т.е. создаются возможности для выполнения человеком и биологических, и социальных функций.
На всем этапе созревания (от момента рождения до полной зрелости) рост и развитие организма протекают в соответствии с объективно существующими законами (слайд №3):
неравномерность темпа роста и развития;
неодновременность роста и развития отдельных органов и систем (гетерохронность);
обусловленность роста и развития полом (половой диморфизм);
биологическая надежность функциональных систем и организма в целом;
обусловленность роста и развития генетическими и средовыми факторами;
акселерация роста и развития.
Неравномерность темпа роста и развития. Процессы роста и развития протекают непрерывно, носят поступательный характер, но их темп имеет нелинейную зависимость от возраста. Чем моложе организм, тем интенсивнее процессы роста и развития.
У ребенка 1—3 мес суточный расход энергии на 1 кг массы тела в день составляет 110—120 ккал, у годовалого — 90— 100 ккал. В последующие периоды жизни ребенка снижение суточного расхода энергии продолжается.
О неравномерности роста и развития свидетельствуют изменения длины тела детей и подростков. За первый год жизни длина тела новорожденного увеличивается на 47%, за второй — на 13%, за третий — на 9%. В возрасте 4—7 лет длина тела ежегодно увеличивается на 5—7%, а в возрасте 8-10 лет — лишь на 3%.. В период полового созревания отмечается скачок роста, в возрасте 16—17 лет наблюдается снижение, а в 18—20 лет увеличение длины тела практически прекращается (слайд №4)..
Изменения массы тела, окружности грудной клетки, а также развитие отдельных органов и систем в целом происходят неравномерно. Неравномерность темпа роста и развития организма на этапе созревания является общей закономерностью.
Неодновременность роста и развития отдельных органов и систем (гетерохронность). Процессы роста и развития протекают неравномерно. Каждому возрасту свойственны определенные морфо-функциональные особенности. Организм ребенка рассматривается как единое целое, однако рост и развитие его отдельных органов и систем происходит не одновременно (гетерохронно). Избирательное и ускоренное созревание обеспечивается за счет тех структурных образований и функций, которые обеспечивают выживаемость организма на данном этапе. В первые годы жизни ребенка преимущественно увеличивается масса головного мозга: у новорожденных она равна 360-390 грамм. К концу третьего года жизни она увеличивается в три раза и достигает в среднем 1100 грамм. Мозг семилетнего ребенка весит 1250 грамм, а в дальнейшем нарастание его массы происходит очень медленно. Избирательное развитие мозга в первые годы жизни человека нельзя считать случайным – идет интенсивное формирование условно-рефлекторной деятельности, через нервную систему осуществляется связь с внешним средой: образуются механизмы адаптации к постоянно меняющимся условиям, создаются оптимальные условия для приема информации и произведения интегративных действий. В противоположность этому лимфатическая система в первые годы жизни не развивается; ее рост и формирование происходят в возрасте 10-12 лет. Лишь после 12 лет интенсивно развиваются половые органы и происходит становление детородной функции. Не одновременно формируется функциональная готовность организма к отдельным видам учебной, трудовой и спортивной деятельности.
Темпы роста отдельных частей тела также различны. В процессе роста меняются пропорции тела (слайд №5) и ребенок из относительно большеголового, коротконогого и длиннотуловищного постепенно превращается в малоголового, длинноногого и короткотуловищного.
Таким образом, интенсивное развитие и окончательное формирование отдельных органов и систем происходят не параллельно.
Обусловленность роста и развития полом (половой диморфизм). Половой диморфизм проявляется в особенностях обменного процесса, темпа роста и развития отдельных функциональных систем и организма в целом. Так, мальчики до начала полового созревания имеют более высокие антропометрические показатели (слайд №6). В период полового созревания это соотношение меняется: девочки по показателям длины и массы тела, окружности грудной клетки превосходят своих сверстников. Наблюдается перекрест возрастных кривых этих показателей.
В 15 лет интенсивность роста у мальчиков возрастает, и мальчики по своим антропометрическим показателям вновь опережают девочек. Образуется второй перекрест кривых. Этот двойной перекрест кривых возрастного изменения показателей физического развития характерен для нормального физического развития.
Одновременно наблюдается неодинаковый темп развития многих функциональных систем, особенно мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой. Например, сила кисти руки или мышц — разгибателей спины у мальчиков всех возрастов выше, чем у их сверстниц.
Различия имеются не только в физической работоспособности, но и в психофизиологических показателях.
Итак, наряду с общими для обоих полов закономерностями существуют различия в темпах, сроках и показателях роста и развития мальчиков и девочек. Половой диморфизм учитывается при нормировании физических нагрузок, организации образовательного процесса.
Половые различия в росте и развитии организма имеют важное значение при профессиональной ориентации школьников, спортивном отборе и подготовке юных спортсменов.
Биологическая надежность функциональных систем и организма в целом. Достижения возрастной морфологии и физиологии, теория системогенеза П.К. Анохина позволили сформулировать еще одну закономерность индивидуального развития организма — надежности биологической системы (А.А. Маркосян). Эта закономерность базируется на представлении о широком диапазоне жизненных возможностей. В качестве доказательств приводятся известные факты. В 10 мл крови человека содержится такое количество тромбина, которое может вызвать свертывание всей крови человека. Избыточное содержание тромбина обеспечивает надежность системы свертывания. Стенка сонной артерии обладает высокой прочностью. Она способна выдержать давление в 20 атм, тогда как в действительности оно редко превышает г/з атм- Эти примеры показывают, что резервные возможности систем организма огромны. Кроме того, природой предусмотрено дублирование многих органов (почек, легких, органов зрения, слуха).
Резервные возможности и надежность систем организма обеспечивают его индивидуальное развитие. При отсутствии такой надежности систем и широких жизненных границ'развитие организма было бы невозможно вследствие постоянной опасности прекращения жизни.
Таким образом, надежность биологической системы базируется на:
избыточности элементов управления;
дублировании и взаимозаменяемости элементов регуляции;
совершенном и быстром возврате к состоянию относительного постоянства;
динамичности взаимодействия звеньев системы.
Под надежностью физиологической системы понимают такой уровень регулирования и такое соотношение элементов самого процесса, когда обеспечиваются оптимальный ход последнего с резервными возможностями и взаимозаменяемостью звеньев, быстрый возврат к исходному состоянию, с достаточной лабильностью и пластичностью, гарантирующими быстрое приспособление.
Однако, несмотря на большой запас прочности систем, рассчитанных на сохранение жизни в критических ситуациях, при организации учебной, трудовой и спортивной деятельности Детей и подростков следует использовать установленные оптимальные нагрузки.
Обусловленность процессов роста и развития генетическими и средовыми факторами. Генетическая программа предопределяет темпы роста и развития, порядок созревания отдельных органов и систем, их биологическую надежность и половые различия. Однако, в этих процессах могут быть отклонения под влиянием факторов окружающей среды.
Увеличение длины тела в возрасте 4—6 и 10—15 лет детерминировано в основном генетическим фактором. Масса тела детей и подростков в большей степени подвержена действию факторов среды. Этот показатель преимущественно определяется количественным и качественным составом пищи, режимом питания, двигательной активностью, организацией физического воспитания.
Тип высшей нервной деятельности, сила и подвижность нервных процессов детерминированы генетическими факторами.
Развитие моторики (сила, быстрота, выносливость), деятельность вегетативной нервной системы (частота пульса, минутный объем кровообращения, частота и глубина дыхания, ЖЕЛ, реакция на физическую нагрузку, температурное воздействие и др.) подвержены влиянию факторов среды и поэтому лучше поддаются регуляции при целенаправленном воздействии на организм ребенка.
Процессы роста и развития подчиняются определенным биологическим законам и в то же время детерминированы условиями окружающей среды. В сложном взаимодействии факторов среды и природных задатков осуществляется индивидуальное развитие ребенка.
Выше отмеченную закономерность необходимо учитывать при разработке профилактических мероприятий, направленных на улучшение роста, гармоничного развития, охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения.
Акселерация роста и развития. Понятие об акселерации физического развития было введено в 1935 г. немецким специалистом по школьной гигиене Кохом, который обозначил этим термином, ранее применявшимся в теоретической биологии, ускорение роста и развития детей.
Акселерация (от лат. acceleratio - ускорение) - это опережение сроков начала роста, ускорение процессов роста и развития и стабилизация их в более ранние сроки при абсолютном повышении костных показателей.
Ростовесовой коэффициент (отношение длины к массе тела), характеризующий вытянутость, линейность пропорций тела, также изменяется циклически, что свидетельствует о периодическом нарастании, а затем снижении линейности телосложения.
Анализ проявления акселерации развития в размерах тела и темпах соматического роста в грудном, дошкольном и школьном возрасте указывает на более раннее удвоение массы тела, более раннее достижение ребенком периода, когда обхват грудной клетки достигает величины окружности головы. В начале XX столетия этот период приходился на 1,5—2 года, а в 60-е годы регистрировался между 2-м и 3-м месяцами жизни.
Девушки по половому развитию значительно опережают юношей. Все исследователи отмечают, что появление менархе от поколения к поколению сдвигается на все более и более ранние сроки. Так, в 50-х годах первые менструации у девочек наблюдались на 2 года раньше, чем в первое десятилетие века.
О причинах ускорения полового созревания от поколения к поколению можно судить, ознакомившись с особенностями и факторами, регулирующими этот процесс. Началом процесса полового созревания является увеличение секреции гонадот-ропных гормонов гипофизом, что обусловливает развитие яичников и семенных канальцев яичек. У девочек в начале периода полового созревания уровень эстрогена резко повышается, и в дальнейшем его образование приобретает циклический характер. У мальчиков основным изменением является резкое увеличение секреции тестостерона.
Средняя продолжительность периода полового созревания 3 года, однако оно может длиться у мальчиков от 2 лет до 5,5 года, а у девочек от 1,5 года до 5 лет.
В мире средним возрастом начала менструаций является возраст 13 лет, однако он может варьировать в пределах от 10 до 16,5 лет.
Среди факторов, определяющих сроки полового созревания, следует отметить социально-экономические условия, влияние географической среды, наследственности и психогенные воздействия.
Климатогеографические условия не оказывают существенного влияния на возраст появления менархе. В современных условиях сроки созревания женского организма в значительной степени обусловливаются воздействием социальных и этнических факторов.
Подрастающее поколение села по сравнению с таковым города развивается более медленными темпами: средний возраст менархе у подростков села 13,4 года, а города — 13 лет.
Воздействие климатического фактора часто «перекрывается» социально-бытовыми факторами. Так, средний возраст наступления менархе на севере, в Норильске, составляет 12,7 года, а на юге среди хакасок — 14,4 года.
Более ранние в среднем сроки появления менархе отмечаются у девушек в семьях с высоким экономическим уровнем, а также у девушек, родители которых имели высшее образование сравнительно с дочерьми неквалифицированных рабочих, и у девушек из семей с одним ребенком сравнительно с представительницами многодетных семей.
Выдвинуто множество гипотез причин акселерации, однако ни одна из них не может исчерпывающе объяснить эпохальный сдвиг в темпе роста и развития детей. По-видимому, акселерация — это следствие какой-то общей тенденции к изменению в биологии современного человека, происходящей под влиянием комплекса факторов.
Основные теории,...

Похожие материалы:

Реферат: ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПИТАНИЯ, КАК ИСТОЧНИК ЗДОРОВЬЯ И НОРМАЛЬНОГО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Методический материал: ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Статья: Физическое развитие детей

Реферат: Здоровый образ жизни как условие гармоничного развития детей, первичной профилактики заболеваний и вредных привычек