Лекция: ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ГИГИЕНЫ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ НАУКИ. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ГИГИЕНЕ

Важнейшей задачей по охране здоровья населения Республики Таджикистан является оздоровление условий окружающей среды, профилактика заболеваний, сохранение трудоспособности и увеличение продолжительности жизни человека.

Дата добавления на сайт: 16 апреля 2024


Скачать работу 'ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ГИГИЕНЫ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ НАУКИ. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ГИГИЕНЕ':


ЛЕКЦИЯ №1.
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ГИГИЕНЫ.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ НАУКИ.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ГИГИЕНЕВажнейшей задачей по охране здоровья населения Республики Таджикистан является оздоровление условий окружающей среды, профилактика заболеваний, сохранение трудоспособности и увеличение продолжительности жизни человека. Принятые Правительством Республики Таджикистан «Концепция реформы здравоохранения в Республике Таджикистан» (март, 2002) и «Стратегия Республики Таджикистан по охране здоровья населения до 2010 года» (ноябрь, 2002) послужили мощным фактором дальнейшего реформирования здравоохранения. Внесенные изменения и дополнения в Конституцию Республики Таджикистан (июнь, 2003) и Закон Республики Таджикистан «Об охране здоровья населения» (ноябрь, 2003) предоставили возможность разработки и внедрения программы государственных гарантий по обеспечению населения медико-санитарной помощью. Основная роль в решении этой задачи возлагается на медицинских работников.
Гигиена как медицинская наука имеет свою историю, которая раскрывает особенности ее развития и способствует объективному пониманию тех задач, которые стояли и стоят перед ней на различных этапах становления человеческого общества.
Эта область медицины возникла в далеком прошлом из народной предупредительной медицины. В целях сохранения здоровья народ использовал различные навыки, которые в определенной степени помогали сохранить жизнь в неблагоприятных условиях окружающей среды. Постепенно обычаи и опыт, накопленные за многие века и широко используемые в жизни, оформились в народную медицину.
Основоположник научной медицины Гиппократ (460-370 г. до н. э.), обобщая знания и опыт в области лечебной медицины, сделал попытку определить значение окружающей среды для здоровья человека. Гиппократ впервые систематизировал и обобщил гигиенические знания в виде трактатов «О воздухе, воде и почве», «О здоровом образе жизни» и др. В этих трудах Гиппократ впервые определил значение чистого воздуха, воды, почвы для жизни человека. В своих «Наставлениях» Гиппократ требует от врача «заботиться о здоровых ради того, чтобы они не болели». Его прогрессивные взгляды оказали большое влияние на развитие медицины.
Абу Бакр ар-Рази (850-923) - выдающийся ученый-энциклопедист эпохи ренессанса (восточник) в Средней Азии в своей книге «Почему осенью число больных возрастает» писал, что одной из причин возникновения заболевания является воздух, климат, условия жизни и др., то есть здоровье человека зависит от факторов окружающей среды. Ар-Рази в 4 части «Медицинская книга, посвященная Мансуру» пишет о роли гигиены в сохранении и укреплении здоровья, в пятой - даются сведения о косметике и уходе за кожей, в шестой – о том, как сохранить здоровье во время длительных переходов, рекомендует режим питания, а восьмая - посвящена вопросам токсикологии, ядам и противоядиям.
Колоссальное и неоценимое наследие, сыгравшее огромную роль в развитии различных отраслей медицинской науки оставил Абуали ибни Сино (Авиценна) (980-1037) – великий мыслитель и ученый, философ и классик таджикско-персидской литературы, просветитель и врач.
Важнейшей задачей медицины Абуали ибни Сино считал прежде всего предупреждение болезней и влияние окружающей среды на организм человека. Особое значение имеют разработанные Авиценной профилактические меры сохранения и укрепления здоровья человека. Многие его взгляды в области гигиены не противоречат современным гигиеническим требованиям и выдержали проверку временем.
Согласно мнению Абуали ибни Сино, при выборе местожительства следует знать характер почвы (глинистая она или каменистая, болотистая или илистая, содержатся ли в ней минеральные соли), высоту местности и открытость ее, наличие водоисточников, уровень стояния грунтовых вод. Состояние здоровья местного населения, в том числе эпидемиологическая обстановка данной территории, считал ученый, зависят также от обилия или недостатка воды, от того, что находится по соседству: деревья, рудники, места захоронения животных, кладбища, мусоросвалки и тому подобное.
Большой интерес представляют суждения ученого о влиянии физических и химических свойств воздуха, солнечных лучей на здоровье человека.
Абуали ибни Сино рекомендовал, чтобы окна и двери выходили на восток и на север для того, чтобы ветер и солнце могли достаточное количество времени иметь свободный доступ в жилое помещение и оздоравливать воздух в нем.
Большое влияние на формирование климата, по мнению Авиценны, оказывает расположение местности по отношению к морям. Море вызывает увеличение влажности воздуха во всех соседних с ним странах.
Наследием Абуали ибни Сино в развитии гигиены является и описанное им влияние на человеческий организм высоких и низких температур. Авиценна предложил ряд профилактических мероприятий, направленных на предупреждение как переохлаждения организма с отморожением рук или ног, так и перегрева его. Так, например, очень большое значение ученый придает одежде по сезону. Он подробно описывает какие одежда и обувь защитят человека от палящих лучей солнца и перегретой почвы. Он также предлагает, чтобы обувь и рукавицы, применяемые в холодное время, не сковывали бы движения ног и рук, так как «движение членов является одним из средств, отражающих от них холод». Кроме того, к числу обязательных мер профилактики вредного воздействия жары и холода ибни Сино относит особенности питания в разные сезоны года, закаливание организма с применение контрастных ванн и обязательные физические упражнения.
Достаточно важное место в первой книге «Канона» отводятся проблемам режима питания. Есть надо только при наличие аппетита; пища должна иметь определенный объем, вызывать чувство насыщения, но нельзя съедать слишком много. Продолжают оставаться актуальными суждения ученого о качестве воды, описанные им свойства воды, критерии выбора водоисточников. Им описаны способы обеззараживания воды кипячением и фильтрованием через шерсть. Говоря о кипячении воды великий ученый пишет, что оно «устраняет плотность воды осаждая примеси», а также изменяет химический состав ее, делая мягче.
Следовательно, учение Авиценны об охране здоровья – это продуманная и разработанная им система гигиенических взглядов и мероприятий является выдающимся вкладом в профилактическую медицину, которым до настоящего времени широко пользуются во всех странах мира.
Слайд №1. Гигиена (от греч. hygieinos - здоровый) - наука изучающая влияние факторов внешней среды на здоровье человека и разрабатывающая мероприятия по профилактике заболеваний, обеспечению оптимальных условий существования, сохранению здоровья и продлению жизни. Гигиена тесно связана с санитарией. Санитария (от лат. sanitas - здоровье) - отрасль здравоохранения, содержание которой заключается во внедрении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в практику.
Слайд №2. Задачами современной гигиены являются разработка основ предупредительного и текущего санитарного надзора, санитарного законодательства, обоснование гигиенических мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды, условий труда и отдыха, охрана здоровья детей и подростков, участие в разработке основ рационального питания, а также санитарная экспертиза качества пищевых продуктов и предметов бытового обихода.
Слайд №3. Законодательной основой гигиены служат разрабатываемые гигиенические нормативы - предельно допустимые концентрации (ПДК) и уровни (ПДУ), ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) для воздуха населенных мест и промышленных предприятий, воды, продуктов питания, одежды и обуви с целью создания наиболее благоприятных условий для предупреждения заболеваний и сохранения здоровья, обеспечения высокой работоспособности.
Гигиена как раздел медицины, изучающий связь и взаимодействие организма с окружающей средой, тесно взаимодействует со многими дисциплинами, обеспечивающими формирование гигиенического мировоззрения врача: биологией, биохимией, физиологией, микробиологией, клиническими дисциплинами и др., что дает возможность широкого использования методов и данных этих наук в гигиенических исследованиях с целью изучения факторов окружающей среды при предупредительном и текущем санитарном надзоре и разработке комплекса профилактических мероприятий.
Гигиеническая наука включает в себя ряд разделов, каждый из которых охватывает самостоятельную область науки и практики: коммунальную гигиену, гигиену труда, гигиену детей и подростков, гигиену питания, радиационную гигиену и др. Таким образом, мы имеем все основания говорить, что гигиена — наука, изучающая влияние на организм человека факторов окружающей среды и социальных условий.
В вопросах изучения влияния факторов внешней среды на здоровье человека гигиена тесно взаимодействует с экологической наукой, а точнее - экологией человека, изучающей общие законы взаимодействия биосферы и антропосистемы человечества, его групп (популяций) и индивидуумов, влияние природной сферы на человека и группы людей, т.е. взаимосвязь человеческого организма с растительным и животным миром Земли.
Термин «экология» происходит от греческих oikos - дом и logos - учение. Таким образом, при дословном переводе экология занимается изучением «природного дома», живущих в нем организмов (в том числе и человека) и всех процессов, делающих этот «дом» пригодным для жизни.
Уже из формулировки понятий «гигиена» и «экология человека» ясно, что эти науки изучают по своей сути одни и те же явления, а именно - влияние факторов среды на человека и, таким образом, оценивают роль разнообразных факторов на формирование здоровья населения.
Слайд №4. Среди факторов, формирующих здоровье населения, гигиеническая наука выделяет: наследственные (генетически обусловленные факторы, формирующие наследственные заболевания - гемофилию, дальтонизм, атаксию, альбинизм, ювенильную миопатию, алкаптопурию и др.); эндемические (обусловленные биогеохимическими особенностями местности, приводящие к возникновению эндемических заболеваний - флюороз, кариес зубов, эндемический зоб, уролитиаз, стронциевый и молибденовый рахит и др.); природно-климатические (характерные для определенных климатических зон, вызывающие рост простудных заболеваний в зоне холодного климата и кожных заболеваний - в условиях жаркого климата); эпидемиологические (региональные особенности местности, приводящие, в частности, к возникновению природно-очаговых инфекций - гепатит, холера и др.); профессиональные (факторы производственного процесса, способные привести к развитию профессиональных заболеваний); социальные (питание, образ жизни, социальное благополучие), психогенные (взаимоотношения между людьми, влияние средств массовой информации – кино, радио, телевидение, газеты, журналы и т.д.) и экологические (обусловленные воздействием на человека столь частых в последние годы экстремальных ситуаций: стихийных бедствий, аварий и катастроф, военных действий, террористических актов). Последние, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), формируют до 25% патологии человека, а в отдельных странах и отдельных регионах этих стран процент экологически обусловленных заболеваний может быть и существенно выше.
Слайд №5. Все эти факторы составляют образ жизни, который влияет на здоровье человека. В соответствии с определением экспертов ВОЗ «здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». А «болезнью называется результат плохой приспособляемости организма к внешней среде».
Слайд №6. Профилактику же нарушений состояния здоровья человека можно осуществлять разными путями. Первичная (радикальная) профилактика направлена на предотвращение возникновения заболеваний в следствии нормирования воздействия факторов окружающей среды, т.е. предусматривает полное устранение вредного фактора или снижение его воздействий до безопасных уровней.
Вторичная профилактика – это ранняя диагностика заболевания у лиц, уже подвергшихся воздействию или имеющих факторы риска. Она включает в себя такие мероприятия, как индивидуальное и групповое антидотное питание, повышающее резистентность организма, применение средств индивидуальной защиты, обучение работающих и населения приемам безопасной работы и жизни в неблагоприятных экологических условиях.
Третичная профилактика (реабилитация) - это комплекс мер по предотвращению осложнений, которые могут возникнуть в ходе уже развившегося заболевания. Это наиболее распространенный в традиционной практической медицине способ профилактики, но, к сожалению наименее эффективный.
Факторы окружающей среды (физические, химические, биологические, социально-экономические и психогенные) могут оказывать сложное и разнонаправленное влияние на состояние здоровья населения и вместе с тем они могут играть различную роль в этиологии заболевания. Каждый из них может выступать как этиологический, причинный фактор, практически полностью определяющий развитие конкретного специфического заболевания. В настоящее время примерно 20 хронических болезней населения считаются следствием воздействия экологических факторов (болезнь Минимата, связанная с загрязнением ртутьсодержащими промышленными стоками морской и речной фауны, болезнь итай-итай, обусловленная поливом рисовых полей водой, содержащей кадмий, и др.).
Фактор окружающей среды может быть фактором риска, т. е. это фактор любой природы (наследственный, экологический, производственный, фактор образа жизни и др.), который при определенных условиях может спровоцировать или увеличить риск развития нарушения состояния здоровья, но сам по себе в отсутствие других условий не способен вызвать заболевание у конкретного человека. Таким образом, все элементы окружающей среды, колебания которых выходят за пределы приспособительных возможностей человека, могут являться факторами риска.
Методы исследования, применяемые в гигиене
Слайд №7. Современный врач в своей практической деятельности постоянно использует методы гигиенической оценки факторов окружающей среды, к которым относятся санитарное обследование и описание, физические, химические и биологические методы санитарной экспертизы. Кроме того, используются методы, с помощью которых можно выявить влияние на организм факторов окружающей среды, определяемых социально-экономическими, профессиональными, бытовыми, климатогеографическими и другими условиями. К ним относятся эпидемиологические, санитарно-статистические, клинические методы, а также гигиенический эксперимент. Все они позволяют изучить состояние здоровья отдельных групп населения, выявить заболевания или изменения в состоянии здоровья, обусловленные влиянием вредных факторов окружающей среды.
Долгое время почти единственным способом изучения влияния условий жизни на здоровье населения был метод санитарного обследования.
Санитарному описанию подвергаются объекты окружающей среды, условия жизни и труда населения. К ним относятся водоисточники, почва, воздушная среда, пищевые продукты, жилье, места труда и отдыха населения, больничные и школьные учреждения и др. При санитарном описании учитываются жалобы населения, так как они могут являться основанием для проведения углубленных инструментальных и клинических исследований. Но следует помнить, что даже самое тщательное санитарное обследование не может дать количественную характеристику, а также выявить физические, химические, биологические свойства среды. Поэтому метод санитарного описания, как правило, дополняется более точными физическими, химическими, биологическими и другими методами исследования.
Широко применяются в санитарно-гигиенических исследованиях физические методы. С их помощью исследуют, например, температуру, влажность, скорость движения, электрическое состояние воздуха, барометрическое давление, все виды лучистой энергии. Физические методы успешно применяют в коммунальной гигиене при оценке климата населенных мест, в гигиене труда для характеристики метеорологических условий на производстве, различных видов излучений, встречающихся в производственных условиях, и т. п. Физические методы помогают определить химический состав и структуру веществ, в том числе и продуктов питания. Так, спектрографический анализ позволяет обнаружить ничтожное количество посторонних примесей различных элементов в основном продукте. Качество пищевых продуктов можно определить с помощью люминесцентного анализа. Радиометрические и дозиметрические методы исследования стали основными в новой отрасли гигиены — радиационной.
Развитие точного приборостроения открыло возможности применения телеметрической аппаратуры, например, для измерения у находящихся в полете космонавтов пульса, температуры тела, артериального давления и других показателей из центра управления на земле, которые служат основными параметрами для оценки состояния здоровья человека, подвергающегося различным неблагоприятным воздействиям во время полета.
Химические методы в санитарно-гигиенических исследованиях используются при изучении химического состава воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов; они особенно широко применяются для определения ядохимикатов, различных синтетических веществ и разнообразных токсичных веществ.
С помощью химических методов при санитарно-гигиенических исследованиях определяют не только химический состав исследуемого объекта, но и примеси, не свойственные природному составу, которые могут оказывать прямое неблагоприятное воздействие на организм или служить показателем санитарного неблагополучия изучаемого объекта. Например, присутствие в воздушной среде окиси углерода, диоксида серы или какого-нибудь другого токсичного вещества указывает на непосредственную опасность для здоровья. Определение в воздухе жилых помещений повышенного содержания диоксида углерода свидетельствует о санитарном неблагополучии, в частности о неудовлетворительной вентиляции помещения.
Биологические методы - это исследования объектов окружающей среды, в процессе которых определяют микро- и макроорганизмы и вещества животного и растительного происхождения, характеризующие санитарное состояние объекта. Примером подобного анализа может служить биологическое исследование воды, заключающееся в изучении населяющих водоемы растительных и животных организмов. Главным определяющим моментом является закономерность обитания тех или иных микро- и макроорганизмов в воде водоемов в зависимости от степени ее чистоты.
К биологическим методам относятся также гельминтологические исследования, позволяющие выявить жизнеспособные яйца гельминтов в различных объектах окружающей среды (почва, вода), что дает основание судить о степени их фекального загрязнения и непосредственной опасности заражения гельминтами.
Бактериологические методы в практике санитарно-гигиенических исследований часто имеют первостепенное значение, поскольку с их помощью можно не только определить общую обсемененность изучаемого объекта, но и выделить и идентифицировать...

Похожие материалы:

Статья: Предмет и задачи молекулярной биологии и медицинской генетики, основные этапы развития