Шпаргалка: Шпора к экзамену по гигиене

Шпора к экзамену по гигиене.

Дата добавления на сайт: 21 июля 2024


Скачать работу 'Шпора к экзамену по гигиене':


1. Гигиена как наука.
Задачи:1. Изучает факторы и условия окружающей среды и закономерности их влияния на организм человека и здоровье населения.
2.Базируясь на установленных закономерностях, научно обосновывает оптимальные и предельно допустимые параметры факторов окружающей среды, на основании чего разрабатывает гигиенические нормативы, санитарные правила и профилактические мероприятия, имеющие целью использовать положительное и предупредить неблагоприятное влияние среды на здоровье. Профилактические мероприятия могут быть направлены: 1 )против основной причины заболеваний (например, запрещение использования канцерогенного вещества), 2)против условий, благоприятствующих действию причины (например, герметизация оборудования, ношение респиратора), 3) на увеличение приспособительных сил организма (профилактическое питание и т.д.).
3.Внедряет гигиенические нормативы, санитарные правила и мероприятия в практику, проверяет их эффективность и совершенствует.
О содержании гигиены лучше всего говорит перечень ее основных отраслей: социальная гигиена, коммунальная (населенных мест), питания, труда, детей и подростков, больничная, военная, радиационная, личная, морская, авиационная, космическая, спортивная и др.
Таким образом, гигиена изучает влияние всех условий существования человека на здоровье. Одной из центральных и наиболее ответственных задач гигиены является обоснование гигиенических нормативов окружающей среды.
Профилактика - ведущий принцип здравоохранения, а проведение мероприятий по предупреждению заболеваний здоровых и рецидивов у больных - важнейшая обязанность медицинских работников. В их деятельности предупредительные и лечебные мероприятия неразрывно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга. Под профилактикой понимают широкую систему государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья людей, на воспитание здорового молодого поколения, на повышение трудоспособности и увеличение продолжительности активной жизни.
Дисциплина, которая рассматривает специальные вопросы предупреждения заболеваний и тем самым является теоретической основой профилактической медицины - гигиена - отрасль медицины, изучающая закономерности влияния внешней среды на организм человека и общественное здоровье с целью обоснования гигиенических нормативов, санитарных правил и мероприятий, реализация которых обеспечит оптимальные условия для жизнедеятельности, укрепления здоровья и предупреждения заболеваний. Чтобы разработать действенные меры по предупреждению заболеваний и улучшению здоровья, гигиена должна исходить из методологически правильных представлений о том, от чего зависят здоровье и болезнь человека, а также здоровье и заболеваемость населения.
Гигиена – медицинская, профилактическая дисциплина. Она изучает закономерности воздействия на организм факторов окружающей среды с целью предупреждения заболеваний и улучшения самой окружающей среды. Факторы окружающей среды изучают и другие дисциплины. Особенность гигиены состоит в том, что она изучает влияние факторов внешней среды на здоровье человека.
Задача гигиены как науки состоит в том, чтобы путем проведения гигиенических мероприятий ослабить действие факторов отрицательного характера и усилить действие положительных факторов. В частности, в настоящее время установлено, что фтор в составе питьевой воды оказывает определенное влияние на развитие и формирование зубов.
Предметами гигиены являются окружающая среда и здоровье. Что они из себя представляют?
Определение здоровья наиболее адекватно современным условиям дается экспертами Всемирной организации здравоохранения. Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
2.методы иследования применяемые в гигиене
Методология гигиены
Методология гигиены – ее раздел, часть гигиены, занимающаяся вопросами использования ее методических приемов для изучения закономерностей взаимодействия организма и окружающей среды. Методология гигиены связывается с разработкой гигиенических нормативов, методических указаний, санитарных норм и правил. В гигиене существуют так называемые специфические классические гигиенические методы. К ним относятся метод санитарного обследования, метод санитарного описания и метод санитарного наблюдения. В гигиене широко используются различные методы, связанные с оценкой факторов, действующих на человека. Такими методами являются физические, химические, которые оценивают физическое и химическое состояние окружающей среды. В гигиене широко используются токсикологические методы, направленные на оценку характера токсического действия на организм тех или иных химических веществ. Широко применяются физиологические методы, недаром гигиену называют прикладной физиологией.
Для оценки воздействия факторов на те или иные системы организма широко используются биохимические, генетические, клинические и эпидемиологические методы исследования. Для обобщения полученных результатов широко используются статистические методы с привлечением современных технологий.
Методы изучения влияния факторов окружающей среды в натурных условиях. Это направление называют натурным экспериментом. Что связывают с изучением состояния здоровья тех или иных групп населения, проживающих под воздействием различных факторов окружающей среды. В натурных условиях можно изучать и влияния условий труда на здоровье работающих. Изучают и влияние факторов учебного процесса на растущий организм ребенка. Проводятся клинико-гигиенические исследования, позволяющие разрабатывать предельно допустимые концентрации вредных химических веществ в рабочей зоне. Таким образом, клинико-гигиенические исследования и лабораторный эксперимент дополняют друг друга и составляют единый подход к гигиеническим исследованиям окружающей среды и здоровья человека.
Методы исследования, применяемые в гигиене
- методы санитарного обследования,
- метод санитарного описания,
- физические методы,
- химические методы,
- биологические методы,
- эпидемиологический метод,
- санитарно-статистические методы,
- клинические методы,
- методы гигиенического эксперимента.
3. Развитие гигиены в России. Вклад А.П.Доброславина и Ф.Эрисмана в формирование гигиены как науки.
Еще в глубокой древности человек на основании жизненного опыта осуществлял простейшие гигиенические мероприятия в целях сохранения своего здоровья. В те времена гигиена представляла собой систему практических правил, отражавшихся в бытовых навыках и религиозных предписаниях: охрана почвы от загрязнения, выбор и устройство источников водоснабжения, режим питания, соблюдение чистоты тела, режима труда, отдыха и сна, изоляция больных заразными заболеваниями, сжигание их вещей и т.д. Материалистические традиции отечественной гигиены восходят к М.В.Ломоносову (1711 — 1765). В своем труде «О размножении и сохранении российского народа» (1761) он выдвигает ряд социально-гигиенических проблем, затрагивает вопросы гигиены быта и питания народа. В других работах он рассматривает вопросы гигиены труда в горнорудной промышленности и гигиеническое обеспечение навигации в северных морях. С XVIII века начинают составлять медико-топографические описания отдельных местностей России, авторы которых увязывают местные особенности заболеваемости населения с климатогеографическими и др. условиями жизни. К середине XIX века созрели условия для возникновения и развития экспериментальной гигиены, основоположниками которой стали А.П.Доброславин (1842 - 1889) и Ф.Ф.Эрисман (1842 - 1915). А.П.Доброславин -первый профессор гигиены в России, возглавивший впервые организованную в 1865г. в Петербурге в Медико-хирургической академии кафедру гигиены. Ф.Ф.Эрисман с 1884г. руководил кафедрой гигиены на медицинском факультете Московского университета. А.П.Доброславин и Ф.Ф.Эрисман впервые применили экспериментальный и лабораторный методы для гигиенического изучения воды, воздуха, почвы, пищи, жилища, одежды. Это позволило перейти к научному обоснованию гигиенических нормативов и рекомендации по оздоровлению условий труда и быта. Благодаря работам А.П.Доброславина и Ф.Ф.Эрисмана отечественная научная гигиена с самого начала отличалась от зарубежной своим общественным характером и связью с практической санитарной деятельностью. Так, Ф.Ф.Эрисман изучил состояние зрения у 4000 учеников в зависимости от условий работы, провел санитарное обследование жилищных условий петербургской бедноты, руководил обширной работой по изучению санитарных условий труда и быта рабочих многих фабрик и заводов Московской губернии. Общественный характер санитарной деятельности в России во многом определялся развитием земской медицины в стране. В 1921г. возникла и совершенствовалась санитарно-эпидемиологическая служба. Расширение содержания и задач гигиены привело к ее дифференциации, т.е. выделению некоторых ее разделов в самостоятельные дисциплины. В настоящее время увеличивается число стоящих перед гигиеной задач, они становятся более сложными, что связано с противоречивым характером влияния научно-технического прогресса на здоровье. Важнейшие деятели гигиенической науки и санитарного дела (Г.В.Хлопин, Н.А.Семашко, З.Н.Соловьев). В развитии гигиены большую роль сыграли первые организаторы советского здравоохранения Н.А.Семашко (1874 — 1949) и 3.П.Соловьев (1878 - 1928). Они уделяли много внимания развитию и укреплению профилактического направления в медицине, организовали первые кафедры социальной гигиены. Видное место в развитии отечественной гигиены принадлежит Г.В.Хлопину (1863 - 1929). В его трудах был развит и углублен экспериментальный метод в гигиене. Большое значение имела также научная, практическая и общественная деятельность виднейших ученых: А.Н.Сысина, А.Н.Марзаева и др., работавших в разных отраслях гигиенической науки. Большая роль в развитии гигиенической науки и практики принадлежит созданным научно-исследовательским институтам и кафедрам гигиены.
4. Гигиеническое нормирование
Гигиенический норматив – строгий диапазон параметров факторов среды, оптимальный и безвредный для сохранения нормальной жизнедеятельности и здоровья человека, человеческой популяции и будущих поколений. Санитарные правила, нормы, гигиенические нормативы – это нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и безвредности для человека факторов среды его жизнедеятельности. Санитарные правила обязательны для соблюдения всеми государственными органами и общественными объединениями, предприятиями и иными хозяйственными субъектами, организациями, учреждениями независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами.
Гигиенические нормативы для химических веществ устанавливаются в виде предельно допустимых концентраций (ПДК). Для физических факторов они устанавливаются в виде допустимых уровней воздействия (ПДУ).
Для химических веществ ПДК устанавливаются в атмосферном воздухе населенных мест в виде максимальных разовых и среднесуточных предельно допустимых концентраций. Устанавливаются ПДК вредных химических веществ в воде водоемов, питьевой воде. Устанавливаются ПДК для содержания вредных химических веществ в почве. В пищевых продуктах вредные химические вещества нормируются в виде допустимых остаточных количеств (ДОК). Для химических веществ предельно допустимые количества в воде устанавливаются в миллиграммах на 1 дм3, или 1 л, для воздуха – в миллиграммах на 1 м3 воздуха, пищевых продуктов – в миллиграммах на 1 кг массы продукта. ПДК характеризуют безопасные уровни воздействия вредных химических веществ в тех или иных объектах окружающей среды.
Также устанавливаются ПДУ воздействия физических факторов. В частности, существует представление об оптимальных и допустимых параметрах микроклимата, т. е. температуры, влажности, скорости движения воздуха и т. д. Устанавливаются оптимальные допустимые количества питательных веществ, их нормирование происходит с учетом физиологических потребностей. Существуют так называемые физиологические нормы потребности в белках, жирах, углеводах, минеральных веществах, витаминах. При установлении ПДК вредных химических веществ в окружающей среде соблюдают определенные принципы гигиенического нормирования, которые включают:
1) принцип этапности;
2) принцип пороговости.
Этапность в нормировании состоит в том, что работа по нормированию проводится в строго определенной последовательности, связанной с выполнением соответствующего этапа исследований. Для химических веществ первым этапом данных исследований является аналитический этап. Аналитический этап включает в себя оценку физико-химических свойств: данные о структуре химического вещества, его параметрах – температуре плавления, точке кипения, растворимости в воде, других растворителях. Для проведения аналитических исследований необходимо наличие специфических методов определения. Вторым обязательным этапом гигиенических исследований при установлении ПДК является токсикометрия, т. е. определение основных параметров токсичности. Токсикометрия включает проведение исследований по определению параметров острой токсичности (острая токсикометрия или, проще, острые опыты). Далее следуют подострый эксперимент и хронический санитарно-токсикологический эксперимент.
Главной и основной задачей острого опыта является определение среднесмертельных концентраций и доз LD50 или CL50. Постановка острых опытов позволяет оценить степень опасности химических веществ, характер направленности действия, уязвимость тех или иных систем и функций организма. Острые опыты позволяют наиболее обоснованно подойти к постановке подострого и хронического санитарно-токсикологического экспериментов. Этапность нормирования позволяет также в отдельных случаях сократить объемы проводимых исследований, используя так называемый принцип нормирования по аналогии, т. е. изучение показателей оцениваемого токсического вещества по физико-химическим свойствам позволяет выяснить наличие так называемых веществ-аналогов и осуществить нормирование, используя принцип аналогичности. Этот подход так и называется – нормирование по аналогии. Для веществ, обладающих сходными свойствами, т. е. нормирование которых проводится по аналогии, обязательным является установление параметров острой токсичности. Наличие параметров острой токсичности также позволяет сократить объем проводимых исследований и экономить значительное количество материальных средств, а также время, затраченное на проведение эксперимента.
Важным этапом токсикометрических исследований является проведение подострого санитарно-токсикологического эксперимента. Подострый эксперимент позволяет выявить наличие кумулятивных свойств с позиции качественной и количественной оценки этого этапа действия. В подостром опыте также выявляются наиболее уязвимые системы организма, что позволяет объективно подойти к постановке основного этапа токсикометрии, связанного с определением параметров токсичного в условиях хронического эксперимента. В подостром эксперименте испытывается большой набор токсикологических тестов, оценивающих воздействие химического вещества на сердечно-сосудистую систему, нервную систему, желудочно-кишечный тракт, выделительную системы и иные функции и системы организма.
Важнейшим принципом гигиенического нормирования является изучение порогового характера действия нормируемого фактора. По пороговому уровню воздействия в хроническом эксперименте определяется наименьшая концентрация, вызывающая сдвиги в организме лабораторного животного. По результатам хронического санитарно-токсикологического эксперимента для веществ, прежде всего обладающих выраженным токсическим действием, устанавливаются ПДК.
При нормировании вредных химических веществ в водной среде обязательными этапами исследования являются изучение влияния вещества на органолептические свойства воды и санитарный режим водоемов, т. е. для установления ПДК химических веществ в водоемах вводятся дополнительные этапы исследования. На всех этих этапах изучения воздействия вредных химических веществ обязательно устанавливаются пороговые уровни воздействия, пороговые дозы и концентрации. По пороговым концентрациям определяется лимитирующий признак вредности, т. е. устанавливается та наименьшая концентрация, в которой прежде всего проявляется действие вредного химического вещества либо на органолептические свойства воды, либо на санитарный режим водоема, либо при оценке токсических свойств. При установлении ПДК вредных химических веществ в воде водоемов выявляют лимитирующий признак либо органолептический, либо по санитарному режиму, либо токсикологический. По лимитирующему признаку вредности с учетом наименьшей пороговой концентрации устанавливается ПДК. Таким образом, определяющими принципами нормирования являются принципы пороговости и этапности.
Установленные принципы нормирования химических веществ и уровней воздействия физических факторов положены в основу действующего санитарного законодательства.
ПДК позволяют, с одной стороны, осуществлять контроль содержания вредных химических веществ в окружающей среде, с другой – создать так называемую систему контроля содержания вредных химических веществ, т. е. осуществлять их мониторинг в окружающей среде. ПДК также используются при проектировании промышленных предприятий, ПДК закладываются в проекты строительства промышленных и других предприятий.
Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ)
5. окружающая среда как сочетание природных и социальных факторов
Окружающая среда – это совокупность элементов физического, химического, биологического, психологического, экономического, культурно-этнического характера, которые составляют единую, непрерывно изменяющуюся экологическую систему. Предметом гигиены являются окружающая среда и здоровье. В окружающей среде (экосистеме), биосфере происходят чрезвычайно сложные процессы. Одни из этих процессов связаны с действием факторов, направленных на обеспечение постоянства качества окружающей среды (воды, почвы, атмосферного воздуха). Это факторы стабилизирующие. Другие факторы (а они могут быть естественного, природного характера или связаны с деятельностью человека, так называемые антропогенные факторы) приводят к нарушению природного равновесия, гармонии в природе. Это дестабилизирующие факторы.
БИОСФЕРА, оболочка Земли, в пределах которой существует жизнь. Биосфера включает нижнюю часть атмосферы (15–20 км), верхнюю часть литосферы и всю гидросферу.
Биосфера состоит из живого, или биотического, и неживого, или абиотического, компонентов. Биотический компонент – это вся совокупность живых организмов (по Вернадскому – «живое вещество»). Абиотический компонент – сочетание энергии, воды, определенных химических элементов и других неорганических условий, в которых существуют живые организмы.
Жизнь в биосфере зависит от потока...

Похожие материалы:

Шпаргалка: Шпора к экзамену по гигиене 2

Шпаргалка: Шпора к экзамену по биохимии 2

Шпаргалка: Шпора к экзамену по медицинской биологии

Шпаргалка: Шпора к экзамену по офтальмологии

Шпаргалка: Шпора к экзамену по ОЗЗ 2