Реферат: Требования, предъявляемые к школьной мебели

СОДЕРЖАНИЕ
Классификация мебели…………………………………………………………………………………..3
Обоснование правильной позы 3
Критерии оценки позы 4
Правильная поза 4
Подбор мебели 5
Конструкция мебели. 5
Парты. 5
Классная доска 6
Чертежные столы 6
Лабораторная мебель 6
Мебельь мастерских 6
Мебель столовых 7
Мебель компьютерных классов 7
Гигиенические требования к учебникам учебникам………………………………………………….8
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И МАТЕРИАЛОВ 10

Дата добавления на сайт: 29 марта 2024


Скачать работу 'Требования, предъявляемые к школьной мебели':


СОДЕРЖАНИЕ TOC \o "1-3" Классификация мебели………………………………………………………………………………….. GOTOBUTTON _Toc401671645 PAGEREF _Toc401671645 3
Обоснование правильной позы GOTOBUTTON _Toc401671646 PAGEREF _Toc401671646 3
Критерии оценки позы GOTOBUTTON _Toc401671647 PAGEREF _Toc401671647 4
Правильная поза GOTOBUTTON _Toc401671648 PAGEREF _Toc401671648 4
Подбор мебели GOTOBUTTON _Toc401671649 PAGEREF _Toc401671649 5
Конструкция мебели. GOTOBUTTON _Toc401671650 PAGEREF _Toc401671650 5
Парты. GOTOBUTTON _Toc401671651 PAGEREF _Toc401671651 5
Классная доска GOTOBUTTON _Toc401671652 PAGEREF _Toc401671652 6
Чертежные столы GOTOBUTTON _Toc401671653 PAGEREF _Toc401671653 6
Лабораторная мебель GOTOBUTTON _Toc401671654 PAGEREF _Toc401671654 6
Мебельь мастерских GOTOBUTTON _Toc401671655 PAGEREF _Toc401671655 6
Мебель столовых GOTOBUTTON _Toc401671656 PAGEREF _Toc401671656 7
Мебель компьютерных классов GOTOBUTTON _Toc401671657 PAGEREF _Toc401671657 7
Гигиенические требования к учебникам учебникам………………………………………………….8
ПРИЛОЖЕНИЕ9
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И МАТЕРИАЛОВ10
Классификация мебели
Различают три вида мебели в зависимости от ее назначения:
Основная, или рабочая, мебель: стулья, школьные парты, классные доски, лабораторные столы, верстаки, станки, и т.д.Подсобная мебель: шкафы, буфет, вешалки, скамейки, и т.д.
Мебель для сна и отдыха ( для 6-ти летних детей ): кровати, раскладушки, и т.д.
Мебель школ и других детских учреждений должна соответствовать возрастным анатомо-физиологическим особенностям детей. Мебель, предметы оборудования должны быть легко доступны очистке и иметь гладкую поверхность с закругленными ребрами, их конструкция должна исключить возможность травматизма детей в процессе обучения и отдыха. Внешнее оформление мебели должно быть привлекательным.Конструкция мебели должна быть прочной, устойчивой, простой, надежной.
Обоснование правильной позыУчебный процесс связан с большими умственными и физическими нагрузками. Занятие за партой, чертежной доской, стояние за верстаком связаны с определенным, преимущественно статическим положением тела, вызывающим напряжение мышц спины, шеи, живота, верхних и нижних конечностей. В систему управления позой входит ЦНС ( сответствующие сегменты спинного мозга ) и переферические рецепторы в мышцах ; управление позой осуществляется через мышечный аппарат , благодаря тремору - незначительное дражание мышц. Позы с небольшим наклоном более выгодны с точки зрения статики и биомеханики - меньшее колебание центра тяжести. При больших наклонах в работу вовлекаются дополнительные двигательные единицы, учащается пульс, снижается амплитуда дыхания, возможны нарушения зрения, возникают застойные явления в кровеносном русле ног и малого таза, происходит сдавливание позвоночных дисков.
Установлено, что степень наклона корпуса увеличивается с возрастом школьников: в начальных классах между налоном головы и горизонтальной плоскостью составляет 45 градусов, грудной отдел позвоночника - 55 градусов. У школьников средних и старших классов соответственно - 39 - 33 и 53 -48 градусов. Возрастные особенности сидячего положения связаны с анатомо-физиологическими параметрами организма. Менее совершенное устройство нервно-мышечного аппарата в младшем школьном возрасте, обьясняет трудности преодоления статических нагрузок, несмотря даже на более вертикальное положение тела.
Критерии оценки позыДля оценки позы учащегося используют различные критерии, учитывающие особенности физиологии и патологии детей.
Физиологические критерии: степень активности мышечной системы, устойчивость позы, минимальное отклонение центра тяжести от точки равновесия, что делает сидячее положение тела более выгодным по сравнению со стоячим. Положение тела считается правильным, если сохраняется устойчивое равновесие, нормальная деятельность сердечно-сосудистой системы, дыхательной, пищеварительной систем, слухового и зрительного анализаторов. При письме наименее утомительна поза, когда центр тяжести находится между Х - ХI позвонками, при этом отвес проходит позади тазобедренного сустава. Голова слегка наклонена вперед, спина прямая, плечевой пояс - в горизонтальной плоскости - все это существенно снижает мышечное напряжение и предупреждает ранее утомление. При чтении используется более непринужденная поза с большим наклоном вперед. По степени сгибания корпуса выделяют позы с малым, средним и большим наклоном. К позам с малым наклонам относятся сгибание грудной части позвоночника по отношению к поясничной под углом 170 градусов и наклоне головы в 50 градусов. Со средним наклоном позы эти значения приближаются соответственно 160 и 40 градусов. В пользах с большим наклоном - меньше 150 и 30 градусов соответственно. В школьных мастерских поза должна быть рациональной с учетом техники безопасности.
Патофизиологические критерии: ассиметрия позы и соответствующая ассиметрия мышечного тонуса, а также чрезмерные наклоны корпуса, которые возникают из-за продолжительных статических нагрузок и неправильного устройства мебели, что может приводить к ряду осложнений - таких как, близорукость, сколиоз, кифоз, остеохондроз.
Психофизиологические критерии: субъективное чувство удобства позы - отсутствие давления в седалищной области и задней поерхности бедер, зрительный комфорт ( особенно в компьютерных классах ).
Правильная позаПри письме наименее утомительна поза, когда центр тяжести находится между Х - ХI позвонками, при этом отвес проходит позади тазобедренного сустава. Голова слегка наклонена вперед, глаза находятся на расстоянии длины предплечья и разогнутой ладони до листа тетради, спина прямая, плечевой пояс - в горизонтальной плоскости, туловище отодвинуто на 3 - 5 см от парты. При чтении используется более непринужденная поза с большим наклоном вперед. При работе в мастерской - прямое или слегка наклоненное положение корпуса с небольшим наклоном головы, равномерное распределение веса тела на правую и левую половины тела, недопущение сдавливания грудной и брюшной полостей, утомления зрения.
Подбор мебелиОсуществляется в соответствии с ГОСТом 11015-77 “Столы ученические” и ГОСТом 11016-77 “Стулья ученические”.
Таблица 1.
Группа мебели Рост учеников, смВысота заднего края сиденья над полом, смВысота переднего края сиденья пад полом, смЦвет маркировки Дифферен ция, см
А до 130 54 32 Желтый 22
Б 131-145 60 36 Красный 24
В 146-160 66 40 Голубой 26
Г 161-175 72 44 Зеленый 28
Д выше 175 78 48 Белый 30
Рост определяется по медицинским картам, результаты в которую заносятся ежегодно - перед началом учебного года, или рост определяется непосредственно в мед.кабинете школы. Рассадка проводится также с учетом индивидуального состояния зрения и слуха каждого ребенка.
Высота столярного верстака определяется следующим образом. Ученик становится боком к верстаку и кладет на него ладонь, если не происходит сгибание в локтевом суставе, то данный верстак подходит этому ученику. Тиски подбирают таким образом, что бы при постановки локтя на тиски, пальцы касались подбородка.
Конструкция мебели.Парты.В последние десятилетия выпускаются раздельно парта и стул к ней, что имеет свои плюсы ( более легкая перестановка, возможность индивидуального подбора стола и стула, особенно для одноместных парт ) и минусы ( возможность неправильной посадки ). Размеры парт и стульев представлены в таб. 2 и таб. 3 приложения соответственно. Высота сиденья стула - длина голени плюс 1 - 2 см на каблук. Ширина сиденья - величина distantia bitrochanterica плюс 3 - 4 см, глубина сиденья 2/3 - 3/4 длины бедра. Расстояние по вертикали между задним краем крышки стола и сиденьем называется дифференцией ( длина локтя плюс 2 - 2,5 см ) - характеризует взаимное расположение стола и стула в вертикальной плоскости; расстояние между передним краем стула и вертикальной проекцией заднего края стола называется дистанцией и характеризует взаиморасположение стола и стула в горизонтальной плоскости. Дистанция может быть нулевой (край стула и проекции заднего края стола совпадают ) , положительной (проекция лежит вне плоскости стула ) и отрицательной ( проекция находится на плоскости сиденья ); но именно последнее расположение побуждает ученика к правильной посадке с опорой на спинку. Исследования показали, что оптимальная дистанция - 3 - 5 см.Поверхность крышки стола должна быть матовой и не давать бликов, при коэффициенте отражения 35-55%.
Классная доскаРазличают два основных типа классных досок - настенные и передвижные.Основные гигиенические требования, предъявляемые к доске - облегчение зрительной работы школьников. Цвет покрытия досок - зеленый, темно-коричневый, матово-черный ( коэффициент отражения не менее 80% ). Наиболее физиологичным является темно-зеленый цвет в сочетании с ярко-желтым цветом мела. Для кабинетов черчения рекомендуется использовать доски с черным покрытием с использованием белого мела. Покрытием для досок служат различные сорта линолеума, но в последнее время выпускаются доски с восможностью использования пособий на магнитах (тонкослойная сталь, покрытая стеклоэмалью, стеклокерамикой, синтетическими пленками или красками ). Для предохранения загрязнения пола мелом к доске крепится лоток, используемой также для хранения мела. Впервых 4-х классах доску следует устанавливать так, чтобы нижний край находился на высоте 80-85 см., а в старших классах - на высоте 90-95 см. Передвижные доски размещают таким образом, чтобы они не отсвечивали и желатально, чтобы не загараживали основную доску. Доски протирают влажными досками или губками, смоченными в теплой воде.
Чертежные столыЧертежными столами оборудуются кабинеты черчения в специализированных школах, обычно это столы с изменяемым наклоном крышки; при наклоне в 30 - для черчения, а при 60 для рисования.
Лабораторная мебельДля оборудования физических и химических лабораторий предназначаются лабораторные столы ( ГОСТ 18314-73 “Столы ученические, лабораторные. Типы и основные размеры.” ), демонстрационные столы, вытяжные шкафы. Рабочая поверхнсть стола на одного ученика - не менее 12060 см. Изготавливают столы трех групп: В - для роста 145-160 см; Г - 160-175 см; Д - для роста свыше 175 см.
Мебельь мастерскихШкольны мастерские, помимо разнообразных станков, оборудуются верстаками с тисками. Для профилактики нарушения фзического развития ( в виде ухудшения осанки и зрения и др. ) необходимо учитывать рост учащегося, а также его физиологическое положение при работе (см. выше). Для индивидуального подбора верстака и станка используют скамеечки и подставки.
Мебель столовыхВ них используют обеденные столы облегченной конструкции, легко моющиеся, с выдвигающимися табуретками. Ножки столов делают из сваренных труб, на концы которых одевают пластиковые наконечники.
Мебель компьютерных классовИспользуются специально переоборудованные парты с увеличенной поверхностью крышки стола, либо особые столы для компьютеров. В качестве сидений рекомендуется использовать специально сконструированные вращающиеся кресла или стулья с большим наклоном спинки атакже валиком в поясничной области, т.к. самая рациональная поза - это с наклоном немного назад корпуса для меньшего утомления глаз и спины.
Госсанэпиднадзор утвердил санитарно-гигиенические требования к школьным учебникам, тетрадям и прописям. В частности, в постановлении главного санитарного врача России Геннадия Онищенко ограничен вес школьных пособий. По данным ГСЭН, книги для начальных классов должны весить максимум 300 граммов, учебники для 5-6 классов – 400, для 7-9 классов – 500, а для выпускников – 600 граммов. При этом любой учебник для первоклассника должен включать в себя программу одного учебного года. Учебники для вторых-шестых классов могут быть рассчитаны на два года, а книги для старшеклассников – на три. Текст в учебниках для младших классов разрешено выделять не более чем тремя красками, а в книгах для средней школы допускаются всего два цвета. В изданиях для 10-11 классов санитарные врачи вообще не рекомендуют экспериментировать с цветом. Совершенно недопустимы в печати "смазанные" тексты, склеенные страницы, пятна, царапины и типографские искажения, которые дополняют зрительную нагрузку во время чтения. Не меньшее значение имеет четкость и размеры шрифта, минимальная высота которого установлена в 1,75мм. для учебников младших классов. Для зрительного восприятия текста важным является соблюдение определенного расстояния между отдельными буквами, словами, строками. Запрещается пользоваться книгами, где есть дефекты, приводящие к искажению или потере информации. На странице должно быть не больше четырех переносов слов. Не приветствуется также использовать слишком тонкую, прозрачную и газетную бумагу для книжек, – говорится в постановлении. Кроме того, врачи запрещают печатать текст на цветном или сером фоне.
"Санитарные правила направлены на профилактику заболеваний органов зрения, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы организма учащихся", – говорится в распоряжении ГСЭН.
Стоит отметить, что в ходе всероссийской диспансеризации детей выяснилось, что в нашей губернии различными заболеваниями страдают 73% детей и подростков. У большинства из них выявлены нарушения осанки и зрения.
ПРИЛОЖЕНИЕТаблица 2 Столы ученические. Типы и функциональные размеры
(ГОСТ 11015-77)
Размеры стола группы, ммНаименование показателя А Б В Г Д
Длина крышки стола:
одноместного
двухместного 600
1200 600
1200 600
1200 600
1200 600
1200
Ширина крышки 450-500 450-500 450-500 450-500 450-500
Высота стола со стороны сидящего 540 600 660 720 780
Расстояние от заднего края стола до углубления для ручки, не менее 400 400 400 400 400
Расстояние от заднего края стола до выступающих конструкций перед коленями, не менее 300 300 300 340 340
Свес крыши по ширине, не более 10 10 10 10 10
Расстояние по вертикали от пола до выступающих конструкций над коленями 450 510 570 630 690
Таблица 3 Стулья ученические. Типы и функциональные размеры
(ГОСТ 11016-77)
Размеры стульев группы, ммНаименование показателя А Б В Г Д
Высота переднего края сиденья 320 360 400 440 480
Ширина сиденья 270 310 340 360 380
Глубина сиденья 260 290 320 350 380
Высота нижнего края спинки над сиденьем 120 135 150 165 180
Высота спинки 60-120 70-135 80-150 90-150 100-180
Ширина спинки 240 270 300 320 340
Радиус изгиба переднего края сиденья 20-50 20-50 20-50 20-50 20-50
Радиус изгиба спинки 80-100 80-100 80-100 80-100 80-100
Угол наклона сиденья 0-3 0-3 0-3 0-3 0-3
Угол наклона спинки 102-108 102-108 102-108 102-108 102-108

Похожие материалы:

Курсовая работа: Психодиагностическая программа исследования процесса школьной адаптации первоклассников

Реферат: Роль личности педагога в развитии школьной тревожности у подростков

Тестовые задания: Гигиенические требования к качеству питьевой воды

Реферат: Гигиенические требования к организации работы пищеблока медицинского учреждения

Курсовая работа: Связь школьной тревожности подростков с их представлениями об особенностях воспитательного процесса в их семьях