Самостоятельная работа: Казахстан в начале XX в. (1900-1920)

План
Введение………………………………………………………………………………………….3
Образование партии «Алаш» и ее программные документы…………………………………5
Всеказахские съезды в Оренбурга. Партия «Уш-Жуз» и ее деятельность…………………..8
Идейные воззрения казахской интеллигенции Ж.Аймаутов, М.Жумабаев, А.Байтурсынов, А.Букейханов, Ш.Кудайбердиев…………………………………………………………..…………………....11
Заключение……………………………………………………………………………...………18
Список использованной литературы…………………………………………………………..

Дата добавления на сайт: 20 июня 2024


Скачать работу 'Казахстан в начале XX в. (1900-1920)':


АО «Медицинский университет Астана»
Кафедра истории Казахстана
СРС
Тема: Казахстан в начале XX в. (1900-1920)
Выполнила: Каржаубаева А.М., студентка
105-группы стом.факультетаПроверила: Бектаева И.Б.
Астана, 2015 г.
План
Введение………………………………………………………………………………………….3
Образование партии «Алаш» и ее программные документы…………………………………5
Всеказахские съезды в Оренбурга. Партия «Уш-Жуз» и ее деятельность…………………..8
Идейные воззрения казахской интеллигенции Ж.Аймаутов, М.Жумабаев, А.Байтурсынов, А.Букейханов, Ш.Кудайбердиев…………………………………………………………..…………………....11
Заключение……………………………………………………………………………...………18
Список использованной литературы…………………………………………………………..
Введение
В начале XX века основная территория Казахстана состояла из шести областей: Сырдарьинская и Семиреченская области входили в состав Туркестанского генерал-губернаторства (центр - г. Ташкент), Акмолинская, Семипалатинская, Уральская, Тургайская - в состав Степного (центр - г. Омск). Территория Внутренней (Бокеевской) Орды входила в Астраханскую губернию, а Мангышлакская - в Закаспийскую область.
 
В начале XX в. в крае намечается тенденция роста городского населения. Во всех областях городское население в 1897—1914 гг. выросло более чем в полтора раза. Крупными городами являлись Уральск (47,5 тыс. чел.) , Петропавловск и Верный (по 43,2 тыс.), Семипалатинск (34,4 тыс.). Большинство городов, возникнув как административные центры, быстро превращались в центры торговли и обрабатывающей промышленности.
Этот период ознаменовался обострением социальных противоречий в Российской империи, усилением колониальной политики в Казахстане, особенно аграрной. Новый большой размах получило переселение крестьян из центральных губерний в национальные окраины. Территория Казахстана была разделена на переселенческие районы: Тургайско-Уральский, Семипалатинский, Сырдарьинский, Семиреченский. Были созданы Переселенческие управления, которые должны были выявлять «излишки» земель для создания «Переселенческого фонда».
 
Преследуя колонизаторские цели, подхлестываемые царским правительством и наплывом переселенцев, землеустроители под видом излишков отбирали у коренного населения лучшие земли, главным образом уже освоенных казахами, имевших оросительные системы, лесонасаждения, постройки, не обращая внимания на нужды казахского хозяйства, не вникая в его особенности.
 
Массовое переселение крестьян из центральных губерний России на территорию Казахстана привело к тому, что огромные плодородные участки были переданы в пользование крестьянам, а казахи вытеснены в пустынные и полупустынные регионы. При этом земли у казахов изымались в «Переселенческий фонд» без учета пастбищ, скотопрогонов, водопоев, а порой и вопреки сложившимся маршрутам кочевий, сознательно перекрывая их, с целью взимания платы за прогон скота. К тому же на территории Казахстана находились казачьи войска, которые занимали 15,6 млн га земли.
 
Так как Казахстан был регионом, благоприятным для хлебопашества, переселение крестьян из России и создание кулацких хозяйств поощрялось системой льгот. Так, например, под хутора выделялось 45 десятин удобной и 15 десятин пахотной земли. Землеотводным организациям разрешалось выселять местных бедняков и селить на их место крестьян-кулаков. В результате, если в 1893-1905 годах у казахов было изъято 4 миллиона десятин земли, то в 1906-1912 годах - свыше 17 миллионов десятин, а всего к 1917 году было изъято более 45 миллионов десятин земли. Изъятие земель было разрушительно для кочевого хозяйства. Результатом переселенческой политики царизма было массовое обезземеливание и разорение трудящихся масс казахов, усиление колониального гнета.
 
Изъятие казахских земель под переселенческие участки усиливало откочевку казахов с этнической родины в пределы соседних стран. В Казахстане же увеличивается численность татар, сюда переселяются уйгуры, дунгане, поляки, эстонцы и другие. В начале XX века Казахстан постепенно превращается в многонациональную провинцию России.
Основное население Казахстана жило в сельской местности и занималось полукочевым скотоводством, для которого характерна пастбищно-полустойловая система содержания скота, занятие земледелием, сенокошение и др. Казахи разводили лошадей, овец, крупный рогатый скот, верблюдов и коз. Развитие капитализма в сельском хозяйстве Казахстана пагубно повлияло на кочевое скотоводство казахов.
Таким образом, в начале XX века в Казахстане все большее распространение получает земледелие. Значительную роль в развитии земледелия сыграли переселенцы. Быстрое распространение земледелия среди казахского населения, освоение новых сельскохозяйственных орудий и приемов обработки почвы, спрос рынка на зерновые и фуражные культуры содействовали тому, что все большее место в посевах стали занимать пшеница, ячмень и овес. Расширялись посевы риса, бахчевых и огородных культур.
В Казахстане в основном получили развитие горнодобывающие и горнозаводские, а также обрабатывающие предприятия. Горная промышленность развивалась на Алтае и в Центральном Казахстане, где разрабатывались богатые месторождения цветных металлов и угля. В 1914 г. началось строительство Риддерского рудника, Экибастузского свинцово-цин-козого завода, строилась железная дорога.
Одной из главных отраслей горной промышленности края в начале XX в. была добыча золота. В Экибастузе, Караганде, Саранске разрабатывались угольные месторождения, добытый уголь железной дорогой и водным путем доставлялся в Пермскую губернию, Омск и Барнаул, а также в Павлодар, Петропавловск и другие города края.
В начале XX в. в экономической жизни Казахстана важную роль приобретают соледобывающие промыслы, находившиеся в основном в западном и северо-восточном регионах края. Соль добывалась как для местных нужд, так и для вывоза. Наиболее крупными были Баскунчакские промыслы во Внутренней Орде, где работали до 5 тыс. казахов, Коряковские, Карабашские в Павлодарском уезде Семипалатинской области. Соляные промыслы сдавались в аренду артелям, товариществам и обществам.
В Западном Казахстане, Урало-Эмбинском районе добывалась нефть. Разработкой нефтяных месторождений в 1912—1914 гг. занимались «Западно-Уральское нефтяное общество», «Урало-Эмбинское общество» и «Северо-Каспийская нефтяная компания», владельцами, которых были английские капиталисты. Дешевая рабочая сила, отсутствие конкуренции, богатые месторождения нефти при хищнической эксплуатации приносили огромные прибыли хозяевам.
В превращении Казахстана в источник сырья и рынок сбыта капиталистической промышленности важную роль сыграло строительство железных дорог. В начале XX в. в Казахстане развернулось строительство железных дорог — Оренбург — Ташкент, Троицкой, Алтайской и Семиреченской железных дорог. Основной железнодорожной магистралью дореволюционного Казахстана была Оренбургско-Ташкентская, построенная в 1901—1905 гг.
Строительство железных дорог имело огромное значение в экономической жизни края, так как железные дороги связывали край с промышленными центрами России и втягивали в общероссийский экономический рынок. Из Казахстана вывозились различное промышленное сырье, продукты скотоводства, скот, зерно, а в край ввозились фабрично-заводские изделия, галантерейные, бакалейные товары. Железные дороги также имели военно-стратегическое значение для перебрасывания войск и подавления народных выступлений и волнений. К 1917 г. в Казахстане было проложено всего 2793 версты железных дорог, из них 2557 верст были дорогами общего пользования и лишь 236 верст местного значения.
В крае широко использовался гужевой транспорт. Грузы перевозились по трактам Семипалатинск — Верный — Ташкент, Оренбург — Гурьев, Петропавловск — Кокчетав — Акмолинск и др.Развитие промышленности и строительство железных дорог и водных путей заложило экономическую основу формирования кадров рабочего класса в Казахстане, начало которого относится в основном к середине XIX в. Основными источниками их формирования в крае были отходники из обедневшей части казахских шаруа и крестьяне-переселенцы, разорившиеся ремесленники, кустари и беднота местных городов, нижние воинские чины, а также квалифицированные рабочие и крестьяне-бедняки из внутренних и других губерний Российской империи.
Образование партии «Алаш» и ее программные документы
Алашское, или алашордынское, движение возникло в результате социально-экономических, общественно-политических и духовнокультурных изменений, происшедших в Казахстане в конце ХІХ начале XX вв. Центральным элементом движения явилась общенациональная партия «Алаш», организованная в июле 1917 года. Выдающиеся представители казахской национально-демократической интеллигенции А. Бокейханов, М. Шокай, М. Тынышпаев, М. Дулатов и десятки других деятелей в 1905-1917 годы отдали много сил для подготовки и создания этой первой общенациональной политической организации. С самого начала участия в общественно-политической жизни партия «Алаш» своими главными задачами считала достижение двух целей: 1) освобождение казахского народа от колониального ига; 2) обеспечение вхождения казахского общества в цивилизованное мировое сообщество.
По своей социальной природе партия «Алаш» являлась политической организацией казахской национально-демократической интеллигенции. После ухода с политической арены деятели алашского движения в 1920-е годы внесли существенный вклад в развитие культуры, науки и народного хозяйства Казахстана. Несмотря на неоднократные амнистии (1919, 1920 гг.), объявленные Советской властью, активные участники движения были репрессированы в процессе борьбы большевиков с так называемыми «националистами» и «врагами народа» в конце 1920-х и 1930-е годы. Алашордынцев реабилитировали в 1955 году, но еще тридцать лет они оставались вне официальной истории. Лишь в 1988-1989 гг. по решению ЦК Компартии Казахстана было реабилитировано творческое наследие А. Байтурсынова, М. Дулатова, Ш. Кудайбер-диева, М. Жумабаева. Постепенно народу были возвращены имена лидеров партии «Алаш», опубликованы их произведения.
Проект программы «Алаш»
I
Форма государства
 
Россия будет демократической, федеративной республикой.
 
(Значение демократии - управление государством со стороны народа. Значение федерации - объединение равных государств. В федеративной республике каждое государство будет самостоятельным, но будут совместно сотрудничать. Каждое из них самоуправляется.) 
Во главе правительства будет президент, избираемый по желанию Учредительного собрания и Государственной Думы на определенный срок. Президент будет управлять народом с помощью министров, эти министры будут ответственными перед Учредительным собранием и Государственной Думой.
 
Депутаты будут избираться на всеобщих, равных, прямых и тайных выборах. В отношении выборов не будут иметь значение происхождение, религия, пол.
 
Только Государственная Дума будет принимать закон. Государственная Дума будет надзирать над правительством, расследование дела и право запроса также будут у Государственной Думы.
 
Государственным налогом не будут облагаться без Государственной Думы.
 
II
Свобода на местах
 
Области, населенные казахами, объединятся в целое, будут самоуправляться и станут одним из членов Федерации Российской республики. Казахская автономия, если удастся, будет пока вместе с дружественными народами. Как бы то ни было, принять современное земство.
 
Партия «Алаш» будет стремиться к тому, чтобы служащие в таких казахских органах, как бии, волостные старшины, были людьми, полезными населению, готовыми всей душой служить людям. Имена людей, могущих добросовестно служить в управах и милиции земств, будут представлены на усмотрение народа.
 
Партия «Алаш» - сторонник справедливости, спутник бедняков, враг притеснителей. Используя все силы и мощь на благие цели, направит народ.
 
III
Основные права
 
В Российской республике люди будут равными независимо от религии, происхождения и пола.
 
Свобода собрания, создания организации, слова, выпуска газет, издания книг; государственные служащие без разрешения хозяина не должны входить в чье-либо жилище; государственные служащие никого не должны задерживать без законных оснований; без судебного рассмотрения и вынесения решения не лишать свободы; если человек, совершивший преступление в местности, где имеется судья, в течение 24 часов, где нет судьи, не позже одной недели будет передан судье и арестован, будет арестовываться приговором судьи.
 
За вскрытие чужого письма - штраф, за чтение - наказание.
 
IV
Религиозное дело
 
Религиозное дело должно быть отделено от государственного дела. Всем существующим религиям равные права. Свобода религии. Свобода вхождения и выхода.
 
У казахов должно быть самостоятельное муфтийство. Брак, развод, похороны, наречение ребенка - подобные дела будут у муллы, спор о вдове будет рассматриваться судом.
 
V
Правосудие и суд
 
У каждого народа правосудие и суд учреждаются сообразно условиям жизни. Бий и судья должны знать язык местного населения. В смешанных местах судебное расследование - проверка и решение должны осуществляться на языке большинства местного населения. Бии и судьи не должны освобождаться от должности без расследования. В сфере правосудия и суда все люди будут равны; после Бога всесильными являются бии и судьи, кто бы то ни был должен подчиняться их решению. Вынесенное решение должно исполняться немедленно. Преступления, за которые предусматривается суровое наказание, будут рассматриваться судом присяжных. В местности, где казахов большинство, языком суда будет казахский язык. Присяжные будут подбираться из казахов. В аулах и волостях, в степи правосудие и суд осуществляются на основе правил ереже, одобряемого населением.
 
VI
Защита страны
 
Для защиты страны войска не сохранятся в современном виде.
 
Молодые люди призывного возраста будут обучаться на месте проживания, там же служить: при создании воинские группы делятся по родственным группам. Воинские обязанности казахи будут выполнять в конной милиции.
 
VII
Налог
 
Налог устанавливается справедливым путем с учетом скота - состояния, доходов: богатому как на богатого, бедняку как на бедного.
 
VIII
Рабочие
 
Рабочие будут находиться под защитой закона. На казахской земле заводов и фабрик мало, поэтому мало рабочих-казахов. (Партия «Алаш» в рабочем вопросе - сторонник программы группы социал-демократов меньшевиков.)
 
IX
Наука, обучение знанию
 
Двери учебных заведений открыты для каждого и будет бесплатным распространение всеобщего обучения среди населения. В начальных школах будут обучаться на родном языке; казахи откроют среднюю школу, университет на своем языке, дело обучения будет самостоятельным, в автономной форме; правительство не будет вмешиваться в процесс обучения; учителя, профессора будут набираться путем самовыборов; в стране откроются библиотеки.
 
X
Земельный вопрос
 
При разработке основного закона Учредительное собрание должно установить, что земельная доля будет выделена сначала местному населению; пока казахи не получат земельную долю в населенных ими местах и не обустроятся (на казахские земли), крестьяне-переселенцы не должны прибывать; в прошлом изъятые земли, не заселенные крестьянами, возвращаются казахам; положенную казахам земельную долю выделят местные комитеты; обмер нормы доли будет производиться с учетом почвы земли и формы хозяйства; оставшаяся от выделенной доли земля будет находиться в ведении земства; из излишков земель по мере увеличения населения периодически будут выделяться доли; в Туркестане, наряду с землей, будет выделяться доля воды; землю казахи получат не во владение семьи, а в собственность аула-округа, родственных групп; пользоваться между собой на основе справедливости.
 
В законе о земле не должно быть права о продаже земли, каждый пользуется сам. Неиспользуемая земля не продается, а передается земству. Недра земли, подземные богатства будут казенными, находятся в распоряжении земства.
 
Большие лесные массивы, крупные реки будут государственными, небольшие леса и богатства озер станут имуществом земства.
Разработчики проекта:
 
Алихан Бокейханов, Ахмет Байтурсынов, Миржакып Дулатов, Елдес Гумаров, Есенгали Тормухамедов, Габдулхамид Жундибаев, Га-зымбек Биримжанов.
Всеказахские съезды в Оренбурга. Партия «Уш-Жуз» и ее деятельность
Всеказахский съезд работал с 21 по 28 июля 1917 года в Оренбурге. В его работе приняли участие представители 6 областей – Акмолинской, Семипалатинской, Тургайской, Уральской, Семиреченской, Ферганской, а также Букеевской орды. Председателем съезда был Досмухамедов Х. На съезде было обсуждено 14 вопросов. Особое внимание было обращено на следующие проблемы: форма государственного управления; автономия в казахских областях; земельный вопрос; народная милиция; земство; просвещение; суд; религия; женский вопрос; полготовка в учредительное собрание депутатов из казахских областей; Всероссийский мусульманский съезд «Шура-и-Ислами»; казахская политическая партия; о положении в Семиреченской области; о посылке из казахов на съезд федералистов всей России, а также в учебную комиссию. По всем вопросам были приняты конструктивные резолюции национально-демократического содержания. На этом съезде было решено создать казахскую национальную партию «Алаш».
Программа «Алаш» была составлена Букейхановым, Байтурсыновым, Дулатовым, Гумаровым, Жаждибаевым, Бирмекановым. Она состояла из 10 параграфов и была опубликована в газете «Казах» 21 ноября 1917г. В программе партии говорилось о том, что Россия должна стать демократической федеративной республикой. Субъекты федерации «автономны и управляются сами собой на одинаковых правах и интересах». Государственное устройство России должно включать Учредительной собрание, Гос. Думу, Президента, Совет министров. Провозглашались демократические ценности: равноправие, неприкосновенность личности, свобода слова, печати и союзов. Религия должна быть отделена от государства. Все народы равны перед судом. Партия «Алаш» ставила задачи создания войск для защиты народа; социального партнерства, поддержки неимущих слоев населения; развитие народного образование; решение аграрного вопроса. Все это предполагалось сделать на основе демократических, гуманных принципов. Печатным органом партии стала газета «Казах», выходившая в Оренбурге до 1918г. , затем газеты «Сары-Арка» и журнал «Абай». Лидером партии был Букейханов.Лидером партии был А. Букейханов, в пес входили представители научной и творческой интеллигенции: А. Байтурсынов, М. Тыиышпасв, М. Жумабаев, Ш. Кудайбердиев, С. Торайгыров, X. Габбасов, Ж. и X. Досмухамедовы и другие. Осень 1917г - партия «Уш-Жуз», Казахская социалистическая партия.
В газете «Революционная мысль» (Омск) 17 ноября 1917 года сообщалось: «Группа киргиз, не удовлетворенных программой национальной киргизской партии «Алаш», организованной известным кадетом Букейхановым, организовала особую социалистическую партию «Уш-Жуз», цель партии — объединение тюрко-татарского племени в России и требование федеративного устройства Российской Республики». Председателем ЦК партии был Мукам Айтпенов, затем стал Кольбай Тогусов. Печатным органом была газета «Уш-Жуз». Партия «Уш-Жуз» была политическим объединением мелкобуржуазных демократов. По мере поляризации политических сил в Казахстане «Уш-Жуз» все более и более стала смыкаться с большевиками и противопоставляла себя партии «Алаш», выступила против создания «Алаш-Орды». Во время гражданской войны в марте 1919 года был казнен, как советский деятель К. Тогусов, также были арестованы и казнены другие лидеры «Уш-Жуз», Партия прекратила свое существование.
2-й Всеказахский съезд и образование Алаш – Орды.Для того, чтобы выработать программу действий в условиях, сложившихся после Октябрьской революции 1917 года, 5-13 декабря 1917 года в Оренбурге состоялся II-ой Общеказахский съезд. В его работе принимали участие делегаты со всего Туркестана: от образованной 1 июля 1917 года Букеевской губернии (бывшая Букеевская Орда), Уральской, Тургайской, Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Сырдарьинской областей, от киригизских уездов Ферганской, Самаркандской, Закаспийской областей, Амударьинского отдела и киргизских волостей Алтайской губернии (образована 17 июня 1917). Среди приглашенных премьер только созданной Туркестанской автономии Мустафа Шокай. Организаторами его были А. Букейханов, А. Байтурсынов, Миржакип Дулатов, И. Омаров, С. Кадырбаев, С. Дощанов. Председателем съезда был Б. Кулманов. При открытии съезда делегаты выступили с сообщениями с мест, в которых говорилось в основном о том, что юг Туркестана охвачен голодом. Народ разрознен, местные власти не в силах навести порядок. Обсудив эти сообщения первым пунктом резолюции съезд призвал «народ к прекращению партийной борьбы и к единению».
1.отношение к автономии Сибири, Туркестана и юго-восточному союзу;2.автономия казахских областей; 3.милиция; 4.национальный совет; 5.образование; 6.национальный фонд; 7.муфтиат; 8.народный суд; 9.аульное управление; 10.продовольственный вопрос.
Центральным вопросом на съезде стал вопрос о создании Казахской автономии. Доклад об автономии сделал А. Букейханов, его доклад и вопрос о казахской автономии были переданы на рассмотрение особой комиссии. От имени комиссии выступил X. Габбасов. После обсуждения доклада в виду того, что в конце октября пало Временное правительство, Российская Республика лишилась власти, пользующейся доверием и моральным авторитетом, при отсутствии всякой власти в стране возможно возникновение гражданской войны, анархия волна за волной заметает большие города и деревни по всему государству, анархия растёт с каждым днём. Единственным выходом из создавшегося трудного положения является организация твёрдой власти, которую признало бы все население киргизских областей. Съезд единогласно постановил образовать Автономию киргизских областей и присвоить ей имя «Алаш».
Был образован временный народный совет Алаш-Орда из 25 членов, 10 мест из которых предоставлялись русским и представителям других народов края. Местом пребывания Алаш-Орды был определён Семипалатинск позднее получивший название Алаш-кала.На должность главы правительства — Председателя Всекиргизского народного совета — был избран на альтернативной основе А. Букейханов (партия «Алаш»), кроме него, на этот пост претендовали Б. Кулманов и А. Турлубаев.
Съезд решил не признавать Советской власти. Для отпора в случае вступления Красной Армии на территорию Казахстана было решено создать свою национальную армию. Участники съезда считали, что Советская власть «ни с какой точки зрения» неприемлема для тогдашнего Киргизского края с его отсталой культурой, решили не допускать советской системы управления на его территории, а в остальном не вмешиваться «в борьбу русских между собою». Политика Алаш-орды строилась в тяжелых условиях. Автономия существовала между двух огней – советской властью и белым движением. В июне 1918 года, после падения Советской власти, алашевцы приняли решение о недействительности всех актов советской власти на территории автономии Алаш. Выполняя решения 2 Всеказахского съезда о создании народной милиции, А.Букейханов подписал постановление о наборе в ее ряды. Каждая волость должна была направить в нее 30 человек, полностью снаряженных. Однако реализация указа шла с трудом в условиях всеобщей разрухи. Когда стал очевиден военный перевес красных, алашевцы, понимая, что казахское население находится в крайне тяжелом положении, пошли на признание советской власти. К тому же 4 ноября 1919 года Реввоенсовет республики опубликовал указ об амнистии алашским деятелям. 21 декабря 1919 года областные советы Алаш-орды приняли официальные решения о переходе на сторону Советской власти. Влияние алашевцев на казахское население было все еще значительным. Руководителям автономии было обещано создание автономии казахов в рамках Российской республики. Лидерам Алаш были предложены высокие посты на государственной службе. Хочу отметить, что один человек – председатель правительства Алаш Алихан Нурмухамедович Букейханов так и не признал до самой своей смерти Советскую власть.
В ответ на создание казахской феодально-байской верхушкой, буржуазной интеллигенцией своей политической партии «Алаш» и правительства «Алаш-Орды», как сообщалось в органе Омского Совета рабочих и солдатских депутатов «Революционная мысль», в крае родилась новая «Казахская социалистическая партия «Уш-жуз», был избран Центральный Комитет, в состав которого вошли: председатель—Мукан Айтпенов; товарищ председателя — Кульбай Тогусов, секретарь ЦК — Искак Кабеков; казначей Абдрахман Клыкбаев. Газета сообщала также о местонахождении ЦК — в Омске. В том же номере был помещен список кандидатов в Учредительное собрание от Казахской партии «Уш-жуз» в количестве 13 человек, утвержденных ЦК партии. Партия имела своей печатный орган — газету «Уш-жуз», которая начала издаваться в г. Петропавловске в декабре 1917 г.
 
Партия состояла из революционно-настроенной интеллигенции, из учителей, учащихся, фельдшеров, служащих учреждений, также скотоводов, крестьян-земледельцев, кустарей, представителей рабочих. К ней временно примкнули некоторые представители феодально-байской верхушки.
Программные тезисы Казахской социалистической партии \"Уш-Жуз\" были опубликованы 24 декабря 1917 года в газете \"Уш-Жуз\". В целом они были расплывчатыми, в них было мало общего с программой партии большевиков. Но они содержали ряд демократических пунктов, которые отражали требования трудящихся: немедленное прекращение империалистической войны, заключение мира между воюющими странами без аннексий и контрибуций. Лидеры партии осуждали деятельность партии \"Алаш\". Они требовали создания в России тюркско-татарской автономии. \"Уш-Жуз\" требовала наделения казахских крестьян-шаруа землей, призывала их переходить к оседлому образу жизни. Она считала своей обязанностью заступаться в меру своих сил за слабых, помогать сиротам, обездоленным и, по возможности, не допускать в дальнейшем \"съедание бедных бессердечными хищниками\".
В вопросах судоустройства и судопроизводства \"Уш-Жуз\" выдвинула требования создать свод законов на основе обычного права (патриархально-феодальных правовых обычаев и шариата).
\"Уш-Жуз\" стояла за создание земских учреждений в казахских аулах, которые бы способствовали открытию школ, распространению среди населения знаний, оказанию помощи бедным хозяйствам кредитами, инвентарем, семенами.
В партии шла идейная борьба. Ноябрь-декабрь 1917 года были периодом резкого колебания, принятия путанных и противоречивых решений. В январе 1918 года в постановлении центрального комитета партии \"Уш-Жуз\" прямо указано, что они поддержали программу большевиков и левых эсеров.
Партия \"Уш-Жуз\" просуществовала полгода. Причинами распада являлись: организационная разобщенность, идейная неустойчивость многих членов партии, слабая дисциплина, постоянная внутриполитическая борьба. Так определенной части партии удалось выдвинуть обвинение против Тогусова в различных служебных злоупотреблениях, якобы выразившихся в незаконном сборе налогов с богатых элементов в пользу партии. Даже по признанию самого Президиума Западно-Сибирского комитета Советов 11 мая 1918 года, обвинения в адрес председателя партии и комиссара юстиции Западно-Сибирского краевого Совета Тогусова и его товарищей \"не получили в значительной мере подтверждения в ходе следствия\". Но вторично Западно-Сибирский Совет не успел разобраться. Вскоре власть была захвачена контрреволюцией, которая, объявив К. Тогусова \"советским деятелем\", в марте 1919 года уничтожила его и других руководителей партии \"Уш-Жуз\" в Омской, Петропавловской и Александровской каторжных тюрьмах.
Идейные воззрения казахской интеллигенции Ж.Аймаутов, М.Жумабаев, А.Байтурсынов, А.Букейханов, Ш.КудайбердиевНа рубеже ХІХ-ХХ веков колониальный Казахстан вступил в качественно новый этап своего интеллектуального развития. Адаптация традиционного казахского общества к условиям и потребностям рыночно-капиталистических отношений, охватившим последний бастион коренного населения – аул и аграрный сектор экономики, безраздельное господство политико-идеологических установок метрополии, рост социально-культурной общности народов Евразийского пространства обусловили рождение казахской интеллигенции новой формации. В общественном сознании она утвердилась под названием «оқығандар» - «образованные» и «зиялылар» - «интеллектуалы».
Новое поколение казахской интеллигенции как социальная общность сложилось из выпускников профессиональных учебных заведений России, национальных окраин, в том числе Казахстана, а также дальнего зарубежья. Ее отличали такие качества и свойства, как мобильность, открытость ко всем инновационным веяниям, широта кругозора, жажда знаний, хорошая осведомленность о событиях и процессах в мире. Так, в 80-е годы ХІХ века высокоодаренный юноша Наурызбай Таласов, известный в северном регионе как Науан Хазрет, обучался в высшей духовной семинарии в Бухаре, прошел стажировку в Багдаде. Став муллой Кокшетауской соборной мечети, много труда вложил в культурно-нравственное развитие соплеменников, открыл медресе с интернатом. Его помощником по медресе был Шаймерден Кощегулов, избранный депутатом Государственной Думы России І и ІІ созывов. Выпускник Омского технического училища (1890 г.) и Санкт-Петербургского императорского лесного института (1894 г.) А.Букейханов стал лидером либерально-демократического движения в Казахстане, своей неутомимой деятельностью вошел в когорту политической элиты России. Незначительное количество специалистов дали средние специальные учебные заведения края. Накануне первой мировой войны в 7 учебных заведениях по медицине, просвещению и сельскому хозяйству обучались 352 человека.
Справедливости ради здесь следует отметить, что первые казахи с профессиональным образованием заявили о себе в начале ХIX века. Воспитанник сибирского войскового казачьего училища султан Чингис Уалиханов – отец Шокана славился глубоким знанием казахского фольклора и этнографии. Высокообразованным человеком своего времени был Жангир хан, еще в 1844 году избранный почетным членом Ученого совета Казанского университета. В 50-е годы ХIХ века Ш.Уалиханов встал в ряды выдающихся востоковедов России. Признание специалистов получили публикации М.-С. Бабажанова. Однако таковых было очень мало, профессиональное образование оставалось доступным лишь единицам, в экономической и общественно-политической жизни степи их роль вовсе не ощущалась. Слабость внутреннего рынка, отсутствие транспортных связей между регионами, регресс в системе обмена информацией, узость школьного образования тормозили процесс роста и консолидации интеллектуальных сил края.
Только в 70-е годы ХІХ века первые казахи стали студентами высших учебных заведений, начала выходить казахская газета, усилилось влияние расширявшихся вглубь и вширь капиталистических отношений.
Социальная база интеллигенции нового типа была необычайно широка. Среди «оқығандар» и «зиялылар» находились вчерашние бедняки (О.Жандосов, Ж.Аймауытов, М.Дулатов), дети среднего слоя (С.Мендешев, А.Байтурсынов), потомки степной аристократии (М.Шокай, Н.Тюрякулов, Ш.Кудайбердиев), интеллигенция во втором поколении (С.Асфендиаров, А.Беремжанов, Б.Каратаев) и др. Казахи, которые издревле с уважением отнеслись к образованности и науке, воочию увидели преимущество знаний, полученных в русских учебных заведениях. Теперь они охотно отправляли своих детей учиться в светские школы, не переставая в то же время оказывать внимание и поддержку мектебам и медресе. Просветительство стало ведущим направлением общественно-политической мысли казахского социума второй половины ХІХ века. Расширение социальных резервов национальной интеллигенции отражает также уровень и результаты включенности казахского общества в общероссийские процессы, рост потребности степи в специалистах.
Профессиональная казахская интеллигенция начала ХХ в. не является, впрочем, единственным носителем интеллектуального потенциала края. По характеру, содержанию и результатам социальной практики и интеллектуального воздействия национальную интеллигенцию изучаемого периода можно разделить на две большие группы. Первую группу образовала традиционная интеллигенция. Ее истоки и рождение уходят в глубокую древность. Беки, батыры-полководцы, мыслители, религиозные деятели, мудрые наставники молодежи воспеваются в древнетюркских памятниках письменности. Связь времен и поколений не прерывалась и в последующие века, она выдержала разрушения монгольского нашествия, походов Тамерлана, столетней войны с джунгарами. Внутренняя структура и дифференциация традиционной интеллигенции не претерпела существенных изменений.
На этапе эволюционного перехода к капитализму как в социально-творческом, так и в культурно-нравственном отношениях активную позицию занимало литературно-музыкальное крыло традиционной интеллигенции. В его художественном творчестве отражались практически все проблемы жизни и бытия степи, начиная от рождения ребенка до критики указа царя. Кюй Курмангазы, Таттимбета, Сайдалы сары Тока, песни Акана, Биржана, Жаяу Мусы, литературное наследие Суюнбая, Шернияза, Шортанбая и многих других по сей день являются бесценным достоянием казахской культуры. Они объясняли мир казахов, в этом заключались их заслуга и предназначение. Им не была уготована миссия изменить мир казахов. Тонкости политики и идеологии государства не входили в орбиту их интересов.
Представителями традиционной интеллигенции оставались служители исламской религии – муллы, ходжи, ишаны, руководители мечетей. Накануне ХХ века только в городе Туркестана и Туркестанском уезде насчитывалось около 5 тыс. мул и ходжей, в 4632 мусульманских мектебах Туркестанского края обучалось 44,8 тыс. шакирдов. Поскольку религиозность казахов и раньше носила неравномерный, порой противоречивый характер, значение и роль этой группы интеллигенции проявились неоднозначно. В целом, ее влияние дальше конкретного населенного пункта, в лучшем случае отдельно взятого региона не распространялось. К тому же колониальные органы власти придерживались антиисламской позиции.
Хорошо зная состояние религиозных процессов в крае, либерально-демократическая интеллигенция выработала весьма оригинальный вариант решения двуединой задачи. Во-первых, она стремилась использовать протестный настрой религиозной интеллигенции в интересах освободительной борьбы. Во-вторых, религия рассматривалась ею как частное дело каждого гражданина государства. Так, в разделе «Религиозное дело» проекта программы партии «Алаш» провозглашалось: «Религиозное дело должно быть отделено от государственного дела. Всем существующим религиям равные права. Свобода религии. Свобода вхождения и выхода. У казахов должно быть самостоятельное муфтийство».
В отличие от традиционной художественной интеллигенции корпус служителей исламской религии оказался организационно и политически мобильнее. По его инициативе проводились мусульманские съезды, большим тиражом издавалась религиозная литература, в первую очередь \"Коран\", совершалось паломничество. Однако консерватизм и утопичность движимого им учения не оставили шансов на успех. Намерение религиозной интеллигенции сплотить вокруг исламской идеи мусульманское население провалилось в межреволюционный период 1917 года. Отрицательные последствия деятельности руководителей «Шораи Исламия», улемистов М.Кари и С.Лапина в освободительном движении подробно раскрыты, к слову, в «Воспоминаниях о событиях 1917 года» М.Шокая. В этой связи совершенно прав исследователь М.Кул-Мухаммед, утверждающий, что «А.Букейханов и его соратники, придавая первостепенное значение проблемам политической свободы в широком плане, не выступали против религиозного течения. Они, как политики, исходили из того, что свободы вероисповедания нельзя добиться без политического освобождения народа».
Численность и удельный вес традиционной интеллигенции в составе казахского населения не поддается учету. В общественном сознании кочевников учет и перепись населения воспринимались как начало беды. Ясно одно – казахский социум всегда выдвигал из своей среды столько акынов, кюиши, жыршы, баксы-балгеров, зергеров, емши, народных ветеринаров, агрономов, архитекторов, сколько их было необходимо для обеспечения естественно-исторического развития системы, сложившейся на протяжении многих веков.
Иначе обстоит с данными, характеризирующими статистический портрет профессионально подготовленных специалистов. В научных публикациях разных лет приводятся многочисленные факты, цифровые материалы относительно численности казахов-студентов и выпускников того или иного высшего и среднего специального учебного заведения дореволюционной России и ряда зарубежных государств, динамики их численности и размещения в различных отраслых экономики и культуры края. Все ученые едины в одном: казахская интеллигенция с профессиональной подготовкой была малочисленна: за 70 лет дооктябрьского периода не более 1000 казахских юношей и девушек получило общее среднее и высшее образование. Колоссальный разрыв между численностью коренного населения и ничтожными масштабами подготовки специалистов свидетельствует о грубых просчетах и антинародном характере национально-культурной и образовательной политики царизма.
Годы учебы в профессиональной школе, интеллектуальное освоение окружающей действительности, преобладание негатива в государственной политике в отношении фронтира, сама судьба конкретного человека определили менталитет, ценностные ориентиры, политико-идеологические взгяды, целеполагание национальной интеллигенции. Этот момент из прошлого казахской интеллигенции подчеркнул еще в 1926 г. Т.Рыскулов. Он считал, что дореволюционная казахская национальная интеллигенция формировалась «под влиянием двух начал: русской и мусульманской культур». Получившие русское образование и связанные с русской администрацией стремились, по его мнению, «при содействии русской власти приблизить казахов к европейской культуре», получившие воспитание в татарских, башкирских и других мусульманских школах, стремились «просветить казахский народ путем распространения культуры мусульманского Востока».
Рыскуловский тезис, хотя и не лишен методологической и познавательной значимости, все же несет в себе печать идеологизированного и политизированного времени. В частности, мы считаем, что не всегда и не везде образование и воспитание определяет проевропейскую или промусульманскую позицию и миссию человека, значит, и социальной общности. Так, великий казахский поэт М.Жумабаев обучался в медресе, вырос в достаточно религиозной среде. Однако в своем художественно-поэтическом осмыслении прошлого и настоящего он не ограничился традициями и нормами мусульманской культуры, творчески использовал лучшие достижения А.Данте, Гете, Байрона, Пушкина, Лермонтова, Блока, Фета, Мережковского. Окончивший несколько религиозных учебных заведений, в том числе медресе «Галия» в Уфе, Б.Майлин вошел в историю казахской литературы как один из основоположников метода социалистического реализма. Таких примеров можно привести великое множество.
Бесперспективен и исчерпал себя подход, когда причины формирования позиции интеллигенции связывались с ее социально-классовым происхождением. Ибо давно отвергнуто и самой историей и научными поисками мнение, будто выходцы из среды эксплуататоров есть реальные противники идей пролетарской революции, интеллигенты-середняки придерживаются нейтральной позиции, интеллигенты-представители социальных низов были и будут в союзе с рабочим классом.
Безусловно, глубинные причины формирования общественно-политической позиции казахской интеллигенции начала ХХ века следует искать в связах и отношениях той эпохи. Человек живет интересами и потребностями конкретного времени и пространства. Он – продукт своей эпохи. Тем не менее мы считаем, что, изучая объективно-исторические условия и факторы, определившие позицию интеллигенции, на первое место следует поставить сознательный и субъективный выбор конкретного человека.
Так, сын крупного землевладельца Н.Тюрякулов, будучи студентом экономического факультета Московского коммерческого института, всерьез увлекался идеями таких политических партий, организаций, течений, как движение Алаш, национально-демократический, лево-эсеровский, социал-демократический. В итоге его выбор пал на большевистскую альтернативу социального прогресса. Подобная эволюция взглядов и судеб была характерна для многих интеллектуалов, в частности, А.Букейханову, С.Асфендиарову, С.Торайгырову и др. Колониальное иго объективно способствовало формированию радикально настроенной интеллигенции, яркими представителями которой останутся А.Жангильдин, С.Сейфуллин, Т.Рыскулов и др. Ни один правитель, никакая идеология или Декрет не в состоянии отменить сознательно-субъективное начало в поведении и деятельности интеллигенции по определению собственной позиции.
Общественно-политическая позиция новой казахской интеллигенции была, таким образом, разновекторной. В главном и основном свою миссию она видела в служении народу, облегчении его колониальной участи, взяла на себя ответственность вернуть политический и социокультурный долг многих десятилетий. Идейность и самоотверженность малочисленной социальной общности обеспечила ей огромный авторитет и популярность.
Пятимиллионное коренное население края даже в условиях отсутствия единого информационного пространства и достойной культурной среды четко осознало, что их судьбы и будущее теперь зависят от идей и социальной практики интеллектуальной элиты нежели от титулов и званий волостных, старшин, переводчиков, почетных граждан. Вообще, к началу ХХ века статус и значимость казахской чиновничьей интеллигенции (по образному выражению М.Дулатова – сатрапия) находились в глубоком кризисе. Как в реальной жизни, так и в общественном сознании она перестала быть самодостаточным и авторитетным явлением. Часть ее, превратившись в марионетки колониальной администрации, потеряла всякую историческую перспективу роста, жестоко высмеивалась, например, великим Абаем. Другие, для которых интересы народа были выше собственных, со временем перешли в лагерь либерально-демократической или радикальной интеллигенции.
Общественное мнение о роли и значении казахской интеллигенции, рожденной на стыке веков, еще более укрепилось в ходе революции 1905-1907 годов. Настоящей демонстрацией потенциала новой интеллигенции и ее идейно-политической зрелости стало принятие на имя правительства России Каркаралинской петиции 1905 года, составленной, по всей вероятности, А.Байтурсыновым, А.Букейхановым, Ж.Акпаевым и подписанной 14,5 тыс. казахами. Позже, анализируя содержание петиции, М.Ауэзов писал, что в ней на первом месте стоит земельный вопрос, народное требование остановить изьятие казахских земель и прекратить переселение крестьян. Второе требование касалось предоставления казахам прав земского управления. Наконец, осуждалась русификаторская политика царизма.
Итак, петиция вычленила насущные проблемы казахского общества, ознаменовала рождение новой национальной идеи, а ее авторы, со временем еще более углубляя свои программные установки, пополняясь новыми сторонниками и единомышленниками, организуясь в политическую партию, возглавили движение Алаш. В момент принятия Каркаралинской петиции новое поколение казахской интеллигенции выступало с единой позиции, его объединяла идейная общность.
Идейно-политический раскол наступил позже, де-юре и де-факто он стал в период национально-освободительного восстания 1916 года. Ведущие позиции и руководящая роль все же оставались за либерально-демократической интеллигенцией.
Жизнь не стоит на месте, она всегда полна противоречий, борьбы, конфликтов. Когда последние протекают в рамках законности, демократии, без насилия и кровопролития, служат мощным фактором социального прогресса, объективным катализатором осуществления интеллигенцией своей исторической миссии. До октября 1917 г. эти условия действовали в рамках формулы 50 на 50. Ибо закон единства и борьбы противоположностей соблюдался только в среде различных групп казахской интеллигенции, отличавшихся друг от друга идейно-политическими установками и классовой ориентацией. Отношение официальной власти и ее местных органов к национальной интеллигенции края оставалось на протяжении всего колониального периода высокомерным, пренебрежительным, недоверчивым, в случае политического инакомыслия – репрессивно-карательным.
Казахские интеллектуалы и их друзья, объединившиеся вокруг газеты «Казах», журнала «Айкап», исламской идей, кружков социал-демократического толка, мобилизованные миссией освобождения народа от бесправия и колониального гнета, хотя каждая группа имела собственную модель решения вопроса, во взаимоотношениях соблюдали определенный этикет, дальше словесных перепалок и критических газетно-журнальных статей не перешагнули. Ситуация кардинально изменилась с приходом к власти большевиков.
Так, вспоминая период от февраля до октября 1917 г. С.Сейфуллин в книге «Тернистый путь» писал: «Повсеместно стали выпускаться газеты. В Семипалатинске начала выходить газета «Сары-Арка», редактором ее был Халель Габбасов, а активными сотрудниками Ермеков, Букейханов, Турганбаев. В Ташкенте издавалась «Алаш», редактором ее стал Мустафа Чокаев, а сотрудниками Болганбаев, Тюрякулов, Ходжанов и другие. В Астрахани букеевцы издавали «Уран» - «Призыв», который редактировал А.Мусин, в Акмолинске издавалась «Тиршилик» - «Жизнь», где редактором стал Рахимжан Дуйсембаев... В Оренбурге продолжала издаваться широко известная газета «Казах», которую редактировали А.Байтурсынов и М.Дулатов...\". \"Алаш-ордынцев было много, ведущее ядро партии было достаточно грамотно, имело опыт политической борьбы, к тому же все областные газеты, кроме «Тиршилика», находились в его руках, - продолжает С.Сейфуллин, теперь имея в виду первые месяцы советской власти и говоря о критической статье газеты «Уш жуз» против руководителей Алаш. – Семипалатинская «Сары Арка», ташкентская «Бирлик туы», астраханская «Уран», оренбургская «Казах» - скопом обрушились с бранью на редакцию газеты «Уш жуз».
В целом, идейно-политическое размежевание казахской интеллигенции начала ХХ века, хотя и нанесло урон национально-освободительному движению, дало толчок активизации общественного сознания, стало для широких слоев населения школой возмужания.
Государственная политика царизма в отношении национальной интеллигенции строилась на принципах недоверия, угнетения, запретительства. Экономический, идеологический, административно-территориальный диктат метрополии сопровождался политическим произволом. Так, в соответствии с избирательным законом от 3 июня 1907 года казахи лишились права иметь представительство в Государственной Думе ІІІ и ІV созывов. Недовольных существующим порядком ожидали суд и высылка. В целом, в дореволюционный период даже самые преданные из числа казахов служащие колониальной администрации не удостаивались заслуженного внимания и уважения. Практически все лидеры национальной интеллигенции, независимо от политических симпатий, подвергались гонениям. Репрессивные меры принимались и в отношении их произведений. Из всех дореволюционных казахских книг самой преследуемой была «Оян, ‹аза‹!» («Проснись, казах!») М.Дулатова. Ибо как название, так и содержание книги глубоко и доступно раскрыли суть национальной идей, впервые изложенной в Каркаралинской петиции 1905 г.
На этой поистине народной поэме выросло целое поколение казахов, познавших итоги и уроки прошлого, задачи дня, направления движения вперед. Осознание пагубности противостояния с признанными лидерами этноса пришло потом, когда началось крушение империи. «Временное правительство признало, вспоминал позже А.Ф. Керенский, что свободная демократическая Россия не может оставаться централизованным государством, и немедленно осуществило практические меры для отказа от политики угнетения, которую проводил старый режим в отношении нерусских народов империи». Оно назначило на ответственные посты А.Букейханова, М.Тынышпаева, М.Шокая. Однако на пути демократии Россия побывала недолго.
Идейно-политическая дифференциация казахской национальной интеллигенции во многом шла под воздействием движения либерализма в метрополии. Россия после революции 1905-1907 гг. представляла собой страну, вставшую на путь избавления от «родимых пятен» патриархальщины, феодализма, крепостничества, недостаточного развития капитализма. Не менее активно шла политизация населения. До самых далеких окраин дошли идеи и программные установки эсеров и кадетов, черносотенцев и октябристов, анархистов и большевиков. Поистине всероссийский резонанс вызвали сборники «Вехи», «В защиту интеллигенции», «Интеллигенция в России» с их попыткой обосновать историческую миссию интеллигенции. Новое поколение казахских интеллектуалов с интересом следило за развитием идей сибирских автономистов во главе с Потаниным и Ядринцевым. Не остался незамеченным джадидизм Гаспринского. Антиколониальный настрой подогревался и событиями в Турции, Китае, Индии.
Политика и идеология были главной, но не единственной сферой деятельности новой казахской интеллигенции. Свое жизненное кредо она выразила и в образовании, литературе, искусстве, науке. В Отечественной истории начала ХХ века А.Байтурсынов известен, например, как педагог, языковед-реформатор, поэт, А.Букейханов – как ученый-экономист, историк и публицист, С.Сейфуллин и М.Жумабаев – как поэты и композиторы, М.Дулатов и М.Сералин – как журналисты и организаторы печати, С.Асфендиаров – как профессиональный врач. Таких личностей Абай называл \"толық адам\" – цельный человек.
Несмотря на трудности и противоречия времени казахская интеллигенция сохранила патриотический дух и оптимизм. В большинстве своем она верила в Россию; и либерал-демократы, и социал-демократы представляли будущее своего народа в составе российского государства. По свидетельству М.Шокая, до декабря 1917 года, т.е. до разгрома большевиками Кокандской автономии лидеры движения Алаш исключали выход Казахстана из состава империи. Именно террор и беззаконие большевистской власти вынудили наиболее авторитетную и грамотную часть национальной интеллигенции занять антисоветскую позицию, разрушили былую конструктивную связь между интеллектуалами и их группами. Очень скоро по воле Сталина и его окружения либерально-демократическая интеллигенция объявлялась националистической, охаивалась вся ее деятельность. Неуслышанными остались голоса даже таких крупных большевистских фигур как Т.Рыскулов. В 1926 году, отвечая на вопрос группы молодежи: «Как характеризовать деятельность казахской националистической интеллигенции до и после революции, и какое отношение к этой интеллигенции должно быть теперь?», со свойственной ему смелостью он заявил: «До революции деятельность национальной интеллигенции постольку, поскольку эта деятельность направлена была против царизма, старых отсталых рамок строя, за развитие прогрессивных форм общественных отношений – была положительна». Но уже было поздно.
Историческая миссия новой национальной интеллигенции – привести народ к свободе и быть во главе независимого Казахстана – осталась нереализованной. Причин тому много. Сказывались политическая неискушенность народа, незавершенность формирования национальной буржуазии, административно-территориальная раздробленность казахской земли, политические хитросплетения большевистского руководства и т.д. и т.п. Но, как бы то ни было, интеллектуальное возрождение составило главный итог развития казахского общества начала ХХ века. Национальная интеллигенция разбудила великую степь. Призыв М.Дулатова: «Оян, қазақ!» - «Проснись, казах!», отражая содержание переломного этапа, оправдал себя и исторически, и политически, и методологически, и теоретически. Заключение
Итак, начало XX века в Казахстане ознаменовалось ростом классового самосознания казахского народа. Национальное движение в казахском обществе было неоднородным, существовали его различные течения, ядром которых стала национальная интеллигенция. Национальная идея начала ХХ века созревала под влиянием трех факторов. Во-первых, кризиса всей системы жизнеобеспечения традиционного общества, что поставило под сомнение дальнейшую судьбу и исторические перспективы казахского народа. Во-вторых, роста потенциала либерализма в России. В-третьих, расширения географии и масштабов национально-освободительного движения и рост классового самосознания казахского народа. Цель и задачи казахской национальной идеи приобрели конкретные очертания в годы первой русской революции. Схватки между партиями и общественно-политическими течениями метрополии по вопросам государственного строя и демократии, стачки и восстания против самодержавия и социально-экономического неравенства заставили задуматься как национальную интеллигенцию, так и народные массы, служили призывом к действию, стали школой возмужания.
Значение тех лет А.Букейханов раскрыл следующим образом: «Вся степь была вовлечена в сферу политики и захвачена потоком освободительного движения. Началась оживленная переписка о нуждах киргизского народа. Указ 17 апреля о веротерпимости еще более приподнял настроение. Весной 1905 года с наступлением привольной жизни в степи на летних стоянках начались съезды, на которых обсуждались местные нужды и нужды всей киргизской народности. Все больше степные ярмарки этого года стали ареной киргизских политических съездов, где киргизы обсуждали и подписывали поданные потом на Высочайшее имя петиции. На этих же съездах были избраны делегаты, уполномоченные лично подать эти петиции. Религиозные и земельные вопросы стояли у киргиз впереди вопросов политической свободы». А.Н.Букейханов вынашивал планы создания национально-демократической партии, важную роль в общественно-политической жизни он отводил печати. Так решено было организовать общенациональную газету, которая стала бы рупором общенациональной связи, возрождения народа, осознания своей роли. Местом издания газеты был выбран Оренбург. Газета была названа \"Казах\" (1913-1918 годы), к работе в редакции были привлечены выдающиеся представители национальной интеллигенции. Это поэт, прозаик М.Дулатов (1885-1935 годы), его первое собрание стихов \"Оян, қазақ\" (\"Пробудись, казах\") вышел в 1909 году. Заголовок книги стал манифестом к национально-угнетенному народу начала XX века, неслучайно весь ее тираж был конфискован царскими властями. М.Дулатову принадлежит роман \"Бақытсыз Жамал\" (\"Несчастная Жамал\"), вышедший в 1910 году, посвященный тяжкой судьбе угнетенной казахской женщины. Он также автор сборников стихов \"Азамат\" (1913 год), \"Терме\" (1915 год). Редактором газеты \"Казах\" стал поэт, переводчик, лингвист, педагог А.Байтурсынов. Вместе с А.Н.Букейхановым инициатором созыва Казахского съезда в Уральске и создания национального филиала кадетской партии был потомок Абулхаира Б.Каратаев (1860-1934 годы). Выразителем различных идейно-политических мнений и течений среди национальной интеллигенции была уже названная газета \"Казах\" и журнал \"Айкап\" (1911-1915 годы). Газета \"Казах\" выражала идеи либерально-демократического направления, вокруг нее консолидировались А.Букейханов, А.Байтурсынов, М.Дулатов и другие. Издателем и редактором \"Айкап\" был М.Сералин, в журнале сотрудничали Ж.Сейдалин, Б.Каратаев, С.М.Торайгыров, С.Сейфуллин, Б.Майлин. Объединяло эти издания то, что они выражали общенациональные идеи, интересы казахского народа в условиях его колониального положения.
После революции 1905-1907 годов в Казахстане значительно активизировалась переселенческая политика, что привело к резкому обострению аграрного вопроса, усилению колониализма и уже начало второго десятилетия XX века вновь ознаменовалось выступлениями трудящихся против национального и социального гнета. В мае 1911 года прошла забастовка рабочих акционерного общества \"Атбасарские медные рудники\". 1912 год стал периодом нового подъема демократического движения: состоялась стачка угольщиков Байконура, забастовки и митинги прошли в Семипалатинске, в Тургайском уезде, в Омске, Оренбурге, Петропавловске, Усть-Каменогорске, на промыслах Доссора, Эмбы.
В годы первой мировой войны национально-освободительное движение казахов оформляется в три течения, сформировавших политические партии. Вокруг газеты «Казах» группируется наиболее значительная часть патриотически-настроенной интеллигенции, выступающей за автономию Казахстана и проведении в крае прогрессивных реформ. Эта группа позже оформилась в партию «Алаш». Духовенство и клерикально-настроенная интеллигенция южных областей Казахстана, входившие в состав туркестанского генерал-губернаторства, образовали партии «Шуро-и-ислами» и «Шуро-и-улеми». Следующее течение было порождено революционными группировками. Это течение в 1917 году оформилось в партию «Уш жуз - Казахская социалистическая партия», которая была провозглашена в январе 1918 года С.Айтпеновым и К. Тогусовым. Весной 1917 года во всех казахских областях стали проходить съезды, на которых обсуждалась дальнейшая судьба Казахстана. После длительной подготовки в июле на Первом общеказахском съезде (21-28 июля 1917 года) в Оренбурге было принято решение об организации партии, выработке программы и выдвижении кандидатов в Учредительное собрание.
5 октября 1917 года партия получила название «Алаш», а 21 ноября того же года в газете «Казах» был опубликован проект программы партии, написанный А.Букейхановым и другими лидерами национальной демократической интелегенции. Партию «Алаш» возглавили – А.Букейханов, А.Байтурсынов, М.Дулатов, Халел и Дж.Досмухамедовы, М.Тынышпаев, Елдос Омир, Абдулхамит Жуждыбай, Магжан Жумабаев. Программа партии, принятая на Втором общеказахском съезде в декабре 1917 года ввключала в себя требования национально-территориальной автономии Казахстана в составе демократической России, всеобщего избирательного права, свободы слова, печати, союзов, неприкосновенности личности, изменения аграрной политики в пользу казахов. В этот период казахская молодежь учебных заведений Омска, Оренбурга, Ташкента, Семипалатинска образовала молодежные организации, которые первое время занимались культурно-просветительской деятельностью. В 1917 году были созданы молодежные организации «Еркін дала» («Свободная стеть») в Оренбурге, «Бірлік» («Единство») в Омске, «Жас қазақ» («Молодой казах») в Уральске, «Ұміт» («Надежда») в Троицке и других городах - около 20 кружков и организаций, которые распространяли листовки, стихи на злободневные темы, устраивали вечера, дискуссии и т.д. Среди этих группировок и кружков с революционной программой действий выступил организованным в Аулие–Атинском уезде Тураром Рыскуловым «Революционный союз казахской молодежи». В его состав входила передовая казахская интеллигенция, вышедшая из средних и малоимущих слоев казахского населения.
Список использованной литературы
«Алаш Орда», сборник документов, сост. Н. Мартыненко, Кзыл-Орда, 1929 г. (Второе издание: Алма-Ата, «Айкап», 1992, предисловие К. Сарсекеева). Аманжолова Д. Партия «Алаш»: история и историография, — Семипалатинск, 1993.
Аманжолова Д. Казахский автономизм и Россия. История движения «Алаш», — Москва, 1994.
Нурпеисов К. «Алаш» и «Алаш-Орда», — Алматы, 1995.
Койгельдиев «Алаш козгалысы» (Движение «Алаш»), — Алматы, 1995.
Алматы: «Қазақ энциклопедиясы», 2004
Историки Казахстана за 9 класс(начало XX века - настоящее время). Б.Аяган., М.Шаймерденова

Похожие материалы:

Учебно-исследовательская работа студента (УИРС): НАРКОМАНИЯ – ЧУМА XX ВЕКА

Самостоятельная работа: Философия XX века - изменение стиля мышления медицины в XX веке

Статья: Кофе — ещё один наркотик XX века

Квалификационная работа: Исторические особенности формирования девиантного поведения в СССР в 1920-1930-е гг

Реферат: Вклад ученых Республики Казахстан в развитие онкологии

Комментарии:

Вы не можете оставлять комментарии. Пожалуйста, зарегистрируйтесь.