Реферат: История возникновения медицины на территории Беларуси

СОДЕРЖАНИЕ

1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МЕДИЦИНЫ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ
1.1 РАЗВИТИЕ МЕДИЦИНЫ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ В IX — XIII ВВ
1.2 ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ МЕДИЦИНЫ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛОРУССИИ IX-XIII ВВ
1.3 МЕДИЦИНА БЕЛОРУССИИ В СОСТАВЕ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО И РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ (КОНЕЦ XIV В. ― ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVIII В.)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Дата добавления на сайт: 04 марта 2024


Скачать работу 'История возникновения медицины на территории Беларуси':


Тема
История возникновения медицины на территории Беларуси
СОДЕРЖАНИЕ
TOC \o "1-3" \h \z \u
1. История возникновения медицины на территории Беларуси
1.1 Развитие медицины на территории Беларуси в IX — XIII вв1.2 Источники изучения медицины на территории Белоруссии IX-XIII вв1.3 Медицина Белоруссии в составе Великого княжества Литовского и Речи Посполитой (конец XIV в. ― вторая половина XVIII в.)
Список использованных источников
1. История возникновения медицины на территории Беларуси
1.1 Развитие медицины на территории Беларуси в IX — XIII ввДревнерусское государство образовалось в результате, начавшегося в VI в. на обширной части Восточноевропейской равнины распада племенных союзов и образования княжеств, которое завершилось в IX в. объединением в единый государственный союз. На территории Древнерусского государства оказались земли, на которых позднее сложилась белорусская народность.
Древнерусское феодальное государство сыграло важную роль в экономическом, политическом и культурном развитии восточных славян.
В летописях появляются упоминания о Полоцке (862 г.), Турове (960 г.), Заславле (конец X в.), Бресте (1019 г.), Витебске (974 г.), Минске (1067 г.), Пинске (1097 г.) и др. В результате развития феодальных отношений на территории Белоруссии выделились в самостоятельные Полоцко-Минское, Турово-Пинское княжества и частично Смоленское, Черниговское и Волынское. Наступил период феодальной раздробленности.
1.2 Источники изучения медицины на территории Белоруссии IX-XIII вв«Слова» Кирилла Туровского, в которых очень часто упоминаются болезни и другие страдания, говорится об их успешном лечении. С позиций христианства Кирилл Туровский изложил свои взгляды на природу человека, которая находится в тесной взаимосвязи с внешним миром. Он придавал первостепенное значение в жизнедеятельности человека солнцу и воде. Подчеркнул, насколько важны пища и одежда для сохранения жизни и здоровья человека, обосновывал необходимость психической деятельности для укрепления здоровья.
Компилятивный трактат «Физиолог», являющийся собранием работ античных врачей, в которых изложены естественнонаучные данные, имеющие отношение к медицинской практике. Впоследствии этот трактат был видоизменен переписчиками применительно к природе Древнерусского государства.
В «Шестодневе Иоанна Экзарха Болгарского», тоже компилятивном произведении из трудов античных ученых, приведены обширные медико биологические сведения.
Эпидемии заразных болезней и меры борьбы с ними
В условиях формирования и укрепления классового общества, чему способствовало христианство (988 г.), проходил процесс поляризации имущественного и общественно-политического положения населения. Вследствие ухудшения условий жизни угнетенных масс возникали и распространялись многие заболевания, которые очень часто протекали в тяжелой форме и завершались смертью. Снижался прирост населения, тому «препятствия были политические (войны междоусобные и внешние) и физические (голод, мор)».
Выдвигаются понятия о контактной передаче болезней от человека к человеку путем вдыхания воздуха и путем непосредственного соприкосновения. Считалось, что болезнь вызывают материальные, заразные начала (миазмы), попадающие в организм. Поэтому нередко во время эпидемии предпринимались меры самоизоляции.
Эпидемиям предшествовали и сопутствовали засуха, голод и вторжение неприятеля на древнерусскую землю.
Крупные эпидемии неоднократно отмечались в 1158 г., 1187 г.
Издавна было подмечено значение гигиенических условий жизни для сохранения здоровья. В период классового расслоения и развития городов выявлялось неравноправное положение беднейших горожан в выборе мест для заселения. Кварталы знати («грады») возводились на возвышенных песчаных местах, а бедняцкие хаты ставились в «посадах» — на низких, часто заболоченных участках.
Наряду с противоэпидемическими и предупредительно-гигиеническими мерами на территории Белоруссии развивалось лечебное дело. В этой области у наших предков было много общего (во взглядах, приемах и действиях) с лекарями других восточнославянских земель (Византия, Польское королевство, государства Закавказья, Средней Азии).
В г. Гродно была найдена нижняя челюсть человека, жившего примерно в XII в., со «значительным кариесом зубов». Здесь же обнаружен череп, на котором были видны следы ударов, нанесенных клинком, в одном из скелетов обнаружена кость в которую вонзилась стрела. В обоих случаях после ранений пострадавшие продолжали жить, получив, надо полагать, соответствующую медицинскую помощь.
Вопросы врачевания нашли отражение в раннем древнерусском законодательстве. Еще до принятия христианства регламентировались отношения с пострадавшим и устанавливалась уплата ему денег на лечение («Правда Русская» Ярослава Владимировича (1036 г.).
И врачеватели, и их помощь, как правило, были светскими. Н. П. Загоскин писал, что «в XI веке, наряду с возникшею у нас после принятия христианства церковно-монастырскою медициною, существовала на Руси и медицина светская, мирская, отграничивающаяся как от монастырской медицины, так и от языческого кудесничества, знахарства, которое строго и упорно преследовалось и церковью, и княжескою властью. Это, до известной степени, уже зачатки будущей научной медицины, имеющей в своей основе не суеверное поклонение таинственным силам природы, но более или менее сознательное знакомство с вредными и благоприятными влияниями природы на человеческий организм, а также с известными средствами, способными регулировать эти влияния». Этой медицине отдавали предпочтение князья и бояре, «предоставляя «безмездную» монастырскую медицину в распоряжение низших классов».
Уплата штрафа за нанесение побоев и ран законодательно закреплена в Уставе Владимира Всеволодовича (Мономаха).
Традиции в законодательстве русского государства раннефеодального периода, равно как и во врачевании болезней, были преемственно сохранены на территории Белоруссии и после ее включения в состав Великого княжества Литовского.
У восточных славян были обширные познания о болезнях.
― пользовались стрелами, смоченными сильнодействующим ядом;
― принимали противоядия;
― владели хирургическими методами лечения;
― лечили и психические болезни;
― проводили кровопускание
Хирургические инструменты: сверла, зубила и пинцеты, «стрекало» — врачебный нож, ножницы, а также иглы, долота, пилки.Раны зашивались суровыми конопляными нитками, «струнами» из кишок и брюшины молодых животных.
Болеутоляющие средства (красавку, болиголов, опий).
Перевязочный материал ― баранья шерсть.
Хирургические операции:
― ампутирование конечностей;
― вправление грыжи;
― иссекание омертвевшей ткани;
― вырезание опухоли;
― лечение переломов;
― вправление вывихов;
― удаление зубов.
Все эти вмешательства осуществлялись в бане. Одновременно такой врачеватель занимался стрижкой волос, бритьем. В результате сложился тип хирурга-банщика и цирюльника (брадобрея) в одном лице.
Лекари совмещали функции врачевателей внутренних и кожных болезней с функциями более поздней профессии аптекаря и хирурга.
Узкая специализация (кровопуски, зелейники, ведуны, костоправы и т. д.) характерна для сельских народных лечителей древней Руси, живших в основном с земледелия, но не для древнерусских лекарей-ремесленников».
В XI в. при оказании помощи использовались носилки.
Наряду с хирургическими болезнями лечились внутренние, детские, «моровые», психические («бесные») и другие болезни диетой, различными «зелиями» (лекарствами) растительного и животного происхождения, водой, внушениями и другими методами.
Приемы лечения
― прижигание;
― кровопускание;
― производятся очистка и сшивание раны, наложение на нее повязок и пластырей;
― лечебная диететика и в особенности лекарствоведение.
― делались ванны с настоями из различных трав.
Формы и признаки болезней, которые были известны лекарям в то время: «корчи», «корчение» (хорея, тик), «трясновение» и «падучая немощь» (эпилепсия), «ничание долу» (дрожательный паралич), «бешенство» и «иступление ума» (различные формы психозов), «сухотная» и «сухотка» (чахотка), «камчюг» (артриты, подагра), «дна» (желчнокаменная и почечная колики), «трасьца» (малярия), «огневица», «огонь» (тифы), «воспа» (натуральная оспа, корь, скарлатина), «прокажение» и «облива» (проказа и банальные формы кожных заболеваний), «мор хра-котный» (легочная чума) и др.
Наиболее болезненными лекари считали детей и стариков.
Для старческой патологии характерны затвердения уд (частей тела), сухость кожи, глухота, слепота, частые «залегания жил в мождени» (в мозге) и вследствие этого «удары с искривлением ока и полуустом», детородные возможности угасают».
Предварительно определяли, излечим или неизлечим недуг. Врачи не ответственны были за исход болезней, неподдающихся лечению.
Первое упоминание о стационарном лечебном учреждении относится к середине X в. В конце X в. упоминаются «монастыреве больницы», подведомственные церкви. На содержание больных и инвалидов был установлен особый налог — «десятина».
На рубеже третьей и четвертой четвертей XI в. в Киево-Печерском монастыре существовала одна из первых монастырских больниц, основанная Феодосией Печерским. В XI в. в Переяславле была открыта больница митрополитом Ефремом.
Больницы открывались и при частных домах (богаделен), в которых инвалиды, престарелые пребывали без лечения.
Полоцкий Софийский собор являлся одним из трех выдающихся памятников зодчества XI в. и одним из опорных пунктов христианства. Вполне возможно, что здесь были созданы больницы и находились врачеватели.
Выдающимся центром экономической жизни и культуры был Туров, особенно когда в нем жил и работал Кирилл Туровский (XII в.). Последний «получил высокое по тому времени образование в г. Турове». Туров можно считать местом основания больниц и деятельности врачей.
На белорусских землях, подпавших на несколько столетий под господство литовских князей, продолжался процесс шпитального дела на древнерусской основе.
Лекарственные средства: растительного, животного и минерального происхождения. Они встречаются в «Изборнике» Святослава, «Физиологе», «Шестодневе», «Палеях», многочисленных травниках и других источниках письменности.
Сбор и хранение лекарств («зелейничество») еще в дохристианский период являлись уделом лиц, занимавшихся лечебной практикой. После принятия христианства одновременно с преследованием волхвов, ведунов велась борьба и с зелейниками. Однако из практической медицины лекарственные средства («зелия») не только не исчезли, но и стали назначаться в еще большей степени, в том числе врачевателями монастырей. Готовились лекарства в виде порошков, присыпок, настоев, отваров, мазей, камней для прижигания и других форм.
Наряду с лекарствами «местного производства» применялись лекарства иноземные, особенно из восточных стран (привезенных из Индии).
Многосторонний медицинский опыт врачевателей раннефеодального периода обобщался носителями этой профессии и передавался из поколения в поколение в устной форме. Со временем он был закреплен в первых письменных произведениях. Очень часто авторами этих произведений были не врачи, а служители религиозного культа.
1.3 Медицина Белоруссии в составе Великого княжества Литовского и Речи Посполитой (конец XIV в. ― вторая половина XVIII в.)
Западнорусские земли, на которых в XIV в. сложилась белорусская народность, начали захватываться литовскими феодалами (конец XIII в.— начало XIV в.).
В целях укрепления власти феодалов великие князья издали ряд законов, усиливающих экономическое и политическое влияние землевладельцев, в том числе общегосударственные статуты 1529, 1566 и 1588 гг.
В рамках Великого княжества Литовского с центром в Вильно происходили заметные сдвиги в экономической жизни населения белорусских земель: сложилась поместная (фольварочная) система землепользования, развивалось ремесленное производство, более оживленной становилась внутренняя и внешняя торговля.
Города способствовали развитию медицинского ремесла и расширению гигиенических начал.
В 1569 г. состоялась Люблинская уния, по которой Великое княжество Литовское и Польское королевство были объединены в одно государство — Речь Посполитую. Ведущую роль в политической и экономической жизни страны начали играть польские феодалы, король и главари католической церкви.
Экономическое и национальное угнетение белорусского народа дополнялось религиозным угнетением со стороны католической церкви.
В первой половине XVI в. в целях борьбы с феодалами и католицизмом, усиливавшим наступление, в городах были созданы братства, которые наряду с различными мастерскими и лавками содержали шпитали, школы, странно-приемные дома, выдавали пособия больным и др.
Феодалы и король ввели налоги на «дым» (печную трубу), на окна и многие другие объекты быта. Вследствие этого гигиенические условия жизни ухудшились.
В это время Великое княжество Литовское переживало значительный экономический упадок. Междоусобные войны, войны со Швецией, Турцией и другие не позволили окончательно преодолеть хозяйственные трудности до середины 60-х годов XVIII в.
Белорусские земли подвергались постоянному разорению. В результате ослаблялись и истощались крестьянские хозяйства, затормаживались различные ремесла, трудовой люд нищенствовал.
Большинство крестьян жили в тесных, курных и холодных жилищах, зимой чаще всего со скотом. Одевались они в ветхие рубища, спали в одежде.
Почти через два столетия положение крестьян не изменилось к лучшему. Барщинные крестьяне имели «хаты курные, и почти везде тесные, словно тюрьмы, с хлевами в углу, так что в одной избе вместе с хозяином, особенно зимой, помещаются овцы, телята и птица».
Эпидемии и особенности борьбы с ними.
Широкие массы крепостных крестьян и городских низов вынуждены были жить впроголодь. Такие неблагоприятные условия жизни способствовали распространению многочисленных болезней. Одни из них были эндемичными, другие же являлись частью крупных эпидемий и пандемий, распространявшихся одновременно на несколько стран, а иногда и на весь европейский континент. В середине XIV в. по территории Белоруссии и всему европейскому континенту прокатилась пандемия «черной смерти». Эпидемий в Польше и Западной России было: до XIV ст.— 25, в XIV ст.— 18, в XV — 26, в XVI — 46».
Заболеваемость и смертность среди населения резко возрастали в период голода, стихийных бедствий и военных действий.
Кроме эпидемических заболеваний среди населения белорусских земель были широко распространены туберкулез, цинга, колтун, рахит, ревматизм, трахома, болезни пищеварительного тракта, сердца, органов дыхания, психические нарушения и многие другие.
Как и в более ранние времена, во время эпидемий предпринимались разъединительные меры.
― устраивались заставы и запреты на въезд из зараженных мест;
― жители городов и сел из пораженных мест спасались от эпидемии бегством;
― для прибывших из зараженной местности устанавливался карантин;
― переносились заседания сеймов;
― закрывались ярмарки, церкви;
― прекращалась работа различных служб;
― в случае смерти больного запрещалось входить в дом в течение четырех недель;
― иногда зараженные кварталы города оцеплялись, а дома после смерти заболевших сжигались;
― устанавливался санитарный надзор;
― запрещалось принимать больных заразными болезнями в шпитали.
Естественно, что в борьбе с эпидемиями с давних времен принимали участие ученые медики и народные лекари.
Из средств, применяемых против заразы, следует отметить дезинфекционные средства (для «уничтожения заразы»), которые сжигали: камфору, уксус, серу, благовонные травы и др.
Во время эпидемий медики рекомендовали окуривать помещения можжевельником, полынью, принимать внутрь мяту, дягилевый корень, нюхать губку с уксусом, а также прожаривать некоторые вещи, прогревать паром и камнем помещения, вымораживать вещи и помещения.
Жители белорусских земель широко пользовались банями. Бани одновременно использовались для дезинфекции одежды и для многих лечебных мероприятий.
С XVII в. и особенно в XVIII в. запрещается строительство бань, в городах увеличивается налог на «дым».
Наряду с банным делом большое гигиеническое значение имели удаление нечистот, мощение улиц, захоронение умерших за пределами населенных мест. Выделялись лица, которые убирали площади, улицы и другие места общественного пользования.
В XVI—XVIII вв. делались каменные мостовые «бруки».
Гигиенические требования встречаются в уставах цехов мясников, солодовников, хлебников, резников и др., а также в постановлениях городских рад, регулировавших процесс производства продуктов и торговли ими.
В средневековой Белоруссии медицинской практикой занимались лица различной квалификации, местные и иностранцы. Видное место среди них занимали народные лекари.
Официальные власти преследовали врачевателей-эмпириков, обвиняли их в чародействе и колдовстве, в связях с дьяволом, предавали суду.
Католическая церковь, распространив свое влияние на все сферы общественной жизни, активно влияла на практическую медицинскую деятельность. В католических соборах служили каноники со степенью доктора медицины, в монастырях — монахи-лекари, аптекари и инфирмарии, получившие сведения об основах гигиены и лечебного дела в семинариях и бурсах.
Цеха цирульников.
В средние века, как и во многих европейских странах, на территории Белоруссии хирургическую помощь населению оказывали собственно цирюльники (слово «цирюльник», по мнению некоторых исследователей, происходит от искаженного греческого «хейрургас» или «рукодельник»), а также «бальвежи» (баль-веры), брадобреи, «портачи» и «приходни» (недоучившиеся цирюльники), лазебники (лазенники, банщики) и др. Они оказывали помощь на дому у больного, у себя дома, а иной раз на улице или на рынке. Цирюльник выполнял широкий круг ручной работы — от бритья бороды и срезания мозолей до ампутации конечностей, вправления вывихов и камнесечения.
Более низкую квалификацию имели банщики (лазенники). Им разрешалось ставить банки, прикладывать пластыри, заниматься массажем в банях. Цирульники, по примеру других ремесленников, объединились в цехи или получили подтвердительные грамоты о существовании своих цехов.
Цехи цирюльников по своей структуре не отличались от цехов других профессий: они состояли из мастеров (братьев), подмастерьев (товарищей) и учеников (хлопцев). Вся власть в цехе принадлежала мастерам. Мастера выбирали на год старшину и ключника, которые ведали административными делами цеха, хранили королевские привилеи и кассу.
Цехи являлись своеобразными школами цирюльников. В процессе учебы, которая продолжалась годами, обучающиеся проходили несколько разрядов: ученика (хлопца), полутоварища, подмастерья (товарища), мастера (цирюльника). На определенном этапе учебы будущие цирюльники проходили практическую стажировку в путешествии, так называемой «вендровке».
Чтобы стать мастером, ученику необходимо было научиться...

Похожие материалы:

Реферат: История возникновения хирургии как отдельной отрасли медицины

Реферат: История становления медицины

Статья: История медицины Авицена

Реферат: История медицины Древнего Тибета и Древнего Китая

Реферат: История военной медицины и фармации в русской армии