Реферат: Медицина в эпоху Петра I
Оглавление
Цель: 1
Задача: 1
Актуальность темы реферата: 1
Введение: 1
Реформы Петра I 2
Новое в медицине при Петре I 4
• Лекарская школа и Московский госпиталь 5
• Развитие фармацевтики 7
Итог: 8
Литература: 9
Дата добавления на сайт: 29 ноября 2024
Скачать работу 'Медицина в эпоху Петра I':
Министерство здравоохранения Республики Беларусь
Витебский государственный ордена Дружбы народов
медицинский университет
Кафедра общественного здоровья и здравоохранения
Зав. Кафедрой –
Ст. преподователь –
РЕФЕРАТ
по «Истории медицины»
на тему:
«Медицина в эпоху Петра I »
Исполнитель: студентка группы I курса
лечебного факультета
Витебск, 2016
Оглавление
TOC \\o \"1-3\" \\h \\z \\u Цель: PAGEREF _Toc477798622 \\h 1Задача: PAGEREF _Toc477798623 \\h 1Актуальность темы реферата: PAGEREF _Toc477798624 \\h 1Введение: PAGEREF _Toc477798625 \\h 1Реформы Петра I PAGEREF _Toc477798626 \\h 2Новое в медицине при Петре I PAGEREF _Toc477798627 \\h 4• Лекарская школа и Московский госпиталь PAGEREF _Toc477798628 \\h 5• Развитие фармацевтики PAGEREF _Toc477798629 \\h 7Итог: PAGEREF _Toc477798630 \\h 8Литература: PAGEREF _Toc477798631 \\h 9
Цель:
Проанализировать развитие медицины в эпоху Петра I.
Задача:Оценить преобразования Петра I в области медицины и их значимость для дальнейшего развития медицины как науки.
Актуальность темы реферата:Период правления Петра I и период проведения его реформ характерен важными преобразованиями в сфере медицины и медицинском образовании, которые изменили дальнейший ход развития медицины.
Введение:Петр I по достоинству считается одним из самых прогрессивных российских монархов. Он получил превосходное образование и обладал пытливым умом, а также тяготел к разным наукам. И особенно интересовало его военное дело, математика, навигация и медицина. Именно в этих областях он и провел самые серьезные реформы, навсегда изменившие Российскую Империю, и положившие начало ее активному развитию. Сам Петр I неплохо разбирался в медицине, и даже порой проводил несложные операции, исследовал внутренности, обучаясь на трупах, и никогда не расставался со своим хирургическим набором.
Реформы Петра IРеформы Петра I это его основная и ключевая деятельность, которая была направлена на изменение не только политической, но и социальной жизни российского общества. По его мнению, Россия очень сильно отставала в своем развитии от западных стран. Стараясь преобразовать страну, Петр 1 изменил практически все аспекты жизни государства российского, которые складывались веками. К основным мероприятиям относятся: реорганизация Аптекарского приказа в Медицинскую канцелярию, открытие госпиталей и специальных школ для подготовки лекарей, борьба с незаконной торговлей лекарствами на базарах и улицах, открытие вольных аптек для населения и много других мероприятий, закрепленных законодательными актами.
Среди преобразований, проводимых Петром I, так же были указы, которые касались учета рождаемости и смертности – введения специальных метрических книг (особенно детская смертность беспокоила представителей медицины), открытия домов «для сохранения зазорных младенцев» с наказанием тех родителей, которые будут уличены «в умерщвлении тех младенцев, и они за такие злодейственные дела сами казнены будут смертью». Были изданы указы и о надзоре за пищевыми продуктами на рынках, о поведении продавцов на рынках: «Носили бы белый мундир и наблюдали бы во всем чистоту». Чрезвычайно интересен указ о благоустройстве Москвы, который гласил: «... По большим улицам и по переулкам чтобы помета и мертвечины (животных) нигде, ни против чьего двора не было, а было б везде чисто... А буде ... кто станет по большим улицам и по переулкам всякий помет и мертвечину бросать, ... тем людям за то учинено будет наказание, биты кнутом, да на них же взята будет пеня»...
В 1701 г. Петром I были изданы указы о закрытии зелейных лавок и открытии в Москве 8 частных аптек. К этому времени многие зелейные лавки наряду с лекарствами стали продавать всякие \"непотребные зелья и иное нелекарственное питье\". Одновременно с изданием указа об открытии частных аптек вводилась государственная аптечная монополия, которая устраняла конкуренцию между открываемыми аптеками.
В 1721 г. был опубликован составленный при участии Петра I Адмиралтейский регламент, где особый раздел определял задачи и формы работы в морских госпиталях.
В 1735 г. был издан специальный «Генеральный регламент о госпиталях». Во главе каждого госпиталя стоял врач, хозяйственная часть госпиталя подчинялась медицинской. Устанавливались обязательные патологические вскрытия трупов умерших в госпитале, рекомендовалось делать зарисовки всех наиболее интересных в медицинском отношении больных и препаратов. В 1745 г. по инструкции для госпитальных школ России подчеркивалось научное и практическое значение вскрытий. В 1754 г. медицинская канцелярия составила другую инструкцию, где уточнялись формы работы патологоанатома.
Распространению медицины при Петре Великом много способствовала страсть этого монарха к анатомии и хирургии. В хирургии император приобрел многие познания и даже практический навык. Обыкновенно монарх носил при себе два набора: один с математическими, другой с хирургическими инструментами и до того любил хирургию, что под руководством Термонта методически вскрывал трупы, делал разрезы, пускал кровь, перевязывал раны и выдергивал зубы. Царь повелел доносить о каждой более интересной операции, произведенной в госпитале или частном доме. Монарх не только следил за операциями, но и сам их делал.
Основной заботой Петра I оставалось создание национального медицинского образования. Для армии, флота, многих других государственных нужд необходимо было большое количество врачей. По этому в годы царствования Петра I в России были открыты крупные военные госпитали - в Москве (1707), Петербурге (1716), Кронштадте (1720), Ревеле (1720), Казани (1722), Астрахани (1725) и других городах страны. Указом Петра I (1721) магистраты обязывались строить «земским иждивением госпитали». В результате еще при жизни Петра I в стране было создано 10 госпиталей и свыше 500 лазаретов.
Среди больших госпиталей выделялись генеральные госпитали, открытые сначала в Москве, а затем в Петербурге и Кронштадте. При генеральных госпиталях и были открыты первые медико хирургические (госпитальные) школы, которые представляли собой принципиально новый тип высших медицинских учебных заведений: здесь готовили врачей, хорошо ориентирующихся и во внутренней медицине, и в хирургии.
Новое в медицине при Петре IПетр I прослушал курс в Лейденском университете, там же познакомился с лучшими больницами, анатомическими музеями, выдающимися врачами. В Голландии он приобрел знаменитую анатомическую коллекцию «монстров» (рожденных с пороками развития), ставшую основой первогоанатомического музея России — «Кунсткамеры». Со всех стран собирали в «кунсткамеру» раритеты и «монстров», старинные книги и т.д. Петр не жалел на это денег. Одновременно создавалась и Публичная библиотека, костяк которой состоял из книг Аптечного приказа. В 1719 г. «Кунсткамеру» и Публичную библиотеку открыли. Интересно выступление Петра I по этому поводу: «Я еще приказываю не только всякого пускать сюда даром, но если кто придет с компанией смотреть редкости, то и угощать их на мой счет чашкою кофе, рюмкою водки либо чем–нибудь иным в самих этих комнатах».
Старинная опись коллекции перечисляет такие препараты: «головы, с коих череп снят, а мозг с мозговою его объемлющей сорочкой и множеством простирающихся по нем тончайших нервов оставлен в естественном его виде и положении; множество зародышей величиной с булавочную головку до совершенно образованного младенца; собрание кожи, мускулов, мозгов, органов чувств, сердец, кишок, желудков, большая коллекция монстров». Так называли тогда уродов. Их подбором царь особенно увлекался.
По петровскому указу со всех концов страны в кунсткамеру доставляли мертвых и живых монстров, и они составили вскоре значительный раздел музея.
Так же в начале XVIII века был открыт первый завод (мастерская) по производству хирургических инструментов.
Большим событием в развитии медицины и фармации в России явилось открытие в 1725 г. Академии наук, которое было подготовлено Петром I. во главе с президентом Лейб-медиком врачом Лаврентием Блюментрост. Царь сумел привлечь к работе в Академии крупнейших европейских ученых: математиков Эйлера и Гольдбаха, физика Крафта, историка Миллера и других. Российская Академия наук становится одним из основных центров российской и европейской науки. В XVIII столетии, в период осуществления больших преобразований в экономике, науке, культуре и медицине, совершенствовались и органы управления здравоохранением: в 1721 г. появилась Медицинская канцелярия, в 1763 г. — Медицинская коллегия.
• Лекарская школа и Московский госпитальПридя к власти, Петр I с разочарованием обнаружил, что фактически в Российской империи не было никакой полноценной медицины в том понимании, в котором она была в развитой Европе. Было решено исправить данное положение, издав указ об основании Московского госпиталя и лекарской школы от 25 мая 1706 года. В Московском госпитале, постройка которого была окончена уже через год после издания указа, помещались больные разной степени тяжести. В лекарской школе начали обучаться молодые врачи, частично у отечественных, а частично у иностранных специалистов. Основным направлением обучения была хирургия, и по сути данное заведение стало первым высшим медицинским учреждением в Российской Империи.
Притом стоит отметить, что Петр I считал, что западная система обучения, подразумевающая длительное теоретическое образование и диспуты на различные темы не подходит для его медицинской школы. Вместо этого он вместе со своими ближайшими помощниками, также выучившимися в Европе, утвердил практическое обучение. Учащиеся непосредственно участвовали в лечении больных, вскрывали трупы, что позволяло им обучаться гораздо быстрее. «Разобрание анатомическое чинить в палате, определенной на то в госпитале, а особливо которые будут болезни странные, тех отнюдь не пропускать без анатомического действия, и что достопамятно есть, иное велеть рисовальному мастеру срисовать».
В дальнейшем анатомические вскрытия были продолжены в анатомических театрах, открытых в госпитальных школах. По сообщениям иностранных газет, на вскрытиях присутствовали не только царь, сановники, но даже женщины из высшего света.
Мало–помалу сознание необходимости анатомического просвещения распространяется и в провинции. Из города Шуи от целовальников Фомина и Трифонова на имя Петра была прислана петиция о присылке врача для осмотра найденного на льду реки Тезы «мертвого тела и взятия его в убогий дом» (городской морг), откуда брались трупы для публичных аутопсий в Москве.
Обязательное привлечение медицинских врачей для вскрытия трупов при насильственной смерти было определено Воинским уставом Петра I в 1716 г. С выходом же указа 1746 г. занятия на трупах приняли характер обязательных. Будущие лекари получили возможность приобретать навыки в производстве вскрытий, а объяснения «докторов» и «операторов» должны были расширять представления о существе болезней и причинах смерти.
Петр I и сам нередко посещал лекции, демонстрировал ученикам свои умения, практиковался на трупах и живых людях. Также он поспособствовал тому, чтобы на базе учебного заведения начали составляться пособия и книги для врачей.
Строго следили и за врачебной практикой будущих российских лекарей. Она проходила в полках, а если будущий медик от нее отлынивал, то «быть в наказанье без пощады». Строго наказывались лекари, окончившие свое образование и отказавшиеся ехать на определенную им службу: «Стеньку Ошурка, что он на службу не поехал... бить батоги нещадно и потому ж выслать на нашу службу тотчас с приставом».
Срок обучения колебался в зависимости от успеваемости учащихся. Как правило, учащимся через 2–3 года обучения и успешной сдачи экзаменов присваивалось звание подлекаря, а еще через 2–3 года они сдавали «генеральный» экзамен и получали диплом лекаря. «Генеральный» экзамен в основном проводили по хирургии, которой в госпитальных школах уделялось особое внимание. Клинические обходы, вскрытия трупов в анатомическом театре, хирургические операции в госпиталях дали толчок развитию российской хирургии.
Первым лекарям Московского государства приходилось сталкиваться со многими болезнями, такие как цинга, лихорадки, золотуха, кароста, «каменная», «чечуйная»(геморрой), «пильные» (болезни суставов), «чепучичные» (венерические заболевания), «проносная», желтуха, рожа, астма и другие.
Уже через несколько лет работы данной медицинской школы, и с появлением первых квалифицированных отечественных хирургов, подобные учебные заведения начали появляться и в других крупных городах страны. Стоит отметить, что сама больница существует и до сих пор, и является не только памятником культуры, но и одним из крупнейших медицинских учреждений современной России.
• Развитие фармацевтикиЕще одной его страстью, на которую у Петра I, к сожалению, не было времени, являлась фармакология. И помимо хирургии он стремился всячески развивать и это направление. Отдельная кафедра фармакологии была основана в лекарской школе. В госпитальных школах в обязанности обучающихся было введено приготовление лекарств. В большом объеме преподавалась и «материя медика» – курс, включавший в себя фармакогнозию, фармакологию, фармацию, а впоследствии и ботанику. Занятия по этим дисциплинам проводились в госпитальных палатах и в ботанических садах. Один из них, созданных для этих целей Петром, сохранился до настоящего времени (Ботанический сад Российской академии наук). Изначально в школах преподавали врачи, выучившиеся в Европе, однако внимательно изучив вопрос, государь понял, что необходимо развивать науку именно в Российской Империи, и приказал заняться изучением местных трав, и определением их лечебного воздействия.
В течение нескольких последующих лет специалисты этого направления составляли перечни лекарственных растений и изучали их свойства, комбинируя и добиваясь поразительных результатов. Параллельно с этим Петр I издал указ о том, что любой гражданин, имеющий достаточное образование может открыть собственную аптеку, и получит для этого дела земельный участок, помещение и специальные субсидии. Также при всех военных подразделениях были созданы свои аптеки, в которых работали самые лучшие специалисты, обучаемые за границей за счет государственной казны.
Уже за первые несколько лет после издания указа только в одной Москве было открыто восемь частных аптек, каждая из которых пользовалась большой популярностью. Однако и на этом Петр I не остановился, и благодаря его активному влиянию в стране появились фактически первые специалисты, занимавшиеся массовым производством лекарственных препаратов.
При Петре I положено начало применению целебных минеральных источников. Стали использовать и изучать лечебное применение вод минеральных источников в Олонецком крае, Липецке и Старой Руссе. Рациональное их использование регламентировали «дохтурские правила».
Под покровительством Петра I работал и Д. А. Гурчин, один из владельцев собственной аптеки, и второй человек, получивший на нее патент. По приказу государя он работал над описанием лекарственных свойств различных растений и препаратов. Под его авторством вышли такие популярные пособия, как «Аптека обозовая» и «Аптека домовая». В последующие несколько десятков лет эти небольшие издания стали главными источниками информации для начинающих фармацевтов и просто для обычных людей. Сам Гурчин получал образование во Франции, а затем много лет работал над совершенствованием своих знаний, и потому даже современные фармацевты поражаются высоким качеством и эффективностью изложенной им информации.
Итог:Таким образом, Петра I можно назвать человеком, который стал основоположником развития научной медицины на территории России. Его вклад в медицину очень велик и неоценим. Петр I открыл большое количество учебных заведений, которые не уступали западным вузам. Был сделан упор именно на практическое изучение человеческого тела, а именно анатомические вскрытия и занятия на трупах. Проведение анатомических вскрытий было прогрессивным явлением для того времени, так как в Западной Европе продолжала господствовать средневековая схоластика, запрещающая проводить анатомические вскрытия и тормозившая развитие медицинской науки. Это послужило толчком для развития таких практических наук как анатомия, хирургия. Так же он привлек внимание к изучению местных растений, что позволило открыть новые лекарственные средства и, соответственно, усовершенствовать старые и прийти к новым способам лечения. Углубленное изучение медицины в это период стало причиной написания большого количества медицинской литературы, которые стали основой для дальнейшего развития медицины как науки.
Литература:Петрище Т.Л. Курс лекций. Под ред. д.м.н., профессора Глушанко В.С. ВГМУ, 2010.
Гольфарб М.Л., Прусак А.В. Некоторые данные об организации лекарской помощи при Петре I в С.-Петербурге // Врачебное дело. – 1952. - №3.
Бидлоо Н.Л. Наставление по хирургии. – М., 1979.
Мирский Н.Б. Очерки истории медицины в России ХVI - ХVIII в.в. – Владикавказ, 1995. – 170 с.
Сорокина Т.С. Атлас истории медицины. Новое время (1640 – 1917). – Ч. I I. – М.: Изд-во УДН, 1987. – С. 74-76.
http://professiya-vrach.ru/article/reformy-petra-i-v-oblasti-meditsiny/ - статья «Реформы петра I в области медицины».
https://medconfer.com/node/4224 - статья «Реформы Петра I в области медицины и фармации».
http://xn--80ahc0abogjs.com/istoriya-meditsinyi_751/reformyi-petra.html - статья «Реформы Петра I».
http://www.rmj.ru/articles/istoriya_meditsiny/Pervaya_medicinskaya_shkola_Rossii/ - статья «Первая медицинская школа России».