Реферат: Русские госпитальные школы

Оглавление:
Введение……………………………………………………………………….............3
1.Госпитальные школы в России…………………………………………………….5
1.1.Московская школа………………………………………………………………...5
1.2.Школа при Санкт-Петербургском сухопутном госпитале…………………….6
1.3.Школа при Санкт-Петербургском Адмиралтейском госпитале………………7
1.4.Школа при Кронштадском Адмиралтейском госпитале………………………7
1.5.Медико-хирургическая школа при Колывано-Воскресенском горнозаводском госпитале………………………………………………………………………………8
1.6.Елизаветградская медико-хирургическая школа……………………………….9
2.Характер обучения в госпитальных школах…………………………………….11
Заключение…………………………………………………………………………..15
Список используемой литературы…………………………………………………16

Дата добавления на сайт: 16 июня 2024


Скачать работу 'Русские госпитальные школы':


СГМУ
Институт общественного здоровья,
здравоохранения и социальной работы
Директор института: профессор Вязьмин А.М.
Ст. преподаватель: Спирина М.В.
Реферат
«Русские госпитальные школы»
Выполнила: студентка
Волкова Е.А.
1 курс Педиатрический факультет
5 группа
Архангельск, 2012
Оглавление:
Введение……………………………………………………………………….............3
1.Госпитальные школы в России…………………………………………………….5
1.1.Московская школа………………………………………………………………...5
1.2.Школа при Санкт-Петербургском сухопутном госпитале…………………….6
1.3.Школа при Санкт-Петербургском Адмиралтейском госпитале………………7
1.4.Школа при Кронштадском Адмиралтейском госпитале………………………7
1.5.Медико-хирургическая школа при Колывано-Воскресенском горнозаводском госпитале………………………………………………………………………………8
1.6.Елизаветградская медико-хирургическая школа……………………………….9
2.Характер обучения в госпитальных школах…………………………………….11
Заключение…………………………………………………………………………..15
Список используемой литературы…………………………………………………16
Введение
Первое упоминание о русских врачах имеется еще в летописях Киевской и Новгородской Руси. Число их увеличивалось в период Московского государства, в связи сростом армии. Медицинское образование первые русские врачи получили вольнопрактикующих лекарей иностранцев. Первая специальная школа была создана при Аптекарском приказе в 1654 г.
Госпитали и госпитальные школы появились в России в конце XVII - начале XVIII вв. в эпоху Петра I. Он был великим преобразователем Российского государства, не оставлял без внимания также и медицину. Так, в своих зарубежных поездках, помимо корабельного дела, он интересовался медициной. Как, известно, Петр I приобрел у известного анатома Рьюиша за большие деньги коллекцию «уродов», которая впоследствии стала основой знаменитой Кунсткамеры. В эпоху Петр I активно развивалась экономика, росли производственные силы страны. Большое внимание было уделено сельскому хозяйству, промышленности, торговли. Активное развитие получила наука. Особое внимание уделялось армии и военным силам страны. Так развитие армии увеличение ее численного состава требовали четко организованной медицинской службы, чтобы обеспечивать медицинское обслуживание раненых и бороться с возникающими эпидемиями. В военных госпиталях нуждалась со штатом медицинского персонала нуждалась, как сухопутная армия так и военно-морской флот.
Росли производственные силы страны, развивались фабрики заводы на отдаленных территориях страны, а вместе с этим рост числа работников-горняков, металлургов. Увенчивалась угроза потери большого числа работоспособного населения вследствие распространения инфекционных заболеваний. Возможность потери мастеров, умелых людей требовали ряда мероприятий по охране здоровья работников фабрик, заводов, рудников.
В связи с ростом торговли требовалось усилие карантинной системы на основных торговых путях, для предотвращения завоза различных заболеваний в первую очередь от чумы, оспы. И хотя в городах к тому времени появилось не мало вольнопрактикующих врачей-иностранцев, однако этого количества было не достаточно для удовлетворения возросших потребностей страны. Для армии, заводов, флота требовалось большое количество врачей, обладающих не только хирургическими знаниями и навыками, но и занимающихся лечением внутренних болезней. Эта проблема была решена в России самобытным путем - созданием госпитальных школ или медико-хирургических училищ, как они стали называться позднее. Медицинские школы и явились первыми высшими медицинскими учебными заведениями в России, подобных которым в начале XVIII века не имела ни одна страна. Госпитали, при которых были организованы медицинские школы, получили название генеральных госпиталей.
1.Госпитальные школы в России
1.1.Московская школа
Первая госпитальная школа была основана по инициативе Петра I в 1707 г. при Московском сухопутном госпитале. Организатором и руководителем ее был доктор Г. Бидлоо, Воспитанник Лейденского университета, приглашенный в Россию Петром I.
В 1707 г. постройка госпиталя была окончена, в него были помещены первые больные и с этого же года при нем начала функционировать медико-хирургическая школа. Постройка госпиталя, а затем содержание его и школы до 1755 г.
Первоначально госпиталь был рассчитан на 300 больных. В 1755 г. Он был передан в ведение военной коллегии, а в 1756 г. П.З. Кондоиди обратился в военную коллегию с требованием расширить госпиталь за счет новых пристроек до 1000 мест, построить особые помещения для операций и содержания психически больных. Госпиталь был расширен до 698 мест.
Медико-хирургическое училище при Московском военном госпитале просуществовало 91 год (1707-1798 г.г.), когда все медико-хирургические училища были упразднены, преобразованы в медико-хирургические академии.
За время своего существования Московская Госпитальная Школа выпустила около 800 врачей и дала стране таких выдающихся деятелей как: И.И. Виен, А.Ф. Масловский, Н.Г. Ножевщиков, П.С. Симонтовский, Я.В. Стефанович-Донцов и др.
Преподавателями в Московской Госпитальной Школе были выдающиеся русские ученые медики 18 века: К.И. Щепин, П.И. Погорецкий, П.М. Шумлянский, Н.Г. Ножевщиков, А. Шафонский.
1.2.Школа при Санкт-Петербургском сухопутном госпитале
В связи с продолжающимся ростом потребности армии в медицинском обслуживании вскоре после открытия Московской Госпитальноу Школы была создана сеть новых госпиталей. В 1716 г. был открыт Санкт-Петербургрский сухопутный госпиталь. В его штате с самого начала было несколько лекарских учеников, но специального обучения не производилось.
Медико-хирургическая школа при Санкт-Петербургском сухопутном госпитале была открыта в 1733 г. Со штатом 10 подлекарей (среднее между фельдшером и врачом) и 20 учеников. В 1756 г. число учеников было увеличено до 50.
В 1786 г. В ее состав влилась школа петербургского Адмиралтейского госпиталя. Таким образом, эта школа просуществовала 65 лет и в 1798 г. была реорганизована в Медико-хирургическую академию.
В первые годы существования школа была плохо укомплектована преподавателями и учениками, и в учебном и научном отношении значительно отставала от Московской Госпитальной Школы, но с середины 18-го века положение кардинально изменилось благодаря реформам П.З.Кондоиди. Постепенно в школе сформировалось ядро высококвалифицированных преподавателей, что позволило занимать ей ведущее место среди всех госпитальных школ.
В числе преподавателей были: Н.М Максимович-Амбодик, С.С. Андрееевский, Г.И. Базилевич, П.А. Загорский, Н.К. Карпинский, А.Я. фон Меллен, В.В. Петров (физик) и др.
За время своего существования эта Госпитальная Школа выпустила около 500 врачей, многие из которых стали выдающимися учеными и деятелями того времени: Н.М. Максимович-Амбодик, С. Андреевский, Г.И. Базилевич, Е.К. Валлериан, М.Л. Гамалея, М.Н. Эллинский, П.А. Загорский, Е.Ф. Зверака, И.К. Каменецкий, И.В. Протасов, И.В. Руцкий
1.3. Школа при Санкт-Петербургском Адмиралтейском госпитале
В связи с развитием военного флота в России, возникает и военно-морская медицина, создается сеть морских госпиталей. В 1719 г. открыт Санкт-Петербургский адмиралтейский госпиталь, а в 1733 г. при нем открыта медико-хирургическая школа. Самостоятельно просуществовала до 1786 года, затем была объединена со школой при сухопутном госпитале.
За 53 года существования выпустила около 300 врачей, в т.ч. получившие известность: А.Г. Бахерахт, П.И. Погорецкий, Д.С. Самойлович, Ф.Т. Тихорский, М.И. Шеин и др. преподаватели школы: Е.К. Валлериан, Н.К. Карпинский, С.М. Митрофанов, И.В. Руцкий и др.
1.4. Школа при Кронштадском Адмиралтейском госпитале
Морской госпиталь в Кронштадте был открыт в 1720 г., а в 1733 г. при нем была организованна медико-хирургическая школа. Первоначально ее штат составлял 10 подлекарей и 20 учеников. В 1756 г. число учеников увеличилось до 30.
Эта школа никогда не была полностью укомплектована преподавателями, не имела необходимого учебного оборудования, и ученики поступали в нее неохотно. Поэтому она почти никогда не имела штатного состава учащихся. Нередко ученики, видя плохою постановку преподавания, переводились из Кронштадтской в петербургские школы. Так в свое время поступили, например, А.И. Федоровский, Я. О. Саполович и др. Просуществовала эта школа 65 лет (до 1798 г.), когда была закрыта в связи с организацией медико-хирургических академий. Из числа преподавателей, работавших в ней в разное время, можно отметить Н. М. Максимович-Амбодика, И. Ф. Буша, Е. К. Валлериана, Д. П. Синопеуса, А. И. Федоровского. За время своего существования эта школа подготовила около 200 врачей.
1.5.Медико-хирургическая школа при Колывано-Воскресенском горнозаводском госпитале
Указом медицинской канцелярии была организована медицинская школа при Колывано-Воскресенских горных Заводах (Алтай) в 1751 г. Главным лекарем назначался Абрам Эшке. Количество учащихся установлено не было. Вместе с Эшке туда было направленно также 3 учащихся из петербургских госпиталей, остальных учеников набрали на месте. В программу школы были включены все дисциплины, изучавшиеся в Московской и Петербургских школах. Вторым преподавателем был назначен Янышев, умерший вскоре после приезда в Барнаул.
Никаких сведений о деятельности школы при Эшке не сохранилось и с 1752-1757 г.г. не было выпущено ни одного ученика. Эшке подал в отставку, на его место назначили Н.Г. Ножевщикова по рекомендации П.З. Кондоиди. Вместе с Ножевщиковым по собственному желанию в школу отправился подлекарь Тимофей Андреев.
Сразу же по приезде Н. Г. Ножевщиков провел экзамен всем ученикам, и по его представлению медицинская канцелярия уже в 1759 г. произвела в подлекари трех человек. В том же году ему были высланы через берг-коллегию учебники для школы и другие медицинские книги, в том числе только что вышедший из печати перевод анатомии Гейстера.
При них школа получила настоящее развитие. Количество учащихся составило сначала 10 чел, потом 15 и даже 20. Это была первая мед. Школа в Сибири, она поставляла подготовленных специалистов для Колыванского горного округа, крепостей Иртыша, а так и в другие районы Сибири вплоть до Охотска.
Выдающиеся ученики школы: Т. Андреев, С. Шаньгин, М. Шеваньгин, А.М. Залесов, А.И.Федоров.
1.6. Елизаветградская медико-хирургическая школа
Школа начала функционировать с июля 1788 г. Управление ею осуществлялось вначале непосредственно Г. А. Потемкиным, после его смерти генералом Каховским, а с 1793 г.- А. В. Суворовым. Елизаветградская школа имела тот же источник 'пополнения учащимися, что и школы медицинской коллегии. Ученики набирались в нее из числа студентов Харьковского, Черниговского и других малороссийских духовных училищ, причем в Елизаветградскую школу они поступали значительно охотнее, так как она была намного ближе, чем Московская и Петербургская, и, кроме того, в Елизаветграде ученики получали на свое содержание большую сумму, чем в школах медицинской коллегии. Недостатка в учениках, о котором говорит Я. Чистович, школа никогда не испытывала.
Первыми преподавателями Елизаветградской школы были: старший доктор госпиталя П. Колб, получивший образование в Московской госпитальной школе, служивший затем подлекарем Кинбурнского драгунского полка и преподавателем в Петербургском госпитале.
П. Колб состоял преподавателем школы с 1789 г. по день ее ликвидации. Доктор В. Доминициуе преподавал в школе «материю медику» и «практику медическую» с момента организации школы до 1793 г.
Елизаветградская Госпитальная Школа сыграла большую роль в обеспечении врачами армии Потемкина, Черноморского флота и Украины. С 1788 по 1796 г.г. в ней обучались 247 учеников и 10 волонтеров. Школа выпустила 153 лекаря и подлекаря.
2.Характер обучения в госпитальных школах
Сроки обучения, учебные планы и программы в русских госпитальных школах на протяжении XVIII века неоднократно претерпевали изменения. В истории их развития можно отметить следующие этапы: первоначальный период до 1735 г.; установление твердой системы обучения «Генеральным регламентом о госпиталях» 1735 г.; реформы, осуществленные П. 3. Кондоиди (50-е годы); организация медико-хирургических училищ в 1786 г.; преобразования 1795 г. на основе «Предварительного постановления о должностях учащих и учащихся».
Изначально не было утверждено определенного срока обучения. Ученики делились на три разряда - младший, старший, средний. Время нахождения в каждом разряде ограниченно не было и зависело от подготовленности ученика и его успеваемости. Сроки обучения колебались от 5-10 лет. Единый срок обучения для всех школ был введен 1754 году. Как правило хорошо успевающему ученику через 2-3 года присваивалось звание подлекаря, а через 1-2 года после этого звание полекаря. Таким образом фактически срок обучения составлял 4-5 лет.
«Предварительным постановлением» 1795 г. был установлен новый порядок, при котором каждый ученик должен был по истечении трех лет обучения сдать экзамен и получить звание подлекаря. Наиболее отличившиеся из них оставлялись в училище на четвертый год, по истечении которого получали звание кандидата хирургии, и, наконец, после пятого года обучения становились полноценными врачами — лекарями. Следовательно, полный курс обучения по этому положению составлял 5 лет.
В программу преподавания в госпитальных школах были включены все теоретические и практические медицинские дисциплины в большем объеме, чем на медицинских факультетах иностранных университетов. Преподавались теоретические дисциплины: анатомия человека с физиологией, элементами гистологии и судебной медицины, патологическая анатомия, «материя медика», включающая фармакогнозию, минералогию, ботанику, фармацию и фармакологию. Позднее были введены химия, математика и физика. Окончательный учебный план был введен в 1795 г. и включал:
1 год - матем., физика, химия, ботаника, анатомия, физиология.
2 год - физика, химия, ботаника, анатомия, физиология, «материя медика», патология, терапия.
3 год - патология, терапия, ботаника, хирургия.
4 год - хирургия, акушерство.
5 год - клиническая практика.
Клинические дисциплины преподавались в госпитальных отделениях, первостепенным считалось обучение хирургии. В курс внутренних болезней входило ознакомление учеников с инфекционными, кожно-венерическими и детскими болезнями. С 1763 г. было введено изучение акушерства.
Старший и младшие доктора госпиталя вели лекционные курсы по терапии, фармакологии и анатомии, главный лекарь читал курс хирургии, оператор госпиталя руководил анатомической и хирургической практикой. Лекари вели с учениками практические занятия по хирургии и внутренним болезням.
В госпитальных школах учились не только по книгам, ученики регулярно работали в госпитале, «где повседневно от ста до двух сот больных суть».
Учащиеся ухаживали за больными, помогали при перевязках, работали в аптеке, в аптекарском огороде по выращиванию лекарственных растений, присутствовали на операциях, судебно медицинских и патологоанатомических вскрытиях. Благодаря этому учащиеся получали знания и практические навыки. При госпиталях были организованы анатомические музеи и ботанические сады («аптекарские огороды»).
Характерными особенностями госпитальных школ XVIII века являлось: высокий общеобразовательный уровень учащихся. Часто абитуриенты приходили из учебных заведений духовного ведомства, знакомых с латинским языком, философией, многими классическими произведениями греческих и латинских писателей и философов, демократическое их происхождение. так как в госпитальные школы поступали выходцы из мало обеспеченных слоев населения дети мелкого духовенства, лекарей, казаков, придворных певчих, купцов, солдатские дети.
Обучение в госпитальных школах заканчивалось строгим публичным экзаменом: экзаменующийся, кроме ответов на вопросы по анатомии, физиологии, хирургии и внутренним болезням, собственноручно в присутствии экзаменаторов производил 3-4 операции на трупе.
Большое значение в подготовке врачей в госпитальных школах имели анатомический музеи, театры, лаборатории, библиотеки, ботанические сады и учебные аптеки.
В Московской Госпитальной Школе были учебники Блазиуса, Бланкарда, Бидлоо на латинском языке. В 1737 г. были закуплены и введены анатомические таблицы Кульма и учебник хирургии Гейстера. Особенно много для оснащения библиотек было сделано З.П. Кондоиди, по его указу в Санкт-Петербурге была открыта публичная медицинская библиотека.
Госпитальные школы как основная форма подготовки врачей в России просуществовали около 80 лет, т. е. в течение почти всего XVIII века. В 1786 г. госпитальные школы были преобразованы в медико-хирургические училища. В 1798 г. были организованы медико-хирургические академии в Петербурге и Москве с более обширными программам.
Заключение
Врачи, получившие образование в госпитальных школах, занимали немалое место в русской медицине, особенно в середине и второй половине XVIII века. Они находились в составе действующих армий, были участниками многих научных экспедиций (Камчатской Беринга, Бразильской) и кругосветных плаваний русских кораблей в XVIII веке. Некоторые из них во второй половине XVIII века стали преподавателями в госпитальных школах.
В истории русской медицины госпитальные школы сыграли чрезвычайно важную роль
Госпитальными школами на протяжении XVIII столетия было подготовлено значительное число врачей. Оно не могло, конечно, удовлетворить полностью потребности страны, тем не менее именно воспитанники госпитальных школ составляли и в те времена основную массу врачей в России и сыграли выдающуюся роль в деле развития отечественного здравоохранения. В начале столетия их деятельность распространялась на армию и военно-морской флот.
Список используемой литературы
1. Лисицин Ю.П. История медицины. - М., 2004. 2. Кузьмин М.К. История медицины. Очерки. - М., 1978. 3. Медицина. - Б.М.Э. - М., 1980. - Т.14. 4. Палкин Б.Н. Русские госпитальные школы XVIII века. М., 1954.
5. История медицины и хирургии : учебное пособие для студентов учреждений высш. проф. образ. / М. Б. Мирский - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010.

Похожие материалы:

Курсовая работа: Социально-управленческие механизмы разрешения конфликтов в малой учебной группе на примере средней общеобразовательной школы

Курсовая работа: Исследование физического и умственного развития школьников 6-9 лет школы № г. Гомеля

Курсовая работа: Развитие познавательного интереса истории учащихся основной школы

Реферат: Адаптационные возможности современной школы для детей с особенностями в развитии

Контрольная работа: Диагностика межличностных отношений учащихся Екатеринбургской средней школы