Учебно-исследовательская работа студента (УИРС): ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Физическая культура и спорт расширяют адаптационные возможности человека. Двигательная активность, рациональное питание, закаливание способствуют укреплению здоровья человека, повышают его функциональные возможности, способность противостоять негативным факторам окружающей среды.
Дата добавления на сайт: 22 января 2025
ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Гагиева З.А., Гагиев Р.Ю., Веселкин О.В.
Физическая культура и спорт расширяют адаптационные возможности человека. Двигательная активность, рациональное питание, закаливание способствуют укреплению здоровья человека, повышают его функциональные возможности, способность противостоять негативным факторам окружающей среды. Это особенно важно в современных условиях, в условиях резко возросшего темпа жизни и повышенных требований, которые предъявляются к людям разного возраста, с разным состоянием здоровья и уровнем подготовленности (Дубровский, 1998).
Кровообращение - один из важнейших физиологических процессов, поддерживающих гомеостаз, обеспечивающих непрерывную доставку всем органам и клеткам организма необходимых для жизни питательных веществ и кислорода, удаление углекислого газа и других продуктов обмена, процессы иммунологической защиты и гуморальной регуляции физиологических функций.
Литература, посвященная изучению функционального состояния сердца и сосудов в связи с мышечной деятельностью, весьма обширна. Однако многие вопросы этой важнейшей для физиологии спорта проблемы до настоящего времени остаются неясными, в частности вопросы, связанные с особенностями сосудистой системы у спортсменов. Исследования показали, что адаптивные сдвиги в сердечно-сосудистой системе проявляются не только при мышечной деятельности, но и в состоянии покоя. Они характеризуются морфологическими и функциональными изменениями сердца и сосудов (Васильева, 1971).
Таблица 1
Изменение ЧСС у студентов ФФК в покое и после физической нагрузке за несколько лет обучения (2003-2005 гг.)
Курсы обучения | Покой | После выполнения 20 приседаний | ||
М ± m, уд/мин | Lim, уд/мин | М ± m, уд/мин | Lim, уд/мин | |
2 (2003 г.) | 69,6 ± 10,2 | 60-80 | 82,1 ± 7,9 | 60-90 |
3 (2004 г.) | 71 ± 13,5 | 60-84 | 99,3 ± 20,7 | 78-120 |
5 (2005 г.) | 66 ± 1,55 | 60-72 | 76,8 ± 3,67 | 60-102 |
Таблица 2
Изменение систолического артериального давления у студентов ФФК в покое и после физической нагрузки за несколько лет обучения (2003-2005 гг.)
Курсы обучения | Покой | После выполнения 20 приседаний | ||
М±m, мм. рт. ст. | Lim, мм. рт. ст. | М±m, мм. рт. ст. | Lim, мм. рт. ст. | |
2 (2003 г.) | 111 ± 9,2 | 100-120 | 126 ± 7,5 | 110-140 |
3 (2004 г.) | 106 ± 8,6 | 100-120 | 113 ± 17,2 | 100-130 |
5 (2005 г.) | 119 ± 2,33 | 110-130 | 140 ± 3,65 | 130-160 |
Таблица 3
Изменение диастолического артериального давления у студентов ФФК в покое и после физической нагрузки за несколько лет обучения (2003-2005 гг.)
Курсы обучения | Покой | После выполнения 20 приседаний | ||
М±m, мм. рт. ст. | Lim, мм. рт. ст. | М±m, мм. рт. ст. | Lim, мм. рт. ст. | |
2 (2003 г.) | 75 ± 7,3 | 60-80 | 79 ± 10,6 | 60-100 |
3 (2004 г.) | 70 ± 10,2 | 60-80 | 66,7 ± 3,3 | 60-70 |
5 (2005 г.) | 77 ± 2,13 | 60-80 | 72,5 ± 3,1 | 60-90 |
Таблица 4
Изменение пульсового давления у студентов ФФК в покое и после физической нагрузки за несколько лет обучения (2003-2005 гг.)
Курсы обучения | Покой | После выполнения 20 приседаний | ||
М±m, мм. рт. ст. | Lim, мм. рт. ст. | М±m, мм. рт. ст. | Lim, мм. рт. ст. | |
2 (2003 г.) | 35 ± 5,4 | 30-40 | 50 ± 4,4 | 46-54 |
3 (2004 г.) | 36 ± 2,1 | 34-38 | 46,3 ± 4,2 | 42-50 |
5 (2005 г.) | 42 ± 2,1 | 30-50 | 67,5 ± 2,91 | 50-80 |
Таблица 5
Изменение систолического и минутного объемов крови у студентов ФФК в покое за несколько лет обучения (2003-2005 гг.)
Курсы обучения | СОК | МОК | ||
М ± m, мл | Lim, мл | М ± m, л | Lim, л | |
2 (2003 г.) | 62,2 ± 1,4 | 46,2 - 73,2 | 4,329 ± 420,6 | 2,135 - 5,474 |
3 (2004 г.) | 63,62 ± 2,25 | 54,6 - 77,4 | 4,446 ± 108,9 | 3,505 - 5,803 |
5 (2005 г.) | 65,6 ± 1,75 | 56,4 - 76,4 | 4,639 ± 180,5 | 3,552 - 6,729 |
В связи с изложенным выше, цель работы состояла в исследовании динамики показателей работы сердечно-сосудистой системы студентов факультета физической культуры (ФФК) в процессе обучения и занятий спортом.
Были изучены показатели ЧСС и АД у студентов 2 курса в покое и после физической нагрузке (20 приседаний), далее исследовали те же параметры у тех же студентов через год обучения и на 5 курсе ФФК.
Исследование проводилось на базе СОГУ (г. Владикавказ) в период с 2003 по 2005 годы. Объектом исследования явились студенты мужского пола ФФК. Всего в эксперименте принимало участие 20 человек.
САД, ДАД, ПД, ЧСС, СОК и МОК определяли по методике А.А. Гуминского, (1990).
Результаты исследования представлены в таблицах 1, 2, 3, 4 и 5.
При сравнении значений ЧСС у студентов 2 курса и через год обучения ни у одного из них не было обнаружено случаев брадикардии. У одного из обследованных была отмечена тахикардия. Это может объясняться проявлением сердечной слабости, интоксикацией, отсутствием восстановительной деятельности сердца после предыдущей физической нагрузки (Смирнов и соавторы, 2002).
Сравнение средних величин ЧСС в покое у студентов 2 курса и через год обучения с помощью критерия Стьюдента показало, что достоверных различий между ними нет (р>0,05) (таблица 1).
Сравнение средних величин САД в покое в 2003 г. и через год показало, что оно достоверно снизилось (р0,05). значения САД и ДАД в покое достоверно понизились (р<0,05), что согласуется с данными Васильевой В.Е. (1970) и отличается от данных В.В. Васильевой (1971). Гипотония и гипертония у обследованных юношей не установлена ни в 2003 г., ни в 2004 г.
Средний показатель ЧСС в покое у обследованных юношей в 2005 г. достоверно снизился по сравнению с 2003 и 2004 годами (р<0,05). Средняя величина систолического артериального давления у 5-курсников увеличилась по сравнению со 2 и 3 курсам (р<0,05). После выполнения 20 приседаний САД также достоверно увеличилось (р<0,05), по сравнению с покоем (таблица 2).
Из таблицы 3 следует, что у студентов 5 курса по сравнению с 2004 годом диастолическое давление достоверно повысилось (р<0,05). После выполнения 20 приседаний ДАД у 5-тикурсников понизилось (р<0,05) по сравнению с покоем.
В 2005 году средняя величина ПД после выполнения физической нагрузки повысилась (р<0,05). Значение пульсового давления увеличилось в периоде с 2003 по 2005 гг. (р<0,05).
Таким образом, значение ЧСС у студентов за период обследования понизилось, возможно, это связано с тем, что у спортсменов в результате физических нагрузок идет уменьшение частоты сердцебиений, то есть развивается спортивная брадикардия (Фомин, 1992).
Также можно отметить, что за период обучения и тренировок увеличились средние показатели систолического, диастолического и пульсового давления. Наши данные можно согласовать с данными В.В. Васильевой (1971), которая отмечает, что в ряде случаев у спортсменов кровяное давление не только не понижено, как указывали в работах многие авторы (Васильева, 1970; Могендович, 1970 и т.д.), а наоборот, либо находится на верхней границе нормы, либо даже превышает ее, что мы и наблюдали у студентов на 5 курсе обучения.
Воздействия, которым подвергается сосудистая система у спортсменов, по мнению Васильевой В.В. (1971) не должны вызывать понижения кровяного давления. Экономизация тканевого метаболизма ведет к уменьшению регионарного и общего кровотока, в связи с чем возникают сужение сосудов и повышение периферического сопротивления. Это, в свою очередь, затрудняет отток крови из артериальной системы и вызывает повышение давления.
Из таблицы 5 видно, что систолический объем крови у студентов за время исследования не изменился. Также не наблюдалось достоверных различий между показателями минутного объема крови в покое.
Сравнивая результаты исследования, полученные нами, можно отметить, что средние величины ЧСС, САД, ДАД, ПД, МОК и СОК у обследованных нами студентов находятся в пределах физиологических стандартов (Дубровский, 1998).
студент сердце сосуд спорт
Выводы
. За год обучения у студентов факультета физической культуры ЧСС и ПД в покое не изменились. Величины САД и ДАД в покое достоверно понизились (р<0,05).
. Обследование, проведенное в 2005 году показало, что среднее значение ЧСС у студентов ФФК понизилось (р<0,05), возможно это связано с развитием спортивной брадикардии в результате тренировок; показатели САД, ДАД и ПД достоверно повысились (р<0,05), что согласуется с литературными данными.
. Показатели ЧСС, АД, СОК и МОК в покое у студентов факультета физической культуры, обследованных в 2003-2005 годах находятся в пределах физиологических норм.
Литература
1. Васильева В.В. Сосудистые реакции у спортсменов. М.: ФиС, 1971, 152 с.
. Васильева В.Е. Проблемы спортивной кардиологии. М.: Наука, 1970, 270 с.
. Гуминский А.А. и другие. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии. М.: Просвещение, 1990, 239 с.
. Дубровский В.И. Спортивная медицина. М.: Гуманит. изд-во центр. ВЛАДОС, 1998, 480 с.
. Могендович М.Р. Гипотонические состояния. Вильнюс, 1970, 154 с.
6. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта. М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2002, 608 с.
. Фомин Н.А. Физиология человека. М.: Просвещение, 1992, 351 с.