Реферат: Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

Содержание:
1. Введение
2. Физическая культура и Спорт
3. Понятие и значение физической культуры
4. Физические ценности
5. Заключение
6. Список литературы

Дата добавления на сайт: 06 ноября 2024


Скачать работу 'Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов':


ТГУ
РФФ
Реферат:
Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.
Выполнила: Репринец Т.,777 гр.
Томск,2008 год
Содержание:
Введение
Физическая культура и Спорт
Понятие и значение физической культуры
Физические ценности
Заключение
Список литературы
Введение
Задача данного реферата - раскрыть основные задачи физической культуры и спорта. Установить, что спорт является важным звеном в научном обосновании теории и практики национальной системы физического воспитания.
Молодежь должна регулярно заниматься физической культурой, спортом, туризмом. Физическое и духовное развитие учащейся молодежи органически дополняет друг друга и способствует повышению социальной активности личности. Студенческий возраст имеет особо важное значение как период наиболее активного овладения полным комплексом социальных функций взрослого человека, включая гражданские, общественно-политические, профессионально-трудовые.Постоянно растущий объем информации, усложнение учебных программ, различные общественные поручения делают учебный труд студенческой молодежи все более интенсивным и напряженным. Зачастую это приводит к уменьшению двигательной активности (гиподинамии), а одновременное увеличение нагрузки на психику отрицательно влияет на организм, затрудняет учебу и физическую подготовку к будущей производственной деятельности.
Исследования показали, что с улучшением антропометрических показателей физического развития, роста физической и умственной работоспособности у многих студентов отмечается различные отклонения в состоянии здоровья: нарушение осанки, сколиозы, близорукость (миопия слабой, средней степени ), нервно-психическая неустойчивость, снижение функциональной возможности кардио-респираторной системы, стабильность регуляции деятельности сердца и сосудов с преобладанием тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы, снижение сопротивляемости организма, которое играет значительную роль в высокой заболеваемости ОРВИ.
О том, что современная молодежь становится все слабее, что ее представители хуже прыгают, медленнее бегают, меньшее число раз отжимаются, можно прочесть во многих научных и популярных изданиях. В нашей стране это обычно объясняется гиподинамией, недостаточным вниманием к физкультуре, нарушением режима дня и питания. Зарубежные исследователи связывают это с хроническим недосыпанием, снижением интереса к активным занятиям спортом и туризмом.
Большой интерес представляет вопрос о соотношении физического развития и успеваемости. Однако ясности в этом вопросе до сих пор нет. Многие авторы находят связь между нарушением геодинамики студентов и ухудшением успеваемости. На успеваемость могут сказываться и другие недостатки физического развития. Психические особенности неуспевающих студентов могут возникать на фоне нарушений центральной нервной системы и ослабленного соматического статуса. С другой стороны успеваемость студентов связана в основном с индивидуальными особенностями высшей нервной деятельности студентов
Физическая культура и Спорт
«Физическая культура – часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленной на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека» (Энциклопедический словарь).
Физическая культура – основа здорового образа жизни. Физическая культура объединяет многие компоненты: культуру двигательной активности, закаливание, дыхание, массаж, питание, использование факторов природы. О физической культуре следует говорить в первую очередь с учетом этих компонентов, тогда становится очевидным, что она – основа и движущая сила формирования здорового образа жизни. Если принять условно уровень здоровья за 100% , то 20% зависит от наследственных факторов, 20% - от условий внешней среды, от экологии, 1-% - от деятельности системы здравоохранения, 50% -зависит от образа жизни, который человек сам себе организовывает.
Физическая культура — органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования, личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.
В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.
Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей. К первым относятся спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, медицинское обеспечение. Ко вторым можно отнести информацию, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности, и др. В развитых формах физическая культура продуцирует эстетические ценности (физкультурные парады, спортивно-показательные выступления и др.).
Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.
Итак, физическую культуру следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности. В социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение, способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение, т.е. совместная деятельность людей по использованию, распространению и приумножению ценностей физической культуры.
Спорт — часть физической культуры. В нем человек стремится расширить границы своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами, популярнейшее зрелище, действенное средство воспитания и самовоспитания человека, в нем присутствует сложнейший процесс межчеловеческих отношений. Спорт — это собственно соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека. Поэтому часто говорят о спортивном характере людей, успешно проявляющих себя в состязаниях. Удовлетворяя многие потребности человека, занятия спортом становятся физической и духовной необходимостью.
Понятие и значение физической культуры
Физическое воспитание является важнейшей предпосылкой, обеспечивающей укрепление здоровья, без чего невозможна полноценная счастливая жизнь, радость творческого труда, полное развитие всех способностей и дарований человека.
Физическое воспитание теснейшим образом связано с умственным воспитанием, поскольку интеллектуальное развитие, развитие духовных сил человека, его познавательных сил и способностей во многом определяются состоянием здоровья человека, его выносливостью, крепостью нервной системы.
Занятия физкультурой и спортом имеют большое значение и для обеспечения разумного использования молодежью свободного времени, культурного проведения досуга, в результате чего укрепляется их здоровье и повышается работоспособность.
Особенно большое значение приобретает физическое воспитание в настоящее время - в век научно-технической революции, когда бурное наступление техники на природу и изменения, вносимые научно-техническим прогрессом в жизнь людей и характер их труда, оказывает значительное воздействие на физическое состояние человека.
Так, значительно возрастает нагрузка на мозг и интеллектуальные силы человека, которому приходится усваивать все возрастающий объем информации, связанной как с необходимостью получения более высокого уровня образовательной и профессиональной подготовки, так и с усвоением вообще самой разносторонней информации с помощью окружающих его средств массовой коммуникации.
Современная техника, повышающая производственные мощности, характеризуется значительным возрастанием параметров работы - температуры, давления, напряжения, скорости совершения операций, а это значительно увеличивает напряженность в работе и нагрузку на нервную систему. В условиях современного, высокомеханизированного и автоматизированного производства труд становится все интенсивнее и напряженнее и требует эффективного восстановления нервных и физических сил. В ряде профессий человек становится в условия, которые требуют серьезного испытания его физических и психических возможностей сознания и воли.
Ознакомление с условиями труда современного рабочего, а также представителей других сфер деятельности показывает, что повсеместно наблюдается общая тенденция к сокращению двигательных операций, увеличивается доля работы, которая не требует значительных перемещений с места на место. Создание новых технических средств, облегчающих труд человека, также способствует развитию новой угрозы человеку - гиподинамии, т. е. уменьшению затрат физических усилий, сокращению двигательных процессов.
Условия труда и жизни многих людей требуют частых разъездов, что в условиях возросших скоростей передвижения и огромных расстояний, которые преодолеваются очень быстро, требуют срочной адаптации человека к новым природным, температурным и климатическим условиям, а это также вызывает дополнительные нагрузки на организм человека, часто ставит его в условия испытания физических сил и приспособительных возможностей его организма и нервной системы.
Упражнения по физической культуре имеют целью профилактическое, корригирующее и тонизирующее действие.
Профилактическое значение физических нагрузок заключается в том, что они благотворно влияют на процессы кровоснабжения органов и тканей, снижая риск атеросклеротических и ишемических изменений, появление которых неизбежно при гиподинамическом образе жизни. Необходимо отметить благотворное влияние физических упражнений на опорно-двигательную систему. Оно выражается в общеукрепляющем воздействии нагрузок на мышцы, скелет и связки, обусловливая правильное развитие и нормальное их функционирование.
Корригирующее влияние физкультуры заключается в возможности изменения недостаточности функций организма, их улучшении в результате упражнений. Особенно влияние физической нагрузки нужно отметить в отношении коррекции жировых отложений, так как при израсходованном запасе глюкозы в организме человека основным энергетическим субстратом является жир.
Тонизирующий эффект физических нагрузок заключается в выработке организмом во время упражнений эндорфинов и энкефалинов, положительно влияющих на настроение человека и состояние нервной системы.
Дело в том, что невостребованность физической культуры неизбежно ведет к однобокости формирования человека. Замечено также, что физическая культура, спорт, здоровый образ жизни являются важнейшим противовесом в корреляции многих параметров здоровья и уровня физического потенциала, необходимого для воспроизводства личности, как целостности, в своем телесно-духовном единстве.
Поэтому общество, которое хочет быть цивилизованно-развитым, должно быть заинтересовано в решении одной из главных задач – через повышенный статус предмета ФК и через организацию диагностической системы мониторинга (форма организации, сбор, обработка, распространение информации) формировать у обучаемых здоровый образ жизни (ЗОЖ), включающий осознание и освоение в первую очередь двух основных компонентов:
1. Отношение личности к своему телу как к ценности.
2. Овладение личностью знаниями, умениями, искусством для формирования и содержания целостности своего тела, исходя из многообразия средств и методик, ориентированных в конечном итоге на поддержание необходимого уровня здоровья в своей профессиональной деятельности.
Физические ценности
Под ценностями понимаются предметы, явления и их свойства, необходимые обществу и личности в качестве средств удовлетворения потребностей. Они формируются в процессе усвоения личностью социального опыта и отражаются в ее целях, убеждениях, идеалах, интересах. В них отражены представления студентов, о желаемом. В формировании определенных ценностей, способных удовлетворить потребности студентов, проявляется единство физического, психического и социального развития личности.
В сфере физической культуры ценности по качественному критерию могут быть представлены как:
- материальные (условия занятий, качество спортивной экипировки, льготы со стороны общества);
- физические (здоровье, телосложение, двигательные умения и навыки, физические качества, физическая подготовленность);
- социально-психологические (отдых, развлечение, удовольствие, трудолюбие, навыки поведения в коллективе, чувства долга, чести, совести, благородства, средства воспитания и социализации, рекорды, победы, традиции);- психические (эмоциональные переживания. Черты характера, свойства и качества личности, творческие задатки);- культурные (познание, самоутверждение, самоуважение, чувство собственного достоинства, эстетические и нравственные качества, общение, авторитет).Ценностные ориентации студентов рассматриваются как способы, с помощью которых дифференцируют объекты физической культуры по их значимости. В структуре физкультурно-спортивной деятельности ценностные ориентации тесно связаны с эмоциональными, познавательными и волевыми ее сторонами, образующими содержательную направленность личности. Характер же направленности в самой деятельности чаще зависит от того, какой личностный смысл имеет система тех или иных ценностей, определяющая действенность отношений индивида к тем объектам, ради которых эта деятельность осуществляется. Одни объекты могут вызывать эмоциональную (чувственную), другие — познавательную, третьи — поведенческую активность.
Физическое совершенство и Физическое воспитание
Исходные понятия физического воспитания.
Физическое воспитание является одной из составляющих культуры общества.
Находясь в определенных взаимоотношениях с другими социальными подсистемами (общекультурными, политическими, социально-экономическими и др.), в процессе накопления духовных и материальных ценностей складывается физическая культура как совокупность специфических и материальных ценностей, в том числе в система физического воспитания.Основная цель политики государства в области физической культуры – оздоровление нации, формирование здорового образа жизни населения. Удручающие статистические данные свидетельствуют о том, что в последние годы в России ухудшилось состояние здоровья населения. Министерством образования России с Госкомспортом России, Минздравом и РАО проделана существенная работа по формированию законодательного, нормативно-правового и учебно-методического обеспечения процесса физического воспитания в системе образования. Традиционная система физического воспитания на современном этапе нуждается в усилении оздоровительной направленности, улучшении материальной обеспеченности, разнообразии форм и методов работы. Одним из приоритетных направлений деятельности образовательных учреждений является обеспечение качественного уровня физической культуры, физического развития и физической подготовленности студентов.
«Физическое воспитание - органическая часть общего воспитания; социально-педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармоническое развитие форм и функций организма человека» (Энциклопедический словарь)
Всестороннее физическое воспитание является одной из важнейших задач общества. Важнейшим средством в достижении данной цели является развитие двигательных качеств: силы, гибкости, выносливости, ловкости, быстроты и др., которые определяют отдельные стороны двигательных возможностей человека. Качеств, которыми каждый человек наделен от рождения. Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является основой работоспособности во всех видах как учебной, так и спортивной деятельности. Применительно к физической культуре используют термин «физические качества». В процессе роста и развития организма, физические качества претерпевают изменения.
Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении всего периода обучения студентов и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания студентов.
Учебные занятия являются основной формой физического воспитания в высших учебных заведениях.
Они планируются в учебных планах по всем специальностям, и их проведение обеспечивается преподавателями кафедр физического воспитания.
Самостоятельные занятия способствуют лучшему усвоению учебного материала, позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых студентов.
В совокупности с учебными занятиями правильно организованные самостоятельные занятия обеспечивают оптимальную непрерывность и эффективность физического воспитания.
Эти занятия могут проводиться во внеучебное время по заданию преподавателей или в секциях.
Физические упражнения в режиме дня направлены на укрепление здоровья повышения умственной и физической работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и отдыха студентов, увеличение бюджета времени на физическое воспитание.
Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия направлены на широкое привлечение студенческой молодёжи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, на укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности студентов. Они организуются в свободное от учебных занятий время, в выходные и праздничные дни, в оздоровительно-спортивных лагерях, во время учебных практик, лагерных сборов, в студенческих строительных отрядах. Эти мероприятия проводятся спортивным клубом вуза на основе широкой инициативы и самодеятельности студентов, при методическом руководстве кафедры физического воспитания и активном участии профсоюзной организации вуза.
Теория физического воспитания, как и всякая обобщающая...

Похожие материалы:

Реферат: Физическая культура в обеспечении здоровья. Здоровый образ жизни студентов

Курсовая работа: Лечебная физическая культура при гипотонической болезни на стационарном этапе реабилитации

Реферат: Долголетие и физическая культура

Реферат: ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗДОРОВЬЯ

Реферат: Физическая культура