Реферат: Лечебная физическая культура при черепно-мозговых травмах

Содержание
1. Строение и функции нервной системы………………………..стр. 3
2. Строение и функции головного мозга…………………………..стр. 4
3. Причины возникновения и течение заболевания…………….стр. 6
4. Лечебная физкультура…………………………………………..стр. 7
5. Питание……………………………………………………………..стр.15
6. Двигательная активность………………………………………..стр.16
7. Вредные привычки………………………………………………..стр.17
8. Народные средства………………………………………………...стр.18
9. Используемая литература………………………………………...стр.19

Дата добавления на сайт: 24 июня 2024


Скачать работу 'Лечебная физическая культура при черепно-мозговых травмах':


Содержание
Строение и функции нервной системы………………………..стр. 3
Строение и функции головного мозга…………………………..стр. 4
Причины возникновения и течение заболевания…………….стр. 6
Лечебная физкультура…………………………………………..стр. 7
Питание……………………………………………………………..стр.15
Двигательная активность………………………………………..стр.16
Вредные привычки………………………………………………..стр.17
Народные средства………………………………………………...стр.18
Используемая литература………………………………………...стр.19
1. Строение и функции нервной системы
Нервная система человека представлена головным и спинным мозгом (центральная нервная система — ЦНС), спинномозговыми и черепными узлами и периферическими нервами (периферическая нервная система). Нервная система обеспечивает восприятие раздражений, падающих на организм (чувствительное звено), анализ и переработку поступающей информации (центральное звено) и ответную реакцию в виде возбуждения органов или их систем вплоть до возникновения целостных поведенческих актов (эффекторное, или двигательное, звено). Нервная система осуществляет регуляцию и интеграцию всех функций на разных уровнях — от клетки до целого организма. Благодаря этому происходит поддержание постоянства внутренней среды организма (гомеостаз) и приспособление его как единого целого к изменяющимся условиям внешней среды.
У человека по сравнению с высшими животными нервная система обогатилась новыми структурами и связями. Это создало условия для активной трудовой деятельности, развития высших психических функций (сознания, мышления, речи), формирования сложных форм социального поведения.
Клеточное строение. Элементарной структурно-функциональной единицей нервной системы человека является нервная клетка — нейрон (невроцит). В ней различают тело (сому) и отростки двух типов: дендриты и аксон. Дендриты — относительно короткие протоплазматические выросты, у большинства нейронов многочисленные. Они сильно ветвятся, зачастую покрыты шипиками. Нейрит (аксон) — у большинства нейронов одиночный отросток, имеющий центральную часть (осевой цилиндр) и миелиновую оболочку. В конечных разветвлениях аксонов имеется синапс — сложное ультраструктурное образование. Через синапсы нейроны контактируют друг с другом и с клетками других органов и тканей. По дендритам возбуждение проходит к телу нейрона. Его ответная реакция в виде потенциала действия (нервного импульса) по аксону передается другим нейронам или клеткам исполнительных органов (мышечным, железистым).
Нейроны различаются по форме (пирамидные, клетки-зерна, грушевидные, многоугольные и др.), по величине аксонов (коротко- и длин-иоаксонные), по количеству отростков (мультиполярные, униполярные, биполярные), по функциональному назначению (чувствительные, вставочные, двигательные), по гистохимическим и фармакологическим реакциям и т. п.
Аксоны центральных и ганглионарных нейронов, собранные в пуч-ки, образуют проводящие пути мозга и периферические нервы. Нерв-ные волокна отличаются по диаметру (калибру), наличию или отсутст-вию мякотной (миелиновой) оболочки и др. У человека большинствоволокон относится к мякотному типу. Безмякотные волокна, имеющиеменьшую скорость проведения импульсов, преобладают в вегетативнойу нервной системе.
Другой структурный элемент нервной системы — глиальная клетка (глиоцит). Глиальные клетки многообразны по происхождению, структуре и функциям. Выделяют микро- и макроглию, основное назначение микроглии — фагоцитоз. В случае гибели нейронов (эта потеря невосполнима) они заполняют участки нервной ткани. Макроглия выполняет опорную и трофическую функции, ее клетки продуцируют миелин. Глия влияет на скорость окислительно-восстановительных процессов, она играет роль в ферментативной активности нейронов.
Совокупность тел нейронов с дендритами составляет серое вещество мозга, совокупность аксонов — белое (за счет оболочки) вещество. Серое вещество в ЦНС представлено ядрами и корой, белое — проводящими путями. В периферической нервной системе серое вещество образует узлы — ганглии, белое дает периферические нервы.
Краткие сведения об эмбриогенезе. Нервная система развивается из наружного зародышевого листка — эктодермы. Она закладывается на дорсальной поверхности эмбриона в возрасте 2,5 нед. в виде нервной пластинки. Края пластинки приподнимаются, образуют валики, которые, смыкаясь, превращаются в нервную трубку. В стенке трубки имеются эмбриональные клетки двух типов: нейробласты — будущие нейроны и спонгиобласты — будущие глиальные клетки. Несколько раньше этого за пределами будущей нервной трубки закладываются группы нейробластов (ганглиозная пластинка), из которых в дальнейшем формируются черепные, спинномозговые и вегетативные ганглии.
Из клеток, входящих в базальную (нижнюю) пластинку нервной трубки, будут развиваться двигательные нервные клетки, из клеток крыльной (верхней) пластинки — чувствительные. Рано дифференцируются передний и задний отделы нервной трубки. Ее передний (краниальный) конец — будущий головной мозг — характеризуется чрезвычайно быстрыми темпами роста, большими абсолютными и относительными размерами, замедленными и поздними сроками созревания.
В каждом из отделов мозга сохраняется первичная полость: в спинном мозгу — в виде центрального канала, в головном — желудочков. Все желудочки сообщаются друг с другом. В них погружены сосудистые сплетения, продуцирующие мозговую жидкость. Они играют большую роль в газообменных и трофических процессах. Стенки желудочков выстланы эпендимой, которая в эмбриогенезе выступает как камбиальная ткань.
Оболочки мозга. Спинной и головной мозг одевают твердая, паутинная и мягкая оболочки. Самая внутренняя из них, пронизанная кровеносными сосудами, называется иначе сосудистой. В головном мозгу она проникает в борозды, прорастает в нервную ткань и образует сосудистые сплетения в желудочках. Паутинная оболочка срастается с мягкой, но не погружается, как первая, в борозды и сосудов не содержит. Твердая оболочка головного мозга — двойная. Ее наружный листок срастается с надкостницей.
2. Строение и функции головного мозга
Головной мозг — пожалуй, самое удивительное творение природы. Это материальный субстрат мысли, уникальный инструмент познания окружающего мира, средоточие духовной деятельности человека. Мозг непрерывно перерабатывает, анализирует, кодирует, сопоставляет информацию, поступающую извне, а также от различных органов и тканей, регулирует работу отдельных органов и систем, интегрирует их деятельность.
В головном мозге человека выделяют эволюционно древнюю часть, состоящую из мозгового ствола, мозжечка, и более позднее образование — полушария большого мозга.
Мозговой ствол включает продолговатый мозг, мост, средний мозг и промежуточный мозг. Здесь локализуются многочисленные скопления нервных клеток — ядер, обладающих разнообразными функциями. Так, например, комплекс ядер, расположенных в продолговатом мозге, выполняет функции дыхательного центра, регулирующего как вдох, так и выдох. Одни ядра среднего мозга представляют собой первичные зрительные, другие - слуховые центры, третьи — центры мышечного тонуса...
Особо следует выделить ретикулярную, или сетевидную, формацию мозгового ствола. Она образована крупными и мелкими ядрами, которые соединены между собой густой сетью нервных волокон. Эта структура выполняет функции связного между различными частями центральной нервной системы. Ей также отводится роль энергетического центра мозга, непрерывно как бы подзаряжающего энергией и активизирующего кору больших полушарий.
Промежуточный мозг расположен на границе с полушариями большого мозга. В него входят правый и левый таламусы, или зрительные бугры, являющиеся как бы последней инстанцией, через которую проходят все чувствительные нервные пути, направляющиеся в кору больших полушарий.
В промежуточном мозге находится и гипоталамус, или подбугорье.
На весьма небольшом участке мозга, который занимает гипоталамус, сосредоточено более сорока различных ядер; обычно их делят на передние, средние и задние. Это центры вегетативной нервной системы, регулирующие обмен веществ в организме (воды, солей, белков, углеводов и т.д.), температуру тела, работу органов сердечно-сосудистой, пищеварительной, выделительной и других систем.
Гипоталамус имеет связь практически со всеми отделами мозга, но особенно тесно и анатомически и функционально он связан с лежащим рядом гипофизом. В организме нет другой железы, которая по многообразию своего действия могла бы сравниться с гипофизом. В нем различают три доли: переднюю, промежуточную и заднюю. И каждая доля секретирует, выделяет свои гормоны. Роль их в жизнедеятельности организма необычайно велика. Например, передняя доля гипофиза продуцирует соматотропный гормон, называемый еще гормоном роста, ибо он оказывает самое непосредственное влияние на рост и развитие организма. А гонадотропные гормоны, вырабатываемые здесь же, способствуют половому созреванию, нормальной деятельности половых желез.
Сзади и сверху к мозговому стволу примыкает мозжечок, крупными пучками нервных волокон соединяющийся с продолговатым и спинным мозгом, с ядрами моста, среднего, промежуточного мозга, с большими полушариями. Состоит мозжечок из двух полушарий, которые, подобно полушариям большого мозга, покрыты складчатой корой толщиной 1—2,5 миллиметра, и заключенного между ними участка, так называемого червя. Мозжечок участвует в организации двигательных актов, главным образом сложных, требующих четкой координации, тонкой дифференцированное™. При поражениях мозжечка координация движений резко нарушается, человек теряет способность сохранять равновесие.
Большой мозг представлен двумя полушариями, правым и левым. Полушария разделены глубокой продольной щелью. А соединены между собой спайками, самая большая из которых—мозолистое тело. По нервным волокнам, образующим эти спайки, идет обмен информацией и осуществляется связь между полушариями, благодаря чему обеспечивается надежная и точная работа мозга как единого органа.
Поверхность полушарий, словно плащом, покрыта корой — серым веществом толщиной от одного до пяти миллиметров. Кора, сотканная более чем из 15 миллиардов нервных клеток— нейронов, имеет складчатый рельеф. Наиболее глубокие извилины делят каждое полушарие на доли: лобную, височную, теменную, затылочную и островковую.
В зависимости от функциональной специализации и закономерностей распределения нейронов в коре различают сенсорные зоны, моторные, или двигательные, а также ассоциативные зоны. Нейронами этих зон и осуществляется высший, тонкий анализ всей информации, поступающей из внешнего мира и внутренней среды организма. И на основе результатов анализа принимаются решения, реализуемые через посредство приказов различным органам. Недаром великий физиолог И. П. Павлов назвал кору «распорядителем и распределителем всей деятельности организма».
В глубине полушарий располагаются крупные скопления серого вещества —базальные (подкорковые) ядра, функции которых связаны с организацией сложных движений и эмоций.
Между полушариями и базальными ядрами находится белое вещество, образованное нервными волокнами проводящих путей головного мозга.
В толще всех отделов головного мозга располагаются его полости—желудочки. Сосудистые сплетения желудочков продуцируют спинномозговую жидкость (ликвор), постоянно оттекающую в пространство под паутинной оболочкой головного и спинного мозга, а затем в венозную сеть.
3. Причины возникновения и течение заболевания
Сотрясение головного мозга — возникает почти во всех случаях черепно-мозговой травмы, рассматривается как ее наиболее легкая форма. Преобладают обратимые функциональные изменения головного мозга. Клинически сотрясение проявляется симптомами диффузного поражения мозга с потерей сознания и преобладанием общемозговых симптомов. В остром периоде могут быть микроочаговые симптомы, проходящие в ближайшие 2—3 дня. Патоморфологические проявления сотрясения представлены гиперемией мягкой мозговой оболочки, венозным застоем, отеком, мелкими геморрагиями, иногда дистрофическими изменениями нервных клеток, и волокон. Сотрясение головного мозга сопровождается нарушением сознания от легкого (сомноленция) до выраженного (сопор), тошнотой, рвотой, головной болью, головокружением, нарушением памяти на обстоятельства травмы (антероградная амнезия), а в некоторых случаях и на предшествовавший травме период (ретроградная амнезия), комбинированной (антероретроградная амнезия), бледностью кожных покровов, потливостью, замедлением или учащением пульса с недостаточным его напряжением, незначительными изменениями АД, адинамией. Отмечаются равномерная гипотония мышц конечностей, равномерная гипорефлексия, снижение реакции зрачков, иногда анизокория, болезненность при движении глазных яблок вверх и в стороны, нередко в сочетании с головокружением, спонтанным нистагмом различного характера и интенсивности. Относительно редки в первые часы после травмы микроочаговые симптомы, имеющие топико-диагностическое значение (нарушения обоняния, легкая девиация кончика языка, легкая неравномерность глубоких рефлексов, отсутствие или снижение брюшных и кремастерных рефлексов и т. д.). В последующие дни больные жалуются на головную боль, реже тошноту, головокружение, вялость, раздражительность, бессонницу, приливы крови к голове. При отоневрологическом исследовании иногда выявляются вестибулярные симптомы. На глазном дне в течение первой недели после травмы определяется расширение вен, порой стушеванность границ дисков зрительных нервов. При сотрясении головного мозга состав спинномозговой жидкости не имеет существенных изменений, она прозрачна, без примеси крови. Ликворное давление в 60% случаев повышено (200 мм вод. ст. и выше), у 20% пострадавших может оставаться нормальным (120—180 мм вод. ст.), у 20% больных составляет НО мм вод. ст. и ниже. Признаком гипотензнойного синдрома является истечение спинномозговой жидкости при пункции из иглы редкими каплями или отсутствие истечения—так называемая сухая пункция при проходимых ликворных путях. При гипотензионном синдроме у пострадавших часто возникают жажда, бледность и цианоз, гиподинамия и астения, наблюдаются выраженные оболочечные симптомы и жесточайшие сжимающие головные боли, усиливающиеся при переходе в вертикальное положение и уменьшающиеся в горизонтальном. Больные предпочитают лежать с опущенной головой, без подушки (симптом «опущенной головы»). Клинически гипотензионный синдром проявляется симптомом «опущенной головы», тахикардией, артериальной и венозной гипотензией. Общемозговые признаки более выражены. Для гипертензнойного синдрома характерны брадикардия и артериально-венозная гипертония.
При сотрясении мозга с незначительными клиническими проявлениями утрата сознания бывает кратковременной (до нескольких минут), пострадавший быстро выходит из оглушенного состояния. Головная боль не отличается интенсивностью, практически отсутствуют вегетатив ные и неврологические симптомы. Улучшение наступает через 3—5 сут, состояние нормализуется в течение 10—15 сут.
Для сотрясения головного мозга с выраженными клиническими проявлениями характерна более длительная потеря сознания — от нескольких минут до 3 ч. Больной медленно выходит из состояния общего оглушения, возможны спутанность сознания и психомоторное возбуждение; вегетативные нарушения выражены на протяжении нескольких дней после травмы. Состояние улучшается через 7—10 сут, а клинические проявления исчезают через 2—4 нед. Неврологические «микросимптомы» могут выявляться в течение нескольких месяцев после травмы. Без лечения (несоблюдение постельного режима и др.) состояние пострадавшего может заметно ухудшаться и симптоматика становится резкой, заболевание становится затяжным.
4. Лечебная физкультура
а).Особенности метода ЛФК
Применение лечебной физической культуры основано на разумном использовании естественной биологической функции организма- движении. Выполнение физических упражнений вызывает ответные реакции всего организма, способствует тренировке и повышению функций всех его систем, оказывает общеукрепляющее влияние, поэтому лечебную физкультуру можно считать методом активной функциональной терапии. Лечебная физкультура у подавляющего большинства больных при соответствующем выборе физических упражнений является методом патогенетической терапии, так как оказывает непосредственное влияние на реактивность всего организма- может изменять развитие и исход патологического процесса. Занятия лечебной физкультурой оказывают лечебный эффект только при условии правильного, регулярного и длительного применения физических упражнений. Для этой цели разработаны методика этих занятий, показания и противопоказания к их назначению, гигиенические требования к местам занятий, учет эффективности.
Общая методика лечебной физкультуры определяет принципы и правила проведения занятий физическими упражнениями, дозировку физической нагрузки, классификацию физических упражнений, схему курсов лечения, формы применения лечебной физкультуры, схему режимов движения( режимов активности) и др. Частные методики лечебной физкультуры для отдельных категорий больных разрабатывают с обязательным учетом патогенеза и клинической картины заболевания, возраста, пола и состояния тренированности больного, задач, которые надлежит решить с помощью физических упражнений и выбора их для непосредственного воздействия с целью восстановления нарушенных функций. При этом специальные упражнения должны сочетаться с общеукрепляющими физическими упражнениями, обеспечивая общую и специальную тренировку.
Физические упражнения могут выполняться по словесному указанию после их показа. У больных, находящихся в постельном режиме, и у ослабленных больных при проведении занятий лечебной гимнастикой необходимо сочетать показ и словесные объяснения. Во время занятий лечебной гимнастикой следует избегать посторонних раздражителей ( например, посторонние разговоры и т.п.).
Наличие болей нарушает нервную регуляцию, что может вызвать скованность движений, расстройство вегетативных реакций. Особенно страдают процессы регенерации. Оптимальный (удобный для больного) ритм повторения физических упражнений способствует длительному сохранению работоспособности. При максимальных напряжениях быстро нарастает утомление и кислородное голодание. Неблагоприятное влияние на организм во время выполнения физических упражнений оказывает натуживание (усиленный выдох при закрытой голосовой щели). Необходимо его избегать, следить за дыханием.
Упражнениям на волевое активное расслабление мышц следует обучать с первых занятий. Этот вид физических упражнений для начинающих является относительно трудным. Вначале может наблюдаться повышение тонусы мышц и скованность движений. Более легко расслабление можно выполнять непосредственно после энергичного мышечного напряжения. Эффективность физических...

Похожие материалы:

Реферат: Лечебная физическая культура при бронхите

Реферат: Лечебная физическая культура заболеваний дыхательного аппарата

Реферат: Закаливание и физическая культура ребенка первого года жизни

Реферат: Лечебно-физическая культура при бронхоэктатической болезни

Реферат: Восстановительная терапия больных после черепно-мозговых травм и краниальных операций