Реферат: Структура силовой подготовленности пловцов высокой квалификации на этапе базовой подготовки

Актуальность. Спортивный результат в плавании во многом обусловлен уровнем развития физических качеств спортсменов, и в большей степени, силовой подготовленностью пловцов.


Дата добавления на сайт: 12 марта 2025

Структура силовой подготовленности пловцов высокой квалификации на этапе базовой подготовки

Введение


Актуальность.
Спортивный результат в плавании во многом обусловлен уровнем развития физических качеств спортсменов, и в большей степени, силовой подготовленностью пловцов.
Силовые способности, характеризующие возможность спортсмена к проявлению рабочих усилий для преодоления значительных внешних сопротивлений, определяют и максимальные скоростные способности пловцов.
Возможности используемых в настоящее время средств силовой подготовки ограничены. Основным условием применения средств силовой подготовки является соответствие режиму работы, характеру распределения мышечных усилий при плавании, что ограничивает использование любых типов тренажеров на суше. Исследованиями эффективности процесса силовой подготовки юных пловцов выявлено, что уже на этапах базовой подготовки и углубленной специализации, являющихся фундаментом высших спортивных достижений, наблюдается некоторое несоответствие между силовой подготовленностью, достигнутой на суше, и степенью ее реализации в плавании.
Выявление динамики развития силовых возможностей пловцов, скорости плавания, изменения гидродинамических характеристик техники плавания способствует совершенствованию технологии силовой подготовки спортсменов путем формирования оптимальной структуры силовой подготовленности на различных этапах тренировочного процесса.
Анализ специальной литературы и данных обобщения передового спортивного опыта показал, что вопросы методики специальной силовой подготовленности пловцов, этапов базовой подготовки и углубленной специализации до настоящего времени недостаточно научно разработаны; существующие данные о структуре силовой подготовленности пловцов противоречивы и зачастую фрагментарно характеризуют отдельные ее стороны; отсутствует информация о специфических и неспецифических проявлениях силовых возможностей пловцов различной квалификации при плавании спортивными способами; не определены условия становления спортивно-технического мастерства с учетом изменения техники плавания и уровня силовой подготовленности.
Необходимость комплексной оценки структуры силовой подготовленности с учетом временных и динамических характеристик техники спортивных способов плавания на этапах базовой подготовки и углубленной специализации, недостаточная проработанность этого вопроса в теории и методике спортивного плавания, определили актуальность настоящего исследования.
Объект исследования: процесс силовой подготовки спортсменов – пловцов на этапах базовой подготовки и углубленной специализации.
Предмет исследования: структура специальной силовой подготовленности пловцов, проявляемая в специфических и неспецифических условиях с учетом характеристик техники спортивных способов плавания.
Цель работы: совершенствование структуры силовой подготовленности пловцов на этапах базовой подготовки и углубленной специализации.
Гипотеза: Предполагается что, определение количественной оценки временных и динамических характеристик техники плавания спортивными способами и ее взаимосвязь со специфическим и неспецифическим проявлением силовых способностей позволит выявить структуру силовой подготовленности пловцов на этапах базовой подготовки и углубленной специализации.
Задачи исследования:
1. Изучить структуру силовой подготовленности пловцов на этапах базовой подготовки и углубленной специализации
2. Установить, зависимость максимальной скорости плавания спортивными способами от структуры силовой подготовленности пловцов на этапах базовой подготовки и углубленной специализации.
3. Разработать математические модели прогнозирования максимальной скорости плавания по показателям силовой подготовленности, проявляемых в специфических и неспецифических условиях.
4. Выявить меж половые различия проявления силовой подготовленности, характеристики техники с учетом максимальной скорости плавания.
Методологическая база исследований: Методологической основой дипломного исследования является деятельностный подход в познании силовой подготовки и концепция структурно-функционального анализа.
Достоверность полученных данных определяется методологической базой исследования, многообразием и адекватностью методов, один из которых предусматривает применение средств математического моделирования с использованием технических и программных средств ЭВМ.
Организация исследования. Педагогическое экспериментальное исследование проводилось на базе ДЮСШ «Олимп» г. Сургут СК «Водолей».
В исследовании приняли участие 54 пловца этапов базовой подготовки и углубленной специализации квалификацией Ш разряда – КМС.
Научная новизна: Получены данные о структуре силовой подготовленности пловцов на этапах базовой подготовки и углубленной специализации с учетом кинематических и динамических характеристик техники спортивных способов плавания; на основе исследования зависимости максимальной скорости плавания от характеристик силовой подготовленности пловцов этапов базовой подготовки и углубленной специализации получены уравнения множественной линейной регрессии, которые устанавливают степень влияния различных факторов на скорость плавания спортивными способами; определены меж половые различия структуры силовой подготовленности спортсменов этапа базовой подготовки.
Практическая значимость: Определение структуры силовой подготовленности спортсменов с учетом характеристик техники плавания позволяет увеличить эффективность разработки технологии силовой подготовки спортсменов на этапах базовой подготовки и углубленной специализации. Математические модели позволяют прогнозировать величины максимальной скорости плавания с учетом показателей силовой подготовленности.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Оптимальная структура силовой подготовленности пловцов этапов базовой подготовки и углубленной специализации характеризуется определенным соотношением проявления силовых качеств в специфических (в воде) и неспецифических (на суше) условиях. На этапе базовой подготовки – максимальная сила тяги руками на суше, максимальная сила тяги в воде (ногами, руками), показатели выносливости, регистрируемые в воде; на этапе углубленной специализации – максимальная сила тяги руками на суше, в воде (руками, ногами, в полной координации), показатели выносливости, регистрируемой на суше и в воде.
2. Математические модели скорости плавания позволяют прогнозировать максимальную скорость плавания в зависимости от структуры силовой подготовленности пловцов на этапах базовой подготовки и углубленной специализации. Значения коэффициентов уравнений линейной множественной регрессии позволяют выделить значимые факторы, оказывающие наибольшее влияние на скорость плавания спортивными способами.
3. Параметры силовой подготовленности и техники плавания кролем на груди на этапе базовой подготовки демонстрируют выраженный половой диморфизм. Достижение максимальной скорости плавания у девочек обусловлено дифференцированным распределением усилий в гребковых движениях, максимальными силовыми показателями, зарегистрированными на суше; у мальчиков максимальная скорость плавания в большей степени зависит от темпа движений, индекса скоростно-силовой выносливости, зарегистрированного в неспецифических условиях на суше.

1. Теория и методика силовой подготовки пловцов


1.1 Современное состояние методики силовой тренировки и тенденции ее совершенствования


Из литературы известно о положительном влиянии силовой подготовки пловцов на изменение спортивного результата и совершенствование техники плавания. Так, включение изотонических и изокинетических упражнений в ежедневные тренировочные программы в течение 10 месяцев, привело к улучшению скорости проплывания дистанции 50 м и улучшению спортивного результата на соревновательной дистанции.
Эффективность силовой подготовки и ее влияние на технику плавания во многом определяется подбором соответствующих средств тренировки. По степени соответствия режиму работы организма при выполнении соревновательного упражнения выделяют три группы средств:
специфические – различные формы (варианты) выполнения основного спортивного упражнения с задачей приспособления организма к режиму его работы в условиях соревнований;
специализированные – адекватные соревновательным условиям по наиболее существенным двигательным и функциональным параметрам режима работы организма, играющие основную роль в развитии процесса его морфофункционального совершенствования;
неспецифические – формально не соответствующие соревновательному упражнению по двигательной организации, но способствующие развитию функциональных возможностей организма в требуемом направлении; их задача заключается в усилении тренирующего эффекта специализированных средств за счет дополнительного избирательного воздействия на те или иные физиологические системы и функции организма.
Практически при подборе средств специальной физической подготовки следует руководствоваться принципом динамического соответствия, согласно которому они должны быть адекватны соревновательному упражнению по следующим критериям: группам мышц, вовлекаемым в работу, амплитуде и направлению движения; акцентируемому участку амплитуды движения; величине усилия и времени его развития; скорости движения, режиму работы мышц.
При планировании средств силовой подготовки в различных тренировочных занятиях целесообразно учитывать два основных положения. Первое – обеспечить методические условия, необходимые для успешного повышения соответствующего силового качества, второе – средства силовой подготовки не должны противоречить другим задачам тренировочного занятия и обеспечивать успешную работу над совершенствованием других сторон подготовленности пловца.
По степени соответствия мощности, развиваемой в упражнениях на специальных тренажерах типа «Биокинетик», «Экзер-Джени», «Мини-Джи» и т.д., мощности гребкового движения в воде, выделяются следующие группы упражнений специальной силовой направленности.
• Основные: величина отягощения – 50–60% от максимально возможного – упражнения на тренажерах «Мини-джим», «Биокинетик», Хюттеля-Мертенса, с гидродинамическим сопротивлением, на блочных устройствах, с резиновыми амортизаторами;
• Специальные: величина отягощения – 60–75% от максимально возможного – упражнения на тренажерах «Мини-джим», Хюттеля-Мертенса, «Экзер-джени», с гидродинамическим сопротивлением, наклонная тележка;
• Специально-вспомогательные: величина отягощения -75–100% от максимально возможного – статические усилия; все упражнения, перечисленные ранее, но с большим отягощением.
Тренировочные упражнения скоростно-силовой направленности, преимущественно для развития скоростных качеств пловцов, также рекомендуется классифицировать в соответствии с проявляемой мощностью. Специалисты отмечают, что упражнения на тренажерах на суше оказывают существенное влияние на изменение структуры гребка в плавании. Так, например, сила, измеренная в имитационных гребковых движениях с использованием эластичных шнуров и «мини-джим» достигает максимальных значений около 200–300 Н, а максимальные значения механической мощности – 500 W. При этом скорость «гребка» руками изменяется в диапазоне между 1 и 4 м/с в зависимости от используемого типа устройства. Эти результаты показывают преимущества и ограничения использования тренажеров. Ранее предполагалось, что имитация плавательных гребков руками не может повлиять на силу, скорость и временные характеристики одновременно. Однако установлено, что различные механические характеристики тренажеров, применяемых на суше, вызывают количественно различное временное распределение силы и (или) скорости и (или) механической мощности внутри цикла гребка рукой.
В этой связи обращается внимание, что знание физических свойств тренировочных устройств является основополагающе важным в отношении планирования и проведения тренировочного процесса силовой направленности.
Внедрение различных тренажерных устройств, позволяющих значительно тоньше дифференцировать режим работы мышц, чем использование традиционных отягощений, привело к более дробному, по сравнению с традиционным, делению режимов работы мышц при выполнении силовых упражнений. В настоящее время принято выделять упражнения силовой направленности, выполняемые в следующих режимах: 1) в изометрическом (статическом); 2) в изотоническом (динамическом) при величине отягощения и сочетании работы преодолевающего и уступающего характера; 3) в изотоническом при уступающем режиме работы мышц; 4) в изокинетическом; 5) переменных сопротивлений.
Одно из перспективных направлений развития силовых возможностей связывают с применением новых технических средств, специальных аппаратов для работы на суше и в воде. Для сближения силовых и плавательных движений в воде рекомендуется подбирать такие тренировочные упражнения, которые были бы сходны с плавательными, но при соблюдении главного условия – преодоление повышенного сопротивления. К тренажерам подобного типа можно отнести тренажеры «гидроизокинус-1, -2», учитывающие особенности водной среды, заключающиеся в возрастании сопротивления в связи с увеличением скорости гребка, что способствует созданию условий для проявления оптимальных усилий в гребковых движениях. Существует мнение, что силовая подготовка, как дополнение к плавательной тренировке, наиболее эффективна и больше может помочь улучшению результата, если использовать изокинетическую тренировку, а не изометрическую или изотоническую.
Для обоснования режимов работы на изокинетических тренажерах (например, на «Биокинетике») провели экспериментальные исследования на спортсменах высокой квалификации. Согласно полученным данным, значение пика мощности соответствует усилию, равному 42% от значения максимальной силы при скорости, составляющей 49% от значения максимальной скорости, показанной в имитационном гребке без отягощения.
В поисках средств, способствующих увеличению силовых возможностей пловцов, также были получены данные о значительном эффекте использования электростимуляционной тренировки спортсменов.
Следует помнить, что использование тренировочных упражнений на суше для развития силовых способностей предполагает рациональное сочетание с тренировочными
упражнениями в воде и общей направленностью тренировочного занятия. Так, в экспериментальном исследовании, проведенном на пловцах высокого класса, показано, что дополнительное к плавательным программам выполнение тренировочных упражнений на суше, направленных на развитие силовой выносливости в течение 14-недельного мезоцикла не обеспечило значительного преимущества в мощности по сравнению с пловцами, не использовавших тренировочные упражнения на суше. В исследовании не выявлено увеличения шага пловцов. Незначительные различия установлены между группами во всех плавательных тестах на мощность и на лучший результат.
Отсутствие положительного переноса между приростом силы на суше и плавательной пропульсивной силой гребка может быть восполнено специфической тренировкой. Из анализа мировой литературы видно, что уже достаточно долгое время дискутируется проблема «переноса» эффекта тренировки на суше на повышение специальной силовой подготовленности пловцов, проявляемой в специфических условиях в воде.
Несмотря на создание новых тренажеров, более адекватных условиям водной среды, установлено, что даже при тщательном подборе специальных средств силовой подготовки на суше, нервно-мышечная координация отлична в плавании и при имитации плавательных движений. В связи с этим, актуальным является обоснование эффективных средств и методов силовой подготовки пловцов в специфических условиях водной среды.
Определение роли и степени активности мышц в различных фазах гребка позволяет более аргументировано подбирать те или иные тренировочные упражнения в воде. Например, электромиограммы (ЭМГ) 12 мышц плеча и кинематические характеристики 25 пловцов высокого класса при проплывании соревновательной дистанции кролем на груди легли в основу схемы функционирования мышц. Данные ЭМГ, представленные как процент от теста максимальной силы мышц рук, характеризовали активность исследуемых групп мышц во время плавания. Установлена наибольшая активность дельтовидной, надостной, ромбовидной и трапецевидной мышц в положении входа кисти в воду и выхода кисти из воды при плавании кролем на груди. В середине фазы подтягивания последовательно проявляли активность большая грудная мышца и широчайшая спины и являлись основными мышцами, создающими пропульсивную силу. Зафиксированная активность малой круглой мышцы одновременно с большой грудной, свидетельствует о важной функции этих мышц для контроля степени внутренней ротации.
При плавании кролем на груди на различных дистанциях выявлена постоянная активность подлопаточной и передней зубчатой мышц, составляющая приблизительно 20% от максимума, свидетельствует о том, что подлопаточная и передняя зубчатая мышцы в результате практически постоянной напряженности в большей степени подвержены утомлению. Активность подостной мышцы выявлена только при наружной ротации кисти на середине проноса руки над водой.
На основе анализа схемы активности мышц при плавании кролем на груди выделяются две группы мышц: первая группа – это мышцы, выполняющие работу, преимущественно, в фазе проноса руки над водой. В нее вошли передний и средний пучки дельтовидной мышцы, надостная, трапецевидная, ромбовидная, подлопаточная и подостная. Вторую группу составили мышцы, главным образом, выполняющие гребковое движение. К этим мышцам относятся большая грудная, малая круглая, широчайшая мышца спины, задний пучок дельтовидной мышцы и передняя зубчатая мышца.
Представленные данные только по одному спортивному способу плавания свидетельствуют о необходимости тонкого, точного дифференцирования средств специальной силовой подготовки пловцов, особенно в локальной мышечной работе, учитывая характер изменения активности различных групп мышц и степень их участия в создании продвигающей, пропульсивной силы.
Исследованиями различных авторов выявлена большая значимость мощности гребковых движений для создания скорости плавания по сравнению с другими показателями специальной подготовленности пловцов. Тренировочные упражнения, направленные на развитие скоростно-силовых способностей отличаются от средств силовой подготовки, используемых для преимущественного развития именно силового компонента гребковых движений.
Широкое использование в тренировочных программах упражнений с плавательными лопатками для совершенствования техники плавания и для развития специальных силовых качеств, специальной выносливости до сих пор не имеет четкого научного обоснования их применения для совершенствования силовых способностей пловцов. Для того, чтобы эффективно применять лопаточки в подготовке пловцов необходимо аргументировано ответить на такие вопросы как: какие изменения происходят в структуре плавательных движений и каковы особенности функционирования мышц во время плавания с лопаточками, каков эффект последействия данного средства и имеются ли отличия использования лопаточек спортсменами, специализирующимися на различных дистанциях. Анализ кинематических характеристик техники плавания, проведенный различными авторами, показал сходные изменения структуры гребков в плавании кролем на груди.
Данные о временных характеристиках гребка при проплывании дистанции 25 м с максимальной скоростью свидетельствует о том, что использование лопаток, практически, не изменяет соотношение фаз и общее время гребка. Общее время гребка как при плавании без лопаточек так и с лопаточками составляет приблизительно 0,75 с.
Некоторое сокращение продолжительности гребка на 5,8% выявлено во время плавания с лопатками, однако изменения эти статистически недостоверны. В то же время, сравнивая влияние различных по площади лопаточек на технику плавания кролем на груди, установлено, что все лопаточки приводят к увеличению длительности цикла, и наименьшие изменения наблюдаются при плавании с «короткими» и «индивидуальными» лопаточками (соответственно 102,4% и 101,1%). Наибольшие изменения динамики внутрицикловой скорости выявлены при плавании с «длинными» лопаточками, наименьшие – с «короткими».
ЭМГ – активность мышц верхних конечностей, зарегистрированная с помощью многоканальной телеметрической системы, выявила сходные схемы возбуждения мышц во всех исследуемых упражнениях. Самая низкая электрическая активность выявлена у двуглавой мышцы плеча при начальном проплывании дистанции 25 м без лопаточек, однако использование лопаток в последующих заданиях увеличило ее активность во время фазы подтягивания. Интересным является факт отсутствия линейной зависимости увеличения мышечной активности с увеличением размеров лопаток. Поскольку в приведенных экспериментальных данных квалифицированные спортсмены проплывали дистанции с максимально возможной для себя скоростью, можно предположить, что выявленный диапазон активности мышц является оптимальным при плавании с указанной скоростью и не имеет жесткой зависимости от размера гребущей поверхности. Так как лопатки практически не увеличивают электрической активности работающих мышц, принимающих участие в гребковом движении, их применение не столько стимулирует развитие силовых возможностей, сколько позволяет улучшить технику выполнения гребка, совершенствуя его динамические характеристики.
В исследованиях, проведенных на контингенте пловцов высокого класса, установлено, что некоторые динамические характеристики гребка имеют различную направленность изменения непосредственно во время выполнения упражнений в плавании с лопатками и после серийного использования данного тренировочного средства. Так, значительное увеличение поперечного смещения кисти во время плавания с использованием лопаток, составившее в среднем по группе 27,1%, впоследствии обратилось в достоверное уменьшение его на 14,1% по сравнению с исходными данными. Характерная особенность применения лопаток проявляется в возрастании приложения усилий в продольном направлении гребка на 14,3% во всех его фазах.
Что касается спортсменов, специализирующихся в плавании на различные дистанции, то у пловцов-спринтеров отмечаются большие изменения ЭМГ-активности при плавании с лопаточками и без лопаточек, чем у пловцов-стайеров. Это свидетельствует о существенном влиянии тренировочной и соревновательной деятельности на изменение характеристик мышечных волокон, определяющих их функциональные возможности и о целенаправленной системе отбора пловцов для конкретной специализации.
Как же изменяются кинематические характеристики техники при плавании с лопаточками на различных скоростях? Экспериментальные исследования, показали, что существует тесная взаимосвязь между увеличением скорости плавания и уменьшением общего времени гребка.
Выявлена нелинейная зависимость между мышечной активностью и плавательной скоростью. Установлено, что наибольшая мышечная активность не создает наибольшую скорость плавания. Сравнивая длину шага пловца при плавании с различной скоростью, отмечается, что увеличение скорости плавания происходит за счет уменьшения шага, следовательно, достигается большей мощностью, плотностью гребкового движения. Для создания более полного представления о эффекте тренировочных упражнений с лопатками необходимо более подробно остановиться на характеристике изменения функциональных показателей организма спортсменов.
Исследования, проведенные в гидроканале позволили получить сравнительные данные о технике плавания и динамике функциональных показателей подготовленности в условиях обтекания пловца водным потоком. В экспериментальных исследованиях спортсмены выполняли тренировочные задания, плавая одними руками с лопаточками и без них при изменяющейся скорости потока воды, вначале составившей 0,80 м/с, затем каждые 2 минуты увеличивавшейся на 0,05 м/с до достижения 1,00 м/с, и затем на 0,05 м/с каждую минуту до отказа спортсмена от работы. Установлено, что на субмаксимальных скоростях плавания скорость потребления кислорода, ЧСС, легочная вентиляция и частота дыхания во время плавания только одними руками без каких-либо приспособлений были значительно выше, чем при плавании с помощью лопаток. Относительно максимальной скорости плавания выявлено, что с помощью лопаток спортсмены могли развивать большую скорость плавания, чем при плавании без лопаточек. При этом характеристики функциональных показателей статистически не различались, что свидетельствует о способности плыть быстрее в результате увеличения пропульсивной эффективности, и не зависит от скорости энергопродукции.
Систематическое применение лопаток в тренировочном процессе пловцов связано с разработкой различных методик силовой подготовки, совершенствования технического мастерства спортсменов и сопровождается созданием новых типов самих плавательных лопаточек. Так, разработанные лопаточки для совершенствования различных фаз гребкового движения руками, для совершенствования техники движений ногами при плавании способом брасс и дельфин, позволяют одновременно повышать силовые возможности.
При проплывании коротких отрезков с лопатками установка на «мгновенный захват, активное начало гребка» приводит к быстрому подъему скорости до максимальной величины, а применение лопаточек позволяет совершенствовать «мышечную цепь» (мышцы рук, плечевого пояса, а также мышцы брюшного пресса и мышцы спины, фиксирующие таз), формирующую усилия рук. На основании вышесказанного можно предположить, что дальнейшее использование лопаточек в тренировочном процессе пловцов будет иметь все более специфический характер относительно избранного способа плавания и длины основной соревновательной дистанции.
В тренировочных плавательных программах значительное место занимают упражнения, выполняемые по элементам (с помощью рук, ног), что имеет свои специфические особенности. Установлено, что достоверно скорость плавания различается в плавании при помощи рук и в координации только на уровне ПАНО и выше (Рспособы плаваниябазовый этап подготовки (п=24), (г)этап углубленной специализации (п=30), (г)FначалоFcepe-динаFконецРнача-лоFcepe-динаFконецкроль на груди0,620,640,670,530,570,58баттерфляй0,230,210.120,690,690,69кроль на спине0,410,420,470,540,560,62брасс0,220,030,040,560,660,72
Взаимосвязь существенна при Р функция откликакоэффициенты регрессиикоэффициентыF – критерийОF-середина гребкаF-конец гребкамножественной корреляциидетерминациирасчетныйкритическийV баттерфляй0,9260,0150,7520,5662,3061,875
F середина гребка; F конец гребка – название регрессоров
Регрессионная модель зависимости максимальной скорости плавания от показателей силовых способностей, проявляемых в неспецифических условиях на суше пловцами этапа базовой подготовки является неадекватной.
Структура специфического проявления максимальных силовых возможностей в воде у пловцов этапов базовой подготовки и углубленной специализации.
Анализ максимальной силы тяга спортсменов при плавании на привязи различными способами плавания (рис. 2) показал, что пловцы этапа базовой подготовки достигают наибольшей силы тяги при плавании в полной координации способами кролем на груди и брассом. Практически не различаются характеристики силы тяги одними руками в плавании кролем на груди и баттерфляем, кролем на спине и брассом.
Структура силовой подготовленности пловцов высокой квалификации на этапе базовой подготовки (рис. 2)
Рис. 2. Структура специфических силовых способностей пловцов этапа базовой подготовки, проявляемых в плавании на привязи с максимально возможной мощностью

Толчковые движения ногами в плавании брассом позволяют спортсменам достигать значительных величин силы тяги, работая одними ногами; в других -2316480334645000-1950720334645000способах зафиксированы практически одинаковые характеристики силы тяги ногами (~7,9 кГ).
У пловцов этапа углубленной специализации (рис. 3) наибольшие величины силы тяги зафиксированы при плавании в полной координации брассом (12,4±2,7 кГ) и кролем на груди (11,5±2,0 кГ). Сила тяги при плавании одними руками кролем на груди (10,0± 1,4 кГ) практически равна максимальной силе тяги, которую достигают спортсмены при плавании в полной координации способами кроль на спине (10,2±2,0кГ) и баттерфляем (1,4±1,6 кГ). Наибольшая сила тяги одними ногами зафиксирована в плавании брассом (8,7±1,6 кГ); в плавании кролем на груди, кролем на спине и баттерфляем приблизительно равные характеристики тяговых усилий (~ 6,6 кГ).

Структура силовой подготовленности пловцов высокой квалификации на этапе базовой подготовки (рис. 3)
Рис. 3 Структура специфических силовых способностей пловцов этапа углубленной специализации, проявляемых в плавании на привязи с максимально возможной мощностью

Корреляционный анализ максимальной скорости плавания кролем на груди и характеристик максимальных силовых возможностей, проявляемых в специфических условиях водной среды, позволил выявить характер взаимосвязи изучаемых показателей (табл. 3). Установленная взаимосвязь между максимальной скоростью плавания спортивными способами и характеристиками структуры специфических силовых способностей пловцов на этапе базовой подготовки, в большей степени зависит от уровня развития максимальных силовых возможностей мышц ног, что обусловлено существующей методикой освоения спортивных способов плавания, предполагающей создание движениями ног биодинамических предпосылок для наиболее полного использования силовых возможностей рук. Максимальные величины тяговых усилий ногами оказывают заметное влияние на создание максимальной сипы тяги, развиваемой при плавании в полной координации движений. Поэтому при плавании способом кроль на спине, осваиваемом после способа кроль на груди, или параллельно с ним, отмечены положительная взаимосвязь максимальной скорости плавания с показателями максимальной сипы тяги руками и при плавании в полной координации движений. Отсутствие жесткой детерминированности скорости плавания с величиной максимальной силы тяги конкретного способа плавания на данном этапе подготовки свидетельствует о необходимости всесторонней силовой подготовки юных спортсменов для создания фундамента их дальнейшей специализации,
На этапе углубленной специализации существует тесная взаимосвязь между собой силовых характеристик, зафиксированных в различных способах плавания, которая свидетельствуют о том, что с увеличением максимальных силовых возможностей можно ожидать увеличения и максимальной скорости плавания.
При этом важны характеристики максимальной сипы тяги как в плавании по элементам (руками, ногами), так и при плавании в полной координации. Следовательно, для увеличения максимальной скорости плавания целесообразно использовать кратковременные упражнения максимальной и субмаксимальной мощности с преодолением дополнительных сопротивлений и отягощений.
Рассчитанные уравнения линейной множественной регрессии позволяют прогнозировать необходимый прирост характеристик специфических силовых способностей пловцов для достижения максимальной скорости плавания спортивными способами. (табл. 4)

Таблица 3. Взаимосвязь максимальной скорости плавания спортивными способами и характеристики структуры специфических силовых способностей пловцов на этапе базовой подготовки и углубленной специализации, проявляемых при плавании на привязи
ФакторыЭтап базовой подготовки n=24, (г)Этап углубленной специализации n=30, (г)
кр/грбатткр/спбрасскр/грбатгкр/спбрасс
1. Максимальная сила тяги руками в плавании кролем на груди0,340,370,410,330,460,530,590,35
2. Максимальная сила тяги ногами в плавании кролем на груди0,520,320,320,400,690,760,730,70
3. Максимальная сила тяги в плавании кролем на груди в полной координации0,310,310,370,380,680,630,620,60
4. Максимальная сила тяги руками в плавании баттерфляем0,280,330,430,350,580,690,590,61
5. Максимальная сила тяги ногами в плавании баттерфляем0,450,240,230,410,600,660,570,67
6. Максимальная сила тяги при плавании баттерфляем в полной координации0,340,280,370,510,540,640,570,67
7. Максимальная сила тяги руками в плавании кролем на спине0,340,410,590,110,620,710,640,57
8. Максимальная сила тяга ногами в плавании кролем на спине0,530,340,380,120,580,640,650,57
9. Максимальная сила тяги плавания кролем на спине в полной координации0,460,110,550,410,660,670,660,69
10. Максимальная сила тяги руками в плавании брассом0,210,320,720,290,510,480,520,58
11. Максимальная сила тяги ногами в плавании брассом0,380,210,240,310,360,470,470,64
12. Максимальная сила тяги при плавании брассом в полной координации0,310,300,120,540,450,520,110,70

Взаимосвязь существенна при: Р спортивные способыбазовый этап (п=24) (г)этап углубленной специализации 0г=30), (г)ИССВЗО» водаИССВЗО» сушаИСВ2' сушаИССВЗО» водаИССВЗО» сушаИСВ2' сушакроль на груди0,490,490,63-0,420,650,56баттерфляй0,470,460,03-0,390,590,68кроль на спине0,420,330,13-0,440,360,58брасс0,410,320,270,400,480,60
Взаимосвязь существенна при: Р < 0,05: r = 0,40 r = 036
Р < 0,01; r = 0,51 r = 0,46
Взаимосвязь, установленная у пловцов этапа углубленной специализации между максимальной скоростью плавания и структурой силовой выносливости, отражает специфику методики силовой подготовки на этапе углубленной специализации. Как правило, развитие силовых возможностей пловцов данного этапа подготовки, проявляемых в неспецифических условиях, несколько опережает развитие сипы, проявляемой в специфических условиях водной среды. Замедленное развитие специфической силовой выносливости пловцов свидетельствует о необходимости целенаправленного развития силовых способностей пловцов в условиях водной среды на этапе углубленной специализации.
Регрессионный анализ подтвердил наличие установленных взаимосвязей, но предлагаемые математические модели являлись неадекватными. Коэффициент детерминации во всех случаях не превышал значения 031.
Взаимосвязь максимальной скорости плавания и характеристик техники плавания спортивными способами у пловцов на этапе базовой подготовки и углубленной специализации.
Анализ взаимосвязи максимальной скорости плавания и характеристик техники плавания спортивными способами показал, что на этапе углубленной специализации наиболее значимым является величина шага пловца, отражающая уровень силовой и технической подготовленности и темп движений (r = 0,43). У пловцов этапа базовой подготовки отмечена отрицательная взаимосвязь максимальной скорости плавания и временных характеристик гребка (время цикла r = 0,40; время проноса r = 0,58; время достижения 1-го пика реакции опоры r = 0,48; время достижения 2-го пика реакции опоры r = 0,46). Выявленная взаимосвязь градиента-1 и градиента-2 (r = 0,41; r = 0,45) с максимальной скоростью плавания у спортсменов этапа базовой подготовки свидетельствует о необходимости формирования умения наиболее полно реализовывать силовые возможности в гребковых движениях, быстро достигать оптимальных величин тяговых усилий во всех фазах гребка.

3.3 Межполовые различия силовой подготовленности и характеристик техники плавания у спортсменов этапа базовой подготовки

Сравнительный анализ взаимосвязи силовых показателей, проявляемых в неспецифических условиях, выявил сильную взаимосвязь с максимальной скоростью плавания только у спортсменок.
Девочки лучше, чем мальчики, реализуют умение концентрировать мышечное усилие на суше для достижения максимальной скорости плавания. Полученная зависимость подтверждает необходимость развития силовых качеств пловцов в неспецифических условиях на суше для локальной мышечной тренировки, способствуя улучшению межмышечной координации.
Из характеристик неспецифического проявления силовых качеств у мальчиков только скоростно-силовая выносливость в 30-секундной работе на тренажере имеет взаимосвязь с максимальной скоростью плавания, что отражает значимость фактора, обшей силовой подготовленности пловцов для увеличения максимальной скорости плавания.
У девочек также выявлена существенная взаимосвязь индекса скоростно-силовой выносливости в 30 – секундной работе на суше с величиной максимальной скорости плавания.
Корреляционный анализ взаимосвязи максимальной скорости плавания и характеристик силовой подготовленности, проявляемых в специфических условиях в плавании на привязи, позволил выявить некоторые межполовые различия.
У девочек выявлено большее количество показателей, характеризующих фактор специфической силовой подготовленности пловцов. Выявленная зависимость согласуется с методическими положениями теории и методики спортивной тренировки о разносторонней подготовке спортсменов на начальных этапах тренировочного процесса.
Установлено наличие взаимосвязи максимальной скорости плавания и характеристик сипы тяги руками и ногами при плавании кролем на груди и отсутствие аналогичной зависимости от максимальной силы тяги при плавании в полной координации, что характеризует процесс становления техники плавания. Так, например, методика целостно – раздельного метода обучения подразумевает первоначальное освоение отдельных элементов техники плавания с последующим целостным ее совершенствованием.
У мальчиков выявлена существенная взаимосвязь максимальной скорости плавания кролем на груди с максимальной силой тяги при плавании в полной координации (r = 0,71), что свидетельствует о зависимости достижения максимальной скорости плавания от хорошей скоординированности гребковых движений руками и ногами.
Анализ характера взаимосвязей временных характеристик техники плавания кролем на груди и максимальной скорости плавания показал, что у девочек и мальчиков этапа базовой подготовки величина максимальной скорости плавания в основном обусловлена укороченными (по времени) гребковыми движениями. И у мальчиков и у девочек установлена отрицательная взаимосвязь времени проноса руки над водой с максимальной скоростью плавания. В то же время, общее время цикла имеет отрицательную взаимосвязь только у мальчиков (r = 0,68). Это свидетельствует о способности девочек, имеющих различные временные характеристики взаимодействия гребущей поверхности рук с водой, достигать одинаковой скорости плавания при непременно быстром проносе руки над водой. У мальчиков более выражен темповой компонент техники плавания, что подтверждается значительной положительной взаимосвязью между характеристиками темпа и скорости при проплывают контрольного отрезка (r = 0,63). У девочек аналогичная взаимосвязь несущественна.
Установлено, что у мальчиков и у девочек максимальная скорость плавания обусловлена противоположно направленной зависимостью от величины импульса силы, характеризующего действие силы во времени.
Так, у мальчиков выявленная отрицательная взаимосвязь (r = 0,68) импульса сипы и максимальной скорости плавания подтверждает предположение об акцентированном «темповом» варианте плавания кролем на груди.
У девочек выявлена положительная корреляционная зависимость максимальной скорости плавания и величины импульса сипы (r = 0,69). Следовательно; для девочек этапа базовой подготовки важным для увеличения максимальной скорости плавания является создание условий для большего взаимодействия с опорой. Этого можно добиться или увеличением времени гребка при сохранении степени развиваемого усилия или увеличением максимальной силы, проявляемой в гребке, при сохранении его временных характеристик.
Силовые характеристики спортсменов, проявляемые во времени, в различные фазы гребкового движения, отражают особенности распределения силового усилия в специфических движениях. Количественную оценку характеру распределения дает показатель градиента. В плавании кролем на груди выделяют две основные фазы гребка, которые условно можно разделить на начало гребка (захват и подтягивание) и конец гребка (отталкивание и выход из воды).
Градиент-1 (скорость достижения максимальной величины реакции опоры в первой половине гребка) и градиент-2 (скорость достижения максимальной величины реакции опоры во второй половине гребкового движения) имеют существенную положительную взаимосвязь с максимальной скоростью плавания только у девочек. Девочки уже на этапе базовой подготовки способны достаточно успешно дифференцировать усилия во время гребковых движений, создавая тем самым большую скорость плавания. У мальчиков не выявлено какой-либо значимой взаимосвязи этих показателей. У девочек отмечена отрицательная взаимосвязь максимальной скорости плавания с величиной достижения 1-го пика реакции опоры (r = 0,71), что характеризует путь создания высокого значения градиента -1 – уменьшением времени достижения максимального усилия в начале гребка.
Несмотря на выделенные ранее различия во взаимосвязи максимальной скорости плавания с характеристиками техники плавания и показателями силовой подготовленности, проявляемой в специфических и неспецифических условиях, специальная силовая выносливость, проявляемая в плавании на привязи в течение 30-секунд, имеет одинаковую взаимосвязь с максимальной скоростью плавания. Это является показателем необходимости разносторонней силовой подготовки пловцов уже на начальных этапах тренировочного процесса. Использование средств и методов, адекватных уровню развития и подготовленности пловцов, позволит успешно решать задачи развития силовых способностей пловцов и совершенствования техники плавания.

Выводы

1. Структура силовой подготовленности пловцов на этапах базовой подготовки и углубленной специализации характеризуется следующими выделенными факторами: на этапе базовой подготовки – максимальная сила тяги руками на суше, максимальная сила тяги в воде (ногами, руками), показатели выносливости, регистрируемые в воде; на этапе углубленной специализации – максимальная сила тяги руками на суше, в воде (руками, ногами, в полной координации), показатели выносливости, регистрируемой на суше и в воде.
2. Предложенные математические модели позволяют прогнозировать максимальную скорость плавания по показателям силовой подготовленности пловцов на этапах базовой подготовки и углубленной специализации. Значения коэффициентов уравнений линейной множественной регрессии позволяют выделить значимые факторы, оказывающие наибольшее влияние на скорость плавания спортивными способами.
3. Установлена взаимосвязь максимальной скорости плавания и характеристик техники плавания; у спортсменов этапа базовой подготовки выявлена существенная взаимосвязь максимальной скорости плавания с характеристиками техники плавания способами кроль на труди (время цикла- r = 0,40; время проноса- r = 0,58; время достижения 1 пика реакции опоры- r = 0,48; время достижения 2 пика реакции опоры- r = 0,46) и брасс (импульс- r = 0,49); у пловцов этапа углубленной специализации установлена существенная положительная взаимосвязь максимальной скорости плавания и шага во всех спортивных способах плавания, (соответственно, r = 0,69; r = 0,63; r = 0,64; r = 0,38 в брассе), также динамических характеристик техники в способах плавания кроль на груди (r = 0,41) кроль на спине (r = 0,47) и баттерфляй (r = 0,39).
4. Неспецифическое проявление силовых способностей пловцов имеет корреляционную зависимость с максимальной скоростью плавания всеми спортивными способами только на этапе углубленной специализации.
У спортсменов этапа базовой подготовки существенная взаимосвязь неспецифического проявления силовых способностей с максимальной скоростью плавания выявлена только в плавании кролем на груди, и с величиной тяговых усилий на суше при имитации фазы гребкового движения в конце «гребка».
5. Проявление силовых качеств в специфических условиях водной среды (максимальная сипа тяги при плавании на привязи) имеет более тесную взаимосвязь с максимальной скоростью плавания спортивными способами на этапе углубленной специализации, чем на этапе базовой подготовки.
6. Выявлены существенные межполовые различия в плавании кролем на груди на этапе базовой подготовки; 1) девочки достигают максимальной скорости плавания в большей степени за счет дифференцированного распределения усилий в гребковых движениях; у мальчиков отмечена взаимосвязь максимальной скорости плавания и темпа движений: 2) у девочек максимальные силовые показатели и скоростно-силовая выносливость, зарегистрированные на суше, обуславливают достижение максимальной скорости плавания; у мальчиков только индекс скоростно-силовой выносливости, зарегистрированной в неспецифических условиях, имеет влияние на изменение максимальной скорости плавания; 3) у девочек выявлено большее количество взаимосвязей максимальных силовых показателей, зарегистрированных в специфических условиях, с максимальной скоростью плавания, чем у мальчиков.

Список литературы

1960
–1999 годах // Теория и практика физической культуры. – 1995. – №1. - С. 49. Современная система спортивной подготовки/ Под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. – М., 1995.
Бальсевич В.К., Запоражанов В.А. Физическая активность человека. Киев: Здоровья, 1987. -224 с.
Бауэр В.А. Научно-организационнные основы системы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации. Автореферат. Дим. Канд. Пед. Наук.-М., 1994.-26 с.
Большой энциклопедический словарь: В 2 т. – М., 1991. – Т. I.-С. 306.
Ботвинников А.Д. Организация и методика педагогических исследований. – М., 1981.
Булгакова Н.Ж. Учебник для ин – тов физ. культ. – М.: Физкультура и спорт., 1979. – 320 с.
Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студ. пед. институтов / Под ред. В.И. Журавлева. – М., 1988.
Володина В.С. Основы теории и методики физического воспитания. Учебное пособие. Красноярск: КГПИ, 1991. – 240 с.
Матвеев А.П., Мельников С.Б. Методика физического воспитания с основами теории: Учебное пособие для педагогических институтов и учащихся педагогических училищ. – М.: Просвещение. 1991. – 191 с.
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин – тов физ. культ. – М., 1991.
Петров П.К. Методика подготовки и защиты курсовых и выпускных квалификационных (дипломных) работ по специальности 0022300 – Физическая культура и спорт «Квалификация – педагог по физической культуре и спорту»: Учебное пособие. – Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2000. – 126 с.
Платонов В.Н. Теория и методика спортивной тренировки. – Киев: Виша школа. Головное изд – во, 1984. – 352 с.
Селуянов В.Н., Шестаков М.П., Космина И.П. Основы научно – методической деятельности в физической культуре: Учебн. Пособие для студентов вузов физической культуры. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 184 с.
Суслов Ф.П., Сыч В.Л., Шустин Б.Н. Современная система спортивной тренировки. Издательство «СААМ». М. – 1995. 448 с.
Теория и методика физического воспитания: Учебное пособие для студентов пед. ин – ов и пед. училищ. по спец №2115 «Начальная военная подготовка и физ. воспитания» и №1910 «Физ. культура.» / Б.М. Шиян, Б.А. Ашмарин, Б.Н. Минаев и др.; Под редакцией Б.М. Шияна. – М.: Просвещение, 1988. – 224 с.
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «академия», 2000. – 480 с.
Шлемин А.М., Брыкина А.Т. Гимнастика. Учебник для ин – тов физ. культ. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – 215 с.
Влияние тренировочной работы различной направленности на изменение характеристик техники плавания, силовых возможностей и ЭМГ./ Фомиченко ТГ., Балакши ТМ., Медведев В.П., Сорокина Г.В., Плотников А.В. / В сб. Актуальные вопросы современного плавания. – Волгоград: ВГИФК., 1993., 0,25 пл. (в соавторстве, авторские – 75%).
Балакши Т.М., Фомиченко T.Г., Медведев В.П., Управление произвольными двигательными действиями в локомоциях плавания. / Тез. докл. 1 межвуз. науч.-практ. конф.» Медицина, охрана здоровья. Физкультура и спорт.» – Волгоград: Перемена, 1994. – 0,15 пл. (в соавторстве, авторские – 60%).
Фомиченко T.Г., Балакши T.М., Кукушкин АА. Структура силовой подготовленности спортсменов – пловцов групп спортивного совершенствования ДЮСШ плавания. / Метод – рекоменд, для тренеров, специалистов по плаванию. - Волгоград: ВГИФК, 1996. – 0,75 п.л. (в соавторстве, авторские – 70%).
Фомиченко Т.Г., Балакши Т.М., Структура силовой подготовленности спортсменов-пловцов учебно-тренировочных групп ДЮСШ плавания./ Метод – реком. для тренеров и специалистов по плаванию. – Волгоград: 1996. – 0,75 п.л. (в соавторстве, авторские – 70%)
Балакши Т.М., Взаимосвязь максимальной скорости плавания спортивными способами и показателей максимальных силовых возможностей пловцов, проявляемых в специфических условиях водной среды. // Научные и методические проблемы физического воспитания, спорта и оздоровительной физической культуры. Вып. 2. – Волгоград: 1996. – 0,5 п.л.
Амосов Н.М. Разумеется о здоровье. – М., 1987. стр. – 64.
Антропов М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. – М., 1968. стр. – 147.
Веленский М.Я., Сафин Р.С. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей. – М., 1989. стр. – 54–58.
Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь. – М., 1995. стр. -121.
Олимпийская энциклопедия. – М., 1979. стр. – 158, 161.
Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура. – М., 2002. стр. -126,127–137.
Ильинич В.И.М. Физическая культура студента, 2000. стр. -380 – 397.
В.Д. Гончаров. Человек в мире спорта. – М., ФиС, 1987
Ильин Е.Л. психология физического воспитания: Учебник для институтов и факультетов физической культуры: 2-е изд., испр. И доп. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – 486 с.: ил.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986.
Матвеев Л.П. Общая теория спорта: Учебник. – М., 1997.

Комментарии:

Вы не можете оставлять комментарии. Пожалуйста, зарегистрируйтесь.