Статья: Влияние уровня двигательной активности на формирование функциональных систем
Оценка адаптационных возможностей и резервов организма учащихся представляет одну из сложных проблем современной физиологии, медицины, педагогики в связи со значительным возрастанием учебных нагрузок.
Дата добавления на сайт: 12 апреля 2025
Влияние уровня двигательной активности на формирование функциональных систем
Доктор медицинских наук Е.В. Быков Доктор биологических наук, профессор А.П. Исаев Кандидаты биологических наук А.В. Ненашева , С.А. Личагина А.М. Мкртумян, Южно-Уральский государственный университет, Челябинск
Оценка адаптационных возможностей и резервов организма учащихся представляет одну из сложных проблем современной физиологии, медицины, педагогики в связи со значительным возрастанием учебных нагрузок. Школьный фактор исключительно сложен по набору одновременно воздействующих на организм раздражителей и стимулов. Он включает в себя социальный, поведенческий, психологический и физиологический компоненты. Негативные тенденции в состоянии здоровья зачастую усугубляются некорректными педагогическими воздействиями, характерными для современной школы [4, 8, 11]. Медико-биологические исследования показывают, что обучение в школе носит стрессовый характер, а в критические периоды возрастного развития сопровождается снижением адаптационных возможностей организма, развитием целого ряда нозологических состояний. Наиболее значимым, на взгляд большинства исследователей, является гипокинезия [5, 7, 9]. Эта проблема особенно актуальна для учащихся школ крупного города: уроки физической культуры лишь на 10% ликвидируют двигательный голод, а естественная двигательная активность неуклонно снижается по мере перехода от класса к классу.
В условиях гипокинезии развиваются многочисленные нарушения обмена веществ, снижается резистентность организма, значительно ухудшается деятельность ССС: выявляются ее функциональные нарушения, низкие результаты кардиореспираторных проб у 66% [2, 3], 18 - 28% имеют повышенные цифры и 20% пониженные артериального давления [6].
Преобладание при гипокинезии катаболизма над синтетическими процессами в тканях и нарушение равновесия между этими фундаментальными процессами привели к тому, что современные российские дети в качестве основной причины дисгармоничного развития имеют низкую массу тела [1]. Показано, что учащиеся с недостаточным весом реже занимались в спортивных секциях, чем дети с нормальным весом, а дополнительную учебную нагрузку имели чаще. С другой стороны, гипокинезия влияет на распространение избыточной массы тела. Дети, которые смотрят телевизор не менее 4 ч в день, имеют более высокие показатели развития жировой клетчатки (рПоказатель
Оценка корреляционных связей изученных показателей дает представление о характере формирования функциональных систем. При этом выявлено наибольшее количество взаимосвязей у лиц 2-й и 4-й групп, что свидетельствует о наличии напряжения организма.
Последующий анализ позволил нам разбить все показатели на 7 кластеров в каждой из 4 групп. Ведущими показателями в 1-й группе были: уровень дикетонов, систолического давления лежа, холестерина, ХИ, коронарного индекса, динамометрии, окружность грудной клетки; во 2-й: окружность грудной клетки, систолическое давление, динамометрия, перераспределение сосудистой пульсации, результаты в беге на 1000 м и челночном беге, длительность фазы изгнания; в 3-й: амплитуда моды (АМо), масса тела, ХИ, фракция выброса, ударный объем в ортопробе, ИН в положении стоя, результат в беге на 1000 м; в 4-й: УО в ортопробе, масса тела, частота дыхания, динамометрия, результат в беге на 1000 м, уровень амплитуды реоволны голени в ортопробе, ХИ. Следовательно, характер применяемых физических нагрузок явно отражается на формировании ведущих признаков в функциональных системах. Например, у лиц 3-й группы прослеживается преобладание показателей, связанных с развитием качества выносливости (АМо, ХИ и УО, ИН и результаты в беге на 1000 м), а в 4-й - масса тела, динамометрия, уровень амплитуды реоволны голени (АРГ). В частности, известно, что развитие мышц голени необходимо борцам и гимнастам для удержания равновесия, а показатель АРГ отражает участие этого отдела периферического кровотока в регуляции системного артериального давления в этих видах спорта.
Заключение. Современная школа предъявляет повышенные требования к здоровью учащихся. Многочисленные изменения уровня здоровья школьников обусловлены воздействием информационных перегрузок на фоне прогрессивного снижения двигательной активности. Это делает весьма актуальной разработку системы мероприятий, направленной на улучшение ситуации как в целом в системе образования, так и на индивидуальном уровне. Новые подходы к разрешению данной проблемы определяет разработанная П.К. Анохиным общая теория функциональных систем, постулирующая, что не отраженные действия, а их результаты выступают в качестве ведущих факторов, организующих реакцию стресса (К.В. Судаков, 2000). Процесс адаптации можно рассматривать как процесс формирования системы, характеризующейся появлением новых свойств, которыми не обладает ни один из элементов этой системы (В.И.Медведев, 1998, с.13). Наиболее важным звеном функциональной системы следует считать поведенческую регуляцию. В данном случае можно говорить об образе жизни, направленном на укрепление здоровья средствами физической культуры в сочетании с другими возможностями (питание, пищевые добавки, психотренинг и т.д.). При этом уровень двигательной активности можно достаточно эффективно регулировать, используя его и в целях оздоровления, коррекции нарушений здоровья и в целях спортивной тренировки. Предлагая термин "тренирующая терапия" (или "кинезотерапия"), Т.В. Хутиев и соавт. указывают, что это область нагрузок от границы нормы и патологии (терапия) до границы спортивной тренировки (тренирующая терапия). Важность дозирования физических нагрузок оздоровительной направленности очевидна и в свете негативной оценки чрезмерных (спортивных) нагрузок на состояние здоровья (Ф.З. Меерсон и др.). Однако, как справедливо указывает К.В. Судаков (1996), стресс - не только медико-биологическая, но и социальная проблема, следовательно, разрешение данной проблемы требует осуществления мер государственного характера.
Выводы
1. Уровень и направленность двигательной активности формируют различные варианты функциональных систем.
2. Наблюдается относительная устойчивость показателей кардиореспираторной системы при нормировании двигательной активности.
3. Гипокинезия значительно ухудшает течение процессов адаптации (наличие дизадаптивных реакций гемодинамики, преобладание медленноволновых составляющих спектра, снижение активности антиоксидантных ферментов), что может приводить к развитию патологических процессов.
4. Объемные физические нагрузки ведут к повышенному расходованию микроэлемента магния, что требует его дополнительного введения в организм (рекомендуется использование препаратов панангин, аспаркам, компливит).
5. Концепция укрепления здоровья должна предусматривать формирование на индивидуальном уровне поведенческого стереотипа, направленного на повышение уровня двигательной активности учащихся, на общественном - создание центров здоровья непосредственно на базе образовательного учреждения.
Список литературы
1. Антропова М.В., Манке Г.Г., Бородкина Г.В. Физическое развитие и состояние здоровья учащихся // Здравоохранение РФ, 1997, № 3, с. 29 - 33.
2. Агаджанян Н.А., Ступаков Г.П., Ушаков И.Б. и др. Экология, здоровье, качество жизни (Очерки системного анализа). Москва - Астрахань: изд-во АГМА. 1996. - 260 с.
3. Бородкина Г.В. Состояние здоровья детей старшего школьного возраста при профилированном обучении // Педиатрия, 1994, № 4, с. 77 - 80.
4. Давыдов Б.И., Вавилова В.П., Коба В.И. Состояние здоровья школьников из экологически неблагоприятных условий проживания // Здравоохранение РФ, 1992, № 9, с. 17 - 19.
5. Коваленко Е.А., Гуровский Н.Н. Гипокинезия. - М.: Медицина, 1980. - 320 с.
6. Лебедькова С.Е., Кацкова Г.Б., Рахимова И.К. Распространенность и структура артериальных гипертензий в популяции детей 6-15 лет // Педиатрия, 1992, № 4-6, с.77 - 78.
7. Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам. - М.: Медицина, 1988. - 256 с.
8. Сидоренко Г.И., Румянцев Г.И., Новиков С.М. Актуальные проблемы изучения воздействия факторов окружающей среды на здоровье населения // Гигиена и санитария, 1998, № 4, с. 3 - 8.
9. Соколов Е.И. Эмоции, гормоны и атеросклероз. - М.: Наука, 1991. - 294 с.
10. Судаков К.В. Физиология. Функциональные системы. Курс лекций. - М.: Медицина, 2000. - 784 с.
11. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - М.: Медицина, 1991. - 272 с.
12. Ross E., Andersen R.D., Carlos J.Crespo et al. Relationship of Physical Activity and Television Waching With Body Weight and Level of Fatness Among Children. Results from the Third National Health and Nutrition Examination Survey. JAMA. - 1998. - 279. - P. 938 - 942.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта
http://lib.sportedu.ru/