Статья: Влияние занятий гидроаэробикой на освоение плавательных движений молодыми женщинами, не умеющими плавать

В последнее время существенно возрос интерес к различным оздоровительным видам физической культуры. Неуклонно растет популярность физической активности в воде. Скорее всего, это связано с увеличением времени досуга населения и с усилением внимания к здоровому образу жизни человека.


Дата добавления на сайт: 06 апреля 2025
Влияние занятий гидроаэробикой на освоение плавательных движений молодыми женщинами, не умеющими плавать
Профессор В.А. Аикин, О.Б. Галеева, Сибирская государственная академия физической культуры, Омск
В последнее время существенно возрос интерес к различным оздоровительным видам физической культуры. Неуклонно растет популярность физической активности в воде. Скорее всего, это связано с увеличением времени досуга населения и с усилением внимания к здоровому образу жизни человека.
Плавание - наиболее традиционная форма оздоровления. Общеизвестно его обширное влияние на функциональные системы организма. Плавание рекомендуется всем практически здоровым людям любого возраста без ограничения, а в ряде случаев оно может служить и лечебным средством. Однако регулярное проплывание одних и тех же \"оздоровительных\" дистанций - занятие не для всех интересное. Поэтому сейчас становятся популярными различные занятия физическими упражнениями в воде. К ним относятся ходьба и джоггинг в воде, силовая тренировка в воде, гидроаэробика, аквафит, аква-билдинг и др.
Под гидроаэробикой мы понимаем выполнение различных упражнений в воде под музыку с элементами плавания, гимнастики, атлетизма, йоги, хореографии и акробатики.
Основной задачей гидроаэробики является достижение оздоровительного эффекта у занимающихся, улучшение деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышение уровня развития физических качеств: выносливости, гибкости, силы и координации.
Гидроаэробикой часто приходят заниматься люди, не умеющие плавать по самым разным причинам. Это и водобоязнь, и заниженная самооценка, и нежелание показаться смешным в сравнительно немолодом возрасте (В. В. Пыжов, П.И. Трофимишин, 1990). Эти факторы затрудняют процесс обучения плаванию по стандартной методике.
Мы предположили, что разработанные в процессе исследований упражнения гидроаэробики будут способствовать эффективному обучению плаванию. Целью нашего исследования был поиск путей оптимизации оздоровительных занятий в воде, способствующих обучению плаванию. В задачу исследований входило изучение эффективности обучения плаванию в процессе занятий гидроаэробикой.
Для решения поставленной задачи были использованы следующие методы исследования: анализ и обобщение литературы, анкетирование, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент.
В эксперименте приняли участие 28 женщин в возрасте от 18 до 28 лет, не умеющих плавать. Занятия проводились 3 раза в неделю по 45 мин в период с марта по май 1995 года.
Среди неумеющих нами было проведено анкетирование, анализ которого показал, что все они уже когда-то ходили в бассейн или обучались где-то плавать, но не научились. Кроме того, у 7% из них наблюдались явные признаки водобоязни. Они были уверены, что уже не смогут освоить спортивные способы и поэтому не хотели обучаться.
Все испытуемые были разбиты на две группы, по 14 человек в каждой, и занимались в течение 25 занятий следующим образом: контрольная группа обучалась плавать по стандартной методике (Н.Ж. Булгакова, 1989), экспериментальная занималась гидроаэробикой по разработанной нами программе. В этой группе мы умышленно умолчали о задаче обучения плаванию.
Чтобы сформировать у занимающихся навык плавания, нами из числа упражнений гидроаэробики было выделено 60 (по 15 упражнений для каждого способа плавания) (рис. 1-4). Каждое упражнение имеет образное название, что позволяет не тратить времени на повторное объяснение.
В обычный комплекс гидроаэробики, который длится 45 мин и состоит из 45-50 упражнений, мы включили по 10 упражнений, способствующих обучению плаванию. Они повторяются под музыку от 12 до 36 раз в зависимости от сложности. При выборе музыкального материала мы учитывали темп произведения. Для упражнений на расслабление и растягивание использовалась музыка, звучащая в темпе 40-60 ударов в минуту (медленный темп). Для упражнений на мышцы спины, пле чевого пояса и ног - 60-80 ударов в минуту (средний темп). Для беговых, прыжковых и тан цевальных упражнений - 80-100 уда ров в минуту (быс трый темп).
На первых пяти занятиях (1-5-е) в комплекс гидроаэро бики мы включили упражнения с опо рой о стенки или дно бассейна. Зани мающиеся их легко выполняли, так как для этого не требо валось опускать лицо в воду.
На следующих пяти занятиях (6-10- е) выполнялись уп ражнения у бортика, прыжки с различной работой рук и ног. При разучивании упражнения выпо лнялись с произ вольным дыханием, а затем в согласовании с дыханием.
Начиная с 11-го занятия нами пред лагались упражнения с плавательной до ской, упражнения в парах. На 11-м занятии все испытуемые начали проплывать 15 м способом, когда ноги работают кролем, а руки брассом.
На последующих пяти занятиях (16-20-е) выполнялись такие упражнения, как \"плавание в облегченных условиях\" с постановкой руки на дно, с поддержкой партнера.
С 20-го занятия предлагалось проплывать
15 м спортивными способами в облегченных и обычных условиях.
Анализ результатов нашего эксперимента показал следующее: после периода обучения исходный уровень плавательной подготовленности изменился и в контрольной и в экспериментальной группах, в то время как до эксперимента он был одинаков.
По окончании программы обучения женщины контрольной группы проплывали 10 м двумя спортивными способами плавания. Однако испытуемые с признаками водобоязни не освоили программы и плавали с поддерживающими средствами, держась одной рукой за бортик бассейна.
Женщины экспериментальной группы по сравнению с контрольной все проплыли 15 м двумя способами по выбору (брасс, кроль на груди или на спине).
На наш взгляд, такой эффект обучения плаванию стал возможен по следующим причинам:
1. Упражнения гидроаэробики выполнялись на высоком эмоциональном уровне (занятия проводились под музыку), что позволило снять психогенную напряженность - одну из главных причин водобоязни.
2. В сравнении с общепринятой методикой нами использовался нетрадиционный комплекс упражнений, направленный прежде всего на формирование опорных реакций, необходимых для обучения плаванию. Эти упражнения характеризовались большим разнообразием траекторий. движений, выполняемых в различных плоскостях и с различными углами атаки.
Остановимся подробнее на каждом из предложенных упражнений (табл. 1-4).
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Разработанные и систематизированные нами средства гидроаэробики способствуют формированию опорных реакций, необходимых для обучения плаванию.
2. В процессе занятий гидроаэробикой возможно эффективное обучение неумеющих плгаать.
Рис 1. Упражнения гидроаэробики для обучения технике плавания способом \"дельфин\" (глубина бассейна 0,7 - 1,0 м)

Таблица 1. Упражнения гидроаэробики для обучения технике способа \"дельфин\"
Упражнение
Колич. раз
Темп
Примечание
1.\"ВОЛНА\"
И.п. - упор стоя сзади. 1-2 присед; 3-4 вставая, прогнуться.
12
медп.
Встать на носки, голову на зад
2. \"ЦАПЛЯ\"
И.л. -лежа на правом боку, правой рукой упор в дно, левой - хват за бортик. 1 -4 - движения ногами способом \"дельфин\". То же на левом боку.
24
средн.

3. \"МЕЛЬНИЦА\"
И.п. - стоя на коленях. 1 -4 - одновременные круги руками вперед.
12
средн.
Руки прямые
4. \"ВЫХОД НА РУКИ\"
И.п. - стоя на коленях, руки на бортике. 1-2-подняться; 3-4-и.п.
16
средн.
Стопы, как в способе -дельфин\"
5. \"ДЕЛЬФИНЧИК\"
И.п. - упор присев. 1-2 - прыжком скольжение, руки через стороны вперед; 3-4 рывком в и.п.
12
средн.
Вовремя прыжка лицо вниз
6. \"ПОПРЫГУНЧИК\"
И.п. - присед, руки впереди. 1 -4 - прыжок с кругом руками вперед.
24
быстр.
На один прыжок один круг руками
7. \"ХОДЬБА НА РУКАХ ПО ДНУ\"
И.п. - упор лежа. \"Шаги\" руками по дну, ноги работают способом \"дельфин\"
24
средн.

8. \"ПОДДЕРЖКА\" В ПАРАХ
Первый: и.п. - стоя, на коленях держит другого. Второй: и.п. - лежа на животе. Первый поднимает второго
12
быстр.

9. \"РЮКЗАК\" В ПАРАХ
Первый: и.п. - присед, хват руками за стопы другого, 1 -2 - прыжки вперед. Второй: и.п. - лежа на животе. 1-2 - круги руками вперед
36
быстр.

10. -ТОЛКАЧ\" В ПАРАХ
Первый: и.п. - присед, руки вперед. 1 -2 - прыжки вперед. Второй: и.п. - лежа на животе, руки на плечах первого. 1-2 - ноги работают способом \"дельфин\"
36
быстр.
Первый работает руками способом брасс
11. \"КАТАНИЕ НА ДОСКЕ\"
И.п. - сидя на доске, руки вперед. 1-4- круги руками вперед
24
среди.
Ноги не работают
12. \"ПОДЪЕМНЫЙ КРАН\" В ПАРАХ
Первый: и.п - широкая стойка, наклон вперед, руки вниз, держать второго за кисти. 1-4 - поднять второго. Второй: и.п. - лежа на животе позади первого, руки вперед
5
медп.
Второй выполняет упражнение на задержке дыхания
13. \"ПЛАВАНИЕ НА МЕСТЕ\"
И.п. - лежа на животе, зацепившись стопами за бортик, кисти на дне. 1-4- круги руками вперед
12
средн.

14. \"ПЛАВАНИЕ С ОПОРОЙ О ДНО\"
И.п. - упор лежа. Плавание \"дельфином\"
12
средн.
После каждого гребка поста вить руки на дно
15. ПЛАВАНИЕ В КООРДИНАЦИИ \"ДЕЛЬФИНОМ-
16
средн.

На рис. 1 и в табл. 1 даны упражнения гидроаэробики, способствующие обучению плаванию способом \"дельфин- (глубина бассейна 0,7-1,0 м).
Рис. 2. Упражнения гидроаэробики для обучения технике плавания способом кроль на спине (глубина бассейна 0,7 - 1,0 м)

Таблица 2. Упражнения гидроаэробики для обучения технике способа кроль на спине
Упражнение
Колич.раз
Темп
Примечание




1. \"КАРАКАТИЦА\"
И.п. - упор лежа сзади. 1-4-шаги по дну
24
средн.
Прогнуться
2.\"ЦАПЛЯ\"
То же, что в табл. 1, только ноги работают кролем
24
средн.

3.\"МЕЛЬНИЦА\"
То же, что в табл. 1, только круги руками попеременно
24
средн.

4. \"СТРЕЛЫ\" В ПАРАХ
И.п. - лицом друг к другу, упор лежа сзади, согнув ноги (уперевшись в стопы партнера). 1 -2 - резко выпрямить ноги, скольжение на спине
5
быстр.
Живот поднять к поверхности воды
5. \"ПРЫГАЮЩАЯ КАРАКАТИЦА\"
И.п. - присед, руки назад. 1-2 - прыжком скольжение 3-4 - и.п.
12
средн.

6. \"ПОПРЫГУНЧИК\"
То же,что в табл.1,только круги руками назад попеременно
24
быстр.

7. \"ХОДЬБА НА РУКАХ ПО ДНУ\"
то же,что в табл. 1, только ноги работают способом на спине
24
средн.

8. \"ПОДДЕРЖКА\" В ПАРАХ
То же, что в табл. 1, только второй лежит на спине
12
быстр.

9. \"РЮКЗАК\" В ПАРАХ
То же, что в табл. 1, только второй лежит на спине, круги руками попеременно
36
быстр.

10. \"ТОЛКАЧ\" В ПАРАХ
То же, что в табл.1, только второй лежит на спине, ноги работают кролем
36
быстр.

11.\"КАТАНИЕ НА ДОСКЕ\"
То же,что в табл.1, только круги руками назад попеременно
24
средн.

12. \"ТАЧКА\" В ПАРАХ
Первый: и.п. - хват руками за стопы партнера. Ходьба вперед. Второй: и.п. - лежа на слине, правая вверху, левая внизу. 1-4- попеременно круги руками назад
24
средн.
Первый держит ноги второго на уровне воды
13. \"ПЛАВАНИЕ НА МЕСТЕ\"
То же,что в табл. 1, только лежа на спине; круги руками назад попеременно
24
средн.

14. \"ПЛАВАНИЕ С ОПОРОЙ ОДНО\"
И.п. - Лежа на спине, одна рука упирается в дно. \"Плавание\" с постановкой руки на дно
24
средн.

15. ПЛАВАНИЕ В КООРДИ НАЦИИ НА СПИНЕ
36
средн.

На рис. 2 и в табл. 2 приведены упражнения гидроаэробики, способствующие обучению плаванию способом на спине (глубина бассейна 0,7-1,0 м).
Рис. 3 Упражнения гидроаэробики для обучения технике плавания способом брасс (глубина бассейна 0,7 - 1,0 м)

Таблица 3. Упражнения гидроаэробики для обучения технике способа брасс
Упражнение
Колич. раз
Темп
Примечание
1.\"ЛЯГУШКА\"
И.п. - стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях, ладони вперед. 1-8 - прыжки в приседе на месте
24
быстр.
На каждый прыжок коленями коснуться локтей
2. \"БРАСС ОДНОЙ НОГОЙ\"
И.п. - упор стоя на коленях, правая назад. 1 -2 - мах согнутой ногой в сторону; 3-4 -и.п. То же с другой ноги
24
быстр.
Коленом коснуться локтя
3. \"ЛАСТОЧКА\"
И.п. - присед, правая отведена назад. 1-2 - прыжки на левой, руки работают брассом. То же с другой ноги
36
средн.
На один прыжок один гребок руками
4. \"ВЫХОД НА РУКИ\"
То же, что в табл. 1
15
медл.

5. \"ПРЫГАЮЩАЯ ЛЯГУШКА\"
То же, что упр. 1 в табл. 3, только прыжки вперед
24
быстр.

6. \"СТРЕЛКА\"
И.п. - упор лежа, ноги согнуты для брасса. 1 -4 резко от толкнуться, скользить
5
быстр.

7. \"СЕД В БРАСС\"
И.п, - стоя у бортика, стопы развернуты. 1-2 - присед; 3-4 - и.п.
24
средн.

8. \"РАЗНОБОЙ\"
Плавание: руки - брассом, ноги - кролем
16
средн.
Акцент на руки
9. \"РЮКЗАК\" В ПАРАХ
То же, что в табл. 1, только второй работает руками брассом
36
быстр.

10. \"ТОЛКАЧ\" В ПАРАХ
То же, что в табл. 1, только у второго ноги работают брассом
36
быстр.

11. \"КАТАНИЕ НА ДОСКЕ\"
То же, что в табл.1, только руки работают брассом
24
средн.

12. \"ТАЧКА\" В ПАРАХ
То же, что в табл. 2, только второй лежит на животе, руки работают брассом
24
средн.

13. \"ПЛАВАНИЕ НА МЕСТЕ\"
То же, что в табл. 1, только руки работают брассом
24
средн.

14. \"ПЛАВАНИЕ С ПОДДЕР ЖКОЙ\" В ПАРАХ
Первый идет вперед, держа второго за пояс. Второй плывет брассом.
36
средн.

15. ПЛАВАНИЕ БРАССОМ В КООРДИНАЦИИ
36
среди.

На рис. 3 и в табл. 3 даны упражнения гидроаэробики, способствующие обучению плаванию способом брасс (глубина бассейна 0,7-1,0 м).
Рис. 4. Упражнения гидроаэробики для обучения технике плавания способом кроль на груди (глубина бассейна 0,7 - 1,0 м)

Таблица 4. Упражнения гидроаэробики для обучения технике кроля на груди
Упражнения
Колич.раз
Темп
1. \"ХОДЬБА НА РУКАХ ПО ДНУ\"
То же, что упр. 3 в табл. 1, только ноги работают кролем
24
средн.
2. \"ЦАПЛЯ\"
То же, что в табл. 1, только ноги работают кролем
24
средн.
3. \"МЕЛЬНИЦА\"
То же, что в табл. 1, только попеременные круги вперед
12
средн.
4. \"СТРЕЛЫ\" В ПАРАХ
И.п. - лицом друг к другу, упор лежа согнув ноги. 1-2 - резко выпрямить ноги, скольжение на груди
5
быстр.
5. \"КУЗНЕЧИК\"
И.п. - упор присев. 1-2 - прыжком скольжение; 3-4 - рывком в и.п.
16
средн.
6. \"ПОПРЫГУНЧИК\"
То же, что в табл. 1, только круги руками попеременно
24
быстр.
7. \"ПОДДЕРЖКА\" В ПАРАХ
То же, что упр. 8 в табл. 1
12
быстр.
8. \"РАЗНОБОЙ\"
То же, что в табл. 3
16
средн.
9. \"РЮКЗАК\" В ПАРАХ
То же, что в табл. 1, только второй выполняет круги руками попеременно
36
быстр.
10. \"ТОЛКАЧ\" В ПАРАХ
То же, что в табл. 1, только второй работает ногами кролем
36
быстр.
11. \"КАТАНИЕ НА ДОСКЕ\"
То же, что в табл. 1, только круги руками попеременно
24
средн.
12. \"ТАЧКА\" В ПАРАХ
То же, что в табл. 2, только второй лежит на животе
24
средн.
13. \"ПЛАВАНИЕ НА МЕСТЕ\"
То же, что в табл. 1, только руки работают кролем
12
средн.
14. \"ПЛАВАНИЕ С ОПОРОЙ О ДНО\"
То же, что в табл. 1, только упор в дно одной рукой
26
средн.
15. ПЛАВАНИЕ В КООРДИНАЦИИ КРОЛЕМ НА ГРУДИ
36
средн.
На рис. 4 и в табл. 4 даны упражнения гидроаэробики, способствующие обучению плаванию способом кроль на груди (глубина бассейна 0,7-1,0 м).
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта
http://lib.sportedu.ru/


Комментарии:

Вы не можете оставлять комментарии. Пожалуйста, зарегистрируйтесь.