Курсовая работа: Нарушение связной речи у дошкольников с ЗПР
Содержание
Введение
1. Задержки психического развития у детей
1.1 Характеристика, определение, возникновение, проявление ЗПР
.2 Виды нарушений психического развития у детей
1.3 Причины ЗПР. Оценка психического развития ребенка
1.4 Специфика игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
. Особенности формирования речи у дошкольников С ЗПР
2.1 Особенности формирования лексико-грамматической стороны речи
2.2 Формирование фонетической стороны речи у детей с ЗПР
2.3 Речевое общение детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
2.4 Понятия о готовности. Лингвистическая готовность
Заключение
Список литературы
Дата добавления на сайт: 27 сентября 2024
Скачать работу 'Нарушение связной речи у дошкольников с ЗПР':
Российский Государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
Курсовая работ по теме:
Нарушение связной речи у дошкольников с ЗПР
Содержание
Введение
1. Задержки психического развития у детей
1.1 Характеристика, определение, возникновение, проявление ЗПР
.2 Виды нарушений психического развития у детей
1.3 Причины ЗПР. Оценка психического развития ребенка
1.4 Специфика игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
. Особенности формирования речи у дошкольников С ЗПР
2.1 Особенности формирования лексико-грамматической стороны речи
2.2 Формирование фонетической стороны речи у детей с ЗПР
2.3 Речевое общение детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
2.4 Понятия о готовности. Лингвистическая готовность
Заключение
Список литературы
Введение
Речь - это форма общения, которая включает процессы построения и понимание высказывания. Речь ребенка рассматривается как специфическая, иерархически организованная деятельность. Как и любая другая деятельность, речь характеризуется мотивацией, целеустремленностью, определенной структурой. К функциям речи, кроме общения, относятся также познавательная и регулировочная функции. Вещание играет исключительно важную роль в формировании высших психических функций.
Под связной речью понимается развернутое, логическое, последовательное и образное изложение какого-либо содержания.
Связная речь - результат общего развития речи, показатель не только речевого, но и умственного развития ребенка.
Связное высказывание отражает уровень развития ребенка: умственного, речевого, эмоционального. Оно показывает, насколько ребенок владеет словарным богатством родного языка, его грамматическим строем, нормами языка; умеет избирательно пользоваться наиболее уместными для данного монологического высказывания средствами, то есть умеет употреблять слово, словосочетание, которое бы точно, полно, выразительно, грамотно отражало замысел говорящего [2, с. 16].
Ученые Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Л.В. Занков, Г.Ф. Гнездилов, Г.М. Дульнев, А.Н. Леонтьев, М.П. Феофанов, В.Г. Петрова М.А. Савченко, Е.Ф. Соботович, Г.А. Каше, Г.С. Певзнер изучали особенности психического развития детей с ЗПР, выявили характерные особенности их устной и письменной и связной речи.
Необходимым условием формирования социально активной, духовно богатой личности является овладение речью как средством общения. При ЗПР через общее недоразвитие психики обогащения опыта протекает замедленно и искаженно. Аномально развитые практическая и познавательная деятельности не могут способствовать быстрому накоплению представлений и не стимулируют появление новых интересов и потребностей. Ребенок не чувствует необходимости в речевом общении с окружающими.
Связная речь у детей с ЗПР самостоятельно формируется со значительными нарушениями. Необходима четко спланированная систематическая коррекционная работа логопеда, воспитателей, родителей, предполагающая проведение специальных коррекционно-развивающих занятий по осознанному формированию у детей связной речи, ее профилактике в различных видах деятельности при непосредственном участии педагогов.
Особый акцент в современном дошкольном образовании переносится на индивидуализацию и вариативность образования, в том числе и образования дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР). При этом значимость качества образования, а именно качества педагогической деятельности логопеда, воспитателя и других специалистов, работающих с детьми с ЗПР в системе дошкольного образования, возрастает. Одной из главных и начальных задач логопеда становится определение так называемого «контекста развития» каждого ребенка. Индивидуализация предполагает, что необходимо «выстраивать» взаимодействие с каждым ребенком с ЗПР, опираясь на его особенности.
Развитие связной речи является одной из задач профилактики и коррекции речевых нарушений дошкольников с ЗПР, ввиду того что у всех отмечается системное недоразвитие речи различной степени.
Все выше сказанное, позволило считать выбранную тему актуальной и определило цель исследования - изучить нарушение связной речи у дошкольников с ЗПР.
Для реализации поставленной цели, были выделены следующие задачи:
) Изучить научно-методическую и логопедическую литературу по теме исследования.
) Провести анализ обзора литературы.
1. Задержки психического развития у детей
.1 Характеристика, определение, возникновение, проявление ЗПР
психический задержка ребенок речь
Часто родители, слыша в адрес своего ребенка диагноз «задержка психического развития» (ЗПР), сильно пугаются и расстраиваются. В принципе, повод для огорчения действительно есть, но, как говорят в народе, «не так страшен волк, как его рисуют». Задержка психического развития - это ни в коем случае не умственная отсталость. При должном внимании отклонения в психическом развитии можно выявить уже на первых порах жизни малыша, а потому приложить необходимые усилия, дабы помочь ему развиваться в правильном русле.
Еще совсем недавно врачи с неоправданной легкостью ставили маленьким детям диагноз ЗПР, только лишь наблюдая какие-то не соответствующие возрасту нормы психического развития. Часто даже уговаривали родителей подождать, успокаивая их тем, что, мол, ребенок это «перерастет». На самом деле, такому ребенку очень необходима помощь, чтобы переломить ситуацию и скорректировать поведение и психику малыша. Ведь каждое отклонение в психическом развитии очень условно и индивидуально, может иметь множество причин и следствий.
Так что же такое - задержка психического развития? Это слабовыраженное отклонение в психическом развитии находиться где-то посередине между нормой и патологией. Приравнивать такие отклонения к умственной отсталости нет никакого повода - при своевременной диагностике и принятии необходимых мер ЗПР корректируется и устраняется. Задержка психического развития объясняется медленным созреванием и формированием психики. У каждого отдельного ребенка она может проявляться по-разному, отличаться и по времени и по степени проявления.
Но для того, чтоб подобрать наиболее подходящие методы коррекции при ЗПР, только лишь выявить причину, вызвавшую нарушения, не достаточно. Обязательно нужен клинико-психологический диагноз, который в последующем определит пути и методы коррекционной работы.
Сегодня специалисты подразделяют задержку психического развития на 4 типа. Каждый из них имеет свои особенности эмоциональной незрелости [8, c.220].
Первый тип - это ЗПР конституционального происхождения. Это так называемый психологический инфантилизм, при котором эмоционально-волевая сфера ребенка находиться как бы на более ранней ступени развития. Такие дети часто несамостоятельны, для них характерна беспомощность, повышенный фон эмоций, которые резко могут меняться на противоположные. Таким детям сложно принимать самостоятельные решения, они нерешительны и зависимы от матери. ЗПР такого типа сложно диагностировать, малыш с ней может вести себя весело и непосредственно, но при сравнении со сверстниками становиться видно, что он ведет себя младше своего возраста.
Ко второму типу относят детей с ЗПР соматогенного происхождения. Задержка психического развития у них вызвана регулярными хроническими или инфекционными заболеваниями. В результате постоянных болезней, на фоне общей усталости, развитие психики также страдает и не развивается полноценно. Также ЗПР соматогенного типа у ребенка может вызвать гиперопека родителей. Усиленное родительское внимание не дает малышу самостоятельно развиваться, чрезмерная опека препятствует познанию ребенком окружающего мира. А это приводит к незнанию, неумению, отсутствию самостоятельности.
Третий тип ЗПР - это тип психогенного (или неврогенного) происхождения. Такой тип задержки психического развития обусловлен социальными факторами. Если ребенком не занимаются и не обращают на него внимания, в семье часты проявления агрессии, как к малышу, так и другим членам семьи, психика ребенка сразу же на это реагирует. Малыш становиться нерешительным, скованным, боязливым. Все эти проявления - явления уже гипоопеки: недостаточного внимания к ребенку. Как результат, малыш не имеет представления о морали и нравственности, не умеет контролировать свое поведение и нести ответственность за свои поступки.
Четвертый тип - ЗПР церебрально-органического происхождения, - встречается чаще остальных. К превеликому сожалению, ведь прогноз его действия наименее благоприятен. Связано это с тем, что такой тип ЗПР обусловлен органическими нарушениями нервной системы. И выражаются они в мозговой дисфункции различной степени. Причинами ЗПР такого типа могут стать недоношенность, родовая травма, различные патологии беременности, нейроинфекции. Такие дети отличаются слабостью проявления эмоций, бедностью воображения.
Характеристика психических особенностей детей с ЗПР.
. Физические и моторные особенности. Дети с ЗПР характеризуются малым ростом и весом, по своим физическим особенностям напоминают детей младшего возраста, позже начинают ходить. Характерны недостатки моторики, особенно мелкой, затруднения в координации движений, проявления гиперактивности.
. Инфантильные психические особенности. Инфантилизм - первичное нарушение темпа созревания поздно формирующихся мозговых систем (лобных) в результате нарушения трофики. В первую очередь это замедление развития эмоционально-волевой сферы личности: эмоциональная незрелость, слабость мотивации поведения, игровой характер интересов, неспособность к волевому усилию, низкий уровень самоконтроля, неумение планировать свою деятельность.
. Особенности познавательных процессов. Познавательная деятельность характеризуется низким уровнем активности и замедлением приема переработки информации. Дети с ЗПР не имеют нарушения отдельных анализаторов, не нарушены абсолютные пороги чувствительности. Тем не менее, восприятие детей с ЗПР отличается крайне ограниченным объемом: они выделяют в объекте меньше признаков, чем здоровые дети, с трудом выделяют объект из фона. Дефекты восприятия обнаруживаются также в условиях, затрудняющих восприятие (необычное положение объекта). Память ограничена в объеме и непрочна. Непосредственное запоминание относительно легкого материала такое же, как и у здоровых детей (запоминание знакомых слов, однозначных чисел, элементарного текста). При отсроченном воспроизведении дети с ЗПР быстро забывают то, что ими было выучено. Основным приемом заучивания является многократное механическое повторение, зазубривание. Отстает запоминание сложного материала, требующего понимания, логических приемов переработки (классификации, выделения смысловых опор). Слабее у детей с ЗПР и непроизвольное запоминание (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками).
Внимание характеризуется крайней неустойчивостью, слабой концентрацией. Поэтому дети быстро утомляются на уроке. Мышление и речь особенно отстают в развитии. Наглядно-действенное мышление развито лучше, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое. Наглядно-действенные задачи дети решают гораздо лучше, чем словесно-логические. К моменту поступления в школу не сформированы элементарные логические операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Дети с ЗПР с трудом решают мыслительные задачи, особенно в словесно-логическом плане. Дети с ЗПР затрудняются в определении причинно-следственных отношений между явлениями. Эта особенность проявляется при составлении рассказов по серии сюжетных картинок. Представления бедны, схематичны, недостаточны общие знания. Как правило, дети смешивают понятия «время года» и «месяц», не могут рассказать об отличительных признаках времен года, часто путают осень и весну как сходные явления. Им легче отличать явления противоположного характера.
Неумение выделить существенные признаки предметов и явлений отражается на освоении элементарных общих понятий. Так, предметы мебели называются детьми с ЗПР словом «комната». Часто в качестве обобщающего слова используют наименование одного из представителей группы, употребленное во множественном числе (вместо слова «обувь» говорят «ботинки»). Многие дети с ЗПР знают обобщающие слова «посуда», «мебель», но оперируют ими неправильно, называя словом «мебель» посуду, убранство комнаты, электрическую бытовую технику. Запас видовых понятий у детей с ЗПР меньше, чем у их нормально развивающихся сверстников. Так, дети с ЗПР в среднем могут назвать 5 - 7 предметов, относящихся к одной группе; нормально развивающиеся дети - 9- 13 ее представителей. Дети с ЗПР позже, чем здоровые дети, начинают говорить. Речь бедна, примитивна. Ребенку требуется много усилий, чтобы пополнить свой активный словарь [8, c.241].
. Особенности обучения в школе. Дети стойко не успевают в массовой школе: не усваивают знаний, предусмотренных программой, т. к. не достигли того уровня развития, на который она рассчитана. Не формируется учебная мотивация - дети не хотят учиться. Наблюдается преобладание игровых мотивов и несформированность произвольного поведения. Ведущий вид деятельности - игра.
У некоторых детей с ЗПР в основе их дефекта лежит ММД (минимальная мозговая дисфункция), следствием которой является гиперподвижность ребенка. Прежде всего, гипердинамический синдром проявляется у детей, перенесших гипоксию, и у недоношенных детей. Характерна повышенная двигательная активность, невозможность на длительное время сосредоточиться на чем-то одном, легкая отвлекаем ость, быстрая смена настроений. Часто встречаются речевые нарушения, неразвитость мелкой моторики, трудности в самообслуживании, неловкость. Дети повышенно возбудимы, с двигательной беспокойностью, часто драчливы, агрессивны, импульсивны, сон поверхностный. Гипердинамичные дети крайне неусидчивы, находятся в постоянном движении. При этом их деятельность нецеленаправленна, ни одно дело не доводится до конца [8, c.242].
1.2 Виды нарушений психического развития у детей
Психическое развитие ребенка - сложный, генетически обусловленный процесс последовательного созревания высших психических функций, реализующийся под влиянием различных факторов внешней среды. К основным психическим функциям относятся: гнозис (узнавание, восприятие), праксис (целенаправленные действия), речь, память, чтение, письмо, счет, внимание, мышление (аналитико-синтетическая деятельность, умение сравнивать и классифицировать, обобщать), эмоции, воля, поведение, самооценка и др.
В. В. Лебединский выделяет шесть основных видов нарушений психического развития у детей [17]:
Необратимое психическое недоразвитие (олигофрения).
Задержанное психическое развитие (обратимое - полностью или частично).
Поврежденное психическое развитие - деменция (наличие предшествующего периода нормального психического развития).
Дефицитарное развитие (в условиях нарушений зрения, слуха, соматической патологии).
Искаженное психическое развитие (ранний детский аутизм).
Дисгармоническое психическое развитие (психопатии).
Задержки психического развития у детей и их коррекция являются актуальной проблемой детской психоневрологии. Термин «задержка психического развития» был предложен Г. Е. Сухаревой еще в 1959 г. Под задержкой психического развития (ЗПР) понимают замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами. ЗПР начинаются в раннем детском возрасте без предшествующего периода нормального развития, характеризуются стабильным течением (без ремиссий и рецидивов, в отличие от психических расстройств) и тенденцией к прогрессивному нивелированию по мере взросления ребенка. О ЗПР можно говорить до младшего школьного возраста. Сохраняющиеся признаки недоразвития психических функций в более старшем возрасте свидетельствуют об олигофрении (умственной отсталости).
Состояния, относимые к ЗПР, являются составной частью более широкого понятия «пограничная интеллектуальная недостаточность».
Распространенность задержек психического развития среди детского населения (как самостоятельной группы состояний) составляет 1%, 2% и 8-10% в общей структуре психических заболеваний. Задержки психического развития в качестве синдрома, естественно, встречаются значительно чаще.
Патогенез ЗПР малоизучен. Основным механизмом ЗПР является нарушение созревания и функциональная недостаточность более молодых и сложных систем мозга, относящихся главным образом к лобным отделам коры больших полушарий, которые обеспечивают осуществление созидательных актов поведения и деятельности человека. Единых форм систематически пограничных форм интеллектуальной недостаточности в настоящее время не существует. Наиболее подробной является классификация пограничных состояний интеллектуальной недостаточности, представленная Ковалевым Г. В. [11].
Существует деление ЗПР на первичную и вторичную. При этом вторичная задержка психического развития возникает на фоне первичного неповрежденного головного мозга при хронических соматических заболеваниях (пороки сердца и пр.), сопровождающихся церебральной недостаточностью.
В первые годы жизни в силу незрелости нервной системы у детей чаще наблюдается дисфункция созревания двигательных и общепсихических функций. Поэтому обычно в раннем детстве речь идет об общей задержке психомоторного развития с большей выраженностью отставания психических функций.
У детей, старше трех лет, становится возможным выделение уже более очерченных психоневрологических синдромов. Главным клиническим признаком ЗПР являются: запаздывание развития основных психофизических функций (моторики, речи, социального поведения); эмоциональная незрелость; неравномерность развития отдельных психических функций; функциональный, обратимый характер нарушений.
Если интеллектуальная недостаточность в дошкольном возрасте маскируется речевыми расстройствами, то в школьном возрасте она проявляется отчетливо и выражается в бедном запасе сведений об окружающем, медленном формировании понятий о форме и величине предметов, трудностях счета, пересказа прочитанного, непонимании скрытого смысла простых рассказов.
В отдельные формы интеллектуальной недостаточности Г. В. Ковалев выделяет интеллектуальную недостаточность, возникшую в результате дефектов анализаторов и органов чувств, при ДЦП и синдроме раннего детского аутизма.
1.3 Причины ЗПР. Оценка психического развития ребенка
Синдром ЗПР полиэтиологичен, основными причинами являются:
) перинатальные поражения центральной нервной системы (гипоксически-ишемического, травматического, инфекционного, метаболического характера; алгокольная и другие фетопатии);
) эпилепсия и эпилептические энцефалопатии;
) гидроцефалия (в т. ч. и гипорезорбтивные нарушения);
) краниостенозы;
) новообразования головного мозга;
) пороки развития головного мозга (дисгенезии мозолистого тела, голопрозэнцефалия, арахноидальные кисты и др.);
) наследственные болезни (фенилкетонурия, гистидинемия, гомоцистинурия и др.);
) митохондриальные заболевания;
)...
Похожие материалы:
Курсовая работа: РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВКурсовая работа: Игровая деятельность дошкольников с нарушением речи
Курсовая работа: Организация и проведение исследования по коррекции тревожности дошкольников с нарушениями речи
Курсовая работа: Особенности познавательной деятельности старших дошкольников с нарушениями речи
Курсовая работа: Развитие речи старших дошкольников