Квалификационная работа: Развитие элементов словесно-логического мышления у детей семи лет с нарушением речи

СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР(III УРОВНЯ)…………………….....7
1.1 Современные научные представления о словесно-логическом мышлении………………………………………………………………………..7
1.2 Особенности словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста……………………...……………………………………15
1.3 Особенности словесно-логического мышления старших дошкольников с
ОНР (III уровня)………………………………………………………………….19
ВЫВОД К ГЛАВЕ 1……………………………………………………………..23
ГЛАВА 2 НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ……………………………………. 25
2.1 Характеристика диагностической программы, применяемой для изучения словесно-логического мышления у детей 7 года жизни с ОНР (III уровня)…25
2.2 Представление и анализ результатов эмпирического исследования, направленное на изучение особенностей словесно-логического мышления дошкольников с ОНР (III уровня)………………………………………………28
ВЫВОД К 2 ГЛАВЕ……………………………………………………………43
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ …………………………………………………. 44
3.1 Характеристика коррекционно-развивающей программы по развитию элементов словесно-логического мышления у детей 7 года жизни с ОНР (III уровня)……………………………………………………………………………44
3.2 Описание формирующего эксперимента по развитию элементов словесно-логического мышления у детей 7 года жизни с ОНР (III уровня)…………..51
3.3 Сравнительный анализ эксперимента…………………………………….55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..60
ПРИЛОЖЕНИЕ

Дата добавления на сайт: 15 июня 2024


Скачать работу 'Развитие элементов словесно-логического мышления у детей семи лет с нарушением речи':


Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тульский государственный педагогический университет
имени Л.Н Толстого»
(ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого)

Кафедра специальной психологии

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Психология лиц с ограниченными возможностями здоровья»
на тему:
"Развитие элементов словесно-логического мышления у детей семи лет
с нарушением речи "
Выполнила: студентка 5 курса
группы (521241з)
заочной формы обучения

факультета психологии
направления подготовки
«Специальное (дефектологическое) образование»
профиль «Дошкольная дефектология»
Ермакова Оксана Владимировна
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук
Слюсарская Татьяна Вадимовна

Тула 2019
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР(III УРОВНЯ)…………………….....7
1.1 Современные научные представления о словесно-логическом мышлении………………………………………………………………………..7
1.2 Особенности словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста……………………...……………………………………15
1.3 Особенности словесно-логического мышления старших дошкольников с
ОНР (III уровня)………………………………………………………………….19
ВЫВОД К ГЛАВЕ 1……………………………………………………………..23
ГЛАВА 2 НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ……………………………………. 25
2.1 Характеристика диагностической программы, применяемой для изучения словесно-логического мышления у детей 7 года жизни с ОНР (III уровня)…25
2.2 Представление и анализ результатов эмпирического исследования, направленное на изучение особенностей словесно-логического мышления дошкольников с ОНР (III уровня)………………………………………………28
ВЫВОД К 2 ГЛАВЕ……………………………………………………………43
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ …………………………………………………. 44
3.1 Характеристика коррекционно-развивающей программы по развитию элементов словесно-логического мышления у детей 7 года жизни с ОНР (III уровня)……………………………………………………………………………44
3.2 Описание формирующего эксперимента по развитию элементов словесно-логического мышления у детей 7 года жизни с ОНР (III уровня)…………..51
3.3 Сравнительный анализ эксперимента…………………………………….55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..60
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в дошкольный период формируются все познавательные процессы. Среди, которых особое место занимает развитие и формирование мышления и речи. Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека. Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, то есть мыслить. Словесно-логическое мышление начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, активно формируется в начальных классах и развивается, совершенствуется в течение всей жизни человека. Таким образом, овладение языком, запасом слов и грамматических форм создает предпосылки для развития мышления.
Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом понимается такая форма речевой аномалии, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы: лексики, грамматического строя, фонетики (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина). [51] Поскольку речь и мышление тесно связаны между собой, следовательно, словесно-логическое мышление у детей с общим недоразвитием речи ниже нормы. Такие дети испытывают затруднения при классификации предметов, обобщений, явлений и признаков. Нередко их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом.
Развитие словесно-логического мышления дошкольников в своих трудах рассматривали Т.Д. Марцинковская, В.С. Мухина, Р.С. Немов, О.Н. Усанова. [26,27,28,50] Вопрос развития словесно-логического мышления при общем недоразвитии речи изучали В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Б.М. Гриншпун, Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.Е Левина, Е.М. Мастюкова, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховской, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. [7,16,51]Однако, проблема развития словесно-логического мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи в настоящее время является актуальной и требует дальнейшего поиска наиболее эффективных средств, направленных на коррекцию и развитие словесно-логического мышления у данной категории детей.
Как считают Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.И. Жаренкова, благодаря дидактической игре у детей с общим недоразвитием речи, к окончанию детского сада, наблюдаются значительные успехи в развитии мыслительных операций (нахождение характерных признаков предметов и явлений окружающего мира; сравнение, группировка, классификация предметов по признакам, обобщение, умозаключение), отмечаются положительные сдвиги в речевом развитии дошкольников. В свою очередь это способствует эффективному развитию словесно-логического мышления. [18]
Поэтому цель исследования – изучение словесно-логического мышления старших дошкольников с общим недоразвитием речи и составление коррекционно-развивающей программы, направленной на развитие словесно-логического мышления у данной категории детей.
Объект исследования – познавательная сфера старших дошкольников.
Предмет исследования – развитие элементов словесно-логического мышления у детей 7 года жизни с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
Проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме изучения и развития словесно-логического мышления дошкольников с общим недоразвитием речи.
Составить диагностическую программу и экспериментально выявить уровень и особенности развития словесно-логического мышления дошкольников с общим недоразвитием речи.
Методически обосновать и разработать коррекционно-развивающую программу, направленную на развитие элементов словесно-логического мышления дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования – учитывая полученные результаты диагностического исследования, особенности возраста и специфику нарушения, можно составить коррекционно-развивающую программу, направленную на развитие элементов словесно-логического мышления?.
Методы исследования:
-теоретические: анализ литературы по проблеме исследования, обобщение и систематизация теоретического материала;
-практические: опытно-экспериментальная работа; в диагностическую программу вошли следующие методики: «Что здесь лишнее?» (автор Немов Р.С.), «Раздели на группы» (автор Забрамная С.Д.) ,«Установление последовательности событий» (автор Забрамная С.Д., Боровик О.В.) ,«Умозаключения» (автор Э.Замбацявичене, Л.Чупров), «Нелепицы» (Р.С.Немов).
Методы обработки данных: количественный и качественный анализ полученных результатов.
Экспериментальной базой явился ГДОУ ТО «Щёкинский детский сад для детей ОВЗ». В исследовании приняли участие 7 детей с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития).



Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития словесно-
логического мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи
1.1 Современные научные представления о словесно-логическом мышлении а что у вас в объекте?
Мышление является особой формой человеческой деятельности, формирующейся в практике, когда у человека возникает необходимость решить какую-нибудь задачу. Л.С. Выготский неоднократно подчеркивал мысль о том, что психические процессы возникают в совместной деятельности людей и в их общении друг с другом. [8]
Развиваемые в отечественной психологии положения о том, что психические процессы возникают из внешней деятельности и являются продуктом онтогенетического развития, опираются на учения И.М. Сеченова и И.П. Павлова о рефлекторной природе психики. Известный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн определил мышление как аналитико-синтетическую деятельность коры головного мозга. Как считает С.Л. Рубинштейн, мышление – это движение мысли, развивающее связь, которая ведет от отдельного к общему и от общего к отдельному. Мышление – это опосредованное – основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований – и обобщенное познание объективной реальности [35].
Объективной материальной формой мышления является язык. Мысль становится мыслью и для себя и для других только через слово – устное и письменное. Благодаря языку мысли людей не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в поколение. Облекаясь в словесную форму, мысль вместе с тем, формируется и реализуется в процессе речи.
Отечественными исследователями в области психологии (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, О.К. Тихомиров и другие) всесторонне изучался вопрос о психологической структуре мышления, как одной из высших форм отражательной психической деятельности человека.[8,35,24,9,47] Согласно современным представлениям мыслительная деятельность (при наличии устойчивой познавательной потребности и задач) состоит из сложной иерархически организованной системы отдельных звеньев или этапов, представляющих собой взаимодействующие друг с другом разно-уровневые мыслительные процессы. Все эти звенья и этапы имеют в свою очередь сложно организованную структуру, включающую в себя такие «единицы» мыслительной деятельности как умственные действия и операции.
К базовым операциям мышления относят: сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение. Все эти операции являются различными сторонами основной операции мышления – «опосредования», то есть раскрытия более существенных объективных связей и отношений. Наиболее тесно с речью связаны сравнение, сериация и обобщение.
Сравнение - это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними. К.Д. Ушинский считал операцию сравнения основой понимания. Сравнение является часто первичной и вместе с тем и элементарной формой познания, так как тождество и различие, основные категории рассудочного познания, выступают сначала как внешние отношения. За операцией различения объектов стоит наглядное мышление. Нахождение сходства требует введение предмета (явления) в отвлеченную категорию, то есть за данной операцией стоит словесно-логическое мышление. По мнению А.Р. Лурии, умение различать созревает раньше, чем операция обобщения. Выявляя тождество одних и различия других вещей, сравнение приводит их к классификации [25].
Более глубокое познание требует раскрытия внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Это осуществляется, прежде всего, анализам и синтезом.
Анализ - это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его элементы, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств.
Синтез - это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Анализ и синтез - важнейшие мыслительные операции, в единстве они дают полное и всестороннее знание действительности. Анализ дает знание отдельных элементов, а синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знание объекта в целом.
Сериация – это способность выстраивать предметы в ряд на основе убывания или нарастания ведущего признака. Например, на этом принципе построен звуковысотный ряд. Сериация, как мыслительная операция проявляется и в умении соотносить два ряда предметов. Операция сериации как бы поддерживается в слова, например: улыбнулся–засмеялся – расхохотался; всхлипнул – заплакал – разрыдался.
Существеннейшими сторонами мышления являются абстракция и обобщение.
Абстракция - это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств. В процессе познания возникает необходимость не только проанализировать какой-либо предмет или явление, но и выделить для более углубленного изучения какой-либо один признак, одно свойство, одну часть, отвлекаясь (абстрагируясь) на время от всех остальных, не принимая их во внимание.
Абстракция лежит в основе обобщения - мысленного объединения предметов, явлений, слов в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования. Обобщение – это отбрасывание специфических, особенных, единичных (конкретных) признаков и сохранение тех, которые оказываются общими из ряда единичных предметов.
С.Л. Рубинштейн указывает, что абстракция и обобщение, в своих первоначальных формах укорененные в практике и совершающиеся в практических действиях, связанных с потребностями, в своих высших формах являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса раскрытия связей, отношений, при помощи которых мысль идет к все более глубокому познанию объективной реальности в ее существенных свойствах и закономерностях .[35] Это познание совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях.
Проанализируем основные формы мышления:
Понятие - это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов.
Мышление в понятиях всегда связано с включающимися в него представлениями. Представление наглядно-образно, отражает явление в его более или менее непосредственной данности, а в понятии преодолевается ограниченность явления, раскрываются его существенные стороны в их взаимосвязи. Понятие более развитая и всесторонняя форма познания, оно значительно шире и полнее отражает действительность, чем представление. При этом понятие и представление не просто сосуществуют и сопутствуют друг другу; они взаимосвязаны по существу.
Основное значение для мышления в понятиях имеет речь, слово. С точки зрения С.Л. Рубинштейна, наше мышление в понятиях – преимущественно словесное мышление. Понятие существует в виде значения слова, обозначается словом .[35]
Суждение - это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Суждение раскрывает содержание понятий. Знать какой-нибудь предмет или явление, значит, уметь высказать о нем правильное и содержательное суждение, то есть уметь судить о нем.
Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая
для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь,
найти ответ на вопрос, называется рассуждением.
Рассуждение имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит
к определённому выводу – умозаключению.
Умозаключение - это вывод из нескольких суждений, дающий нам
новое знание о предметах и явлениях объективного мира. Умозаключения
бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии .
В зависимости от того, какое место в мыслительном процессе занимают слово, образ и действие, как они соотносятся между собой, выделяют три вида мышления: наглядно-действенное, или практическое, наглядно-образное и словесно-логическое. Но, мы более подробно остановимся на словесно-логическом мышлении.
Словесно-логическое мышление – один из видов мышления, характерный использованием понятий, логических конструкций. Функционирует на базе языковых средств и представляет собой самый поздний из этапов исторического и онтогенетического развития мышления. В его структуре формируются и функционируют различные виды обобщений. Словесно-логическое мышление полностью протекает во внутреннем, умственном плане .[60]
С точки зрения Гамезо М.В., основными единицами словесно-логического мышления являются речемыслительное действие, внутренняя речь и значение слова .[10]
Речемыслительное действие – это комплекс мыслительных и речевых операций, включающих в себя: свою осознаваемую цель, направленную мотивом, личностным смыслом; свое содержание или операции, отвечающие
условиям выполнения действия (активная ориентировка в признаках предмета,
выделение существенных из них и их синтез, что соответствует отнесению
предмета к определенной понятийной категории; нахождение звукового
состава слов в соответствии с лексико-грамматическими правилами языка;
одновременное торможение побочных несущественных словесных альтернатив;
моторная реализация; контрольная часть действия, входящая также в состав
всех операций) (А.Р. Лурия). П.Я. Гальперин выделил четыре уровня действия,
а также операции: материальное действие (операция), внешне-речевое, умствен-
ное и перцептивное .[9] И.Т. Власенко в речемыслительном действии разли-
чает только перцептивную, умственную внутри-речевую и внешне-речевую
формы операций. Все эти операции по выполняемым ими функциям могут быть
разделены на три группы: ориентировочные, исполнительные и контрольные.
Внутренняя речь, по Л.С. Выготскому, – это особый самостоятельный момент речевого мышления, в котором сфокусированы все динамические
отношения мысли и слова. [8] Она возникает из внешней речи, является ее
психологической трансформацией, в которой наибольшее значение имеет ее крайняя ситуативность, обобщенность и фрагментарность. А.Р. Лурия отмечает, что мысль у человека связана с внутренней речью, и эта внутренняя речь воплощающая, формирующая известную мысль, носит сокращенный предикативный характер. [25]
Хотя внутренняя речь, выполняя главным образом функции мышления, не может быть средством непосредственного общения людей друг с другом она, тем не менее, выполняет важные подготовительные функции для общения людей. С точки зрения Е. Сикирич, при всех более или менее отсроченных сообщениях своих мыслей (предметных или словесных ассоциаций) мы предварительно фиксируем их с помощью внутренней речи, составляя с ее помощью мысленный план или нечто вроде конспекта будущего высказывания. [37] А.А. Леонтьев создание мысленного плана в процессе речепорождения назвал внутренним программированием. По мнению Н.И. Жинкина, данная программа складывается из «смысловых вех»,
то есть включает в себя отдельных, особенно важных для высказывания компонентов – таких, как субъект, предикат или объект, причем в той мере, в какой их взаимоотношение существенно для будущего высказывания, которые еще в свои исследованиях рассматривал А.А. Леонтьев. На этапе внутреннего программирования закладывается смысловая структура текста. Согласно концепции Н.И. Жинкина смысловое содержание текста может быть представлено как определенная иерархическая структура предикатов.[16] В этой иерархической структуре предикаты, раскрывающие главную мысль, определены как предикаты первого порядка, их уточняющие – как предикаты второго порядка (предикаты содержания), еще более детализирующие – как предикаты третьего порядка (предикаты стиля). Главная...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Развитие памяти, мышления у детей раннего возраста

Курсовая работа: ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ХАТХА ЙОГОЙ НА ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 11-12 ЛЕТ

Курсовая работа: Развитие и взаимосвязь речи и мышления

Квалификационная работа: ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 2-4 ЛЕТ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ САДУ

Квалификационная работа: РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ