Курсовая работа: Детский и подростковый алкоголизм

Актуальность темы исследования. Проблема алкоголизма представляет собой разветвленный комплекс социальных патологий, влияющих на нормальное функционирование общества. Решением этой проблемы, наряду с медицинскими и социальными работниками, занимается государство в целом, гражданское общество и различные общественные институты.

Дата добавления на сайт: 27 сентября 2024


Скачать работу 'Детский и подростковый алкоголизм':


Содержание
Введение
Глава 1. Социально-поведенческие характеристики подросткового алкоголизма
.1 Причины детского и подросткового алкоголизма
.2 Поведенческие особенности несовершеннолетних алкоголиков
Глава 2. Профилактика детского и подросткового алкоголизма
.1 Основные подходы в профилактической социальной педагогике по предупреждению алкоголизма подростков
.2 Социальная работа антиалкагольной направленности в отношении несовершеннолетних
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность темы исследования. Проблема алкоголизма представляет собой разветвленный комплекс социальных патологий, влияющих на нормальное функционирование общества. Решением этой проблемы, наряду с медицинскими и социальными работниками, занимается государство в целом, гражданское общество и различные общественные институты. Актуальной является разработка мер эффективной профилактики алкоголизма, наглядные примеры социальных и медицинских последствий потребления алкоголя, а также пропаганда здорового образа жизни.
Сегодня возрастает роль государства в решении проблем алкоголизма, особенно набирающего сейчас обороты детского и подросткового алкоголизма. Продолжает оставаться нерешенной проблема женского пьянства, негативно влияющего на демографическую ситуацию в стране, бытового пьянства и злоупотребления алкоголем в семьях и на работе.
Детский и подростковый алкоголизм - это проблема, которая еще 25 лет назад не волновала наше общество. Теперь картина, когда дети спокойно распивают пиво или коктейли, является привычной почти для каждого из нас. Кто-то называет детский алкоголизм проблемой отдельного социального слоя, но все чаще алкоголизм поражает детей всех слоев. Доступность алкоголя, нарушение законов о распространении алкогольных напитков, - все это становится причиной раннего алкоголизма.
Статистика подросткового алкоголизма в России неутешительна. Двое из трех подростков употребляют алкоголь. 0,5 литров после школы, 5-10 банок алкогольных напитков в неделю - таким образом, стабильно развивается зависимость. И самое страшное, что подросток не задает себе вопрос «а что дальше?» Беспечность и индифферентность к собственному будущему формирует падение нравственности и быстрое развитие подросткового алкоголизма.
Цель исследования: выявить особенности алкоголизма несовершеннолетних и дать характеристику основных направлений профилактики алкоголизма среди подростков.
Объект исследования: алкоголизм подростков.
Предмет исследования: особенности проявления алкоголизма среди подростков.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи исследования:
.Проанализировать состояние проблемы употребления алкоголя подростками.
2.Выявить факторы алкоголизации несовершеннолетних, мотивацию употребления спиртного подростками, а также поведенческие особенности несовершеннолетних потребителей спиртного.
.Обосновать теоретико-методические основы профилактики, алкоголизма в подростковой среде.
.Определить педагогические условия эффективности профилактики алкоголизма среди подростков.
Глава 1. Социально-поведенческие характеристики подросткового алкоголизма
1.1 Причины детского и подросткового алкоголизма
Выявление раннего алкоголизма - сложная задача. Даже специалисты-наркологи, имеющие дело с взрослыми, больными алкоголизмом, нередко оказываются в затруднении. Объясняется это тем, что злоупотребление спиртными напитками у детей и подростков выглядит иначе, чем у взрослых; социальная позиция, биологическая основа иные. Поэтому ранние формы алкоголизма качественно отличаются и в предпосылках, и в клинике, и в последствиях.
Опыт человечества свидетельствует о том, что генетическая предрасположенность к алкоголизму может существовать. Известно, что в случаях семейного алкоголизма, когда пьют несколько кровных родственников, дети пьянствуют часто. Но особенно высокая частота пьянства детей наблюдается, если фон семейного алкоголизма дополнительно отягощается преступностью, антисоциальным поведением старших. Из этого можно сделать вывод, что пьянство возрастает при отягощенной не только алкоголизмом, но и другими личностными отклонениями наследственности.
Потомство пьяниц биологически неблагополучно. Поэтому не удивительно, что некоторые биохимические характеристики таких детей особенны. В том числе те звенья обмена веществ, которые ответственны за восприятие алкоголя. Так, у детей алкоголиков при приеме спиртных напитков очень быстро возрастает концентрация этанола в крови, у них больше концентрация ацетальдегида в равный отрезок времени, чем у лиц со здоровой наследственностью. Но при этом, как показали американские исследователи, субъективное ощущение опьянения чувствуется меньше, появляется «жадность» к напиткам, чтобы опьянение ощутить. Отсюда - большая вероятность развития алкогольной болезни. Эта вероятность в 4 раза больше, чем у детей здоровых родителей.
Высокая частота пьянства детей алкоголиков обусловлена как генетическими факторами, так и примером поведения старших. Очень важно следующее обстоятельство. Если ребенок родился, когда родители не употребляли спиртного, то в дальнейшем пьянство родителей вызывает у него отвращение и он может стать трезвенником. Если он родился, когда родители уже пьянствовали, он начинает пьянствовать тоже. В этом можно видеть еще одно доказательство роли психического нездоровья ребенка из алкогольной семьи, проявляющееся в его неспособности сопротивляться злоупотреблению. Для того чтобы эти дети с годами начали пьянствовать или употреблять наркотики, довольно их психической недостаточности, неспецифической предрасположенности к неправильному поведению, неблагополучия микросреды. Специфическая, генетическая предрасположенность к алкоголизму здесь не необходима.
Против абсолютной роли генетической предопределенности свидетельствует факт быстрого распространения пьянства при попустительстве общества, колебания его размеров в зависимости от социальных обстоятельств. Поэтому исследователи сейчас предпочитают говорить не о генетическом, а о «семейном» алкоголизме.
Существует несколько типов семьи, в которой ребенок начинает потреблять спиртные напитки чаще, чем в других семьях. Формальные характеристики (социально-демографические) важны, но не они главные. Так, по данным социологических исследований, пьющие подростки в 31% случаев жили в структурно нарушенной семье (у неупотребляющих алкоголь подростков структурно нарушенная семья была в 12% случаев). У 51% подростков отношения между родителями были конфликтными даже при структурно целой семье (у неупотребляющих - у 21%), имели низкий образовательный уровень в 54% (у неупотребляющих - 15%), внимание детям было недостаточным в 53% семей (у неупотребляющих - в 13%). С другой стороны, показано, что у лиц с крайними формами психореактивного поведения (но не страдающих алкоголизмом!) конфликтные отношения родителей были в 85-88%, семьи родителей в состоянии распада или неполные - в 55-60%, безнадзорность детей наблюдалась в 40-55% случаев.
В то же время об ограниченной роли плохого материального обеспечения, безнадзорности и неполной семьи свидетельствует история. Во времена революции в нашей стране, в гражданскую и Великую Отечественную войны, в годы нового строительства, индустриализации, когда родители отсутствовали или тяжко трудились, дети вырастали без опеки и материального достатка. Тем не менее, за исключением детей, активно вовлеченных в криминальную среду, проблемы злоупотребления подростками алкоголем не существовало. Исторический опыт склоняет к признанию роли примера, поскольку в упомянутое время алкоголизм у взрослых был редкостью.
Современные дети видят примеры пьянства с ранних лет. В детских садах до 75% детей играют в «застолье» (иногда кто-то из детей в игре выполняет роль «тамады» с характерными выражениями, например: «после первой не закусывают»; в игре дети воспроизводят внутрисемейные торжества, виденные ими); 34% девочек и 43% мальчиков уже пробовали пиво; 13% девочек и 30% мальчиков - водку. Число «пробовавших» растет с годами, достигая 75% к старшим классам школы. Таким образом, дети не только наблюдают винопитие, но и принимают в нем участие. Однако лишь в отдельных случаях начинает подросток злоупотребление. При этом пьянство в окружении бывает столь распространено, что не употребляющий спиртное подросток вызывает удивление: почему он не пьёт?
Если жизненные обстоятельства детей дают им возможность выбора: пить или не пить, то чем определяется этот выбор? Дошкольники знают, как пьют и как выглядит опьянение, поэтому к тому возрасту, когда дети могут достать спиртное самостоятельно, у них должно быть некоторое отношение к алкоголизации. Есть основание полагать, что в течение своей пока короткой жизни дети проходят фазы отношения к пьяным и к действию алкоголя: отрицательное - снисходительное и, в некоторых случаях, положительное. Маленьких детей пьяные пугают своей необычностью, этот испуг поддерживается реакцией старших, опасливо отстраняющих малышей от пьяных. Снисходительность появляется в 5-7 лет, при этом, прежде всего - к нетрезвому отцу.
Формирующее действие на поведение детей оказывают два фактора: норма (требования) и пример (подражание). На самых маленьких действуют нормы, установленные родителями (требования родителей). В дошкольном возрасте появляется восприимчивость, к примеру, сверстников. В младшем подростковом возрасте дети начинают быть чувствительными к нормам, требованиям сверстников. Влияние родителей падает. Старшие подростки продолжают принимать норму сверстников, но становятся чувствительны и к норме родителей, пример родителей начинает на них влиять; в этом периоде подражание, пример сверстников постепенно утрачивает значение.
Россия - одна из самых пьющих стран в мире. Это не могло не отразиться на детях и подростках. Официальной статистки подросткового алкоголизма в России нет. Однако учитывая то, что 5 миллионов россиян - хронические алкоголики, можно лишь догадываться какой процент из них - это дети и подростки. Согласно анонимным опросам, проводимых в школах, дети в среднем пробуют алкоголь в возрасте 12 лет. Систематически потребляют алкоголь в России каждый третий юноша и каждая пятая девушка. Согласно статистическим данным, средний возраст начала употребления спиртного за последние годы снизился на 5 лет.
Особому риску развития заболевания подвержены дети, зачатые родителями в состоянии алкогольного опьянения или дети, матери которых в период беременности продолжали употреблять алкоголь. Согласно исследованиям, проводившимся педиатрами совместно с наркологами, 75% детей, зачатых в состоянии алкогольного опьянения, имели различные отклонения в физическом и психическом развитии, которые проявлялись в первые 7 лет жизни.
У таких детей появляется склонность к употреблению алкоголя, как правило, первый раз они пробуют спиртное в возрасте от 10 до 13 лет. Состояние опьянения им нравится. Та эйфория, которая возникает у них на фоне первых проб спиртного, чётко фиксируется в их сознании и даже в случае тяжёлых форм опьянения не возникает страха и отвращения к спиртному.
Беременные женщины часто не задумываются о том, какой вред они наносят своему будущему малышу, употребляя спиртное. В этом случае ребенок заболевает алкоголизмом еще в утробе матери. У регулярно выпивающих матерей дети рождаются уже больными алкогольной зависимостью с выраженным абстинентным синдромом после родов. Это грозит ребенку не только отставанием в развитии, но и различными патологиями: врожденные пороки сердца, дефекты в строении верхней и нижней челюсти, глазные аномалии, неправильное развитие суставов, ДЦП. Для детей родителей, страдающих алкоголизмом, характерно отставание в весе и росте, а также маленький размер головы. Со временем специалисты отмечают у таких детей рассеянность, снижение памяти, склонность к необдуманным поступкам и часто - к немотивированной агрессии и жестокости. 40-60% из них страдают олигофренией, умственной отсталостью, задержкой психического развития.
В формировании алкогольных привычек большую роль играют алкогольные традиции в семье. Ребенок закрепляет поведенческие навыки через подражание родителям.
Дети, живущие в семьях алкоголиков, часто подвергаются насилию со стороны родителей, что приводит к формированию страхов, чувства вины, ненужности, бессилия. У таких детей в разной степени выражены нарушение внимания, памяти, плохо формируются мыслительные операции. Становление личности также имеет свои особенности. Дети, как правило, более впечатлительны, эмоциональны, внушаемы, долго помнят нанесенные им обиды, часто испытывают страхи. Вместе с тем, характерная особенность таких детей - неумение выражать свои чувства («эмоциональная тупость»).
С переходом в подростковый возраст ребенок сталкивается с новыми жизненными ситуациями, в которых ему необходимо адаптироваться, занять определенное положение в кругу сверстников. Так как подростки, родители которых страдают алкогольной зависимостью, часто ограничены в адаптационных возможностях и интеллектуальной сфере, у них начинают проявляться асоциальные формы поведения, и очень часто они становятся инициаторами первых проб алкоголя. Эти пробы оправдывают стремление казаться взрослыми, копирование «героев», употребляющих спиртное в телепередачах и художественных фильмах. Даже если подросток не является лидером среди сверстников, стремление удержаться в группе заставляет его употреблять спиртное наравне с другими. Любопытство, незанятость свободного времени, уход от проблем, самоутверждение - все эти факторы способствуют формированию алкогольного поведения у подростков. Все большую популярность приобретает употребление слабоалкогольных напитков: пиво, коктейли. Однако этиловый спирт, содержащийся в любом, даже слабоалкогольном напитке, вызывает привыкание. Особенно это касается детей, у них алкогольная зависимость формируется менее чем за полгода.
Приобщение к алкогольным напиткам становится событием. Родители почему-то уверены, что они должны дать ребенку попробовать алкоголь в кругу семьи, чтобы он постепенно учился пить. Общество формирует установку, что пить все равно придется, а значит, лучше научиться раньше, чем позже. Так развивается детский алкоголизм, лишающий детей самого дорогого - времени для обучения, развития талантов, культурного обогащения.
Статистика подросткового алкоголизма в России приводит следующие данные:
Родители приобщают детей к алкоголю в возрасте до 10 лет в 60% случаев.
Подростки, систематически потребляющие алкоголь учатся неудовлетворительно (77%), удовлетворительно (22%) и хорошо (1%).
Подростки, принимающие алкоголь, редко читают или вовсе не читают, и это при том, что пик развития эрудированности приходит на старшие классы.
91% алкозависимых детей, - выходцы из неблагополучных и социально неустойчивых семей.
53% алкозависимых детей - не получают должное внимание и уход от своих родителей.
Учитывая то, что подростковый алкоголизм в России имеет стихийный характер, можно уже сейчас говорить о последствиях всенародного спаивания молодежи. Помимо проблем с социальной адаптацией ребенок значительно вредит своему здоровью, что впоследствии отразится не только на длительности, но и на качестве его жизни. Ниже представлен перечень опасностей, ожидающих пьющих подростков:
Беспорядочная половая связь, которая приводит к:
истощению и ослаблению половых функций до детородного возраста;
нежелательной беременности (аборт, проблемы с женским здоровьем, нежеланные дети);
венерическим заболеваниям.
Нарушение работы желудочно-кишечного тракта.
Болезни печени, ослабевание её функций.
Сбои и непоправимые изменения в работе эндокринной системы.
Повышенная восприимчивость к инфекционным, воспалительным и вирусным заболеваниям (туберкулезу, циститу, гепатиту).
Сбои в работе сердечнососудистой системы.
Патологическое изменение состава крови.
Эмоциональные, психические расстройства. Падение нравственности, честолюбия, трудоспособности. Пропадают любые желания и стремления.
Детский алкоголизм в отличает от взрослого развивается гораздо быстрее. Ребенок привыкнет к бутылке пива раньше, чем его непьющий родитель. Это усложняет течение детского алкоголизма и отягощает методы лечения. Кроме того, неустоявшийся морально подросток алкоголик слабо понимает вред алкоголя, и ему уже достаточно сложно будет адаптироваться к правильному образу жизни.
.2 Поведенческие особенности несовершеннолетних алкоголиков
Для оценки роли внешних влияний, в частности влияния сверстников, целесообразно рассмотреть некоторые особенности поведения подростков: отклонения в поведении и значение этих отклонений.
Потребление алкоголя детским организмом является большим стрессом для него. В тот период, когда формируется эндокринная система, развиваются половые признаки и устанавливается нервная система, попадание яда может оказать критическое влияние. У детей еще не образован фермент, расщепляющий спирт, вот почему дети привыкают к алкоголю быстрее взрослых. Критически влияет спиртное на нервную систему ребенка. Нарушение памяти, неспособность учиться, отсутствие терпения, низкий интеллект и слабое мышление - вот далеко не полный перечень возможных отклонений.
Некоторые характеристики поведения пьющего спиртные напитки подростка известны. Установлена прямо пропорциональная связь злоупотребления алкоголем, криминальности, дурной компании, неуспеваемости и большого количества свободного времени. Однако значение этих факторов различно. Так, не все, кто плохо учатся, злоупотребляют спиртными напитками, с другой стороны, пьянство в течение какого-то времени иногда не отражается на успеваемости (в тех случаях, когда требования в школе и среднем специальном учебном заведении занижены). У лентяя, не интересующегося учебой, которому всегда «на дом ничего не задавали», принимает он спиртное или нет, свободного времени, как правило, больше, чем у прилежного ученика. Пьянство и криминальность, дурная компания нередко не связаны причинно, а являются равноценными следствиями единой причины. Чем больше мы пытаемся понять, что такое «норма» поведения подростка, тем слабее кажутся связи пьянства и поведения. Во многих случаях то, что считается нормой, вызывает большое сомнение. Пример - так называемые ватаги подростков. Банальный взгляд видит в группах подростков норму. Однако психологический анализ поведения группы и ее сочленов допускает вывод, что ватага подростков - явление во многих случаях нездоровое, пример отклоняющегося, девиантного поведения.
Разумеется, объединение ровесников распространено в различных возрастных группах. Но каждой возрастной группе присущ определенный характер взаимодействия и интересов сверстников. Эти взаимодействия, интересы все же не поглощают личность полностью, и группа никогда не служит единственной формой самовыражения.
Группа маленьких детей не является группой в...

Похожие материалы:

Реферат: Детский алкоголизм

История болезни: Алкоголизм II стадии, непрерывное течение, высокая степень прогредиентности

Реферат: Детский церебральный паралич. Сирингомиелия. Рассеянный склероз

Реферат: Пивной алкоголизм возвращается

Курсовая работа: Ранний детский аутизм 2