Реферат: Человеческая память и процесс обучения

Память представляет собой процесс сохранения во времени информации, полученной в результате взаимодействия человека с окружающим миром и/или в результате собственной деятельности.

Дата добавления на сайт: 21 сентября 2024


Скачать работу 'Человеческая память и процесс обучения':


1. Понятие «память»
Память представляет собой процесс сохранения во времени информации, полученной в результате взаимодействия человека с окружающим миром и/или в результате собственной деятельности.
Память отличается от других психических процессов. Специфичность положения памяти заключается в том, что она не является самостоятельным познавательным процессом. Ее основная функция - закрепление материала, полученного через другие процессы. Тогда возникает закономерный вопрос: а где проходит граница между памятью и восприятием, мышлением, осознанием или пониманием? Что является ее результатом?
В отличие от восприятия, мышления и остальных психических процессов память непосредственно не направлена на отражение окружающего мира. Она имеет дело с отражениями второго порядка, которые называются представлениями.
Представление - это хранящийся в памяти субъективный чувственный образ предыдущих восприятий. Представления бледнее и беднее образов восприятия. Это объясняется тем, что восприятие всегда поддерживается силой воздействия на органы чувств непосредственно воспринимаемых объектов, а представления такой поддержки не имеют. Представления строятся на образах прошлых восприятии, поэтому многие детали воспринимавшихся ранее предметов, явлений и событии в них нередко сливаются или стираются. Кроме того, представления отличаются от восприятий своей изменчивостью, непостоянством и возможностью «реконструкции» - преобразования механизмами воображения.
В отличие от других познавательных процессов в памяти устанавливаются не связи и отношения самих объективных вещей, а отношения субъективных представлений о вещах к сложившейся картине индивидуального опыта. Память не добывает нового знания о вещах, а лишь реконструирует и организует уже обретенное. Если она конструирует новое знание, то не посредством взаимодействия с самими вещами, а путем реорганизации отвечающих им представлений.
Феноменология памяти (т.е. факты, совокупность которых описывает явление памяти) представлена двумя блоками:
Факты, связанные с работой памяти в процессе переработки текущей информации (включая ее последующее использование);
Факты участия памяти в порождении знаний, в процессе понимания и при построении мыслительных (ментальных) моделей среды.
Первый блок фактов касается описания основных мнемических процессов и видов памяти.
память темперамент педагогический толстой
2. Классификация видов памяти, ее основные процессы
Существует два основных вида классификации видов памяти - по характеру психической активности, которая сопровождает запоминание и фиксируется в памяти, и по длительности сохранения материала (табл. 1).
Таблица 1. Классификация видов памяти
По характеру психической активности По продолжительности сохранения материала По участию воли в процессе запоминания По способу заучивания
Образная Мгновенная Произвольная Механическая
Эмоциональная Кратковременная Двигательная Оперативная Непроизвольная Смысловая
Словесно-логическая Долговременная Обе эти классификации являются независимыми друг от друга - например, в кратковременной памяти может храниться информация словесно-логического или двигательного характера.
Разберем подробнее эти классификации видов памяти.
По способу заучивания. В зависимости от приемов заучивания различают механическую и смысловую память. Первая - это запоминание информации путем многократного повторения в той форме, в которой она воспринимается, без ее преобразования и анализа. Смысловая память представляет собой запоминание не внешней формы, а смысла изучаемой информации. При этом последняя связывается с уже имеющейся информацией и по-новому структурируется.
По участию воли в процессе запоминания. Термином «непроизвольная память» обозначают процесс запоминания, который происходит без всяких усилий, как бы «автоматически». Этот вид запоминания характерен для сильных или необычных сигналов внешней среды, вызывающих эмоции и чувства, в частности, интерес.
Произвольная память подразумевает случаи, когда перед человеком стоит задача запомнить ту или иную информацию и человек прилагает определенные волевые усилия для реализации данной задачи.
По характеру психической активности. В образной памяти хранятся образы: зрительные представления, звуки, запахи. Соответственно выделяют отдельно зрительную, слуховую, тактильную, обонятельную, вкусовую и другие виды памяти.
В эмоциональной памяти содержатся воспоминания о чувствах и эмоциях, которые когда-то переживал человек.
Двигательная память лежит в основе запоминания и воспроизведения движений.
Словесно-логическая память содержит информацию не в виде образов, а в виде словесных понятий (в том числе абстрактно-логических) или чисел. Это память на смысл изложения, его логику, на соотношение между элементами информации, получаемой в словесной форме.
Соответственно, у бухгалтера должна быть хорошо выражена словесно-логическая память, у владельца магазина - зрительная, у музыканта - слуховая, у таксиста - зрительная и двигательная и т. д. Характеристики памяти, с одной стороны, имеют исходные индивидуальные различия, а с другой - поддаются тренировке и улучшению.
Предложенная выше традиционная классификация видов памяти подвергается коррекции со стороны многих ученых. За последние несколько десятков лет были выделены и описаны несколько новых видов памяти. Среди них можно выделить автобиографическую память и метапамять.
Автобиографическая память представляет собой целый мыслительный набор сцен, категорий и пр., имеющих личное отношение к индивиду. Было обнаружено, что человек может припомнить собственные переживания, принимая позицию стороннего наблюдателя или помещая себя внутрь сцены, участником которой он является. Содержание припоминания как бы дается с разных точек зрения: в первом случае человек как бы «парúт» над сценой, во втором - находится в ней.
Каждому человеку по собственному опыту известно, что некоторые события запоминаются надолго, другие не оставляют через некоторое время даже мимолетного следа. Продолжительность, как наиболее явно бросающаяся в глаза свойство памяти, легла в основу дихотомии кратковременной и долговременной памяти.
Кратковременная память предполагает одноразовое предъявление материала и его краткосрочное хранение. Удержать материал в кратковременной памяти можно посредством повторения. Долговременная память опирается на многократное предъявление материала и длительное его хранение.
Основные процессы и закономерности памяти. Процессы памяти представляют собой единую мнемическую систему, и практически неразделимы. Это запоминание, хранение, воспроизведение и забывание.
Запоминание. Представляет собой запечатление и закрепление любого опыта. На результативность и стратегии запоминания влияют объем материала, степень его однородности и последовательность запоминания. Процесс и продуктивность запоминания зависит от осмысленности или отсутствия осмысленности для субъекта запоминаемого материала. В этом случае говорят об осмысленном/механическом запоминании. Кроме того, на успешность запоминания влияет степень произвольности протекания процесса запоминания. Так непроизвольное механическое запоминание характерно при запоминании (особенно в детстве) стихотворений, считалок, дразнилок, имен, фамилий.
Произвольное смысловое запоминание - основной способ запоминания в учебном процессе студента и во взрослой профессиональной деятельности. Его продуктивность зависит от многих факторов, не столько объективных, сколько субъективных.
На продуктивность влияет умение легко ставить любые мнемические задачи, которые различаются по содержанию и по времени (например, запомнить только смысл или запомнить, как можно ближе к первоначальному тексту; запомнить надолго или только до очередного занятия). Само умение зависит от меры осознания мнемических задач, то есть от степени осознанности, с которой человек регулирует работу своей памяти.
Мнемические приемы, которые использует человек для реализации задачи: наглядность, закрепление, повторение, правильная организация умственной работы, смысловая группировка (или аналитико-синтетический разбор), смысловые отношения (сравнение материала уже запомненного и запоминаемого), выделение смысловых и наглядных опор.
Итак, повышение продуктивности запоминания при использовании сложных мнемических процессов связано с тем, что все они уменьшают объем запоминаемого материала, материал при этом становится организованным в определенную структуру.
Если следом за мыслительными процессами, направленными на понимание материала, особенно сложного, не идет произвольное смысловое запоминание, обучающийся вынужден обращаться к тривиальной зубрежке.
Хранение. Из житейского опыта известно, что не все то, что успешно запомнено, хорошо хранится. В то же время, не столь важное при запоминании вдруг неожиданно всплывает в актуальном воспоминании, или неосознанно влияет на другие когнитивные процессы (чувство языка на запоминание слов данного языка). Эта характеристика носит название продуктивности хранения. Другая характеристика называется длительностью хранения. И сюда же может быть отнесена интерференция (ретроградная и антероградная), из-за которой одна информация препятствует (затрудняет) хранение другой. Соответственно, при ретроградной интерференции затрудняется хранение предыдущей информации, при антероградной - последующей информации.
Воспроизведение. Блок воспроизведения отвечает за извлечение информации из блока хранения. Осуществляется его деятельность через «узнавание», «воспроизведение», «припоминание».
Узнавание генетически более раннее проявление памяти. Это воспроизведение образа какого-либо объекта, явления в условиях его повторного восприятия. Узнать - это опознать, то есть узнавание - это акт познания. Воспроизведение отличается от узнавания тем, что осуществляется без повторного восприятия того объекта, который воспроизводится.
Забывание. До сих пор на уровне дискуссий идет объяснение механизма и причин забывания. Немецкий психолог Герман Эббингауз определял забывание как функцию времени.
Предполагается, что точность забывания зависит, в первую очередь, от стратегий, которые использовались на предыдущих этапах, особенно при запоминании. Динамика забывания определяется эмоциональным и общим физическим состоянием запоминающего. Конечно, на запоминание влияет осмысленность, привычность запоминаемого материала. Не в меньшей степени забывание связано с качественными характеристиками этого материала: является он вербальным, образным и т.п.

3. Особенности типов темперамента: сангвиник, флегматик, меланхолик, холерик
Темперамент (лат. temperamentum - надлежащее соотношение частей, соразмерность) - это интегральное психическое свойство личности, определяемое индивидуальным темпом, ритмом, интенсивностью и скоростью протекания психических процессов и поведения человека. Говоря о темпераменте, мы подразумеваем:
динамические, а не содержательные аспекты психической деятельности;
те индивидуальные особенности, которые в наибольшей мере зависят от врожденных (природных) свойств нервной системы психики.
Иными словами, темперамент - биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными.
Необходимо отметить, что, во-первых, нет лучших или худших темпераментов - каждый из них имеет свои положительные стороны. Во-вторых, «чистые» темпераменты в природе встречаются довольно редко. Чаще всего у человека сочетаются черты разных типов, хотя преобладают свойства какого-то одного. Поэтому главные усилия должны быть направлены не на исправление (что невозможно вследствие врожденности темперамента), а на разумное использование в конкретной деятельности его достоинств и нивелирование отрицательных граней.
Несмотря на то, что предпринимались неоднократные и постоянные попытки исследовать проблему темперамента, вопрос о сущности его остается до конца не проясненным, и по этому поводу можно высказывать лишь предварительные соображения. С максимальной уверенностью можно констатировать лишь энергетический аспект функции темперамента, признать, что его свойства, особенно, такие как эмоциональность и активность, представляют наиболее «энергоемкие» характеристики психики.
Со времен великих врачей античности Гиппократа и Галена, в зависимости от силы и скорости протекания эмоционально-волевых процессов, определяющихся соответствующим темпераментом, выделяют четыре основных типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический. Эти обозначения стали общепризнанными и сохранились до наших дней. Однако со временем изменился характер научных интерпретаций этих явлений.
На протяжении всей истории изучения проблемы темперамента, которая насчитывает 25 веков, оставалось неизменным только одно исходное положение: темперамент составляет биологический фундамент человеческой психики и неразрывно связан с антомо-физиологическими особенностями его организма.
Древнейшее учение о темпераменте принадлежит древнегреческому врачу Гиппократу (V в до н.э.). Он считал, что темперамент человека определяется тем, какая из четырех жидкостей (гуморов), входящих в состав человеческого тела, преобладает в организме конкретного индивида. Каждый тип темперамента Гиппократ рассматривал как душевное выражение одного из 4 основных гуморов тела: крови (лат. sanguis), желчи (chole), слизи (греч. рhlegma), черной желчи (греч. melas+chole). Ученый придерживался сугубо физиологического понимания природы темперамента и не соотносил это явление с личностью как психическим целым: он считал вполне допустимым говорить даже о темпераменте отдельных органов. Подробное описание темпераментов принадлежат римскому врачу Клавдию Галену (II в. до н.э.).
Идеи Гиппократа и Галена со временем утратили свое значение, но данные ими характеристики различных темпераментов прочно укоренились в обыденном сознании. Когда преобладающим элементом в организме (по Гиппократу) выступает кровь, перед нами сангвиник - человек настроения, подвижный, быстро возбудимый, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности, непостоянный. Основное стремление сангвиника - стремление к наслаждению. Он увлекается всем, что ему приятно. Доверчивый и легковерный, он любит строить проекты, но скоро их бросает.
Преобладание желчи характеризует холерика - субъекта быстрого, порывистого, способного отдаваться делу с исключительной страстностью, но неуравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения.
Флегматик - медлительный, невозмутимый человек с устойчивыми стремлениями и относительно постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний, что объясняется избытком в его организме флегмы - слизи.
Меланхолик признается впечатлительным, легкоранимым, склонным глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующим на окружение, ипохондриком или идеалистом в делах. Причина перечисленных свойств - черная желчь, присутствующая в организме в чрезмерном количестве.
Гален объяснял все перечисленные особенности соотношениями артериальной и венозной крови. Много столетий спустя, аналогичной теории темпераментов придерживался И.Кант, которому принадлежат первые подробные и психологически точные «портреты» основных темпераментов. Вместе с тем, Кант осуществил, быть может, первую группировку известных темпераментов по сугубо психологическому основанию. Он различал темпераменты чувств (сангвиник - человек веселого нрава, меланхолик - человек мрачного нрава) и темпераменты деятельности (холерик - вспыльчивый, активный, легкий на подъем человек, флегматик - хладнокровный и сдержанный, пассивный и неторопливый). Отечественный психолог П.Ф.Лесгафт рассматривал традиционные типы темпераментов как проявления специфических особенностей системы кровообращения и скорости обмена веществ.
Все эти теории, выводящие темперамент из отдельных «гуморов» (жидких сред организма) или их сочетаний в различных пропорциях, принято называть гуморальными (от лат. humor жидкость).
Нейрофизиологические теории восходят к трудам И.П.Павлова. Он обратил внимание на зависимость темпераментов от типа нервной системы. Изучая три основных параметра процессов возбуждения и торможения нервной системы (их силу - слабость, уравновешенность - неуравновешенность, подвижность - инертность), Павлов установил, что из большого числа возможных их сочетаний в природе имеются четыре основных типа высшей нервной деятельности:
сильный - уравновешенный - подвижный;
сильный - уравновешенный - инертный;
сильный - неуравновешенный;
слабый.
Этим четырем типам и соответствуют известные со времен Галена типы темперамента: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик.
Исследования Б.М.Теплова и В.Д.Нибылицина показали, что структура основных свойств нервной системы значительно сложнее, а число комбинаций гораздо больше, чем выделенное Павловым. Указанные четыре типа темперамента следует рассматривать как предельно обобщенные.
Теплов и Небылицин выделили и описали два дополнительных свойства нервной системы, определяющих тип темперамента: лабильность (скорость возникновения и прекращения нервных процессов) и динамичность (легкость и быстрота образования положительных и тормозных условных рефлексов).
Тип темперамента связан с врожденными анатомо-физиологическими особенностями высшей нервной деятельности, вследствие чего относительно устойчив. Вместе с тем возможны определенные прижизненные изменения показателей темперамента, связанные с условиями воспитания, с перенесенными в раннем возрасте заболеваниями, особенностями питания, гигиеническими и общими условиями жизни, возрастными и гормональными изменениями.
Темперамент не характеризует содержательную сторону личности, ее направленность, ценностные ориентации, мировоззрение. Но его свойства могут и благоприятствовать, и противодействовать формированию определенных личностных черт.
. Педагогические идеи Льва Николаевича Толстого
В своей педагогической деятельности великий писатель Л.Н. Толстой исходил из того, что ребёнок является личностью, требующей индивидуального и свободного воспитания. Каждый ребенок - это развивающееся существо. Цель воспитания и образования, по его мнению, заключается в том, чтобы способствовать гармонии нравственных качеств, с которыми родился человек. На уважение к личности ребенка основываются положения педагогической системы Л.Н. Толстого о развитии активности и творчества детей.
Основу просветительской концепции Л.Н. Толстого составляла идея гуманности, предполагавшая равенство и свободный доступ к знаниям и образованию всех и каждого, не исключая крестьянских детей. Образование, считал он, должно стать всеобщим.
Важное место в педагогической концепции Толстого занимала идея свободы школы и...

Похожие материалы:

Реферат: Педагогическая психология. Определение воспитания. Воспитание как процесс, соотношение с процессом обучения. Возрастные особенности воспитания и самовоспитания

Курсовая работа: Процесс формирования человека как личности

Реферат: Память человека

Статья: Использование программ обучения для обеспечения здоровья населения

Курсовая работа: Процесс формирования адекватной самооценки у подростков с умственной отсталостью