Реферат: Основные направления реформирования системы здравоохранения Республики Беларусь

Проблема качества медицинской помощи приобрела особую значимость в последние годы в связи с социально-экономическими преобразованиями и кризисом в стране, негативно отразившимися на состоянии здоровья населения, поэтому мы рассмотрим модели управления здравоохранением и предложим свою концепцию развития здравоохранения.

Дата добавления на сайт: 05 ноября 2024


Скачать работу 'Основные направления реформирования системы здравоохранения Республики Беларусь':


ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Анализ системы здравоохранения Республики Беларусь
1.1 Система здравоохранения
1.2 Состояние здоровья населения и организация медицинской помощи в Республике Беларусь
1.3 Проблемы и недостатки системы здравоохранения Республики Беларусь
ГЛАВА 2 Основные направления реформирования системы здравоохранения
2.1 Экономические модели и реформирование
2.2 Состояние нормативно-правовой базы РБ
2.3 Концепция развития и совершенствования нормативно-правовой базы Республики Беларусь в сфере здравоохранения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема качества медицинской помощи приобрела особую значимость в последние годы в связи с социально-экономическими преобразованиями и кризисом в стране, негативно отразившимися на состоянии здоровья населения, поэтому мы рассмотрим модели управления здравоохранением и предложим свою концепцию развития здравоохранения.
Здравоохранение играет важную роль в нашей жизни, ведь каждый человек и общество в целом желает быть здоровым. А для этого необходимы четко установленные границы прав и обязанностей, как для пациентов, так и для служб здравоохранения в целом.
Актуальность данной темы состоит в том, что проходящие в нашей стране изменения не лучшим образом сказываются на здоровье населения.
Целью данной работы является анализ системы здравоохранения и основных направлений ее реформирования.
Задачи исследования:
- системы здравоохранения;
- рассмотреть состояние здоровья населения и организация медицинской помощи в РБ;
- выявить проблемы и недостатки системы здравоохранения в РБ;
- рассмотреть историю возникновения и развития моделей здравоохранения;
- определить состояние нормативно-правовой базы;
- рассмотреть проблемы и перспективы развития здравоохранения.
При написании работы применялась учебно-методическая литература, статистические сборники, периодические издания, законодательные акты.
ГЛАВА 1
АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Система здравоохранения
Система здравоохранения – это совокупность всех организаций, институтов и ресурсов, главной целью которых является улучшение здоровья. Для функционирования системы здравоохранения необходимы кадровые ресурсы, финансовые средства, информация, оборудование и материалы, транспорт, коммуникации, а также всеобщее управление и руководство. В рамках системы здравоохранения должны оказываться услуги, чутко реагирующие на потребности и справедливые с финансовой точки зрения, при уважительном отношении к людям.
Здравоохранение – система социально-экономических и медицинских мероприятий, цель которой – сохранить и повысить уровень здоровья каждого отдельного человека и населения в целом и внести положительный вклад в развитие общественного производства и создание национального дохода страны.
В общественной системе (государстве) здравоохранение выполняет следующие функции:
- осуществление социальной профилактики, т.е. мероприятий по охране здоровья населения (оздоровление окружающей природной среды и среды обитания человека; устранение или уменьшение неблагоприятного влияния на здоровье человека (населения) социальных факторов; формирование идеологии и навыков здорового образа жизни; планирование семьи; иммунизация населения и др.);
- оказание населению квалифицированной медицинской помощи (определение стратегии и тактики развития национальных, региональных и муниципальных систем здравоохранения; рациональное использование ресурсов; удовлетворение потребностей населения в амбулаторно-поликлинической, скорой, неотложной и стационарной медицинской помощи; подготовка медицинских кадров; разработка и внедрение современных технологий диагностики, лечение и реабилитация больных; лекарственное обеспечение населения и др.);
- оказание населению медико-социальной помощи, которая включает оказание наряду с медицинскими и таких видов услуг как юридические, социально-бытовые, психологические, воспитательно-педагогические и др.);
- информационная (или сигнальная) функция здравоохранения предусматривает проведение мониторинга, т. е. динамического наблюдения за здоровьем населения с учетом влияния различных факторов (статистика здоровья), ведение учетной и отчетной статистической информации о состоянии объектов системы здравоохранения (статистика здравоохранения), предоставление указанных видов информации во властные структуры с целью принятия правовых, экономических, организационных и других мер по развитию системы охраны здоровья и самого сектора здравоохранения с учетом медико-социальных приоритетов в показателях заболеваемости, инвалидности и смертности населения.
Поскольку в любой экономической системе, в том числе в деятельности учреждений здравоохранения, очень большое значение имеет обеспеченность ресурсами и их рациональное использование, необходимо дать классификацию ресурсов, которые могут быть использованы в целях охраны здоровья населения.
1. Классификация ресурсов по их содержанию:
- природные ресурсы (земля, полезные ископаемые, наличие лечебных бальнеологических факторов – целебных вод, грязей и т. д.);
- материально-технические ресурсы (основные и вспомогательные здания и сооружения, обеспеченность такими элементами благоустройства, как водопровод, канализация, подвод кислорода, природного газа и электричества, транспортная база, склады ГСМ, прочие составные части инфраструктуры, приборы и оборудование медицинского назначения);
- кадровые ресурсы (врачи, средний и младший медицинский персонал с учетом профиля и уровня подготовки, обслуживающий персонал);
- финансовые ресурсы (денежные средства с учетом их источников и объема);
- информационные ресурсы (использование современных информационных технологий, реклама медицинских услуг, подключение к глобальным информационным сетям с целью обмена медицинской информацией, автоматизированные системы сбора, обработки и анализа информации, автоматизированные системы управления и т. д.).
2. Следующий принцип классификации – это ресурсы собственные и заемные.
3. Заменяемые и незаменяемые.
4. Воспроизводимые, частично воспроизводимые и невоспроизводимые.
5. Классификация ресурсов, различных по степени распространения (и соответственно ценности) – от весьма распространенных до уникальных, причем эта классификация относится как к материальным, так и к трудовым, и к финансовым ресурсам [1].
Состояние здоровья населения и организация медицинской помощи в Республике Беларусь
Медико-демографическая ситуация. Отрицательная динамика основных демографических показателей в Республике Беларусь за последние полтора десятилетия достигла критического уровня, представляющего угрозу национальной безопасности страны. С 1994г. население страны сократилось на 629,6тыс. человек (почти на 6,2%) и на начало 2007г. составило 9689,8тыс., только в 2008г. убыль составила 60,7тыс. Наряду с убылью населения деформируется и его половозрастная структура. В первую очередь отмечается значительное снижение численности детей в возрасте до 15лет: с 2000г. она уменьшилась более чем на 312,7тыс.
Смертность снизилась по всем основным классам заболеваний (за исключением болезней органов пищеварения). На уровне 2007г. осталась смертность от болезней мочеполовой системы. Наибольшее снижение смертности отмечается от внешних причин (на 9,9%), от болезней сердечно-сосудистой системы (на 8,5%), от болезней органов дыхания (на 8,1%). Смертность от новообразований снизилась на 1,3%, а за последние 5 лет снижение смертности от злокачественных новообразований составляет около 12%.
Важнейшим направлением развития здравоохранения Республики Беларусь остается охрана материнства и детства. С 1995 г. отмечается снижение младенческой смертности, с 2000 года ее уровень ниже 10,0 на 1000 новорожденных, в 2008 г. она составила 5,2 – один из самых низких уровней среди стран СНГ (относительно 2007 г. снизилась на 16%). При этом с 2007 г. регистрация случаев младенческой и детской смертности ведется с учетом младенцев, родившихся с массой тела 500-999 гр.
С 1990 г. число абортов в Беларуси снизилось с 247,0 тыс. до 46,3 тыс. в 2008 г. и стало меньше числа родов. Однако уровень производимых абортов по-прежнему остается очень высоким [6].
Состояние здоровья населения. В 2007 году отмечены рост рождаемости, снижение общей, младенческой, детской, материнской смертности, инвалидности, послеоперационной летальности при заболеваниях, требующих экстренных хирургических вмешательств.
Существенный экономический ущерб обществу наносит временная нетрудоспособность, инвалидность и преждевременная смертность. При этом в 2007 году сохраняется тенденция снижения инвалидности жителей республики: первичная инвалидность снизилась на 11%, инвалидность в трудоспособном возрасте – на 7,6%, в детском возрасте – на 1%.
Заболеваемость населения. С 1995 по 2008 г. рост первичной заболеваемости произошел по следующим классам болезней: системы кровообращения (на 85,3%); симптомы, признаки и неточно обозначенные состояния (на 89,1%); новообразования (на 61,0%); врожденные аномалии (на 49,3%); костно-мышечной системы и соединительной ткани (на 40,9%); беременности, родов и послеродового периода (на 35,9%); мочеполовой системы (на 20,5%); психические расстройства (на 44,5%); крови и кроветворных органов (на 29,0%); кожи и подкожной клетчатки (на 4,3%); травмы и отравления (на 13,4%).
Снизилась первичная заболеваемость инфекционными и паразитарными болезнями (на 35,2%), болезнями эндокринной системы (на 20,3%) пищеварения и органов дыхания (1,2%).
Доля наиболее значимых в социальном плане и занимающих первое место среди причин смерти болезней системы кровообращения (БСК) снизилась в 2008 году относительно 2007 года с 54,8% до 52,8%. Количество смертей от внешних причин – с 11,4 до 10,8%.
С 1995 г. у взрослого населения почти в 3,5 раза выросла заболеваемость гипертонической болезнью (765,4 на 100 тыс. населения) и в 3 раза – ИБС (852,7 на 100 тыс. населения), а также острым инфарктом миокарда – на 57,7% (164,0 на 100 тыс.).
В течение 2007 г. первичная заболеваемость от БСК выросла на 5,7% и составила 2562,1 на 100 тыс. населения, на 3,2% снизилась смертность при остром инфаркте миокарда.
Новообразования являются второй по значимости причиной смертности (13,67%). Смертность от новообразований в течение 2008 года снизилась на 1,3%, а за последние пять лет снижение смертности от злокачественных новообразований составляет около 12%. За 1994-2009 гг. первичная заболеваемость выросла на 36,5%: с 294,4 до 402,0 на 100 тысяч населения [9].
Инвалидность. Количество жителей, имеющих признаки инвалидности в нашей стране составляет около 400 тыс. человек. В 2008 г. были впервые признаны инвалидами 46838 человека, в том числе: в возрасте старше 18 лет – 43689 человек или 55,60 на 10 тыс. населения (2007 г. – 49 305 или 62,96 на 10 тыс.) и в возрасте до 18 лет – 3149 человек или 17,08 на 10 тыс. населения (соответственно в 2006 г. – 3 297 или 17,34 на 10 тыс.).
Амбулаторно-поликлиническая помощь. Из числа амбулаторно-поликлинических организаций системы Минздрава медицинская помощь населению оказывалась в 790 самостоятельных (необъединенных) поликлиниках и амбулаториях, 454 поликлинических отделениях больниц и роддомов, 56 врачебных здравпунктах, 67 стоматологических поликлиниках и 91 диспансере. Число станций и отделений скорой и неотложной медицинской помощи с 1994 г. уменьшилось с 205 до 179.
В настоящее время в Беларуси продолжается активная работа по реформированию системы здравоохранения. Одним из направлений является реструктуризация ЛПО и смещение приоритетов в сторону первичной медико-санитарной помощи (ПМСП). Усиление амбулаторно-поликлинического звена происходит за счет внедрения новых технологий, применявшихся ранее только в стационарах, развития перспективных догоспитальных форм медицинской помощи – дневных стационаров и стационаров на дому, за счет перераспределения ресурсов и функций между амбулаторно-поликлини-ческой и стационарной помощью в пользу первой.
Посещения в амбулаторно-поликлинические организации республики в 2007 году распределились: посещения на дому – 7,85%, первичные посещения – 25,6%, повторные посещения – 41,65%, профилактические осмотры – 24,9%.
При имеющем место росте уровня посещений в амбулаторно-поли-клинические организации отмечается увеличение роли стационарозамещающих структур – дневных стационаров (ДС) при амбулаторно-поли-клинических организациях.
Стационарная помощь населению на конец 2009 г. оказывалась в 657 больничных организациях системы Минздрава (2008 г. – 649), из них в городах – 376 (2008 г. – 363), в сельской местности – 281 (2008 г. – 286).
Снижение количества проведенных койко-дней и уровня госпитализации отмечалось до 2005 года, а в 2007 и 2008 годах имеет место их ежегодный рост. Нельзя однозначно утверждать, что данная тенденция характеризует повышение заболеваемости населения республики и снижение качества медицинского обслуживания [5].
Показатели использования коечного фонда. Основными показателями, характеризующими использование коечного фонда, являются среднегодовая занятость койки и средняя длительность пребывания больного на койке. В 2008 г. среднее число дней функционирования койки в году по всем организациям Республики Беларусь составило 311,4 дня (2008 г. – 306,6). В 1990 г. этот показатель составлял 296,7 дня, в 1994 г. – 313,6, а максимальный уровень был в 1998 г. – 341,3.
Специализированная (стационарная) помощь населению в рамках ТПГГ. Количество койко-дней на 1000 жителей с учетом работы организаций здравоохранения республиканского подчинения составил по республике 3082 койко-дня, что составляет 118,7% выполнения годового норматива (2596 ‰), что несколько больше, чем в 2008 году – 2992 койко-дня (119,7% выполнения годового норматива).
Показатель среднего срока лечения в стационаре в областях составил 10,9 дней. Средний срок пребывания в стационарах по республике за 2009 год составляет 11,4 дня с учетом работы организаций республиканского подчинения (в 2007 год он составлял так же 11,4 дня). Средний срок лечения в областях и в 2008 и в 2007 годах составил 10,9 дней.
Обеспеченность отрасли медицинскими кадрами определяет эффективность функционирования системы здравоохранения. В 2008 г. в Республике Беларусь в системе Министерства здравоохранения работали 48 743 врача (физических лиц).
Обеспеченность населения Беларуси врачебными кадрами (без зубных врачей) в системе Министерства здравоохранения в 2008 г. составила 43,1 врача на 10 тысяч населения (2007 г. – 42,2).
Из общего числа штатных должностей среднего медицинского персонала 120 430 (2007 г. – 118 902) было занято 124 395 (2006 г. – 118 226).
Внедрение государственных социальных стандартов в области здравоохранения. Министерство здравоохранения Республики Беларусь проводит мониторинг внедрения государственных социальных стандартов в каждом регионе и районе республики. Ежеквартально информация о ходе внедрения социальных стандартов заслушивается на коллегиях управлений здравоохранения областных исполнительных комитетов и Минского городского исполнительного комитета по здравоохранению, а так же коллегиях Министерства здравоохранения Республики Беларусь. Сегодня государственные социальные стандарты внедрены во всех регионах республики [8].
Проблемы и недостатки системы здравоохранения Республики Беларусь
В последнее десятилетие состояние здоровья населения Белоруссии заметно ухудшилось. Средняя продолжительность жизни граждан на 10-12 лет ниже, чем в странах с развитой экономикой. Смертность населения с 1999 по 2009 годы увеличилась на 13,1%, в том числе лиц в трудоспособном возрасте – на 6,7%. Высокими по сравнению со среднеевропейскими показателями остаются уровни материнской, младенческой и детской смертности. Только треть детей в возрасте до 18 лет здоровы. Растет потребность в медицинской помощи, так как течение болезней становится более тяжелым и длительным. Увеличивается удельный вес запущенных патологий, лечение которых требует значительных затрат.
В системе здравоохранения накопились следующие серьезные проблемы:
- Ограниченность государственных гарантий бесплатной медицинской помощи;
- Сложившаяся система обязательного медицинского страхования (ОМС) не обеспечивает существенного влияния на эффективность использования ресурсов здравоохранения;
- Имеющиеся в системе здравоохранения ресурсы используются неэффективно.
Целью реформы здравоохранения является повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения.
Одним из важнейших аспектов реформирования здравоохранения является усиление и совершенствование мер, направленных на профилактику социально обусловленных заболеваний (инфекционных и массовых неинфекционных) и снижение риска воздействия неблагоприятных факторов среды обитания на население. В целях обеспечения санитарно-эпидемиологическо-го благополучия населения Белоруссии необходимо осуществление мероприятий, направленных на снижение уровня инфекционной заболеваемости, профилактику, выявление и устранение влияния вредных и опасных факторов среды на здоровье человека, обеспечение санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу РБ, недопущение распространения инфекционных болезней при заносе на территорию страны. С использованием программно-целевых методов будут разрабатываться меры, направленные на повышение качества медицинской помощи и улучшение показателей здоровья населения, включающие развитие стандартизации в здравоохранении, разработку новых технологий и методов медицинской и социальной реабилитации [10].
Рассмотрим данные социологического опроса жителей г. Минска, проведенного Калиновской И.А. и журналом «Медицинские новости» в 2007 году, которые показали:
-неудовлетворенность людей в первую очередь обусловлена работой городских поликлиник (71,5%);
-качество лечения в поликлинике в целом оценивается как более низкое, чем в больницах (56,4%).
Основные претензии, которые предъявляются минчанами к медицинскому обслуживанию:
-общий низкий уровень лечебного процесса;
-недоступность высокоэффективных лекарственных препаратов;
-дефицит врачей ряда специальностей;
-недостаточное оснащение больниц современным оборудованием.
Основными областями медицины, на качество которых жалуются граждане, являются (по числу обращений в порядке убывания):
-стоматология;
-акушерство;
-инфекционные заболевания и внутрибольничные инфекции;
-хирургия (нейрохирургия, хирургия глаза, травматология, пластика, косметология).
Распространение неофициальной формы оплаты лечения свидетельствует о постепенном превращении здравоохранения из бесплатного в платное. Из числа тех, кто обращался за медицинскими услугами, за диагностику платили 41,1%, лечащему врачу – 38,4%, за госпитализацию – 21,3%, за операцию – 31,8%. Одновременно более половины опрошенных минчан приобретали за собственные средства медикаменты, перевязочные материалы и т.п.
Доступными для себя цены на платные медицинские услуги считают 25,6% респондентов, недоступными – 46,4%, затруднились с ответом или не ответили 28%.
В организации работы поликлиники можно встретить случаи грубости и равнодушия медперсонала, не всегда доступная...

Похожие материалы:

Нормативная документация: Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.01.1993 N 13 "О создании системы реабилитации больных и инвалидов в Республике Беларусь"

Нормативная документация: ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 9 февраля 2012 г. N 155

Нормативная документация: Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 04.07.2002 N 106 "О совершенствовании диспансерного наблюдения и выявления больных туберкулезом в Республике Беларусь"

Нормативная документация: Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.01.2008 N 53 "Об организации работы отделения профилактики поликлиники"

Нормативная документация: Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 12.08.2002 N 61 "Об утверждении Инструкции по определению группы инвалидности и Инструкции по определению причины инвалидности