Реферат: Отечественный опыт в области программ льготного лекарственного обеспечения

Содержание
Программа дополнительного лекарственного обеспечения………………..…3
Анализ конфликтогенного потенциала программы дополнительного лекарственного обеспечения и пути его минимизации……………………….9
ДЛО РФ: итоги первых 6-ти месяцев 2013 г………………………………….15
Список используемой литературы…………………………………………….19

Дата добавления на сайт: 16 июня 2024


Скачать работу 'Отечественный опыт в области программ льготного лекарственного обеспечения':


Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ФАКУЛЬТЕТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА ФАРМАЦИИ ФПО
РЕФЕРАТ:
Тема: «Отечественный опыт в области программ льготного лекарственного обеспечения»

Выполнила:
клинический провизор-интерн
Перистая О. С.
Проверила: асс. Рыжова Е. В.

Курск-2013
Содержание
Программа дополнительного лекарственного обеспечения………………..…3
Анализ конфликтогенного потенциала программы дополнительного лекарственного обеспечения и пути его минимизации……………………….9
ДЛО РФ: итоги первых 6-ти месяцев 2013 г………………………………….15
Список используемой литературы…………………………………………….19
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Главной целью социальной политики Российского государства является последовательное повышение уровня и качества жизни населения, соблюдения основных социальных гарантий, организация дополнительного обеспечения отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами по рецептам врачей.
Программа дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) появилась в России 1 января 2005 года, и уже ко второму году ее существования 46% льготников отказались от участия в ней и получили вместо лекарств денежную компенсацию. Из-за этого бюджет программы на 2006 год был сокращен вдвое, а уже через полгода стало понятно, что денег не хватает. В последующие годы тоже постоянно возникали проблемы с финансированием. Изначально созданная система была бы не плохой, считает Павел Воробьев, президент Общества фармакоэкономических исследований, если бы не предоставленная законом о монетизации льгот возможность получить деньги вместо лекарств. Льготники, которым требуется недорогое лекарство, поняли, что его легче купить, чем получить бесплатно, и этим правом воспользовались.
Категории населения, имеющие право на льготное лекарственное обеспечение, дополнительно обеспечиваются лекарственными средствами за счет средств областного или/и федерального бюджетов в соответствии с утвержденными перечнями лекарств. 
К указанным категориям относятся граждане, имеющие право па ЛЛО в соответствии со следующими нормативными актами: 
1.1. Ветераны Великой Отечественной войны - труженики тыла из числа лиц. указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах»: 
1.2. Реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, статус которым установлен в соответствии с законами Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" и "О реабилитации жертв политических репрессий": 
2. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»: 
2.1 .Граждане, страдающие следующими заболеваниями: 
Аддисонова болезнь 
Болезнь Паркинсона 
Бронхиальная астма 
Гипофизарный нанизм 
Глаукома, катаракта 
Детские церебральные параличи 
Диабет сахарный 
Диабет несахарный 
Инфаркт миокарда (первые шесть месяцев) 
Лепра 
Лучевая болезнь 
Миастения Миопатия 
Мозжечковая атаксия Мари 
Муковисцидоз 
Онкологические заболевания 
Острая перемежающаяся порфирия 
Отдельные группы населения, страдающие гельминтозами 
Пересадка органов и тканей 
Преждевременное половое созревание 
Психические заболевания (больным, работающим в лечебно-производственных государственных предприятиях, для проведения трудовой терапии, обучения новым профессиям и трудоустройства на этих предприятиях) 
Рассеянный склероз 
Системные хронические тяжелые заболевания кожи 
Сифилис 
Состояние после операций по протезированию клапанов сердца 
Туберкулез 
Тяжелая форма бруцеллеза 
Хронические урологические заболевания, требующие наложения эпицистостомы 
Шизофрения и эпилепсия СПИД. ВИЧ-инфицированные 
Гематологические заболевания, гемобластозы, цитопения, наследственные гемопатии 
Гепатоцеребральная дистрофия и фенилкетонурия 
Ревматизм и ревматоидный артрит, системная (острая) красная волчанка, болезнь Бехтерева 
2.2. Группы населения 
Дети из многодетных семей в возрасте до 6 лет 
Дети первых трех лет жизни   4. В соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" за счет средств федерального бюджета граждане, включенные в федеральный регистр и не отказавшиеся от получения набора социальных услуг в установленном законодательством порядке: 
Инвалиды войны; 
Участники Великой Отечественной войны; 
Военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период; 
Лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; 
Инвалиды; 
Дети-инвалиды: 
Лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы па Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан по заявительному принципу: 
Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеров ордена Славы, Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена трудовой Славы (далее - Герои) - при отказе от ежемесячной денежной выплаты Героям. 
5. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2007 № 682 «О закупках в 2009 - 2011 годах лекарственных средств, предназначенных для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей» за счет средств федерального бюджета: 
больные, внесенные в федеральный регистр лиц, имеющие перечисленные выше заболевания и нуждающиеся в определенных лекарственных средствах. 
Граждане, относящиеся к перечисленным выше категориям и группам, имеют право на получение лекарственных, присутствующих в соответствующих перечнях, установленных действующим законодательством: 
за счет средств федерального бюджета - по перечням, установленным приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.09.2006 № 665 «Об утверждении Перечня лекарственных средств, отпускаемых но рецепту врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи» и от 09.01.2007 № I «Об утверждении Перечня изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи»; 
за счет средств федерального бюджета граждане, страдающие злокачественными новообразованиями лимфоидиой. кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей но перечню, установленному распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 2053-р «Перечет, централизованно закупаемых за счет средств федерального бюджета лекарственных средств, предназначенных для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей». 
Гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, проживающим в стационарном учреждении, не имеющим возможности самостоятельно обратиться в аптечное учреждение, а также осужденным к лишению свободы, лекарственные средства, предусмотренные Перечнем лекарственных средств, приобретаются, соответственно, представителями стационарною или исправительного учреждения, на которых администрацией данных учреждений возложена обязанность получения лекарственных средств для нужд учреждения. 
Не допускается выписывание льготных рецептов врачами стационаров, а также врачами поликлиник в период нахождения больных на стационарном лечении, в соответствии приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.02.2007 № 110 "О порядке назначения и выписывания лекарственных средств. изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания" Основания для отказа в предоставлении услуги. Со стороны врача: 
отсутствие у пациента документов, подтверждающих право на получение льготного лекарственного обеспечения (документ, удостоверяющий личность, документ, подтверждающий право на получение набора социальных услуг (удостоверение участника Великой Отечественной войны; справку, подтверждающую факт установления инвалидности, и т.п.), справку, подтверждающую право на получение набора социальных услуг, выданную Пенсионным фондом Российской Федерации) 
отсутствие пациента в федеральном и территориальном регистрах граждан, имеющих право на ЛЛО; 
для граждан, вновь освидетельствованных на инвалидность, не предъявивших справку о регистрации инвалидности в региональном отделении Пенсионного фонда РФ; 
при отсутствии клинических показаний для назначения лекарственного средства по конкретному торговому наименованию: 
отказ гражданина, имеющего право на льготное лекарственное обеспечение, от набора социальных услуг в натуральном выражении в пользу ежемесячных денежных выплат в соответствии с Федеральным законом РФ от 17.07.1999 № 178-ФЗ. Со стороны пациента:
Гражданин, имеющий право на получение социальных услуг, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату. Заявление подается в срок до 1 октября текущего года.  Поданное заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) действует в период с 1 января следующего года по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги). 
АНАЛИЗ КОНФЛИКТОГЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ПУТИ ЕГО МИНИМИЗАЦИИ
Пациенты при анкетировании фиксировали свои проблемы, провоцирующие возникновение конфликтов в ЛПУ: - необходимость обращения в поликлинику не реже 1 раза в месяц – 92,3% респондентов; - очереди за выпиской льготных рецептов – 84,7%; - очереди за получением лекарственных препаратов в аптеках – 98,7%; - нежелание получать лекарственный препарат, выдаваемый аптекой, если он имеет другое, не используемое ранее торговое наименование, – 61,7%; - невозможность повторной выписки ЛС из одной и той же группы при смене схемы лечения или его неэффективности в течение календарного месяца – 32,3%; - длительность ожидания получения лекарственного препарата по выписанному рецепту при его отсутствии в аптеке (отсроченное обеспечение) – 29,3% больных.
Подводя итоги работы по ДЛО в 2005 г., следует отметить, что только 12,3% пациентов были не удовлетворены реализацией программы в поликлиниках. В то же время медикаменты в аптеках по рецептам поликлиник выдавались лишь 7–8 из 10 пациентов. Обычной была система отсроченного обслуживания рецептов. Задержки с выдачей лекарств по принятым аптекой рецептам нередко перекрывали сроки их действия. Во всех без исключения ЛПУ работали комиссии по актированию, которые аннулировали до четверти выписываемых врачами необеспеченных рецептов. Нарушение принципов этики на врачебном приеме в поликлинике как причины конфликтов зафиксировано в ответах 53,3% пациентов. Аналогичные ситуации при получении лекарств в аптеках  как фактор конфликтогенности отметили 55,0% респондентов-пациентов.
В 2006 г. после предоставления получателям НСУ права воспользоваться денежным возмещением социального пакета, в результате своевременно не устраненных проблем в системе ДЛО, в Волгограде из программы «выходят» 61,3% льготников. Принцип социального страхования – «здоровый обеспечивает лечение больного» прекращает действовать. Дополнительное лекарственное обеспечение сохраняют лишь те пациенты, которые нуждаются в постоянном лечении по нескольким нозологиям, а также больные, систематически получающие дорогостоящие лекарственные препараты (онкологические больные, страдающие сахарным диабетом, бронхиальной астмой, системными заболеваниями соединительной ткани и т.д.). Структура причин конфликтных ситуаций по сравнению с 2005 г. несколько меняется.
Врачи по-прежнему на первое место ставят возросшие нагрузки, но смещают при этом акценты на рост временных затрат, требующихся для разъяснения трудностей и проблем в медикаментозном обеспечении льготников, – 76,0% ответов респондентов. Проблема невозможности выписки всех лекарственных препаратов, в которых нуждается пациент, в связи с ограничениями по количеству выписываемых в день и месяц рецептов усугубляется. На нее, как на причину конфликтов, указывает уже 72,6% респондентов-врачей. Третье место занимает необходимость выписки лекарств, имеющихся в утвержденном списке ДЛО в противовес с рекомендациями специалистов стационаров, клиник, научных консультантов – 55,3% опрошенных врачей, четвертое – выписка рецептов по МНН, предполагающая выдачу по рецепту более дешевого дженерика вместо оригинального препарата – 34,6% респондентов, пятое – очереди на прием за выпиской рецептов – 11,5% врачей.
Больные конфликтуют из-за ограничений по количеству выписываемых рецептов на лекарственные препараты (68,0%), существенного снижения обеспечения рецептов (62,3% участников ДЛО). Также  причиной конфликтов считают необходимость ежемесячного обращения в поликлинику за выпиской рецептов 46,3% больных. Около половины пациентов недовольны грубостью медицинских работников, участвующих в выписке льготных рецептов (42,3% опрошенных), и аптечных работников (55,0% респондентов). Игнорирование врачами поликлиник при выписке рецептов рекомендаций, полученных больными после стационарного лечения, как фактор возникновения конфликтных ситуаций, отмечено в 32,3% анкет опрошенных пациентов. 
Тенденция к выходу из программы ДЛО федеральных льготников в Волгограде продолжалась в 2007 г. Денежные выплаты предпочли 81,9% лиц, имеющих право на получение льготных лекарств. Финансовые возможности системы упали до критического предела. С января 2007 г. в разрез с принципами, заложенными в Федеральный закон №122-ФЗ, официально вводится финансовое квотирование обеспечения лекарствами участников ДЛО. Выделяемые на одного льготника денежные средства не позволяют обеспечить лечение даже «малозатратных» патологий. Средняя стоимость лекарственного препарата, получаемого пациентом по рецепту, составляет 980–1 104 руб., месячная финансовая квота – чуть больше 400 руб. на одного пациента, сохранившего НСУ. Работа ЛПУ по реализации программы ДЛО превращается в малоэффективные попытки избежать конфликтов с пациентами, оформляющими жалобы в органы управления здравоохранением. Основной причиной конфликтов, возникающих на врачебном приеме, становится отказ больному в выписке льготных рецептов, превышающих фиксированную финансовую квоту. Впервые за 3  года работы программы ДЛО практически совпадает число респондентов врачей и их пациентов, выделяющих эту проблему как основную причину конфликтов в поликлиниках – 94,8 и 96,7% соответственно. Необходимость осуществлять выписку рецептов в соответствии с утвержденными и разрешенными списками лекарственных препаратов вызывает у врачей выраженный и стойкий негативизм – 67,3% респондентов. Остальные причины конфликтов отступают на второй план и уже не воспринимаются ни врачами, ни пациентами как существенные.
В конце 2006 г. после анализа, проведенного фармслужбами Минздравсоцразвития России  и ФФОМС, амбулаторно-поликлиническим учреждениям было предложено осуществить возврат денежных средств за медикаменты, назначенные пациентам в нарушение инструкций по реализации ДЛО (использование нерациональных комбинаций, несовместимых препаратов и т.д.). В поликлиниках проводились реэкспертизы обоснованности сделанных назначений ЛС. К возврату в среднем подлежало 1–1,5% стоимости назначенных лекарств. Однако эти относительно небольшие средства не были возвращены в государственную казну, но прецедент возможности наложения штрафных санкций на бюджетные учреждения, а значит, опосредованно и на врачей ЛПУ, повлек за собой волну увольнений врачей «по собственному желанию». Мотивация этих поступков в обобщенном виде по итогам интервьюирования (36 респондентов) – «пациент всегда прав, он требует лечения от всех имеющихся болезней, жалуется, нас заставляют не допускать конфликтов при выписке рецептов, нагрузки на приемах запредельны, это становится причиной дефектов при назначении медикаментозной терапии; заработная плата не восполняет моральных и физических потерь, защиты у врача муниципального ЛПУ нет, лучше уйти в частную клинику или вообще из медицины». Низкая и до этого времени укомплектованность поликлиник подошла к критическому (менее 60%)  уровню.
В следующем 2008 г. программу ДЛО игнорирует 85,1% инвалидов – жителей  Волгограда. Ранее зафиксированные проблемы сохраняют свою актуальность, но серьезно снижается острота восприятия возросших нагрузок  (11,5% респондентов врачей) и очередей за выпиской льготных рецептов (2,4% респондентов пациентов) на амбулаторно-поликлиническом приеме. Такая динамика в оценках врачей – результат продолжающегося сокращения числа льготников, сохранивших НСУ, а также организации работы по персонифицированным заявкам на медикаменты. Работа по реализации ДЛО идет на фоне жесткого финансового квотирования (практически исчезли временные затраты на объяснения причин отказа в  выписке рецептов, солидаризировались принципы объяснения этих причин на всех уровнях организации оказания амбулаторно-поликлинической помощи). По-прежнему острой остается проблема ограничения количества и перечня выписываемых льготникам лекарств (соответственно, 96,2 и 66,8% респондентов-пациентов). Обеспечение пациентов дженериками  в 2008 г. вызывает неприятие лишь у четверти врачей (23,6% респондентов). В целом обеспечение ЛС льготных категорий граждан при этом нисколько не улучшилось. В этом же 2008 г. в системе ДЛО выделяется подпрограмма бесплатного обеспечения дорогостоящими лекарственными препаратами...

Похожие материалы:

Статья: Использование программ обучения для обеспечения здоровья населения

Курсовая работа: Анализ проблем реализации государственной политики в сфере лекарственного обеспечения учреждений здравоохранения