Курсовая работа: Реформы Здравоохранения РФ

Целью моей курсовой работы является анализ системы здравоохранения РФ в настоящее время, ее работы, выполнения поставленных задач, приоритетных направлений развития, исследования проблем функционирования и предложения по реформированию.

Дата добавления на сайт: 31 мая 2024


Скачать работу 'Реформы Здравоохранения РФ':


План
1.1 Введение…………………………………………………………………. 3-4
1.2 Система здравоохранения РФ в настоящее время…………………4-16
2. Анализ проблем работы, функционирования, выполнения задач системы здравоохранения РФ. Предложения по реформированию системы здравоохранения РФ……………………………………………………….16-49
3. Заключение……………………………………………………………….50-52
4. Приложение………………………………………………………………53-54
5. Список литературы……………………………………………………...55
1.1 Введение
Целью моей курсовой работы является анализ системы здравоохранения РФ в настоящее время, ее работы, выполнения поставленных задач, приоритетных направлений развития, исследования проблем функционирования и предложения по реформированию.
По определению ВОЗ здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Для государства очень важным является показатель здоровья своих граждан, поскольку от него зависит уровень рождаемости, смертности, показатель работоспособности населения. Более здоровое население работает лучше, приносит большее количество доходов в казну государства в виде налогов, повышается пенсионный возраст.
Так, в соответствии с законодательством все граждане Российской Федерации обладают правом на охрану здоровья. В нашей стране основные функции по охране здоровья населения выполняет система здравоохранения.
Система здравоохранения – это совокупность взаимосвязанных мероприятий, которые содействуют укреплению здоровья и проводятся на дому, в учебных заведениях, на рабочих местах, в общинах, в физическом и психологическом окружении, а также в секторе здравоохранения и связанных с ним секторах.
В России охрану здоровья населения в основном обеспечивает сложившаяся годами мощная система здравоохранения, под которой понимается совокупность государственных и общественных мер социально-экономического характера по организации медицинской помощи, предупреждению заболеваний, повышению уровня здоровья населения.
Система здравоохранения наряду с экологической обстановкой, политическим строем, экономической обстановкой в стране, уровнем благосостояния населения является одним из самых важных элементов в сохранении и укреплении здоровья людей. По этому, насколько хорошо организованна система, работают все ее механизмы зависит уровень здоровья граждан.
В связи с переходом нашей страны на рыночные отношения произошли очень важные изменения в системе здравоохранения, а именно в ее структуре. Был принят Закон РФ «О медицинском страховании граждан Российской Федерации» (5). Появилось обязательное и дополнительное страхование граждан. Но, однако, все реформы и планы по обеспечению граждан бесплатной медицинской помощью не увенчались успехом из-за тяжелого финансового положения в стране, в том числе и системе здравоохранения (резкое сокращение финансирования здравоохранения из бюджета), так же неспособность страховых медицинских организаций выполнять возложенные на них Законом функции дополнительного источника финансирования и защиты прав пациентов. Положение усугублялось и тем, что планируемый объем финансирования в системе ОМС уменьшается за счет хронического недопоступления из местных бюджетов платежей на неработающее население и за счет прямых изъятий органами исполнительной власти финансовых средств территориальных фондов ОМС на цели, не связанные с охраной здоровья населения.
Внедрение обязательного медицинского страхования проходило в условиях обострения экономического кризиса в стране, задержек в выплате заработной платы, снижения уровня жизни населения. На этом фоне формирование новых организационных структур (фондов, страховых медицинских организаций), которые располагали для своего развития иными, чем организации здравоохранения, финансовыми средствами, породило в среде работников здравоохранения чувство социальной несправедливости и, как следствие этого, неприятие самой системы ОМС.
Эти и многие другие причины свидетельствуют о том, что нынешняя система здравоохранения имеет множество недостатков, которые требуют немедленного, но грамотного, экономически и финансово обоснованного решения.
1.2 Система здравоохранения РФ в настоящее время.
…Отечественное здравоохранение строится на следующих основных принципах:
• доступность медико-социальной помощи;
• ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение граждан в области охраны здоровья;
• социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
• соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
• приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; (20)
…Рассмотрим более подробно каждый из них:
Доступность медико-социальной помощи.
Медико-социальную помощь населению оказывают медицинские, социальные работники и другие специалисты в учреждениях государственного, муниципального и частного секторов здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения. Только в учреждениях МЗ РФ работает более 3 млн. человек, в том числе 2 млн. врачей, медицинских сестер и фармацевтов.
Все жители страны имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственном и муниципальном секторах здравоохранения. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи обеспечивается в соответствии с программами государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. Кроме того, пациенты имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Ответственность органов государственной власти и управления,
предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение граждан в области охраны здоровья.
Органы государственной власти и управления, все предприятия, учреждения, организации, а также должностные лица несут ответственность за обеспечение прав граждан в области охраны их здоровья. Так, в случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой как непосредственно к руководителю или иному должностному лицу ЛПУ, в котором ему оказывается медицинская помощь, так и в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации, лицензионные комиссии либо в суд.
Вопросы правовой защиты в области охраны здоровья населения находят свое отражение не только в законодательстве о здравоохранении, но и в других отраслях права: гражданском и трудовом законодательстве, законодательстве о браке и семье, уголовном законодательстве и т. д.
В уголовном законодательстве имеется ряд статей, предусматривающих ответственность за нанесение ущерба здоровью граждан либо ущемление их прав в сфере охраны здоровья: "Принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации", "Заражение ВИЧ-инфекцией", "Незаконное производство аборта", "Неоказание помощи больному", "Незаконное помещение в психиатрический стационар", "Торговля несовершеннолетними", "Подмена ребенка", "Разглашение тайны усыновления (удочерения)", "Незаконное обращение с радиоактивными материалами", "Хищение либо вымогательство радиоактивных материалов", "Незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ", "Незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических веществ или психотропных веществ".
Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
Социальная защита— многоуровневая система экономических, правовых, организационных, медико-социальных, педагогических, психологических и других мер, направленных на реализацию прав и свобод личности в области социального обеспечения, гарантированность не только выживания, но и достаточного уровня и качества жизни. Составным элементом социальной защиты является социальная помощь. (15)
Государственное социальное страхование обеспечивает всех работающих материальной помощью при временной утрате трудоспособности вследствие заболевания, травмы, при необходимости проведения сложных медицинских обследований, при переводе на другую работу в связи с временной утратой трудоспособности по данной профессии (больные туберкулезом, профессиональными заболеваниями), в связи с отстранением от работы по случаю карантина. Пособия по социальному страхованию выдаются при необходимости дополнительного отпуска для санаторно-курортного лечения или ухода за заболевшим членом семьи.
Граждане пожилого возраста на основании медицинского 9262745121285000заключения имеют право на санаторно-курортное лечение и реабилитацию бесплатно или на льготных условиях за счет средств социального страхования, органов социальной защиты населения и за счет средств предприятий, учреждений и организаций (при их согласии).
Соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Все граждане РФ независимо от пола, возраста, расы, языка, национальности, социального происхождения, уровня дохода, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств обеспечиваются охраной здоровья и имеют право на получение бесплатное получение медицинских услуг, включенных в базовую и территориальные программы ОМС. (13)
Государство гарантирует право на охрану здоровья гражданам России, находящимся за ее пределами, иностранцам, находящимся на территории Российской Федерации, лицам без гражданства, беженцам.
Населению, проживающему в районах, признанных в законодательном порядке экологически неблагополучными, гарантируются бесплатные медико-генетические и другие консультации и обследования при вступлении в брак, а также санаторно-курортное и восстановительное лечение, обеспечение лекарственными средствами, иммунобиологическими препаратами и изделиями медицинского назначения на льготных условиях.
Приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан.
Профилактическое направление является важнейшим принципом отечественного здравоохранения. Наиболее действенным методом профилактики является диспансерный метод. Всеобщая диспансеризация населения — это высшая форма профилактики. Впервые попытка ее осуществления была предпринята в 1928—1929 гг. в Москве. Однако при этом был допущен ряд ошибок, которые значительно затормозили проведение ее в жизнь. В последующие годы органы здравоохранения неоднократно пытались осуществить всеобщую диспансеризацию населения, но также неудачно, поскольку диспансеризация — дело весьма ресурсоемкое, и на ее проведение всегда не хватало необходимых кадровых, материальных и финансовых ресурсов. В некоторых регионах удавалось организовать профилактические осмотры населения на высоком уровне, но обеспечить лечением и постоянным наблюдением выявленных больных было невозможно. Тем не менее, диспансеризация и сегодня остается наиболее эффективным методом реализации профилактического направления нашего здравоохранения…(11)
Профилактика заболеваний - система медицинского и немедицинского характера, направленная на предупреждение, снижение риска развития отклонений в состоянии здоровья и заболеваний, предотвращение или замедление их прогрессирования, уменьшение их неблагоприятных последствий. Профилактическое направление является важнейшим принципом отечественного здравоохранения.
Тем самым законодательно все гражданам РФ гарантируется право на охрану здоровья…(15)
Сразу стоит отметить, что некоторые принципы не соблюдаются в силу невозможности их выполнения. Таким образом, государство взяло на себя невыполнимые обязательства, в итоге гражданам приходится вносить собственные средства для получения многих видов медицинской помощи. Все большую популярность приобретает частный сектор здравоохранения, многие квалифицированные медицинские консультаций, обследования становятся платными.
…В соответствии с законодательством в РФ действуют 3 системы здравоохранения: муниципальная, государственная и частная.
К муниципальной системе здравоохранения относятся находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические, научно-исследовательские, аптечные, образовательные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы и муниципальные органы управления здравоохранением.
К государственной системе здравоохранения относятся Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерства здравоохранения республик, автономных областей, автономных округов, краев, областей в составе РФ, Российская академия медицинских наук, а также находящаяся в образовательные, судебно государственной собственности и подчиненные органам управления государственной системы здравоохранения лечебно-профилактические, научно-исследовательские учреждения и некоторые федеральные учреждения.
К частной системе здравоохранениям относятся частные медицинские организации и лица, осуществляющие частную медицинскую деятельность, но без образования юридического лица, то есть субъекты здравоохранения, осуществляющие частную медицинскую деятельность.
Это коммерческие и некоммерческие организации, имущество которых находится в частной и иных, кроме государственной и муниципальной, формах собственности (или использующих любую собственность на основе договора аренды), в уставах которых указано, что медицинская деятельность является для них основной. Предпринимательская деятельность по оказанию медицинской помощи, осуществляемая лицами, имеющими медицинское образование (без образования юридического лица), рассматривается как частная медицинская практика.
В последнее время частная система приобретает все большую актуальность и становится более популярной, потому что только она может предоставить гражданам самые последние виды лечения, современные виды обследования и диагностики, а так же уровень сервиса и комфорта…(7)
…Управление здравоохранением осуществляется на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ. К функциям высших органов законодательной власти относится:
принятие законов,
определение основного направления государственной политики,
утверждение бюджета государства с определением доли расходов на здравоохранение,
утверждение федеральных программ по вопросам охраны здоровья населения.
Деятельность по охране здоровья граждан РФ координируется Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление и проводящий государственную политику в области охраны здоровья населения. В него так же входят территориальные органы, государственные лечебно-профилактические, образовательные, научно-исследовательские, санаторно-курортные и реабилитационные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, государственной санитарно-эпидемиологической службы и т.д.…(11)
К основным задачам Министерства здравоохранения и социального развития РФ относятся:
обеспечение функционирования ведомственной системы специального профессионального образования в области здравоохранения;
организация оказания медицинской помощи населению;
охрана здоровья матери, отца и ребенка;
профилактика инвалидности и медицинская реабилитация инвалидов;
разработка в пределах своей компетенции основ государственной политики в области здравоохранения, в том числе санитарно-эпидемиологического благополучия населения, разработка и реализация федеральных целевых программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, обеспечению населения лекарственными средствами, медицинской техникой и изделиями медицинского назначения;
обеспечение функционирования ведомственной системы специального профессионального образования в области здравоохранения;
санитарно-гигиеническое нормирование, координация и регулирование вопросов охраны здоровья населения в связи с воздействием на человека неблагоприятных факторов среды его обитания и условий жизнедеятельности;
Во главе министерства здравоохранения и социального развития РФ стоит министр, назначаемый на должность президентом России по представлению Председателя Правительства. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство РФ задач. Министр здравоохранения имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством, которые курируют наиболее значимые отрасли здравоохранения. Приказы, указания, постановления и инструкции МЗ РФ по вопросам диагностики, лечения, профилактики заболеваний и фармацевтической деятельности, а также по другим вопросам, отнесенным к его компетенции, обязательны для всех учреждений, предприятий и организаций независимо от их организационно-правовой формы собственности. (8)
Имеются департаменты МЗ РФ, возглавляет его директор, являющийся главным санитарным врачом и первым заместителем министра здравоохранения. В составе департамента выделены должности главных специалистов министерства - главного хирурга, главного акушера-гинеколога и т. д. Главным специалистом назначается высококвалифицированный врач, владеющий знаниями, как по соответствующей, так и по смежным специальностям и имеющий опыт организационно-методической работы. Основной задачей главного специалиста является определение стратегии развития службы и тактических решений по ее реализации, направленных на совершенствование медицинской помощи населению.
В каждом федеральном округе назначен представитель министерства здравоохранения с целью совершенствования координации деятельности органов и учреждений здравоохранения по обеспечению граждан медицинской и лекарственной помощью и реализации единой государственной политики в области охраны здоровья населения на всей территории РФ.
Для научного анализа проблем здравоохранения в МЗ РФ образуется Ученый совет, возглавляемый министром. В него могут входить высококвалифицированные специалисты и ведущие ученые.
Так же имеется коллегия министерства здравоохранения, в состав которой входит министр (председатель коллегии), его заместители (по должности), руководители ведущих управлений и отделов, ряд руководящих работников и специалистов органов исполнительной власти субъектов РФ, учреждений, предприятий и других организаций здравоохранения, общественных объединений. Коллегия является совещательным органом и рассматривает на своих заседаниях основные вопросы, касающиеся развития здравоохранения и деятельности министерства здравоохранения, учреждений, предприятий и других организаций здравоохранения, подбора и...

Похожие материалы:

Реферат: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РФ

Нормативная документация: Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 31.05.2006 N 38 "Об утверждении Инструкции о порядке медицинского отбора пациентов на санаторно-курортное лечение"

Реферат: Статистика здравоохранения

Статья: Экономика здравоохранения. Задачи, проблемы

Статья: Методология информационной работы в области здравоохранения: процесс изменения поведения в отношении здоровья