Реферат: Близорукость и ее профилактика
Хорошее зрение для ребенка просто необходимо. Он познает мир, а информацию о нем мы черпаем в основном благодаря зрению. Функциональное развитие органа зрения начинается сразу после рождения ребенка и продолжается до 12-14 лет.
Дата добавления на сайт: 26 мая 2024
Скачать работу 'Близорукость и ее профилактика':
Введение
Хорошее зрение для ребенка просто необходимо. Он познает мир, а информацию о нем мы черпаем в основном благодаря зрению. Функциональное развитие органа зрения начинается сразу после рождения ребенка и продолжается до 12-14 лет.
Именно в детстве легче всего справиться с большинством заболеваний зрительной системы, не прибегая к хирургическому вмешательству. Однако для этого необходима своевременная диагностика и вовремя начатое лечение. Часто от того, когда обнаружена болезнь, зависит слишком многое. Ведь шансы на успех могут очень быстро свестись к маленькому проценту или совсем исчезнуть. Нарушения зрительных функций, если они не корректируются, приводят и к плохой успеваемости в школе, и к ограничению в выборе профессии (что самым серьезным образом влияет на всю жизнь человека), не говоря уже о печальных случаях потери зрения.
Не нужно ждать, пока "тайные" проблемы станут явными! Приводите ребенка к специалисту, и вы будете уверены, что зрение ему будет помогать, а не мешать развиваться и учиться. Помогите маленькому человеку обрести этот мир и себя в нем!
Нормальное развитие зрения у детей
Зрительная система младенца обладает определенными врожденными навыками, но все равно ребенка нужно учить видеть — так же, как вы учите его говорить. Как при обучении речи обязателен слуховой раздражитель, так и обучение умению видеть невозможно без раздражителя светового — его наличие является обязательным условием. Постепенно, с каждым битом зрительной информации, в зрительную систему закладываются дополнительные данные, необходимые для конструирования представления о внешнем мире в понятиях формы, твердости, размеров и так далее. Ниже мы попытаемся дать вам рекомендации относительно ваших действий в каждом возрастном периоде при условии нормального развития ребенка с учетом возможности небольших отклонений у тех или иных детей. Обратите внимание, что первые два года жизни являются периодом наиболее интенсивного развития глаз и зрения, так что внимательное наблюдение за прохождением вашим ребенком этих этапов может доставить вам много удовольствия и радости.
Острота зрения новорожденного находится в пределах от 0,005 до 0,015 и постепенно возрастает примерно до 0,01–0,03. Такое слабое зрение объясняется тем, что сетчатка все еще формируется, а желтое пятно (тот участок сетчатки, где достигается зрение 1,0) еще вообще не образовалось. Если бы такое зрение наблюдалось у взрослого человека, он испытывал бы серьезные трудности, но для новорожденного самое важное — это то, что крупно и близко: мамино лицо и грудь (бутылочка с соской). И действительно, наибольшее его внимание привлекают лица окружающих, причем правильное восприятие глубины пространства еще отсутствует. Ближе к концу этого трехмесячного периода младенец начинает делать первые попытки достать какой-то предмет с постепенным улучшением их результатов. Его внимание начинают привлекать и движущиеся объекты [4].
Острота зрения к 6 месяцам продолжает повышаться до 0,1–0,4. Если оба глаза видят одно и то же, то стереоскопичность зрения достигает почти взрослого уровня. Попытки достать что-либо все чаще увенчиваются успехом, довольно легко дается ребенку и слежение за движущимся предметом.
К году острота зрения увеличивается ненамного, зато непрерывно совершенствуются другие зрительные навыки. Ребенку удается уже фокусировать свои глазки на предмете, находящемся на расстоянии 7–8 сантиметров от его носа.
Острота зрения к двум годам закрепляется в пределах 0,3–0,6. Глаза легко переходят с одного предмета на другой и с любопытством их изучают. Достигается почти полная согласованность движений глаз и рук.
Близорукость
Рассматривая вопрос о зрительных функциях, их возрастных особенностях и взаимосвязи с клинической рефракцией, необходимо отметить, что острота зрения с возрастом повышается от светоощущения до 1,5-2,0 единиц и что наиболее характерная ее величина уже к 3-5-7 годам составляет 1,0 (одну) единицу.
Одновременно с этим было обращено особое внимание на то, что такое изменение остроты зрения может быть различным как вблизь, так и вдаль в зависимости от вида и величины клинической рефракции, которая также имеет возрастные особенности. Истинная клиническая рефракция (после циклоплегии) у 95% новорожденных соответствует дальнозоркости (гиперметропии) в 4,0 дптр, у 3% - эмметропии (соразмерности), т. е. 0,0 (ноль) дптр и в 2% случаев возможна врожденная близорукость различной величины (диоптрийности). С возрастом дальнозоркость уменьшается или совсем исчезает (что зависит от врожденной ее величины), к дошкольному и школьному возрасту она переходит, следовательно, в эмметропию и даже в близорукость [2].
Дети, родившиеся с эмметропией, постепенно становятся близорукими, близорукость растет, как правило, до совершеннолетия. В тех случаях, когда дети рождаются уже с близорукостью, она, как правило, с каждым годом становится все больше и больше. Ежегодная возрастная динамика истинной клинической рефракции составляет около одной диоптрии (+1,0 дптр), т. е. дальнозоркость регрессирует, а близорукость прогрессирует. Наибольшее прогрессирование наступает в раннем школьном возрасте и особенно в период полового созревания (10-12 лет).
Близорукость, которая "растет" ежегодно не как биологический ее вариант (и особенно, если она врожденная), а также, если она прогрессирует преимущественно в школьном возрасте, называется "школьной" близорукостью и представляет собой "миопическую болезнь" со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Близорукость – одно из самых распространенных заболеваний глаз у детей младшего и среднего возраста, связана с патологическим увеличением длины переднезадней оси глаза.
Зрительная система ребенка находится в постоянном развитии, поэтому вредные факторы окружающей среды могут оказывать на нее негативное воздействие, которое приводит к развитию близорукости у детей.
Близорукость или миопия – одно из самых распространенных заболеваний у школьников. К возрасту 15-16 лет практически каждый второй ребенок страдает детской близорукостью.
В результате удлинения глазного яблока изображение на сетчатке становится расфокусированным, и дети жалуются на снижение зрения вдаль. Для того чтобы увидеть удаленные предметы, им необходимо прищуриваться. В этом случае веки играют роль диафрагмы и изображение становиться четче. С удлинением глазного яблока растягиваются внутриглазные структуры, особенно сетчатка. В результате на глазном дне возникают дистрофические изменения, которые могут привести к безвозвратному снижению зрения.
Лечение близорукости у детей должно быть комплексным, направленным на замедление ее прогрессирования и на улучшение кровоснабжения глазного яблока и внутриглазных структур.
Близорукость у детей младшего и среднего возраста значительно возросла в последние годы в связи с бурным внедрением в нашу жизнь и жизнь наших детей современных обучающих технологий. Зрительная система ребенка находится в постоянном развитии, поэтому вредные факторы окружающей среды могут оказывать на нее негативное воздействие, которое зачастую приводит к развитию близорукости у детей.
Большую роль в правильном развитии зрительной системы играют зрительные нагрузки. К ним следует отнести не только рисование, чтение (т.е. зрительные нагрузки на близком расстоянии), но и просмотр телевизора. Что же происходит со зрительной системой малыша, когда он долго непрерывно смотрит телевизор?
Изображение с экрана телевизора проецируется на сетчатку (глазное дно). Так как дети младшего возраста в большинстве случаев имеют дальнозоркость (гиперметропию), то для того, чтобы четко увидеть изображение, находящееся на определенном конечном расстоянии, ребенку необходимо напрягать определенные структуры внутри глаза. Происходит это рефлекторно и от сознания ребенка не зависит. При длительном напряжении и рассматривании мелких и движущихся изображений, что чаще всего и бывает при просмотре телевизора, не исключен срыв компенсаторных систем и включение механизмов миопизации (т.е. удлинения) глаза. В последующем это может привести к развитию детской близорукости [6].
Близорукость у детей — это не только оптический дефект, который можно легко исправить очками. Близорукость (миопия) у детей — одно из самых распространенных заболеваний у школьников. К возрасту 14-15 лет практически каждый третий ребенок страдает детской близорукостью. В связи с удлинением глазного яблока изображение на сетчатке становится расфокусированным, и ребенок жалуется на снижение зрения вдаль. Чтобы увидеть удаленные предметы, дети часто прищуриваются, так как сжатые веки в этом случае играют роль диафрагмы, и изображение на сетчатке становится четче. Близорукость у детей — это не только оптический дефект, который можно легко исправить очками. При удлинении глазного яблока растягиваются внутриглазные структуры, особенно сетчатка. В результате на глазном дне возникают дистрофические изменения, которые при прогрессировании могут привести к безвозвратному снижению зрения. Поэтому лечение близорукости у детей должно быть комплексным, направленным на замедление ее прогрессирования и на улучшение кровоснабжения глазного яблока и внутриглазных структур.
Очень часто детям с прогрессирующей миопией назначаются глазные капли, расширяющие зрачок. Механизм действия этих капель заключается в расслаблении аккомодационной мышцы, так как при близорукости часто развивается ее спазм. Однако для восстановления функций аккомодационной мышц необходимо не выключение ее из работы, а наоборот, адаптация к различным зрительным режимам. Капли такого эффекта дать не могут. Кроме этого, при отмене капель, расширяющих зрачок, миопия часто начинает прогрессировать еще быстрее.
Еще одним заблуждением является мнение о том, что если на ребенка надели очки, то он их уже никогда не снимет. Это не так. Во-первых, при миопии слабой степени (до 3 диоптрий) очки назначаются только для дали. Они не носят лечебного характреа и назначаются только для комфорта. Если ребенок обходится в повседневной жизни без очков, то заставлять одевать их не надо. При высоких же степенях либо резком снижении остроты зрения ребенку назначаются очки для постоянного ношения. Однако, при условии двухгодичной стабилизации миопии возможно применение эксимер-лазерных технологий, что полностью избавит подростка от очковой зависимости. При астигматизме и дальнозоркости при правильном ведении и лечении во многих случаях можно избавить ребенка от очков для постоянного ношения [8].
В последнее время в продаже появились так называемые полидиафрагмальные очки «в дырочку». При их регулярном использовании производители обещают быстрое излечение от любых болезней глаз. Что касается близорукости, то при этой патологии очки в «дырочку» просто создают лучшие условия для зрения, за счет увеличения глубины оптического фокуса. Тот же эффект достигается при прищуривании. Поэтому никаким лечебным действием эти очки не обладают. Вреда они не приносят, пациенты теряют лишь драгоценное время и не проводят настоящего лечения.
Как правило, все назначаемые «черничные таблетки» являются пищевыми добавками и представляют собой поливитаминные наборы. Однако, в отличие от настоящих лекарственных поливитаминных препаратов, пищевые добавки не допущены для применения в клинической практике фармкомитетом России, а имеют лишь разрешение Минздрава. Это означает, что полномасштабных клинических испытаний этих препаратов, тем более у детей, не проводилось. Поэтому мы не используем эти препараты в детской офтальмологии. Нашим пациентам мы рекомендуем поливитаминные наборы типа Компливит, Ундевит, Ревит и др., которые хорошо зарекомендовали себя и одобрены к применению педиатрами.
Чем раньше будет начато лечение прогрессирующей миопии, тем больше возможностей для предупреждения развития осложнений на глазном дне, развивающихся при прогрессировании миопии, т.к. они могут привести к снижению зрения. При отсутствии лечения прогнозировать течение болезни практически невозможно, что может привести к бурному росту миопии и повреждению глаз. Если же ребенок находится под наблюдением, подобных скачков можно избежать. В процессе лечения допустимый рост миопии составляет не более 0,5 D в год. При таком градиенте роста глазное дно ребенка не страдает.
Близорукость: доступная профилактика
Для ребенка с близорукостью большое значение имеет гигиена зрения. Большей частью это касается всех детей, даже при отсутствии какой-либо глазной патологии. Зрительные нагрузки ребенка должны быть дозированы. Чтение, возможно только сидя за столом при хорошем освещении. Читать лежа и за едой не рекомендуется. Большое значение имеет продолжительность просмотра телевизионных программ. Детям младше двух лет вообще не рекомендуется смотреть телевизор. Это связано не только с нагрузками на глаза, но и с влиянием на центральную нервную систему, что может привести к возбуждению ребенка.
Однако мы не можем полностью исключить телевизор из жизни наших детей. Посоветовать можно следующее. Для детей до 7 лет общая продолжительность просмотра телевизионных программ не должна превышать 30-40 мин. В день. В более старшем возрасте можно разрешать смотреть телевизор до 1,5 — 3часов в день. При этом непрерывная нагрузка должна быть не более 1,5 часов (одни фильм). Тип телевизора (обычный, «плоский» экран, жидкокристаллическая панель, плазменный телевизор) практически не влияет на переносимость зрительных нагрузок. При просмотре телевизора основным вредным фактором является длительная зрительная нагрузка на конечном расстоянии. То же самое можно сказать и о работе за компьютером.
Продолжительность работы за компьютером также не должна превышать 40 минут в день [4].
Приобретенная близорукость – это такое заболевание, которое невозможно вылечить современными методами, но очень легко предотвратить. Нынешнюю "эпидемию" близорукости принято списывать на что угодно – на школьные перегрузки, на компьютер, на дурную наследственность, но о реальной причине близорукости обычно умалчивается. Эта реальная причина носит, однако, не медицинский, а социальный характер.
Ваш ребенок идет первый раз в первый класс, имея хорошее зрение и здоровые глаза. Спрашивается: кто несет ответственность за то, чтобы спустя одиннадцать школьных лет его глаза оставались такими же зоркими? Ответ на этот вопрос предельно прост и лаконичен: никто. Школьный учитель - этот основной поставщик зрительных и умственных перегрузок - никоим образом не обязан заботиться о здоровье вашего ребенка. Что же касается офтальмолога из районной поликлиники, то ему на прием вашего ребенка отведено ровным счетом 6 минут (таковы официальные нормы). К тому же, как известно, посещение врача - процедура не из приятных, поэтому к врачу обычно обращаются только тогда, когда болезнь уже носит запущенный, необратимый характер.
Чуть ли не половина выпускников школ в той или иной степени страдает близорукостью, но вовсе не потому, что так уж трудно уберечь детей от близорукости, а потому, что этим ровным счетом никто не занимается. Вероятно, не последнюю роль тут играет расхожее представление о том, что близорукость - это так, ерунда - всего-навсего очки на носу, этакий безобидный косметический дефект, с которым легко можно ужиться.
А между тем, близорукость - вещь вовсе не безобидная, и всякий близорукий человек это очень хорошо знает. Просто страдания, которым он подвергается, - не из тех, какие принято громко обсуждать на людях. Чего только стоит шок, который переживает ребенок, когда узнает, что отныне он - очкарик! В детских коллективах нравы простые и грубые. Очкарики там - существа низшего сорта, нравится это взрослым или нет. Близорукость наносит катастрофический удар по самооценке, способствует замкнутости, уходу в себя. К тому же, близорукость ведет к резкой потере работоспособности - вплоть до того, что за каждую прочитанную книжку, за каждые несколько часов, проведенные за компьютером, приходится расплачиваться головными болями и дальнейшим ухудшением зрения [3].
Взгляните на нашу общественную элиту, взгляните на президентов других государств! Много ли среди них близоруких людей? Да их там почти нет! Даже среди ученых - лауреатов Нобелевской премии они не так уж часто встречаются. Близорукость - это очень серьезное препятствие для большой карьеры, к какой бы сфере человеческой деятельности она ни относилась. Внутреннего "пороху" у близоруких людей хватает обычно лишь на то, чтобы добросовестно исполнять чужие распоряжения. Из них получаются хорошие библиотекари и программисты (хотя и от книг и от компьютеров у них побаливают глаза).
Вместе с тем, уберечься от близорукости с самого начала - дело технически несложное и не требующее больших познаний в офтальмологии. Близорукость - это, по сути дела, патологическая деформация глазного яблока. Чем конкретно вызывается такая деформация - этого офтальмологи и сами не знают. Ясно только одно: близорукость не наступает в одночасье. Сначала возникает так называемый спазм аккомодации. В глазу имеется особая аккомодационная мышца, ответственная за наведение на резкость. Когда она расслаблена, глаз настроен на зрение вдаль. Когда она напряжена, глаз перестраивается на работу вблизи. Такая перенастройка происходит автоматически, без волевого участия человека.
Длительное перенапряжение аккомодационной мышцы приводит к ее спазму - к тому, что она уже не может полностью расслабиться. Как следствие, зрение вдаль ухудшается. Но это еще не близорукость в полном смысле этого слова, потому что глазное яблоко остается - пока! - недеформированным. Только если не обращать внимание на спазм аккомодации и продолжать упорно нагружать глаза работой вблизи, то через несколько недель или даже месяцев в глазу начнут происходить необратимые изменения и разовьется истинная близорукость [2].
Пока дальше спазма дело не пошло, всё еще можно поправить. Стоит убрать спазм - и нормальное зрение полностью восстановится. Если в этот момент оказаться на приеме у добросовестного окулиста, то он не будет выписывать очков, а назначит курс атропинизации. Атропин - это яд нервно-паралитического действия, который блокирует передачу нервных импульсов от мозга к аккомодационной мышце. Таким образом, мышца как бы получает отдых и со временем вновь обретает способность к расслаблению. (В последнее время помимо атропина появились и другие препараты аналогичного действия.)
Отсюда с очевидностью вытекает простая программа действий по гарантированному предотвращению близорукости. Нужно всего-навсего регулярно проверять зрение школьников, выявлять спазм аккомодации и незамедлительно его устранять. Весь вопрос в том, как часто проводить такие проверки.
Согласно официальной рекомендации, проверяться у окулиста следует один раз в год. Нетрудно понять, откуда взялась такая цифра. Она рассчитана, исходя из тех бюджетных средств, которые выделяются на здоровье населения. К окулисту нужно ходить именно один раз в год потому, что он и без того перегружен работой и принимать вас чаще он всё равно не сможет.
Близорукость же развивается по своим законам, никак не связанным с...
Похожие материалы:
Реферат: ВИЧ-инфекция и её профилактикаДипломная работа: Интернет литература и ее место в чтении современного подростка
Реферат: Основы биотехнологии и ее научно-производственная база
Реферат: Ассоциативная психология и ее современное состояние
Реферат: Арттерапия и ее использование