Реферат: Роль слуха

Содержание:
Стр.
Введение………………………………………………………………………………1-3

Глава 1. Роль слуха в развитии неслышащих детей.
1.1.Роль слуха в общем развитии неслышащих детей и в развитии речи…..4-10
1.2. Типы нарушений слуха и их диагностика………………………………..11-13
1.2.1. Кондуктивная тугоухость……………………………………...14-15
1.2.2 Нейросенсорная тугоухость……………………………………16-21
1.2.3.Центральные расстройства слуха (ЦРС)……………………....22-24
1.2.4. Степень снижения слуха……………………………………….25-26

Глава 2. Психологические основы развития слухового восприятия у глухих детей.
2.1.Из истории механизма слухового восприятия речи……………………27-32
2.2. Проблема сенсорной основы развития слухового восприятия……….33-35
2.3. Определение степени сформированности речи и речевого слуха у глухих школьни-ков………………………………………………………………………36-42
2.4. Своеобразие условий развития слухового восприятия у неслышащих школьни-ков………………………………………………………………………43-47

Глава 3. Оценка слухового восприятия неслышащих школьников.
3.1. Периоды работы по развитию речевого слуха у глухих школьников..48-49
3.2. Методика работы по развитию речевого слуха у глухих школьников.50-57

Глава 4. Исследование особенностей распознавание на слух речевого материала неслышащими детьми с различной степенью остаточного слуха.
4.1.Подготовка и проведение эксперимента……………………………….58-60
4.2.Анализ проведенного эксперимента……………………………………61-68
4.3.Выводы о проведенном эксперименте…………………………………69-71

Заключение………………………………………………………………………..72-73

Литература………………………………………………………………………..74-76

Приложение………………………………………………………………………77-100

Дата добавления на сайт: 04 июня 2024


Скачать работу 'Роль слуха':


Содержание:
Стр.
Введение………………………………………………………………………………1-3
Глава 1. Роль слуха в развитии неслышащих детей.
1.1.Роль слуха в общем развитии неслышащих детей и в развитии речи…..4-10
1.2. Типы нарушений слуха и их диагностика………………………………..11-13
1.2.1. Кондуктивная тугоухость……………………………………...14-15
1.2.2 Нейросенсорная тугоухость……………………………………16-21
1.2.3.Центральные расстройства слуха (ЦРС)……………………....22-24
1.2.4. Степень снижения слуха……………………………………….25-26
Глава 2. Психологические основы развития слухового восприятия у глухих детей.
2.1.Из истории механизма слухового восприятия речи……………………27-32
2.2. Проблема сенсорной основы развития слухового восприятия……….33-35
2.3. Определение степени сформированности речи и речевого слуха у глухих школьников………………………………………………………………………36-42
2.4. Своеобразие условий развития слухового восприятия у неслышащих школьников………………………………………………………………………43-47

Глава 3. Оценка слухового восприятия неслышащих школьников.
3.1. Периоды работы по развитию речевого слуха у глухих школьников..48-49
3.2. Методика работы по развитию речевого слуха у глухих школьников.50-57
Глава 4. Исследование особенностей распознавание на слух речевого материала неслышащими детьми с различной степенью остаточного слуха.
4.1.Подготовка и проведение эксперимента……………………………….58-60
4.2.Анализ проведенного эксперимента……………………………………61-68
4.3.Выводы о проведенном эксперименте…………………………………69-71
Заключение………………………………………………………………………..72-73
Литература………………………………………………………………………..74-76
Приложение………………………………………………………………………77-100
ВВЕДЕНИЕ.
Одной из важнейших задач школ для неслышащих и слабослышащих детей является формирование слухо-зрительного восприятия речи окружающих людей.
Слухо - речевая реабилитация неслышащих и слабослышащих детей на протяжении нескольких десятилетий является одной из ведущих проблем коррекционной педагогики, в частности сурдопедагогики.
Учитывая огромную роль слуха в речевом и общем развитии человека, изучением остаточного слуха занимался ряд исследователей (Б. С. Преображенский, ф. А. Рау, Р. М. Боскис, Л. В. Нейман, В. И. Бельтюков, Е. П. Кузьмичева, Э. И. Леонгард, И. Г. Багрова и другие).
Актуальность названной проблемы усиливается в связи с тем, что слуху принадлежит ведущая роль в формировании речи, неречевые звуки участвуют во всех видах деятельности, являются ли они бытовыми навыками, профессиональным трудом или умением ориентироваться в пространстве, в природе и на улицах города, а снижение слуха ведет за собой задержку речевого развития детей, обуславливает происхождение дефектов произношения, оказывает отрицательное влияние на развитие мышления и общее развитие детей с нарушением слуха.
Цель данной работы – раскрыть роль слуха в общем развитии неслышащих детей и в развитии речи, выявить психологические основы развития слухового восприятия у глухих детей, определить оценку слухового восприятия неслышащих школьников.
Задачами нашей работы являются:
Раскрытие методологических основ формирования речевого слуха и развития слухового восприятия;
Определение сущности содержания процесса развития слухового восприятия речи;
Определение оценки остаточной слуховой функции у глухих с точки зрения перспектив ее развития и использования для восприятия речи на слух;
Овладение методами, приемами и средствами развития остаточного слуха у неслышащих учащихся.
Объект нашего исследования: процесс формирования и развития остаточного слуха, его роль в развитии слухового восприятия неслышащих школьников.
Предмет исследования – развитие неслышащих детей в зависимости от их остаточного слуха.
В нашей работе мы считаем необходимым выяснить возможности восприятия устной речи на слух (с помощью слухового аппарата) самой тяжелой категории учащихся со сниженным слухом – с врожденной или приобретенной в раннем возрасте глухотой.
Эта категория, в силу тяжести дефекта (отсутствия возможности воспринимать речь на слух), оканчивая специальные школы, своим остаточным тональным слухом практически не пользуется. Мир звучащей речи для них закрыт.
Также выявить наличие скрытых потенциальных возможностей тонального и речевого слуха у глухих, которые могут быть мобилизованы и развиты в процессе слуховой тренировки.
Исследование по развитию и использованию остаточного тонального слуха у глухих в сочетании с проведением комплекса других исследований, направленных на интенсификацию процесс развития и обучения глухих детей, позволит лучше решать важные задачи повышения уровня общего образования и трудовой подготовки глухих и тем самым лучше готовить их к жизни и труду в обществе.
Методическую основу работы по развитию слухового восприятия и речевого слуха составили труды Р. М. Боскис, В. И. Бельтюкова, Е. П. Кузьмичева, Л. В. Нейман, Ф. Ф. Рау, Ж. И. Шиф, Л. П. Назаровой, Э. И. Леонгарда, И. В. Королевой.
Теоретическое значение работы состоит в том, что проведенные исследования позволяют расширить и уточнить знания о роли остаточного слуха в развитии слухового восприятия неслышащих учащихся.
Надежность и достоверность данных, полученных в работе, обеспечивается применением методик, адекватных цели и объекту исследования, качественным анализом материала и использованием методов математической статистики.
Апробация осуществлялась в процессе экспериментальной работы в 5 «А» классе, школы-интерната №31, г. Санкт-Петербурга.

ГЛАВА 1. РОЛЬ СЛУХА В РАЗВИТИИ НЕСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ.
1.1 Роль слуха в общем развитии детей и в развитии речи.
Общеизвестно, что любые отклонения в физическом и психическом становлении ребенка приводит к нарушению его общего развития. Нарушение слухового анализатора ведет к существенным отклонениям в развитии речи, формирование устной речи, в общем развитии ребенка. Снижение или отсутствие слуха негативно отражается на его психическом развитии, ограничивает возможности познания окружающего мира, затормаживает процесс овладения знаниями, умениями и навыками.
Одним из существенных критериев роли слуха в общем развитии детей, по мнению Р. М. Боскис (№6, с. 14), является самостоятельность в овладении речью. У детей с нормальным слухом, как отмечает р. М. Боскис, этот процесс происходит самопроизвольно, а у детей с нарушенным слухом – в результате специального обучения, т.к. последние не способны самостоятельно использовать остаточный слух для накопления словарного запаса, для овладения речью. Слабослышащие дети по сравнению с глухими могут самостоятельно, хотя бы в минимальной степени, накапливать речевой запас и овладевать устной речью. Однако, наилучшего результата эти дети достигают в процессе обучения (№6, с. 16).
Глухие дети могут овладеть речью только в процессе специально обучения.
Недостаточное развитие речи и плохое овладение ею мешает, в свою очередь, ее восприятию на слух даже с помощью звукоусиливающей аппаратуры, затрудняет ее понимание, осмысление и передачу в процессе общения хотя бы в элементарной форме. Отсюда недостаточно развитая речь или ее отсутствие является препятствием для обучения, т.к. усвоение содержания обучения тесно связано со словесным оформлением и осмыслением речи.
По словам Р. М. Боскис, речь, недоступная детям без специального обучения, влияет на их умственное, нравственное развитие, на овладение различными видами деятельности (познавательной, трудовой игровой, художественной, спортивной и т.д.) Речь и умственная деятельность – ведущее условия в ориентировании человека в жизни. Умственная деятельность отображается в речи, предвосхищает процесс и результат практической материальной деятельности. Отсюда на успешность обучения оказывает влияние развитие речи и невозможность ее осмысления вследствие недоразвития (№ 6, с. 25). Значит, недоразвитие речи оказывает влияние на одну из важнейших особенностей общего развития ребенка – учебную деятельность, что определяет своеобразие обучения детей со сниженным и остаточным слухом.
Процесс обучения связан с общением. Благодаря общению происходит управляемое познание, усвоения опыта предыдущего опыта людей, воспроизведение конкретной деятельности. У детей с остаточным и сниженным слухом процесс речевого общения нарушен. По мнению Р. М. Боскис, препятствием к речевому общению являются нарушенный слух и недоразвитие речи. Развитие слухового восприятия является источником накопления словарного запаса, что расширяет возможности речевого общения.
А речевое общение, в свою очередь, способствует накоплению словарного запаса, речевому и общему развитию детей (№7, с. 11). Дети с недостатками слуха овладеваю приёмами речевого общения в ходе специального обучения. Отечественный психолог и дефектолог Ж. И. Шиф (№ 39. с. 60) отмечала, что школьник, приобретая возможность общения с окружающими, изменяет отношение к языку. Грамматические ошибки, бедненность словарного запаса, нарушение внятности произношения – все это мешает его общению. У школьников появляется сильное стремление преодолеть эти недостатки.
Овладение речевым общением зависит от ряда причин и условий:
Состояние слуха (чем сохраннее слух, тем выше степень овладения речевым общением самостоятельно);
Уровня развития речи (чем выше уровень развития речи, тем успешнее речевое общение);
Антиципации (чем выше речевое развитие, тем выше прогнозирование, встречная речевая активность в общении);
Использования звукоусиливающей аппаратуры
От степени квалифицированности учителя .
Особенностью специального обучения является организация практики речевого общения. С этой целью в школе обеспечиваются максимальные условия для организации речевого общения в виде создания речевой среды, речевого режима в учебном процессе и вне его: речевое общение с учителем, с воспитателем, персоналом школы (библиотекарь, медицинские работники, няни, повара, и т. д.), со слышащими родителями. Для этого используются плакаты, таблички на наборных досках, где приводятся образцы речевого высказывания, просьбы, речевые реакции.
Речь и слух тесно связаны. Нарушенный слух препятствует успешному развитию речи, а эффективное функционирование слуха зависит от уровня развития речи: чем меньше степень сохранности слуха, возникшее в доречевом периоде, приводит к существенным отклонениям речевого общения.
Как считает Л. В. Нейман: «Обогащение словарного запаса способствует повышения уровня понимание речи, улучшению речевой практики общения, усвоению неизвестных слов по контексту и ситуации, совершенствованию восприятию речи на слух. Чем большим словарным запасом обладает ребенок с нарушенным слухом, тем большая часть слышимой им речи оказывается доступной для ее осмысления» (№34,с. 28).
От уровня развития речи зависит успешное овладение грамматическим строем языка. Под влиянием планомерного целесообразного развития речи улучшается анализ и синтез слышимой речи, способность вычленения фонем для их дифференциации, совершенствуется степень доступности восприятию предъявляемой речи.
Развитие речи оказывает влияние на кинестезию, благодаря чему совершенствуется подражательная способность к произношению и самопроизношению, в свою очередь развитие речи, положительно сказывается на чтении с губ (№34, с. 28).
Чтение с губ, по мнению Ф. Ф. Рау, помогает дополнять слуховые впечатления. Сравнивать свое произношение с произношением других. Окружающих людей, достигать нужного уклада речевых органов для отдельного звука речи и произношения в целом. Чтобы зрительное восприятие было продуктивным. Необходим достаточный запас слов. Таким образом, чтение с губ тесно связано с развитием речи (№41, с. 11).
Взаимодействие речи и слуха находит отражение в произносительной стороне речи. В. И. Бельтюковым (№3, с. 25) выявлено, что произношение у детей с нарушенным слухом зависит от уровня сохранности слуха, от степени трудности произношения фонем и акустических характеристик. Был выявлен ряд особенностей связи произношения со слухом: чем лучше развит слух, тем меньше дефектов произношения; нарушение слуха меньшее влияние оказывает на произношение гласных, чем согласных звуков, так как они (гласные) лучше воспринимаются на слух; легче исправляются дефекты тех фонем, которые воспринимаются на слух (№3, с. 27).
Слуховое восприятие детей с нарушением слуха может быть эффективно может быть использовано при постановке звуков речи, исправление дефектов и предупреждении недостатков произношения.
По мере развития речи возрастает слуховая способность ее восприятия, овладение речи способствует более продуктивному развитию слухового восприятию речи, как в ходе специальных упражнений, так и без них. Восприятие на слух речи зависит от нескольких условий: состояния слуха, уровня развития речи, контекста и ситуации, сложности речевых конструкций, объема предъявляемого материала на слух.
Развитие слухового восприятия речи, как показали исследования Л. В. Неймана(1961), Р. М. Боскис(1963), Л. П. Назаровой (1975). Е. П. Кузьмичевой(1983) и другие, становится источником накопления речевого запаса, повышения уровня развития речи.
Одним из условий, способствующих успешному восприятию речи на слух, является уровень речевого развития. Причем различный уровень речевого развития оказывает влияние на оптимальные возможности восприятия речи на слух. Чем выше уровень речевого развития, тем успешнее восприятие речи на слух. Л. П. Назаровой (№33, с. 43) было выявлено четыре уровня речевого развития у детей с нарушенным слухом:
Оптимальный уровень. Испытуемые этого уровни обладали достаточно полным словарным запасом, способствующим требованиям программы, хорошо понимали обращенную к ним речь. В самостоятельной речи пользовались существительными, глаголами, прилагательными, местоимениями, наречиями и предлогами.Эти дети, как показали следования, воспринимали на слух речевой материал в пределах 52% от предъявляемого, состоящих из предложений в 6-7 слов. Для учащихся этого уровня были характерны ошибки в виде аграмматизмов и искажений звуко - буквенного состава слов, которые носили характер «ослышек».
Сниженный уровень речевого развития. У этих детей объем словарного запаса приближается к оптимальному, но встречались аграмматизмы, искаженное произношении, а при назывании предмета использовался перифраз. При выяснении понимания речи отмечалось неточное овладение окончаниями, суффиксами, приставками и предлогами. Не использовались такие части речи, как местоимения, наречия. Правильное восприятие речи на слух соответствовало 45% от предъявляемого, воспринимались предложения, состоящие из 4-5 слов. Для учащихся этого уровня были характерны аграмматизмы, большее количество слов - «ослышек», незначительное число бессмысленных слогосочетаний при восприятии речи на слух.
Ограниченный уровень речевого развития. Словарный запас значительно ограничен, что сопровождалось неадекватной по смыслу и содержанию подменой отсутствующих слов. В произношении наблюдались значительные искажения при сохранения контура слова. Понимание речи снижено, в самостоятельной речи использовались предложения, состоящий из 2-3 слов. Для таких детей характерны неполные предложения, в которых отсутствуют главные члены предложения (подлежащее, сказуемое). Выпадают предлоги и приставки. Восприятие речи на слух составляет 20% от предъявляемого материала. В речи отмечается увеличение замен слов в виде бессмысленных слогосочетаний, аграмматизмы и отказы при различении предложений, слов, что соответствует 80% от общего количества предъявляемого речевого материала на слух.
4.Резко ограниченный уровень речевого развития. Выражается в резком ограничении словарного запаса. Словарный запас детей так мал, что они не могут элементарных предметов обихода, целое предложение часто занимают одним словом или словосочетанием, не имеющим никакого смыслового значения. В произношении отмечаются существенные искажения: отсутствовали начало, конец слова, слова дополнялись лишними звуками. Понимание обращенной речи резко ограничено или полностью отсутствует. Отмечается непонимание некоторых форм лова, смешение слов по акустическому сходству. При восприятия текста обнаружено неполное понимание прочитанного. В самостоятельной речи использовались изолированные слова вместо предложений, бессмысленные слогосочетания, отказ от оформления высказывания речью. При восприятии речи на слух правильно воспринимался речевой материал только в 7%. У этих детей резко снизилось число аграмматизмов, но увеличилось количество замен в виде бессмысленных слогосочетаний, число отказов при различении речи. Число ошибок и отказов составляло 93% от предъявляемого речевого материала для различения на слух.
Таким образом, на общее развитие ребенка с нарушением слуха оказывают влияния следующие факторы:
состояние слуха школьника;
уровень развития речи, их индивидуальные особенности;
специально организованное обучение.
Особая роль принадлежит слуху как, в общем, так и речевом развитии.
1.2. Типы нарушений слуха и их диагностика.
Существуют различные классификации нарушений слуха (№15, с. 54), которые основаны на разных критериях. В зависимости от того, какой механизм преобразования звуковых сигналов в слуховой системе поврежден, нарушения слуха делятся на кондуктивную тугоухость (нарушение механизма звукопроведения) и нейросенсорную тугоухость (нарушение механизма звуковосприятия).
По локализации повреждения слуховые расстройства делятся на периферические, связанные с поражением наружного, среднего, внутреннего уха, нейронов спирального ганглия и слухового нерва, и центральные, обусловленные повреждениями подкорковых и корковых центров слуховой системы.
В зависимости от стороны повреждения нарушения слуха делят на односторонние (повреждено одно ухо – левое или правое) и двусторонние (повреждены оба уха).
Существует также деление расстройств слуха на наследственные (генетически обусловленные), врожденные и приобретенные. У 50% процентов новорожденных тугоухость имеет наследственное происхождение. При этом у трети этих детей расстройства слуха сочетаются с другими нарушениями, то есть входят в состав синдрома. Расстройства слуха могут сочетаться с заболеваниями глаз, костно-мышечной, покровной, нервной, эндокринной систем, заболеваниями почек. Наследственная тугоухость чаще обусловлена необратимыми изменениями структур улитки. Но существуют также нарушения, связанные с аномалиями наружного и среднего уха. Наследственные нарушения слуха могут проявляться сразу после рождения ребенка или развиваться постепенно. Большая часть их развивается в раннем возрасте до овладения речью (долингвальная или прелингвальная тугоухость или глухота).
В настоящее время учеными идентифицировано более 50 генов, ответственных за состояние слуховой функции (№15...

Похожие материалы:

Контрольная работа: Роль эмоций в психической жизни человека

Дипломная работа: Роль медсестры руководителя в организации лечения и ухода за больными с психическими расстройствами

Реферат: Роль семьи в психосоматическом развитии ребенка

Статья: Функциональная роль остеопонтина в развитии и реконструкции костной ткани

Курсовая работа: Спілкування, його роль у формуванні особистості