Реферат: Факторы, влияющие на эмоциональное состояние детей раннего возраста

Содержание

Введение
1. Трактовка понятия эмоций
.1 Характеристика эмоций
.2 Эмоции и личность
. Особенности развития эмоций детей раннего возраста
.1 Эмоциональное развитие детей в раннем возрасте
.2 Кризис 3-х лет
. Факторы, влияющие на эмоциональное состояние детей раннего возраста
3.1 Социальные эмоции как знак внутреннего мира ребенка
3.2 Причины эмоционального неблагополучия детей в раннем детстве
. Способы гармонизации эмоционального состояния детей раннего возраста
.1 Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе
.2 Формирование чувства уверенности в окружающем
.3 Педагогическое просвещение родителей по вопросам адаптации детей
.4 Совместные игры для детей раннего возраста и воспитателей
.5 Изобразительная деятельность и музыка как вспомогательные средства, способствующие коррекции поведения
Заключение
Список литературы

Дата добавления на сайт: 10 августа 2024


Скачать работу 'Факторы, влияющие на эмоциональное состояние детей раннего возраста':


Факторы, влияющие на эмоциональное состояние детей раннего возраста
Содержание
Введение
1. Трактовка понятия эмоций
.1 Характеристика эмоций
.2 Эмоции и личность
. Особенности развития эмоций детей раннего возраста
.1 Эмоциональное развитие детей в раннем возрасте
.2 Кризис 3-х лет
. Факторы, влияющие на эмоциональное состояние детей раннего возраста
3.1 Социальные эмоции как знак внутреннего мира ребенка
3.2 Причины эмоционального неблагополучия детей в раннем детстве
. Способы гармонизации эмоционального состояния детей раннего возраста
.1 Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе
.2 Формирование чувства уверенности в окружающем
.3 Педагогическое просвещение родителей по вопросам адаптации детей
.4 Совместные игры для детей раннего возраста и воспитателей
.5 Изобразительная деятельность и музыка как вспомогательные средства, способствующие коррекции поведения
Заключение
Список литературы
Введение
эмоция личность дети гармонизация
Человек как субъект практической и теоретической деятельности, который познает и изменяет мир, не является ни бесстрастным созерцателем того, что происходит вокруг него, ни таким, же бесстрастным автоматом, производящим те или иные действия наподобие хорошо слаженной машины. Действуя, он не только производит те или иные изменения в природе, в предметном мире, но и воздействует на других людей и сам испытывает воздействия, идущие от них и от своих собственных действий и поступков, изменяющих его взаимоотношения с окружающими; он переживает то, что с ним происходит и им совершается; он относится определенным образом к тому, что его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств или эмоций. Чувство человека - это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.
Раннее детство - первый период психического развития ребенка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. Именно в этом возрасте педагог находится с ребенком в самых близких отношениях, принимает в его развитии самое деятельное участие. А значит, наряду с педагогикой и частными методиками, курс детской психологии является одним из основных в подготовке воспитателей дошкольных учреждений.
В данной работе рассматривается трактовка понятия "эмоций", как сложного и многостороннего явления.
Особенности эмоционального развития детей раннего возраста изучали: Выготский Л.С., Кулагина И.Ю., Урунтаева Г.А., Волосова Е.Б. и др.
На фоне всех выдающихся достижений западной психологии подлинный революционный переворот в детской психологии совершил Л.С. Выготский. Он предложил новое понимание хода, условий, источника, формы, специфики, движущих сил психического развития ребенка; он описал стадии детского развития и переходы между ними, выявил и сформулировал основные законы психического развития ребенка.
Л.С. Выготский избрал областью своего исследования психологию сознания. Л.С. Выготский разработал учение о возрасте как единице детского развития и показал его структуру и динамику. Он заложил основы детской (возрастной) психологии, в которой реализуется системный подход к изучению детского развития. (10)
В работах И.Ю. Кулагиной рассматриваются возрастные закономерности развития в младенчестве, раннем и дошкольном детстве. Прослежены варианты развития личности в зависимости от ее направленности.
Работа Урунтаевой Г.А. по дошкольной психологии дает полное представление о психологии как науке и о ее практическом применении. Изложение теории сопровождается конкретными примерами. Учебник имеет ярко выраженную практическую направленность: автор показывает, как применять полученные знания в процессе обучения и воспитания ребенка.
В книге Волосовой Е.Б. "Раннее детство: познавательное развитие" освещаются основные вопросы развития детей раннего возраста, даны психические возможности и педагогические условия познавательного развития, подробно раскрываются вопросы ознакомления с окружающим, развития речи, эмоционального и сенсорного развития детей первого, второго и третьего годов жизни.
Развитие психических процессов и свойств личности наиболее интенсивно происходит именно в раннем возрасте. По некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до 3-х лет приобретает от 60 до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь - 30-40%. Очень важно так построить жизнь ребенка, чтобы он смог максимально использовать возможности этого возраста. Компетентный родитель и педагог могут способствовать успешному психическому развитию ребенка, эффективно решать возникающие трудности в воспитании и общении с детьми, способствуя гармоничному развитию каждого ребенка в целом.
В наше время в обществе возрастает эмоциональное напряжение: нетерпимость между людьми, агрессия, конфликты, различные стрессовые ситуации. Возрастает ритм жизни, нет стабильности, происходят глобальные изменения. Все это давит на психику каждого человека. А дети тем более ко всему восприимчивее и чувствительнее взрослых. Их психику легко поломать. Поэтому задача взрослых - оградить ребенка, на сколько это возможно, от факторов, несущих негативные эмоции. Поведение взрослых является примером для детей.
Для эмоционального благополучия детей очень важно стабильно хорошее отношение к ним взрослого, а при возникающих конфликтных ситуациях между детьми необходимо искать пути мирного их разрешения.
Объект: эмоциональное состояние (развитие) детей раннего возраста.
Предмет: факторы, влияющие на эмоциональное состояние детей раннего возраста.
Цель: изучить факторы, влияющие на эмоциональное состояние детей раннего возраста.
Задачи:
. Изучить трактовки понятия эмоции;
. Изучить особенности развития эмоций у детей раннего возраста;
. Выявить факторы, влияющие на эмоциональное состояние детей;
. Выявить способы гармонизации эмоционального состояния детей раннего возраста.
Методы исследования: анализ литературных источников.
1. Трактовка понятия эмоций
.1 Характеристика эмоций
Эмоции - особый класс психических процессов и состояний, который составляет переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Эмоции и чувства - специфическая форма отражения действительности. Если в познавательных процессах отражаются предметы и явления, то в чувствах - значимость этих предметов и явлений для данного человека в конкретной ситуации. То есть чувства носят личностный характер. Они связаны с потребностями и выступают показателем того, как происходит их удовлетворение. (4)
Согласно определению, данному в "Психологическом словаре", эмоции (от латинского emoveo - волную, потрясаю) - это особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности". (6)
Через эмоции как систему сигналов человек узнает о потребностной значимости происходящего. Эмоции могут быть положительными, связанными с переживанием приятного, и отрицательными, когда переживается неприятное; стеническими, повышающими активность личности, и астеническими, снижающими ее активность.
Эмоции подразделяются на эмоциональный тон ощущений, эмоции в узком смысле слова (о чем говорилось выше), и чувства. Некоторые авторы в этот же ряд ставят и аффекты. Эмоциональный тон ощущений - это непосредственные переживания, сопровождающие отдельные ощущения (например, температурные, вкусовые, слуховые) и побуждающие субъекта к их сохранению или устранению.
Аффект - сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, возникшее в связи с резким и неожиданным изменением актуальных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождающиеся явно выраженными двигательными и висцеральными (внутриорганическими) проявлениями.
Определим еще некоторые понятия, характеризующие человеческие эмоции. Амбивалентность - несогласованность, противоречивость переживаемых эмоций к определенному объекту (любовь, ненависть, радость и горе и т.д.). Апатия - вызванное утомлением, тяжелым переживанием или болезнью эмоциональное состояние безразличия, упрощения чувств, равнодушия к событиям окружающей жизни, ослабления побуждений. Депрессия - подавленное эффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, снижением побуждений, заторможенностью интеллектуальной деятельности и двигательных реакций. Настроение - сравнительно устойчивое переживание каких-либо эмоций. Страсть - сильное, стойкое и всеохватывающее чувство, главенствующее над другими чувствами человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти всех его устремлений и сил. Стресс (эмоциональный) - эмоциональное состояние, возникшее в ответ на разнообразные экстремальные действия (стрессоры) - угрозу, опасность, обиду и т.д. Эмпатия - сопереживание, постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в эмоциональный мир другого человека.
Чувство - отражение в сознании человека его отношений к действительности, которые возникают при удовлетворении или неудовлетворении потребностей. По форме протекания выделяют чувственный тон, настроение, собственно эмоции, страсти, стресс, фрустрацию, высшие чувства. Высший продукт эмоций человека - устойчивые чувства к предметам, отвечающим его высшим потребностям. Высшие чувства носят отчетливо выраженный предметный характер, так как связаны с каким-либо конкретным объектом. (4)
По направленности чувства делятся на: моральные (переживания, связанные с отношением человека к социальным учреждениям, к государству, определенной партии, к другим людям, к самому себе - любовь, ненависть и т.д.), интеллектуальные (чувства, связанные с познавательной деятельностью - сомнение, уверенность, любознательность и т.д., любовь к истине как вершина интеллектуальных чувств), эстетические (переживание прекрасного или безобразного, проявляющиеся при восприятии произведений искусства, явлений природы, событий общественной жизни - чувство красоты или безобразия, чувство величественного и т.д.).
Многие авторы выделяют и практические чувства, связанные с трудом, учением, спортом. Интеллектуальные, эстетические, практические чувства возникают вместе с нравственными и обогащаются за счет последних. Нравственные чувства переживаются человеком при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными в обществе.
Вывод.
Эмоции - это особый класс психических процессов. Это непосредственное переживание человеком действительности. Они отражают значимость для конкретного человека действующих на него явлений и ситуаций. Эмоции бывают положительные и отрицательные, стенические и астенические.
Чувства - это устойчивые эмоции, осознание человеком его отношения к действительности. Развиваются в ходе жизни и отражают личностное развитие человека.
.2 Эмоции и личность
Эмоции теснейшим образом связаны с личностью, неотделимы от нее. Эмоции прежде всего отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребностей.
В эмоциональном плане люди как личности отличаются друг от друга эмоциональной возбудимостью, длительностью и устойчивостью возникающих эмоциональных переживаний, доминированием стенических или астенических, положительных или отрицательных эмоций и т.д. Но главное различие - в силе и глубине чувств, в их содержании и предметной отнесенности. Сама система и динамика типичных эмоций характеризует человека как личность.
Эмоциональность является врожденной, но аффекты, и, тем более, чувства развиваются в ходе жизни, что означает личностное развитие человека. Такое развитие связано: а) с включением в эмоциональную сферу человека новых объектов; б) с повышением уровня сознательного волевого управления и контроля своих чувств; в) с постепенным включением в нравственную регуляцию более высоких нравственных ценностей (совести, долга, ответственности, порядочности и т.д.).
Вывод.
Эмоциональность является врожденной, но чувства человека развиваются в ходе его жизни и характеризуют личностное его развитие. А эмоции прежде всего отражают состояние человека в данный момент жизни и связаны с удовлетворением его потребностей.
2. Особенности развития эмоций детей раннего возраста
.1 Эмоциональное развитие детей в раннем возрасте
В раннем детстве дети способны выражать множество эмоций: радость, восторг, удивление, тревогу, доверие, страх, стыд, гнев и др. Ни одну из этих эмоций нельзя назвать "хорошей" или "плохой", "полезной" или вредной", так как каждая из них чему-то учит ребенка.
Малыш становится любознательным, доброжелательным по отношению к другим. Ребенок становится доброжелательным - это не значит, что трехлетка непременно тянется ко всем с улыбкой на лице - он просто накопил некоторый опыт и учится общаться с миром несколько иначе. Четко разделяет мир на близких и чужих, добрых и не очень, учится доверию.
До полутора лет детей можно и нужно брать на руки, когда у них возникает в этом потребность. Для них это необходимо, и является доказательством того, что мир надежен, а они сами любимы и нужны. Кроме этого, благодаря телесным прикосновениям и ласкам у малыша возникают предпосылки формирования такого важного человеческого качества, как эмпатия, то есть способности сопереживать другому, понимать чувства близких ему людей. Иногда взрослые, стремясь воспитать самостоятельного ребенка (особенно если это мальчик), боясь избаловать его и думая, что он уже достаточно "взрослый", все реже и реже берут на руки, ласкают его. Тогда ребенок по-своему решает свою проблему. Так, если он не удовлетворен количеством и качеством телесных контактов, он может научиться добиваться их различными способами, манипулируя родителями.
В первые годы жизни ребенка происходит интенсивное эмоциональное развитие. Именно в это время ребенок наиболее непосредственен в выражении чувств: его радость безмерна, страх искренен, обида глубока. У ребенка существует повышенная потребность в эмоциональном признании окружающих, и в первую очередь родителей. До 5 лет у детей существует потребность в эмоциональном контакте с родителем противоположного пола и любви к нему.
Однако эмоциональный контакт с мамой, может быть нарушен (особенно у мальчиков), если мама излишне принципиальна, поступает слишком рационально, формально, без души, хотя логично и правильно.
Проблема эмоциональной связи с папой (особенно у девочек) возможна, если он не играет активной роли в семье или не придает значения необходимости эмоционального контакта с ребенком или как это часто бывает в настоящее время, отец практически не видится с ребенком, будучи слишком занят на работе.
Любовь родителей и других близких людей не должна носить "обусловленный характер" - то есть, если ребенок ее "заслужил". Однако одной только "безусловной любви" родителей ребенку раннего возраста тоже мало, ребенок ждет от взрослого непосредственного участия во всех своих делах, совместного решения любой задачи, оценки его достижений.
Развитие психических функций неотделимо от развития эмоционально-потребностной сферы ребенка. Доминирующее в раннем возрасте восприятие аффективно окрашено. Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Он остро переживает неприятную процедуру в кабинете врача, но уже через несколько минут спокоен и живо интересуется новой обстановкой. Он не способен огорчаться из-за того, что в будущем его ожидают неприятности, и его невозможно обрадовать тем, что через 5 дней ему что-то подарят. (3) (стр. 65)
Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. Все желания обладают одинаковой силой: в раннем детстве отсутствует соподчинение мотивов. Это легко наблюдать в ситуации выбора. Если ребенка 2-3-х лет попросить выбрать себе одну из нескольких новых игрушек, он будет долго рассматривать и перебирать их. Затем все-таки выберет одну, но после следующей просьбы - уйти с ней в другую комнату - снова начнет колебаться. Положив игрушку на место, он будет перебирать остальные, пока его не уведут от этих одинаково притягивающих вещей. Выбрать, остановиться на чем-то одном ребенок еще не может - он не в состоянии принять решение.
Развитии эмоционально-потребностной сферы зависит от характера общения ребёнка со взрослыми и сверстниками. В общении с близкими взрослыми, которые помогают ребенку познавать мир "взрослых" предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Помимо безусловной любви, эмоционального тепла, ребенок ждет от взрослого непосредственного участия во всех своих делах, совместного решения любой задачи, будь то освоение столовых приборов или строительство башни из кубиков. Вокруг таких совместных действий и разворачиваются новые для ребенка формы общения со взрослыми.
Общение с другими детьми в раннем детстве обычно только появляется и не становится еще полноценным. На втором году жизни при приближении сверстника ребенок ощущает беспокойство, может прервать свои занятия и броситься под защиту матери. На третьем году он уже спокойно играет рядом с другим ребенком, но моменты общей игры кратковременны, ни о каких правилах игры речи быть не может. Лучше всего детям удаются такого типа "игры", как совместные прыжки на кровати. Если маленький ребенок посещает ясли, он вынужден более тесно общаться с ровесниками и получает в этом плане больший опыт, чем те, кто воспитывается дома. Но и "ясельные" дети не избавлены от возрастных трудностей в общении. Они могут проявлять агрессивность - толкнуть, ударить другого ребенка, особенно если тот как-то ущемил их интересы, скажем, попытался завладеть привлекательной игрушкой. Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. Он эгоцентричен и не только не понимает другого ребенка, но и не умеет ему сопереживать. Эмоциональный механизм сопереживания (сочувствия в трудной ситуации и совместной радости при удаче или в игре) появится позже, в дошкольном детстве. Тем не менее, общение со сверстниками полезно и тоже способствует эмоциональному развитию ребенка, хотя и не в той мере, что общение со взрослыми. (3) (стр. 75)
Начинает проявляться эмоциональное отношение к сверстнику. Основной тенденцией в этом возрасте является своеобразная узурпация внимания значимого взрослого, проявление ревности к сверстнику, с которым приходится его делить. При обращении внимания взрослого на состояние другого ребенка малыш 2-3 лет способен проникнуться к своему сверстнику симпатией. В этом возрасте начинает развиваться избирательное отношение к сверстникам, что проявляется в явно демонстрируемых симпатиях. В отношении взрослых отмечается...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Эмоциональное благополучие детей раннего возраста у работающих и неработающих матерей

Курсовая работа: Развитие памяти, мышления у детей раннего возраста

Реферат: Перитонит новорожденных и детей раннего возраста

Квалификационная работа: ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 2-4 ЛЕТ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ САДУ

Реферат: Агрессия и влияющие на нее факторы