Статья: Как понять – есть ли поражение нервной системы у Вашего ребенка?
Как и в медицинской практике, для постановки диагноза нам понадобится собрать анамнез и провести физикальное исследование.
Дата добавления на сайт: 16 марта 2024
Скачать работу 'Как понять – есть ли поражение нервной системы у Вашего ребенка?':
Как понять – есть ли поражение нервной системы у Вашего ребенка.
Как и в медицинской практике, для постановки диагноза нам понадобится собрать анамнез и провести физикальное исследование.
Из анамнеза нас будут интересовать:
Как протекала беременность:
Состояние здоровья матери - были ли во время беременности:-анения;-TORCH-инфекции;-заболевания органов и систем;-системные заболевания, такие как сахарный диабет, антифосфолипидный синдром и другие;-интоксикации, в том числе курение;-работа на вредном производстве;-большие кровопотери;-длительное пребывание в помещениях или регионах с загрязненным воздухом;-пониженная двигательная активность;-недостаточный вес.
Причины в функционировании плаценты и маточно-плацентарного кровотока:-перенашивание;-риск скоропостижных родов;-различные осложнения беременности (например, гестоз);-нарушения в плаценте и пуповине;-неправильное крепление или предлежание плаценты;-выпадение или перекручивание пуповины;-различные осложнения в родах.
Причины в организме плода:-внутриутробные инфекции;-пороки в развитии плода (главным образом порок сердца);-внутричерепное излияние;-несовместимость крови плода с материнской;-тазовое предлежание;-многоводие;-многоплодная беременность и пр.
Не было ли во время родов у плода:
Травмы головы и шеи;
Асфиксии;
Инфекции, которая передалась от матери к плоду непосредственно во время родов.
Не было ли после родов и до настоящего момента:
Травмы ребенка (шеи, головы);
Осложнения прививки (в особенности АКДС и полиомиелит), сделанной ослабленному ребенку;
Специфических нейроинфекций (энцефалит, менингит);
Инфекций, протекающих с высокой лихорадкой, либо имеющие высокую токсичность (ангина, грипп);
Превышение допустимых дозировок наркоза во время оперативных вмешательств;
Отравления различными химическими веществами.
Есть ли на данный момент:
расстройство дыхания;
заметное снижение или отсутствие мышечного тонуса;
отсутствие рефлексов:-сосательного;-поискового - поглаживание в области угла рта вызывает опускание губы, язык прижимается к нижней губе и выдвигается вперед, лицо поворачивается в сторону раздражителя. При надавливании на нижнюю губу голова опускается вниз, нижняя губа выдвигается вперед. Проверять лучше до кормления;-Робинзона - при тактильном раздражении ладони вложенный в нее предмет крепко захватывается, так что вынуть его можно только приложив определенные усилия;-ладонно-ротового - при надавливании на мышечную подушечку под основанием большого пальца у ребенка открывается рот, сгибается голова и закрываются глаза. Проверять лучше перед кормлением: яркая выраженность и стойкость хоботкового рефлекса (если слегка постучать по верхней или нижней губе, губы вытягиваются на подобие хоботка) при сниженном или отсутствующем сосательном рефлексе;-отсутствие опорной реакции ног - если взять ребенка за подмышки и поставить его на ноги - ребенок повиснет на руках, вместо того что бы рывком оттолкнуться от опоры;
рвота, периодически наступающие судороги -являются грозными вестниками поражения ЦНС, очень отягощающими прогнозы;*Необходимо помнить, что симптоматика нарушения мозгового кровообращения может проявляться не сразу после рождения, а через 2-4 дня и более, поэтому за ребенком с отягощенным анамнезом необходимо наблюдать очень внимательно.
нарушение ритма жизни ребенка: он постоянно кричит, причем без какого-либо повода, или наоборот - вялый, спит целыми днями;
плохой аппетит, такие дети плохо набирают вес;
снижение или отсутствие хаотичной двигательной активности.
При физикальном исследовании мы будет искать следующие признаки:
Вегето-висцеральный синдром:
мраморность кожных покровов;
гипергидроз (повышенное потоотделение - будут мокрые стопы и ладошки);
приходящий цианоз, акроцианоз (синюшность кожных покровов);
нарушение терморегуляции (высокая разница в температуре кожи между телом и конечностями);
пилороспазм (срыгивания, рвота фонтаном);
метеоризм (длительные изнуряющие колики вне зависимости от времени суток, иногда продолжающиеся более 12 часов);
тремор языка, подбородка и конечностей (быстрые, ритмические движения);
нарушение мышечного тонуса.
Гипертензионно-гидроцефальный синдром:
Гипертензионный синдром:-повышение внутричерепного давления;-нарушение венозного оттока от головы.
Гидроцефальный синдром:-нарушение выведения ликвора;-слишком высокая выработка ликвора.
Диагностика:
пульсирующий родничок в покое;
расхождение швов черепа;
синдром "ваньки-встаньки" - просыпается каждые 20-30 минут ночью;
ригидность затылочных мышц (плотные мышечные бугры на задней поверхности шеи);
ярко выраженная венозная сеть на голове;
рост окружности головы опережает рост окружности грудной клетки.
Тесты на установочный рефлекс на голову (должен появиться на 2 месяце, ему соответствует навык удержания головы) - лабиринтный выпрямляющий рефлекс на голову:
Исходное положение (ИП) на животе, руки вытянуты вперед - должен удерживать голову поднятой (линии, проведенные от затылка и от спины, должны образовывать угол пример 90 градусов), не вжимая голову в плечи, шея должна быть видна ("короткая шея" большая редкость, чаще причина в гипертонусе трапециевидной мышцы). Ребенок из этого положения должен уверено крутить головой в разные стороны, при фиксированной голове должен глазами провожать заинтересовавший его предмет.
Цепной установочный рефлекс с головы на туловищевидоизменяется к 5-6 месяцам: поворот головы в сторону приводит к повороту туловища, но не единым блоком, а «по частям» – сначала грудной, затем тазовый отдел.
Тесты на цепные симметричные установочные реакции - верхний и нижний рефлекс Ландау (включается в 5-6 месяцев, начиная с нижнего):
Нижний - (ИП на животе) при свешивании ребенка ногами вниз с фитбола/кровати по уровень сосков должен поднять ноги параллельно полу.
Верхний - также, только свешивается голова и плечевой пояс по уровень сосков - пытается разогнуть спину и голову (включается в 7 месяцев).
Временные промежутки становления установочных рефлексов:
навык удержания головы формируется к 2-3 месяцам;
переворот со спины на живот до 5 мес;
опора на прямые руки до 6 мес;
присаживание до 8 мес;
четвереньки до 8 мес;
вставание возле опоры до 10 мес;
самостоятельная ходьба до 1,3 года.
Если есть:
отягощенный анамнез;
патологические признаки, выявленные при физикальном исследовании;
ребенок не выполняет один из тестов на установочные рефлексы по возрасту;
задержка становления установочных рефлексов
необходимо проконсультироваться с неврологом, либо обратиться к нашему специалисту.
Читайте также:
Почему классический массаж может быть неэффективен у детей с неврологической патологией.
Более подробно про нарушение мышечного тонуса.
Причины поражения нервной системы у детей.
Похожие материалы:
Реферат: Этапы формирования высшей нервной деятельности у ребенкаРеферат: Правила сохранения крепкой нервной системы
Лекция: Заболевания периферической нервной системы (ПНС)
Самостоятельная работа: Клиническая физиология и биохимия центральной и вегетативной нервной системы
Реферат: ОПУХОЛИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ