Реферат: Выявление отклонений психического развития у детей первого года жизни

Содержание.
Введение……………………………………………………………………….стр. 3
Глава I. Теоретическая .……………………………………………………стр. 6
1. Понятия "нормы" и "отклонения в развитии"…………………………..стр. 6
2. Особенности протекания возрастного периода «младенчество»………стр. 11
3. Проблема ранней диагностики отклонений в развитии…………………стр.18
Глава II. Экспериментальная……………………………………………….стр.22
1. Диагностика психического развития младенцев в возрасте 6-8 меся-цев……………………………………………………………………………стр.22
2. Выявление взаимосвязи между течением беременности и родов и отклонением психического развития детей 1 года жизни……………..стр.30
2.1. Анализ беременностей и родов матерей диагностируемых детей…..стр.30
2.2. Выделение различных групп женщин в зависимости от течения беременности и ро-дов…………………………………………………...стр.31
2.3.Выделение уровня отклонений в развитии…………………………….стр.32
2.4. Соотнесение уровней отклонений психического развития младенцев с течением беременности и родов………………...………………………стр.33
Выводы……...…………………………………………………………..……...стр.34
Заключение………………………………………………………………….… стр.35
Литература……………………………………………………………………...стр.36

Дата добавления на сайт: 29 мая 2024


Скачать работу 'Выявление отклонений психического развития у детей первого года жизни':


Содержание.
Введение……………………………………………………………………….стр. 3
Глава I. Теоретическая .……………………………………………………стр. 6
Понятия "нормы" и "отклонения в развитии"…………………………..стр. 6
Особенности протекания возрастного периода «младенчество»………стр. 11
Проблема ранней диагностики отклонений в развитии…………………стр.18
Глава II. Экспериментальная……………………………………………….стр.22
1. Диагностика психического развития младенцев в возрасте 6-8 месяцев……………………………………………………………………………стр.22
2. Выявление взаимосвязи между течением беременности и родов и отклонением психического развития детей 1 года жизни……………..стр.30
2.1. Анализ беременностей и родов матерей диагностируемых детей…..стр.30
2.2. Выделение различных групп женщин в зависимости от течения беременности и родов…………………………………………………...стр.31
2.3.Выделение уровня отклонений в развитии…………………………….стр.32
2.4. Соотнесение уровней отклонений психического развития младенцев с течением беременности и родов………………...………………………стр.33
Выводы……...…………………………………………………………..……...стр.34
Заключение………………………………………………………………….… стр.35
Литература……………………………………………………………………...стр.36
Введение.
Актуальность исследования.
В последнее время внимание психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. И это не случайно, так как первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка.
Размышляя о том, как складывается жизнь малыша, невольно понимаешь, что во многом это зависит от нас, взрослых. От того, как мы помогаем ему войти с доверием в этот мир сложных и противоречивых отношений, от тех условий, которые создаются для ребенка в семье - эмоционального и физического комфорта, тепла и уюта в доме, от тех отношений, которые складываются между родителями, от того, как они понимают младенца, что хотят дать и получить от своего малыша.
Каждый период детства имеет свои особые, неповторимые достоинства, присущие только определенному этапу развития. Но именно в период младенчества закладываются основы психологического, физиологического и нравственного здоровья.
Знание факторов развития ребенка является реальной основой для формирования критериев и показателей их психического и нравственного развития, его интеллекта, эмоционально-волевой сферы, в целом личности маленького человека.
Для того, чтобы понять сложную, многофакторную и порой весьма противоречивую картину психического развития ребенка, необходимо найти и точно определить рычаги, запускающие в действие и регулирующие процесс этого развития. В первую очередь, такими пусковыми механизмами является беременность и роды, а также та социальная среда, в которую попадает младенец.
В наш современный век эти механизмы очень часто "дают сбой" (ухудшение экологии, ослабление физического здоровья и снижение стрессоустойчивости мам и др.). Это не может не отразиться на малышах. И как результат таких сбоев - увеличение детей с различными отклонениями в психическом развитии. Таким образом, одной из важнейших проблем психологов является выявление таких отклонений в первый год жизни ребенка с целью их дальнейшей коррекции.
Наша работа посвящена диагностике психического развития в младенческом возрасте и установлению взаимосвязи между протеканием беременности, родами и психическим развитием ребенка первого года жизни. Прежде чем начать работу, необходимо описать научный аппарат исследования.
Тема исследования: Выявление отклонений психического развития у детей первого года жизни.
Цель исследования: провести диагностику психического развития младенцев и выявить взаимосвязи между протеканием беременности, родами и психическим развитием ребенка первого года жизни.
Предмет исследования: психическое развитие младенцев.
Объект исследования: особенности психического развития детей в возрасте от 6 до 8 месяцев.
Гипотеза исследования: физическое и психическое развитие младенца будет проходить нормально, если беременность и роды будут процессами неосложненными и контролируемыми.
Задачи исследования:
Осуществить анализ медицинской, психологической и психолого-педагогической литературы по теме исследования.
Подготовить пакет методического обеспечения для проведения ранней диагностики отклонений в развитии ребенка.
Провести диагностику психического развития младенцев.
Выявить факторы, вызывающие отклонение в развитии.
Проанализировать течение беременностей и родов у матерей исследуемых детей.
Установить закономерности между течением беременности и родов и здоровьем малышей.
Проанализировать результаты исследования и сделать выводы.
База исследования: детский специализированный городской дом ребенка г. Тулы.
Методы исследования:
Анализ литературы по теме исследования.
Сбор анамнестических данных, изучение медицинских карт детей и их мам.
Наблюдение.
Беседа с персоналом, ухаживающим за детьми, психологом.
Количественный и качественный анализ результатов эксперимента.
Глава I. Теоретическая.
1. Понятия "нормы" и "отклонение в развитии".
Понятие «отклоняющееся развитие» можно рассматривать только как «отклоняющееся от (или относительно) чего-либо». Использование этого определения в такой плоскости требует внесения определенной динамики, постоянных изменений (во времени) в развитии и оценки этих изменений в сравнении с нормативным ходом развития ребенка. Для этого, соответственно, необходимо определить, что является «нормой», «нормативным развитием» и т.п.
До сих пор эти понятия рассматривались как набор статистически определяемых количественных показателей, характеризующих некий «срез» психического развития в конкретный момент времени (возраст ребенка). Качественное изменение структуры всей психической деятельности ребенка, иерархия высших психических функций, включая «ведущие» и «ведомые» образования и системы, оцениваются как изменяющиеся исключительно на границах возрастных периодов (возрастных кризисов), определенных еще в работах Л.С. Выготского, А.Б. Эльконина, других отечественных исследователей. Отсюда вытекает и фактически постулируемое положение о постоянстве новообразований, которые, возникая в критические моменты (возрастные кризисы), оказываются практически «неизменяемыми» в межкризисные периоды. На практике такое положение вещей определяет изолированную, как правило в пределах одной функции, количественную оценку ее в сравнении со статистическими количественными показателями, полученными для этой психической функции для конкретного возраста. Нормативным развитием в данном случае считается ситуация, когда количественные оценки функции (в лучшем случае нескольких функций) не выходят за пределы статистически полученных отклонений, характерных для данного возраста.
Такое понятие «нормы» фактически отрицает как оценку динамики отдельных психических функций и всей структуры психического развития в целом, так и означает вытекающее отсюда фактическое пренебрежение гетерохронностъю развития (разновременность формирования и опережения одних функций другими), пренебрежение теснейшей взаимообусловленностью всех систем и психических образований в процессе развития. Помимо этого подобный статичный «срезовый» подход не дает возможности оценить адаптивность и компенсаторность самого психического онтогенеза в условиях эндо- и экзогенных воздействий, включая и влияние социальных факторов, в особенности системы воспитания и обучения. Определение "степени нормальности" человека - проблема сложная, ответственная и неоднозначная. В наше время это понятие все больше "размывается" и рассматривается в различных значениях.
Для более четкого определения, что такое «нормативное развитие», нам кажется продуктивным использование такого понятия, как «идеальная программа развития», или короче - «программа развития». В данном случае подразумевается своевременное поступательное формирование взаимосвязанных функций и их систем в условиях «идеальной» обусловленности внутренними (генетическими) законами и столь же «идеальным» воздействием внешних факторов, в которые включается присущее развитию ребенка столь же «идеальное» присвоение человеческого опыта согласно культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Необходимым условием для развертывания подобной «идеальной» программы является такая же идеальная нейробиологическая «предуготованность» и последовательное формирование мозговой организации психических процессов.
Таким образом, психический онтогенез может быть представлен как последовательный континуум взаимосвязанных между собой и «развертывающихся», изменяющихся во времени высших психических функций, в том числе их базовых составляющих. Естественно, подобная «идеальная» модель может существовать исключительно только как программа развития некоего «идеального» ребенка в идеальных условиях. В то же время каждый конкретный случай имеет индивидуальные различия онтогенеза как отдельных психических функций, так и всей системы ВПФ в целом.
Кроме того, не должно создаться впечатление, что такой подход отрицает или каким-либо образом «принижает» важность влияния окружающего ребенка социума, в частности взрослого, как одного из важнейших источников прижизненного формирования и становления новых психических функций и качеств ребенка.
Чтобы перейти непосредственно к расшифровке термина «отклоняющееся развитие», необходимо привлечь к анализу еще одно базовое понятие — «социально-психологический норматив».
Понятие «социально-психологический норматив» в сжатом виде можно определить как систему требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов. Чтобы успешно функционировать в конкретном обществе, каждый человек должен отвечать тем требованиям, которые к нему предъявляются. Эти требования и составляют содержание СПН и являются идеальной моделью системы требований социальной общности к личности. В свою очередь, СПН следует рассматривать в системе образовательно-возрастных границ, что как бы выделяет определенный разброс, «коридор», определяющий качественно-количественные показатели каждого конкретного СПН.
Таким образом, динамически объединив понятия «программа развития» и «социально-психологический норматив» в контексте вышеприведенных определений, можно представить, что какие-либо изменения (девиации) «программы развития (одной или одновременно нескольких психических функций) в рамках (в пределах) параметров социально-психологического норматива можно рассматривать как «условно нормативное развитие». То есть условно нормативное развитие представляется в виде некоего «коридора», «области нормативного развития», границы которой определяются действующим в конкретном месте и времени социально-психологическим нормативом, определяемым, в свою очередь, образовательной, социокультурной, этнической и т.п. ситуациями. В то же время любое изменение (девиация) той же психической функции, группы функций или всей системы ВПФ, выходящее за пределы области, определяемой конкретным СПН, можно оценить как отклоняющееся развитие.
Следовательно, мы можем окончательно сформулировать понятие «отклоняющееся развитие»: любое отклонение отдельной функции или системы психических функций от «программы развития» вне зависимости от знака этого изменения «+» или «-» (опережение или запаздывание), выходящее за пределы социально-психологического норматива, определяемого для данной образовательной, социокультурной или этнической ситуации и данного возраста ребенка, следует рассматривать как отклоняющееся развитие данной функции или системы психических функций. Ребенок, демонстрирующий подобные феномены, должен быть отнесен к категории детей с отклоняющимся развитием.
Причины таких отклонений много и, они могут носить различный характер. Условно их можно разделить на 2 части: биологические и социальные.
По времени воздействия патогенные факторы делятся на:
* Пренатальные (до начала родовой деятельности);
* Натальные (в период родовой деятельности);
* Постантальные (после родов, прежде всего имевшие место в период с раннего детства до 3 лет).
К биологическим факторам риска относятся:
* хромосомно-генетические отклонения;
* инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, токсоплазмоз, грипп);
* венерические заболевания (гонорея, сифилис);
* эндокринные заболевания матери, в частности диабет;
* несовместимость по резус-фактору;
* алкоголизм и прием наркотиков родителями, и особенно матерью;
* биохимические вредности (радиация, экологическое загрязнение окружающей среды, неправильное использование медицинских препаратов и др.), воздействующие на родителей до наступления беременности или на мать во время беременности, а также на самих детей в ранние периоды постнатального развития;
* серьезные отклонения в соматическом здоровье матери, включая недоедание, гиповитаминоз, опухолевые заболевания, общую соматическую ослабленность;
* гипоксические (кислородная недостаточность);
* токсикозы матери во время беременности, особенно во второй ее половине;
* патологическое протекание родовой деятельности, особенно сопровождающееся травматизацией головного мозга;
* мозговые травмы и тяжелые инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте;
* хронические заболевания (такие, как астма, заболевания крови, диабет, сердечно-сосудистые заболевания, туберкулез и др.), начавшиеся в раннем и дошкольном возрасте.
К социальным факторам риска относятся:
В пренатальный и натальный периодах развития:
* неблагоприятные социальные ситуации, в которых оказывается мать ребенка и которые направлены непосредственно против самого ребенка (желание прервать беременность, негативные и тревожные чувства, связанные с будущим материнством, и др.);
* сильные и кратковременные стрессы у матери во время беременности (потрясения, испуги);
* неблагоприятное и не комфортное, в психологическом плане, протекание родов;
В постанатальный период:
* отсутствие или недостаток эмоционально-личностного общения ребенка с взрослыми (родителями);
* отсутствие или недостаток речевого общения ребенка с взрослыми (родителями);
К основным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья относят:
* с нарушением слуха (глухие, слабослышащие);
* с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
* с тяжелыми нарушениями речи (логопаты);
* с нарушением интеллектуального развития (умственно отсталые, дети с задержкой психического развития);
* с комплексными нарушениями психофизического развития (слепоглухонемые, слепые умственно отсталые, глухие умственно отсталые и др.);
с нарушениями опорно-двигательного аппарата
2. Особенности протекания возрастного периода «младенчество».
В нормальных условиях появление нового человека является результатом готовности матери к его рождению. Новорожденный изначально беспомощен, едва появившись на свет, он должен приспособиться к условиям существования, которые резко отличаются от жизни в утробе матери. Жизнь новорожденного зависит от того, как его организм может адаптироваться к изменившимся условиям среды.
Период новорожденности
Физиологические особенности.
Длится от момента рождения до 1-2 месяцев. Доношенным ребенок считается, если он рождается в 38-42 недели беременности, весит не менее 2500,0 грамм и его рост не меньше 45 см. Также признаками доношенности являются: розовый цвет кожных покровов, хорошо развитые безусловные рефлексы, волосяной покров располагается только на плечиках, ногтевое ложе полностью заполнено ногтем, у девочек большие половые губы закрывают малые, у мальчиков яички находятся в мошонке. Слух к моменту рождения хорошо развит, но малыш не дифференцирует звуки. Зрение отстает от слуха: примерно месяц ребенок видит предметы в перевернутом виде и черно-белом свете. Хорошо развит вкус (может дифференцировать горькое, сладкое, кислое, солёное к моменту рождения). Обоняние и осязание также хорошо развиты к моменту рождения.
Психологические особенности.
Кризис новорожденности, его психологическая сущность
В момент родов, пишет Л.С, Выготский, ребенок физически отделяется от матери, но биологического отделения от нее в этот момент не происходит. Ведь в основных жизненных функциях ребенок остается еще долго не самостоятельным существом. Жизнедеятельность и само существование ребенка в тот период дают основание Л.С. Выготскому говорить о периоде новорожденности как особом возрастном этапе, "обладающем всеми отличительными чертами критического возраста".
Самую главную особенность данного возрастного периода Л.С. Выготский видит в своеобразии ситуации развития. Она, эта ситуация, создается благодаря тому, что, отделяясь от матери физически, ребенок не отделяется от нее биологически. А потому существование ребенка в период новорожденности можно рассматривать как промежуточное состояние между внутриутробным и внеутробным развитием. "Новорожденность как бы соединительное звено между утробным и внеутробным развитием, она совмещает в себе черты того и другого. Это звено, - пишет Л.С. Выготский, - представляет собой в истинном смысле переходный этап от одного типа развития к другому, коренным образом отличному от первого".
К характеристикам психической жизни ребенка Л.С. Выготский относит: "недифференцированность и нерасчлененность переживаний, представляющих как бы сплав влечения, аффекта и ощущения"; неумение выделить себя и свои переживания в ряду объективных вещей ребенком, отсутствие способности дифференцировать социальные и физические объекты; нерасчлененное восприятие ситуации в целом.
Критерием для определения возрастных границ периода новорожденности Л.С. Выготский предлагает считать степень социального развития ребенка. Новорожденный, считает Л.С. Выготский, не обнаруживает никаких специфических форм социального поведения. Первое общение ребенка с человеком возможно лишь за пределами данного периода. Ибо для настоящего общения, подчеркивает свою мысль Л.С. Выготский, обязательно необходимы психические процессы, благодаря которым ребенок "сознает", что кто-то с ним занимается, благодаря которым ребенок реагирует на человека иначе, чем на все окружающее. Таких возможностей у ребенка пока нет. Психическая жизнь новорожденного ребенка связана преимущественно с подкорковыми отделами мозга.
К концу первого или началу второго месяца в психической и социальной жизни ребенка появляется переломный момент. Его связывают со специфической реакцией ребенка на человеческий голос. У него вырабатывается особая эмоционально-двигательная реакция, обращенная к взрослому, которая называется комплекс оживления - основное новообразование критического периода. Это и первый акт общения....

Похожие материалы:

Статья: Естественное вскармливание детей первого года жизни. Методы проведения контроля и коррекции. Технология вскармливания грудью

Реферат: Искусственное и смешанное вскармливание детей первого года жизни. Методы проведения контроля и коррекции. Продукты питания

Реферат: До- и послеродовая гимнастика для женщин. Гимнастика для ребенка первого года жизни

Реферат: Здоровый образ жизни как условие гармоничного развития детей, первичной профилактики заболеваний и вредных привычек

Реферат: Нарушения психического развития у детей