Реферат: Проблемы реализации права граждан на бесплатную медицинскую помощь в Российской Федерации
Оглавление
1. Введение
2. Основная часть
2.1 Опрос общественного мнения
2.2 Финансирование здравоохранения
2.3 Структура медицинских кадров
2.4 Квалификация медицинских кадров
2.5 Производственная медицина
2.6 Управление системой здравоохранения
2.7 Национальный проект «Здоровье»
2.8 Новая законодательная база
3. Заключение
4. Список литературы
Дата добавления на сайт: 26 апреля 2025
Министерство здравоохранения и социального развития РоссийскойФедерации
ГБОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет»
Кафедра судебной медицины и права
Шаповал Григорий Владимирович
Лечебный факультет курс 4 группа 6
РЕФЕРАТ
по дисциплине: Правоведение
на тему: №22 «Проблемы реализации права граждан на бесплатную медицинскую помощь в Российской Федерации»
Отметка о зачете
Руководитель: Киричатый Владимир Васильевич
Архангельск
2013
Оглавление
Введение
Основная часть
Опрос общественного мнения
Финансирование здравоохранения
Структура медицинских кадров
Квалификация медицинских кадров
Производственная медицина
Управление системой здравоохранения
Национальный проект «Здоровье»
Новая законодательная база
Заключение
Список литературы
Введение
Права и свободы человека являются высшей ценностью и согласно Конституции Российской Федерации их признание, соблюдение и защита - обязанность государства. К числу конституционно защищаемых ценностей относится и право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения. В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В настоящее время реализация данного конституционного права является одной из наиболее актуальных и, одновременно, сложных проблем для российского общества. На конституционном уровне гарантируется наличие в Российской Федерации бесплатной системы медицинской помощи - граждане Российской Федерации освобождаются от непосредственной платы за оказание бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, бремя финансирования возлагается на соответствующие бюджеты, страховые взносы и иные поступления. Однако существуют проблемы, порождающие препятствия в реализации конституционных прав граждан на бесплатную медицинскую помощь. Они и будут рассмотрены в данном реферате.
Основная часть
Опрос общественного мнения
Специалисты «Росгосстраха» опросили 11 000 респондентов в 36 крупнейших городах страны в 2012 году.
Если в 2011 году удовлетворены медобслуживанием были 43% респондентов, то в 2012 — лишь треть (34%). Руководитель ЦСИ «Росгосстраха» Алексей Зубец полагает, что ухудшение показателей может быть связано с вступлением в силу нового закона о здравоохранении, закрепляющего возможность предоставления платных услуг в государственных медицинских учреждениях.
Однако если качеством бесплатных медицинских услуг оказались довольны 36% респондентов, то платными услугами — 28%.
Финансирование здравоохранения
Недофинансирование государственной системы здравоохранения является важной проблемой. В настоящее время ВОЗ проводит прямую зависимость между общими расходами на здравоохранение (на душу населения) и средней (ожидаемой) продолжительностью жизни.
Сравним расходы на здравоохранение в России и других развитых странах: в России в 2012 г. общие расходы на здравоохранение в % от ВВП составили 5,3%, для сравнения в США – 16,4%, а в странах ЕС 10,7%.
Нет денег - нет ни достойной оплаты труда медицинского персонала, ни достаточного обеспечения населения бесплатными лекарствами, ни возможности выполнять современные стандарты лечения, ни кондиционеров в палатах, ни современного оборудования и реактивов. Увеличение финансирования здравоохранения потребует дополнительных источников. Сегодня 60% населения РФ проживает на доходы менее 15 тыс. руб. в месяц и сталкивается с существенным ростом других статей расходов семейного бюджета (тарифы на ЖКХ, цены на продукты питания, транспортные расходы и т.д.). В этих условиях единственно возможным источником увеличения доходов федерального бюджета (как источника финансирования здравоохранения) могут стать прогрессивная шкала подоходного налога и тарифов страховых взносов, а также 3-4-кратное увеличение акцизов на алкоголь и табак.
2.3 Структура медицинских кадров
Дефицит и диспропорции в структуре медицинских кадров, так же являются важными проблемами. Нет врачей - нет доступной медицинской помощи. Обеспеченность врачами на 1000 населения в 2011г. без учета санитарно-эпидемиологических кадров и стоматологов составила в РФ 4,4, что в 1,4 раза выше, чем в среднем в странах ОЭСР, где она составляет 3,1 врача на 1000 населения. Однако в РФ заболеваемость и смертность населения выше, чем в странах ОЭСР, минимум на 30-40%, поэтому утверждения некоторых экспертов об избытке врачей в РФ необоснованны. Более того, в ближайшее 5 лет в РФ прогнозируется дефицит медицинских кадров, связанный с низкой оплатой их труда (на 21% ниже, чем средняя зарплата по РФ); с высокой долей врачей пенсионного и предпенсионного возраста (около 50%) и демографическим провалом (число выпускников школ в 2010 г. по сравнению с 2003 г. снизилось в 2 раза, и, как следствие, через 5-6 лет снизится в 2 раза число выпускников вузов). Следует также обратить внимание на низкий уровень оплаты труда профессорско-преподавательского состава вузов, что, естественно, не стимулирует повышение уровня обучения студентов. Если сравнить уровень оплаты труда врача в РФ с аналогичным уровнем оплаты труда врача в \"новых\" странах ЕС, имеющих аналогичный с РФ ВВП на душу населения (около 18 тыс. $ППС в год), то в этих странах врач получает в 1,5-2,5 раза больше, чем составляет средняя оплата труда в других странах.
Более того, в РФ наблюдается неоптимальная структура медицинских кадров по сравнению с развитыми странами: обеспеченность врачами первичного звена в 1,7 раза ниже; соотношение врачей и среднего медицинского персонала в РФ составляет 1:2,4, тогда как в развитых странах оно в среднем равняется 1:3. Необходимо также отметить неоптимальное распределение медицинских кадров: в сельской местности обеспеченность врачами и средним медицинским персоналом значительно ниже, чем в среднем по РФ, соответственно, в 4 и 2 раза.
2.4 Квалификация медицинских кадров
Недостаточная квалификация медицинских кадров и, как следствие, неудовлетворительное качество медицинской помощи. Нет врача - плохо, но нет квалифицированного врача - еще хуже. Недостаточная квалификация медицинских кадров проявляется в неудовлетворительных показателях качества медицинской помощи по сравнению с развитыми странами. Например, выживаемость больных раком молочной железы, коэффициент внутрибольничной летальности, смертность больных с бронхиальной астмой и другие показатели в 2-3 раза выше, чем в странах ОЭСР.
Производственная медицина
Производственная медицина в России характеризуется низкой доступностью. По данным Роспотребнадзора, в 2008 г. условия труда на 77% предприятий России были отнесены к опасным и неблагоприятным для здоровья работающих. Наиболее высокие показатели численности работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, наблюдались в Кемеровской (51,1%), Архангельской (42%), Магаданской (41,4%), Мурманской (40,15%) областях и Еврейской автономной области (41,1%). При этом анализ, проведенный Институтом медицины труда в 2002 г., показал, что это обусловлено несовершенством технологических процессов, износом основных фондов и крайним невниманием к охране труда со стороны работодателей. На производствах практически свернуты программы по охране и улучшению условий труда, формированию здорового образа жизни; закрылись медико-санитарные подразделения и отделы охраны труда на промышленных предприятиях с вредными условиями труда; снизилась обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты. Все это вкупе с недостаточной эффективностью лечения профессиональных заболеваний приводит к росту профессиональной заболеваемости и травматизма, в том числе и к росту числа запущенных случаев профессиональной патологии. Так, анализ причин заболеваемости в РФ показывает, что до 40% заболеваний трудоспособного населения прямо или косвенно связаны с неудовлетворительными условиями труда.
Следует отметить, что Минздравсоцразвития России с 2010 г. введен в действие новый порядок аккредитации организаций, занимающихся оказанием услуг в сфере охраны труда, а также разрабатывается новый порядок аттестации рабочих мест, но действие этих норм направлено только на улучшение условий труда. А нам необходимо комплексное решение проблемы: надо срочно обеспечить доступность профилактической и первичной медико-санитарной помощи для большинства работников предприятий непосредственно вблизи от рабочего места.
Управление системой здравоохранения
Управление системой здравоохранения является неэффективным. Неэффективность проявляется в отсутствии стратегического планирования и ответственности руководителей всех уровней за достижение результатов. Во-первых, в РФ отсутствует система оценки деятельности руководителей здравоохранения всех уровней (в том числе ежегодные отчеты) по показателям, принятым в развитых странах, например по показателям качества и безопасности медицинской помощи, эффективности деятельности и др. Имеющиеся отчеты Минрегионразвития РФ об эффективности деятельности органов исполнительной власти (в части здравоохранения) не отражают реальной картины в регионах, так как сравнение идет по устаревшим (времен Советского Союза) и не дифференцированным нормативам, например без разделения коек по уровню интенсивности и врачей на врачей первичного контакта и специалистов. Во-вторых, неэффективное управление проявляется в нерациональном распределении государственных средств. Так, акцент в государственных программах делается на плохо контролируемые, имеющие высокие риски коррупционных платежей инвестиционные расходы (строительство и закупку дорогостоящего оборудования) вместо развития профилактики и кадрового потенциала. В-третьих, в ряде случаев имеет место низкая научная обоснованность принимаемых решений в здравоохранении и недостаточно используется мнение профессиональной медицинской общественности. Например, утверждением порядков и стандартов медицинской помощи занимается Комиссия, в состав которой вошли практически только одни чиновники, кроме одного - руководителя академического клинического учреждения. В-четвертых, недостаточно используются экономически эффективные инструменты управления, такие как конкуренция по критерию качества при закупке медицинской помощи у поставщиков медицинских услуг, составление рейтингов ЛПУ, применение экономических стимулов для достижения запланированных результатов. Все это приводит к неэффективному расходованию дефицитных государственных ресурсов.
Национальный проект «Здоровье»
Это программа по повышению качества медицинской помощи, объявленная президентом Российской Федерации В. В. Путиным, стартовавшая 1 января 2006 года в рамках реализации четырёх национальных проектов.
Цели проекта
Укрепление здоровья граждан
Повышение доступности и качества медицинской помощи
Развитие первичной медицинской помощи
Возрождение профилактического направления в здравоохранении
Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью
Генеральная прокуратура Российской Федерации обобщила принятые в 2012 г. меры в целях обеспечения законности при реализации приоритетного национального проекта в области здравоохранения.
Результаты показали, что при осуществлении приоритетного национального проекта «Здоровье» остаются многочисленными нарушения, связанные с несвоевременной оплатой труда медицинских работников, простоем поставленного в учреждения здравоохранения оборудования, размещением заказов для государственных нужд и неправомерным расходованием бюджетных средств.
Мерами прокурорского реагирования восстанавливались права медработников на получение дополнительных выплат в рамках проекта. Так, прокурором Красносельского района Костромской области по коллективной жалобе работников ОГБУЗ «Красносельская районная больница» в суд направлены 44 заявления о выдаче судебного приказа о погашении задолженности по дополнительным выплатам в рамках проекта, которые удовлетворены.
Зачастую органы исполнительной власти субъектов принимают правовые акты, нарушающие права медицинских работников. Так, в Алтайском крае суд удовлетворил заявление прокурора о признании недействующим приказа краевого управления по здравоохранению. Данным приказом из числа специалистов, имеющих право на получение стимулирующих выплат за повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, были исключены врачи и медицинские сестры, получающие доплаты в рамках проекта.
В ряде регионов установлены случаи простоя и неэффективного использования дорогостоящего медицинского оборудования. Так, в Приморском крае длительное время не использовалось оборудование, поставленное в рамках проекта в Центр здоровья для детей при КГБУЗ «Дальнереченская центральная городская больница». По различным причинам, в том числе из-за отсутствия медицинского персонала, не применялось 69 видов дорогостоящего медицинского оборудования, поступившего в 2006-2012 гг. в МУЗ «Центральная районная больница № 1» г. Нефтеюганска Ханты-Мансийского автономного округа. Аналогичные нарушения выявлены прокуратурами Архангельской, Ленинградской, Мурманской областей и г. Санкт-Петербурга.
Прокуроры продолжают пресекать факты неправомерного расходования бюджетных средств, направленных на реализацию мероприятий проекта. Так, Генеральной прокуратурой РФ установлено, что в Карачаево-Черкесской Республике при строительстве модуля по переливанию крови в г. Черкесске региональные органы здравоохранения оплатили фактически не выполненные работы и поставленное для модуля медоборудование на общую сумму 288,6 млн. руб. По данному факту следственными органами проводится процессуальная проверка.
В отдельных регионах вмешательство прокуроров было вызвано лишением граждан права на высокотехнологичную медицинскую помощь. Прокуратурой Ставропольского края установлено, что в апреле 2012 г. медицинским учреждениям региона на оказание высокотехнологичных услуг из консолидированного бюджета выделено 18,4 млн. руб., однако более полгода они не оказывались. Прокурором края в адрес министра здравоохранения края внесено представление.
Всего в 2012 г. в сфере реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» прокурорами выявлено свыше 46 тыс. нарушений, для устранения которых внесено 7,5 тыс. представлений, по результатам их рассмотрения к дисциплинарной ответственности привлечено 10 тыс. лиц, на незаконные правовые акты принесено более 500 протестов, в суды направлено 7,7 тыс. исковых заявлений, по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 1,6 тыс. лиц, предостережено о недопустимости нарушений закона 500 должностных лиц, по материалам прокурорских проверок возбуждено свыше 130 уголовных дел.
Новая законодательная база
Законы «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. №326-ФЗ) и «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. №323–ФЗ) помогут решить проблемы здравоохранения только частично. Так, Закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» предусматривает серьезные положительные нормы:
- централизацию финансирования системы ОМС на уровне Федерального фонда ОМС;
- нормирование тарифов страховых взносов на неработающее население;
- изменение структуры тарифа на ОМС – с 2013 г. включение расходов на содержание учреждения, а также включение в систему ОМС скорой медицинской помощи (2013 г.) и высокотехнологичной помощи (2015 г.), т.е. организацию одноканального финансирования;
- повышение ответственности регионов за оказание первичной помощи;
- обязательное исполнение порядков и стандартов медицинской помощи в рамках территориальных программ ОМС и формирование критериев эффективности этих программ.
Вместе с тем имеются определенные факторы риска при реализации этого закона, что потребует их решения в других федеральных законах или подзаконных актах. Например, централизация финансирования с последующим перераспределением средств в регионы в условиях общего дефицита этих средств может поставить под угрозу объемы финансирования здравоохранения в относительно богатых субъектах РФ; соответственно, может пострадать заработная плата врачей. Далее в этом законе акцентируются меры по расширению прав пациента выбирать врача и медицинскую организацию без учета территориального принципа прикрепления населения, этапов и уровней оказания медицинской помощи пациентам, что повлечет за собой дополнительные затраты в системе. Задача состоит не в том, чтобы предоставить свободу выбора пациенту, а в том, чтобы обеспечить доступность и качество медицинской помощи в большинстве МО (а эти организации, как правило, находятся по месту жительства пациента).
Что касается Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», то следует отметить также несколько положительных норм.
Передача полномочий по оказанию первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи с муниципального уровня на уровень субъекта РФ. Эта норма продиктована тем, что у большинства муниципальных образований было недостаточно средств на оказание данных видов медицинской помощи. «Бедные» системы здравоохранения (как в Российской Федерации) должны быть централизованы: так легче ими управлять и их контролировать.
Положение о предоставлении медицинской помощи по участково-территориальному принципу, использование системы направлений. Эти положения устраняют риск снижения координации медицинской помощи населению, вводимый положениями законопроекта «Об обязательном медицинском страховании», которые декларируют право выбора пациентом врача и медицинской организации.
Закон правильно решает и отдельные узкоспециализированные вопросы здравоохранения: в детской трансплантологии, в лечении орфанных заболеваний, в применении репродуктивных технологий и др.
Все эти вопросы важны, но первоочередная цель главного закона страны по охране здоровья граждан – закрепить организационные и финансовые механизмы для защиты и укрепления здоровья всех граждан Российской Федерации, а также для обеспечения доступной и качественной медицинской помощью всех заболевших. К сожалению, эти вопросы не нашли должного отражения в Законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», он не решает этих задач. Более того, этот закон приведет к усилению недовольства населения (в связи с риском снижения гарантий бесплатной медицинской помощи), а также медицинских работников, так как он не улучшает их положения.
Заключение
В современной России задачи по снижению смертности и заболеваемости, повышению рождаемости и продолжительности жизни населения, обеспечению граждан страны качественной медицинской помощью практически не могут быть решены только одним здравоохранением, бюджетное финансирование которого находится на довольно низком уровне. Для выполнения указанных задач и решения рассмотренной проблемы необходимы разработка и осуществление специальной социально-экономической программы государства, обеспечивающей создание единой федеральной межведомственной системы, в состав служб которой могут входить представители всех отраслей и хозяйствующих субъектов федерального, регионального и муниципального уровня, а также частного бизнеса. При этом основным направлением их деятельности должны стать правовые приоритеты соответствующего образования и здоровья в жизни россиян.
Список используемых источников
http://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-81280/\\
Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с изм. от 25 июля 2003 г.) // СЗ РФ.-2003.
Закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. №326-ФЗ)
Закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. №323–ФЗ)
Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник для вузов / Под ред. Ю. П. Лисицына. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 668 с.
Направления, основные мероприятия и параметры приоритетного национального проекта \"Здоровье\". Утверждены президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов (протокол № 2 от 21 декабря 2005 г.).
Стратегия ВОЗ «Здоровье для всех в 21 веке». – Режим доступа: http: //
www.gov.cap.ru
Национальный проект «Здоровье». – Режим доступа: http:// zdorovie.perm.ru/