Курсовая работа: Этиология Аутизма и расстройств аутистического спектра
Аутизм и расстройства аутистического спектра – сложная проблема современной клинической психологии и психиатрии. Данные статистики многих стран говорят о том, что количество детей с подобными расстройствами непрерывно нарастает, с другой стороны, аутизм вызывает множество научных споров и гипотез, из которых пока мало что подтверждено практикой.
Дата добавления на сайт: 20 октября 2024
Введение.
Аутизм и расстройства аутистического спектра – сложная проблема современной клинической психологии и психиатрии. Данные статистики многих стран говорят о том, что количество детей с подобными расстройствами непрерывно нарастает, с другой стороны, аутизм вызывает множество научных споров и гипотез, из которых пока мало что подтверждено практикой. В результате эта назревшая проблема не имеет единого решения или общепризнанной парадигмы, в которой могли бы развиваться исследования аутизма.
Эксперты сегодня соглашаются, что не существует одного психиатрического состояния под названием аутизм. Вместо этого существует спектр аутистических расстройств, и разные формы аутизма занимают разные позиции в этом спектре. Но в некоторых кругах научного сообщества эта концепция «спектра» подвергается серьёзным сомнениям.
В нашей работе мы постараемся дать более-менее полный обзор взглядов и концепций исследователей аутизма и расстройств аутистического спектра. Так же мы коснемся вопросов происхождения данного синдрома и основных подходов его коррекции.
В России первое описание органического аутизма было представлено в 1967 г. С.С. Мнухиным с соавторами; описание аутизма Каннеровского типа в 1970 – 1974 г. Г.Н. Пивоваровой и В.М Башиной, и 1982 г. В.Б. Каганом; аутизм в круге постприступной шизофрении в 1975 году М.Ш.Вроно, В.М.Башиной и другими.
Несмотря на достаточно многоплановые генетические, биохимические, психопатологические исследования расстройств аутистического спектра
, сам аутизм по существу не
подкреплен необходимыми психопатологическими описаниями. При описаниях аутистических состояний многие исследователи ссылаются на общие клинические проявления, которые пересекаются с проявлениями самых разных заболеваний, что делает определения аутизма как отдельного заболевания нечеткими и размытыми. Наряду с этим не решена проблема первопричины аутистических состояний и даже при исследовании версий полиэтиологичности, статистические и экспериментальные данные недостаточны. Остается неясным вопрос, что лежит в основе общности симптомов аутизма с другими психопатологическими и генетическими отклонениями. Недостаточно разработаны методы диагностики и коррекции аутистических состояний, особенно учитывающих особенности основного заболевания.
При обилии коррекционно-развивающих систем, не выделены подтвержденные эффективные элементы либо условия коррекционных воздействий, исследования эффективности этих систем часто носят утилитарный характер и достаточно разрозненны.
Целью работы является анализ эффективности развивающей работы с детьми с РАС, построенной на основе психофизиологических и социальных аспектов их развития и направленной на смягчение аутистических проявлений.
Объект исследования: коррекционно-развивающая работа с детьми с РАС, построенная на основе психофизиологических и социальных аспектов их развития.
Предмет исследования: психофизиологические и социальные аспекты коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС.
В своей основе наше исследование базируется на классических положениях отечественной коррекционной психологии: положениях Л.С. Выготского («Мышление и речь», 1934 г.) о единстве аффекта и интеллекта, а так же о зоне ближайшего развития ребенка.
Так же в основе исследования лежат идеи В.В.Лебединского об аутистическом дизонтогенезе как искажении в развитии психических функций ребенка и идеи этологического направления психологии о важности формирования привязанности ребенка к матери для его последующего развития.
Исследование строилось на представлении об аффективном развитии ребенка как формировании системы механизмов организации сознания и поведения, разработанное О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг (Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. «Аутичный ребенок. Пути помощи» 1997 г.).
В нашей работе мы опирались так же на работы Л.Каннера, Богдашиной О., Башиной В. М., Симашковой Н.В., К. С. Лебединской, С.А.Морозова, В.Е.Кагана, Л. М. Шипициной, Б.Д. Куанганова а так же на материалы статей современных зарубежных исследователей, взятые из журналов «Scientific America», «В мире науки».
Экспериментальное исследование строилось по классической схеме двух выборок экспериментальной и контрольной, набранных методом попарного отбора. Диагностика проводилась одинаковая для обеих групп, до проведения коррекционно-развивающих занятий и через два месяца после их окончания. Сами коррекционно-развивающие занятия заняли три месяца и проводились только для экспериментальной группы.
Теоретическая значимость исследования. Теоретическая значимость нашего исследования состоит в уточнении психофизиологических и социальных аспектов коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими РАС.
Практическая значимость исследования состоит в практическом изучении эффективности влияния условий коррекционно-развивающего воздействия на детей с расстройствами аутистического спектра, таких как
- применение групповых методов коррекционной работы наряду с индивидуальными,
- психологическая работа с матерями, состоящая не только в их присутствии и участии в процессе коррекции, но и в психологической помощи им со стороны специалиста (проведение серии психологических консультаций, обучение коррекционному взаимодействию с ребенком, создание цепочки успехов в коррекционной деятельности),
- работа в режиме полнодневного совместного пребывания матери и ребенка (другие члены семьи – по желанию) в группе и в контакте со специалистом.
Продолжение этого исследования видится как в расширении выборки, так и в применении более компактных по срокам моделей работы (например, две недели или месяц), что будет более приемлемо для работающих родителей.
Описание выборки и базы исследования.
Всего в исследовании приняло участие 18 человек:
8 детей: с диагнозом «Аутизм» (F 84.0) – 6 человек и «Атипичный аутизм по симптоматике» (F 84.1) – 2 человека. Возраст детей: 4 года – 5 человек, 5 лет – 3 человека.
Экспериментальная и контрольная группы комплектовались методом попарного отбора с учетом показателей уровня сформированности компетенций и степени проявлений аутистического поведения по шкале аутизма.
Исследование проводилось на базе Института психотерапии и клинической психологии.
Проблемы определения, классификации и диагностики аутизма
и расстройств аутистического спектра (РАС).
Аутизм, как самостоятельное расстройство впервые был описан Л. Каннером в 1942 г., в 1943 г. сходные расстройства у старших детей описал Г. Аспергер, а в 1947 г. – С. С. Мнухин. Аутизм - тяжелое нарушение психического развития, при котором, прежде всего, страдает способность к общению, социальному взаимодействию.
Чтобы уточнить рабочее определение исследования, рассмотрим несколько определений аутизма, данных видными исследователями этой проблемы. Термин «аутизм» был введен психиатром Е. Блейлером в 1910-20-х годах и означал «оторванность ассоциаций от данных опыта, игнорирование действительных отношений». Изначально аутизм рассматривался как особенность мышления шизофренических пациентов.
Со времени первого описания Каннером в 1943 году, понятие об аутизме претерпевало много изменений. «В своей первой работе
L
.
Kanner
охарактеризовал РДА, как особое состояние, с нарушениями общения, речи, моторики, которое он отнес к состояниям так называемого \"шизофренического\" спектра».
Видные Российские исследователи проблем аутизма В.В.Лебединский, О.С.Никольская, Е.Р.
Баенская
, М.М.Либлинг
дали следующее многосоставное определение. «Аутизм
- во-первых, экстремальное одиночество ребенка, нарушение его эмоциональной связи даже с самыми близкими людьми; во-вторых, крайняя стереотипность в поведении, проявляющаяся и как консерватизм в отношениях с миром, страх изменений в нем, и как обилие однотипных аффективных действий, влечений интересов; в-третьих, особое речевое и интеллектуальное недоразвитие, не связанное, как правило, с первичной недостаточностью этих функций.
Аутизм
- особый, чрезвычайно характерный тип психического дизонтогенеза. В основе его лежат тяжелейшая дефицитарность аффективного тонуса, препятствующая формированию активных и дифференцированных контактов со средой, выраженное снижение порога аффективного дискомфорта, господство отрицательных переживаний, состояние тревоги, страха перед окружающим
».
Башина
В.М., Симашкова Н.В. в своей статье «Подходы к пр
облеме обучения детей с ранним
аутизмом»
дают определение аутизму, опираясь на перечисление симптоматики клинической картины расстройства: «Клиническая картина аутистического синдрома у детей с РДА определяется проявлениями отрешенности, неспособностью к формированию общения, неспособностью к осознанию посторонних персон и неодушевленных предметов (т.е. явлениями так называемого протодиакризиса), отсутствием подражания, реакций на комфорт и дискомфорт, монотонно-однообразным характером поведения, с \"симптомами тождества\".
В официальных медицинских источниках
а
утизм отнесен «...к разряду неспецифических нарушений развития, характеризуемых ранним (до 30 месяцев) появлением неконтактности, нарушением речевого развития с эхолалией, причудливым поведением в виде неприятия изменений окружающего, либо неадекватной привязанности к неодушевленным предметам при отсутствии бреда и галлюцинаций». (DSM-III-R, DSM-IV, МКБ-10)
По определению, данному специалистами Научного центра психического здоровья РАМН, «Аутизмом (от греческого autos – сам) называют состояние психики, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни и активным отстранением от внешнего мира. Аутизм может быть как вторичным симптомом шизофрении, так и самостоятельной нозологической единицей. В последнем случае он возникает в первые годы жизни и называется ранним детским аутизмом (РДА)». Уже это определение грешит многими допущениями и размытостью формулировок, впрочем, как и многие официально признанные определения аутизма.
При внимательном изучении ряда определений становится понятно, что во многих случаях речь идет о понятиях социально-психологических, а не клинических. Постановка диагноза и определение состояния ребенка становятся при таком подходе вопросом силы проявления симптоматики, поэтому большинство определений сопровождаются списками симптомов, которые варьируются от автора к автору. Специалисты вынуждены, учитывая нечеткость официальных формулировок, давать описания и определения в каждом новом исследовании.
Еще в 2000 году считалось, что распространенность аутизма составляет от 5 до 26 случаев на 10 000 детского населения. В 2005 году уже на 250-300 новорожденных в среднем приходился один случай аутизма. По данным Всемирной организации Аутизма, в 2008 году 1 случай аутизма приходится на 150 детей. За десять лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз. Считается, что тенденция к росту сохранится и в будущем.
На сегодняшний день в мире официально зарегистрировано 6 000 000 аутистов. Только в центральной России более 200 000 детей с диагнозом РДА. У большинства детей с аутизмом нет речи, отмечаются отклонения в развитии моторики, восприятия, эмоциональной и др. сфер психики. Более 80% детей с аутизмом - инвалиды. В 2008 году Генеральная Ассамблея ООН объявила 2 апреля Всемирным днем распространения информации об аутизме.
Для того чтобы соотнести разные концептуальные подходы в определении аутизма, воспользуемся работой Башиной В.М. «Ранний детский аутизм», где она представила ряд классификаций РДА. «Принятая у нас классификация РДА (НЦПЗ РАМН, 1987 г.):
1.Разновидности РДА:
1.1. синдром раннего инфантильного аутизма Каннера /классический вариант/ РДА/;
1.2. аутистическая психопатия Аспергера;
1.3. эндогенный, постприступный /вследствие приступов шизофрении аутизм/;
1.4. резидуально-органический вариант аутизма;
1.5. аутизм при хромосомных аберрациях;
1.6. аутизм при синдроме Ретта;
1.7. аутизм неясного генеза. ...
Международная классификация болезней 9 пересмотра (1980 г., Россия, принятая в Российской Федерации до настоящего времени)
1. Разновидности РДА:
1. 1. Детский аутизм типа Каннера
2. Разновидности психозов у детей
2.1. Неуточненные психозы,
2.2. Шизофрения, детский тип,
2.3. Детский психоз без других указаний,
2.4. Шизофреноподобный психоз.
... Касаясь международной
классификации
болезней, следует особо подчеркнуть, что к \"первазивным расстройствам\" отнесены теперь как состояния с нарушениями развития и аутизмом, так психозы раннего возраста. Все они подразделены на типичные, т.е. возникающие до 3 лет и атипичные, т.е. после 3 лет».
Согласно международной
классификации
болезней (МКБ-10, 1989г.), выделяются следующие диагностические критерии аутизма:
1. Качественные нарушения реципрокного взаимодействия, проявляющиеся минимум в одной из следующих областей:
а) неспособность адекватно использовать для регулирования социального взаимодействия контакт взора, мимическое выражение, жестикуляцию;
б) неспособность к установлению взаимосвязей со сверстниками;
в) отсутствие социо-эмоциональной зависимости, что проявляется нарушенной реакцией на других людей, отсутствие модуляции поведения в соответствии с социальной ситуацией;
г) отсутствие общих интересов или достижений с другими людьми.
2. Качественные аномалии в общении, проявляющиеся минимум в одной из следующих областей:
а) задержка или полное отсутствие спонтанной речи, без попыток компенсировать этот недостаток жестикуляцией и мимикой (часто предшествует отсутствие коммуникативного гуления);
б) относительная неспособность начинать или поддерживать беседу (при любом уровне речевого развития);
в) повторяющаяся и стереотипная речь;
г) отсутствие разнообразных спонтанных ролевых игр или (в более младшем возрасте) подражательных игр.
3. Ограниченные, повторяющиеся и стереотипные поведение, интересы и активность, что проявляется минимум в одной из следующих областей:
а) поглощенность стереотипными и ограниченными интересами;
б) внешне навязчивая привязанность к специфическим, нефункциональным поступкам или ритуалам;
в) стереотипные и повторяющиеся моторные манеризмы;
г) повышенное внимание к частям предметов или нефункциональным элементам игрушек (к их запаху, осязанию поверхности, издаваемому ими шуму или вибрации)
».
Обобщая перечисленные поведенческие феномены и интерпретируя их с точки зрения психологических особенностей развития, многие исследователи выделяют три дефицитарных сферы у детей с аутизмом, а именно: коммуникацию, социализацию и воображение.
Список литературы:
Башина В.М. Ранний детский аутизм. // Альманах «Исцеление» М., 1993.
Башина
В.М., Симашкова Н.В. Подходы к преблеме обучения детей с ранним аутизмом
.
Альманах «Исцеление». - М., 1993
Куанганов Батырбек Даутович. Аутизм: проблемы поведения. М., Наука-пресс, 2003.
Куанганов Б.Д. Семья как регулирующий фактор в поведении детей с отклонениями в развитии. М., Наука-пресс, АСТ-пресс, 2004.
Куанганов Б.Д. Этиология и динамика расстройств личности аутистического спектра. М., Наука, 2002.
Лебединский В.В., О.С.Никольская, Е.Р.
Баенская, М.М.Либлинг Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М.,
Век, 1990.
МКБ-10
DSM-III-R