Курсовая работа: Критерии психического. Стадии развития психики

На протяжении веков человек является предметом изучения многих и многих поколений ученых. Человечество познает собственную историю, происхождение, биологическую природу, языки и обычаи, и в этом познании психологии принадлежит совершенно особое место. Еще древний мудрец сказал, что нет для человека интереснее объекта, чем другой человек, и он не ошибся. В основе развития психологии лежит постоянно усиливающийся интерес к природе человеческого бытия, условиям его развития и формирования в человеческом обществе, особенностям его взаимодействия с другими людьми.

Дата добавления на сайт: 04 сентября 2024


Скачать работу 'Критерии психического. Стадии развития психики':


Курсовая работа
Критерии психического. Стадии развития психики
Введение
психика филогенез поведение интеллектуальный
На протяжении веков человек является предметом изучения многих и многих поколений ученых. Человечество познает собственную историю, происхождение, биологическую природу, языки и обычаи, и в этом познании психологии принадлежит совершенно особое место. Еще древний мудрец сказал, что нет для человека интереснее объекта, чем другой человек, и он не ошибся. В основе развития психологии лежит постоянно усиливающийся интерес к природе человеческого бытия, условиям его развития и формирования в человеческом обществе, особенностям его взаимодействия с другими людьми
Изучение психики и человеческого сознания в психологии всегда сталкивалось с большими трудностями. Основные трудности, возникающие при изучении сознания, связаны с тем, что: все психические явления предстают перед человеком в той степени, в которой он их осознает. Поэтому сознание в психологии рассматривалось либо как «бескачественное» условие существования психики, либо отождествлялось с какой-либо психической функцией; сознание, в отличие от психических функций, не локализовано не только в пространстве, но и во времени, что затрудняет его изучение в рамках существующих психологических направлений.
В настоящее время невозможно осуществление многих видов деятельности на производстве, в науке, медицине, искусстве, преподавании, и игре и спорте без знания и понимания психологических закономерностей. Система научных знаний о законах развития человека, его потенциальных возможностях необходима для всего общественного развития. Однако человек является объектом комплексного исследования средствами различных наук, каждая из которых имеет свой специфический круг проблем.
Взаимодействие психологии и педагогики, является одним из самых важных направлений современной науки. С учетом психологического знания любое действие, направленное на воспитание в человеке, тех или иных качеств, устоев, принципов приобретает большую эффективность. Вообще психология, как осознано научное учение было выведено в первую очередь для воздействия на поведения человека, управление его сознание. То есть очень схоже с целями педагогики, обучающей человека жить по определенным правилам, постоянно совершенствуясь.
Цель работы: исследовать критерии психического, стадии развития психики.
Выполнение контрольной работы предусматривает рассмотрение таких вопросов:
) проблема выделения критериев психического; гипотеза Леонтьева-Фабри о возникновении и стадиях развития психики в филогенезе;
) чувствительность как элементарная форма психического отражения; стадия элементарной сенсорной психики; стадия перцептивной психики; стадия интеллекта;
) основные этапы развития форм поведения в филогенезе: инстинктивное и индивидуально-изменчивое поведение животных, навык и интеллектуальное поведение; сравнение психики животных и человека;
) условия возникновения сознания; трехаспектная структура сознания; высшие психические функции: понятие и основные характеристики (Л.С. Выготский);
) этап онтогенетического развития психики; биогенетические, социогенетические теории онтогенеза; теория конвергенции двух факторов; культурно-историческая теория развития психики в онтогенезе.
Объект исследования: психика как внутренние информационные процессы и структуры, осуществляющие ориентировку во внешнем мире, управление своим состоянием и поведением.
Предмет изучения: критерии психического, стадии развития психики.
1. Проблема выделения критериев психического. Гипотеза Леонтьева-Фабри о возникновении и стадиях развития психики в филогенезе
На протяжении исторического пути психологии как науки периодически давались возможные ответы на вопросы о критериях психики и о том, когда она возникает в истории развития мира. А.Н. Леонтьев посвятил рассмотрению этих вопросов несколько работ, среди них выделяется книга «Проблемы развития психики» [8], первое издание которой вышло в 1959 г. и которая была удостоена в 1963 г. Ленинской премии.
В ней он прежде всего подвергает критике имевшиеся точки зрения на решение проблемы возникновения психики. А.Н. Леонтьев выделяет четыре следующие позиции.
. Антропопсихизм (критерием психики признается ее осознанность; поэтому у животных психики нет, так как нет сознания; этой точки зрения придерживался Р. Декарт).
. Панпсихизм (учение о всеобщей одушевленности - психика признается существующей как неотъемлемое свойство любого материального образования, и поэтому проблема ее возникновения снимается; эту точку зрения разделял, например, Б. Спиноза).
. Биопсихизм (согласно данной позиции психика - душа - есть у любого живого существа, в том числе у растений; этой позиции придерживался Аристотель).
. Нейропсихизм (согласно данной точке зрения имеется строго объективный критерий психики: наличие нервной системы; этой позиции придерживались Ч. Дарвин, Г. Спенсер).
А.Н. Леонтьев предложил свой критерий, который был вполне объективным, но не морфологическим, а функциональным. По его мнению, объективный признак психики - это способность организма (в этом случае можно говорить уже о субъекте) реагировать на так называемые абиотические свойства внешней среды (мира). Под абиотическим стимулом понимается такое свойство предметов, которое прямо и непосредственно не определяет процессы жизнедеятельности того или иного организма, однако - при объективной связи с биотическим фактором - может выступать для субъекта сигналом наличия последнего в мире.
Биотическим стимулом называется такой внешний фактор окружающей среды, который прямо и непосредственно участвует в метаболизме (обмене веществ) в реагирующем на него организме.
Четкая, наиболее существенная грань проходит между элементарной сенсорной и перцептивной психикой, знаменуя собой основную веху грандиозного процесса эволюции психики.
Элементарную сенсорную психику Леонтьев определяет как стадию, на которой деятельность животных «отвечает тому или иному отдельному воздействующему свойству (или совокупности отдельных свойств) в силу существенной связи данного свойства с теми воздействиями, от которых зависит осуществление основных биологических функций животных. Соответственно отражение действительности, связанное с таким строением деятельности, имеет форму чувствительности к отдельным воздействующим свойствам (или совокупности свойств), форму элементарного ощущения».
Стадия же перцептивной психики, по Леонтьеву, «характеризуется способностью отражения внешней объективной действительности уже не в форме отдельных элементарных ощущений, вызываемых отдельными свойствами или их совокупностью, но в форме отражения вещей». Деятельность животного определяется на этой стадии тем, что выделяется содержание деятельности, направленное не на предмет воздействия, а на те условия, в которых этот предмет объективно дан в среде. «Это содержание уже не связывается с тем, что побуждает деятельность в целом, но отвечает специальным воздействиям, которые его вызывают» [17].
Подобное подразделение, однако, слишком поверхностно и не охватывает всего многообразия животного мира.
Позднее, с учетом многих исследований, касающихся поведения, эта гипотеза была доработана и уточнена К.Э. Фабри. Поэтому рассматриваемую в нашем учебном курсе гипотезу развития психики принято называть концепцией Леонтьева - Фабри.
К.Э. Фабри считает, что как в пределах элементарной сенсорной, так и в пределах перцептивной психики следует выделить существенно различающиеся уровни психического развития: низший и высший, допуская при этом существование и промежуточных уровней. Важно отметить, что крупные систематические группы животных не всегда и не вполне укладываются в эти рамки. Это неизбежно, так как в пределах крупных таксонов, например классов, подтипов или типов, всегда имеются роды или виды, стоящие на смежных уровнях психического развития. Это можно объяснить тем, что качества высшего психического уровня всегда зарождаются на предшествующем уровне [17].
По мнению Фабри, расхождения между психологической и зоологической классификациями обусловлены тем, что морфологические признаки, на которых построена систематика животных, отнюдь не всегда определяют особенности и степень развития психической деятельности последних. Поведение животных представляет собой совокупность функций эффекторных органов животных. А в процессе эволюции именно функция первично определяет форму, строение организма, его систем и органов. Их строение и двигательные возможности лишь вторично определяют характер поведения животного и ограничивают сферу его внешней активности.
Этот диалектический процесс, однако, осложняется еще возможностями многопланового решения задач и компенсаторными процессами в области поведения. Это означает, что если животное в данных условиях лишено возможности решить биологически важную задачу одним путем, оно, как правило, имеет в своем распоряжении еще другие, резервные возможности. Так, одни эффекторы могут замениться другими, т.е. разные морфологические структуры могут служить для выполнения биологически однозначных действий. С другой стороны, одни и те же органы могут выполнять разные функции, т.е. осуществляется принцип мультифункциональности. Особенно пластичны морфофункциональные отношения в координационных системах, и, прежде всего, в центральной нервной системе высших животных [17].
2. Чувствительность как элементарная форма психического отражения. Стадия элементарной сенсорной психики. Стадия перцептивной психики. Стадия интеллекта
Всем видам материи, начиная с неживой, неорганической и заканчивая высшей сложной материей - человеческим мозгом, присуще качество отражения, то есть способность реагировать на воздействия. Формы отражения зависят от форм существования материи (отражение проявляется в способности реагировать на внешние воздействия в соответствии с характером воздействия и формы существования материи) [15].
Высшей формой отражения является психическое отображение, а высшей формой психического отражения - сознание. Такая точка зрения возникла не сразу.
Чувствительность проявляется в реагировании на такие воздействия среды, от которых непосредственно жизнь организма не зависит, но которые являются биологически значимыми. Например, вибрация паутины, обусловленная попаданием в нее насекомого, прямо не касается потребностей паука, однако она является для него сигналом о наличии поблизости пищи.
Легкий топот для лягушки сам по себе не поддерживает ее жизнь и не вредит ей, но он сигнализирует о наличии пищи или опасности. Роль сигнала могут выполнять звуки, запахи, цвета и другие качества объектов, и их сочетание.
Возникновение у животного способности различать отдельные раздражители, которые играют сигнальную роль в приспособлении его к внешней среде, является началом развития психики.
Благодаря способности отражать хотя бы элементарные связи между раздражителями вырабатывается механизм предсказания ожидаемого события. Это обеспечивает возможность приготовиться к отражению воздействия, которое должно состояться (опередительное отражение). Например, насекомые по запаху, звуку находят пищу, особей противоположного пола; звуки и запахи являются для них сигналом опасности и т.д.
Итак, психика выполняет сигнальную функцию в приспособлении животных к внешней среде.
Появление и развитие чувствительности - нового уровня отражательной деятельности - неразрывно связанны с усложнением образа жизни животных и развитием у них нервной системы, органов чувств и органов движения.
Характерная особенность этой стадии развития психики заключается в том, что поведение животных обусловливается действием на организм отдельных свойств предметов, в окружении которых живут животные, - химических, световых, температурных и т.п.
Эта стадия свойственна преимущественно беспозвоночным и тем позвоночным, которые обитают в воде, земноводные и пресмыкающихся, у которых нет предметного восприятия. На этой стадии происходит дифференциация чувствительности к свету, осязанию, запахам, двигательная чувствительность, в результате чего возникают и развиваются анализаторы - касательный, зрительный, обоняние и слуховой [7].
Уровень развития анализаторов и рецепторной их части зависит от особенностей условий жизни живых существ. Да, у пауков, насекомых хорошо развита касательная чувствительность (на щупальцах, крылышках). Химическая чувствительность развита у пауков и других беспозвоночных. Она дифференцируется в них на обонятельную и вкусовую чувствительность.
У хруща насчитывают 50 тысяч органов обоняния, а у трутня - свыше 30 тысяч. Насекомые чувствительны к очень незначительным запахам. Пчела отличает запах оранжевой кожуры от 43 эфирных запахов. Пчелы реагируют на запах, не принимают чужих пчел.
Насекомые - это топохимические существа, то есть такие, которые имеют в организме зоны, чувствительные к химическим раздражений.
Общеизвестна чувствительность насекомых к температурным изменениям, зрительная чувствительность. Пчелы различают цвета и формы цветов, но не геометрические фигуры. Большинство насекомых являются глухими. Лишь те из них имеют слух, которые собственными движениями (крылышками) вызывают достаточно интенсивные колебания звуковых волн [7, 6].
Элементарную сенсорную психику А.Н. Леонтьев определяет как стадию, на которой деятельность животных «отвечает тому или иному отдельному воздействующему свойству или совокупности отдельных свойств в силу существенной связи данного свойства с теми воздействиями, от которых зависит осуществление основных биологических функций животных. Соответственно отражение действительности, связанное с таким строением деятельности, имеет форму чувствительности к отдельным воздействующим свойствам или совокупности свойств, форму элементарного ощущения. Стадия же перцептивной психики характеризуется способностью отражения внешней, объективной действительности уже не в форме отдельных элементарных ощущений, вызываемых отдельными свойствами или их совокупностью, а в форме отражения вещей» [10, с. 148].
Перцептивная психика (по Леонтьеву) - это стадия, которая «характеризуется способностью отражения внешней объективной действительности уже не в форме отдельных элементарных ощущений, вызываемых отдельными свойствами или их совокупностью, но в форме отражения вещей». Деятельность животного определяется на этой стадии тем, что выделяется содержание деятельности, направленное не на предмет воздействия, а на те условия, в которых этот предмет объективно дан в среде.
Таблица 1. Стадии и уровни развития психики и поведения животных
Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем Виды живых существ, достигших этого уровня развития
I. Стадия элементарной сенсорной психики
А. Низший уровень. Примитивные элементы чувствительности. Развитая раздражимость А. Чёткие реакции на биологически значимые свойства среды через изменение скорости и направления движения. Элементарные формы движений. Слабая пластичность поведения. Несформированная способность реагирования на биологически нейтральные, лишённые жизненного значения свойства среды. Слабая, нецеленаправленная двигательная активность А. Простейшие. Многие низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде
Б. Высший уровень. Наличие ощущений. Появление важнейшего органа манипулирования - челюстей. Способность к формированию элементарных условных рефлексов Б. Чёткие реакции на биологически нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность (ползание, рытье в грунте, плавание с выходом из воды на сушу). Способность избегать неблагоприятных условий среды, уходить от них, вести активный поиск положительных раздражителей. ндиивидуальный опыт и научение играют небольшую роль. Главное значение в поведении имеют жёсткие врождённые программы Б. Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные
II. Стадия перцептивной психики
А. Низкий уровень. Отражение внешней действительности в форме образов предметов. Интеграция, объединение воздействующих свойств в целостный образ вещи. Главный орган манипулирования - челюсти А. Формирование двигательных навыков. Преобладают ригидные, генетически запрограммированные компоненты. Двигательные способности весьма сложны и разнообразны (ныряние, ползание, ходьба, бег, прыжки, лазанье, полёт и др.). Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных (вредных), развитое защитное поведение А. Рыбы и другие низшие позвоночные, а также (отчасти) некоторые высшие беспозвоночные (членистоногие и головоногие моллюски). Насекомые
Б. Высший уровень. Элементарные формы мышления (решение задач). Складывание определённой «картины мира» Б. Высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Способность к научению Б. Высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие)
В. Наивысший уровень. Выделение в практической деятельности особой, ориентировочно-исследовательской, подготовительной фазы. Способность решать одну и ту же задачу разными методами. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия. Создание и использование в деятельности примитивных орудий. Способность к познанию окружающей действительности независимо от наличных биологических потребностей. Непосредственное усмотрение и учёт причинно-следственных связей между явлениями в практических действиях (инсайт) В. Выделение специализированных органов манипулирования: лап и рук. Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретённых знаний, умений и навыков В. Обезьяны, некоторые другие высшие позвоночные (собаки, дельфины)
Следующая стадия развития психики животных - стадия интеллекта - характеризуется еще более сложным отражением действительности, которое заключается в способности не только отражать отдельные предметы в их целостности, но и устанавливать отношения между предметами. Высшие животные способны устанавливать достаточно сложные отношения (такие как больше - меньше, короче - длиннее, реже - чаще), а также различать форму геометрических фигур.
Известный немецкий психолог В. Келер, один из создателей гештальтпсихологии, работая на экспериментальной станции на о. Тенирифе, исследовал мышление у человекообразных обезьян. Он обнаружил, что животные в новых для них ситуациях, когда не срабатывает накопленный арсенал навыков, способны отыскивать новые способы решения задач, причем их действия заимствуются из прошлого опыта. Перенос прошлого опыта в новые условия возможен благодаря тому, что животные устанавливают отношения между вещами и на основе этого строят свое поведение.
Интеллектуальная форма поведения существенно отличается от простого научения, т.е. формирования навыков.
. На более низкой ступени развития нахождение решения проблемной ситуации происходит медленно, путем многочисленных проб, в процессе которых удачные операции постепенно закрепляются, а неудачные так же медленно затормаживаются,...

Похожие материалы:

Контрольная работа: Возраст психического развития как условие ответственности, его критерии

Курсовая работа: Сравнительный анализ психического развития детей 6-7-летнего возраста в плане их готовности к обучению в школе

Реферат: Выявление отклонений психического развития у детей первого года жизни

Курсовая работа: Самооценка детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Реферат: Нарушения психического развития у детей