Реферат: Нарушения эмоций при различных заболеваниях
В течение всей своей жизни мы множество раз сталкиваемся с переживанием различных видов эмоций. Они сопровождают нас в любой возникающей ситуации. Описывая эмоции, мы передаём наши субъективные ощущения и состояния.
Дата добавления на сайт: 02 ноября 2024
Скачать работу 'Нарушения эмоций при различных заболеваниях':
Министерство образования РФ
Новосибирский Государственный Университет
Реферат
по патопсихологиина темуНарушения эмоций при различных заболеванияхВыполнил:
Новосибирск 2011
План
TOC \o "1-3" \n \p " " \u
Введение
Для чего нужны эмоции
Нарушения эмоций
Локализация эмоциональных нарушений
Нарушения эмоций при локальных поражениях
Нарушения эмоциональной сферы при черепно-мозговой травме
Нарушения эмоций при деменции
Нарушения эмоций при умственной отсталости
Нарушения эмоций при задержке психического развития
Нарушения эмоций при раннем детском аутизме
Нарушения эмоций при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью
Нарушения эмоций у детей с нарушениями слуха
Нарушения эмоций у детей с нарушением зрения.
Нарушения эмоций у детей с нарушениями речи
Нарушения эмоций у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата
Патология аффективных расстройств
Нарушения эмоций при эпилепсии
Нарушения эмоций при шизофрении
Эмоциональная сфера людей, страдающих аддикциями
Эмоциональные нарушения личностных расстройств
Нарушения эмоций при неврастении
Нарушения эмоций при истерическом неврозе
Нарушения эмоций при невротической депрессии
Нарушения эмоций при тревожных расстройствах
Нарушения эмоций при стрессовых расстройствах
Генерализованное тревожное расстройство
Симптомы нервного истощения
Нарушения эмоций при психосоматических заболеваниях
Нарушения эмоций при сексуальных расстройствах
Нарушения эмоций при сексуальной дисфункции
Терапия и коррекция эмоциональных нарушений
Заключение
Список литературы
ВведениеВ течение всей своей жизни мы множество раз сталкиваемся с переживанием различных видов эмоций. Они сопровождают нас в любой возникающей ситуации. Описывая эмоции, мы передаём наши субъективные ощущения и состояния. Во всех школах, изучающих поведение, важное значение придаётся его эмоциональной компоненте. В течение длительного времени рассмотрение эмоций происходило в психологической и философской среде. Так, например, Декарт в своём трактате «Страсти души» описывал эмоции («страсти души») как всего лишь «гримасы тела» (телесные состояния) А джон Локк отмечал, что в основе любой эмоции лежит удовольствие или страдание. Эмоции – это психические процессы и состояния в форме непосредственных переживаний действующих на человека явлений и событий.
Выделяют следующие характеристики эмоций:
Интенсивность- степень выраженности эмоций
модальность – доминирующая направленность эмоций
длительность- то, как долго существует данная эмоция
Чувства и эмоции представляют собой субъективное отношение человека к окружающему миру, людям, себе. Все эмоции можно разделить на высшие и низшие. Если низшие эмоции основаны на инстинктах и являются протопатическими, то высшие эмоции свойственны человеку как социальному существу. Их ещё называют эпикритическими. К высшим эмоциям можно отнести эмпатию, долг, товарищество.
Для чего нужны эмоцииВ жизни каждого человека эмоции играют важную роль. Они выполняют такие функции, как функцию оценки ситуации и поведения в целом, регуляции поведения, эмоции являются теми сигналами, с помощью которых субъект узнаёт о потребностной значимости происходящего. Эмоции тесно связаны с мотивацией и потребностями. Они имеют своё отражение и на всех психических процессах, окрашивая мысли и поведение субъекта. Эмоции выполняют функцию побуждения к действию. О способности эмоций побуждать действия говорят другие, более специфические их функции. Так, в критических условиях, при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, травмирующих, чаще всего неожиданно сложившихся ситуаций, развивается особый вид эмоциональных процессов — так называемые аффекты.
Аффект- это сильное, быстро возникающее и бурно протекающее психическое состояние, характеризующееся сильным и глубоким переживанием, ярким внешним проявлением, сужением сознания и снижением самоконтроля. Одно из функциональных проявлений аффекта заключается в том, что он навязывает субъекту стереотипные действия, представляющие собой определенный закрепившийся в эволюции способ «аварийного» разрешения ситуаций: бегство, оцепенение, агрессию и т. п. (Леонтьев, Судаков, 1978). Все аффекты делятся на физиологические и патологические. Если физиологический аффект соответствует силе и качеству раздражителя, то при патологическом аффекте эмоции не соответствуют силе и качеству раздражителя. Они возникают по типу последней капли. Аффект часто сочетается с грубыми и агрессивными нарушениями и сопровождается частичной амнезией. и Известно, что и другие ситуативные эмоции, такие как возмущение, гордость, обида, ревность, тоже способны «навязать» человеку определенные поступки, причем даже когда они для него нежелательны. Это позволяет утверждать, что к эмоциональному разрешению ситуаций приводят не только аффекты и что данная функция свойственна более широкому классу эмоциональных явлений (Вилюнас, 1976, с. 124) субъекта. Однако одни и те же стереотипные действия не могут быть одинаково пригодными для всех ситуаций, поэтому аффективные реакции, сложившиеся в эволюции для разрешения наиболее часто встречающихся затруднений, оправдывают себя лишь в типичных биологических условиях. Именно этим объясняется часто наблюдаемая бессмысленность или даже вредность действий, управляемых аффектом. Так, бессмысленными являются усилия птицы, бьющейся в помещении об оконное стекло, но в естественных условиях именно свет означал бы для нее свободу. Подобно этому, и оператор, покидающий во время аварии ничем ему не угрожающий пульт управления (Гуревич, 1965), мог, очевидно, избрать более правильный путь действий, если охвативший его аффект не вынудил бы его поступить по сложившемуся на протяжении миллионов лет правилу: немедленно удаляться от того, что вызывает страх.
Способность эмоций нарушать целенаправленную деятельность легла в основу теорий, подчеркивающих дезорганизующую функцию эмоций (Э. Клапаред, Pieron, 1928 и др.). Однако данная характеристика эмоций может быть принята лишь с определенными оговорками. Как показывают приведенные примеры, эмоции прежде всего организуют некоторую деятельность, отвлекая на нее силы и внимание, что, естественно, может помешать нормальному протеканию проводимой в тот же момент другой деятельности. Сама по себе эмоция дезорганизующей функции не несет, все зависит от условий, в которых она проявляется. Даже такая грубая биологическая реакция, как аффект, обычно дезорганизующая деятельность человека, при определенных условиях может оказаться полезной, например, когда от серьезной опасности ему приходится спасаться, полагаясь исключительно на физическую силу и выносливость. Это значит, что нарушение деятельности является не прямым, а побочным проявлением эмоций, иначе говоря, что в положении о дезорганизующей функции эмоций столько же правды, сколько, например, в утверждении, что праздничная демонстрация выполняет функцию задержки автотранспорта. На этом же основании не может быть оправдано и зародившееся еще в дискуссиях стоиков и эпикурейцев альтернативное противопоставление полезности и вредности эмоций, воспроизводимое в современной психологии противопоставлением «мотивационных» и «дезорганизационных» теорий (см. Leeper, 1948; Arnold, 1970).
В литературе особо выделяются две взаимодополняющие функции, выполняемые эмоциями по отношению к определенным психическим процессам, т. е. представляющие собой частные случаи общего регулирующего их влияния. Речь идет о влиянии эмоций на накопление и актуализацию индивидуального опыта. Первая функция, обсуждаемая под разными названиями: закрепления — торможения (П.К. Анохин), следообразования (А.Н. Леонтьев), подкрепления (П.В. Симонов), указывает на способность эмоций оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нем те воздействия и удавшиеся-неудавшиеся действия, которые их возбудили. Особенно ярко следообразующая функция проявляется в случаях экстремальных эмоциональных состояний (см. работы Я.М. Калашника и А.Р. Лурия).
Но сам по себе след не имел бы смысла, если не было бы возможности использовать его в будущем. В актуализации закрепленного опыта эмоции тоже играют значительную роль, и это подчеркивает вторая из выделяемых функций. Поскольку актуализация следов обычно опережает развитие событий и возникающие при этом эмоции сигнализируют о возможном приятном или неприятном их исходе, выделяют предвосхищающую функцию эмоций (Запорожец, Неверович, 1974). Поскольку предвосхищение событий существенно сокращает поиск правильного выхода из ситуации, выделяют эвристическую функцию (Тихомиров, Виноградов, 1969). В отношении этих функций эмоций, впрочем, как и в отношении других, важно подчеркнуть, что, констатируя определенное проявление эмоций, они остро ставят задачу выяснения того, как именно эмоции это делают, выяснения психологического механизма, лежащего в основе этих проявлений.
Большой теоретический интерес представляет функция эмоций, отчетливо намеченная в работах В. Вундта и выявляющая роль эмоциональных переживаний в становлении и организации субъективного образа. Согласно Вундту, эмоциональный тон ощущений (или более сложных «единиц» отражения), воспринимаемых одновременно или непосредственно друг за другом, сливается по определенным законам во все более и более общие равнодействующие переживания, соответственно организуя в восприятии и сами эти «единицы» (ощущения, представления и т. п.). Только в силу такого слияния чувств мы воспринимаем не набор пятен или звуков, а пейзаж и мелодию, не множество интроцептивных впечатлений, а свое тело. Таким образом, эмоциональные переживания выступают синтезирующей основой образа, обеспечивающей возможность целостного и структурированного отражения мозаичного разнообразия фактически действующих раздражений.
Целостность представляет собой не только явно обнаруживающуюся, но и одну из таинственных особенностей психического.
Многими авторами подчеркивается происходящая в эмоциональном состоянии активация нервных центров, а в конечном итоге — и всего организма, осуществляемая неспецифическими структурами ствола мозга и передаваемая неспецифическими путями возбуждения (Линдслей, 1960; Prince, 1928; Arnold, 1967, и др.). Согласно «активационным» теориям эмоции обеспечивают оптимальный уровень возбуждения центральной нервной системы и отдельных ее подструктур (и, соответственно, уровень бодрствования системы психического отражения), который может колебаться от коматозного состояния и глубокого сна до предельного напряжения в состоянии экстаза.
Активация нервной системы и прежде всего вегетативного ее отдела, приводит к многочисленным изменениям в состоянии внутренних органов и организма в целом. Характер этих изменений показывает, что эмоциональные состояния вызывают либо мобилизацию органов действия, энергетических ресурсов и защитных процессов организма, либо, в благоприятных ситуациях, его д е м о б и л и з а ц и ю, настройку на внутренние процессы и накопление энергии (Кэннон, 1927). Очевидно, что функции активации и мобилизации-демобилизации тесно связаны и последнюю можно рассматривать как одно из результативных проявлений первой (наряду, например, с изменениями времени реакции или чувствительности анализаторов).
Наряду с общей подготовкой организма к действию отдельные эмоциональные состояния сопровождаются специфическими изменениями в пантомимике, мимике, звуковыми реакциями. Каково бы ни было изначальное происхождение и назначение этих реакций (см. Дарвин, 1953), в эволюции они развивались и закреплялись и как средства оповещения об эмоциональном состоянии индивида во внутривидовом и межвидовом общении. С повышением роли общения у высших животных выразительные движения становятся тонко дифференцированным языком, с помощью которого индивиды обмениваются информацией как о своем состоянии, так и о том, что происходит в среде (сигналы опасности, пищи и т. п.). Экспрессивная функция эмоций не потеряла своего значения и после того, как в историческом развитии человека сформировалась более совершенная форма обмена информацией — членораздельная речь. Сама усовершенствовавшись благодаря тому, что грубые врожденные формы выражения стали дополняться более тонкими конвенциональными нормами, усваиваемыми в онтогенезе, эмоциональная экспрессия осталась одним из главных факторов, обеспечивающих так называемую невербальную коммуникацию.
Для более полного ознакомления с функциональным назначением эмоций следовало бы наряду со сравнительно общими их проявлениями познакомиться еще со специфическими функциональными характеристиками отдельных эмоциональных состояний. Однако это значительно расширило бы наше обсуждение этой проблемы. Специфические особенности таких эмоциональных состояний, как смех, страх действия, печаль, горе, освещены в работах А. Бергсона, П. Жане, 3. Фрейда, Э. Линдеманна. Кстати, работы 2-х последних авторов, а также работа Ж-П. Сартра, вскрывают еще одну общую характеристику эмоций, определенный аспект которой был обозначен А.Н. Леонтьевым как способность эмоций «ставить задачу на смысл». Эмоции, особенно когда они сигнализируют о чем-то исключительном, не могут оставить личность равнодушной, вызывая порой сложную и развернутую «работу сознания» по ее объяснению, одобрению, примирению с нею или осуждению и даже вытеснению. Однако ставить данное проявление эмоций рядом с другими не позволяет то обстоятельство, что они в нем выступают не как непосредственно действующая сила, а как повод, в связи с которым приходит в движение вся сложная система сил личности и сознания.
Нарушения эмоцийПо степени выраженности эмоциональные нарушения можно разделить на количественные и качественные. К количественным нарушениям относится эмоциональная гиперестезия или гипоэстезия.
Гиперестезия характеризуется повышенной эмоциональной чувствительностью. Это очень тонко чувствующие и ранимые люди.
Эмоциональная гипостезия- это снижение эмоциональной чувствительности, холодность, вялость эмоциональных реакций.
Выделяют следующие качественные нарушения:
Нарушения эмоционального реагирования:
Эмоциональная эксплазивность. Это эмоциональная вспыльчивость, когда эмоции слишком яркие, с оттенком агрессии.
Эмоциональное застревание. Пациент фиксируется на эмоциях, постоянно их воспроизводит. При застревании происходит накопление негативных эмоций. Они разрабатывают планы мести.
Нарушение устойчивости чувств.
Эмоциональная лабильность. Частая смена настроения под влиянием внутренних факторов. Может неудерживать настроение даже в течение беседы.
Синдром эмоциональной неустойчивости. Пациент не может удерживать ровный фон настроения, постоянно заваливается в депрессию или тревогу.
Нарушение адекватности чувств.
эмоциональная амбивалентность- одновременное существование противоположных чувств и эмоций. Может наблюдаться на фоне эмоциональной холодности.
Эмоциональная неадекватность- не соответствие эмоций внешней ситуации или раздражителю.
К нарушениям эмоций также относятся гипертимия и гипотимия.
Выделяют следующие симптомы гипотимии:
Депрессия- это пониженное и мрачное настроение, тоска, печаль, отчаяние, ощущение бессмысленности, безысходности.
Дисфория- значительное снижение настроения с оттенком гневливости. Может сопровождаться патологическим аффектом и поведенческой агрессией.
Тревога и страх. Пациентам трудно вербализовать то, что они чувствуют. Как только тревога локализуется, можно говорить о фобиях.
апатия. Это безразличие, равнодушие.
Уплощение. Теряются тонкие эмоции. В общении эти люди практически не пользуются эмоциями.
Выделяют следующие гипертимные симптомы:
1. Мания - болезненно повышенное, соединенное с двигательным возбуждением настроение, иногда радостно-благодушное, с положительной оценкой собственной личности и мира, иногда же резко агрессивное, с разрушительными тенденциями и тяжелым помрачением сознания.
2. Эйфория. Это тоже повышенное настроение. Это настроение имеет оттенок благодушия, самодовольства. Такое состояние непродуктивно.
3. Экстаз. Это переживание эмоционального благополучия, возбуждения, самоутверждённости. Возникает параксизмально, длится минуты.
4. Мория. Это повышенное настроение. Оно, как и эйфория, непродуктивно, но сопровождается дурашливостью, смехом, кривлянием. Эмоции могут быть неадекватны возрасту, ситуации.
Существуют и другие эмоциональные состояния:
Реакция смещённого аффекта- бурная эмоциональная реакция на раздражающий стимул. Эта реакция обычно не адекватна раздражающему стимулу и смещена с гораздо более сильного раздражителя.
Негативистическая реакция
Стресс- неспецифическая реакция организма на предъявлённые ему требования.
Слабодушие- эмоциональная гиперестезия, обострённость восприятия.
Паратимия. Это неадекватный причине аффект.
Страх- чувство внутренней напряжённости, связанное с ожиданием конкретного угрожающего события.
Тревога- чувство беспокойства. Если страх направлен вовне, на какой-то объект, то тревога обычно конкретизирована.
Чувство потери чувств. Человек помнит что какие-то чувства были, но теперь он ничего не чувствует.
Алекситимия- неспособность осознавать свои чувства и выражать их словами.
Ангедония- утрата чувства радости, чувства удовольствия.
Эмпатия- склонность к сопереживанию.
Синтонность- ровное настроение с лёгким, позитивным компонентом.
Эмотивность- лёгкая ранимость.
Фобия- навязчивые страхи.
В отличие от высших психических функций в эмоционально-личностной сфере важную роль играют непроизвольные психические процессы. Они являются врождёнными и мало осознаваемыми. Эти функции пока исследованы не достаточно. В общей психологии эти фундаментальные проблемы также пока являются мало разработанными. С развитием психоаналитического направления этот аспект вызвал больший интерес. Выготский говорил ос существовании тесной связи эмоциональных и познавательных процессов. Это находит проявление в интеллектуализации эмоций. Выготский утверждал, что ни одна из предложенных теорий эмоций не соответствует строгому построению научной концепции. Выготский разделял представление о существовании низших (натуральных) и высших (прижизненно формирующихся) эмоций. Было показано превращение низших эмоций в высшие и их интеллектуализация в процессе онтогенезе. Эта проблема как базовая проблема общей психологии интересовала и Лурия. Ещё до встреч с Выготским он изучал эмоциональные конфликты. В соответствии с теорией Кенона, выготский допускал, что важную роль в мозговой организации эмоций играют подкорковые толомические структуры. т. к. в зоне таламуса происходит интеграция и перегруппировка различных афферентных потоков. Ни Выготский ни Лурия патологией эмоционально-личностной сферы специально не занимались. В деятельностном подходе эмоции выступают как регуляторы деятельности человека. Это значимые переживания, отражающие...
Похожие материалы:
Контрольная работа: Нарушения мышления при психических заболеваниях, их психологическая характеристикаСтатья: Багаутдинов А.М., Ганиева Р.Ф., Гайфуллина А.Р. Доклиническое исследование местнораздражающего действия при приеме внутрь различных натуральных ягодных ароматизаторов для детского питания
Реферат: Сестринский процесс при заболеваниях мочевыделительной системы
Реферат: Нарушения ритма сердца
Реферат: Основные симптомы при заболеваниях желудочно-кишечного тракта