Реферат: Ощущение, восприятие и представление
Содержание
1) Введение
) Общая характеристика ощущения: свойства ощущений
) Общая характеристика Восприятия: свойства восприятия
) Общая характеристика Представления
) Соотношение ощущений, восприятия и представлений
) Заключение
) Список используемых источников
Дата добавления на сайт: 10 сентября 2024
Скачать работу 'Ощущение, восприятие и представление':
Министерство культуры Республики Беларусь
Могилёвский филиал Учреждения образования
«Белорусская государственная академия музыки»
РЕФЕРАТ
на тему:
«Ощущение, восприятие и представление»
Проверил преподаватель
педагогики и психологии
Старовойтова Т.С.
Подготовила
Студентка 3 курса
Рослик Е. В.
г. Могилев, 2014
Содержание
1) Введение
) Общая характеристика ощущения: свойства ощущений
) Общая характеристика Восприятия: свойства восприятия
) Общая характеристика Представления
) Соотношение ощущений, восприятия и представлений
) Заключение
) Список используемых источников
. Введение
Ощущение, восприятие, представление и мышление представляют собой познавательные процессы. Следовательно, каждый из них служит отражению действительности, и в этом плане между ними существенной разницы нет. Различие состоит лишь в том, какую сторону действительности отражает каждый из них. Обычно отмечается, что ощущение и восприятие дают непосредственное отражение предметов, явлений и их качеств; представление служит этой цели, но только применительно не к актуальным, а действующим в прошлом объектам. Следовательно, подразумевается, что все эти три функции по своему содержанию, в сущности, служат по сути одному и тому же делу, создавая возможность непосредственного отражения предметов, явлений и их качеств. Однако действительность отнюдь не исчерпывается только предметами и явлениями. Она содержит также многообразные связи, отношения и соотношения, существующие между этими предметами и явлениями. Поэтому несомненно, что без отражения этих последних говорить о правильном и полном познании действительности невозможно. Именно эту задачу, то есть отражение соотношений, и возлагают обычно на мышление.
Однако подобное разобщение восприятия и мышления неоправданно. Неправомерно думать, что живому существу для отражения предметов дана одна функция, а для отражения существующих между ними отношений - другая. Хотя мышление справедливо считается специфической особенностью человека, однако это, конечно, отнюдь не означает, что мы постоянно размышляем. Зачастую наше поведение протекает вне участия мышления. В нашей повседневной жизни такое случается сплошь и рядом. Там, где нужно решать привычные задачи, мышление излишне; нам для этого вполне хватает наших навыков. Однако это вовсе не означает, что в таких случаях наше поведение протекает без учета существующих во внешней среде связей и отношений.
В психологической литературе проблема переживания соотношений стоит давно, являясь одним из наиболее спорных вопросов. Одни исследователи допускают возможность восприятия соотношений, другие же считают это невозможным, полагая, что постичь взаимоотношения можно лишь с помощью мышления. Для этих последних постижение отношений всегда представляет собой продукт мышления, тогда как для сторонников первой точки зрения взаимоотношения могут быть даны и при восприятии.
В пользу этого последнего соображения наиболее веские доводы приводит А. Брунсвиг. Он показал, что о невозможности непосредственного восприятия отношений можно говорить лишь в том случае, если мы заранее уверены в том, что на нас воздействуют только лишь раздражители, соответствующие ощущению, а не отношения, существующие между самими предметами. Как писал Брунсвиг, «когда я смотрю на два цветных пятна или две линии различной длины, то испытываю некое состояние, которое можно охарактеризовать следующим образом: я непосредственно вижу, что цвета похожи или что из двух линий А длиннее, чем В; и это непосредственное видение безусловно следует считать восприятием, пусть не чувственным восприятием, но все-таки восприятием, то есть непосредственным постижением объекта».
Актуальность выбранной темы заключается в том, что ощущая, воспринимая наглядно представляя себе любой предмет любое явление человек должен как-то анализировать, обобщать, конкретизировать, другими словами мыслить о том, что отражается в ощущениях и восприятиях. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Следовательно, без участия психических процессов: восприятия и ощущения человеческая деятельность невозможна.
. Общая характеристика Ощущения
Ощущение - это отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии на органы чувств.
Органы чувств - это единственные каналы, по которым внешний мир «проникает» в сознание человека. Они получают, отбирают, накапливают информацию и передают ее в мозг. Возникает адекватное отражение окружающего мира или состояния организма.
Посредством ощущений человек узнает о таких свойствах предметов, как запах, вкус, твердость, мягкость, о звуке, о свете и т.п. Благодаря ощущения мы можем определить движение и положение нашего тела в пространстве.
Ощущение считается простейшим из психологических процессов, однако само понимание человеком природы ощущений является исходным для определения его мировоззрения и даже общефилософского отношения к окружающему миру.
Существует ряд теорий, объясняющих природу ощущений человека. Одна из них - теория отражения - сводится к трем основным положениям:
материя первична, ощущения вторичны;
ощущения правильно отражают объективный мир;
правильность ощущений постоянно проверяется практической деятельностью субъекта.
Таким образом, теория отражения утверждает, что наши ощущения правильно, адекватно отражают реальный мир. Это утверждение на первый взгляд не вызывает сомнений. Однако если внимательно рассмотреть природу и механизм возникновения ощущения, то появляются вполне обоснованные сомнения в соответствии наших ощущений реальному миру.
Ощущение возникает как результат работы нашего анализатора, поэтому следует знать, как он работает. Анализатор состоит из трех основных частей: периферического отдела (рецептора); афферентных (центростремительные) и эфферентных (центробежные) проводящих путей (нервы); подкорковых и корковых отделов (мозговая часть анализатора).
Раздражитель, воздействуя на рецептор (например, свет - на сетчатку глаза), вызывает в нем определенные физиологические процессы. Результатом этих процессов является появление нервных импульсов, которые по проводящим путям поступают в подкорковые и корковые отделы мозга. Как только эти нервные импульсы появятся в соответствующих отделах головного мозга, у нас возникает ощущение (например, свет, звук, вкус, твердость или мягкость, холод или тепло и т.д.).
Таким образом, получается, что наши ощущения - это результат работы рецепторов под воздействием раздражителя. Действительно, ощущение света возникает у человека не только под воздействием света, но и при электрическом или механическом раздражении сетчатки. Аналогично работают и другие анализаторы, причем одни и те же раздражители в разных анализаторах вызывают разные ощущения, например при воздействии на слуховой анализатор возникают звуковые ощущения.
Описанные факты послужили основанием для создания еще одной теории, объясняющей природу ощущений человека, - теории специфической энергии органов чувств. Ее сторонники (И. Мюллер, Г. Л. Ф. Гельмгольц) утверждали, что ощущение зависит не от качества раздражителя, а от специфической энергии органа чувств, на который воздействует этот раздражитель. Поэтому не может быть сходства между ощущениями и предметами внешнего мира. Ощущения - лишь символы, знаки.
Еще одним направлением в теоретическом описании природы ощущений является субъективный идеализм. Рассуждая таким же образом, его приверженцы (Дж. Беркли, Д. Юм, Э. Мах) пришли к выводу, что окружающий мир - это только совокупность наших ощущений.
Для доказательства ошибочности этих теорий можно использовать метод от противного. Предположим, что наши ощущения не соответствуют действительности. В этом случае человек был бы не в состоянии действовать и вообще существовать в реальном мире, так как не существует другого канала поступления в его сознание информации о внешнем мире. Кроме того, не все раздражители являются такими универсальными, как электрический ток, и возникающие ощущения от его воздействия несравнимы с ощущениями, возникающими от воздействия соответствующих данному анализатору раздражителей. Поэтому различают раздражители адекватные для данного органа чувств и неадекватные. Специализация органов чувств - продукт длительной эволюции. Следовательно, можно говорить о том, что специфические качества внешнего мира породили специфичность органов чувств.
Следует особо подчеркнуть, что ощущения не являются пассивным отражение свойств внешнего мира. Многочисленные исследователи показали, что ощущение как психический процесс невозможно при отсутствии ответной реакции организма. В этом смысле неподвижный глаз так же слеп, как неподвижная рука не является орудием познания. Органы чувств неразрывно связаны с органами движения.
Таким образом, ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и имеет рефлекторный характер. Физиологической основой ощущения является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор.
Свойства ощущений
К свойства ощущений относятся: качество, интенсивность, длительность и пространственная локализация.
Качество - это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений. Качества слуховых ощущений - высота, тембр, громкость; зрительных - насыщенность, цветовой тон, яркость и т.п. Качественное многообразие ощущений отражает бесконечное многообразие форм существования материи.
Интенсивность ощущения определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием анализатора.
Длительность ощущения - временная его характеристика, определяемая временем действия раздражителя и функциональным состоянием анализатора. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторый отрезок времени. При прекращении действия раздражителя ощущение одновременно с ним не исчезает. Этот эффект получил название последействия ощущения (инерция ощущения).
Пространственная локализация ощущения: дистантные рецепторы дают нам сведения о расположении источника раздражения в пространстве, контактные рецепторы конкретизируют точку приложения раздражения на поверхности тела.
ощущение представление восприятие психический
3. Общая характеристика Восприятия
Восприятием называют отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
В окружающем нас мире существуют не отдельные свойства сами по себе, а предметы, вещи, явления. Поэтому нам необходим еще один познавательный процесс более высокого уровня - процесс отражения предметов в целом, в совокупности их свойств. Иначе познание мира невозможно. Таким процессом и является восприятие.
В основе восприятия лежат ощущения, но восприятие не сводится к сумме ощущений. Восприятие представляет собой качественно новую ступень чувственного познания. Мы воспринимаем, например, яблоко, а не сумму цвета, твердости и шарообразной формы. Воспринимая, мы не только выделяем группу ощущений и объединяем их в целостный образ, но и осмысливаем этот образ, понимаем его, привлекая для этого свой прошлый опыт. Поэтому восприятие человека невозможно без деятельности памяти и мышления.
Свойства восприятия
Ощущения и восприятия неразрывно взаимосвязаны, но они имеют и свои отличительные особенности. В результате ощущения человек получает знание об отдельных свойствах, качествах предмета (что-то холодное, яркое, теплое, гладкое, громкое и т.д.). Восприятие же дает человеку целостный образ предмета или явления (автомобиль, телевизор, светлый просторный класс). Поэтому восприятию присущи особые свойства. Наиболее важные среди них - избирательность, предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность и апперцепция.
Избирательность - выделение каких-либо объектов или их частей, находящихся в сенсорном поле (а зоне восприятия). Избирательность восприятия проявляется во внимании. Выделяемый и поэтому более отчетливо отражаемый объект восприятия выступает как «фигура», а остальные объекты - как ее «фон». При прочих равных условиях избирательность восприятия определяется соотношением физических свойств раздражителей, воздействующих на анализатор. В первую очередь выделяются раздражители, обладающие наибольшей интенсивностью, резким отличием от других по тем или иным признакам (по цвету - в зрении). Однако в условиях реальной деятельности решающую роль в избирательности восприятия играет выполняемая человеком задача, установка, готовность воспринимать те или иные предметы определенным образом.
Предметность - отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Без такого отнесения восприятие не может выполнять ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности человека. Мы воспринимаем предметы не по их виду, а в соответствии с тем, как мы их применяем на практике, по их основным свойствам. Предметность восприятия - не врожденное качество. Она формируется у детей благодаря движению и осязанию. Предметность играет большую роль и в дальнейшем формировании самих перцептивных процессов. Когда возникает расхождение между внешним миром и его отражением, субъект вынужден искать новые способы восприятия, обеспечивающие более правильное отражение.
Целостность - восприятие цельного образа предмета. Это свойство восприятия также не является врожденным, о чем свидетельствуют данные, о восприятии людей, которые потеряли зрение в младенчестве, а спустя много времени стали видеть. Сразу после восстановления зрения у них отсутствует целостность и предметность восприятия. Они видят очертания, какие-то пятна разной яркости и величины, т. е. их зрение, функционирует на первых порах на уровне ощущений. Эти люди не в состоянии назвать предметы, которые видят, до тех пор, пока не смогут их ощупать. Целостность проявляется в способности человека при зрительном восприятии дополнять изображение до целостной фигуры, даже если оно состоит из отдельных точек или прерывистых линий.
Структурность - восприятие во многом не отвечает нашим мгновенным ощущениям, т. е. не является простой их суммой. Фактически мы воспринимаем отвлеченную от непосредственных ощущений структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Слушая какую-либо мелодию, человек на уровне ощущений слышит последовательность звуков различной частоты, интенсивности и продолжительности. Только благодаря тому, что при восприятии у него сохраняется информация об уже прозвучавших звуках, появляется возможность оценить не просто последовательность различных звуков, а целостную мелодию. Этот процесс восприятия структуры музыкального отрывка требует определенного времени. Очевидно, что самый последний из услышанных звуков в отдельности не может быть основой восприятия мелодии или ритма - воспринимающая система должна иметь информацию обо всей структуре мелодии с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов.
Константность - способность перцептивной системы компенсировать измерения облика предметов из-за многообразия условий их появления и положения. Перцептивная система - совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия. Благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п. Константность восприятия не врожденное, а приобретенное свойство. Нарушение константности приводит к полной потере ориентировки в окружающей среде.
Осмысленность - перцептивные образы всегда имеют для воспринимающего определенное смысловое значение. Восприятие сопровождается мысленным называнием, т. е. отнесением воспринимаемого к определенной группе, классу предметов, обобщением его в слове.
Апперцепция - зависимость восприятия от самого воспринимающего субъекта, его опята, знаний, особенностей личности, содержания психический жизни.
Влияние прошлого опыта личности на процесс восприятия исследовалось в опытах с искажающими очками, которые дают перевернутое изображение. Например, незажженная свеча воспринималась перевернутой, но как только ее зажигали, она воспринималась нормально ориентированной по вертикали, т.е. с направленным вверх пламенем.
Восприятие есть активный процесс, в котором поступающая извне информация используется для построения гипотезы относительно того, чтобы это могло быть. Характер этих гипотез определяется содержанием прошлого опыта человека, а их правильность проверяется практической деятельностью.
. Общая характеристика Представления
Представление - наглядный образ предмета или явления (события), возникающий на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий) путем его воспроизведения в памяти или в воображении. В связи с этим различают представления памяти и представления воображения.
Поскольку представления возникают в отсутствие относящихся к ним объектов, они обычно менее ярки и менее детальны, чем восприятия, но в то же время более схематизированы и обобщены: в них отражаются наиболее характерные наглядные особенности, свойственные целому классу сходных объектов. Однако степень обобщенности в представлении может быть разной. В связи с этим различают единичные и общие представления: единичные представления более индивидуальны и конкретны по своей наглядности, чем общие, но и в единичных представлениях содержится известное обобщение, поскольку они являются суммированными образами многих восприятий отдельных объектов. В этом заключается важная познавательная роль представления как переходной ступени от восприятия к абстрактно-логическому мышлению. В то же время представления отличаются от абстрактных понятий своей наглядностью, в них еще не выделены внутренние, скрытые от непосредственного восприятия закономерные связи и отношения, как это имеет место в абстрактных понятиях. Произвольное оперирование представлениями в процессах памяти, воображения и мышления возможно благодаря их регуляции со стороны речевой системы. Вместе с тем посредством языка происходит дальнейшая переработка представления в абстрактные понятия.
Еще во II веке до н.э. величайший мудрец античности Аристотель подметил в процессах памяти закономерное и, позднее получившую название «закон ассоциации». Само слово «ассоциация» означает «присоединение», «связь», «союз». В данном случае имеется в виду связь между психическими явлениями, между представлениями, т.е. образами прошлого. Представления могут связываться на основании трех принципов. Согласно первому, восприятия или представления могут вызывать картины, которые когда-то переживались одновременно с ними или непосредственно вслед за ними (ассоциации по смежности). Так, человек вспоминая улицу, на...
Похожие материалы:
Реферат: Ощущение и восприятиеКонтрольная работа: Познавательные процессы. Ощущение и восприятие
Реферат: Представление о психологическом консультировании, психологической коррекции и психотерапии
Реферат: Восприятие музыки и речи
Реферат: Восприятие и взаимопонимание людей