Реферат: Особенности гипнотерапии посттравматического стрессового расстройства

Столкновение индивида со смертью или с угрожающей жизни ситуацией, подверженность серьезной травме или сексуальному насилию создает объективные предпосылки возникновения посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Посттравматическое стрессовое расстройство у ветеранов войн и других участников военных действий является одним из главных внутренних барьеров на пути их адаптации к мирной жизни.

Дата добавления на сайт: 27 сентября 2024


Скачать работу 'Особенности гипнотерапии посттравматического стрессового расстройства':


Особенности гипнотерапии посттравматического стрессового расстройства
Николаенко С.А.
Сумской государственный педагогический университет
имени А.С. Макаренко

Аннотация
В современной психотерапии на первый план выходят краткосрочные методы терапии. Гипнотерапия является одним из наиболее перспективных направлений краткосрочной психотерапии ПТСР. В статье реализован симптоматический подход к гипнотерапии посттравматического стрессового расстройства. Выявлены адекватные методы гипнотерапии для работы со специфическими группами симптомов в структуре посттравматического стрессового расстройства. Для этого могут быть использованы методы экспозиционной терапии, систематической десенсибилизации, когнитивной гипнотерапии, гипносуггестивной терапии. Ключевые слова: посттравматическое стрессовое расстройство, методы гипнотерапии, экспозиционная гипнотерапия, систематическая десенсибилизация, когнитивные методы, пролонгированный гипнотический сон.

Постановка проблемы
Столкновение индивида со смертью или с угрожающей жизни ситуацией, подверженность серьезной травме или сексуальному насилию создает объективные предпосылки возникновения посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Посттравматическое стрессовое расстройство у ветеранов войн и других участников военных действий является одним из главных внутренних барьеров на пути их адаптации к мирной жизни. Поэтому значение проблематики ПТСР в условиях современной Украины возрастает как в социальном, так и научном аспектах.
Внедрение современных, общепринятых как за рубежом, так и в Украине диагностических критериев ПТСР по ББМ-У - «Диагностическому и статистическому руководству по психическим расстройствам (пятое издание)» [5] - позволяет конкретизировать решение актуальной проблемы по оказанию необходимой психиатрической, психотерапевтической и психологической помощи людям с посттравматическим стрессовым расстройством.
Все современные подходы к лечению ПТСР обязательно включают психотерапию. При этом в психотерапии ПТСР наблюдается растущий запрос на краткосрочные подходы и методы психотерапии. Гипнотерапия является одним из наиболее перспективных направлений краткосрочной психотерапии ПТСР.
Однако при этом не до конца ясно, какие именно конкретные методы гипнотерапии являются наиболее адекватными и эффективными при работе со специфическими группами симптомов в структуре ПТСР (по ББМ-У).
Анализ последних исследований и публикаций
В специальной литературе проведены исследования следующих актуальных проблем гипнотерапии ПТСР: 1) эпидемиологии ПТСР (Г.З. Демченкова, Т.Б. Дмитриева, А.Л. Пушкарев и др.); 2) сравнительной эффективности методов гипнотерапии относительно других методов психотерапии ПТСР (Э. Фоа, Т. Кинг, М. Фридман и др.); 3) механизмов гипнотерапии в лечении ПТСР (У. Драйден, Э. Кардена, Х. Мальдонадо, М. Хип, Д. Шпигель и др.); 4) специфических методов гипнотерапии при работе с конкретными симптомами или группами симптомов ПТСР(А. Алладин, Х. Гибсон, Е. Гордеева, В. Доморац- кий, Д. Каменецкий, А. Пушкарёв, Д. Томас и др.); 5) особенностей методов гипнотерапии ПТСР при работе со взрослыми и детьми (С. Линн, И. Кирш, К. Иоэнну, Д. Хилгард и др.).
Постановка цели
Основная цель статьи - выявить адекватные и эффективные методы гипнотерапии для работы со специфическими группами симптомов в структуре ПТСР (по ББМ-У [5]).
Изложение основного материала исследования
Переходим к выявлению адекватных и эффективных методов гипнотерапии для работы со специфическими группами симптомов в структуре посттравматического стрессового расстройства.
1.В качестве критерия «В» в структуре диагностических критериев ПТСР (по ББМ-У) выступает присутствие одного или более из следующих симптомов вторжения, которые развиваются после действия стрессора: 1) периодически повторяющиеся, непроизвольные, навязчивые и тягостные воспоминания о травматическом событии (событиях); 2) диссоциативные реакции (например, флэшбэки, иллюзии и галлюцинации), в которых индивид ощущает себя так, как будто бы это событие (события) повторяется вновь сейчас (эти реакции могут проявляться на границе сознания настоящей действительности и прошлого опыта, а иногда может наступать и полная потеря сознания настоящей действительности); 3) интенсивные тяжелые переживания, которые были вызваны внешней или внутренней ситуацией, напоминающей о травматических событиях или символизирующей их; 4) физиологическая реактивность в ситуациях, которые внешне или внутренне символизируют аспекты травматического события [5].
В составе указанных выше симптомов вторжения особое место занимают флэшбэки (диссоциативные переживания образов прошлого). Они могут возвращаться в течение многих десятилетий после первоначальной травмы и реактивироваться различными ежедневными стимулами и напряженными событиями. При этом флэшбэки связаны с соматическими расстройствами, тревогой, депрессией, параноидальным мышлением и расстройством сна, а также избеганием ситуаций, которые связанны с их проявлением. Поэтому в гипнотерапии ПТСР именно им нужно уделять самое пристальное внимание.
Переходим к анализу особенностей экспозиционной гипнотерапии при работе с флэшбэками и другими симптомами вторжения. С. Линн и И. Кирш отмечают, что травмирующие события приводят к образованию в памяти структур или «цепочек страха», которые активизируются в ответ на напоминание о травме и ведут к актуализации симптоматики ПТСР. Однако в процессе экспозиционной гипнотерапии флэшбэков и других симптомов вторжения клиент получает уникальную возможность проводить в состоянии транса многократный доступ, «перепросмотр» и переработку данных «цепочек страха» [3, с. 231].
В результате экспозиционной гипнотерапии в «цепочках страха» происходят следующие изменения: 1) многократная повторная экспозиция травматических воспоминаний в состоянии транса и в контексте безопасной окружающей среды приводит к десенсибилизации и адаптивным изменениям в структуре его страха; 2) за счет наблюдения того, как в безопасной и управляемой терапевтической обстановке страхи не только вырастают, но и уменьшаются, порождает у клиента обоснованные позитивные самовнушения и ожидания относительно возможности их эффективной саморегуляции и перспектив депо- тенциализации; 3) повторные экспозиции дают клиенту возможность вносить все новые и новые ресурсы в травматические воспоминания, что позволяет их перерабатывать, изменяя качество собственных эмоциональных реакций в структуре травматических воспоминаний.
В структуре процесса экспозиционной гипнотерапии флэшбэков и других симптомов вторжения различаются следующие этапы: 1) подготовка к экспозиции; 2) введение в экспозицию; поддержка клиента между сеансами введения в повторную экспозицию [3, с. 231-246].
Рассмотрим особенности приемов терапевтической работы на этапе подготовки к экспозиции.
Подготовка клиента к экспозиции в состоянии транса является необходимым этапом потому, что в качестве неприятных побочных продуктов экспозиционной терапии могут появиться симптомы отреагирования, тревоги и паники. Поэтому на подготовительном этапе у клиента предварительно отрабатывается следующий набор приемов управления симптомами возможного отреагирования и аффекта на следующем этапе (экспозиции): 1) расслабление клиента по сигналу с использованием индивидуализированных когнитивных и физических якорей; 2) ресурсные внушения типа: «То было тогда, а это - сейчас»; «Вы выжили и вы живы»; «Вы сделали, что могли»; «С вами все будет в порядке»; «Это чувство пройдет»; и «Вы сильный и хороший» и др.; 3) в процессе экспозиции, при необходимости, пациенты должны быть подготовлены к тому, чтобы представить себе комфортное и безопасное место («личное убежище»), чтобы успокоить себя или пробудить приятные и отвлекающие воспоминания, образы и ощущения в разных сенсорных модальностях; 4) возможна отработка приемов визуализация сцен, связанных с чувствами принятия, любви и заботы о другом человеке, с ощущением собственной нужности и компетентности; 5) в случае флэшбэков, связанных с отдаленными по времени событиями, пациенты могут принести на сеанс недавно отчеканенную монету и использовать дату ее изготовления для заземления своего опыта в настоящем и др.
Рассмотрим основные приемы терапевтической работы на этапе введения в экспозицию после погружения клиента в гипнотическое состояние.
Во-первых, основные правила проведения экспозиции заключаются в следующем:
) прежде чем начать экспозицию, терапевт просит пациента описать событие-адресат с помощью сухих фактов, чтобы проверить его способность описывать то, что произошло, оставаясь относительно спокойным и расслабленным;
) каждая сцена перед экспозицией должна обсуждаться, и пациент должен решить, в каком темпе следует продолжать и какое количество тревоги он готов вынести, что индексируется с помощью шкалы субъективных единиц дискомфорта (СЕД); рекомендуется начинать со сцен умеренной интенсивности, в диапазоне 4-7 баллов по 10-балльной шкале СЕД;
) самогипноз и релаксация должны следовать за каждым экспозиционным испытанием, наряду с обсуждением того, насколько расстраивающей была сцена в баллах (по оценке СЕД), какие темы проявлялись (например, потеря, гнев, страх смерти, вина) и как этот случай может послужить источником информации относительно того, как справляться со страхом;
4) рекомендуется продолжать экспозицию в темпе, который могут выдержать пациенты как физически (в терминах уровня возбуждения), та и эмоционально (в терминах ощущения владения собой и без переполнения чувствами); 5) если оценки СЕД указывают на уровень напряжения выше пяти или шести баллов или пациенты выглядят явно взволнованными после того, как были проведены самогипноз и процедуры релаксации, необходимо специально спросить, хотят ли пациенты продолжать экспозицию или хотят сделать передышку и обсудить оставшуюся у них тревогу.
Во-вторых, основные указания, которые стимулируют переработку симптомов вторжения во время экспозиции в трансе, направлены на актуализацию следующих ресурсов клиентов: 1) чтобы их внутреннее Я наблюдало за событиями с некоторого расстояния или с другой перспективной или мысленной точки зрения; 2) чтобы остановить движение мысленной ленты, заставить ее двигаться в обратную сторону с разных мест, затем быстро вперед и дать сцене другое окончание; 3) чтобы наблюдать за событиями с точки зрения беспристрастного наблюдателя перед вхождением в сцену; 4) чтобы заставить сцену стать более яркой, более тусклой или размытой; 5) чтобы изменить особенности ключевых угрожающих фигур так, чтобы нейтрализовать их угрожающие аспекты; 6) чтобы останавливать и неоднократно запускать ленту «перепросмотра»; 7) чтобы реструктурировать память до тех пор, пока не появятся другие чувства, или активно культивировать их (например, стеническое чувство гнева против астенического чувства страха) во время наблюдения за лентой «перепросмотра»; 8) чтобы двигаться назад-вперед между травматическим инцидентом и памятью о нем, когда пациент почувствовал бы, что достаточно владеет собой, защищен и в безопасности; 9) чтобы «держать» беспокоящие воспоминания между сессиями в «особом месте» своей памяти (архивном ящике, запертом сейфе или в специальном помещении-хранилище).
Рассмотрим особенности некоторых методик терапевтической работы на этапе поддержки клиента между сеансами введения в экспозицию.
Методика «Планируемые периоды негативных флэшбэков». В этой методике заранее планируется время, когда пациенту нужно будет войти в самогипноз, оживить событие за время около 20 минут (отмеченных таймером или будильником) и в конце периода достичь состояния глубокого расслабления и спокойствия. Каждый день следует планировать по два таких периода, при этом второй период должен длиться в два раза меньше, чем первый - не более, чем 5-10 минут. Каждый день, по крайней мере в течение недели, первый, более длительный период нужно уменьшать на две минуты, позволяя пациенту почувствовать, что он управляет своей памятью, которая становится все более и более сжатой и ограниченной за время испытаний.
Методика «Спонтанные периоды позитивных флэшбэков». В рамках данной методики можно сделать постгипнотические внушения, чтобы у пациентов после проведения экспозиции спонтанно возникали позитивные флэшбэки, в которых они очень ярко и подробно вспоминали бы самые лучшие события своей жизни. Такие воспоминания из прошлого убеждают пациентов в том, что они смогут достичь психического равновесия в настоящем и будущем.
Методика «Прогрессия возраста». Гипнотический феномен возрастной прогрессии можно вызвать у большинства пациентов, делая им внушение идти вперед по дороге к восстановлению, к тому времени, когда воспоминания уже переработаны и больше их не мучают. Необходимо инструктировать пациентов замечать все, даже небольшие позитивные изменения в мыслях, чувствах и действиях, которые происходят по дороге, и отмечать то, как они смогли достичь этих изменений. Затем эти ресурсы можно включать в последующие сеансы экспозиции.
Методика «Регрессия возраста». Гипнотический феномен возрастной регрессии облегчает доступ к радостным временам детства и может стать противоядием от отчаяния, в котором пациенты забыли, что когда-то раньше они переживали моменты счастья и удовлетворения, до того как травматическое событие перевернуло их жизнь с ног на голову. Можно также регрессировать то время, когда пациент чувствовал себя сильным, уверенным и находчивым, и при необходимости дать инструкцию на усиление и использование этих чувств в настоящем. Напоминание о более счастливых днях в сочетании с прогрессией возраста ко времени, когда событие «уже успешно переработано», можно использовать для дальнейшей переработки травматических воспоминаний и добиться позитивных терапевтических результатов.
В качестве критерия «С» в структуре диагностических критериев ПТСР (по ББМ-У) выступает постоянное избегание стимулов, которые ассоциируются с травматическим событием (событиями). Данное избегание начинается после возникновения травматической ситуации и подтверждается либо одним, либо двумя признаками: 1) избегание либо попытки избежать неприятных воспоминаний, мыслей, чувств о травматическом событии, либо неприятных воспоминаний, мыслей, чувств, которые тесно ассоциируются с травматическим событием; 2) избегание либо попытки избежать внешних стимулов (людей, мест, разговоров, действий, объектов, ситуаций), которые вызывают тревожные воспоминания, мысли или чувства о травматическим событии либо воспоминания, мысли или чувства, тесно ассоциирующиеся с ним [5].
С нашей точки зрения, в указанных выше симптомах ПТСР зафиксировано следующее: 1) под влиянием травматических событий у индивида в формируется и закрепляется такая разновидность условных рефлексов, в структуре которых различаются, с одной стороны, определенные стимулы (внутренние - воспоминания, мысли, чувства или внешние - люди, места, разговоры, действия, объекты, ситуации), а с другой - определенные негативные психологические реакции, связанные с тревогой (тревожные воспоминания, мысли или чувства о травматическим событии либо воспоминания, мысли или чувства, тесно ассоциирующихся с травматическим событием);
С целью контроля указанных выше условных рефлексов индивид целенаправленно или интуитивно реализует стратегию их избегания. Фактически речь идет о том, что человек старается «обходить стороной» определенные внешние и/ или внутренние стимулы, которые могут пробудить у него тревожные психологические реакции.
Рассмотрим некоторые клинически апробированные методы переработки и трансформации таких условных рефлексов, в структуре которых реакция на тот или иной стимул (внутренний, внешний) выступает в форме негативного психологического переживания, включающего в себя тревогу.
Для начала отметим, что Д. Вольпе определяет невротическое поведение как закрепившуюся привычку неадаптивного поведения, приобретенного в результате научения. При этом тревога определяется автором как один из аспектов реакции в структуре условного рефлекса, а именно - как стойкий ответ автономной нервной системы, приобретенный в процессе классического обусловливания [4, с. 147].
В процессе психотерапии невротической привычки неадаптивного поведения, Д. Вольпе широко использует принцип реципрокного торможения. Сущность последнего заключается в том, чтобы одновременно со стимулом (триггером), который до сих пор запускал негативную психологическую реакцию, вызвать у пациента несовместимую с ней позитивную психологическую реакцию. В результате «сшибки» альтернативных реакций возникает «эффект противообусловливания», когда позитивная психологическая реакция, несовместимая с тревогой, погашает последнюю. При этом, как показал опыт Д. Вольпе, условная связь между первоначальным стимулом (триггером), запускавшим у пациента тревогу, и ответной негативной реакцией тревоги ослабевает.
С нашей точки зрения, в результате успешного применения техники реципрокного торможения к условным рефлексам в структуре ПТСР (по критерию «С») в конечном счете будет терять свою актуальность и стратегия постоянного избегания стимулов, которые ассоциируются у клиента с травматическим событием (событиями). Эти стимулы ему уже не нужно будет избегать потому, что произойдет их переформирование, изменение сигнальной функции, и в качестве реакции они будут вызывать не тревогу, а нейтральные психологические переживания.
Как показала терапевтическая практика Д. Вольпе, самым действенным антагонистом в устранении автономных реакций тревоги в структуре негативного условного рефлекса (невротической привычке неадаптивного поведения) оказалось психическое состояние спокойствия, которое формировалось при погружении клиента в гипнотический транс на основе техники мышечной релаксации. Так, Д. Вольпе писал: «Пациентам, неспособным расслабляться, этот метод не поможет. У тех, кто не может или не хочет быть загипнотизирован, но способен расслабиться, прогресс возможен, хотя, очевидно, более медленный, чем в случае гипноза» [Цит. по 1, с. 57].
Х.Б. Гибсон также отмечал, «что только в том случае, когда мы индуцировали гипноз как тем, что научили пациента полностью расслабляться, так и использованием образов, подходящих ему индивидуально, достигается подлинное и необходимое изменение состояния сознания, исключающее тревогу. Мышечное расслабление является средством введения в гипноз, но не конечной целью» [1, с. 58].
С. Рахман подчеркнул, что благодаря гипнозу поддерживается не столько физическое состояние релаксации, сколько психическое состояние спокойствия клиента, которое и является подлинным психологическим ресурсом в реципрокном торможении тревоги. В частности, он отмечал, что в процессе систематической десенсибилизации тревоги «важна не физическая, а душевная релаксация, насколько спокойно чувствует себя пациент» [1, с. 57].
Одной из наиболее эффективных процедур, в которой реализуется принцип реципрокного торможения при работе с негативными условными рефлексами, стал «метод...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Особенности психологии русской нации

Курсовая работа: Акцентуации характера (понятия, концепции, отличительные особенности, причины, механизмы развития)

Курсовая работа: Психологические особенности агрессивного поведения у людей с нарушением зрения

Учебно-исследовательская работа студента (УИРС): Особенности влияния родителей на успешность детей в школе в младшем школьном возрасте

Курсовая работа: Особенности ценностно-смысловой сферы родителей детей группы риска