Реферат: Психические состояния и адаптация: сущность и значение

Человек - венец творения природы. В настоящий момент численность населения земного шара превышает 6 миллиардов человек. Наверно не осталось кусочка земной поверхности, куда когда-либо не ступала нога человека.

Дата добавления на сайт: 14 сентября 2024


Скачать работу 'Психические состояния и адаптация: сущность и значение':


Содержание
Введение
1. Психические состояния: сущность и классификация
1.1 Представление о психическом состоянии
1.2 Структура состояний
1.3 Различные взгляды на классификацию психических состояний
1.4 Типичные функциональные состояния
1.4 Механизмы психологической защиты
2. Стресс
2.1 Физиологический аспект
2.2 Психологический аспект
3. Адаптация
3.1 Гомеостаз и адаптация
3.2 Уровни адаптации и адаптационный барьер
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложения
Введение
Человек - венец творения природы. В настоящий момент численность населения земного шара превышает 6 миллиардов человек. Наверно не осталось кусочка земной поверхности, куда когда-либо не ступала нога человека. Появившись как вид в тропических широтах, Homo Sapiens приспособился выживать за пределами полярного круга. Если в древности коммуникативные акты осуществлялись в пределах родоплеменной общины, то сейчас человек ежедневно контактирует с десятками, а то и сотнями себе подобных. Все это говорит о том, что человек способен приспосабливаться к изменяющимся условиям как физического, так и психологического характера. Человечество во все времена интересовала эта способность, которая впоследствии была названа феноменом адаптации. Подобно этому, каждый день мы совершаем какие-то действия, стремимся удовлетворить свои потребности и встречаемся с препятствиями в своих стремлениях, находимся в ожидании или предвкушении чего-либо, у нас меняется настроение - это натолкнуло ученых на мысль о наличии психических образований, которые были названы психическими состояниями. Затем, было доказано, что смена психических состояний обязательно влечет за собой физиологические изменения, что послужило поводом для введения понятия, которое будет характеризовать эти изменения в комплексе - функциональные состояния.
Данная работа посвящена рассмотрению и анализу психических состояний и адаптации человека. Проблема возникновения и регуляции этих состояний исключительно важна для динамично развивающегося общества. Безусловно, трудовая деятельность является основным компонентом в жизни человека и от того, насколько хорошо будут изучены механизмы психологической защиты, регуляции психических состояний и оптимальные условия адаптации, будет зависеть успешность этой деятельности, психическое и физическое здоровье человека. Такие явления как адаптация, стресс и функциональные состояния достаточно хорошо изучены, несмотря на неоднозначность их трактовки и классификации, по этой причине каждое их этих явлений заслуживает рассмотрения в отдельной работе. Мы же попробуем выяснить природу возникновения вышеназванных явлений, рассмотреть различные трактовки и классификации, а также установить их взаимозависимость и значимость для человека.
Целью данной работы является рассмотрение психических состояний и феномена адаптации и раскрытие их сущности. Мной была совершена попытка решения следующих задач: изучить основные труды на тему психических, психофизиологических и функциональных состояний, стресса, адаптации и механизмов психологической защиты; найти и установить соответствия и различия по вопросам трактовки и классификации основных тематических понятий. Объектом данной курсовой работы стали психические состояния и адаптация, а предметом их сущность, механизм образования и значение для жизни человека.
1. Психические состояния: сущность и классификация
1.1 Представление о психическом состоянии
Современными психологами все больше времени уделяется проблеме изучения психических состояний. Психическое состояние - конкретная структурная организация всех имеющихся у человека психических компонентов, обусловленная данной ситуацией и предвидением результатов действий, их оценкой с позиций личностных ориентаций и установок, целей и мотивов всей деятельности. Многие авторы пытались дать научное определение понятия "психическое состояние" и разработать универсальную классификацию данных состояний. Н.Д. Левитов считает, что психическое состояние - целостная характеристика психической деятельности в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния.
Другими словами, Левитов говорит о том, что любое психическое состояние является нечто целостным, своего рода синдромом. Любое состояние должно рассматриваться не только в рамках волевых процессов, без учета познавательных, эмоциональных и других элементов, причем это рассмотрение должно быть комплексным, а не дифференцированным анализом целостной структуры. Существенным замечанием для психического состояния будет являться и то, что оно на определенный промежуток времени характеризует психическую деятельность, а характеристика всегда подчеркивает своеобразные и типичные черты. Психические состояния многомерны, они выступают и как система организации психических процессов, всей деятельности человека в каждый конкретный момент времени, и как отношения человека. В них всегда представлена оценка ситуации и потребности человека. Также правомерно представление о состоянии как о фоне, на котором протекает психическая и практическая деятельность человека.
Психические состояния, по мнению Мясищева В.Н., бывают эндогенными и психогенными (реактивными). В возникновении и протекании эндогенных состояний ведущую роль играют факторы организма, социальный же компонент не играет роли. Психогенные состояния возникают и протекают в связи с обстоятельствами, имеющими важное значение для личности: неудачей, потерей репутации, крахом, катастрофой, потерей дорогого лица. Психические состояния имеют сложный состав временных, эмоциональных и других компонентов.
1.2 Структура состояний
Мы выяснили, что психические состояния являются системными явлениями, и прежде, чем дать их классификацию, необходимо выделить основные составляющие данной системы.
Основным фактором психических состояний можно считать актуальную потребность, которая является инициатором для возникновения того или иного психологического состояния. Так если сложившиеся внешние условия позволяют быстро и лёгко удовлетворить потребность, то это способствует возникновению состоянию позитивной окраски (радости, воодушевления, восторга и т.д.), а если вероятность удовлетворения низка или отсутствует, то состояние будет эмоционально негативным. По мнению А.О. Прохорова, изначально многие психологические состояния являются неравновесными, и только после получения недостающей информации или необходимых ресурсов, они приобретают относительно статический характер. Именно в начальный период формирования состояния оно является наиболее эмоционально окрашенным - как субъективная реакция человека, выражающего своё отношение к процессу реализации актуальной потребности. Важную роль в характере нового установившегося состояния играет "блок целеполагания", который определяет как вероятность удовлетворения потребности, так и характер будущих действий. В зависимости от информации, которой владеет человек, формируется психологическая составляющая состояния, включающая в себя, эмоции, ожидания, установки, чувства и "фильтры восприятия". Последний компонент очень важен для определения характера состояния, так как именно через этот своеобразный фильтр человек воспринимает мир и дает ему оценку.
После установки соответствующих "фильтров", объективные характеристики внешнего мира теряют силу своего воздействия на сознание, а главную роль играют установки, убеждения и представления субъекта. Отличным примером является состояние любви или лютой ненависти, когда объект привязанности (ненависти) кажется идеальным и лишённым недостатков, а в состоянии гнева другой человек воспринимается абсолютно негативно, и логические доводы очень мало влияют на эти состояния. При реализации потребности в отношении социального объекта эмоции принято называть чувствами.
Если в эмоциях главную роль играет субъект восприятия, то в чувстве тесно сплетены и субъект и объект, причём при сильных чувствах второй человек может занимать в сознании даже большее место, чем сам индивид (ненависти, любви). После выполнения тех или иных действий с внешними предметами или социальными объектами человек должен придти к какому-то результату.
Этот результат либо позволяет реализовать потребность, вызвавшую данное состояние (и тогда оно сходит на нет), либо результат оказывается отрицательным. Тогда возникает новое состояние - состояние фрустрации, агрессии, раздражения и т.д., в котором человек получает новые ресурсы и возможности, а значит - новые шансы эту удовлетворения потребности. В случае, если результат остаётся отрицательным, включаются механизмы психологической защиты, снижающие уровень напряжённости психических состояний, и уменьшающие вероятность возникновения хронических негативных состояний.
1.3 Различные взгляды на классификацию психических состояний
Проблемы классификации психических состояний заключаются в том, что часто они пересекаются или совпадают друг с другом настолько тесно, что их достаточно сложно разграничить. Состояние напряженности часто появляется на фоне состояний утомления, монотонии, агрессии и ряда других состояний. Тем не менее, существует много вариантов их классификаций. Чаще всего их делят на эмоциональные, познавательные, мотивационные, волевые.
Также предлагаются и другие классы состояний: функциональные, психофизиологические, астенические, пограничные, кризисные, гипнотические и другие состояния. Н.Д. Левитов попытался классифицировать психические состояния, но отметил условность такой классификации. По его мнению, психические состояния можно разделить на следующие классы:
.Личностные и ситуативные. Прежде всего, выражаются индивидуальные свойства человека, во вторых - особенности ситуаций, которые вызывают у человека нехарактерные для него реакции. То обстоятельство, что психические состояния выражают ту или иную черту человека, то есть являются личностными, не мешает определять их как временные характеристики психической деятельности. Если, например, человек склонен к аффектации, аффект все же является временным целостным состоянием, которое имеет время начала и конца.
2.Глубокие и поверхностные состояния, в зависимости от силы их влияния на переживания и поведение человека. Страсть как психическое состояние гораздо глубже настроения.
адаптация стресс психическое состояние
3.Положительно или отрицательно действующие на человека состояния. Такое подразделение очень важно с практической и, в первую очередь, с педагогической точки зрения. Фрустрация может служить примером отрицательного состояния, а вдохновение - примером состояния, положительно влияющего на деятельность человека.
4.Продолжительные и кратковременные состояния. Настроения могут иметь разную продолжительность: от нескольких минут до суток или даже более.
.Состояния более или менее осознанные. Так рассеянность чаще бывает несознательным психическим состоянием, решительность всегда сознательна, утомление может иметь различный уровень осознанности.
Данная классификация достаточно объемна и применима для решения исследовательских задач. В ней учтены основные характеристики состояний, отражающие степень осознания, их знак, длительность и др. Но эта классификация имеет и значительные недостатки, главный из которых заключается в том, что нет четкого разграничения между психическими состояниями и психическими процессами. По этому возможно невольное смешивание отдельных понятий. Левитов считает рассеянность психическим состоянием, но мы имеем существенные основания рассматривать рассеянность в качестве характеристики внимания.
Имея в основе предложенное Левитовым Н.Д. определение, В.А. Ганзен с соавторами попробовал систематизировать состояния. С этой целью были отобраны и проанализированы 187 терминов, определяющих психические состояния человека. При проведении анализа этих терминов учитывалось, что целесообразно различать состояния установившиеся и переходные, так как человек в каждый момент времени пребывает только в одном состоянии, а их смена осуществляется, как правило, в промежуточную, переходную стадию, а также, что психические процессы, состояния и свойства личности разграничиваются по признаку динамичности (первые наиболее динамичны, вторые занимают среднее положение, третьи же наиболее стабильны).
В результате проведенного анализа были отобраны 63 термина, обозначающие состояния человека. Эти термины распределились на две группы:
) состояния, которые характеризуют аффективно-волевую сферу психической деятельности человека;
) состояния сознания и внимания.
Каждая группа имеет общие характеристики, которые отражают наиболее типичные, основные особенности входящих в нее состояний для группы волевых состояний: "напряжение - разрешение"; для группы аффективных состояний: "удовольствие - неудовольствие"; для группы состояний сознания и внимания: "сон - активации".
Е.П. Ильин подходит к рассмотрению проблемы состояний несколько иначе. Он рассматривает состояния, развивающиеся у человека, в процессе его общественно значимой деятельности и затрагивают как психологические, так и физиологические структуры человека. Эти состояния он называет психофизиологическими, чтобы отделить их от элементарных состояний возбуждения и торможения, развивающихся на определенных уровнях регулирования. Ильин предложил следующее определение: психофизиологическое состояние - это целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленная на достижение полезного результата.
Применив это определение, Ильин выделяет особый вид состояний - психофизиологические состояния, которые связаны и с психическими и с физиологическими структурами человека. Это значит, что любое психическое состояние человека оказывается связанным с физиологическими структурами человека и либо оно будет вызвано физиологическими процессами, либо будет способствовать возникновению определенных физиологических процессов. Таким образом, подход Ильина становится привлекательным и удобным при рассмотрении психических состояний в рамках общей проблемы адаптации человека.
Данное Ильиным определение психофизиологического состояния предполагает, что оно - причинно обусловленное явление, реакция не отдельной системы или органа, а личности в целом, с включением в реагирование как физиологических, так и психических уровней (субсистем) управления и регулирования, относящихся к подструктурам и сторонам личности. Таким образом, по мнению Ильина, состояние может быть представлено характеристиками трех уровней реагирования: физиологического, психического и поведенческого.
По мнению автора данной концепции, в любом психофизиологическом состоянии должны быть обязательно представлены все вышеперечисленные уровни, и только по совокупности показателей, отражающих каждый из этих уровней, можно сделать заключение о состоянии, в котором находится человек. Достоверно дифференцировать одно состояние от другого можно только рассмотрев показатели всех уровней так как, например, увеличение частоты пульса или уменьшение времени реакции могут наблюдаться при различных состояниях.
Отличительной чертой позиции Ильина является и то, что если Левитов говорил о недопущении сведения состояний к переживаниям, то Ильин считает, что исключать их из характеристики состояний нельзя. Переживания, по его мнению, занимают важнейшее место в диагностике состояний. Именно переживание чего-то (апатии, страха) позволяет достоверно судить о появившемся у человека психофизиологическом состоянии. Следовательно, психологические особенности личности играют, вероятно, ведущую роль в образовании психофизиологических состояний. Исходя из этого, можно предположить, что механизмы регуляции психических состояний надо искать в самой личности.
Обобщая вышесказанное, психическая составляющая состояний находит отражение в виде переживаний и чувств, а физиологическая - в изменении ряда функций (вегетативных, двигательных и т.д.). Переживания и физиологические изменения неотделимы друг от друга и всегда сопутствуют друг другу. Например, усталость, апатия сопровождаются изменением ряда физиологических функций, так же как и физиологические признаки определенного состояния сопровождаются чувством усталости, апатии.
Подводя итог, в концепции Ильина необходимо выделить несколько основных положений.
состояние человека обусловлено воздействием множества факторов: внешней среды и внутренних условий. К ним относятся структуры психического и физиологического уровня.
субъективная сторона состояний (переживания) играет одну из важнейших ролей в регуляции состояний.
состояние отражает уровень функционирования не только отдельных систем, но и всего организма. Поэтому правомерно говорить не о психических, или психофизиологических состояниях, а именно о функциональных состояниях.
П.К. Анохин тоже имеет свое мнение по поводу классификации состояний. Под уровнем функционирования сложной физиологической системы, обладающей свойством самоконтроля, самоуправления и саморегуляции, понимают относительно стабильную величину специфической реакции, которая обусловлена происхождением раздражителя и свойствами системы. П.К. Анохин считает, что основным звеном любой системы является системообразующий фактор. Этим системообразующим фактором для целостного организма является адаптация. Отталкиваясь от этого, функциональное состояние - это характеристика уровня функционирования систем организма на определенном временном отрезке, отражающая особенности гомеостаза и процесса адаптации. Деятельность механизмов регуляции обеспечивает достижение того или иного уровня функционирования.
Функциональные состояния определяются множеством факторов. Следовательно, состояние человека, которое возникает в каждой конкретной ситуации, всегда уникально. Не смотря на это возможно выделение общих классов состояний:
состояния нормальной жизнедеятельности;
патологические состояния;
пограничные состояния.
Показателями необходимыми для отнесения состояния к определенному классу служат надежность и цена деятельности. Критерий надежности - способность человека выполнять деятельность на заданном уровне точности, своевременности и безотказности, а показатель цены деятельности - это оценка функционального состояния со стороны степени истощения сил организма и в конечном итоге влияния его на здоровье человека.
На основании этих критериев все функциональные состояния возникающие в процессе трудовой деятельности можно разделить на два основных класса - допустимых и недопустимых (разрешенных и запрещенных).
Вопрос об отнесении того или иного функционального состояния к определенному классу необходимо рассматривать в каждом отдельном случае. Потому что недопустимость или допустимость часто зависит от степени выраженности определенного состояния. Например состояние утомления вполне приемлемо, если его степень находится в пределах нормы: отсутствует накопление...

Похожие материалы:

Реферат: Социально-психологическая адаптация к браку. Особенности ее протекания и значение

Контрольная работа: Психические состояния

Курсовая работа: ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ УЗНИКОВ КОНЦЛАГЕРЕЙ

Реферат: Значение серологических реакций при диагностике сифилиса

Реферат: Значение психологии в деятельности сотрудников ГПС МЧС России