Курсовая работа: Расстройства личности в современной психотерапии

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РАССТРОЙСТВАХ ЛИЧНОСТИ
1.1 ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТЬ. НОРМА И ПАТОЛОГИЯ
1.2 ПОНЯТИЕ РАССТРОЙСТВА ЛИЧНОСТИ. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РАССТРОЙСТВАХ ЛИЧНОСТИ
1.3 ПРИЧИНЫ И МЕХАНИЗМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РАССТРОЙСТВ ЛИЧНОСТИ
1.4 КЛАССИФИКАЦИИ РАССТРОЙСТВ ЛИЧНОСТИ. СИМПТОМАТИКА
1.4.1 ПАРАНОИДНОЕ РАССТРОЙСТВО ЛИЧНОСТИ
1.4.2 ШИЗОИДНОЕ РАССТРОЙСТВО ЛИЧНОСТИ
1.4.3 ШИЗОТИПИЧЕСКОЕ РАССТРОЙСТВО ЛИЧНОСТИ
1.4.4 АНТИСОЦИАЛЬНОЕ РАССТРОЙСТВО ЛИЧНОСТИ
1.4.5 ПОГРАНИЧНОЕ РАССТРОЙСТВО ЛИЧНОСТИ
1.4.6 ГИСТРИОННОЕ РАССТРОЙСТВО ЛИЧНОСТИ
1.4.7 НАРЦИССИЧЕСКОЕ РАССТРОЙСТВО ЛИЧНОСТИ
1.4.8 ИЗБЕГАЮЩЕЕ РАССТРОЙСТВО ЛИЧНОСТИ
1.4.9 ЗАВИСИМОЕ РАССТРОЙСТВО ЛИЧНОСТИ
1.4.10 ОБСЕССИВНО-КОМПУЛЬСИВНОЕ РАССТРОЙСТВО ЛИЧНОСТИ
1.4.11 НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА ЛИЧНОСТИ
1.4.11.1 ДЕПРЕССИВНОЕ РАССТРОЙСТВО ЛИЧНОСТИ
1.4.11.2 ПАССИВНО-АГРЕССИВНОЕ РАССТРОЙСТВО ЛИЧНОСТИ (НЕГАТИВИСТСКОЕ РАССТРОЙСТВО ЛИЧНОСТИ)
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ И ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ РАБОТА С РАССТРОЙСТВАМИ ЛИЧНОСТИ
2.1 ДИАГНОСТИКА РАССТРОЙСТВ ЛИЧНОСТИ
2.2 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Дата добавления на сайт: 31 июля 2024


Скачать работу 'Расстройства личности в современной психотерапии':


Курсовая работа
"Расстройства личности в современной психотерапии"
Содержание
Введение
Глава 1. Общие представления о расстройствах личности
1.1 Понятие личность. Норма и патология
1.2 Понятие расстройства личности. Представления о расстройствах личности
1.3 Причины и механизмы возникновения расстройств личности
1.4 Классификации расстройств личности. Симптоматика
1.4.1 Параноидное расстройство личности
1.4.2 Шизоидное расстройство личности
1.4.3 Шизотипическое расстройство личности
1.4.4 Антисоциальное расстройство личности
1.4.5 Пограничное расстройство личности
1.4.6 Гистрионное расстройство личности
1.4.7 Нарциссическое расстройство личности
1.4.8 Избегающее расстройство личности
1.4.9 Зависимое расстройство личности
1.4.10 Обсессивно-компульсивное расстройство личности
1.4.11 Неспецифические расстройства личности
1.4.11.1 Депрессивное расстройство личности
1.4.11.2 Пассивно-агрессивное расстройство личности (Негативистское расстройство личности)
Глава 2. Диагностическая и психотерапевтическая работа с расстройствами личности
2.1 Диагностика расстройств личности
2.2 Психологическая коррекция
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Расстройства личности являются довольно интересным психологическим феноменом. Порой очень важно знать, почему с тем или иным человеком сложно ужиться, почему он сам не может приспособиться к окружающему миру. Бывает, что мы то и дело встречаем людей, которые на первый взгляд кажутся абсолютно нормальными, такими же как все, но при более подробном рассмотрении оказывается, что они более мнительны, более обидчивы, более самовлюбленны, чем другие. Обычно, о таких людях сложно сказать, что они больны, но и назвать их здоровыми подчас очень тяжело. Поэтому и было введено понятие "расстройства личности", поэтому очень важно понимать, что это такое и как с этим обращаться.
По данным зарубежным авторов на 1999 год приблизительно 5-10% населения Земли характеризуются расстройствами личности [27]. И ведь на самом деле, это не так мало: примерно 300-600 млн. человек. Каждый из них испытывает определенные трудности в адаптации и может причинять определенные неудобства своему окружению, и таким образом проблематика распространения негативных последствий расстройства личности может быть колоссальной. В связи с этим, я считаю, что очень важно иметь представление о том, что такое расстройства личности, и знать, какие же существуют основания для их диагностики и методы коррекции.
Таким, образом, задачи, которые я хочу решить в данной работе, следующие:
рассмотреть общие представления о расстройстве личности: происхождение понятия, причины возникновения и интерпретации;
рассмотреть разнообразие расстройств личности;
ознакомиться с методами диагностики личностных расстройств и методами их коррекции.
Глава 1. Общие представления о расстройствах личности
1.1 Понятие личность. Норма и патология
Чтобы понять, что такое расстройства личности, понять их симптоматику и в целом охарактеризовать патологию, для начала нужно ознакомиться с самим понятием нормы и личности.
Что же назвать личностью как таковой? На этот вопрос сложно ответить однозначно, так как существует множество подходов к её пониманию. Помимо психологии, личностью интересовались так же философия и социология. В рамках данных направлений научного знания она имела своё, определенное значение. Допустим, в философии личность - это совокупность всех общественных отношений, а в социологии - "устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством деятельности и общения" [2]. Меня же, как психолога, интересует понимание личности именно в психологии, в которой оно также имеет множество вариаций.
Внутри самой психологии также существует огромное количество подходов к личности или так называемых теорий. Каждая из них интерпретирует личность по-своему, что связано с разным пониманием её составляющих и её отношений. Для данной работы будет нецелесообразно подробно рассматривать каждую из них, в связи с чем, я хочу привести лишь одно определение личности, которое, на мой взгляд, отражает наиболее важные для моей работы аспекты: "личность - это те характеристики человека, которые отвечают за согласованные проявления его чувств, мышления и поведения" [24].
Проблема нормы и патологии в психологии всегда была поставлена остро. Если в отношении других наук, эти понятия более или менее разграничены, то в психологии четкого разделения нет. В нашем случае понятие нормы "как бы повисает в воздухе". Оно не имеет своей, постоянной позиции: норма либо - здоровье, либо - соответствие большинству, либо - хорошая адаптивная способность и т.п. Синтез данных позиций, к сожалению, тоже не помогает решению проблемы. Часто критерием нормы выступают оптимальные условия психического развития, что тоже нельзя назвать неоспоримым, либо совокупность других норм человека (допустим, биологических или правовых). В связи с этим, зачастую, норму психологии начинают путать с нормами, свойственными другим наукам, другим направлениям человеческой жизни.
Конечно, в проблематике понимания нормальной личности сыграло свою роль и то, что разные исследователи вносят в неё разный смысл. Одни отождествляют личность с индивидом, другие - с характером, третьи - с социальным статусом, четвертые - с родовой сущностью, пятые - с совокупностью различных уровней развития человека [4]. Помимо этого, существуют и разногласия в том, когда же появляется личность: в процессе развития или с рождения. Всё это приводит психологию к тому, что итоговым предметом изучения становится не личность как целостное явление, а отдельные её проявления, отдельные признаки, которые уже сами по себе имеют своё положение на оси нормы и патологии.
Получается, что личность имеет свои отношения, свои особенности. Так, А.Н. Леонтьев писал, что "личность это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в целокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается.
Иначе говоря, личность есть системное и поэтому "сверхчувственное" качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами.
С этой точки зрения проблема личности образует новое психологическое измерение: иное, чем измерение, в котором ведутся исследования тех или иных психических процессов, отдельных свойств и состояний человека; это - исследование его места, позиции в системе, которая есть система общественных связей, общений, которые открываются ему; это - исследование того, что, ради чего и как использует человек врожденное ему и приобретенное им (даже черты темперамента и уж, конечно, приобретенные знания, умения, навыки. мышление)" [21].
Можно сказать, норма и патология личности зависят от того, как эта самая личность, во всей совокупности своих отношений, помогает человеку приобщиться к самому себе, осознать себя. И об "анормальности" личности говорят тогда, когда приобщения человека к себе, к своей сущности нарушено, запутанно или становится довольно сложным [4]. Но помимо отношения личности, человека к самому себе, центральным является и отношение человека к другим и с другими. Можно даже сказать, что именно эти отношения лежат в основе личности, и особенно в основе определения её нормы и патологии.
Необходимо вспомнить и про акцентуации. Впервые это понятие было введено К. Леонгардом, как оценка взаимоотношения человека с миром. Обычно, под акцентуацией понимают ярко выраженные, заостренные черты личности. Если рассматривать положение акцентуаций на континууме "норма-патология", то они будут занимать позицию на границе между противоположностями и характеризовать крайний вариант нормы. В своём проявлении расстройства личности очень близки к акцентуациям.
Как было подмечено выше, при личностных расстройствах нарушения обычно наблюдаются в разных сферах - сознательной, интеллектуальной и т.д. При акцентуациях также может наблюдаться заострение или ослабление выраженности одной из сфер. Тогда становится непонятным, что же их различает. Для устранения вопросов об отделении расстройств личности от акцентуаций Ганнушкин и Кебриянов вводят следующие основные характеристики патологии: относительная устойчивость во времени (акцентуации же со временем могут сменять друг друга), тотальность проявления и социальная дезадаптация. Лишь при соблюдении этих характеристик можно говорить о личностном расстройстве.
1.2 Понятие расстройства личности. Представления о расстройствах личности
Как уже было сказано, существует множество взглядов на проблематику личности. Отсюда следует, что и к вопросу о её патологии тоже нет единого подхода. Однако, говоря о личности, невозможно выделить одну-две явно доминирующих концепции, то в отношении личностных расстройств это сделать проще.
Стоит сказать, что термин "расстройство личности" ("personality disorder”) употребляется только в психологическом русле, хотя изначально данная патология как таковая была введена и описана психиатрами как "психопатия".
"Психопатия - стойкая аномалия личности с дисгармонией эмоционально-волевой сферы и своеобразным, преимущественно аффективным, мышлением" [34]. Психопатии характеризуются тем, что проявляются в детстве или юности и сохраняются на всю жизнь, не претерпевая значительных изменений; они "определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный уклад свой властный отпечаток" [8]. Психопаты всегда очень резко выделяются на фоне своего окружения, где бы они не находились: что в обществе "нормальных", здоровых людей, что в обществе душевно больных. А всё потому, что психопаты находятся на границе между больными и здоровыми личностями, и ведут себя соответственно своему положению.
На первый взгляд в своём проявлении они очень близки к акцентуациям (о чем также говорит и некоторые классификации психопатий, разделяющие их на циклоидные, шизоидные и т.п.), в связи с чем психиатр П.Б. Ганнушкин выделил три основных отличительных черты психопатий: тотальность проявления, относительная стойкость характерологических нарушений и нарушение адаптации [8]. При этом следует подчеркнуть последний признак, так как при нарушении личности именно возможность здорового, адекватного взаимодействия со средой и способность к ней приспосабливаться нарушаются в первую очередь.
Однако не каждую психопатию сейчас можно назвать расстройством личности. Где-то на границе XIX-XX веков произошло разделение характерологического нарушения на два вида: "психопатия" как таковая и "психопатическая конституция". И именно "психопатическая конституция" употреблялась для обозначения людей, характеризующихся подобными формами нарушения личности. И в 1997 году данный термин был выписан из МКБ-10 и заменен на "расстройства личности". При этом между пониманием этих терминов по-прежнему оставалось важное различие: тогда как психопатия считалась врожденным нарушением [8], о происхождении расстройств личности ничего не было известно.
Ну, а что же такое расстройство личности? Согласно "Руководству по диагностике и статистике психических расстройств" (DSM-IV-TR) расстройство личности представляет собой устойчивый паттерн внутренних переживаний индивида и его поведения, которое заметно отклоняется от ожиданий культуры, в которой данный индивид живет, отличаются ригидностью, обширностью распространения и неизменностью во времени, начинаются в юности или подростковом возрасте и приводят к дистрессу или нарушениям [31].
В основном расстройства личности изучает когнитивная психология, однако можно заметить определенные ниточки к её пониманию и в других направлениях. Например, гуманистические психологи видели основу личности в её межперсональных отношениях. Для них человек выступал как активный объект, как "кто-то" определенный, то есть как "носитель каких-то нормативов, каких-то прав и обязанностей" [13]. Таким образом, человек всегда играет роль. И именно через её разыгрывание происходит развитие психики человека. На основе таких рассуждений была построена "теория ролей". Её представители так же считали, что роль не всегда является реальной. Она может существовать так же и в вербальном плане, в плане воображения. То есть человек, может представлять себя в определенной позиции по отношению к миру, представлять в себе качества, не присущие себе настоящему. И уже в этом просматривается определенная связь с психическими расстройствами. Часто бывает, что человек, не имея возможности справиться с той или иной задачей и, как следствие, со своей ролью, представляет себе, что в воображаемом плане он с данной задачей справляется, и все его дальнейшие реальные действия будут уже зависеть от его воображаемой роли, которая постепенно и будет становиться для него реальной. Правда, в таком случае возникает диссонанс между реальностью и ролью человека, его ощущением самого себя и своей взаимосвязи с миром. Именно в этом я и увидела своеобразную картину расстройств личности у гуманистических психологов - в невозможности и/или нежелании человека выполнять свою истинную роль, в замене истинной роли воображаемой.
Основу же изучения личностных расстройств когнитивистами заложил ещё психоанализ. Главным образом это были описанные Фрейдом случаи Анны О. и человека-крысы. Изначально, Фрейд, конечно же, не диагностировал данные случаи как расстройства личности, однако сейчас, на основе диагностических критериев, описанных в DSM, подобные нарушения таковыми можно назвать. Именно в DSM-I 1952 года было дано основное описание личностных расстройств, которое позже было переписано и дополнено в новых версиях Руководства [3].
Изначально когнитивные психологи в своей работе ориентировались на эго-психологию Адлера, Хорни, Салливана и Франкла. Их работы в основном были направлены на интроспективное наблюдение и изменение личности пациента. Позже, на основе этих работ, Бек и Эллис начали включать в работу с пациентами когнитивно-бихевиоральные методики, постоянно указывая на воздействие данных методов и на структуру симптома и на поведенческие "схемы". То есть, таким образом, они указывали на то, что когнитивная психотерапия не просто устраняет внешние признаки личностных расстройств, но и влияет на глубинные причины их возникновения.
Именно изменение глубинных проблем личности и является основной целью при лечении расстройств личности, считают когнитивисты. По их мнению, эти проблемы являются относительно осознаваемым явлением и при определенных условиях могут стать ещё более доступными для человека. И если теоретики чисто бихевиорального подхода считали, что причина нарушений личности лечит в нарушении мотивации, то когнитивисты смотрели глубже: "Основная посылка когнитивной модели психотерапии заключается в том, что главным источником дисфункциональных эмоций и поведения у взрослых являются ошибки атрибуции, а не отклонения в мотивации или реакциях" писали Бек и Фримен [3]. Так, Беком была разработана концепция "схемы" личностных расстройств, в которой деятельность психотерапевта направлена на работу именно со схемами: на их выделение из поведения, оценку и изменение.
На данный момент, когнитивно-поведенческий подход к личностным расстройствам является доминирующим, однако исследований с зарегистрированным результатом всё ещё остается мало.
1.3 Причины и механизмы возникновения расстройств личности
Говоря о причинах и предпосылках развития психических расстройств, важно вспомнить, что на протяжении всей истории психологии выдвигалось множестве гипотез. Одни из них поддерживали идею того, что все нарушения психики являются исключительно биологически заложенными характеристиками, другие же видели их причину в развитии и воспитании индивида. На данный момент большинство представителей научного мира придерживаются того, что и биологический и социальный фактор имеют большое значение в развитии нарушений психики, в том числе и расстройств личности.
Бек и Фримен в своей книге "Когнитивная психотерапия расстройств личности" пишут о том, что вероятными причинами развития личностных расстройств являются своеобразные гипертрофированные и неуместные для жизнедеятельности современного человека формы генетически заложенных стратегий поведения. Такие естественные для человека адаптивные формы, как, допустим, избегание опасности, оборонительное поведение, присутствуют в каждом из нас. При определенных жизненных обстоятельствах, они активизируются, но мы можем контролировать их реализацию. Однако, при расстройствах личности такой контроль невозможен.
При реализации поведенческой стратегии у людей с расстройствами личности возникают определенные нарушения в эмоциональной и когнитивной сферах. Все мы прекрасно знаем, что каждый человек уникален: то есть он обладает изначальным определенным набором, комбинацией психологических характеристик, черт. В зависимости от того, какая из этих характеристик доминирует, и будет зависеть то, к какой акцентуации или к какому типу расстройства личности человек наиболее склонен. Однако, если бы всё объяснялось только изначальной предрасположенностью, то каждый из нас имел бы свой диагноз. Однако большое значение в наше развитие вносит детство. Именно в ранний период закладывается фундамент для закрепления дезадаптивных форм поведения [23].
Когда ребенок сталкивается с проблемной ситуацией, то у него автоматически включается соответствующая ей генетически заложенная стратегия поведения. "Паттерн может иметь адаптивное преимущество, только пока частота его проявления ниже определенного критического порога; поэтому его называют частотно-зависимой адаптивной стратегией" [23]. Из этого следует, что если данная ситуация имеет тенденцию к повторению, то происходит своеобразное упражнение в использовании данной стратегии поведения, и если эта стратегия подкрепляется (допустим, приводит к желаемому результату), то со временем она становится для данного индивида естественной и привычной, но при этом дезадаптивной.
Однако не меньшую роль в развитии расстройств личности играет и когнитивная сфера человека. Каждое психическое расстройство несет с собой определенные дисфункциональные убеждения (установки). Они не всегда являются уникальными, но так же входят в основу развития расстройств личности. Беком и Фрименом били выделены ряд дисфункциональных убеждений, каждое из которых соответствует определенному расстройству личности и приводит к активации конкретной стратегии поведения. Ниже приведена таблица, содержащая данные характеристики.
Таблица 1 - Основные убеждения и стратегии, связанные с традиционными расстройствами личности [3]
Расстройство личности Основные убеждения/установки Стратегия (наблюдаемое поведение)
Зависимое Я беспомощен Привязанность
Избегающее Меня могут обидеть Избегание
Пассивно-агрессивное Мои интересы могут задеть Сопротивление
Параноидное Люди - это потенциальные враги Осторожность
Нарциссическое Я особенный Стремление к величию

Похожие материалы:

Курсовая работа: Ценностно-смысловая структура личности современной молодежи

Реферат: Взаимосвязь эмоционального интеллекта и индивидуальных проявлений самоактуализации личности у студентов ВУЗа

Реферат: Изучение психотерапии за рубежом: история, современное состояние

Курсовая работа: Социально-психологические аспекты профессионального самоопределения личности при переходе из среднего звена в высшую школу

Реферат: Эмоциональное состояние личности