Лекция: Социальная и школьная дизадаптация в детско-подростковом возрасте

Понятие, проявления, причины. Многофакторность происхождения социальной и школьной дизадаптации: собственно школьный фактор, семейный фактор, макро- и микросоциальные факторы, соматический фактор. Роль психического фактора в происхождении школьной дизадаптации. Распространенность психической патологии в детско-подростковом возрасте. Значение психиатрических знаний для специалистов, работающих с детьми и подростками.

Дата добавления на сайт: 01 апреля 2024


Скачать работу 'Социальная и школьная дизадаптация в детско-подростковом возрасте':


Лекция I. Социальная и школьная дизадаптация в детско-подростковом возрасте
Понятие, проявления, причины. Многофакторность происхождения социальной и школьной дизадаптации: собственно школьный фактор, семейный фактор, макро- и микросоциальные факторы, соматический фактор. Роль психического фактора в происхождении школьной дизадаптации. Распространенность психической патологии в детско-подростковом возрасте. Значение психиатрических знаний для специалистов, работающих с детьми и подростками.
Клиническая иллюстрация.
Приступая к первой лекции, хотелось бы прежде всего упомянуть некоторые социально-психологические проблемы современного общества, испытывающего потрясения на протяжении последних 15 лет в связи с резким изменением политической и экономической обстановки в России — социально-экономической поляризацией общества, безработицей, нарастанием количества беженцев, лиц без определенного места жительства, увеличением числа отказов от материнства, позорным для нашей страны явлением — социальным сиротством, высокой распространенностью хронических заболеваний, ранним старением, безысходностью, отчаянием, пьянством, наркоманией, семейным неблагополучием. Все это не может не отражаться на физическом, психическом развитии и социальном становлении ребенка и подростка.
Исследования последних лет показывают увеличение среди детей и подростков таких негативных особенностей, как педагогическая запущенность, задержка психического развития, отсутствие желания учиться, снижение настроения, утомляемость, истощаемость, чрезмерная подвижность, нецеленаправленность умственной деятельности, трудности сосредоточения внимания, ранняя алкоголизация, наркотизация и т. д. Несомненно, на формирование таких особенностей непосредственно влияют социальные и биологические факторы, тесно связанные и в основном обусловленные изменяющимися условиями жизни детей и взрослых.
В наших лекциях речь пойдет о наиболее распространенных в детском и подростковом возрасте мягких психических расстройствах, о которых необходимо знать всем детским психологам, воспитателям, учителям в школе, социальным работникам и социальным и коррекционным педагогам, родителям, т. е. всем тем, кто занимается воспитанием ребенка и призван охранять его интересы, осуществлять защиту его прав, заботиться о сохранении его здоровья. Каждый специалист, работающий с ребенком и подростком, так или иначе преследует единственную цель: вырастить ребенка здоровым, способным адаптироваться в жизни, получить профессию, иметь семью и быть в состоянии ее обеспечить, морально и материально помочь близким в старости, — если определить коротко, то речь идет о способности личности играть позитивную социальную роль.
Естественно, возникает вопрос о том, что считать именно позитивной социальной ролью. Ясно, что в различных условиях, в разных культурах, социальных группах, регионах и т. п. конкретное содержание этого понятия может варьировать в широких пределах. Возможно, некоторой унификации этого понятия поможет наше определение позитивной социализации, которую мы рассматриваем как ядерную цель деятельности любого социального института.
Под позитивной социализацией мы понимаем такое положение индивидуума (семьи, группы) в микросоциуме, которое дает ему возможность развития и максимально полной реализации природных познавательных, творческих и духовных задатков с присвоением (интериоризацией) социокультурных ценностей общества в условиях личностной защищенности.
Отсюда, позитивная социальная роль — это деятельность индивидуума (семьи, группы), способствующая его собственной позитивной социализации и одновременно позитивной социализации его микро- и макросоциального окружения.
Основы приспособления молодого человека в социальной жизни (социальной адаптации) во многом определяются условиями его развития в детском и подростковом возрасте, его адаптированностью в детской социальной среде. В связи с этим возникает главная проблема — социальная и школьная дизадаптация ребенка или подростка и главная задача — ее предотвращение (профилактика) или коррекция (исправление).
Под социальной дизадаптацией мы понимаем нарушение взаимодействия индивидуума со средой, которое характеризуется невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям и запросам.
Наиболее часто социальная дизадаптацияв детско-подростковом возрасте проявляется в видедизадаптации школьной, которая может быть определена как «невозможность обучения и адекватного взаимодействия ребенка с окружением в условиях, предъявляемых ему той индивидуальной микросоциальной средой, в которой он существует».
Наиболее часто школьная дизадаптация проявляется в невозможности обучения ребенка/подростка по программе, адекватной его способностям, или в невозможности следовать принятым в школе дисциплинарным нормам.
Школьная дизадаптация учащегося — ребенка или подростка — выступает в основных трех формах: нарушении обучения, нарушении поведения, нарушении контактов и в смешанных видах дизадаптации, включающих сочетание указанных признаков.
Ранними признаками школьной дизадаптации являются: появление неудовлетворительных оценок у детей, прежде хорошо успевавших, удлинение времени, необходимого для приготовления домашних заданий, возникновение потребности в помощи родителей или репетиторов, утрата интереса к учебе, страх перед ситуациями проверки уровня знаний (контрольными работами, зачетами, экзаменами), отказ отвечать у доски, прогулы, отгороженность, антидисциплинарные поступки. Глубокие формы школьной дизадаптации выступают в виде неуспеваемости, второгодничества, «школьной фобии», отказа от посещения школы, дисциплинарных нарушений с озорством, драками, срывом уроков, поведенческих расстройствах с прогулами, побегами, воровством, употреблением алкоголя и наркотических веществ, ранними сексуальными связями, изоляцией, конфликтами с одноклассниками, родителями и педагогами и, наконец, в виде полной невозможности пребывания в стенах обычной школы.
В настоящее время в России, по различным оценкам, до 2,5 млн. детей школьного возраста (более 10% соответствующей популяции) нигде не учатся (на них падает 40% детско-подростковой преступности); по экспертным оценкам, от 2 до 4 млн. детей бродяжничают. Тяжелые формы школьной дизадаптации так или иначе приводят к дизадаптации социальной, крайними формами которой являются низкий образовательный и профессиональный уровень, незанятость молодежи, алкоголизм, наркомания, правонарушения, проституция, сверхраннее материнство с отказом от новорожденного и, соответственно, ростом социального сиротства. При социальной дизадаптации в подростковом возрасте оказывается разрушенным основное условие позитивной социализации — адекватное профессиональное самоопределение с выбором направления профессионального обучения, соответствующего интересам и способностям подростка, целенаправленным приобретением профессиональных знаний и опыта, определением спектра приложения профессиональных навыков.
Социальная дизадаптация детей и подростков представляет собой сложное вторичное социально-личностное явление, возникающее в результате нарушенного взаимодействия личности школьника и среды. К средовым факторам относятся особенности психологического климата в педагогическом коллективе, личностные характеристики учителей, администрации и персонала школы, психогигиенические условия учебного процесса, взаимоотношения в семье, психическое здоровье родителей школьника, межперсональные отношения в среде сверстников и т. п.
Любой из перечисленных факторов может создавать предпосылки для возникновения социальной дизадаптации, но в изолированном виде почти никогда не вызывает социальную дизадаптацию, в происхождении которой участвует, как правило, целый комплекс факторов:
1. Школьный фактор: отсутствие индивидуального подхода к ребенку, неадекватность воспитательных мер, непонимание душевного состояния школьника, несправедливое, грубое, оскорбительное отношение учителя, занижение оценок, отсутствие своевременной помощи даже при обоснованном пропуске занятий, психологическое и физическое, в том числе сексуальное насилие, вымогательство,. По данным специальных исследований, 16% школьников испытывают физическое насилие и 22% школьников подвергаются психологическому насилию со стороны педагогов.
2. Семейный фактор: бедность, неблагоприятные жилищные условия, неполная семья, дисгармоничная семья с тяжелым эмоциональным климатом, низкий интеллектуальный и культурный уровень членов семьи, примитивность их запросов, бездуховность, трудовая незанятость родителей или, напротив, их чрезмерная занятость, алкоголизм, наркомания одного или обоих родителей, правонарушения, хронические, в том числе психические, заболевания в семье, искаженные способы воспитания — отторжение ребенка родителями, заброшенность, запущенность, гипоопека, жестокое, чрезмерно требовательное и холодное отношение родителей или, наоборот, чрезмерная опека, заласкивание, вседозволенность, противоречивость требований и форм поощрения и наказания (при нескольких взрослых, выполняющих в семье функции воспитателя), противоречивость политических взглядов в одной семье; несоответствие высказываемых родителями принципов чести, совести, достоинства их реальным поступкам. По различным данным, не менее 50% детей испытывают физическое, в том числе сексуальное насилие со стороны ближайших родственников.
3. Средовой фактор: влияние групп сверстников, «улицы», легкость свободного от занятий и обязанностей образа жизни, удобство нигилистической и оппозиционной идеологии асоциальной среды, искаженный образ лидера, кумира, доступность алкоголя, наркотиков, легкость заработка, спекуляции, острота новых ощущений и впечатлений, романтический ореол нарушений закона и т. п.
4. Собственно социальный (социально-психологический) фактор: приобретает особое значение в период социально-экономической и политической нестабильности общества. Так, в последние годы отмечается утрата прежних идеалов при отсутствии новых; стремление к обогащению при потере интереса к приобретению специальности и профессионализму; социально-экономическая поляризация общества; появление множества значимых для подростка сверхдорогих соблазнов; безнаказанность спекуляции, воровства, взяточничества и коррупции. Значительную роль в становлении личности играют и средства массовой информации с пропагандой зла, насилия, сексуальной распущенности и т. п. Социальный фактор сам по себе не вызывает дизадаптации подростка, но, участвуя в формировании идеологии и нравственной основы созревающей личности, совершенно отличной от представителей старших поколений, в ряде случаев создает предпосылки для социальной дизадаптации.
5. Соматический (физический) фактор: тяжелые соматические заболевания, в том числе инфекционные, оставляющие после своего завершения длительные состояния астении; хронические соматические заболевания, требующие длительного и частого стационарного лечения; врожденные уродства; нарушения двигательной сферы, зрения, слуха, речи; травмы, вызывающие временные или стойкие повреждения головного мозга, калечащие, вызывающие уродливые изменения внешнего облика и т. п.
6. Психический фактор: инвалидизирующие тяжелые психические заболевания у детей и подростков встречаются относительно редко и не исчерпывают психической патологии, способной вызвать глубокие формы социальной дизадаптации. В преобладающем большинстве случаев психические расстройства, составляющие основу социальной дизадаптации, относятся к разряду пограничных: резидуально-органические поражения центральной нервной системы (ЦНС) с утомляемостью, истощаемостью, снижением целенаправленности, волевой активности, искажением познавательных процессов, дисгармоничностью психического развития, расстройствами концентрации внимания, чрезмерной двигательной активностью; уродливые черты характера возбудимого, неустойчивого, аутистического, истероидного, эпилептоидного или мозаичного круга; невротические реакции и реактивные депрессии, неврозы, невротические развития; задержки психического развития, особенно в сочетании с педагогической запущенностью; легкие и скрытые формы душевных заболеваний (шизофрении, циклотимии), состояния после перенесенных приступов этих заболеваний.
Уже в возрасте до 3 лет 9,6% детей имеют явную психическую патологию1; среди дошкольников лишь у 45% отсутствуют признаки болезненных отклонений в психике; среди школьников распространенность нервно-психических расстройств достигает 70%—80%. У учащихся старших классов (от 14 до 17 лет) депрессивные расстройства выявляются в среднем в 19,5%. Среди детей-бродяг психически здоровыми могут быть признаны не более 6%2, а количество нуждающихся в различных видах психотерапевтической помощи сирот, длительно живущих в детских домах, достигает 100%3. До 80% попадающих в учебно-воспитательные учреждения для девиантных детей (детей с отклоняющимся поведением) требуют срочной психокоррекционной помощи4. При этом только 10% всех нуждающихся в психиатрической помощи детей получают ее в государственной системе охраны психического здоровья. Нетрудно представить, сколько детей и подростков, лишенных возможности получить необходимую помощь, пополняют ряды неуспевающих школьников, отстающих в развитии, бомжей, наркоманов, малолетних преступников, самоубийц.
7. Возрастной фактор. Нельзя не учитывать в общем контексте социальной дизадаптации особенности пубертатного периода, в той или иной мере присущие каждому психически здоровому подростку. Они могут послужить предпосылкой, почвой, порождающей возрастную зону риска.
8. Коррекционно-профилактический фактор, к которому относятся наличие или отсутствие медико-социально-психологической службы в системе образовательных учреждений, способной своевременно диагностировать признаки декомпенсации и предотвратить наступление тяжелых форм социальной дизадаптации у школьников; квалификация специалистов такой службы и уровень междисциплинарного взаимодействия в ней.
Подтверждением многофакторности происхождения социальной дизадаптации у детей и подростков служат результаты психолого-психиатрических исследований, проводимых нами на протяжении последних лет в различных социально-психологических реабилитационных учреждениях для подростков с выраженными формами социальной дизадаптации в сопоставлении с учащимися старших классов общеобразовательного лицея. Причиной приема учеников в школы коррекционно-реабилитационного профиля и социальные центры, предназначенные для детей и подростков с социальной дизадаптацией, являлись неуспеваемость, нарушение поведения, конфликты, неконтактность, отказ от посещения школы. Несостоятельность в учебе и нарушения поведения выступали на фоне многообразной психической патологии, преимущественно пограничного уровня. Ретроспективный анализ показал, что признаки школьной дизадаптации возникали во всех периодах школьного обучения (начиная с первого класса) и достигали максимума в возрасте 12—14 лет. Во всех случаях школьная дизадаптация не являлась внезапной, а нарастала постепенно — в течение 1—5 лет. Всего 3%—6% учащихся с социальной дизадаптацией не обнаруживали психической патологии. В 94%—97% случаев отмечались остаточные явления резидуально-органического поражения ЦНС (с церебрастенией, энцефалопатией, неврозоподобными или гипердинамическими расстройствами, органическим инфантилизмом), психопатия и психопатоподобный синдром различного генеза, реактивные, невротические, эндогенные депрессии (28%—56% у подростков 14—17 лет), пограничная умственная отсталость, невротические реакции, циклотимия, мягкие и латентные (скрытые) формы шизофрении. Около 15% учащихся до поступления в школы коррекционно-реабилитационного профиля и социальные центры находились под наблюдением психиатра, лечились в детской психиатрической больнице, подростковых отделениях психиатрической больницы или в психоневрологическом санатории.
Семьи подростков с выраженной социальной дизадаптацией в основном являлись крайне неблагополучными. В 64% случаев эти семьи были «неполными», чаще всего в связи с разводом, реже — со смертью, лишением прав материнства или отцовства, тюремным заключением одного из родителей; 8% детей были полными сиротами и жили в приемных или опекунских семьях. Более чем в 3/4 «полных» семей отец, мать или оба родителя страдали алкоголизмом или наркоманией, были безразличны к детям или отличались особой жестокостью; в 5% случаев «полные» семьи были многодетными или отличались крайней бедностью; в 20% случаев один из родителей страдал душевным заболеванием и фактически являлся инвалидом. В 90% случаев в школе, из которой был выведен подросток, отсутствовали психолог и социальный педагог или о них ничего не было известно родителям учащегося.
Несмотря на строгий отбор учащихся в лицей-гимназию с углубленным и ускоренным обучением, рассчитанным на детей с высоким уровнем интеллектуального развития, реализация природных способностей у части школьников была затруднена в связи с различными видами пограничной психической патологии, в основном совпадающими с описанными при тяжелых формах дизадаптации у учащихся школ коррекционно-реабилитационного профиля и социальных центров. Основными дизадаптирующими факторами в I—V классах (7—11 лет) являлись гипердинамический синдром, церебрастения, тормозимость и замкнутость; в VI-VIII классах (12—14 лет) — ранние специфические подростковые проявления (оппозиционность, негативизм, мировоззренческие расстройства, стремление к эмансипации и группированию); в IX—XI классах (15—17 лет) — личностные декомпенсации (у психопатических и акцентуированных личностей), различные виды депрессий (до 19% у учащихся старших классов), невротические состояния. В отличие от семей учащихся школ коррекционно-реабилитационного профиля, семьи учащихся лицея-гимназии в преобладающем большинстве случаев являлись социально благополучными, «полными» и обеспеченными. В школе с интенсивными формами обучения речь шла в основном о временных состояниях декомпенсации, характеризующихся некоторым падением успеваемости, прогулами и изменением поведения; почти не отмечалось глубоких форм школьной дизадаптации, требующих специальных методов коррекции. Это обстоятельство, по-видимому, обусловлено не столько высоким интеллектом и целенаправленностью учащихся, сколько индивидуальным педагогическим подходом и профилактической работой медико-психологической службы (с присутствием в ее составе электрофизиологов, нейропсихолога и врачей-психиатров).
Проведенное исследование еще раз подтвердило, что школьная дизадаптация развивается благодаря сочетанию многих факторов, ведущими из которых являются психический и семейный, особенно при отсутствии индивидуального учебно-воспитательного подхода к каждому школьнику и школьной медико-психологической службы, направленной на выявление среди учащихся групп повышенного риска и на...

Похожие материалы:

Реферат: Развитие самооценки в подростковом возрасте

Реферат: Психология интернет-зависимости в подростковом возрасте

Статья: Проблема конфликта в подростковом возрасте

Реферат: Проблемы суицида и суицидального поведения в подростковом возрасте

Курсовая работа: Тревожность в подростковом возрасте