Курсовая работа: Специфика восприятия зрительных образов у людей с различной латерализацией головного мозга

Зрительное восприятие - это процесс психофизиологической обработки изображения объектов окружающего мира, который осуществляется зрительной системой и позволяет получать представление о величине, форме и цвете предметов, их взаимном расположении, расстоянии между ними. В конце 50-х годов В.Г. Степанов дал описание представления о детализирующем и угадывающем способах восприятия, они полностью совпадают с представлениями о лево- и правополушарных стратегиях переработки информации.

Дата добавления на сайт: 02 августа 2024


Скачать работу 'Специфика восприятия зрительных образов у людей с различной латерализацией головного мозга':


Курсовая работа
Специфика восприятия зрительных образов у людей с различной латерализацией головного мозга
Введение
мозг ассиметрия моторный сенсорный
Зрительное восприятие - это процесс психофизиологической обработки изображения объектов окружающего мира, который осуществляется зрительной системой и позволяет получать представление о величине, форме и цвете предметов, их взаимном расположении, расстоянии между ними. В конце 50-х годов В.Г. Степанов дал описание представления о детализирующем и угадывающем способах восприятия, они полностью совпадают с представлениями о лево- и правополушарных стратегиях переработки информации. Статистически выявлено, что индивиды с левополушарной специализацией преобладают в Западной цивилизации, а индивиды с правополушарной специализацией - в Восточной цивилизации. Психологи и педагоги уделяют большое внимание проблеме обучения левшей в школе. Учитель, стремясь выработать у детей-левшей навыки быстрого письма, ускоряет их. Когда дети-левши торопятся, они перестают контролировать свои действия. В связи с этим они начинают хуже писать, допускают ошибки, которые могут быть поняты учителем и родителями как проявление невнимательности. Зная особенности зрительного восприятия детей-левшей, мы можем создать благоприятные условия и повысить эффективность их обучения.
Объект исследования: зрительное восприятие.
Предмет исследования: специфика восприятия зрительных образов у людей с различной латерализацией головного мозга.
Цель исследования: сравнить специфику восприятия зрительных образов у людей с различной латерализацией головного мозга.
Задачи:
1.Провести анализ научной литературы по проблеме исследования.
.Провести эмпирическое исследование зрительного восприятия.
.Интерпретировать полученные результаты и сформулировать выводы.
Гипотеза исследования: индивиды с левополушарной и правополушарной латерализацией головного мозга имеют различия в восприятии зрительных образов.
Методы исследования:.Организационные..Эмпирические (цветовые пятна)..Статистическая обработка данных (критерий углового изображения Фишера)..Интерпретационные.
1. Межполушарная асимметрия и межполушарное взаимодействие
1.1Проблема межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия
В настоящее время самой актуальной проблемой в области естествознания является проблема взаимодействия полушарий и межполушарная асимметрия. Несмотря на то, что историю этой проблемы изучают достаточно длительный промежуток времени, уже выпущено большое количество различных публикаций по совершенно разносторонним ее аспектам (биологическим, клиническим, морфологическим, лингвистическим, экспериментально-психологическим и др.), по-прежнему нет законченной теории, которая могла бы объяснить действие как генетических, так и социокультурных факторов в формировании межполушарной асимметрии. Принцип латерализации высших психических функций выполняет решающую роль в организации коры больших полушарий мозга человека. При изучении функциональной асимметрии мозга были получены результаты, которые по-максимуму приближают нас к тому, чтобы понять, какие значения говорят нам об организации деятельности головного мозга в пространственно-временных аспектах. В современной науке межполушарная функциональная асимметрия мозга понимается как различный характер обработки предъявляемой информации правым и левым полушариями головного мозга человека с последующим обменом информации, которая находится в рамках единого мозга. Научно доказано, что правое полушарие выполняет свои функции в настоящем времени и опирается на прошлое, а левое полушарие функционирует в настоящем времени и обращено в будущее, оно значимо для абстрактного мышления, а правое полушарие участвует в формировании чувственных образов и конкретного, образного мышления [11]. Стоит отметить, что в процессе онтогенетического развития правое полушарие производит переработку сигналов об ощущениях, которые поступают к нему из органов чувств. При помощи ведущих механизмов правого полушария мозга чувственная информация осуществляет непрерывную коррелирующую связь с реальным пространственно-временным, физико-химическим континуумом. Исходя из этого, можно предположить, что функция правого полушария связана не только с оперированием образами, но и с ориентацией в пространстве, с различением музыкальных тонов, мелодий и невербальных звуков, с умением распознавать сложные объекты, которые продуцируют сновидения. Оба полушария (и правое, и левое) способны к восприятию слов, отражению образов и их переработке (хотя возможности правого полушария в отношении экспрессивной речи минимальны), но в то же время эти процессы протекают в них по-разному, т.к. каждое полушарие вносит специфические изменения в данные процессы. Операции, происходящие на структурах левого и правого полушария, изменяют также лексико-семантическую организацию нашей речи. При оказании воздействия на структуры левого полушария увеличивается число синтагматических реакций, а при воздействии на структуры правого полушария увеличивается число парадигматических реакций. Первый вид реакции связан с ведущим значением левого полушария в развертывании и обработке последовательных кодов (сукцессивность), а второй вид - с функцией правого полушария в структурировании и формировании целостных единиц деятельности и восприятия (симультанность) [10].Существуют индивидуальные различия в пространственном мышлении, которые обнаружены в процессуальных характеристиках восприятия пространственных свойств и отношений. Охват воспринимаемого объекта или его изображения может быть аналитическим (постепенный, с выделением отдельных частей) или синтетическим (целостный, недифференцированный), что выражается в количественных (сукцессивность - симультанность) и в качественных показателях (фрагментарность - целостность) [9].
Теория межполушарной асимметрии мозга развивалась в несколько этапов. Изначально многие ученые считали, что левое полушарие полностью доминантно по отношению к речи, мануальным функциям и другим высшим психическим процессам. Правое полушарие занимало второстепенную, подчиненную роль в реализации всех психических процессов. Чувственно-образное мышление, которое возникает в правом полушарии и является симультанным (одновременным), представляет собой устойчивое и синтетическое образование, потому как создает возможность одномоментного «схватывания» многочисленных свойств объекта в их связи друг с другом и во взаимодействии со свойствами других объектов, что обеспечивает целостность восприятия. Благодаря такому взаимодействию образов сразу в нескольких смысловых плоскостях, они приобретают свойство многозначности, которая, с одной стороны, лежит в основе абстрактного познания, а с другой - затрудняет выражение связей между предметами и явлениями в логически упорядоченной форме. Концепция доминантности левого полушария основывалась на положении об абсолютной противоположности функций левого и правого полушарий мозга сама доминантность понималась, как исключительная роль левого полушария обеспечивать речь и другие высшие психические функции, которые с ней связаны [14, стр. 85]. Как было показано позднее: существует парциальная доминантность левого полушария; выяснилось, что люди, у которых доминантным по функциям речи является левое полушарие, могут проявлять признаки доминантности правого полушария по другим показателям. Концепция абсолютной доминантности левого полушария стала сменяться концепцией об относительной доминантности левого полушария (у правшей) по отношению к речевым функциям и опосредованным речью психическим процессам. Значительная часть людей, считающих себя правшами, на самом деле, должна быть отнесена к ним лишь частично. В науке возникли новые проблемы, подлежавшие исследованию, там, где многое представлялось ранее вполне ясным. Исследование функциональной роли обоих полушарий в осуществлении сложных форм психической деятельности имело более глубокое теоретическое значение. Факты, полученные за последние годы, свидетельствуют о том, что мы должны отказаться от упрощенных представлений, согласно которым одни (речевые) процессы осуществляются только левым (у правшей) полушарием, в то время как другие (неречевые) - только правым полушарием. Факты также показали, что в речевых процессах есть уровни организации, для осуществления которых участие правого полушария представляется необходимым. В процессах зрительного восприятия можно выделить такие уровни организации, которые не могут быть обеспечены участием одного лишь правого полушария. В настоящее время установлены несколько основных положений, которые касаются межполушарной асимметрии мозга.
1. Межполушарная асимметрия головного мозга понимается как различное по характеру и неравное по значимости участие левого или правого полушарий в осуществлении психических функций. Характер функциональной асимметрии головного мозга имеет не глобальный, а парциальный характер, в различных системах он может быть неодинаков. Как известно, выделяют моторные, сенсорные и «психические» асимметрии, причем каждая из них подразделяется на множество видов[3]. К моторной асимметрии относятся: ручная (мануальная), ножная, оральная, глазодвигательная и др. Мануальная асимметрия является ведущей среди моторных асимметрий; другие виды моторных асимметрий и их связь с мануальной асимметрией в настоящее время изучены недостаточно. К сенсорным формам асимметрии относятся: зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная и др. К «психическим» относятся: асимметрия мозговой организации речевых и других высших психических функций (перцептивных, мнестических, интеллектуальных).
. В нормальной популяции выделяют 8 вариантов межполушарной асимметрии мозга. При оценке только элементарных моторных и сенсорных процессов может быть выделено множество вариантов нормальной функциональной асимметрии больших полушарий. Еще большее разнообразие вариантов асимметрии можно выявить, если учесть особенности всех высших психических функций. Представление о правшах, как об однородной группе населения, неправомерно. Существуют «чистые» правши (с ведущими правой рукой, ухом и глазом) и праворукие (у этих людей при ведущей правой руке ведущими ухом и / или глазом являются левые). Сложными и неоднородными представлены также группы левшей (с ведущей левой рукой) и амбидекстров [4].
. Определенная форма межполушарной асимметрии характеризуется степенью, мерой. Учитывая число количественных показателей, следует говорить о сильной или слабой асимметрии, т.е. моторной или сенсорной. Чтобы точно охарактеризовать степень выраженности той или иной асимметрии, некоторые авторы пользуются коэффициентом асимметрии. Именно поэтому парциальные характеристики асимметрии должны быть дополнены количественными данными [3].
. Межполушарная асимметрия мозга у взрослого человека является продуктом действия биологических и социальных механизмов. Основы функциональной специализации полушарий являются врожденными, однако по мере развития человека механизмы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия усовершенствуются и усложняются. Раньше других проявляется асимметрия биоэлектрических показателей в моторных и сенсорных зонах, затем - в ассоциативных (а именно: в префронтальных и заднетеменно-височных) зонах коры головного мозга.
Таким образом, проблема межполушарной асимметрии мозга в настоящее время разрабатывается с новых теоретических позиций с применением новых методов [14, с. 89]. Новейшие данные в области функциональной асимметрии мозга свидетельствуют о том, что на основе непрерывного нервного процесса функциональной системы мозга происходит информационно-энергетический обмен между полушариями мозга. В результате этого обмена формируется информация, нерасчленимая на необратимую последовательность во времени. Основной чертой нерасчлененной интегральной информации является системная детерминация. Но из того, что в системной детерминации настоящее - это момент встречи прошлого с будущим, не вытекает, что этот момент обладает определенной длительностью, подобно длительности у физических объектов. Лишь понимание времени как протяженности приложимо к интервалу, который характеризует момент времени «теперь», т.е. настоящее. Человек существует во времени, он есть накопленное и преобразованное время, отложившееся в его «пространстве», т.е. телесной организации мозга. При этом информация, возникающая на основе информационно-энергетического обмена между полушариями головного мозга, будучи в конечном итоге предопределенным прошлым, в то же время предопределяет будущее. Именно эта нерасчлененная информация о прошлом, настоящем и будущем, пребывающая во времени «сейчас», позволяет переживать прошлое и будущее как единое. Но это не мешает тому, что индивидуальные особенности человека зависят от того, какое полушарие у него наиболее развито. Так, «художники» - это люди с преобладанием «правополушарного» образного мышления, «мыслители» - люди с преобладанием «левополушарного» понятийного мышления[13]. Существуют представления о том, что левое и правое полушарие отличается по способу переработки информации: дискретный способ в левом полушарии и аналоговый способ в правом. В отношении правого полушария выдвигались и более радикальные представления, в частности, что переработка информации в правом полушарии происходит по голографическому принципу. Представления о парциальном доминировании, выдвинутые на основании размера цитоархитектонических полей или латерализации нейропсихологических функций, кажутся неточными, поскольку речь идет не о том, какая из функций доминирует, а о специализации симметричных участков обоих полушарий для логического или симультанного решения одних и тех же задач. Левое полушарие лучше справляется с задачами, в которых необходимо принять одно логически верное решение - зрительно-пространственного характера, в то время как правое полушарие имеет приоритет в образном решении тех же зрительно-пространственных задач. Оказывается, асимметрия межполушарных отношений связана с функциональными состояниями человека. Например, в состоянии спокойного бодрствования, при стрессе и релаксации асимметрия межполушарных отношений может отличаться количественно или иметь другой знак. Наиболее заметно, количественные характеристики межполушарной асимметрии меняются или даже инвертируются при развитии процессов адаптации, особенно сопровождающихся хроническим стрессом [12]. Современные исследования подтвердили тесную связь между однополушарным представительством речевых центров и доминированием одной из рук. У большинства людей центры речи находятся в левом полушарии. Было установлено, что правополушарное представительство речевых центров у испытуемых линейно изменялось в зависимости от преобладания уровня активности левой руки. Правополушарная локализация варьировала от 4% - у правшей, до 27% - у левшей, у амбидекстров данные показатели составили 15%. Формула расчета вероятного нахождения речевых центров в правом полушарии (P) выглядит таким образом: P=15% - 10*(пр-л/пр+л). Рукость определялась стандартно: (пр-л/пр+л). Эти результаты ясно демонстрируют взаимосвязь ведущей руки и полушарного представительства речевых центров. Структура почерка у истинных и переученных правшей практически не отличается. Наряду с этим, у врождённых правшей более сильно активируются теменная и премоторная ассоциативные области левого полушария, в то время как переученные левши более сильно демонстрировали двустороннюю активацию структур мозга, с преимущественной локализацией очагов в латеральной части премоторной, теменной и височной областях правого полушария. Таким образом, анализ нейрофизиологической организации ФМА выявил по целому ряду электрофизиологических характеристик наличие выраженной корковой асимметрии. Особенности функциональной корковой асимметрии в некоторых случаях определяются влиянием подкорковых модулирующих систем. В данном случае происходит взаимодействие между активностью специализированных нервных центров с модулирующими подкорковыми системами[12].
Таким образом, межполушарная функциональная асимметрия мозга понимается как различный характер обработки предъявляемой информации правым и левым полушариями головного мозга человека с последующим обменом информации, которая находится в рамках единого мозга. Правое полушарие выполняет свои функции в настоящем времени и опирается на прошлое, а левое полушарие функционирует в настоящем времени и обращено в будущее; левое полушарие значимо для абстрактного мышления, а правое - участвует в формировании чувственных образов и конкретного, образного мышления. Характер функциональной асимметрии головного мозга имеет не глобальный, а парциальный характер, в различных системах он может быть неодинаков. Основы функциональной специализации полушарий являются врожденными, однако по мере развития человека механизмы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия усовершенствуются.
1.2Моторная и сенсорная асимметрия
Мoтoрная асиммeтрия - сoвoкупность признaков нeравeнства фyнкций рyк, нoг, пoлoвин тулoвищa и лицa в формирoвании общeго двигатeльного повeдeния и его выразитeльности. Чтoбы опрeдeлить вeдущую конeчность, слeдуeт обрaтить внимaниe на слeдующие признaки:
. Предпoчтeние конeчнoсти при выпoлнeнии дeйствия однoй рукoй либo однoй нoгoй.
. Высoкая эффeктивность пo силe, тoчности и быстрoтe включeния.
. Какая конечность доминирует при совмeстной дeятельности обeих.
Рука - самый полифункциональный орган двигатeльной активности. Функциональныe асимметрии рук довольно многообразны. У прeобладающeго числа насeлeния зeмли правая рука прeвосходит по силe лeвую руку. Движения ведущей руки управляются и дозируются гораздо слаженнее. Как правило, движения ведущей руки точнее отражают эмоциoнальныe и личнoстныe oсoбeннoсти чeлoвeкa, отличаются большей степенью автоматизации. Правши используют левую руку в качестве второстепенной руки. Левая рука более вынослива к статическим усилиям, является опорой во время выполнения разнообразных операций, в то время как, правая рука является активным исполнителем. Моторика правой руки осуществляется чаще всего по механизму центральных команд, больше подчинена сознательному управлению, которое включает высшие отделы коры больших полушарий. Двигательные навыки правой руки формируются быстрее, легче автоматизируются. В обычных условиях не ведущая левая рука существенно отстает от ведущей правой по своим кooрдинaциoнным вoзмoжнoстям. Однако в экстремальных ситуациях, при выполнении сложных программ деятельности, когда создаются необычные трудности для программного управления действиями правой руки, эффективность левой оказывается намного выше. Обнаружено, что мышцы неведущей левой руки содержат больше быстрых мышечных волокон, они характеризуются лучшими взрывными сократительными свойствами, больше подвержены утомлению. Симметрия и асимметрия рук может изменяться под действием длительного практического опыта человека [7].

Похожие материалы:

Статья: Серое и белое вещество головного мозга

История болезни: ИБС. Стенокардия напряжения ФК-III. Постинфарктный кардиосклероз. Атеросклероз аорты, сосудов головного мозга. НК-2 Б. Мерцательная аритмия

Реферат: Опухоли головного мозга

История болезни: Цереброваскулярная болезнь, инфаркт головного мозга от 6.05.2008, синдром левой средней мозговой артерии

Реферат: ЗАКРЫТЫЕ ТРАВМЫ ГОЛОВНОГО И СПИННОГО МОЗГА