Реферат: В мире сновидений

Сновидения - это отдельный мир. Сновидение - это не рассказ, не повесть, не кинофильм и не пьеса. Это нечто, происходящее в пространстве. Некое появление пространства.

Дата добавления на сайт: 26 мая 2024


Скачать работу 'В мире сновидений':


В мире сновидений
 
Сновидения - это отдельный мир. Сновидение - это не рассказ, не повесть, не кинофильм и не пьеса. Это нечто, происходящее в пространстве. Некое появление пространства.
Древние говорили, что во сне каждый из нас становится творцом, способным создать свой собственный реальный мир.
Толкование сновидений - это тот метод, при помощи которого мы еще и еще раз вступаем в контакт с гением ночного воображения. Мы внимательно изучаем сложный творческий процесс, свершающийся каждую ночь в глубине наших душ. Жизнь наполняется новым содержанием.
Сны снятся каждому человеку. В течение тысячелетий мы пытались доказать, что эти путешествия в ночи тесно связаны с нашей дневной жизнью.
Сновидения существуют в собственном пpостpанственно-вpеменном продолжении. Даже когда наше физическое тело находится с состоянии покоя, мы продолжаем жить активной жизнью, практически неотличимой от жизни дневной.
Мир, в котором мы оказываемся в своих мечтах, практически невозможно отличить от того мира, в котором мы живём.
Во сне нам часто кажется, что нас окружает реальная действительность. Каждую ночь от рождения и до самой смерти мы проводим в нематериальном мире. Каждый отчетливо запомнившийся сон представляет собой еще одно неопровержимое доказательство того, что наша жизнь проходит не только в физической реальности.
Все сны имеют какие-то определённые значения. Можно узнать, как надо работать со сновидениями самостоятельно и в группе, а помогут в этом многочисленные примеры.
Можно познать мир с помощью снов. Сновидение - это одно из наиболее захватывающих чудес жизни.
УПРАЖHЕHИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ
Сновидения как таковое - это субстанция, сотканная из времени и пространства, в которой находимся мы с вами. Мы попадаем в пространство, которое называем "сновидением", сразу же после побуждения (засыпания). В нем мы ощущаем те предметы и явления, которые, проснувшись, называем предметом сновидения. Когда мы видим сны, то считаем, что бодрствуем, точно так же, как и когда бодрствуем на самом деле.
Как можно точнее воспроизвести все, что происходило с нами в мире сновидений, важно запомнить их в виде пространственных структур.
Память существовала задолго до того, как ее стали измерять в килобайтах. Во времена классической античности память рассматривалась, как пространственная реальность, и поэтому для хранения информации, которую необходимо было запомнить, отводили определенное пространство.
Ораторы Древнего Рима учились развивать память, передвигаясь по своеобразной "кладовой" памяти. Такая "кладовая" строилась следующим образом. Прохаживаясь по какому-нибудь пустому зданию, облаченный в длинную тогу оратор пытался сконцентрировать свое внимание на каждой особенности пространства, его окружавшего.
Для этого, сделав первый шаг вправо, первую строчку поместите в том углу, где мрамор немного пожелтел; вторая строчка укладывается на третьем шагу направо; третья - у колонны (той, что отделана мрамором с красными прожилками) на верхней ступеньке лестницы. Таким образом все, что необходимо запомнить, можно расположить в определенных местах здания. А мысленно прогуливаясь по этому зданию - развить в себе как раз такую способность восстанавливать пpостpанственно-объектные отношения.
Это продолжалось до тех пор, пока он не выучивал наизусть расположение каждого закоулка, каждой трещины в доме. После того, как это пространство твердо закреплялось в памяти, его можно было использовать как хранилище для запоминания различных фактов. Например, вам нужно запомнить поэму в 500 строк.
Упражнение 1
Нужно оглянуться вокруг, определиться в пространстве, окружающем , и убедиться, что находитесь в состоянии бодрствования. Когда это понимание проникает в ваше сознание, начинайте исходить из того, что вам в самом деле снится сон.
В мире сновидений, который окружает со всех сторон, как это и происходит ночью. Этот мир полностью реален. Теперь начинайте передвигаться в пространстве, в которое попали. Вы продолжаете осознавать, что передвигаетесь внутри обыкновенного сновидения. При этом не забывайте, что все происходящее вокруг - реальность. Внимательно изучайте каждый объект этого пространства.
Упражнение 2
Упражнение на развитие памяти из книги под названием "Краткий курс сновидений".
Закройте глаза.
Теперь обратитесь к своей памяти и восстановите образ книги, как объект сновидения. Попытайтесь вспомнить, как она вращалась и как выглядела под разными углами зрения.
Упражнение 3
Пространство площадью несколько квадратных метров, по которому вы можете свободно передвигаться, например комнату, в которой стоит несколько предметов. Запомните расположение предметов в ней до мельчайших подробностей.
Затем нужно сесть, закрыть глаза и еще раз мысленно пройдите по комнате и внимательно "посмотрите" на ее содержимое. Если вы будете часто повторять это упражнение, то в дальнейшем сможете выполнять его без труда.
Некоторые предметы легче запоминаются, если предварительно потрогать их руками или понюхать.
Упражнение 4
Закройте глаза и на минуту сосредоточьте внимание на своем дыхании. Почувствуйте, как воздух наполняет легкие и какие оттенки ощущений испытывает при этом ваше тело.
Начинайте с ощущений в ногах, мысленно передвигайтесь вверх. Не спешите.
Затем представьте себе тот дом, в который вы хотите мысленно войти. Посмотрите на его фасад или на любое другое место, где расположен вход. Смотрите внимательно.
Обращайте внимание на все детали. Есть ли там окна? Какого цвета дерево, кирпич или другие строительные материалы, из которых он сделан? Обращайте внимание на мельчайшие детали. Затем повернитесь ко входу спиной и оглядитесь вокруг. Что вы видите?
После этого начинайте медленно поворачиваться обратно, пока опять не окажетесь лицом к входу. Если там есть дверь, то какая - высокая? низкая? какого цвета? Где расположены дверная ручка и звонок?
Внимательно смотрите по сторонам, вверх, вниз, перед собой, вправо, влево, оглянитесь назад. Увидев интересный предмет, подойдите к нему и осмотрите.
Внимательно все осмотрев, медленно идите к тому месту в доме, где стоит ваша кровать. Медленно, еще медленнее. Умение замедлять движения - один из труднейших моментов в искусстве восприятия зыбких образов сновидений.
После этого не спеша встаньте и медленно подойдите к двери, через которую вошли. Посмотрите вокруг. Изменилось ли что-нибудь, пока вы были в доме? Теперь откройте дверь (если она была закрыта) и выйдите наружу. Остановитесь спиной к дому и медленно проснитесь там, где вы сидите, читая эту книгу. Внимательно следите за переходом сознания от фазы сновидения к фазе пробуждения.
Записать сновидения на бумаге - это очень важно. Упражнения связаны с записыванием снов. Ведь только подумайте: как часто мы видим сны, которые, кажется, ничто не способно стереть из памяти!
Люди, которые говорят, что никогда не видят снов. Это неправильное утверждение. Им следовало бы говорить, что своих снов они не запоминают. Лабораторными исследованиями установлено, что у каждого из нас бывает в течение ночи около пяти периодов, когда нам снятся сны.
Во время сновидения происходит быстрое движение глазных яблок за закрытыми веками. Эта фаза сна называется фазой быстрых сновидений. В связи с тем, что в течение ночи у каждого таких фаз бывает около пяти, все сны запомнить практически невозможно. Кроме того, переход сознания от фазы сновидений к фазе бодрствования сопровождается стиранием образов сновидения.
Поэтому задача заключается в том, чтобы поймать сон до того, как он исчезнет навсегда. Но вот проходит несколько минут, а иногда даже секунд, и они бесследно исчезают из нашего сознания.
Делая записи, мы препятствуем такому исчезновению и создаем опору памяти, позволяющую всегда вернуться в тот или иной сон.
Записанный текст - это порой единственное, что остается от сновидения. Как иероглифы на руинах забытой культуры, как надписи на древнем надгробии.
Упражнение 5
Пробуждение должно быть максимально сознательным. Чувствовать этот процесс перехода от сна к бодрствованию. Проснувшись до того, как зазвенел будильник, продолжайте лежать не меняя положения тела и наблюдайте за тем, как сон переходит в явь. Следите за ощущениями просыпающегося тела: есть ли напряжение и где оно, какие ощущения в голове, как дышится и т.п.
Упражнение 6
Внутренние психологические барьеры могут не позволить вам перенести на бумагу текст сна, записанный на магнитофон, и у вас останется лишь пленка с записью нескольких часов бормотанья. Поставьте в пределах досягаемости лампу со слабым светом. Освещения должно хватать как раз настолько, чтобы можно было различить собственный почерк. Можно также поставить магнитофон, который включается голосом. Здесь, однако, могут возникнуть некоторые проблемы, так как между сновидением и его записью будет введена дополнительная ступень
Упражнение 7
Улавливается обрывок ускользающего сновидения. Нужно лежать, не меняя положения тела. Представьте, что вы - застывшая в неподвижности охотничья собака, следящая за добычей. Не нужно сразу же бросаться к блокноту. Сначала просто немного подумайте о том, что вам снилось.
После этого возьмите ручку и запишите в деталях все, что помните из оставшегося в памяти обрывка сна. Полежите еще немного. Пусть ваше сознание соприкоснется с этим образом еще раз.
Часто это приводит к восстановлению какого-нибудь другого образа из того же сновидения. Запишите и его. Часто так можно восстановить весь сон целиком.
Идеальный подход описание образов изнутри, то есть с точки зрения непосредственного участника событий. Проснувшись утром, вспомните свой сон. Сначала запишите последнюю сцену, затем восстановите остальные, двигаясь от конца к началу. Или просто запишите все от начала до конца. Не уделяйте слишком много внимания сюжету, иначе могут утеряться детали образов.
Если ассоциации есть - пройдите от образа к образу, как вы это делали в воображаемом путешествии по дому и попытайтесь записать каждую деталь так, чтобы это было более или менее понятно для вас и для других.
Дело в том, что смысловая нагрузка сновидения часто терятся при записи. Проснувшись посреди ночи, вы чувствуете, что помните весь сон.
Ощущение при этом такое, что в нем было слишком много подробностей и записать их все невозможно. В этом случае сначала запишите наиболее характерные детали, используя для этого несколько коротких описательных слов, которые впоследствии послужат опорой для памяти.
Принимая душ и завтракая, сосредоточьте внимание на том, чтобы тщательно отпечатать сновидение в памяти. Если хотите, можете рассказать его кому-нибудь. Ведь при этом часто вспоминаются детали, которые остались за пределами видения. Даже если ваш слушатель никак его и не комментирует, вы все равно уже смотрите на сон как бы со стороны.
Звуковой рассказ изменяет перспективу восприятия. Запомните сон наизусть, как стихотворение. Когда вы размышляете о нем вслух, сон, подобно цветку, испускающему запахи, начинает генерировать слова. Так вы сохраняете связь со своим сном в течение дня. Всякий раз, оставаясь наедине с собой, на несколько мгновений вернитесь в сон, вспомните каждую его подробность. Перед сном еще раз восстановите сон с начала до конца.
Спокойной ночи.
Старайтесь не отбирать для записи какие-то определенные сны. Наличие внутренних психологических барьеров часто приводит к тому, что с первого взгляда тот или иной сон может показаться незначительным, в то время как после некоторой переработки он способен дать обширный материал для анализа. Некоторые не записывают снов, содержания которых не одобрили бы жены, мужья, родители или просто люди, сующие нос не в свое дело: "У меня всегда такое чувство, что когда меня нет, кто-то так и норовит заглянуть в мой блокнот", говорят они. Так давайте же вместе со Св. Августином возблагодарим высшие силы, которые сняли с нас ответственность за наши сны, и будем со спокойной душой записывать их все.
Никогда не думайте, что тот или иной сон остался в вашей памяти навсегда и записывать его нет надобности. Такой "неизгладимый" сон может быть забыт через пять минут.
Упражнение 8
В практике психоанализа часто случается, что пациенты приходят с таким количеством материала по сновидениям, что мы только им и занимаемся. Иногда это связано с наличием психологических барьеров, при которых материал, имеющий существенное значение, теряется в обилии другой информации.
Рассмотрим проблему, противоположную утверждению "мне никогда не снятся сны": "Мне снится так много снов, что я могу записывать их всю ночь напролет и каждую ночь видеть семь новых".
Обычно тот раздел памяти, который ведает сновидениями, приспосабливается к такому количеству материала, которое может быть переработано дневным сознанием. Если же по какой-то причине этого не происходит, то я не вижу необходимости целый день ходить с покрасневшими глазами, испытывая слабость во всех членах лишь потому, что вы всю ночь записывали сны и не выспались. В таком случае запомните два сна - и хватит. Если приснится больше и среди этих снов будет удивительно яркий и убедительный, занесите в блокнот и его. Другими снами придется пожертвовать.
Если вы будете выполнять описанные выше упражнения, как школьник, которому дали работу на лето, и если всякий раз, не выполнив их полностью, будете бояться получить двойку, это приведет к возникновению различных типов внутренних психологических барьеров. Необходимо всегда отдавать себе отчет, чьими глазами вы смотрите на выполнение этих упражнений - глазами Шерлока Холмса? Мистика? Человека, который занимается самоисцелением? Исследователя?
Работая со сновидениями, человек постоянно наталкивается на психологические барьеры. Часто это приводит к появлению некоторого чувства отвращения к такой работе. Попытайтесь почувствовать такие барьеры как можно глубже. Они могут проявляться в том, что вы начинаете испытывать отвращение, скуку, появится ощущение, что вы занимаетесь тpивиальнейшими пустяками или ставите себя в глупое положение. Не пытайтесь сломать эти барьеры - просто наблюдайте за ними. Не мешайте им. Гораздо важнее не пытаться преодолеть тот или иной психологический барьер, а научиться чувствовать его.
Пример сна(рассказывает писатель):
<<Я нахожусь в каком-то доме, где идет строительство. Веду на поводке бульдога. Он
набрасывается на огромного красивого сенбеpнаpа по кличке Анга. Железные челюсти смыкаются на ее шее. Борьба идет не на жизнь, а на смерть. Вдруг обе собаки исчезают. Я напуган. Когда Анга появляется вновь потрепанная, но невредимая, - я почти счастлив. Бульдог исчез. Потом я оказываюсь на свадьбе у двоюродного брата. Его отец - один из самых амбициозных и властолюбивых людей, которых я когда-либо знал.
Тут машина останавливается на красный свет, и все мое внимание поглощают бостонские водители, каждый из которых норовит меня обогнать.
Удается вернуться к вчерашнему сну лишь в кабинете. До прихода первого пациента остается десять минут. Свистит чайник, завариваю чай. Сижу в своем кресле-качалке, пристально глядя на стоящее напротив кресло для пациентов.
Передо мной - один из них. Это я сам рассказываю свой сон психоаналитику, сидящему напротив. Первое, о чем я подумал, - удивительное сходство моего дяди с бульдогом, обладающим мертвой хваткой, - оба стремятся доминировать над всем и всеми. Я чувствую эту жажду власти с такой силой, что у меня вдруг пересыхает в горле, я до боли стискиваю челюсти. Из груди вырывается рычание. Неожиданно я бросаюсь на Ангу и пытаюсь вцепиться ей в горло. Глаза наливаются кровью. Приступ чудовищной ярости. Как у вампира, присосавшегося к шее жертвы. Кусать, кусать! Убить это животное!
Начинаю искать ассоциативные связи:
Анга... Звучит, как "ангел". Я не знаю никаких Анг. Никогда раньше не видел этой собаки, хотя она и показалась мне знакомой - там, во сне. Анга? Ну да, конечно же! Это было давным-давно. Она пела, как ангел. Ангел? Моя жена... Я зол на нее? Или, может, на мать? Или на дочь? Отвращение к кровосмешению? Несомненно. Но это я знаю уже давно. Тут нет ничего удивительного. Никаких снов для этого не нужно.
Бульдог... Мне рассказывали, что у бульдогов специально вырабатывают особую хватку - никогда не выпускать ничего, во что впиваются их челюсти. Мой первый пациент, который появится на пороге через семь минут, похож на бульдога. Он впивается во все, что попадается на его пути, особенно в женщин. Он стремится доминировать над ними. А я держу этого бульдога на поводке. Или он тащит меня за собой? Ну и неразбериха!
- Так, наверное, пока хватит.
- Нет уж, изволь продолжать, - строго заявляет психоаналитик, одергивая меня, как провинившегося ученика.
Анга, Анга? Ангел! Это единственная ассоциация, которая приходит мне в голову. Поэтому остается только еще раз вспомнить все, что происходило во сне. Я пытаюсь как можно подробнее восстановить все его образы. И вот через несколько мгновений перед глазами опять возникает Анга. Какое чудо! Олицетворение красоты и изящества! Но какой красоты? И кем был Святой Беpнаpд, в честь которого названа эта порода? Надо будет посмотреть сегодня вечевом. Я начинаю думать о собаке-спасателе с аптечкой на шее, выкапывающей из-под снега заблудившихся путников. Заблудившиеся путники? Где я заблудился? Мой ангел-хранитель... Я смотрю на часы. Какая жалость - остается всего пять минут. Хоть бы мой бульдог сегодня опоздал! Но этого не произойдет. Когда по-настоящему хочешь, чтобы кто-нибудь опоздал, человек всегда приходит вовремя.
Чем дольше я смотрю на Ангу, тем красивее она мне кажется. Она как бы светится изнутри. Я ловлю себя на мысли, что уставился на нее, как жаждущий любви подросток. И это на собаку-то - ну что за извращенные мысли. Но Анга не просто какая-то там собака. Теперь она становится для меня неким вдохновляющим началом, полным силы и изящества. Мощным существом женского пола. Мощь, сила, властный... Властолюбивый дядя, доминирующий над всеми в день свадьбы. Два полюса: с одной стороны, прекрасный образ сильного женского начала, несущего исцеление, с другой - мрачный, агрессивный насильник, тянущий меня за собой. Он набрасывается на моего ангела, пытается сломить его. Он мне противен. Он хочет овладеть моим ангелом. Быть может для того, чтобы заработать на нем. Делать деньги из чего угодно вот его девиз. Заставить вдохновение писать книги. Такие, как эта книга - этот строящийся дом. Стать знаменитым, получить власть. Теперь властное рычание бульдога приобретает истерический оттенок.
Слава Богу, Анга возвращается одна. Это значит - с победой. Но я-то знаю, что снов с раз и навсегда установленным началом и концом не бывает, что это многоплановые мотивы, которые, постоянно повторяясь, приобретают все новые оттенки звучания. Борьба между спасающим меня ангелом-хранителем и бульдогом, с его всепожирающей хваткой, еще не закончена. Она является одной из составляющих моей души и приобретает все новые и новые формы. Иногда в этой борьбе я сознательно становлюсь на одну сторону, иногда (также сознательно) - на другую.
Хорошо бы вечером спросить у жены, не бывает ли у нее иногда такого...

Похожие материалы:

Реферат: Каллиграфия и ее место в современном мире

Реферат: Теории сновидений

Курсовая работа: Роль сновидений в жизни человека

Реферат: Множественность Я в современном мире