Реферат: Восприятие и понимание людьми друг друга

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА, ЕГО СТРУКТУРА И ФОРМИРОВАНИЕ
2. МЕХАНИЗМЫ ВОСПРИЯТИЯ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА
3. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Дата добавления на сайт: 11 августа 2024


Скачать работу 'Восприятие и понимание людьми друг друга':


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. образ человека, его структура и формирование
. механизмы восприятия людьми друг друга
. индивидуальные, профессиональные и возрастные особенности межличностного восприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Особенности и результаты взаимодействия между людьми в значительной степени зависят от того, как они воспринимают, понимают, воспроизводят и интерпретируют поведение друг друга, оценивают возможности других участников общения и собственные. Процесс взаимодействия сопровождается взаимопониманием или недоразумением, способностью или неспособностью прогнозировать поведение партнера по общению. Поскольку человек является существом социальным, то и его познавательная деятельность реализуется в социальном контексте.
Исследование закономерностей восприятия людьми друг друга - одна из наиболее актуальных психологических проблем. Психология с момента своего становления как самостоятельной науки всегда держала эту проблему в фокусе своего пристального внимания. Это объясняется не столько теоретическим, сколько практическим значением вопрос. Понимание других людей необходимо каждому, кто хочет общаться, действовать, воспитывать, заниматься управленческой деятельностью.и Ситуации совместной деятельности и общения требуют от участников умения воспринимать, описывать и понимать психологические особенности друг друга. Компетентность и успешность личности в понимании психологических особенностей других людей, партнеров по деятельности - важная способность, которая помогает оптимизировать любую социальную ситуацию, уменьшить вероятность конфликтов.
Проблемы социальной перцепции, восприятия и понимания человека человеком достаточно активно изучались отечественными психологами и, прежде всего, А.А. Бодалевым, Г.М. Андреевой, С.В. Кондратьевой, В.Н. Куницыной, В.А. Панферовым, Л.А. Петровской, А.А. Реаном, В.Л. Ситниковым и др.
Цель данной работы - проанализировать особенности восприятия и понмания людьми друг друга.
1. образ человека, его структура и формирование
восприятие человек понимание социальный
Результаты исследований различных аспектов проблемы формирования образа человека в процессе восприятия людей друг другом хорошо известны в кругу психологов. В отечественной психологии классическими стали исследования А.А. Бодалева.
Психология познания человека человеком характеризуется целым рядом особенностей, которые существенно отличают этот процесс от любого другого познания.
. Познание другого человека является одновременно и отношением к человеку, и межличностными отношениями, в которые вступают лицо, которое познает (перцепиент), и лицо, которое воспринимают и узнают (объект восприятия), в результате чего между ними возникают привязанность или неприязнь, симпатия или антипатия, взаимная заинтересованность или равнодушие, которые влияют на сам процесс познания и его результаты.
. Другое лицо воспринимается с позиции молчаливого предположения о наличии принципиального сходства между перцепиентом и объектом социальной перцепции. Мы не смогли бы понимать других людей, если бы не соотносили их с собой, часто неосознанно, с собственным психологическим характером, мыслями и чувствами.
В.Л. Ситников в своей монографии достаточно четко разводит понятия «восприятие», «представление», «познание», «понимание», «образ». Первые четыре относятся к познавательным процессам и отражают динамику, процессуальность, а понятие «образ» статично и отражает результат познания.
Также при исследовании и описании результатов восприятия, представления, познания, понимания последовательно, обособленно рассматривается каждая из сторон объекта или явления, а образ - это целостный комплекс восприятий, представлений, пониманий, установок. Кроме того, образ совершенно органично допускает единство реального и идеального, достоверного и эфемерного, осознаваемого и интуитивно чувствуемого.
Различие в формировании образов людей и неживого мира рассматривается В.Н. Куницыной. Она называет отличительные черты восприятия человека человеком: это активный процесс, активизирующий и побуждающий к действию; процесс, имеющий, обратную связь, перестраивающий психические процессы и регулирующий поведение человека.
А.А. Бодалев, В.Н. Мясищев, Н.Н. Обозов, П.М. Якобсон и другие ученые показали в своих исследованиях, что образ воспринимаемого человека испытывает сильное воздействие отношений, которые складываются между воспринимаемым и воспринимающим, подвергается воздействию личностных и межличностных переменных. Возникшая модель - образ другой личности несет информационную нагрузку, выполняет регулирующую функцию, помогает выстраивать линию поведения по отношению к воспринимаемому человеку.
Исследование американских психологов Г. Острома, Дж. Приора, Дж. Лингла и Н. Геве говорит об устойчивости образа другого человека в сознании воспринимающего. Это исследование показало, что воспринимающие не производят пересмотра сложившегося у них мнения о личности по мере фиксирования фактов, относящихся к новым проявлениям.
Таким образом, социально-перцептивные образы, как отмечает В.Л. Ситников, - это отражение в сознании человека образов других, людей и самого себя, как члена человеческого сообщества. Они могут отражать как наиболее значимые и существенные характеристики, так и поверхностные, несущественные, ситуативные, а порой и просто случайные.
Во многих отечественных и зарубежных исследованиях установлена связь между полноценностью и сложностью представлений человека о самом себе и многозначностью, дифференцированностью отражений им индивидуальных и личностных особенностей других людей. Так А.А.Реан отмечает, что в настоящее время можно считать доказанным существование связи между уровнем самопознания и познанием личности другого человека.
Следовательно, по мнению В.Л. Ситникова, для понимания содержания образов других людей (Ты - образов) и их роли в организации взаимодействия между людьми и процесса их развития, необходимо проанализировать структуру и сущность Я - концепции.
Формирование социально-перцептивного образа тесно связано с собственным Я-образом человека, являющегося неотъемлемым компонентом его сознания. То есть, Я-образы оказываются достаточно тесно связаны с Ты-образами. При этом актуализация, конкретной системы Я-образов личности, как отмечает В.Л. Ситников, ситуативна и зависит от многих факторов: самочувствия; предшествующих поступков; ожиданий и намерений; от объекта взаимодействия; от отношения человека к себе, окружающим, к ситуации и прочих факторов.
Итак, «каждый социально-перцептивный образ является продуктом как рациональных, сознательных, осознаваемых, так и иррациональных, бессознательных, неосознаваемых усилий человека по восприятию и пониманию себя и другого».
Понятие «образ человека» в последнее время стало достаточно широко применяться не только для обозначения облика человека, но и для отражения его сущностных особенностей, характерных для представителей той или иной культуры, социальной, профессиональной, возрастной или иной группы. В качестве синонимов этого понятия в ряде случаев выступают «модель человека», «парадигма человека».
Так, например, в работах М.М.Бахтина, Д.С.Лихачева, В.Л.Обухова и др. были предприняты попытки проследить эволюцию образов человека на Западе, Востоке и в России.
Понятие «образ человека» не только фиксирует представления о природе человека, но и содержит нормативные элементы, указывая на предназначение, смысл жизни человека, на некие конкретные образцы личности, достойные подражания. Образ человека - это целостная совокупность житейских и научных представлений о человеке, комплекс социальных установок на человека, формирующихся в сознании и актуализирующихся в процессе изучения человека и взаимодействия с ним.
Это достаточно обобщенное понятие может конкретизироваться в более частных понятиях. Так в исследованиях В.Л. Ситникова - это «образ ребенка», «образ друга/недруга», «образ подростка» и др., в исследованиях С.И. Кедич (Гусевой) - «образ ученика», «образ русского», «образ немца», у И.Ю Шилова - «образ мужчины», «образ женщины» и пр..
2. механизмы восприятия людьми друг друга
Одной из главных психологических потребностей человека как социального индивида является потребность в понимании природных явлений, поступков людей, отношений между государствами и др. Вследствие этого проблема понимания становится универсальной, что имеет немаловажное значение практически во всех сферах общественной и личной жизни - в медицине, образовании, науке, культуре и т.д. И все-таки доминирует потребность в понимании человека человеком. Без умения людей понимать друг друга невозможно представить успешность межличностного общения.
Так же эффективность совместной деятельности невозможна без взаимопонимания, которое требует от каждого участника процесса умения преодолевать сложившиеся стереотипы восприятия, мышления, поведения. Учет точек зрения и состояний других людей является важным способом предупреждения и преодоления конфликтов.
Восприятие людьми друг друга в процессе общения, формирование впечатления является исходной предпосылкой их познания. Такое восприятие - гораздо более активный процесс, чем восприятие человеком других объектов мира, поскольку оно особенно активизирует умственные, волевые, эмоциональные процессы, чаще побуждает к действию, осмыслению себя и других, новым знаниям.
Непосредственно этот процесс начинается с отображением внешности. Наблюдатель оценивает внешние признаки и делает умозаключения (иногда бессознательно) о внутренних психологических свойствах партнера по взаимодействию. По одним признакам делается вывод о расовой и национальной принадлежности человека, по другим - о поле, возрасте, социальной принадлежности, уровню культурного развития, еще по другим - о характерологических особенностях, способностях к конкретному делу и пр.
В процессе познания другого человека одновременно происходят эмоциональное оценки его, попытки понять поступки, спрогнозировать его поведение и смоделировать собственную. Это достигается благодаря использованию механизмов идентификации, эмпатии, эгоцентризма, рефлексии, стереотипизации, каузальной атрибуции, эффектов социальной перцепции и др.
. Идентификация. Одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя с ним, что играет важную роль в общении и взаимодействии.
Идентификация (лат. identicus - тождественный) - процесс отождествления (уподобление) себя с другим индивидом или группой, основой которого является эмоциональная связь; приобретение, усвоение ценностей, ролей, моральных качеств другого человека, особенно родителей; копирования субъектом мыслей, чувств, действий другого человека, который является моделью.
Следствием идентификации является интроекция (лат. intro - внутрь) - выделение и отождествление себя с личностью или группой, перенос, заимствования, "впитывание" в себя определенных черт объекта и проекция (лат. projectio - выбрасывание) - приписывание другому своих мыслей и чувств.
Эмпатия. Этот механизм, реализуясь как эмоциональный отклик на проблемы другого, тесно связан с идентификацией. Эмпатия в социально-психологическом контексте основной навыком, который приобретается в процессе социализации и предполагает способность принимать социальные роли и установки других, представлять себя в социальной позиции другого и предвидеть его реакции.
. Эмпатия (греч. empathia - сопереживание, сочувствие) - постижение эмоциональных состояний другого человека; психический процесс, который позволяет понять переживания другого человека (механизм познания) действие индивида, помогает ему по-особому выстроить общение (особый вид внимания к другому человеку), способность проникать в психическое состояние другого человека (характеристика человека, т.е. эмпатийность).
Способность к эмпатии возрастает при приобретении жизненного опыта, а также среди похожих между собой людей. Уровень эмпатии зависит от способности индивида представить, как одно событие может восприниматься разными людьми, признания права на существование различных точек зрения.
Эмпатия проявляется в повседневной жизни, будучи всегда связанной с конкретной ситуацией. При недостаточной реализации возникают нарушения в межличностных отношениях.
Учитывая переживания объекта эмпатии, эмпатические переживания могут быть адекватными и неадекватными: одни люди могут радоваться чужому горю, другие - сочувствовать. Взяв за основу особенности проявления, эмпатию подразделяют на следующие виды:
эмоциональная эмпатия. Основанная на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека;
когнитивная эмпатия. Базируется на интеллектуальных процессах;
предикативная эмпатия. Проявляется как способность человека прогнозировать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях;
эстетическая эмпатия. Чувственное понимание художественного объекта, который является источником эстетического удовольствия.
Важными формами эмпатии является сопереживание - переживание индивидом тех же эмоциональных состояний, чувств, которые испытывает другой, и сочувствие - эмоциональное восприятие проблем другого безотносительно к собственному состоянию и действиям.
. Эгоцентризм. Процесс межличностного познания людьми друг друга осложняется явлением эгоцентризма. Как механизм познавательной деятельности, он заключается в неспособности увидеть и понять познавательную позицию другого человека, неумении оценить факты, события, явления с ее точки зрения.
Эгоцентризм (лат. ego - я и centrum - средоточие) - сосредоточенность индивида только на собственных интересах и переживаниях, что вызывает его неспособность понять другого человека как субъекта взаимодействия и самодостаточную личность.
Учитывая сферу проявления, выделяют такие разновидности эгоцентризма:
познавательный эгоцентризм. Характеризует процессы восприятия и мышления;
моральный эгоцентризм. Неспособность понять причины поступков других людей;
коммуникативный эгоцентризм. Неуважение к смысловым понятиям партнеров по общению.
. Рефлексия. Этот перцептивный механизм реализуется как внутреннее представление человека о мнении тех, с кем он контактирует.
Рефлексия (лат. reflexio - обращение назад, самопознание) - осознание индивидом того, как его воспринимают и оценивают другие индивиды или общности, вид познания, в процессе которого субъект становится объектом своего наблюдения; размышления, анализ собственного психического состояния.
. Стереотипизация. Основу этого важного механизма социальной перцепции образует бессознательное структурирование личности.
Стереотипизация (греч. stereos - твердый и typos - отпечаток) - процесс формирования впечатления о человеке на основе выработанных стереотипов; отнесения социальных объектов или форм взаимодействия к известным или кажущихся известными, явлений, приписывание им знакомых черт с целью ускорения или облегчения межличностного общения.
Совокупность качеств, которые человек приписывает другому человеку, называют оценочными стереотипами. Зачастую формирование устойчивых образов социального объекта (человека, группы, события, явления и т.п.) происходит незаметно для индивида. Возможно, в связи с недостаточной осознанностью стереотипы утверждаются как устойчивые эталоны, властвующие над людьми. Формируются они как следствие недостаточной осведомленности, результат обобщения личностью собственного опыта, дополненного сведениями, полученными из книг, кинофильмов, высказываниями других людей. Стереотип помогает быстро и достаточно надежно упрощать, оформлять в определенные категории и эталоны социальное окружение человека, легче его понимать и прогнозировать.
. Каузальная атрибуция. Исследования каузальной атрибуции помогает познанию механизмов взаимопонимания, процессов интерпретации субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей.
Каузальная (лат. causa - причина) атрибуция (лат. attributio - приписывание) - интерпретация необходимой субъекту информации путем приписывания партнеру по взаимодействию возможных чувств, причин и мотивов поведения.
Часто, не зная или зная недостаточно истинные причины поведения другого индивида, люди начинают приписывать друг другу несвойственные им причины, образцы поведения, общие характеристики. Это явление исследователи назвали фундаментальной ошибкой атрибуции.
Фундаментальная ошибка атрибуции - тенденция переоценки значения личностных черт и установок человека и недооценка роли ситуации в объяснении поведения индивида.
Ввиду того, участником события или его наблюдателем является субъект восприятия, выделяют следующие типы атрибуции:
личностная атрибуция. Причина приписывается лично тому, кто совершает поступок;
объектная атрибуция. Причина приписывается объекту, на который направлено действие;
атрибуция, связанная с обстоятельствами. Причина приписывается обстоятельствам.
3. индивидуальные, профессиональные и возрастные особенности межличностного восприятия
В психологии межличностного познания, зависимость восприятия другого человека от индивидуальных особенностей самого субъекта восприятия, от общего содержания его психической стороны жизни, перцептивного опыта, интересов, чувств и т.д., называют апперцепцией, субъективностью.
Чем богаче опыт человека, тем больше у него знаний, тем больше он увидит в объекте восприятия. Содержание восприятия человека человеком всегда будет определяться поставленными перед ними задачами, а так же мотивами их деятельности и эмоциональными реакциями.
Апперцепция есть результат жизненного опыта индивида, который обеспечивает осмысленное восприятие окружающих объектов и выдвижение различных гипотез об их особенностях. Различают два вида апперцепции:
. Устойчивую (характеризуется устойчивыми особенностями личности: мировоззрением, убеждениями, образованностью и пр.);
. Временную (сказываются ситуативно возникающие психические состояния человека: его эмоции, установки, экспектации и пр.).
Стереотипы являются регуляторами социальных отношений, своеобразным "защитой" (оправданием собственного поведения), удовольствием агрессивных тенденций, способом высвобождения групповой напряженности, им присущи экономия мышления, устойчивость.
Разнообразие особенностей, функций стереотипов является предпосылкой многих их классификаций. По критерию содержания выделяют следующие их виды:
профессиональные стереотипы. Речь идет о персонифицированный образ профессии, то есть обобщенный образ типичного профессионала;
физиогномические стереотипы. Основой является признание взаимосвязи черт внешности и внутренних качеств личности;
этнические стереотипы. Фиксируют взаимоотношения между этническими группами, является частью самосознания и менталитета нации, связанные с национальным характером.
Исследуются общие особенности формирования образа другого человека и понятия...

Похожие материалы:

Реферат: Восприятие и понимание речи

Реферат: Психология общения и методы влияния людей друг на друга. Механизмы социально-психологического воздействия

Курсовая работа: Восприятие и понимание педагога учащимися

Реферат: Восприятие музыки и речи

Контрольная работа: Познавательные процессы. Ощущение и восприятие