Дипломная работа: Адаптация первоклассников к обучению в школе
Способность к адаптации в психологии - это одно из основополагающих качеств человека, включающее все виды врожденной и приобретенной приспособительной деятельности, которые обеспечиваются определенными физиологическими реакциями.
Дата добавления на сайт: 25 августа 2024
Скачать работу 'Адаптация первоклассников к обучению в школе':
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт психологии, социологии и социальных отношений
Кафедра психологии развития и инноваций
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Направление - 030300.62 «Психология»
Адаптация первоклассников к обучению в школе
Васина Гульнара Андреевна
(заочная форма обучения)
Научный руководитель
Кандидат психол. наук, доцент Львова С. В.
Рецензент
Кандидат психол. наук Кожинова О.В.
Зав. кафедрой: Рыжов Б. Н.
Доктор психологических наук, профессор
Москва 2013
Введение
Способность к адаптации в психологии - это одно из основополагающих качеств человека, включающее все виды врожденной и приобретенной приспособительной деятельности, которые обеспечиваются определенными физиологическими реакциями.
Основным условием эффективности адаптации - является способность индивидуума удовлетворять актуальные потребности реализовывать, связанные с ними значимые цели (Е.А.Лисина, В.А.Ананьев, Н.М. Аскарина). При этом одним из показателей адаптированности ребенка к школе в психологии, является такой показатель как успеваемость.С другой стороны, необходимо отметить, что всё больше психологов (Е.С.Маклах, Е.А. Бугрименко, В.А. Недоспасова, Г.А.Цукерман) в своих работах говорят о игровой деятельности. Действительно, игра, являясь ведущей деятельностью всего дошкольного периода развития ребенка, готовит его к принятию новой деятельности - учебной. При этом сама игра в процессе учебной деятельности может выступать как форма или как средство для наилучшего усвоения материала. Из всего выше сказанного, следует, что игровая деятельность влияет на принятие ребенком самой ситуации обучения, т.е. школьную адаптацию.
В возрасте 6,5- 7 лет ребенок продолжает играть, хотя эта деятельность и перестает быть ведущей, она для него остается актуальной. Ребенку с хорошо сформированной игровой деятельностью проще «встроиться» в чужой контекст, осмыслить и ориентироваться в нем. Такой ребенок может развернуть собственную деятельность по запросу учителя, т.е. хорошо ориентируется в происходящем и всегда адекватно находит себе место в изменившихся условиях [6, с.12] .
В работе мы хотели бы подробнее рассмотреть механизмы адаптации ребёнка в школе и способы помощи первокласснику в процессе адаптации.
Данная проблема давно вызывает интерес психологов и педагогов. Но, несмотря на то, что исследованию этого вопроса посвящено немало научных работ, большая их часть освещает вопросы педагогики и оставляет много нерешенных проблем в области психологии.
Необходимо отметить, что способ восприятия и мышления детей с разным уровнем адаптации к школе отличаются, что не может сказаться на их личностных особенностях. Чаще всего эти «особенности» начинают проявляться в момент поступления ребенка в школу, на качестве их учебной деятельности. А в классе всегда выделяется группа детей не успевающих за общим ритмом работы; плохо усваивающих материал; со сниженной мотивацией к обучению, гиперактивных, так называемых «трудных». Это категории, которые в последнее время стремятся объединять в классы коррекции. Понятно, что проблема успешности обучения не может сводиться только к вопросу об адаптации, тем более, что в настоящее время школьное обучение начинается не с 7, а с 6,5 лет, и большинство детей, сидящих за партами психологически являются дошкольниками. Но на наш взгляд, вопрос об адаптации заслуживает внимания, поэтому мы считаем, что эта тема очень актуальна.
Цель работы: исследование и формирование адаптации первоклассников к обучению в школе.
Задачи исследования:
. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме адаптации первоклассников к школе.
. Исследовать уровень школьной адаптации у учеников первого класса.
. Разработать и реализовать развивающую программу по адаптации к первому классу школы.
. Провести повторную диагностику и проанализировать результаты исследования.
Гипотеза работы: мы предполагаем, что при систематических развивающих занятиях по адаптации к школе, уровень адаптации повысится.
Объектом исследования является адаптация детей 6,5-7 - летнего возраста, обучающиеся в первом классе общеобразовательной школы.
Предмет исследования: уровень адаптации первоклассника к школе.
Методы исследования: для определения уровня школьной адаптации использовались метод теста, беседы, анкетирования, наблюдения.
На наш взгляд, работа будет иметь практическое значение, т.к. в настоящее время при обучении детей и оказании им помощи при школьной адаптации, не делается различий в способе оказания такой помощи. Предложенный нами блок методик дает возможность достоверно выяснить уровень адаптации первоклассника к обучению в школе, а программа, предложенная в данном исследовании, дает возможность повысить уровень адаптации первоклассников.
В нашей работе мы ставили перед собой задачу - разработку специальных программ, помогающих детям быстрее адаптироваться к новым условиям. И нам кажется, что сам факт постановки такого вопроса очень важен в настоящее время. Результаты, полученные в работе, были использованы в практике работы ГБОУ СОШ № 1029 города Москвы.
Глава 1. Адаптация первоклассника к обучению в школе
1.1 Общая характеристика детей младшего школьного возраста
Границы младшего школьного возраста устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. Этот период совпадает с началом обучения ребенка в школе. В это время происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка [2, с.46]. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. Возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают у детей, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость, младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению.
Характерной чертой данного периода является формирование учебной деятельности, которая требует от ребенка большого умственного напряжения и активности. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе [27, с.188 ].
Качество учебной деятельности напрямую зависит от того, насколько были сформированы в дошкольном периоде необходимые предпосылки:
общее физическое развитие - состояние зрения, слуха, моторики (особенно сформированность мелких движений кистей рук и пальцев); состояние нервной системы, степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности (нарушения нервной деятельности, как и общего состояния здоровья, прежде всего сказываются на работоспособности, что может отрицательно повлиять не только на успеваемость, но и на отношение ученика к школе, учебе и общению со сверстниками); - овладение достаточным объемом знаний и представлений об окружающем мире, о пространстве и времени, овладение навыками элементарных счетных операций;
- овладение четкой, связной, грамматически и фонетически правильной речью;
познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;
коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи; умение подчиняться требованиям взрослых.
В младшем школьном возрасте начинается формирование новых качеств, необходимых ребенку для обучения в школе. В этот период появляются очень важные психологические новообразования, такие как:
произвольность деятельности;
способность планировать свою деятельность, оценивать свои действия с точки зрения соответствия поставленных целей;
овладение навыками самоконтроля [18, с.70].
Также в процессе учебной деятельности формируется способность ребенка выделять свойства, понятия при решении конкретных заданий, овладевать учебными действиями, контролем и оценкой. Формируются навыки волевой регуляции деятельности и поведения. Изменения в течение первых лет школьной жизни претерпеваются и в эмоционально-волевой сфере. У ребенка постепенно формируется адекватная самооценка, уровень притязаний, соответствующий уровню его развития. Более устойчивыми становятся его эмоции, вырабатываются волевые качества.
Яркое выражение психические новообразования находят в развитии познавательных процессов. Восприятие становится более целенаправленным и произвольным. Расширяется объем внимания, способность к его концентрации, распределению, переключению. Особо следует подчеркнуть новообразование в развитии памяти - переход к опосредованному запоминанию, овладение приемами запоминания и воспроизведения.
Важным психологическим новообразованием младшего школьного возраста является переход к знаково-символической деятельности. Использование графических схем, символов при решении учебных задач требует достаточно развитого воображения и качественно нового, более высокого уровня мышления.
В первом классе ведущими продолжают оставаться наглядные формы мышления, ко второму - третьему году школьного обучения ребенок начинает осуществлять анализ и синтез на основе представлений, мысленного сопоставления. Происходит развитие словесно-логической формы мышления [28, с.24].
Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится “общественным” субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, за выполнение которых получает общественную оценку [16, с.134].
С первых дней пребывания в школе ребенок включается в процесс межличностного взаимодействия со своими одноклассниками и учителем. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определенную динамику и закономерности развития, начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми [27, с.188]. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большее значение для ребенка - начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.
Я.Л. Коломинский считает, что если у ребенка к 9-10-летнему возрасту устанавливаются дружеские отношения с кем-либо из одноклассников, это значит, что ребенок умеет наладить тесный социальный контакт с ровесником, поддерживать отношения продолжительное время, это говорит о том, что общение с ним тоже кому-то важно и интересно. Между 8 и 10 годами дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы становятся важными такие качества, как доброта и внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность. Постепенно, по мере освоения ребенком школьной действительности, у него складывается система личных отношений в классе. Ее основу составляют непосредственные эмоциональные отношения, которые превалируют над всеми остальными.
Согласно концепции Э. Эриксона, возраст 6-10 лет рассматривается как период передачи ребенку систематических знаний и умений, обеспечивающих приобщение к трудовой жизни и направленных на развитие трудолюбия [43, с.38].
1.2 Адаптация ребёнка к школе как психологическая проблема
Термин «адаптация» прочно вошел в научный и бытовой обиход, однако его содержание многозначно и неопределённо.
В биологии, адаптация-это процесс приспособления строения и функций организма к условиям среды. Адаптацию в физиологии рассматривают в контексте решения проблемы биологического и физиологического приспособления к изменению физических параметров окружающего пространства или же собственно кинетики.
Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления, в отличие от физиологической адаптации, которая происходит как бы автоматически.
В психологии адаптация- это одно из основополагающих качеств человека, это все виды врожденной и приобретённой и приспособительной деятельности, которые обеспечиваются определенными физиологическими реакциями [5, с. 134].
Под адаптацией понимается приспособление к постоянно меняющимся социальным и психологическим условиям с применение разнообразных знаний и умений [14, с. 3].
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что говорить о сложившемся комплексном исследовании школьной адаптации пока не приходится, т.к. каждая наука занимается своим специфическим аспектом адаптации и использует свой понятийный аппарат.
В нашей работе мы рассматриваем уровни адаптации к школе 6,5-7 лет.
В психологии отмечается, что главным фактором, обуславливающим развитие ребенка 6,5-7 лет, является изменение социальной ситуации развития, связанное с поступлением ребенка в школу. В связи с этим событием меняются отношения с близкими взрослыми, сверстниками. В жизни ребёнка появляется ещё один значимый взрослый- это учитель. У ребёнка появляются обязанности, которые он должен выполнять как можно лучше.
По мнению В.В.Давыдова, поступив в школу, ребёнок становится школьником далеко не сразу. Это становление, вхождение в школьную жизнь, происходит на всём протяжении начальной школы, и сочетание черт дошкольного детства с особенностями школьника будет характеризовать весь период младшего школьного возраста.
Все дети, начинающие обучаться в школе, сталкиваются с трудностями, связанные с привыканием к новым условиям. Но трудности одних- переходящие; проблемы же других настолько серьёзны, что делают детей трудновоспитуемыми и труднообучаемыми [40, с. 43-44].
С точки зрения физиологов, привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребёнка проходит через несколько этапов:
) Первые 2-3 недели обучения получили название «физиологической бури». В этот период на все новые воздействия организм ребёнка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, т.е. дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.
) Следующий этап адаптации - неустойчивое приспособление. Организм ребёнка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.
) После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением[36, с. 143-144].
Продолжительность всего периода школьной адаптации варьируется от 2 до 6 месяцев, в зависимости от индивидуальных особенностей ученика. По наблюдениям медиков, к концу 1-ой учебной четверти у многих детей отмечается снижение артериального давления, что является признаком утомления, а у некоторых - значительное его повышение-признак переутомления. Неудивительно, что многие первоклассники жалуются на головные боли, усталость и другие недомогания. Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать также капризность детей дома, снижение способности к саморегуляции поведения.
Так в исследовании Лурье С.Б., Блинова Н.Г., Анисова Е.А. о роли морфофизиологических и психологических особенностей первоклассников в адаптации к систематическому обучению, было показано, что на протекании процесса адаптации у первоклассников к условиям обучения влияют скорость индивидуального развития (соматический тип), уровень психологической готовности к обучению и исходный вегетативный тонус.
Лурье С.Б. говорит о том, что наиболее оптимально к школе адаптируются дети, имеющие своевременные темпы развития, высокий уровень психологической готовности к школьному обучению. У детей с отклонениями, в темпах развития, адаптация к обучению сопровождается гораздо большими физиологическими и психоэмоциональными затратами организма, что значительно повышает физиологическую цену обучения.
Факторы риска в развитии ребёнка, влияющие на скорость протекания адаптации, могут оказаться чрезвычайно разнообразны: это и заболевания матери в течении беременности, и особенности протекания родов, и болезни, перенесённые самим ребёнком в течение дошкольного детства (особенно на первом году жизни), и , конечно, хронические заболевания.
Но не только хронические заболевания влияют на успешность адаптации детей в школе, но и частые простудные заболевания.
С социально-психологической адаптацией дело обстоит иначе. Содержание адаптационного периода первоклассников можно увидеть в программе Г.А. Цукерман и К.Н. Поливановой «Введение в школьную жизнь» (Томск,1992), которые выделяют 4 этапа в этом сложном процессе. Авторы отмечают, что для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью, реализовать своё желание быть услышанным и понятым. Поэтому на первом этапе адаптации, которые длится всего пять дней, важнейшей задачей становится создание доброжелательной атмосферы в классе. Прежде всего, нужно стараться познакомить ребят друг с другом, создать общую доброжелательную атмосферу, дать возможность детям почувствовать себя членами нового сообщества.
В первых классах очень важным является обучение навыкам учебного сотрудничества ребёнка с учителем и одноклассниками; формирование умений прояснить учебную задачу (сформулировать и задать вопрос), выразить собственное мнение, договориться с собеседником о способе деятельности; оценить полученный результат по различным критериям».
Также психологи отмечают, что нормальное прохождение периода социально- психологической адаптации ведет к дальнейшему развитию учебной деятельности. Учебная деятельность детей - деятельность по преобразованию материала, в которой рождается и изменяется сам её субъект. Формирование самой способности самостоятельно учиться не только воспроизводить, но и анализировать и перестраивать готовые дидактические образцы является неотъемлемым моментом становления креативного мышления, а в целом рефлексивного, критического, конструктивного сознания [26, с.53]
Следующий, второй этап адаптации - работа над режимом дня школьника, первый опыт взаимодействия в группах. В педагогике существуют методы, помогающие ребёнку в первые школьные дни. Для того, чтобы дети быстрее и лучше узнавали друг друга и познакомились со школьными правилами, используются различные игровые формы занятий. Например, разбившись по группам, первоклассники вспоминают, что они делают утром, готовясь к школе, и вечером, приходя из школы. В одном классе показывают пантомиму, в другом-рисуют, а в третьем-подбирают картинки, иллюстрирующие необходимые действия. Каждая группа строит и обосновывает свой план школьного дня. Затем ребята обсуждают, что же, на их взгляд, самой важное для настоящего ученика, и что отличает школьника от дошкольника. Проблема заключается только в том, что при проведении таких игр- занятий и разбивании детей на микрогруппы, педагогом не учитываются ни индивидуальные особенности (например, профиль латеральной организации) детей, попавших в одну команду, ни уровень их владения игрой (глупо использовать как средство то качество, которое само еще не сформировалось), ни психологический возраст. После таких занятий детей знакомят со школой и её работниками (библиотекарем, медсестрой, поваром и др.)....
Похожие материалы:
Отчёт по практике: Диагностика психологической готовности ребенка к обучению в школеКурсовая работа: Сравнительный анализ психического развития детей 6-7-летнего возраста в плане их готовности к обучению в школе
Квалификационная работа: РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Реферат: Адаптация первоклассников
Контрольная работа: Содержание психологической готовности к обучению в школе. Основные новообразования детей младшего школьного возраста