Курсовая работа: Адаптивное и отклоняющееся поведение несовершеннолетних

Выбор темы курсовой работы обусловлен тем, что сегодня жизнь приводит все больше примеров возрастания агрессивности как у мальчиков, так и у девочек подростков, и обществу становится все сложнее и сложнее бороться с этой проблемой. Поведение подростка - внешнее проявление сложного процесса становления его характера.

Дата добавления на сайт: 03 августа 2024


Скачать работу 'Адаптивное и отклоняющееся поведение несовершеннолетних':


ВВЕДЕНИЕ
Выбор темы курсовой работы обусловлен тем, что сегодня жизнь приводит все больше примеров возрастания агрессивности как у мальчиков, так и у девочек подростков, и обществу становится все сложнее и сложнее бороться с этой проблемой. Поведение подростка - внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связанные с отклонениями в этом процессе. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным. В этой связи довольно часто возникают осложнения психологического развития. Большая часть этих осложнений является лишь отклонением от нормы, а не симптомом психологического заболевания. Традиционно агрессивность изучалась без учета пола - она считалась прежде всего маскулинным качеством (проявляется в таких чертах, как смелость, воля, напористость, стремление демонстрировать силу, авантюризм, жесткость и др.).
Следует подчеркнуть, что актуальность данной темы и в том, что отклоняющееся поведение у подростков (система поступков или отдельные поступки) противоречит принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Отклоняющееся поведение у подростков часто возникает как проявление острого кризиса переходного возраста. Мироощущение таких подростков построено на следующих типичных положениях: «Я невинная жертва, и то, что я делаю, побуждают меня делать другие», «Я имею право брать то, в чем мне отказывают, и наказывать тех, кто отказывает мне в том, чего я хочу», «Я лучше всех и понимаю все», «Заработать что-либо не так хорошо, как получить это, не работая» и др. Подобные убеждения могут служить надежным индикатором острого подросткового кризиса и показанием для обращения к психологу. В их контексте вырабатываются определенные стратегии поведения, поддерживающие, защищающие и реализующие эти убеждения, преувеличение собственной значимости, манипулирование добровольной заботой, уход от ответственности, провокационное поведение, выработка параноидного взгляда на мир и др.
Выбор темы для курсовой работы обусловлен тем, что, во-первых, подростковый возраст - это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывается с огромной силой. Во-вторых, проблема «трудных» подростков - одна из центральных психолого-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной педагогической психологии и частных методиках просто отпала бы.
Целью нашего исследования являлось выявление склонности к отклоняющемуся поведению у старших подростков (14-16 лет).
Объектом исследования является отклоняющееся поведение у подростков.
Предметом исследования являются особенности отклоняющегося поведения.
Исходя из цели, были сформулированы следующие задачи:
определить понятия адаптивного и отклоняющегося поведения подростков не основе анализа психологической литературы;
изучить социально-психологическую адаптацию подростков;
выявить склонность к девиантному поведению среди подростков.

1. АДАПТИВНОЕ И ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ
1.1 Понятие адаптивного поведения
В психологии термин «поведение» широко используется для обозначения вида и уровня активности человека, наряду с такими ее проявлениями, как деятельность, созерцание, познание, общение. Научные представления о человеческом поведении получили особенно бурное развитие в начале ХХ века, с того времени когда бихевиористы объявили его предметом психологической науки.
В современном понимании поведение - это процесс взаимодействия личности со средой, опосредованный индивидуальными особенностями и внутренней активностью личности, имеющий форму преимущественно внешних действий и поступков.
В своем поведении личность может находиться в четырех сферах: нормативное поведение, социально-психологическая адаптация, отклоняющееся (девиантное) поведение и поведение противоправное.
Адаптация личности является одной из социально-психологических проблем, позволяющих раскрыть закономерности взаимодействия личности и социума.
Человек, оценивая жизненные события с позиции получаемых приобретений и потерь, решает, к каким из них ему следует приспосабливаться, какие он может игнорировать, а с какими необходимо вступать в противоборство. Иначе говоря, основным показателем единства человека и социальной среды выступает уровень реализации жизненно важных потребностей личности.
Это означает, что человек не просто реагирует на ту или иную ситуацию, а фактически создает мир, в котором существует. Основной критерий отношения человека к социальным изменениям является возможность/невозможность реализации жизненно важных потребностей (там же).
Каждый человек вырабатывает свою стратегию адаптивного поведения, но можно выделить типы адаптации личности.
Тип адаптации - структурно-организованную совокупность относительно устойчивых социально-психологических характеристик личности, обеспечивающих реализацию жизненно важных потребностей. Большинство людей проявляют различный тип адаптации в различных ситуациях, но у каждого человека какой-то тип адаптации преобладает (там же).
По позиции человека в социуме можно выделить такие варианты социальной адаптации (Е.В. Змановская):
радикальная адаптация - самореализация через изменение личностью существующего социального мира;
гиперадаптация - самореализация через влияние личности на социальную жизнь посредством сверхдостижений;
гармоничная адаптация - самореализация личности в социуме посредством ориентации на социальные требования;
конформистская адаптация - приспособление за счет подавления индивидуальности, блокировки самореализации;
девиантная адаптация - самореализация посредством выхода за существующие социальные требования (нормы) [1].
В процессе социально-психологической адаптации человек стремится удовлетворить актуальные потребности доступными ему способами. Как правило, способы реализации потребностей, достижения цели задаются обществом в соответствии с нормативной системой и являются наиболее распространенными. Однако если просоциальные способы, с точки зрения личности, неэффективны, она может отдать предпочтение социально-неприемлемым вариантам удовлетворения потребностей. Тогда и говорят о девиантной адаптации.
Следование социальным нормам способствует психологической устойчивости, уравновешенности и тем самым связано с чувством общей удовлетворенности жизнью (там же) [2].
Под нормативным поведением понимают нормативно-одобряемое поведение, не связанное с болезненным расстройством, к тому же характерное для большинства людей. В сфере нормативного поведения человек должен придерживаться установленных норм, формализованных и закрепленных в различных формализованных и закрепленных в различных нормообразующих документах (законы, инструкции и т. п.). Нормативность закреплена также и в обычаях и традициях данного народа. Наиболее конкретно нормирована трудовая деятельность человека в виде правил техники безопасности. Это, как правило, не вызывает вопросов и обычно выполняется всеми людьми вне зависимости от пола, возраста, социального положения, национальности.
Сфера нормального всегда имеет в сознании людей свои границы, а все что находится за их пределами, определяется как «ненормальное». На практике - осознанно или неосознанно - происходит своеобразное оценивание поведения индивидов по признаку соответствия или несоответствия некой норме, которая и определяет эти границы.
Понятие нормы широко используется в медицине, психологии, педагогике, социологии и других науках. Попытка дать точное и единственно верное определение этому понятию, пока, как показывает практика, обречены на неудачу. Так, к примеру, только в одной лишь медицине насчитывается около двухсот определений нормы [3].
.2 Понятие отклоняющегося поведения и его виды
В зарубежной науке психология отклоняющегося (девиантного) поведения сложилась как самостоятельная научная дисциплина. В нашей стране она пока не имеет такого теоретического и эмпирического опыта, находясь на пути становления и развития. Тем не менее ни у зарубежных, ни у отечественных авторов нет единой точки зрения на термин на «отклоняющееся поведение». Наряду с термином «девиантное поведение» исследователями употребляются как синонимы термины «аддиктивное поведение», «делинквентное пооведение», «дезадаптивное поведение», «асоциальное поведение», «неадекватное поведение», «деструктивное поведение», «акцентуированное поведение» и т.п.
Но и на этом проблема понятийного аппарата не исчерпывается. Одни исследователи считают, что речь должна идти о любых отклонениях от одобряемых обществом социальных норм, другие предлагают включить в это понятие только нарушения правовых норм, третьи - различные виды социальной патологии (убийства, наркотизм, алкоголизм и т.п.), четвертые - социальное творчество [4].
Дело в том, что девиантное поведение всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности, распространенных в обществе или группах нормам, правилам поведения, идеям, стереотипам, ожиданиям, установкам, ценностям.
Однако не существует ни четко установленного определения абсолютной поведенческой нормы, ни абсолютного (без оговорок) понимания девиации. Множественность систем социальных ценностей (а также норм, правил поведения и т.п.) порождает великое многообразие представлений о том, что именно является девиацией.
Отклоняющееся, или девиантное поведение (англ. Deviation - отклонение) - действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию. Основные виды девиантного поведения: преступность, алкоголизм, наркомания, суицид, проституция, сексуальные девиации. Синонимы - отклоняющееся поведение, девиация. Понятие девиантное поведение шире понятий «делинквентность» (противоправное, преступное, криминальное поведение) и «антиобщественное поведение» (асоциальность) [5].
Можно выделить две большие категории девиантного поведения:
поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья (наличие психопатологии). К этой категории относится поведение, в основе которого лежат различные акцентуации характера.
поведение, нарушающее социальные, правовые и культурные нормы [6].
С точки зрения различных ученых (А.А. Александров, В.В. Королев, А.Е. Личко и др.) целесообразно девиантное поведение разделить на преступное (криминальное) и аморальное, безнравственное (не несущее уголовного наказания). Совершению преступлений обычно предшествует аморальное поведение (пьянство, наркомания, хулиганство, агрессивность). Противоправное поведение может быть связано с нарушениями психического здоровья. Социальные факторы (школьные трудности, травматические жизненные события, влияния девиантной субкультуры или группы) могут способствовать девиантному поведению. Индивидуально-личностные факторы (локус контроля и уровень самовыражения) тоже способствую возникновению девиации [7].
Психологический подход основан на выделении социально-психологических различий отдельных видов отклоняющегося поведения личности. Психологические классификации выстраиваются на основе следующих критериев:
вид нарушаемой нормы;
психологические цели поведения и его мотивация;
результаты данного поведения и ущерб им причиняемый;
индивидуально-стилевые характеристики поведения.
В рамках психологического подхода используются различные типологии отклоняющегося поведения. Большинство авторов, например Ю.А. Клейберг, выделяют три основные группы поведенческих девиаций: негативные (например, употребление наркотиков), позитивные (например, социальное творчество) и социально-нейтральные (например, попрошайничество) [8].
Авторы Ц.П. Короленко и Т.А. Донских делят все поведенческие девиации на две большие группы: нестандартное и деструктивное поведение. Нестандартное поведение может иметь форму нового мышления, новых идей, а также действий, выходящих за рамки социальных стереотипов поведения. Подобная форма предполагает активность, хотя и выходящую за рамки принятых норм в конкретных исторических условиях, но играющую позитивную роль в прогрессивном развитии общества. Примером нестандартного поведения может быть деятельность новаторов, революционеров, оппозиционеров, первооткрывателей в какой-либо сфере знания. Данная группа не может быть признана с отклоняющимся поведением в строгом смысле [7].
Типология деструктивного поведения выстраивается в соответствии с его целями. В одном случае это внешнедеструктивные цели, направленные на нарушение социальных норм (правовых, морально-этических, культурных) и соответственно внешнедеструктивное поведение. Во втором случае - внутридеструктивные цели, направленные на дезинтеграцию самой личности, ее регресс, и соответственно внутридеструктивное поведение.
Внешнедеструктивное поведение, в свою очередь, делится на аддиктивное и антисоциальное. Аддиктивное поведение предполагает использование каких-то веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций. Антисоциальное поведение заключается в действиях, нарушающих существующие законы и права других людей в форме противоправного, асоциального, аморально-безнравственного подведения [7].
В группе внутридеструктивного поведения Ц.П. Короленко и Т.А. Донских выделяют: суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое и аутическое поведение.
Суицидное поведение характеризуется повышенным риском самоубийства. Конформистское - поведение, лишенное индивидуальности, ориентированное исключительно на внешние авторитеты.
Нарциссическое - управляется чувством собственной грандиозности.
Фанатическое - выступает в форме слепой приверженности к какой-либо идее, взглядам.
Аутистическое - проявляется в виде непосредственной отгороженности от людей и окружающей действительности, погруженности в мир собственных фантазий.
Все перечисленные формы деструктивного поведения отвечают, по мнению ученых, таким критериям девиантности, как ухудшение качества жизни,_снижение критичности к_своему поведению, когнитивные искажения (восприятия и понимания происходящего), снижение самооценки и эмоциональные нарушения. Наконец, они с большой вероятностью приводят к состоянию социальной дезадаптации личности вплоть до полной ее изоляции [7].
В психологической литературе можно встретить и другие подходы к классификации видов отклоняющегося поведения личности.
В соответствии с перечисленными критериями Змановская Е.В. выделяет три основные группы отклоняющегося поведения: антисоциальное (делинквентное) поведение, асоциальное (аморальное) поведение, аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение [9].
Антисоциальное (делинквентное) поведение - это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством.
Асоциальное поведение - это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. В подростковом возрасте наиболее распространены уходы из дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказ от обучения, ложь, агрессивное поведение, промискуитет (беспорядочные половые связи), граффити (настенные рисунки и надписи непристойного характера), субкультуральные девиации (сленг, шрамирование, татуировки).
Аутодеструктивное (саморазрушительное поведение) - это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Саморазрушительное поведение в современном мире выступает в следующих основных формах: суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость (злоупотребление психоактивными веществами), фанатическое поведение (например, вовлеченность в деструктивно-религиозный культ), аутическое поведение, виктимное поведение (поведение жертвы), деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта, существенное превышение скорости при езде на автомобиле и др.) [9].
Спецификой аутодеструктивного поведения (аналогично предыдущим формам) в подростковом возрасте является его опосредованность групповыми ценностями. Группа, в которую включен подросток, может порождать следующие формы аутодеструкции: наркозависимое поведение, самопорезы, компьютерную зависимость, пищевые аддикции, реже - суицидальное поведение.
Выделение отдельных видов отклоняющегося поведения и их систематизация по схожим признакам являются условными, хотя и оправданными в целях научного анализа. В реальной жизни отдельные формы нередко сочетаются или пересекаются, а каждый конкретный случай отклоняющегося поведения оказывается индивидуально окрашенным и неповторимым.
1.3 Причины отклоняющегося поведения
Молодежь всегда встречала недопонимание со стороны людей старших поколений. Подростковый период часто называют периодом диспропорций в развитии. Этот возраст характеризуется интенсивными преобразованиями во всей психической сфере подростка. В этом возрасте увеличивается внимание к себе, к своим физическим особенностям, обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость, а физические недостатки часто преувеличиваются. Подросток не всегда соответствует требованиям, которые общество предъявляет к нему, к выполнению им определенных социальных функций. Сам же он, в свою очередь, считает, что не получает от общества того, на что вправе рассчитывать.
Существенные сдвиги происходят в формировании интеллектуальной деятельности. Этому возрасту особенно свойственны стремление к познанию, формирование абстрактного мышления, творческий подход к интеллектуальным проблемам. Восприятие, память, внимание достигают уровня высокой производительности и избирательности. Интенсивное развитие приобретает волевые черты: настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности, способность к целенаправленной волевой деятельности. Активно формируются самосознание и самооценка, возникает повышенный интерес к оценке окружающими своих личностных качеств [10].
Происходят существенные сдвиги в интересах, развиваются духовные потребности, строится иерархия ценностных ориентаций, начинает вырабатываться собственное мировоззрение, отношение к обществу, людям и себе. Идет интенсивное формирование нравственных убеждений и идеалов, развиваются моральные чувства. В восприятии действительности большое место начинает занимать эстетический компонент.
В отечественной педагогике и психологии одно из ведущих мест отводится проблемам воспитания и трудовой подготовки подрастающего поколения. Связанные с этим задачи наиболее актуальны для работы со школьниками предподросткового и подросткового возраста. Воспитание полноценного члена...

Похожие материалы:

Реферат: Девиантное поведение среди несовершеннолетних

Реферат: Отклоняющееся поведение и его типы

Реферат: Девиантное поведение подростков

Статья: САМОСОХРАНИТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Реферат: Влияние глутамата натрия на обмен веществ и поведение