Курсовая работа: Аддиктивное поведение в подростковом и раннем юношеском возрастах

Оглавление

Введение
Глава 1. Аддиктивное поведение в подростковом и раннем юношеском возрастах как психологическая проблема
.1 Понятие аддиктивного поведения и его критерии
.2 Формы аддиктивного поведения в подростковом и раннем юношеском возрастах
Глава 2. Профилактика аддиктивного поведения. Диагностика аддиктивного поведения
.1 Профилактика аддиктивного поведения
.2 Диагностика аддиктивного поведения
Заключение
Список используемой литературы

Дата добавления на сайт: 03 августа 2024


Скачать работу 'Аддиктивное поведение в подростковом и раннем юношеском возрастах':


КУРСОВАЯ РАБОТА
Аддиктивное поведение в подростковом и раннем юношеском возрастах.

Оглавление
Введение
Глава 1. Аддиктивное поведение в подростковом и раннем юношеском возрастах как психологическая проблема
.1 Понятие аддиктивного поведения и его критерии
.2 Формы аддиктивного поведения в подростковом и раннем юношеском возрастах
Глава 2. Профилактика аддиктивного поведения. Диагностика аддиктивного поведения
.1 Профилактика аддиктивного поведения
.2 Диагностика аддиктивного поведения
Заключение
Список используемой литературы

Введение
Данная работа посвящена рассмотрению и анализу аддиктивного поведения в подростковом и раннем юношеском возрасте.
Решение данной проблемы имеет теоретическое и практическое значение. Эта проблема достаточно хорошо исследована отечественными и зарубежными психологами, но все равно не потеряла своей актуальности. Из зарубежных психологов ее исследованием были заняты: Р.Браун [35], G.Valliant [37], J.Parsons [36] и др. В отечественной психологии уделили большое внимание изучению аддикции: Ц. П. Короленко [15], Т. А. Донских [15], Н.В. Дмитриева [9], В.Д.Менделевич [23] и др.
Недавние социологические опросы и медицинские исследования показывают, что употребление алкоголя распространено среди молодежи. С различной частотой употребляют алкоголь, по личному признанию, примерно 82% людей в возрасте 12-22 лет. Средний возраст, в котором молодежь начинает «знакомство» с алкоголем, около 14 лет. Употребляют алкогольные напитки (в том числе и пиво) ежедневно или через день 33.1% молодых людей и 20.1% девушек. Каждый третий подросток в возрасте 12 лет пьет пиво, а в возрасте 13 лет - двое из трех. Доля злоупотребляющих спиртными напитками в школах составляет 15.7%, в ПТУ - 24.4%, в техникумах и колледжах - 33.7%, в вузах - 32.4% [34].
Как отмечала В. Лебедько, «различного рода зависимости окружают нас со всех сторон, мы не считаем эти зависимости патологическими, в отличии, например, от героиновой, ведь они - вроде бы не приносят вреда организму, мало того - мы просто не осознаем сам факт этих зависимостей» [18]. Если учитывать, что одним из важнейших свойств нервной системы является формирование и закрепление привычек, можно точно утверждать, что процесс рассудочного управления привычками есть управление своим поведением. Ведь любые вредные привычки, наносящие ущерб здоровью организма, со временем начинают восприниматься как нормальное явление, как что-то нужное и приятное. Тогда весь смысл управления своим поведением заключается в том, чтобы вовремя распознать предпосылки к образованию ненужной привычки, устранить ее, чтобы не попасть в ее сети.
Целью данной работы является изучение и раскрытие сущности аддиктивного поведения, а также способов его диагностики и профилактики.
Объектом исследования в данной работе будет являться аддикция и аддиктивное поведение.
Предметом исследования - особенности аддиктивного поведения в подростковом и раннем юношеском возрастах.
Задачи исследования:
. Раскрыть сущность понятия аддиктивного поведения и его критерии.
. Исследовать формы аддиктивного поведения в подростковом и раннем юношеском возрастах.
3. Изучить профилактику аддиктивного поведения.
. Рассмотреть диагностики аддиктивного поведения.
При написании работы нами были использованы теоретические методы - анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Структура работы: курсовая работа носит теоретический характер и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Аддиктивное поведение в подростковом и раннем юношеском возрастах как психологическая проблема
.1Понятие аддиктивного поведения и его критерии
Аддиктивное поведение - один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния с помощью приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций [15].
В русском языке сильная склонность, безотчетное влечение к чему-либо обозначается словом пристрастие (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка, 1996) [41]. Это слово и является синонимом заимствованного слова аддикция.
Аддиктивное поведение как вид девиантного поведения личности имеет несколько форм:
химическая зависимость (курение, токсикомания, наркотическая зависимость, алкогольная зависимость);
нарушение пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды);
игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры);
религиозно-деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлеченность в секту).
Термин аддикция зарубежными исследователями все чаще трактуется как синоним слова зависимость, а аддиктивное поведение как зависимое поведение. Отечественные исследователи считают аддиктивное поведение не полностью сформировавшейся болезнью. Так, например, В. Худяков [31] выделяет 4 критерия аддиктивного поведения:
. Социальным критерием аддиктивного поведения является такая частота группового употребления психоактивных веществ и возникающих физиологических, психологических и социальных последствий, при которой употребление психоактивных веществ становится ведущим способом решения проблем. Аналогично критерий действует и при нехимических аддикциях. Для подростков 13 лет и моложе пороговой частотой является частый прием опьяняющих доз, а для 14-летних и старше - употребление алкоголя чаще одного раза в месяц при неоднократных интоксикационных дозах, а также независимо от возраста - повторное употребление других психоактивных веществ.
. К психологическим критериям аддиктивного поведения относятся: ослабление мотивов, препятствующих приему психоактивных веществ, с формированием группового употребления и закрепление вариантов психологической защиты в виде отрицания, проекции, генерализации и рационализации. Одновременно личностные реакции становятся более острыми и приводят к учащению межличностных и семейных конфликтов и к нарушениям адаптации.
. Физиологическим критерием является рост толерантности не менее чем в 2-3 раза с угасанием рвотного рефлекса при закреплении группового способа злоупотребления психоактивными веществами - при химических зависимостях. 4. Клиническими критериями аддиктивного поведения являются: амнестические расстройства в состоянии алкогольного и токсико-наркологического опьянения; усиление акцентуаций характера с возникновением патохарактерологических реакций, эмоционально-поведенческие и аффективные расстройства с колебаниями настроения дисфорически-дистимического характера; усиление интенсивности аффективного компонента в структуре влечений.
И.Данилина [40] выделяет 6 критериев аддикции:
1.игнорирование значимых ранее событий и действий, как результат зависимого поведения;
.распад прежних отношений и связей, смена значимого окружения;
.враждебное отношение и непонимание со стороны значимых для зависимого человека людей;
.скрытность или раздражительность, когда окружающие критикуют его поведение;
.чувство вины или беспокойства относительно собственной зависимости;
.безуспешные попытки сокращать зависимое поведение.
В.Д. Менделевич [23] считает основным критерием диагностики всех видов аддиктивного поведения «изменение состояний сознания в период реализации патологического влечения, которые феноменологически сопоставимы с «особыми состояниями сознания» и «сумеречным расстройством». В. В. Шабалина [33] обращает внимание на то, что «ощущение управляемости со стороны является одним из признаков психической зависимости, личностно-поведенческим компонентом ее когнитивной структуры». Также можно выделить мотивационно-ценностный компонент зависимости, который заключается в представлении объекта зависимости ценности, и эмоционально-волевой компонент, выражающийся в представлении о непреодолимости влечения к объекту зависимости.
Р. Браун и М.Гриффитс [35] сформулировали шесть компонентов, универсальных для всех вариантов аддикции:
особенность, «сверхценность»;
 модификация настроения;
 рост толерантности;
симптомы отмены;
конфликт с окружающими и самим собой;
рецидив.
Таким образом, мы в своей работе будем рассматривать более узкий аспект - злоупотребление психоактивными веществами, такими как: табакокурение, злоупотребление ингалянтами, алкоголем и наркотиками. Именно так изначально в отечественной психологии трактовалось понятие аддикции.
1.2Формы аддиктивного поведения в подростковом и раннем юношеском возрастах
Алкоголизм. "По данным Всемирной организации здравоохранения, алкогольная проблема, рассматриваемая только в медицинском аспекте, занимает третье место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Роль злоупотребления алкоголем в современном обществе особенно возрастает с учетом связанных с этим явлением психологических и социально - экономических последствий", - писали Ц.П. Короленко и Т.А.Донских [15].
Пьянство и алкоголизм в подростковом и раннем юношеском возрастах имеют свои особенности в сравнении с пьянством и алкоголизмом взрослых людей. Это связано с физиологической и социальной незрелостью детей, но этапы формирования алкоголизма и типичные его проявления одинаковые. Сейчас подростков, которые не употребляют алкоголь, во много раз меньше, чем тех, кто его употребляют, а некоторые выпивают постоянно. Эта проблема относится не только к мальчикам, но и к девочкам.
То, что подростки употребляют алкоголь, является патологией, независимо от количества выпитого алкоголя. Прием доз, пусть даже незначительных для зрелого человека, является чрезмерным для подростка и приводит к алкогольной интоксикации. Подростки с самого начала злоупотребляют спиртным: у большинства из них регулярно случается тяжелая алкогольная передозировка с рвотой и потерей сознания.
Подростков, употребляющих алкоголь, не пугают случаи отравления. На этой стадии тяга к спиртному еще не формируется. Они регулярно напиваются "до рвоты" и тяжелого опьянения не из-за того, что осознанно хотят достичь именно такого эффекта, а из-за желания не отрываться от своих друзей, среди которых всегда есть более "опытные" и более выносливые. В результате регулярного потребления алкоголя повышается переносимость спиртного, формируется влечение к нему. В этот момент изменяются увлечения и характер ребенка. Ученики теряют интерес к занятиям, прогуливают школу, хамят преподавателям и родственникам. Любыми способами ищут деньги на выпивку. Поэтому с каждым годом растет преступность среди детей подросткового и юношеского возрастов. По различным причинам, образ жизни таких школьников для большинства родителей остается секретом вплоть до задержания юных нарушителей работниками правоохранительных органов.
"Злокачественное течение алкоголизма характеризуется стремительным формированием патологического влечения к алкоголю (в некоторых случаях после одно - двукратного приема спиртного) отсутствием этапов борьбы мотивов "выпить" или "не выпить". Возникшее влечение без раздумий реализуется изначальным отсутствием количественного контроля или его ранней утраты, систематическими передозировками и последующими амнезиями, появлением неуправляемого поведения уже на начальной стадии алкоголизма и социальными конфликтами" [13].
При худшем варианте подросткового алкоголизма родители вынуждены прибегать к помощи нарколога. Но на этом этапе дети становятся неуправляемыми: не соглашаются на лечение, не соблюдают режим лечебного учреждения.
Чаще всего попытки родственников помочь не дают ожидаемого результата. Родственники не выдерживают их поведения и предоставляют подросткам полную свободу. Дальнейший сценарий жизни подростков, страдающих этой формой алкоголизма, весьма однообразен: вначале они становятся попрошайками, затем начинают воровать и после неоднократных судимостей попадают в колонии для несовершеннолетних, покидая которые пополняют "ряды" маргиналов. К счастью, не все подростки обречены на подобный образ жизни. Все-таки большинство детей в нашей стране получает среднее образование, а многие даже - высшее.
Наркомания. На сегодняшний день существует множество трактовок термина «наркомания».
Некоторые исследователи используют его и для обозначения таких форм одурманивания, при которых зависимость еще не сформирована, а также при применении веществ, не являющихся "настоящими" наркотиками (лекарственных препаратов, средств бытовой химии и т.д.). При таком употреблении стирается грань между наркоманией как болезнью и одурманиванием как социальной болезнью. Вещества, которые способны вызывать зависимость, можно распределить на две большие группы - наркотические и токсикоманические.
Для того чтобы вещество считалось наркотическим, оно должно отвечать трем критериям:
медицинскому (вещество оказывает такое воздействие на центральную нервную систему человека, которое является причиной его немедицинского потребления, говоря "подростковым" языком - вызывает "кайф");
социальному (наносит вред обществу);
юридическому (распространение этого вещества ограничено и находится под строгим юридическим контролем).
В большинстве случаев употребление наркотических веществ связано со стремлением к новым ощущениям, к расширению их спектра. Ищутся новые способы введения, новые вещества и разные сочетания этих веществ, чтобы достичь максимального эффекта. Наиболее популярными являются мягкие наркотики. От этих наркотиков происходит довольно быстрый переход на более сильные вещества в виде ингалянтов (кокаин, экстази) и в виде инъекций (героин), вводимых внутривенно, почти сразу же вызывающих физическую зависимость. Наркотическая зависимость носит наиболее ярко выраженный характер, по сравнению с алкогольной, так как быстрее наступает опустошенность. Подросток становится замкнутым в себе. Круг друзей уменьшается до тех, кто злоупотребляет наркотиками. Лица, принимающие наркотики, пытаются прилечь в свой круг больше людей, также мешают попыткам ухода из этой среды. Параллельно с личностным распадом развиваются серьезные нарушения на органном и психическом уровнях. Возрастает необходимость в увеличении дозировки, которая повлечет за собой потерю контроля над собой и смерть от передозировки. Наркотическая зависимость часто сопряжена с преступной деятельностью, так как постоянно актуальна проблема наличия денег для покупки наркотиков.
Формирование наркотической зависимости происходит в несколько этапов:.Важное событие - проба наркотика в первый раз. Дети в подростковом и юношеском возрастах подчиняются наркогенному давлению окружающей среды, пробуют вещество для того, чтобы стать частью компании. Большую часть несовершеннолетних привлекает возможность испытать новые, неизведанные ощущения. .Для него характерно первое ощущение эйфории. Здесь начинает формироваться наркогенная потребность. Меняются психологические и социальные характеристики несовершеннолетнего. Именно на этом этапе эйфорические ощущения наиболее яркие и значительные. У подростка формируется представление о "положительной" стороне наркотизации. Пока что никаких реальных отрицательных последствий наркотизации не ощущается, поэтому подростку все сложнее поверить взрослому, говорящему об опасности наркомании. .Ключевое событие этого этапа заключается в появлении у подростка симптома психической зависимости. Тогда подросток начинает испытывать чувство беспокойства, тревоги. Снижается сила эйфорических ощущений. Подросток стремится использовать наркотическое вещество, чтобы снять неприятные ощущения. Надо сказать, что только на этом этапе взрослые начинают догадываться о том, что с ребенком что-то не так. Круг общения сужается до тех, кто употребляет наркотики. .У подростка формируется физическая зависимость от наркотика. Все завершается "ломкой", мучительными ощущениями. Чтобы снять эти ощущения, подросток идет на всё, ведь теперь для него нет преград. В отсутствии наркотика чувствительность организма к сигналам, идущим от внутренних органов, повышается настолько, что наркоман начинает ощущать даже незначительное функционирование кишечника. Громкий звук, яркий свет начинают буквально бить по нервам.
Если посмотреть официальную медицинскую статистику, то можно увидеть, что продолжается активное вовлечение подростков в потребление наркотиков.
Токсикомания - это систематическое употребление токсических средств, которое сопровождается формированием психической зависимости от него, ростом толерантности, возникновением абстинентного синдрома и разнообразными психическими, соматическими и социальными нарушениями.
Э. А. Бабаян [2] выделяет следующие наиболее часто встречающиеся группы токсических веществ, вызывающих болезненное пристрастие к ним:
снотворные средства,
транквилизаторы,
стимуляторы,
анальгетики,
антигистаминные средства,
летучие ароматические вещества.
Большое значение в развитии токсикоманий у несовершеннолетних придается влиянию коллектива, подражанию и интересу, характерным для подростков. Введение чрезмерных дозировок, пусть и однократно, могут привести к летальным случаям или к тяжелейшим последствиям, связанным с необратимыми повреждения мозга.
Самой популярной среди несовершеннолетних является токсикомания ингалянтами - летучими органическими растворителями. Для этого используют газ для заправки зажигалок, керосин, газолин, клей, лаки, краски, эмали. Поскольку эти вещества доступны в любом хозяйственном магазине и дешевы, их используют подростки.
Существует несколько фаз интексикации:.Подъем настроения, головокружение, ощущение теплоты и расслабленности. .Если вдыхание продолжается, наступает вторая фаза - ощущение веселья, искажение восприятия. Агрессивности обычно нет..Следующая фаза характеризуется появлением зрительных, красочных, подвижных галлюцинаций. При выходе из состояния интоксикации наблюдается ощущение усталости, вялости.
Установить, что подросток начал нюхать летучие вещества, несложно:
.от вещей и волос исходит характерный запах;
.дома появляются пустые и полные флаконы, баллоны со средствами бытовой химии; 3.появляются внешние следы, такие как сыпи вокруг рта и носа, раздражение век и глаз.
После 3-6 месяцев регулярного вдыхания развивается абстинентный синдром. Он появляется к концу первых суток после прекратившегося вдыхания. Сначала наблюдается подавленное настроение или злобная раздражительность, тяжелая головная боль, приступ потливости, двигательное возбуждение.
На вторые сутки - тревога, настороженность, больной становится скандальным, угрожает самоубийством.
Затем настроение падает, возникает тоска, подросток лежит в постели. Общее состояние ухудшается в течение 4-6 дней, затем постепенно проявления абстиненции проходят, но длительное время остаются приступы тоски или злобы. Общая длительность абстинентного синдрома 10-15 дней. Еще 1-1,5 месяц длится состояние неустойчивого равновесия.
Курение. Никотин - алкалоид, который...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Изучение гендерных особенностей проявления агрессивности в раннем юношеском возрасте

Курсовая работа: Соотношение самооценки и локуса контроля в младшем школьном и юношеском возрастах у лиц с различной сиблинговой позицией

Курсовая работа: ИГРОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ, АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ДЕВИАЦИЯ, ВИДЫ ЗАВИСИМОСТЕЙ, ПРОФИЛАКТИКА ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ

Реферат: Девиантное поведение в подростковом возрасте