Курсовая работа: Агрессивные проявления в поведении подростков
Актуальность исследования определяется важными и на сегодняшний день проблемами в обществе, а именно: в семьях и образовательных учреждениях, где человек формируется как Человек с большой буквы и как личность. Именно в подростковый период, а именно с 11 до 17 лет, человек входит во взрослую жизнь. Как мы знаем, общество больше всего влияет на подростка в этом возрасте, перед тем, как он становится взрослым человеком.
Дата добавления на сайт: 25 сентября 2024
Скачать работу 'Агрессивные проявления в поведении подростков':
Введение
Актуальность исследования определяется важными и на сегодняшний день проблемами в обществе, а именно: в семьях и образовательных учреждениях, где человек формируется как Человек с большой буквы и как личность. Именно в подростковый период, а именно с 11 до 17 лет, человек входит во взрослую жизнь. Как мы знаем, общество больше всего влияет на подростка в этом возрасте, перед тем, как он становится взрослым человеком.
Поэтому несомненно важно наблюдать за подростками в этот сложный период, уметь находить к ним подход и общаться с ними, ведь они часто не понимают не только взрослых людей, но и самих себя; от этого возникают конфликты с родителями, с учителями, с друзьями.
Подросток часто чувствует себя брошенным, нелюбимым, раздраженным и неуверенным в себе, что приводит к низкой или заниженной самооценке. Отсюда и вытекает агрессивное поведение, которое мы часто наблюдаем у подростков, но не знаем, как с этим работать и как это исправить. Агрессивность подростков нередко приводит к негативным последствиям, таким как подростковая преступность или суицид.
Сложность решения этой глобальной проблемы состоит в том, что огромное влияние на подростков оказывают средства массовой информации, показывают фильмы и передачи со сценами насилия, которые дают образец поведения, будто агрессия в нашем обществе считается нормой. Очень важно понимать, как правильно реагировать на агрессию подростков и найти подходы, которые смогут снизить уровень агрессии у подростков.
Следует отметить, что ученые и педагоги еще не смогли решить эту проблему до конца, что подтверждает актуальность этого исследования.
Цель исследования - проанализировать агрессивные проявления в поведении подростков как функцию их самооценки и уровня притязаний.
Вопросы исследования, которые необходимо решить:
1.Связана ли самооценка и уровень притязаний с частотой агрессивных проявлений подростка?
2.Выявить, какие взаимоотношения в семье влияют на развитие агрессии у подростков?
3.Оказывают ли влияние на агрессию подростков компьютерные игры и фильмы, которые они смотрят?
Гипотеза исследования:
Подростки, которые имеют неадекватную самооценку и уровень притязаний, больше склонны к проявлению агрессии.
Объект исследования: подростки 13-14 лет.
Предмет исследования - агрессивные проявления в поведении подростков 13-14 лет.
Задачи исследования:
1.Проанализировать научную литературу по проблеме подростковой агрессивности.
2.Провести эмпирическое исследования агрессивного поведения подростков и проанализировать его результаты.
База исследования: Государственное бюджетное образовательное учреждение «Школа № 113» г. Москвы.
Методы исследования: анализ литературы, наблюдение, опрос, методы математической обработки.
Теоретическая значимость исследования заключается в изучении научной литературы, сборе научных позиций относительно агрессивности и самооценки подростков. Полученные теоретические данные и их анализ могут быть полезны для продолжения исследования в данном направлении.
Важно отметить тот факт, что в работе использован ряд иностранных источников, которые применены в качестве основы для определения наиболее интересного подхода к проблеме изучения агрессии и самооценки как социально-психологических феноменов. Это работы таких авторов как Edwards, W. Gilberty, A. Mayson.
Практическая значимость исследования обусловлена интерпретацией данных, полученных у подростков посредством использования классических диагностических методик. Определяется взаимосвязь агрессивности, самооценки и уровня притязаний в подростков, что очень важно для разработки мер по коррекции агрессивных состояний. Дается обзор методик, которые можно применить в школе для диагностики и коррекции агрессивного поведения подростков.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения агрессивных проявлений в поведении подростков
.1 Основные направления изучения подросткового возраста
Рано или поздно все родители сталкиваются с проблемами воспитания своего ребенка, особенно остро это ощущается, когда наступает подростковый возраст у чада. Начинается этот сложный период примерно в десятилетнем возрасте.
Дети в этом возрасте становятся «взрывоопасными» и ранимыми, поэтому очень важно уметь правильно воспринимать проблемы ребенка и найти к нему подход, не причинив вреда, который в будущем может сильно повлиять на жизнь подростка.
А.В. Николаенко и С.А. Винникова выделяют «младший подростковый возраст, который имеет свои особенности и является первым сигналом для родителей, что их ребенок находится на рубеже своего созревания. В этот период основные трудности наблюдаются в отношении школьника к учебе и к сверстникам» [41].
Все это несколько усугубляется с наступлением среднего подросткового возраста, а это 12-13 лет.
Хотя, однозначно сказать, когда именно наступает этот период нельзя, ведь он зависит не от календарного возраста, а от индивидуальных особенностей организма и связан с началом полового созревания подростка.
Как считал Л.С. Выготский, границы подросткового возраста, который связан с половым созреванием, «плавают» особенно сильно [16].
В организме ребенка происходят изменения, выражающиеся в физиологической перестройке организма. Именно в этот период наблюдаются психические и психофизиологические изменения человека.
Согласно периодизации по Д.Б. Эльконину, подростковый возраст длится с 11 до 15 лет. Ведущая деятельность в этом возрасте - это личностное общение со сверстниками. Самооценка - то, как подросток видит себя на фоне своих друзей, класса, компании, сравнивает себя с другими.
Основная потребность - быть частью группы, получать ее поддержку, чувствовать единство [48].
Стадия с 11 до 20 лет, как считает Э. Эриксон, выделяя именно этот возрастной период в качестве подросткового возраста, является главной для успешного развития личности. На этом этапе подросток собирает о себе максимум информации. Он смотрит на себя как на ученика, друга, ребенка своих родителей, спортсмена и так далее. Если этот этап проходит успешно, в дальнейшем у человека появляется устойчивая жизненная позиция, формируется умение справляться с трудностями.
Если же для прохождения этого периода не созданы соответствующие условия, может возникнуть эффект отвержения. Он проявляется в проявлении враждебности даже к близкому социальному окружению. При этом кризис идентичности вызовет у молодых людей тревогу, опустошение и изоляцию от реального мира.
Подростковый возраст, как правило, характеризуют повышенной возбудимостью и вспыльчивостью, что обусловлено гормональной перестройкой организма и противоречиями во взаимоотношениях с ближайшим окружением. Подросткам в этот период свойственно придирчивое отношение к себе и своей внешности, вследствие чего самооценка может сильно колебаться - понижаться и повышаться.
Не менее требовательными дети становятся и к своим родным, поэтому зачастую любое поведение близких вызывает в них раздражение и даже гнев, вследствие этого нарастает напряжение в детско-родительских отношениях и частые конфликты.
У подростка, по мнению Р. Бернса, «возникает внутреннее противоречие, которое связано с несоответствием действительности и его внутреннего мира. Получается, что физически он созрел и возмужал, а его статус в семье и школе не изменился, поэтому подростки начинают свою борьбу за самостоятельность и взрослость и хотят быть услышанными, чтобы их мнение и голос стал более весомым» [12].
Однако пытаются они этого добиться по-своему, как им кажется, единственно верным способом.
Подростковый возраст у мальчиков проявляется в более агрессивном поведении ребенка. У подростков появляются вредные привычки, ведь это, по их мнению, делает их более самостоятельными и взрослыми.
Подростки объединяются и создают компании по интересам, со временем эти группы могут распадаться, а возможно станут прочной основой для дальнейшей дружбы, что заранее невозможно сказать наверняка.
Увлечение ребенка и выбор компании может быть еще одной причиной ссор и непонимания между ним и родителями. В период, когда подростковый возраст ребенка проходит свой пик, у тинейджера появляются свои увлечения, но, которые, возможно, родители не принимают или не хотят понимать, направляя своих детей в другое русло.
Условно такие увлечения Г.А. Арина делит на три вида:
«- интеллектуально-эстетические увлечения (радиотиехника, музыка, история, рисование и т.п.);
–накопительные увлечения (коллекционирование дисков, марок, автографов звезд и т.д.);
–эксцентрические (когда подросток стремится привлечь к себе внимание и отдает предпочтение экстравагантной одежде, к этому относится и модные веяния готов, эмо и т.д.).» [6]:
Как считают Н.А. Галковская и М.И. Мирошникова, в этот период возможно наладить отношения с подростком и добиться взаимопонимания, проявляя уважительное отношение к интересам и увлечениям ребенка, что в таком возрасте позволит почувствовать ему свою значимость и авторитетность в семье [18].
Подростковый возраст может быть испытанием не только для самого ребенка, но и для его родителей, потому что именно от понимания и уважительного отношения к повзрослевшему чаду зависит, как именно он будет относиться к себе, окружающим и планам на будущую жизнь и учебу.
Если говорить о том, в каких направлениях в научной литературе изучается подростковый возраст, то здесь можно отметить следующие направления, которые классифицируют А.С. Батуев и Л.В. Соколова [8]:
1)медико-физиологическое (изучаются гормональные изменения, общее состояние организма, психические отклонения);
2)психологическое (изучаются характерологические и поведенческие особенности, психологические кризисы, межличностные отношения, агрессивность, конфликтность и т.д.);
3)социально-психологическое (изучаются модели построения подростковых коллективов, отношения родителей с подростками и т.д.);
4)педагогическое (изучаются наиболее эффективные методы обучения и воспитания подростков, этапы и детерминанты его социализации, наиболее эффективные отношения «учитель-ученик»).
Необходимо также отметить, что тема, которая поставлена в основу данной работы, может изучаться с двух позиций - психологической и педагогической, т.к. агрессивное поведение подростков лежит на пересечении плоскостей этих наук.
Еще одна классификация для изучения подросткового возраста приводится в работе С.В. Кутейниковой [34].
Так, в первую очередь, подростковый возраст и его особенности изучаются возрастной психологией, где рассматриваются подростковые кризисы, их причины и особенности.
Социальная психология личности разбирает подростковый возраст с точки зрения особенностей социализации личности. Клиническая психология изучает подростковый возраст с точки зрения психологических проблем и психических отклонений, которые могут быть связаны с физиологическими особенностями данного возрастного периода.
Л.Ф. Бурлачук отмечает, что и другие разделы и области психологии могут изучать подростковый возраст с различных точек зрения [14].
.2 Исследования агрессивного поведения как комплекса особенностей подростка
Агрессию и, соответственно, агрессивное поведение человечество изучает уже давно. Но все же в этой теме остается еще множество нераскрытых вопросов.
Объяснений данного понятия существует довольно-таки много. Изначально нужно обратить внимание, что термин «агрессия» с латинского языка переводится как «нападение».
Согласно Арнольду Бассу, «агрессия - это любое поведение человека, которое может нанести ущерб окружающим людям».
Зильман утверждает, что «агрессия - это попытка человека нанести другим людям различного рода телесные и физические травмы».
Агрессивное поведение - это примерно то же, что и сама агрессия. Т.е. это определенный комплекс действий, направленный на то, чтобы нанести человеку или группе лиц физический или телесный ущерб.
Существуют разные причины, которые могут провоцировать агрессивное поведение и источники его возникновения. Ученые выделяют три основные группы факторов: биологические, социальные и психологические.
К биологическим причинам О.А. Белобрыкина относит:
«1. Наследственность. Особенно если она отягощена различными генетическими проблемами, алкоголизмом, употреблением наркотиков или иных психотропных веществ. Или же если в анамнезе родителей есть различные вирусные инфекции.
2.Половые гормоны. Ученые доказали, что на агрессивность человека влияет количество определенных гормонов. А именно в таком случае важен уровень тестостерона: он существенно возрастает в подростковом возрасте, в период полового созревания человека.
3. Нейромедиаторы. Специалисты утверждают, что влияет на агрессивное поведение изменение процесса обмена нейромедиаторов: серотонина, дофамина и норадреналина». [9]
Важно отметить, что специалисты утверждают: нельзя отдельно рассматривать только лишь односторонние причины агрессивного поведения. Чаще всего проблему провоцирует комплекс абсолютно разных факторов.
Так, следует отметить, что особое значение имеет социальное окружение человека. Нередко агрессивное поведение, по мнению П. Бергера, формируется в семье с самого раннего возраста как нормальная форма общения с окружающими. Психологи утверждают, что чаще агрессивное поведение проявляется у подростков из неблагополучных семей.
Нередко агрессивное поведение формируется у подростков вследствие общения в определенных группах, коллективах, где самооценка подростков может быть понижена окружением. Также значение имеет приверженность ребенка к определенной субкультуре.
Как считает А.В. Песоцкая «особенность черт характера личности также может влиять на формирование у человека агрессивного поведения. В таком случае чаще всего принято говорить о:
–тревожности;
–эгоцентризме;
–импульсивности;
–эмоциональной неустойчивости;
–склонности к эмоциям гнева, ярости». [42]:
Стоит отметить, что большое значение также имеют особенности контроля и самооценки такого человека.
Однако все же максимально активным тут является уровень социализации каждого индивида (вместе с усвоением правовых и морально- этических норм поведения), а также характеристики мотивационной сферы.
По мнению О.Ю. Даниловой, «агрессивное поведение человека могут провоцировать также и иные причины, так называемые одноразовые:
1.Боль. Ученые доказали экспериментально, что сильная боль может вызвать агрессивное поведение. И хотя опыты проводились на животных, это же правило действует и в отношении Homo Sapiens - человека разумного.
2.Жара. Ученые давно говорят о том, что климатические условия сказываются на состоянии человека. Так, если на индивида «давит» табачный дым, знойный тяжелый воздух, плохие запахи - это все может провоцировать вспышки гнева и агрессивного поведения. Однако это утверждение - скорее гипотеза, ведь прямого доказательства данного факта ученые пока еще не получили.
3.Атака. Нередко агрессивное поведение человека - это ответ на такие же действия иного индивида. Как говорится, «око за око».
4.Теснота. Опять же этот факт доказан при помощи экспериментов на животных. Но все же относится и к человеку. Если кого-то поместить в тесное пространство (например, клетку), через время возникает агрессия и агрессивное поведение.
5.Алкоголь и различные психотропные вещества являются нередко прямой причиной возникновения агрессивного поведения у многих индивидов.
6.Возбуждение, в том числе и сексуальное, также может провоцировать возникновение этой проблемы». [21]:
Т.Ю. Андрущенко отмечает, что психолог Басс особенности агрессивного поведения описывает на основании трех самых простых шкал [4]:
1.Физическое - вербальное (словесное) агрессивное поведение.
2.Активное - пассивное агрессивное поведение.
.Прямое - непрямое агрессивное поведение.
Однако это неустойчивые формы, они могут изменяться в зависимости от ситуации. К примеру, активное физическое агрессивное поведение - это нанесение ударов иному человеку, его избиение.
Неактивная форма - это, например, найм убийцы или же сговор с иным человеком, который принесет ущерб.
Пассивное физическое агрессивное поведение - это, к примеру, стремление сделать все, чтобы не позволить другому человеку достичь вершин в карьере.
Так, вербально активное действие - это словесная обида. А вербальное неактивное - это обычное распространение слухов и неприятных сплетен» П.А. Григоренко и А.В. Соколова в своей работе указывают, что «существуют еще и различные формы агрессивного поведения. Так, чаще всего их ученые компонуют по особым парам:
1.Физиологическая и патологическая агрессия. В первом случае действия человека не носят злого умысла, а совершаются, чтобы самоутвердиться, чем-то овладеть. Тут еще может возникать и понятие оборонительного агрессивного поведения.
В таком случае у человека просто включается защитная реакция и инстинкт самосохранения. Во втором случае речь идет уже о целенаправленном, истинном агрессивном поведении. Тогда главной целью является именно нанесение ущерба иному человеку.
2.Отдельно специалисты выделяют физическую (телесную) и вербальную (словесную) агрессию. Стоит отметить, что у детей младшего возраста преобладает именно первая форма поведения.
У взрослых же чаще всего встречается вербальное агрессивное поведение. В этом случае огромную роль играет процесс социализации и трансформация некоторых поведенческих реакций для адаптации к существующим морально-этическим нормам.
3.Отдельно также существует скрытое агрессивное поведение (в таком случае человек в голове проигрывает различные виды своих поступков относительно другого человека или группы лиц) и открытое (подразделяется на два последующих вида).
4.Существует открытое прямое и открытое косвенное агрессивное поведение. В первом случае действия направлены непосредственно на объект, которому хочется навредить. Во втором случае вред может наноситься косвенно. Чаще всего это делается через анонимные письма, распускание сплетен. Важно еще отметить, что именно косвенное агрессивное поведение может проявляться открыто или же исподтишка (это жалобы, ложь, доносы, придирки, злорадство)».
А.С. Батуев и Л.В. Соколова пишут о том, что «основатель психоанализа Зигмунд Фрейд, выделяет три основных вида агрессии (соответственно, и агрессивного поведения):
1.Конструктивная. В таком случае агрессивное поведение имеет социально приемлемые формы.
2.Деструктивная. Тут агрессивное поведение имеет социально неприемлемую форму.
3.Дефицитарная. От нее страдают чаще всего пациенты с различными психосоматическими отклонениями или болезнями. В таком случае принято говорить о дефиците существующих поведенческих навыков» [8].
Как считают М.А. Абраменкова и Т.А. Суслова, «агрессивное поведение тоже можно разделить на два вида относительно его направленности:
1.Экстрапунитивное поведение, т.е. внешнее, направленное на иных людей.
2.Интрапунитивное поведение, т.е. направленное исключительно на себя. Это так называемая аутоагрессия». [1]
Агрессивное поведение детей и подростков - это довольно немалый комплекс проблем, с которыми нужно начинать бороться с раннего возраста. Т.к. если вовремя не предпринять определенные меры, ребенок может навредить не только слишком большому количеству людей, но и самому себе. Также запущенные формы этого состояния достаточно тяжело поддаются коррекции и исправлению.
Отдельная тема - это дети в период полового созревания. По мнению детского психолога А.В. Захаровой, огромную проблему составляет агрессивное поведение подростков. Стоит отметить, что причины этого чаще всего следующие: колебание уровня гормонов и влияние ближайшего окружения [25].
Д.А. Канторович и И.А. Евстигнеева утверждают, что «подростковый период - это время становления ребенка как личности, его взросление. Тут возникает желание как можно чаще и больше проявлять самостоятельность» [31].
Но проблема в том, что далеко не все родители к этому бывают готовы. Опять же на первый план выходят запреты, которые и являются главными провокаторами такого поведения.
Часто агрессивность детей повышается вследствие их общения в определенных группах. Подростки частенько кооперируются в так называемые компании по интересам, где на мнение и поведение влияют непосредственно эти самые друзья.
По данным, приведенным в работе В.И. Левковской и М.М. Сыромяжниковой, «некоторые из них целью ставят вредительство не только родителям и окружающим людям, но и самим себе (группы подростков, склонных к суицидальному поведению)» [36]. В таком случае ребенка следует оградить от такого круга подростков.
.3 Самооценка и уровень притязаний агрессивных подростков
Подростковый период в жизни человека не зря называют самым тяжелым возрастным этапом. Ведь именно в это время происходит физиологическая перестройка организма, которая влечет за собой физические и психологические изменения.
Как указывают исследователи индивида в детском возрасте Н.А. Листьева и А.М. Татаринова, «ребенок начинает быстро и непропорционально вытягиваться вверх, слишком высокий рост заставляет многих сутулиться, движения становятся угловатыми и неуклюжими» [37].
Резкий гормональный всплеск провоцирует гормональные изменения, а именно: появление прыщей, угрей, перхоти. Естественно, что самооценка подростка падает из-за неуверенности в себе, и со стороны окружающих, и особенно семьи требуется немало поддержки, чтобы подросток снова почувствовал себя уверенно.
В подростковом возрасте резко снижается авторитет родителей, для ребенка становится важным мнение школьных друзей, товарищей по интересам. Хоть и родители теряют на этот период свой авторитет, в этот период ребенку особенно необходима похвала, одобрение и поддержка семьи.
Самооценка - это способность личности проводить оценивание самого себя, собственных внешних данных и качеств характера, своих возможностей и общественной роли, отношения и восприятия окружающими. Уровень самооценки очень сильно влияет на поведение человека, особенно в подростковом возрасте.
Самооценка подростка, по мнению Н.А. Галковской и М.И. Мирошниковой, «резко возрастает, если он видит свою значимость и чувствует любовь со стороны родителей. Конечно, в этот период у ребят можно наблюдать повышенную возбудимость, резкие перепады настроения, эмоциональную неустойчивость. Поэтому родителям необходимо проявлять ангельское терпение к своим чадам, и все конфликты решать конструктивно» [18]. Иначе, самооценка подростка будет занижена, и подросток будет тревожен, зол и печален. Если ребенок не получает достаточной поддержки в семье, то он вступает в различные подростковые группировки, которые, по его мнению, помогут ему реализоваться.
Подросток будет искать одобрение у своих друзей, попытается занять лидирующее положение в данном коллективе. Если самооценка подростка не находит поддержки в социуме, то ребенок становится изгоем, у него появляется ощущение личного дискомфорта и блокируется потребность в уважении, что может привести к дальнейшим психологическим проблемам.
Подросток пытается анализировать свои поступки, строит свои планы, быстро переходит от эмоционального взлета и самоуверенности к разочарованию и сомнению в своих силах.
Самооценка регулирует поведение индивида. Подростки с завышенной самооценкой склонны перехваливать себя, стараются быть лидерами, что нередко приводит к конфликтам с другими сверстниками, которые воспринимают такое поведение высокомерным.
Частые ссоры могут привести к формированию таких качеств, как обидчивость, агрессивность, заносчивость. Подростки с заниженной самооценкой, наоборот, становятся замкнутыми в себе, неуверенными в своих силах, необщительными и появляются внутренние комплексы.
Если родители заметили у своего ребенка сильно заниженную или завышенную самооценку, то им стоит немедленно обратиться к психологам.
По мнению Т.В. Андреевой, «самооценка личности подростка достаточно легко поддается коррекции. Ребенок, своевременно получивший помощь, сможет находить общий язык со сверстниками, родителями, учителями» [3].
Адекватная оценка своих возможностей, позволит подростку выработать правильную для него линию поведения, научиться анализировать свои поступки и поступки других.
Внутренняя устойчивость оградит ребенка от плохих «товарищей», поскольку у него будет сформирована устойчивая точка зрения на добро и зло, он сможет правильно ставить перед собой цели и достигать, не сдаваясь на полпути. Родителям и педагогам необходимо помочь растущему человеку пережить нелегкий для него период становления личности и быть рядом, так как этот период является очень важным этапом на пути во взрослую жизнь.
Самооценка личности заключается в умении оценивать свои силы и возможности, относиться к себе критически. Она составляет основу тех задач, на выполнение которых человек считает себя способным.
Самооценка, как считает М.И. Белохвостова, «является неотъемлемой частью управления поведенческими реакциями. Она влияет на наши отношения с окружающей средой и людьми, уровень достатка и удовлетворенности жизнью» [10].
Данное понятие является очень важным для понимания, потому что мы часто неосознанно позволяем другим осуждать нас, решать хорошие мы или плохие, давать ложную характеристику и зачастую на этом играют не совсем позитивные люди, так как именно этим они пользуются, извлекая выгоду, а мы остаемся наедине со своими комплексами, которые внушили нам те самые люди.
Так, самооценка личности может быть, как адекватной, так и неадекватной. В зависимости от ее характера у человека формируется либо реальное, либо неправильное отношение к себе, своим поступкам, а также и к другим людям и их действиям.
По данным П.И. Малозвоновой и И.Т. Криковой, «первый вид восприятия характерен для взрослой, состоявшейся личности. Ребенок же, развиваясь, не может правильно себя оценить, потому что на его мнение оказывает огромное влияние общество, веяния, стремление быть на кого-то похожим и прочее. Он не может адекватно определить, что хорошо, а что плохо, потому что его система ценностей размыта.
Самооценка и уровень притязаний личности должен стремиться к положительной отметке, по крайней мере, так рекомендуют психологи. Человеку необходимо уважение со стороны окружающих, в результате чего он сам начинает себя уважать». [38]
Поскольку нам важно, чтобы о нас говорили хорошо, мы непосредственно работаем над собой и стараемся стать лучше.
Как пишут в своей работе А.В. Звягинцеваи С.А. Соборова, «самооценка личности зависит от многих факторов, среди которых называют:
1.Человеческий статус в обществе. У индивида, который рожден в королевской семье, самооценка окажется выше, чем у санитара, который не поступил в медицинский институт.
2.Элемент внушения. Если человеку постоянно говорить, что он - свинья, он непременно скоро захрюкает. Этот фактор нельзя недооценивать.
3.Успешность по жизни и в конкретной ситуации. Самооценка личности понизится, если человека сопровождают одни неудачи.
4.Отношение к самому себе. Если субъект сам с собой «в ладах», он чувствует себя гораздо лучше.
5.Вера в себя и в собственный успех. Когда мы верим в то, что можем сделать многое, у нас и получается многое. Это - закон. У формирующейся личности, если требования к ней не совпадают с теми, что она сама себе предъявляет, подобные вмешательства в воспитание извне заканчиваются неудачей.
Причем возможность поступать вразрез с мнением окружающих напрямую зависит от устойчивости индивида. Если самооценка личности и оценка людей вокруг расходится в течение длительного периода, очень часто развивается острый конфликт, который может привести к развитию кризисной ситуации». [26]
По мнению А.П. Сметаниной и И.И. Криворуковой, «уровень притязаний с психологической точки зрения - это стремление индивида к поставленной цели, которая, по его мнению, полностью соответствует его личным возможностям и способностям» [44].
Само понятие было введено в обиход сослуживицей немецкого психолога Курта Левина, оно определяется двумя важными факторами: боязнью неудачи (неоправданность надежд) и стремлением к успеху.
Вообще уровень притязаний - это достаточно обобщенный характер, свойственен каждому индивиду и независимо от специфики проявляется в любом виде нашей деятельности.
Т.П. Гаврилова отмечает, что «люди с оптимистическими взглядами на жизненные ситуации быстрее достигают поставленных задач, даже если эта цель требует максимум усилий и терпения. Такие личности отличаются настойчивостью, силой духа и верой в свои силы» [17].
А те люди, которые все время сомневаются в себе и своих умениях, постоянно боятся неудачи и недооценивают собственные возможности, притягивают только неприятности, ведь очень важен позитивный настрой.
По мнению Б.И. Кочубея и Е.В. Новиковой, «уровень притязания тесно связан с самооценкой и мотивацией достижения цели. Главные функции самооценки - определение приоритетов и обеспечение стабильности в социуме. Именно она позволяет личности высоко оценить свои силы в разных областях: физическом развитии, сексуальности, профессионализме» [33].
В психологии выделяют следующие уровни самооценки: низкую, среднюю и высокую. Низкая самооценка может быть адекватной и заниженной. Обычно такие люди боятся чего-то нового, они закрыты и скромны. Человек с адекватной самооценкой обладает способностью адаптироваться в новом обществе.
Люди с завышенной самооценкой полностью зависимы от мнения опытных экспертов, часто не принимают во внимание то, что говорят другие люди. Но порой их точка зрения не совпадает с их собственным мнением. Для выявления самооценки необходимо, по мнению А.В. Захаровой, «исследовать уровень притязаний личности. На него влияют общекультурные, социальные, индивидуальные факторы. В любом случае человеку нужно правильно реагировать на внешние оценки, обязательно учитывать и принимать личностные ценности, а затем выстраивать адекватную самооценку» [25].
В этом может помочь специально разработанная теория мотивации для достижения поставленных целей. Это пособие изобрели американские ученые Аткинсон и Макклеланд, которые хотели доказать обществу, что все в руках человека - именно от нашего настроя будет зависеть результат.
Мотивированные на везение люди практически всегда добиваются поставленных задач. Ф. Хоппе тоже придумал методику, которая определяла индивидуальный уровень притязаний.
Абсолютно все методики строятся по такой схеме: индивиду на выбор предлагается выбрать фиксированное количество заданий разного уровня. Все задачи ранжируются по сложности.
Как пишут А.А. Анцыферова и Г.А. Петровская, «уровень притязания выявляется степенью сложности выбранного тестового задания индивидом и его дальнейшими действиями в зависимости от удачного либо неудачного решения» [5].
Если у человека уровень притязаний адекватный, то после успешно выполненного задания он выбирает более сложное, а после неудачного - более легкое.
С.В. Кутейникова отмечает, что «личность с заниженным уровнем притязаний в случае неудачи обычно выбирает либо очень трудную, либо совсем легкую задачу, дабы реабилитироваться и защитить свою репутацию в глазах других людей. И, наконец, индивид с завышенным уровнем всегда будет выбирать задания повышенной сложности» [34].
.4 Методы диагностики агрессивности у подростков
Ученые пришли к выводу о том, что агрессивность обладает количественной и качественной характеристикой. Как и любое другое свойство, степень выраженности ее различна: от практически полного отсутствия до предельного уровня развития.
И.А. Заборовская и Т.П. Хренникова считают, «что определенная ее степень должна быть у каждой личности. Отсутствие агрессивности приводит к конформности, ведомости, пассивности и т.д. Напротив, чрезмерное развитие может характеризовать личность в целом как конфликтную, у которой отсутствует способность к сознательной кооперации» [24].
Одной из самых популярных методик диагностики агрессии у детей и подростков является методика Басса-Дарки.
Данная методика была предложена еще в 60-е годы прошлого века, но до сих пор находит множество сторонников и активно используется. О ней мы и расскажем. Можно с уверенностью сказать, что данная методика - одна из самых популярных в наши дни, используемых в зарубежной и отечественной психологии для изучения агрессии.
По данным А.В. Баранниковой и М.И. Финогеновой, «долгое время психологический подход к агрессии и агрессивности определялся как теориями, которые рассматривали ее как последствие фрустрации (Розенцвейг, Доллард), так и концепцией влечения. Ряд публикаций по этому вопросу появился в конце 50-х годов прошлого века. Эти работы вызвали приток теоретических и экспериментальных работ по данной теме, к которым относится и создание опросника Басса-Дарки» [7].
Это не единственная методика, которую сейчас используют. Сегодня существует множество теорий агрессии. Самые известные из них - К. Лоренца и З. Фрейда. У каждой из теорий есть свой собственный взгляд на агрессию, а также свое отношение к ней. Благодаря этому в них можно найти общие черты и разделить на 4 основные категории.
В зарубежных исследованиях этот опросник получил широкое распространение. Они подтвердили его высокую надежность и валидность. И в отечественных работах применяется опросник Басса-Дарки. Методика эта была использована, в частности, С.Н. Ениколоповым в 1989 году.
Кроме того, как считает Г.А. Хрусталева, «достоверность полученных результатов зависит также от степени доверительности в отношениях психолога и испытуемого, если используется методика Басса-Дарки для диагностики агрессивности. Поэтому полученные результаты требуют проверки на надежность путем ретеста или иных способов» [45].
Использование этого опросника в работе с учениками школ (с 6-го класса и выше) и с учителями оказалось довольно диагностичным, а также конструктивным для дальнейшей коррекционной работы. В настоящее время широко используется методика Басса-Дарки. Цель ее применения мы рассмотрели, теперь необходимо определиться с основными положениями.
А. Басс, оттолкнувшись от разработок своих предшественников, разграничил понятия враждебности и агрессии. Первую он определил как реакцию, которая развивает негативные оценки событий и людей, негативные чувства.
Д.Я. Гофман пишет, что «методика изучения агрессии Басса-Дарки предполагает дифференциацию различных проявлений враждебности и агрессии. Виды реакций, которые ученые выделили при этом, следующие:
1.Физическая агрессия, то есть использование против другого лица физической силы.
2.Косвенная, направленная окольным путем на другое лицо или же не направленная ни на кого.
3.Раздражение, то есть готовность при малейшем возбуждении проявлять негативные чувства. Ее можно определить также как грубость, вспыльчивость.
4. Негативизм, представляющий собой оппозиционную манеру в поведении. Он может проявляться по-разному, от пассивного сопротивления до борьбы против действующих законов и обычаев.
5.Обида, то есть зависть или ненависть по отношению к окружающим за определенные действия, вымышленные или действительные.
6.Подозрительность, которая может варьироваться в диапазоне от осторожности и недоверия к людям до убеждения в том, что они наносят или планируют нанести вред.
7.Еще один вид реакции - вербальная агрессия. Она представляет собой выражение негативных чувств как через словесные ответы (угрозы, проклятия), так и через форму (визг, крик).
8.Чувство вины представляет собой возможное убеждение человека в том, что он является плохим, что неправильно поступает» [19]
Сюда же относятся угрызения совести, ощущаемые им. Завершая описание методики Басса-Дарки, отметим, что опросник включает в себя 75 утверждений. На них испытуемый должен ответить однозначно: либо «да», либо «нет». На основании этого оценивается степень агрессивности человека. Перейдем теперь к методу интерпретации полученных результатов.
Обработка методики Басса-Дарки не представляет большого труда. Вопросы сформулированы так, что они относятся лишь к одной форме агрессии [19]. Кроме того, результаты методики Басса-Дарки несложно интерпретировать еще и потому, что влияние общественного одобрения того или иного ответа максимально ослаблено.
Схема А.А. Хвана несколько более сложна, однако она не сильно усложняет такой способ исследования агрессии, как методика Басса-Дарки.
В работе В.Е. Кагана указывается, что «интерпретация результатов по А.А. Хвану следующая. Сырые баллы, набранные по каждой отдельной шкале, нужно умножить на коэффициент. Его цель - привести к ста баллам максимальное значение параметров по каждой шкале, которую предлагает методика Басса-Дарки для диагностики агрессивности» [29].
«Интерпретация, однако, не вполне однозначна. Пользуясь этой методикой, нужно понимать, что агрессивность, являющуюся свойством личности, а также агрессию, понимаемую как акт поведения, проанализировать можно только в рамках психологического анализа всей мотивационно-потребностной сферы человека. Иначе результаты могут быть неточными. Поэтому данная методика (опросник Басса-Дарки) применяется вместе с другими, такими как проективные методики (например, Люшера) и личностные тесты различных психических состояний» (Спилберг, Кэттелл).
Методика Басса-Дарки является достаточной для диагностики агрессии подростков в рамках комплексного психологического исследования.
.5 Основные средства снижения уровня агрессивности у подростков
Агрессивное поведение подростков - является весьма распространенной проблемой. Очень много подростков в период полового созревания становятся неуправляемыми. Огромное влияние на это оказывает не только семья, но и школа в целом, и, конечно, телевидение.
По мнению Т.П. Черкуновой и А.А. Кондратьевой, «коррекция агрессивного поведения подростков должна включать в себя следующие компоненты: Спокойная реакция. Чаще всего агрессивное поведение подростка направлено именно на то, чтобы обидеть родителей, «вывести из себя».
В таком случае надо постараться сделать все, чтобы после вспышки гнева у ребенка появилось чувство стыда за свои деяния. Также можно во время неадекватного поведения задавать наводящие вопросы об усталости, чувстве голода или жажды (как и в случае с маленькими детьми).
Родитель должен помнить, что надо акцентировать внимание не на самом подростке, а на его поведении. Т.е. плох не ребенок, а его манера общения с окружающими. Во время анализа ситуации надо концентрироваться на данном случае, не вспоминая предыдущих подобных.
При подростках также надо контролировать свои негативные эмоции, вспышки гнева. А за агрессивное поведение нужно не бояться просить прощения у ребенка.
Коррекция агрессивного поведения подростков запрещает такие совершенно неэффективные методы, как угрозы, обзывания, применение физической силы.
Лучший метод вывести подростка из состояния агрессии - проявлять спокойствие. Ребенка это обескуражит и успокоит». [46]:
Очень важной, как считают Г.Н. Егорова и М.И. Мытнянская, является профилактика агрессивного поведения. Они считают, что проблему лучше предотвратить, нежели потом искать пути ее решения. Необходимы следующие меры [23]:
. Правильное формирование круга интересов и друзей. Нужно больше привлекать подростка к чтению, спорту и занимать той деятельностью, которая будет положительно на него влиять.
.Если подросток будет все время занят и свои эмоции он будет направлять в то, чем он занимается, он будет меньше огрызаться, скрываться и показывать свою озлобленность - у него просто не будет на это сил. Деятельность, в которую может быть вовлечен подросток, может быть разной: трудовая, спортивная, художественная.
3.Даже в самых трудных ситуациях надо обращать внимание на положительные стороны действий подростка, искать плюсы и не акцентировать внимания на одном негативе.
4.На агрессивное поведение подростка не нужно отвечать той же агрессией.
5.Следует уметь прислушиваться к подростку, важно выслушать причину агрессии, ведь именно так и можно будет в дальнейшем решить эту проблему.
«Теоретические аспекты изучения агрессивных проявлений в поведении подростков», были сделаны следующие выводы:
1.Подростковый возраст, как правило, характеризуют повышенной возбудимостью и вспыльчивостью. Подросткам в этот период свойственно придирчивое отношение к себе и своей внешности, вследствие чего понижается самооценка. Не менее требовательными дети становятся и к своим родным, поэтому зачастую любое поведение близких вызывает в них раздражение и даже гнев, вследствие этого нарастает напряжение в отношениях и частые конфликты.
2.Агрессивное поведение - это примерно то же, что и сама агрессия. Т.е. это определенный комплекс действий, направленный на то, чтобы нанести человеку или группе лиц физический или телесный ущерб. Существуют различные причины, которые могут провоцировать возникновение агрессивного поведения. Так, ученые выделяют три основные группы факторов: биологические, социальные и психологические.
3.Подростковый период в жизни человека называют самым тяжелым возрастным этапом. Ведь именно в это время происходит физиологическая перестройка организма, которая влечет за собой физические и психологические изменения. Подросток начинает быстро и непропорционально вытягиваться вверх, слишком высокий рост заставляет многих сутулиться, движения становятся угловатыми и неуклюжими. Резкий гормональный всплеск провоцирует появление прыщей, угрей, перхоти. Естественно, что самооценка подростка постоянно может изменяться - падать и подниматься. Нужно много усилий, чтобы контролировать поведение подростка и в нужный момент суметь ему помочь и поддержать, чтобы он всегда чувствовал себя комфортно и спокойно.
Глава 2. Эмпирическое исследование агрессивных проявлений подростков как функции их самооценки и уровня притязаний
2.1 Постановка проблемы исследования
Проблема исследования, которое проводится в данной выпускной работе, заключается в том, что в последние годы поведение подростков постоянно вызывает общественный резонанс, стали учащаться случаи различных девиантных проявлений характера современных подростков, которые носят выраженный асоциальный оттенок.
В большинстве случаев такие подростки имеют неадекватную самооценку и уровень притязаний.
Это несоответствие приводит к таким деструктивным формам поведения как:
1)аутоагрессия, которая выражается, в лучшем случае, в присоединении к маргинальным субкультурам, уходе от реальности, в худшем - в суицидальном поведении;
2)алкоголизм и наркомания, которые приводят подростка к антисоциальному поведению, разрушают здоровье, становятся факторами десоциализации личности подростка;
3)агрессия в отношении родителей и отказ от родительского попечения, которые выражаются в провоцировании ссор с родителями, порче домашнего имущества, уходах из дома;
4)агрессия по отношению к окружающим: скандальное поведение, драки, оскорбления, в некоторых случаях доходит до убийств, например, детей более младшего возраста.
Таким образом, такие состояния подростков необходимо вовремя продиагностировать и принять коррекционные меры, что вполне доступно в контексте существования современных психологических методик, а также коррекционного инструментария.
В качестве цели данного исследования можно назвать исследование взаимосвязи агрессивных проявлений в поведении подростков с их самооценкой и уровнем притязаний.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1)проанализировать уровень самооценки у подростков 13-14 лет;
2)определить основные типы агрессивных проявлений у подростков 13-14 лет;
3)выявить типы притязаний у подростков 13-14 лет;
В качестве гипотезы исследования выдвинем следующее утверждение: у подростков с неадекватной самооценкой и системой завышенных притязаний выражены различные формы агрессивного поведения.
.2 Методики и условия проведения исследования
Для проведения эмпирического исследования взаимосвязи самооценки, уровня притязаний и проявлений агрессии у подростков 13-14 лет были использованы следующие психодиагностические методики:
2. Тест Басса-Дарки в модификации Г.В. Резапкиной
3. Методика «Личностный дифференциал».
Методика личностного дифференциала (ЛД) создана и проработана на основе современного русского языка, поэтому отображает существующие в нашей культуре представления о личности и ее структуре.
Сотрудники психоневрологического института им. В.М. Бехтерева успешно адаптировали данную методику к нашему менталитету. В данной работе она будет использована для оценки уровня и типа притязаний подростков.
Методика личностного дифференциала была создана как компактный и валидный инструмент, направленный на изучение свойств личности и ее межличностных отношений.
Цель данной методики заключается в возможности ее использования, прежде всего, в психодиагностической практике, а также в клинической и социально-психологической работе.
Из толкового словаря русского языка Ожегова были отобраны 120 слов, обозначающих черты личности. Из этого исходного набора отобраны черты, в наибольшей степени характеризующие полюса 3-х классических факторов семантического дифференциала: оценки, силы, активности.
Порядок работы с методикой очень прост и заключается в выборе знака того или иного качества и определении степени его проявления по баллам:
—3- проявляется очень сильно и очень часто;
—2 - выражено достаточно заметно и часто встречается;
—1 - проявляется иногда и слабо;
—0 - трудно сказать, есть и то, и другое.
Для обработки результатов, полученных при использовании данной методике, используется три шкалы - оценка, сила, активность.
При применении методики личностного дифференциала для исследования самооценок значения фактора Оценки (О) результаты свидетельствуют об уровне самоуважения.
Высокие значения этого фактора говорят о том, что испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя носителем позитивных, социально желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворен собой.
Фактор Силы (С) в самооценках свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самим испытуемым.
Его высокие значения говорят об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях.
Фактор Активности (А) в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности.
Положительные (+) значения указывают на высокую активность, общительность, импульсивность.
Отрицательные (-) - на интровертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции.
Количественные уровни могут иметь следующие значения (от -21 до +21 балла):
—17-21 - высокий уровень;
—8-16 - средний уровень;
—7 и менее - низкий уровень.
Говоря об условиях проведения исследования и применения описанных выше методик, нужно отметить следующее:
1.Исследование проводилось в начале учебного дня, после первого урока, так, чтобы подростки уже проснулись, но еще не устали от учебы.
2. Исследование проходило в светлом, хорошо проветренном помещении, с хорошей звукоизоляцией, чтобы ничего не отвлекало подростков от заполнения бланков.
3.Каждому подростку выдавались инструкция, бланки, пишущие принадлежности, стимульный материал.
Исследование уровня притязаний подростков, которые приняли участие в исследовании, показало интересные результаты.
Так, среднегрупповой показатель оценки у подростков составил 11,4 балла, что говорит о том, что подростки, в целом, удовлетворены собой, считают, что могут нести позитив, чего-то добиться в жизни.
При этом показатель активности составил всего 0,3 балла, что говорит о том, что подростки не отличаются общительностью, мало импульсивны, стараются не вступать в социальные отношения, насколько это возможно.
Кроме того, особенное место в ряду результатов занял среднегрупповой показатель силы, он оказался отрицательным и составил - 3,6 балла. Это говорит о том, что при нормальном уровне самооценки и сниженном уровне активности, все подростки, которые приняли участие в исследовании, очень зависимы.
Прежде всего, эта зависимость связана с мнением окружающих, со страхом перед наказанием со стороны родителей и педагогов.
Таким образом, подростки, которые приняли участие в исследовании, имеют нормальный уровень самооценки, чуть завышенный уровень агрессивности, высокую степень обидчивости, немного ниже среднего уровень активности.
Во второй главе работы, которая называется «Эмпирическое исследование агрессивных проявлений в поведении подростков как функции их самооценки и уровня притязаний», были сделаны следующие выводы:
1.Проблема исследования, которое проводится в данной работе, заключается в том, что в последние годы поведение подростков постоянно вызывает общественный резонанс, стали учащаться случаи различных девиантных проявлений характера современных подростков, которые носят выраженный криминальный оттенок. В большинстве случаев подростки имеют низкий уровень самооценки и высокий уровень притязаний.
2.Эмпирическое исследование было проведено в ГБОУ «Школа № 113 г. Москва. Для исследования были взяты учащиеся 6 «А» класса в количестве 25 человек.
3.Подростки, которые приняли участие в исследовании, имеют нормальный уровень самооценки, чуть завышенный уровень агрессивности, высокую степень обидчивости, сниженный уровень активности.
4.Проведенное исследование позволяет сделать вывод о выраженной зависимости проявлений агрессивности от самооценки и уровня притязаний у подростков 13-14 лет. Таким образом, гипотеза эмпирического исследования подтвердилась результатами исследования.
Заключение
Курсовая работа на тему: «Агрессивные проявления в поведении подростков» состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В ходе исследования были сделаны следующие теоретические и практические выводы.
Подростковый возраст, как правило, характеризуют повышенной возбудимостью и вспыльчивостью. Подросткам в этот период свойственно придирчивое отношение к себе и своей внешности, вследствие чего понижается самооценка. Подростки смотрят фильмы со сценами насилия и эти сюжеты показывают им образец «нормального» поведения.
Подростки становятся требовательными к своим родителям, поэтому зачастую любое поведение близких вызывает в них раздражение или даже гнев, вследствие этого зачастую происходят недопонимания и конфликты, которые бывает не всегда легко решить.
Агрессивное поведение - это примерно то же, что и сама агрессия. Т.е. это определенный комплекс действий, направленный на то, чтобы нанести человеку или группе лиц физический или телесный ущерб.
Существуют различные причины, которые могут провоцировать возникновение агрессивного поведения. Ученые выделяют три основные группы факторов: биологические, социальные и психологические.
Подростковый период в жизни человека, не зря называют самым тяжелым возрастным этапом. Ведь именно в это время, происходит физиологическая перестройка организма, которая влечет за собой физические и психологические изменения.
У ребенка происходят гормональные изменения: он кардинально меняется внешне и внутренне, часто ему не нравятся перемены в себе самом: слишком высокий, или наоборот, появления прыщей на лице, изменение фигуры - слишком худой или полный. Естественно, что самооценка подростка существенно страдает от таких преобразований и требуется много усилий со стороны окружающих его взрослых людей, чтобы он вновь почувствовал себя спокойно и уверенно.
Проблема исследования, которое проводится в данной работе, заключается в том, что в последние годы поведение подростков постоянно вызывает общественный резонанс, стали учащаться случаи различных девиантных проявлений характера современных подростков, которые носят выраженный криминальный оттенок. На такое поведение очень влияет не только семья, но и телевидение, СМИ и компьютерные игры. В большинстве случаев подростки имеют низкий уровень самооценки и высокий уровень притязаний.
Эмпирическое исследование было проведено в ГБОУ «Школа № 113» г. Москва. Для исследования были взяты учащиеся 6 «А» класса в количестве 25 человек. агрессивный психологический тревожность подросток
Подростки, которые приняли участие в исследовании, имеют нормальный уровень самооценки, чуть завышенный уровень агрессивности, высокую степень обидчивости, сниженный уровень активности.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о выраженной зависимости проявлений агрессивности от самооценки и уровня притязаний у подростков 13-14 лет. Таким образом, гипотеза эмпирического исследования подтвердилась результатами исследования.
Список литературы
1.Абраменкова М.А., Суслова Т.А. Общение подростков: классификация, особенности реализации в разные возрастные периоды, гендерные отличия //Материалы научно-практической конференции «Психолого-педагогические проблемы воспитания и обучения детей и подростков в современном мире». - Тюмень: Тюменский государственный университет, 2011. - С. 80-87
2.Алексеева А.П. Тревожные дети: проблемы диагностики и коррекции. - М.: Альтернатива, 2014. - 390 с.
3.Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2004. - 460 с.
4.Андрущенко Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в школьном возрасте // Вопросы психологии. - 1978. - № 4. - С. 55-68
5.Анцыферова А.А., Петровская Г.А. Родительское поведение и характер подростковой социализации: обзор результатов социально- психологических исследований // Сборник статей Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2013. - № 6. - С. 17-29
6.Арина Г.А., Айвазян Е.Б., Маклакова М.В. Особенности развития эмоционально-ценностного отношения к ребенку у женщин с отягощенной беременностью // Дефектология. - 2003. №4. - С. 59-70
7.Баранникова А.В., Финогентова М.И. Подростковые комплексы, их причины и методы коррекции в современной психотерапевтической практике // Вестник психологии. - 2014. - № 8. - С. 46-57
8.Батуев А.С., Соколова JI.В. Учение о доминанте как теоретическая основа формирования системы «мать-дитя» //Вестник СпбГУ. Серия 3. - 2010. Выпуск 2. - № 10. - С. 85-96
9. Белобрыкина О.А. Психологические условия и факторы развития самооценки на ранних этапах онто- и социогенеза: Дис... канд. психол. наук.
–Новосибирск, 1998. - 290 с.
10.Белохвостова М.И. Психология подростка. - Киров: Слово, 2011. - 430 с.
11.Бергер П. Приглашение в социологию: гуманистическая перспектива / Пер. с англ., под ред. Г.С. Батыгина. - М.: Просвещение, 2011.
- 460 с.
12.Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: ЧеРо, 1997. -
460 с.
13.Брель Е.Ю. Социально-психологические факторы формирования тревожности и пути ее профилактики и коррекции. - Томск, 1995. - 378 с.
14.Бурлачук JI.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2013. - 600 с.
15.Велижанина П.А., Матросов С.С. Основные ошибки родителей в воспитании подростков: опыт психологического наблюдения // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. - 2014. - № 6. - С. 24-35
16.Выготский Л.С. Педология подростка. В 3-х т. Т. 2. - М.: Издательство МГУ, 1930. - 210 с.
17.Гаврилова Т.П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков // Психология межличностного познания.
- М., 1981. - С. 100-114
18.Галковская Н.А., Мирошникова М.И. Классификация гармоничных и дисгармоничных семей // Психология и педагогика. - 2013. -
№ 7. - С. 34-45
19.Гофман Д.Я. Особенности самооценки дошкольников // Вестник Алтайской государственной педагогической академии. - 2012. - № 10. - С. 82-93
20. Григоренко П.А., Соколова А.В. Проблемы психотерапевтической коррекции семейных конфликтов и их последствий // Материалы научно-практической конференции «Проблема социальной идентификации личности в современном российском обществе». - Хабаровск: Хабаровский государственный университет, 2014. - С. 10-20
21.Данилова Г.А., Пестрицкая Е.А. Основные причины и последствия конфликтов родителей и подростков в российских семьях // Вопросы психологии. - 2012. - № 10. - С. 72-86
22.Данилова О.Ю. Проблема формирования эмоционального благополучия личности в психологической науке и ее взаимосвязь с индивидуально-типологическими особенностями человека // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 192-203
23.Егорова Г.Н., Мытнянская М.И. Проблемы воспитания подростка в педагогической науке: социально-психологический аспект // Психология и педагогика. - 2013. - № 2. - С. 11-20
24.Заборовская И.А., Хренникова Т.П. Влияние педагога на социализацию подростков (исследование формирования самооценки и других социально-психологических особенностей подросткового возраста) // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы организации психологических исследований». - Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2013. - С. 49-58
25.Захарова А.В. Деятельный подход к изучению самооценки // Психодиагностика и школа. Новосибирск: Знание, 2009. - С. 162-173
26.Звягинцева А.В., Соборова С.А. Поведение родителей и подростков как предмет социально-психологического исследования // Психологическое обозрение. - 2013. - № 10. - С. 93-101
27.Иванова Н.Ф. Преодоление тревожности и страхов у детей и подростков: диагностика, занятия, рекомендации. - Волгоград: Учитель, 2009. - С. 39-49
28. Изард К. Психология эмоций. 3-е изд. - М.: Прогресс, 2011. - 410
с.
29.Каган В.Е. Подросток и семья. - М.: Форекс, 2008. - 460 с.
30.Канторович Д.А., Евстигнеева И.А. Проблема материнского стиля воспитания в социализации подростка // Материалы научно- практической конференции «Актуальные психолого-педагогические проблемы современного общества». - Саратов: Саратовская педагогическая академия, 2012. - С. 46-53
31.Козлова О.Н. Личность - граница и безграничность социального // Социально-гуманитарные знания. - 2009. - №5. - С. 91-107
32.Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. - М.: Знание, 1996. - 280 с.
–Кутейникова С.В. Возрастная психология и психология развития. Воронеж: Издательская группа АСТ, 2013. - 198 с.
–Лебедева А.К., Сыромяжникова М.М. Современный подросток как объект психологического исследования // Материалы научно- практической конференции «Актуальные проблемы возрастной психологии». Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова- Ленина, 2013. - С. 133-142.
Похожие материалы:
Дипломная работа: Гендерные особенности проявления альтруизма у подростковКурсовая работа: Специфика проявления девиантного поведения подростков
Курсовая работа: Психологические особенности проявления самостоятельности у подростков
Курсовая работа: Социальная профилактика суицидального поведения подростков
Реферат: Эмоции: функции и особенности их проявления