Курсовая работа: Агрессивные проявления в поведении подростков

Актуальность исследования определяется важными и на сегодняшний день проблемами в обществе, а именно: в семьях и образовательных учреждениях, где человек формируется как Человек с большой буквы и как личность. Именно в подростковый период, а именно с 11 до 17 лет, человек входит во взрослую жизнь. Как мы знаем, общество больше всего влияет на подростка в этом возрасте, перед тем, как он становится взрослым человеком.

Дата добавления на сайт: 25 сентября 2024


Скачать работу 'Агрессивные проявления в поведении подростков':


Введение
Актуальность исследования определяется важными и на сегодняшний день проблемами в обществе, а именно: в семьях и образовательных учреждениях, где человек формируется как Человек с большой буквы и как личность. Именно в подростковый период, а именно с 11 до 17 лет, человек входит во взрослую жизнь. Как мы знаем, общество больше всего влияет на подростка в этом возрасте, перед тем, как он становится взрослым человеком.
Поэтому несомненно важно наблюдать за подростками в этот сложный период, уметь находить к ним подход и общаться с ними, ведь они часто не понимают не только взрослых людей, но и самих себя; от этого возникают конфликты с родителями, с учителями, с друзьями.
Подросток часто чувствует себя брошенным, нелюбимым, раздраженным и неуверенным в себе, что приводит к низкой или заниженной самооценке. Отсюда и вытекает агрессивное поведение, которое мы часто наблюдаем у подростков, но не знаем, как с этим работать и как это исправить. Агрессивность подростков нередко приводит к негативным последствиям, таким как подростковая преступность или суицид.
Сложность решения этой глобальной проблемы состоит в том, что огромное влияние на подростков оказывают средства массовой информации, показывают фильмы и передачи со сценами насилия, которые дают образец поведения, будто агрессия в нашем обществе считается нормой. Очень важно понимать, как правильно реагировать на агрессию подростков и найти подходы, которые смогут снизить уровень агрессии у подростков.
Следует отметить, что ученые и педагоги еще не смогли решить эту проблему до конца, что подтверждает актуальность этого исследования.
Цель исследования - проанализировать агрессивные проявления в поведении подростков как функцию их самооценки и уровня притязаний.
Вопросы исследования, которые необходимо решить:
1.Связана ли самооценка и уровень притязаний с частотой агрессивных проявлений подростка?
2.Выявить, какие взаимоотношения в семье влияют на развитие агрессии у подростков?
3.Оказывают ли влияние на агрессию подростков компьютерные игры и фильмы, которые они смотрят?
Гипотеза исследования:
Подростки, которые имеют неадекватную самооценку и уровень притязаний, больше склонны к проявлению агрессии.
Объект исследования: подростки 13-14 лет.
Предмет исследования - агрессивные проявления в поведении подростков 13-14 лет.
Задачи исследования:
1.Проанализировать научную литературу по проблеме подростковой агрессивности.
2.Провести эмпирическое исследования агрессивного поведения подростков и проанализировать его результаты.
База исследования: Государственное бюджетное образовательное учреждение «Школа № 113» г. Москвы.
Методы исследования: анализ литературы, наблюдение, опрос, методы математической обработки.
Теоретическая значимость исследования заключается в изучении научной литературы, сборе научных позиций относительно агрессивности и самооценки подростков. Полученные теоретические данные и их анализ могут быть полезны для продолжения исследования в данном направлении.
Важно отметить тот факт, что в работе использован ряд иностранных источников, которые применены в качестве основы для определения наиболее интересного подхода к проблеме изучения агрессии и самооценки как социально-психологических феноменов. Это работы таких авторов как Edwards, W. Gilberty, A. Mayson.
Практическая значимость исследования обусловлена интерпретацией данных, полученных у подростков посредством использования классических диагностических методик. Определяется взаимосвязь агрессивности, самооценки и уровня притязаний в подростков, что очень важно для разработки мер по коррекции агрессивных состояний. Дается обзор методик, которые можно применить в школе для диагностики и коррекции агрессивного поведения подростков.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения агрессивных проявлений в поведении подростков
.1 Основные направления изучения подросткового возраста
Рано или поздно все родители сталкиваются с проблемами воспитания своего ребенка, особенно остро это ощущается, когда наступает подростковый возраст у чада. Начинается этот сложный период примерно в десятилетнем возрасте.
Дети в этом возрасте становятся «взрывоопасными» и ранимыми, поэтому очень важно уметь правильно воспринимать проблемы ребенка и найти к нему подход, не причинив вреда, который в будущем может сильно повлиять на жизнь подростка.
А.В. Николаенко и С.А. Винникова выделяют «младший подростковый возраст, который имеет свои особенности и является первым сигналом для родителей, что их ребенок находится на рубеже своего созревания. В этот период основные трудности наблюдаются в отношении школьника к учебе и к сверстникам» [41].
Все это несколько усугубляется с наступлением среднего подросткового возраста, а это 12-13 лет.
Хотя, однозначно сказать, когда именно наступает этот период нельзя, ведь он зависит не от календарного возраста, а от индивидуальных особенностей организма и связан с началом полового созревания подростка.
Как считал Л.С. Выготский, границы подросткового возраста, который связан с половым созреванием, «плавают» особенно сильно [16].
В организме ребенка происходят изменения, выражающиеся в физиологической перестройке организма. Именно в этот период наблюдаются психические и психофизиологические изменения человека.
Согласно периодизации по Д.Б. Эльконину, подростковый возраст длится с 11 до 15 лет. Ведущая деятельность в этом возрасте - это личностное общение со сверстниками. Самооценка - то, как подросток видит себя на фоне своих друзей, класса, компании, сравнивает себя с другими.
Основная потребность - быть частью группы, получать ее поддержку, чувствовать единство [48].
Стадия с 11 до 20 лет, как считает Э. Эриксон, выделяя именно этот возрастной период в качестве подросткового возраста, является главной для успешного развития личности. На этом этапе подросток собирает о себе максимум информации. Он смотрит на себя как на ученика, друга, ребенка своих родителей, спортсмена и так далее. Если этот этап проходит успешно, в дальнейшем у человека появляется устойчивая жизненная позиция, формируется умение справляться с трудностями.
Если же для прохождения этого периода не созданы соответствующие условия, может возникнуть эффект отвержения. Он проявляется в проявлении враждебности даже к близкому социальному окружению. При этом кризис идентичности вызовет у молодых людей тревогу, опустошение и изоляцию от реального мира.
Подростковый возраст, как правило, характеризуют повышенной возбудимостью и вспыльчивостью, что обусловлено гормональной перестройкой организма и противоречиями во взаимоотношениях с ближайшим окружением. Подросткам в этот период свойственно придирчивое отношение к себе и своей внешности, вследствие чего самооценка может сильно колебаться - понижаться и повышаться.
Не менее требовательными дети становятся и к своим родным, поэтому зачастую любое поведение близких вызывает в них раздражение и даже гнев, вследствие этого нарастает напряжение в детско-родительских отношениях и частые конфликты.
У подростка, по мнению Р. Бернса, «возникает внутреннее противоречие, которое связано с несоответствием действительности и его внутреннего мира. Получается, что физически он созрел и возмужал, а его статус в семье и школе не изменился, поэтому подростки начинают свою борьбу за самостоятельность и взрослость и хотят быть услышанными, чтобы их мнение и голос стал более весомым» [12].
Однако пытаются они этого добиться по-своему, как им кажется, единственно верным способом.
Подростковый возраст у мальчиков проявляется в более агрессивном поведении ребенка. У подростков появляются вредные привычки, ведь это, по их мнению, делает их более самостоятельными и взрослыми.
Подростки объединяются и создают компании по интересам, со временем эти группы могут распадаться, а возможно станут прочной основой для дальнейшей дружбы, что заранее невозможно сказать наверняка.
Увлечение ребенка и выбор компании может быть еще одной причиной ссор и непонимания между ним и родителями. В период, когда подростковый возраст ребенка проходит свой пик, у тинейджера появляются свои увлечения, но, которые, возможно, родители не принимают или не хотят понимать, направляя своих детей в другое русло.
Условно такие увлечения Г.А. Арина делит на три вида:
«- интеллектуально-эстетические увлечения (радиотиехника, музыка, история, рисование и т.п.);
–накопительные увлечения (коллекционирование дисков, марок, автографов звезд и т.д.);
–эксцентрические (когда подросток стремится привлечь к себе внимание и отдает предпочтение экстравагантной одежде, к этому относится и модные веяния готов, эмо и т.д.).» [6]:
Как считают Н.А. Галковская и М.И. Мирошникова, в этот период возможно наладить отношения с подростком и добиться взаимопонимания, проявляя уважительное отношение к интересам и увлечениям ребенка, что в таком возрасте позволит почувствовать ему свою значимость и авторитетность в семье [18].
Подростковый возраст может быть испытанием не только для самого ребенка, но и для его родителей, потому что именно от понимания и уважительного отношения к повзрослевшему чаду зависит, как именно он будет относиться к себе, окружающим и планам на будущую жизнь и учебу.
Если говорить о том, в каких направлениях в научной литературе изучается подростковый возраст, то здесь можно отметить следующие направления, которые классифицируют А.С. Батуев и Л.В. Соколова [8]:
1)медико-физиологическое (изучаются гормональные изменения, общее состояние организма, психические отклонения);
2)психологическое (изучаются характерологические и поведенческие особенности, психологические кризисы, межличностные отношения, агрессивность, конфликтность и т.д.);
3)социально-психологическое (изучаются модели построения подростковых коллективов, отношения родителей с подростками и т.д.);
4)педагогическое (изучаются наиболее эффективные методы обучения и воспитания подростков, этапы и детерминанты его социализации, наиболее эффективные отношения «учитель-ученик»).
Необходимо также отметить, что тема, которая поставлена в основу данной работы, может изучаться с двух позиций - психологической и педагогической, т.к. агрессивное поведение подростков лежит на пересечении плоскостей этих наук.
Еще одна классификация для изучения подросткового возраста приводится в работе С.В. Кутейниковой [34].
Так, в первую очередь, подростковый возраст и его особенности изучаются возрастной психологией, где рассматриваются подростковые кризисы, их причины и особенности.
Социальная психология личности разбирает подростковый возраст с точки зрения особенностей социализации личности. Клиническая психология изучает подростковый возраст с точки зрения психологических проблем и психических отклонений, которые могут быть связаны с физиологическими особенностями данного возрастного периода.
Л.Ф. Бурлачук отмечает, что и другие разделы и области психологии могут изучать подростковый возраст с различных точек зрения [14].
.2 Исследования агрессивного поведения как комплекса особенностей подростка
Агрессию и, соответственно, агрессивное поведение человечество изучает уже давно. Но все же в этой теме остается еще множество нераскрытых вопросов.
Объяснений данного понятия существует довольно-таки много. Изначально нужно обратить внимание, что термин «агрессия» с латинского языка переводится как «нападение».
Согласно Арнольду Бассу, «агрессия - это любое поведение человека, которое может нанести ущерб окружающим людям».
Зильман утверждает, что «агрессия - это попытка человека нанести другим людям различного рода телесные и физические травмы».
Агрессивное поведение - это примерно то же, что и сама агрессия. Т.е. это определенный комплекс действий, направленный на то, чтобы нанести человеку или группе лиц физический или телесный ущерб.
Существуют разные причины, которые могут провоцировать агрессивное поведение и источники его возникновения. Ученые выделяют три основные группы факторов: биологические, социальные и психологические.
К биологическим причинам О.А. Белобрыкина относит:
«1. Наследственность. Особенно если она отягощена различными генетическими проблемами, алкоголизмом, употреблением наркотиков или иных психотропных веществ. Или же если в анамнезе родителей есть различные вирусные инфекции.
2.Половые гормоны. Ученые доказали, что на агрессивность человека влияет количество определенных гормонов. А именно в таком случае важен уровень тестостерона: он существенно возрастает в подростковом возрасте, в период полового созревания человека.
3. Нейромедиаторы. Специалисты утверждают, что влияет на агрессивное поведение изменение процесса обмена нейромедиаторов: серотонина, дофамина и норадреналина». [9]
Важно отметить, что специалисты утверждают: нельзя отдельно рассматривать только лишь односторонние причины агрессивного поведения. Чаще всего проблему провоцирует комплекс абсолютно разных факторов.
Так, следует отметить, что особое значение имеет социальное окружение человека. Нередко агрессивное поведение, по мнению П. Бергера, формируется в семье с самого раннего возраста как нормальная форма общения с окружающими. Психологи утверждают, что чаще агрессивное поведение проявляется у подростков из неблагополучных семей.
Нередко агрессивное поведение формируется у подростков вследствие общения в определенных группах, коллективах, где самооценка подростков может быть понижена окружением. Также значение имеет приверженность ребенка к определенной субкультуре.
Как считает А.В. Песоцкая «особенность черт характера личности также может влиять на формирование у человека агрессивного поведения. В таком случае чаще всего принято говорить о:
–тревожности;
–эгоцентризме;
–импульсивности;
–эмоциональной неустойчивости;
–склонности к эмоциям гнева, ярости». [42]:
Стоит отметить, что большое значение также имеют особенности контроля и самооценки такого человека.
Однако все же максимально активным тут является уровень социализации каждого индивида (вместе с усвоением правовых и морально- этических норм поведения), а также характеристики мотивационной сферы.
По мнению О.Ю. Даниловой, «агрессивное поведение человека могут провоцировать также и иные причины, так называемые одноразовые:
1.Боль. Ученые доказали экспериментально, что сильная боль может вызвать агрессивное поведение. И хотя опыты проводились на животных, это же правило действует и в отношении Homo Sapiens - человека разумного.
2.Жара. Ученые давно говорят о том, что климатические условия сказываются на состоянии человека. Так, если на индивида «давит» табачный дым, знойный тяжелый воздух, плохие запахи - это все может провоцировать вспышки гнева и агрессивного поведения. Однако это утверждение - скорее гипотеза, ведь прямого доказательства данного факта ученые пока еще не получили.
3.Атака. Нередко агрессивное поведение человека - это ответ на такие же действия иного индивида. Как говорится, «око за око».
4.Теснота. Опять же этот факт доказан при помощи экспериментов на животных. Но все же относится и к человеку. Если кого-то поместить в тесное пространство (например, клетку), через время возникает агрессия и агрессивное поведение.
5.Алкоголь и различные психотропные вещества являются нередко прямой причиной возникновения агрессивного поведения у многих индивидов.
6.Возбуждение, в том числе и сексуальное, также может провоцировать возникновение этой проблемы». [21]:
Т.Ю. Андрущенко отмечает, что психолог Басс особенности агрессивного поведения описывает на основании трех самых простых шкал [4]:
1.Физическое - вербальное (словесное) агрессивное поведение.
2.Активное - пассивное агрессивное поведение.
.Прямое - непрямое агрессивное поведение.
Однако это неустойчивые формы, они могут изменяться в зависимости от ситуации. К примеру, активное физическое агрессивное поведение - это нанесение ударов иному человеку, его избиение.
Неактивная форма - это, например, найм убийцы или же сговор с иным человеком, который принесет ущерб.
Пассивное физическое агрессивное поведение - это, к примеру, стремление сделать все, чтобы не позволить другому человеку достичь вершин в карьере.
Так, вербально активное действие - это словесная обида. А вербальное неактивное - это обычное распространение слухов и неприятных сплетен» П.А. Григоренко и А.В. Соколова в своей работе указывают, что «существуют еще и различные формы агрессивного поведения. Так, чаще всего их ученые компонуют по особым парам:
1.Физиологическая и патологическая агрессия. В первом случае действия человека не носят злого умысла, а совершаются, чтобы самоутвердиться, чем-то овладеть. Тут еще может возникать и понятие оборонительного агрессивного поведения.
В таком случае у человека просто включается защитная реакция и инстинкт самосохранения. Во втором случае речь идет уже о целенаправленном, истинном агрессивном поведении. Тогда главной целью является именно нанесение ущерба иному человеку.
2.Отдельно специалисты выделяют физическую (телесную) и вербальную (словесную) агрессию. Стоит отметить, что у детей младшего возраста преобладает именно первая форма поведения.
У взрослых же чаще всего встречается вербальное агрессивное поведение. В этом случае огромную роль играет процесс социализации и трансформация некоторых поведенческих реакций для адаптации к существующим морально-этическим нормам.
3.Отдельно также существует скрытое агрессивное поведение (в таком случае человек в голове проигрывает различные виды своих поступков относительно другого человека или группы лиц) и открытое (подразделяется на два последующих вида).
4.Существует открытое прямое и открытое косвенное агрессивное поведение. В первом случае действия направлены непосредственно на объект, которому хочется навредить. Во втором случае вред может наноситься косвенно. Чаще всего это делается через анонимные письма, распускание сплетен. Важно еще отметить, что именно косвенное агрессивное поведение может проявляться открыто или же исподтишка (это жалобы, ложь, доносы, придирки, злорадство)».
А.С. Батуев и Л.В. Соколова пишут о том, что «основатель психоанализа Зигмунд Фрейд, выделяет три основных вида агрессии (соответственно, и агрессивного поведения):
1.Конструктивная. В таком случае агрессивное поведение имеет социально приемлемые формы.
2.Деструктивная. Тут агрессивное поведение имеет социально неприемлемую форму.
3.Дефицитарная. От нее страдают чаще всего пациенты с различными психосоматическими отклонениями или болезнями. В таком случае принято говорить о дефиците существующих поведенческих навыков» [8].
Как считают М.А. Абраменкова и Т.А. Суслова, «агрессивное поведение тоже можно разделить на два вида относительно его направленности:
1.Экстрапунитивное поведение, т.е. внешнее, направленное на иных людей.
2.Интрапунитивное поведение, т.е. направленное исключительно на себя. Это так называемая аутоагрессия». [1]
Агрессивное поведение детей и...

Похожие материалы:

Дипломная работа: Гендерные особенности проявления альтруизма у подростков

Курсовая работа: Психологические особенности проявления самостоятельности у подростков

Курсовая работа: Специфика проявления девиантного поведения подростков

Диссертация: Исследование патохарактерологических предпосылок дединквентного поведения у старших подростков

Реферат: Основные проявления заболеваний женских половых органов и принципы первой помощи