Реферат: Агрессивное поведение умственно отсталых младших школьников

Актуальность исследования определяется потребностью в глубоком психолого-педагогическом анализе содержания, структуры и динамики нарушений поведения детей младшего школьного возраста, в определении средств своевременной профилактики нарушений поведения, так как нарушения поведения детей младшего школьного возраста влияют на установку их личности.

Дата добавления на сайт: 03 августа 2024


Скачать работу 'Агрессивное поведение умственно отсталых младших школьников':


Введение
Актуальность исследования определяется потребностью в глубоком психолого-педагогическом анализе содержания, структуры и динамики нарушений поведения детей младшего школьного возраста, в определении средств своевременной профилактики нарушений поведения, так как нарушения поведения детей младшего школьного возраста влияют на установку их личности.
Проблема агрессивного поведения у умственно отсталых школьников актуальна на сегодняшний день по ряду причин. Во-первых, данные статистики свидетельствуют об увеличении количества умственно отсталых, во-вторых, данные о распространенности расстройств поведения среди детей рассматриваемой категории не утешают. Эта проблема требует самого пристального внимания как в направлении разработки профилактических методов, исследования особенностей проявления агрессивного поведения у умственно отсталых детей, так и в области специфики построения профилактической и коррекционной работы.
Рассматривая данную проблему, необходимо сказать, что поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм, квалифицируется как девиантное [3].
Факты грубого нарушения поведения учащимися в школе и вне ее, разрыва между пониманием норм поведения и антисоциальными поведенческими проявлениями учащихся - при всей неоднозначности - свидетельствуют о необходимости новых подходов к названной проблеме. Гуманистический подход к личности ребенка требует интегрированного знания его возрастных, индивидуальных особенностей - физиологических, психологических - и осуществления воздействия с учетом психофизических особенностей школьника, социальной среды. Эффективность профилактической деятельности зависит также от умения учителя, психолога, социального работника координировать свои действия, строить работу с родителями ребенка, оказывать психотерапевтическую помощь не только школьнику, но и семье. Важно помнить при этом, что родители ребенка с отклоняющимся поведением не имеют психологических и педагогических знаний, а это может существенно осложнить работу с ними. Процесс профилактики отклоняющегося поведения осложнен и тем, что требует индивидуального подхода к каждому родителю, работающему с ребенком, необходимо знать природу отклоняющегося поведения, владеть диагностикой, методами профилактики.
Также для эффективности деятельности необходимо привлекать дополнительный материал по педагогике, медицине, возрастной психологии, физиологии, превентивной педагогике, социальной педагогике и психологии.
Социальная адаптация (абилитация) умственно отсталых детей и практически всегда определяется не только глубиной психического недоразвития, но и их особенностями поведения. Причём изменения поведения зачастую являются первыми признаками врождённого слабоумия.
Цель исследования: на основе теоретического исследования выявить эффективные методы и способы профилактики агрессивного поведения детей с интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста.
Объект исследования: агрессивное поведение умственно отсталых младших школьников.
Предмет исследования: профилактика агрессивного поведения умственно отсталых младших школьников в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Задачи:
) изучить основные теоретико-методологические подходы к изучению агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью;
) выявить причины агрессивного поведения умственно отсталых младших школьников;
) разработать методические рекомендации по профилактике агрессивного поведения умственно отсталых учащихся 4 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Гипотеза исследования: профилактика агрессивного поведения детей младшего школьного возраста даст положительные результаты, если будут учтены:
возрастные и психолого-педагогические особенностей детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью;
причины и факторы агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. агрессивное поведение отсталый школьник
профилактическая работа будет осуществляться в тесном сотрудничестве с семьей.
педагоги и психологи будут использовать разнообразные формы и методы профилактики агрессивного поведения.
В исследовании использовался теоретический метод: анализ научной и учебно-методической литературы.
Научно-теоретической основой работы являются исследования:
- агрессивного поведения личности ( Ю.М. Антонян, С.А. Беличева, и др.);
этиологии и патогенеза агрессивного поведения умственно отсталых учащихся (К. Поспишиль, А А. Богданова, Н.В. Волкова И др.);
профилактики агрессивного поведения (Ю.В. Гербеев, С.В. Соловьева и др.).
Практическая значимость работы заключается в создании методических рекомендаций для психологов и учителей специальной (коррекционной) школы VIII вида по профилактике агрессивного поведения младших школьников.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (29 наименований), четырех приложений на 10 страницах. Текст работы представлен на 49 страницах.
. Агрессивное поведение умственно отсталых учащихся
.1 Понятие и виды агрессивного поведения
В зарубежной психологии анализ проблем агрессии ведется психологами самых разных направлений: психоаналитическое направление (З. Фрейдом, А.Фрейд, Э. Фроммом А. Адлером, К. Юнгом, К. Хорни и др.), поведенческое направление (Дж. Доллардом, Л. Берковитцем, С. Розенцвейгом, Д. Уотсоном, А. Бандурой), гуманистическое направление (К. Роджерсом, В. Франклом, Ф. Перлзом) и др.
В отечественной психологии изучение агрессии находится на начальном этапе. Отдельные вопросы психологии агрессивности изучали Н.Д. Левитов, Д.И. Фельдштейн, Ю.М. Антонян, А.Е. Личко, А.А. Реан, Л.М. Семенюк, Т.Г. Румянцева, С.А. Беличева, И.А. Фурманов, С.Н. Ениколопов, Е.В. Ольшанская, В.Т. Кондрашенко, Г.М. Миньковский, И.А. Невский и другие исследователи, которые считают, что агрессивность детей вполне реальна, и следует обращать на неё внимание уже в школьном возрасте, во избежание проблем в подростковом возрасте.
Исследования этих авторов свидетельствуют, что агрессивное поведение может возникнуть по ряду причин среди которых, неправильное воспитание в семье, насмешки со стороны окружающих, неумение общаться, устанавливать адекватные отношения со сверстниками. Всё это в свою очередь порождает особенности поведения, которое выражается в комплексе негативных форм (раздражительности, озлобленности, агрессивности). Аффективные переживания, возникающие в результате конфликта мотивационных тенденций, становятся источником дисгармоничной личности, затрудняют адаптацию ребенка в обществе. Коррекция агрессивного поведения требует длительного времени и применения специальных методов воздействия, направленных на воспитание толерантности, миролюбия, кооперативности.
Многие авторы отмечают, что агрессивность затрудняет приспособление детей к условиям жизни в обществе и играет значительную роль в отклоняющемся поведении детей. Агрессивные индивиды часто обнаруживают целый ряд свойств, свидетельствующих о значительных эмоциональных нарушениях. Они, как правило, импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, что затрудняет их общение с окружающими и создает значительные трудности с точки зрения их воспитания.
Агрессия рассматривается как любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения [15].
Агрессия - целенаправленное, разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям и вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние психической напряженности, страха, подавленности и т.д.) [1].
Агрессивность условно можно разделить на разные категории.
По направленности на объект разделяют на:
внешнюю (гетеро), характеризующуюся открытым проявлением агрессии в адрес конкретных лиц (прямая агрессия) либо на безличные обстоятельства, предметы или социальное окружение (смещенная агрессия). Ребенок набрасывается с кулаками на своего обидчика или «срывает злость» на окружающих, издевается над животными, портит вещи обидчика и пр.;
внутреннюю (ауто), характеризующуюся выражением обвинений или требований, адресованных самому себе. Ребенок мучается «угрызениями совести», занимается самонаказанием («Мама, я пойду и встану в угол, потому что я разбил чашку!»), а иногда самоистязанием (грызет ногти, кусает, царапает, бьет себя по голове и т.д.) [15].
По способу выражения существует агрессия:
произвольная, возникающая из желания, намерения воспрепятствовать, навредить кому-либо, обойтись с кем-то несправедливо, кого-нибудь оскорбить. Например, ребенок, который не хочет, чтобы родители заходили в его комнату, высказывает им свое недовольство в довольно грубой форме. Сюда же относится и вынашивание планов мести за нанесенную обиду, выжидание удобного момента для нанесения ответного удара;
непроизвольная, представляющая собой нецеленаправленный и быстро прекращающийся взрыв гнева или ярости, когда действие неподконтрольно субъекту и протекает по типу аффекта. Наиболее иллюстративной в данном случае может быть детская истерика, когда ребенок бросает в обидчика все, что подвернется под руку, всех оскорбляет [16].
По конечной цели выделяют:
инструментальную (конструктивную), когда действия имеют позитивную ориентацию и направлены на достижение цели нейтрального характера, а агрессия используется при этом лишь в качестве средства (здесь рассматривают индивидуальную инструментальную-своекорыстную и бескорыстную, а также социально мотивированную инструментальную-асоциальную и просоциальную агрессию);
враждебную (деструктивную), когда в действиях прослеживается стремление к насилию, а их целью является нанесение вреда другому человеку. Большинство преступлений против жизни, чести, достоинства, прав и имущества других людей можно отнести к этой категории агрессии.
По форме выражения различают:
физическую агрессию - предпочтительное использование физической силы против другого лица (драка, толчки, подножки и пр.);
вербальную агрессию - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг) или через содержание (оскорбления, ругань, сплетни, распускание слухов) словесных ответов;
косвенную агрессию - действия, направленные окольным путем на другое лицо, хоть как-то связанное с обидчиком (например, когда несправедливо наказанный учителем школьник бьет учительского любимчика) или ни на кого не направленные (бросание предметов на пол, удары кулаком по столу, топание ногами);
негативизм - оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления (часто детское упрямство, «неразговаривание») до активной борьбы против установившихся обычаев и законов (забастовки, митинги) [16].
.2 Причины агрессивного поведения
Условно причины агрессии можно разделить на биологические и социальные. В качестве факторов индивидуального риска, обусловленных биологической предрасположенностью к формированию агрессивного поведения, можно выделить следующие причины:Родовые травмы, а также нарушения пренатального развития нередко вызывают повышенную чувствительность, эмоциональную неуравновешанность и психическую истощаемость ребенка. На этой почве чаще возникают конфликты ребенка с окружающими, следовательно, вероятность агрессивного поведения также повышается. Наследственные нарушения, например наличие лишней У-хромосомы у мальчиков, также повышают предрасположенность к агрессивному поведению.
Среди других наследственных детерминант называют влияние гормонов (повышенный уровень тестостерона) [9].
Травмы и органические заболевания мозга, например черепно-мозговая травма, эпилепсия, опухоль мозга. В ряде случаев формируется расстройство личности по органическому типу. Среди его симптомов - эмоциональные нарушения в виде раздражительности, вспышек гнева и агрессии.Психические заболевания с началом в детском и подростковом возрасте также повышают вероятность агрессивного поведения (детский аутизм, шизофрения и др.). Аномалии развития, а также врожденные физические дефекты являются факторами, хронически фрустрирующими ребенка и затрудняющими его полноценное взаимодействие с другими людьми. Вследствие этого может повышаться склонность к агрессивным реакциям [10].
В возникновении агрессивного поведения важную роль играют проблемы, которые появляются у детей вследствие обучения. Дидактогения (невротические расстройства, возникающие в процессе обучения) - одна из причин детских суицидов.
Агрессивное поведение может возникать под влиянием неблагоприятных внешних условий: авторитарного стиля воспитания, деформация системы ценностей в семейных отношениях и т.д. Эмоциональная холодность или чрезмерная строгость родителей часто приводят к накоплению внутреннего психического напряжения у детей. Это напряжение может разряжаться посредством агрессивного поведения. Часто причиной агрессии детей является недостаток внимания и понимания со стороны родителей и педагогов и является отчаянной попыткой младшего школьника восстановить социальные связи [12].
Еще одна причина агрессивного поведения - дисгармоничные взаимоотношения родителей (ссоры и драки между ними), агрессивное поведение родителей по отношению к другим людям. Жесткие несправедливые наказания - нередко модель агрессивного поведения ребенка.
Также одной из причин агрессивного поведения младших школьников может стать влияние учителя, индуцирующего агрессивный фон поведения учащихся своей раздражительностью и подозрительностью, как пример агрессивного поведения детям.
Причинами агрессии могут быть и характерологические особенности младшего школьника, например гипервозбудимость, склонность к аффективным вспышкам [17].
.3 Агрессивное поведение умственно отсталых младших школьников
Ряд особенностей агрессивного поведения умственно отсталых отмечает К. Поспишиль. Он пишет, что агрессивные ответные реакции вызываются у умственно отсталых детей менее важными причинами, чем такое же поведение у нормально развивающихся детей. Дети с умственной отсталостью характеризуются вспыльчивостью и несдержанностью. Они труднее преодолевают жизненные трудности. Если у нормально развивающихся детей агрессивные реакции смягчаются их рациональной оценкой, то у умственно отсталых детей вследствие их недостаточности понимания подлинных причин многих своих неудач, наблюдается склонность интерпретировать их как содержащие большую степень несправедливости по отношению к ним, что повышает силу агрессии [19].
Следует отметить, что формы нарушений поведения у умственно отсталых школьников сходны с формами нарушений поведения школьников с сохранным интеллектом. Генез же их у детей с умственной отсталостью имеет наряду с общими закономерностями свои особенности, которые определяются внешними факторами - семья, школа, отношения со сверстниками, и внутренними - особенности личности (недостатки интеллекта, отсутствие или слабость борьбы мотивов, инертность психических процессов, внушаемость и др.), характер поражения мозга и его нейродинамика. В цепочке взаимодействующих внешних и внутренних факторов важнейшее значение имеет эмоционально-мотивационный аспект [5].
Наличие интеллектуальной недостаточности у младших школьников, пишет Г.К. Поппе, не позволяет им оценить последствия такого поведения. Дети не могут объяснить свои поступки, у них не образуются в достаточной мере морально-нравственные критерии, не развиты интересы, слабо развиты личностные качества, наблюдается некритичность к себе и своим действиям. Нарушения поведения, отмечает автор, чаще наблюдаются при легкой дебильности и пограничной умственной отсталости. Для этих детей характерно сочетание несамостоятельности, внушаемости, легкого усвоения примитивных форм поведения, дурных привычек с одновременным стремлением к самостоятельности, чего нет у глубоких олигофренов. Автор отмечает, что агрессия у умственно отсталых детей с возрастом возрастает, причем у мальчиков с 40% до 65%, а у девочек - с 35% до 56% [18].
В исследовании А.А. Богдановой проанализирована взаимосвязь нарушений поведения умственно отсталых младших школьников с индивидуальными особенностями каждого ребенка. Было установлено, что определяющими поведение учащихся являются следующие факторы школьной тревожности: во-первых, страх не соответствовать ожиданиям окружающих (среди умственно отсталых школьников у 38% - повышенная, у 19% - высокая тревожность), что связано с началом формирования у детей понимания и осознания своего места в классном коллективе, а потому для них становится важным, какую оценку их успехам, поведению в целом дают одноклассники. Поэтому учащиеся часто испытывают тревогу, ощущают неуверенность в себе, боятся критики со стороны других детей. Во-вторых, страх ситуации проверки знаний, особенно публичной. Подобные ситуации (ответ у доски, контрольная работа) часто вызывают негативное отношение со стороны учеников, проявляющееся в отказе от выполнения задания или повышенном переживании тревоги за результат [2].
С другой стороны, решающую роль в формировании критериев положительного или отрицательного отношения детей друг к другу в младшем школьном возрасте играют требования, которые выдвигает учитель в процессе учебно-воспитательной работы в классе, оценки, которые он дает тому или иному ученику («хороший ученик», «послушный мальчик», «неряха» и т.п. Этим, видимо, объясняется то, что проблемы и страхи в отношениях с учителями испытывают 41% и 3% испытуемых с недоразвитием интеллекта. В ходе эксперимента было также установлено, что на поведение оказывает влияние определенное сочетание личностных черт школьников. В частности, поведение школьников с умственной отсталостью определяют желание идти на контакт с окружающими, выполнять требования учителя, с готовностью усваивать правила поведения на уроке. А.А. Богданова отмечает, что для испытуемых с недоразвитием интеллекта характерны исполнительность, добросовестность, аккуратность, непринужденность в общении со взрослыми, объясняя это связью с особенностями структуры дефекта школьников, а именно характерным «застреванием» на привычных способах действий и поведения в целом, а также высокой степенью внушаемости учащихся с недоразвитием интеллекта. Таким образом, однажды выработанные стереотипы поведения в школе у учащихся с недоразвитием интеллекта прочнее закрепляются и используются по назначению [2].
А.А. Богданова отмечает, что нарушения поведения у школьников с интеллектуальной недостаточностью могут быть обусловлены ошибками в деятельности учителей. В связи с этим были выделены так называемые ситуативные нарушения поведения, возникающие как ответ на отсутствие правильного подхода со стороны педагога. К подобным нарушениям были отнесены:...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Особенности межличностных отношений младших школьников на начальном этапе обучения

Курсовая работа: Тревожность младших школьников и пути её коррекции

Реферат: Пространственное мышление и его формирование у младших школьников с дизартрией

Курсовая работа: Особенности эмоциональной сферы младших школьников, воспитывающихся в детском доме

Реферат: Регуляция агрессивного поведения младших школьников