Курсовая работа: Агрессия и особенности мотивации субъекта

Актуальность темы. В настоящее время в психологии большое внимание уделяется изучению склонности субъекта к тому или иному проявлению агрессии, порожденному различными факторами взаимодействия субъекта с окружающим миром, а также обусловленными его внутренней направленностью.

Дата добавления на сайт: 03 августа 2024


Скачать работу 'Агрессия и особенности мотивации субъекта':


Курсовая работа по общей психологии
Агрессия и особенности мотивации субъекта
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В настоящее время в психологии большое внимание уделяется изучению склонности субъекта к тому или иному проявлению агрессии, порожденному различными факторами взаимодействия субъекта с окружающим миром, а также обусловленными его внутренней направленностью. Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности - одна из основных в психологии. Один из важнейших вопросов мотивации - причинное объяснение поступков субъекта.
Понимая мотивацию субъекта, которая побуждает его к той или иной активности, зная ее особенности, можно целеустремленно влиять на его поведение и деятельность, предотвращать нежелательные последствия неудач на пути достижения субъектом поставленных целей.
Агрессия является моделью взаимодействий между субъектом и ситуацией, является биологически и социально обусловленной.
Но определенный уровень агрессивности необходим человеку для достижения поставленных целей, для адаптации в социуме. Агрессия может быть не только жестокой, но и нормальной реакцией субъекта в ходе борьбы за выживание. Агрессия является необходимой во многих видах деятельности. Потребности индивидуального развития, общественной практики, повышения собственной значимости, самооценки, статуса в обществе, самоутверждения формируют у субъекта способность к устранению и разрушению препятствий, к физическому и психическому преодолению того, что мешает достижению поставленных целей. Поэтому особую актуальность приобретает изучение причин, целей агрессии, их взаимосвязи с различными видами мотивации субъекта и особенностями мотивации субъекта для предотвращения нежелательных последствий агрессивных реакций (межличностных конфликтов, враждебности, гнева, насилия и т.п.), являющихся обусловленными как внешними факторами так и внутренними переживаниями субъекта.
Агрессивные действия могут быть ослаблены или направлены в социально приемлемые рамки с помощью ориентации человека на позитивную модель поведения, изменение условий, способствующих проявлению агрессии.
Целью данной работы является выявление взаимосвязи между мотивацией достижения успеха и уровнем агрессивности субъекта.
Проблема состоит в изучении мотивации достижения успеха и влиянии ее на агрессивность.
Объект исследования: Мотивация субъекта как основа его агрессивного поведения.
Предмет исследования: взаимосвязь между стремлением субъекта к достижению успеха и проявлением им агрессивного поведения.
Гипотеза: существует взаимосвязь между уровнем мотивации субъекта к достижению успеха и проявлением им агрессивного поведения.
Для проверки данной гипотезы решались следующие задачи:
Был проведен обзор литературы по теме исследования.
Было проведено исследование мотивации достижения успеха и исследование агрессивности в одном из отделов московского банка.
Были обработаны результаты исследования.
По результатам исследования был сделан вывод, что взаимосвязь между уровнем мотивации субъекта к достижению успеха и проявлением им агрессивного поведения отсутствует или носит случайный характер.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что несмотря на то, что взаимосвязь между уровнем мотивации субъекта к достижению успеха и проявлением им агрессивного поведения отсутствует, проводя данное исследование на предприятии, в банке и т.п., можно делать выводы о мотивационной направленности сотрудников, правильно распределять рабочие места, руководствуясь не только способностями сотрудника и его стажем работы, но и его мотивацией к успеху и предотвращать конфликтные ситуации в коллективе.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ АГРЕССИИ И ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ СУБЪЕКТА
.1 изучение мотивации субъекта
.1.1 определение термина «мотивация»в психологической науке
Мотивация - побуждение к деятельности определённым мотивом, процесс выбора оснований для определённой направленности действий.
По мнению Р.С. Немова [11] термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, мотивы, потребности, цели, намерения, стремления и др.), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определённом уровне.
Таким образом, понятие «мотивация» - это «совокупность всех побуждающих факторов (как личностных, так и ситуационных), определяющих активность личности и определяющих направленность её деятельности. Побуждающие факторы можно распределить на два относительно самостоятельных класса:
потребностей и инстинктов как источников активности;
мотивов как причин, которые определяют направленность поведения или деятельности». [8, С.7-8].
Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором - внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, целях, намерениях, потребностях, желаниях, интересах и т. п., а во втором - о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями, т.е. мотивами. Тогда, соответственно, говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения. Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определённой цели.
Е. П. Ильин [7] считает, что все определения мотивации можно отнести к двум направлениям. Первое рассматривает мотивацию со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов. Второе направление рассматривает мотивацию не как статичное, а как динамичное образование, как процесс, механизм.
“Мотивация не является концепцией, которую можно использовать в качестве единственного объяснения поведения. Мотивационные состояния возникают в результате многочисленных взаимодействий большого числа переменных, к которым относятся и потребности или интенсивность влечения, побудительная ценность цели, ожидания организма, доступность соответствующих реакций (то есть усвоенных моделей поведения), возможное наличие находящихся в конфликте или пртиворечии мотивов и, конечно, бессознательные факторы”. [1, С.464-465].
1.1.2 Особенности мотивации субъекта
Мотивационная сфера является достаточно динамичной: значение и влияние отдельных мотивов меняется под действием различных факторов (соответственно меняется и иерархия мотивов).
Так как в научной литературе мотивация чаще всего рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность, то вопрос о мотивации возникает каждый раз, когда необходимо объяснить причины поступков человека. Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пункта объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором - внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т.п., а во втором - о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации.
Любая мотивация субъекта (мотивация агрессии, мотивация достижения успеха и избегания неудач, мотивация власти и т.д.) имеет ряд особенностей:
. Мотивация зависит от ситуативных факторов.
. Процессы мотивации сопровождаются переживаниями, положительными или отрицательными эмоциями (радость, удовлетворение, страх, облегчение, страдание).
. Имеет место определённое психофизическое напряжение, т.е. процессы мотивации сопровождаются состояниями возбуждения, взволнованности, прилива или упадка сил.
4. Сила и активность мотивации выражаются в степени её влияния на направление деятельности.
. “Общий уровень мотивации зависит:
от количества мотивов, которые побуждают деятельность;
от актуализации ситуационных факторов;
от побуждающей силы каждого из этих мотивов”.[8, С. - 14].
. Важной особенностью мотивации является механизм её регуляции на физиологическом уровне.
Любые, даже незначительные отклонения во внутренней среде организма немедленно воспринимаются многочисленными рецепторами.
Отклонения во внутренней среде организма инициируют поведение и отражают появление потребности. «Поведение, направленное на удовлетворение потребности, называют мотивированным поведением. Его отличает высокая целесообразность. Оно направлено на устранение нежелательных сдвигов во внутренней среде через взаимодействие с определёнными объектами внешнего мира». [6, С. - 276].
. «Направленность мотивации определяется теми или иными особенностями личности и их самооценкой субъектом». [7, С. - 111].
Так, субъекты, стремящиеся к достижениям в значимой деятельности, склонны выделять свои деловые качества, такие, например, как практичность, организованность, воля, предусмотрительность, доказательством которых является ответственность и деловая направленность субъекта.
Возникновение и переживание состояний, приводящих к желанию применить ту или иную форму агрессии, в значительной степени зависят от выраженности у субъекта конфликтных черт личности: вспыльчивости, обидчивости, нетерпимости к мнению других и т.п. Эти черты личности заставляют воспринимать конфликтную или фрустрирующую ситуацию острее.
Мы в дальнейшем будем рассматривать подробно субъектов с преобладанием мотива соперничества, мотива достижения успеха, которые высоко оценивают свою предприимчивость, волю. Они рассчитывают на свою энергию, напор, доказательством чему является жесткость их поведения - доминантность и агрессивность.
1.2 изучение агрессии в психологии
1.2.1 научные взгляды на определение терминов «агрессия» и «агрессивность»
Исследователи в области агрессии по-разному формулируют свои определения этого явления, но имеют в виду одну и ту же идею: агрессивное поведение всегда нацелено на причинение вреда другому человеку.
С. Занюк рассматривает агрессию как «специфическую форму действий человека, которая характеризуется демонстрацией преимущества в силе или использованием силы по отношению к другому человеку или группе лиц, которым субъект пытается причинить вред». [8, С. - 198].
Л. Берковитц определяет агрессию как «некоторый вид поведения, физического либо символического, которое мотивировано намерением причинить вред кому-то другому». [2, С.- 32].
В настоящее время большинством исследователей агрессии принимается следующее определение агрессии:
«Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения». [4, С. - 26].
Это определение предполагает, что агрессию следует рассматривать как модель поведения, а не как эмоцию, мотив или установку. Термин «агрессия» часто ассоциируется с негативными эмоциями - такими как злость; с мотивами - такими как стремление оскорбить или навредить; и даже с негативными установками - такими как расовые или этнические предрассудки. Несмотря на то, что все эти факторы играют важную роль в поведении, их наличие не является необходимым условием для подобных действий.
В подавляющем большинстве случаев агрессия призвана нанести моральный, а не физический вред противнику.
Агрессивность - это индивидуальная характеристика человека, «определяющая то, как много, и, главное, насколько настойчиво совершаются им действия по достижению своих целей обычно в ущерб другим. Таким образом, агрессивность есть мера, характеризующая частоту и длительность акций агрессии, на которые оказывается способен тот или иной индивидуум. Это важное качество, присущее естественному лидеру, успешному управленцу, и …диктатору». [14, С.-382].
По мнению Г.В. Бороздиной [3] полное отсутствие агрессивности граничит с апатией или бесхарактерностью, т.к. означает отказ от борьбы. Ситуационная агрессивность возникает как ответ на внутренние конфликты, вызванные сложившимися обстоятельствами и служит достижению поставленных целей.
1.2.2 Виды агрессии
Исходя из выбранного субъектом способа поведения выделяют следующие виды агрессии:
Непрямая агрессия - поведение с намерением причинить кому-то вред, без конфронтации лицом к лицу.
Прямая агрессия - поведение субъекта с намерением причинить вред другому субъекту, находясь с ним лицом к лицу.
Эмоциональная агрессия - «агрессия, вызванная интенсивными внутренними физиологическими и моторными реакциями индивида. Внутреннее возбуждение стимулирует агрессию, которая вызывает попытки причинить ущерб жертве». [2, С. - 49].
Инструментальная (операциональная) агрессия - «применение агрессивного средства воздействия в достижении позитивных целей, которое сопровождается отрицательным эффектом». [9, С. - 405].
1.2.3 Цели агрессии
Одним из главных вопросов научного исследования агрессии является вопрос о том, хотят ли агрессивные субъекты причинить ущерб своим жертвам или стараются достичь ещё каких-то целей.
Л.Берковитц [2] считает, что иногда агрессивные действия совершаются более или менее импульсивно, в состоянии сильного возбуждения, в то время как в других случаях они представляют собой рассчитанные действия и совершаются в ожидании получения определенных выгод.
Можно выделить следующие цели агрессии, связанные с особенностями мотивации достижения успеха субъектом:
Получение удовлетворения агрессивным субъектом, утверждающим или поддерживающим свою власть или контроль над другим человеком.
Желание влиять на ситуацию.
Стремление добиться своей цели, успехов в определенной деятельности.
Стремление утвердить свою власть для того, чтобы повысить чувство собственной ценности.
Агрессия является необходимой во многих видах деятельности. Потребности повышения собственной значимости, самооценки, статуса в обществе, самоутверждения формируют у субъекта способность к устранению и разрушению препятствий, к физическому и психическому преодолению того, что мешает достижению поставленных целей.
1.3 Мотивация субъекта к достижению успеха
Мотивация достижения - стремление к улучшению результатов деятельности, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего во что бы то ни стало - оказывается одним из основных свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь.
Многочисленные исследования показали тесную связь между уровнем мотивации достижения и успехом в жизнедеятельности. Доказано, что люди, мотивированные на успех, ставят перед собой в деятельности некоторую цель, достижение которой однозначно может быть расценено как успех; они уверены в успешном исходе, готовы принять на себя ответственность, решительны в неопределенных ситуациях, проявляют настойчивость в стремлении к цели, получают удовольствие от решения интересных задач, показывают большое упорство при столкновении с препятствиями.
Р.С. Немов [11] считает, что для человека, стремящегося к успеху в деятельности, привлекательность задачи после неудачи в ее решении возрастает, а для человека, ориентированного на неудачу, - падает.
По мнению С. Занюка [8], мотивация достижения проявляется во многих ситуациях (являясь относительно устойчивым личностным образованием), когда человек стремится достигать высоких целей.
Субъекты с преобладанием мотива достижения успеха высоко оценивают свою предприимчивость, волю. Они рассчитывают на свою энергию, напор, доказательством чему может являться во многих случаях жесткость их поведения и агрессивность.
Исследования показали, люди, умеренно сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. Те, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком большой уровень риска.
«Чем выше мотивация человека к успеху - достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной мотивации к успеху надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху». [13, С. - 517.].
Для достижения успеха в деятельности важны как способности, так и наличие высокого уровня мотивации достижения. Сильно мотивированный человек стремится к успеху и, как правило, больше работает.
Очень важно, чтобы руководитель понимал, что успех зависит не только от способностей, но и от мотивации достижения, и учитывал это как в отборе способных людей, так и в работе с ними.
агрессия мотивация личностный конфликтность
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ СУБЪЕКТА
.1 Целью данного исследования является выявление взаимосвязи между мотивацией достижения успеха и агрессивностью субъекта
Проблема состоит в изучении мотивации достижения успеха и влиянии ее на агрессивность.
Объект исследования: Мотивация субъекта как основа его агрессивного поведения.
Предмет исследования: взаимосвязь между стремлением субъекта к достижению успеха и проявлением им агрессивного поведения.
Гипотеза: существует взаимосвязь между уровнем мотивации субъекта к достижению успеха и проявлением им агрессивного поведения.
Для проверки данной гипотезы решались следующие задачи:
Был проведен обзор литературы по теме исследования.
Организовано и проведено исследование по методикам согласно инструкциям, в них заложенным.
Обработаны полученные данные.
Сделаны выводы.
2.2 Методики исследования
) «Личностная агрессивность и конфликтность».
(Авторы: Е.П. Ильин и А.П. Ковалёв).
Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие/ Под ред. Л.А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002. - 694 с. - С.396.
) Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса.
) Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса.
Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учеб. пособие. - Самара: «БАХРАХ-М», 2003. - 672 с. - С.629.
2.3 Описание целевой группы исследования
1.Изучение проводилось в Управлении Информационных Технологий одного из крупных российских Банков (далее по тексту УИТ).
2.УИТ является подразделением, осуществляющим работы по: общению с пользователями банковских информационных систем, разработке алгоритмов работы программного обеспечения, организации мероприятий по внедрению ПО в промышленную эксплуатацию.
В целом, работы персонала может быть охарактеризована как научно - исследовательская, требующая высокой степени умственных усилий и организации персонального рабочего времени.
Разработка ПО (программирование) осуществляется в другом подразделении Банка.
Структура подразделения:
УИТ содержит 45 человек персонала, из которых:
Руководство 10 чел:
начальник подразделения,
зам. нач. подразделения,
начальники...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Особенности мотивации достижения, готовности к риску и ценностных ориентаций

Курсовая работа: Взаимосвязь детско-родительских отношений и особенности этнической идентичности у молодежи

Реферат: Особенности межпоколенных конфликтов

Курсовая работа: Особенности страхов детей старшего дошкольного возраста

Отчёт по практике: Особенности когнитивной сферы при депрессиях позднего возраста 2